См.: Житие Свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских († ок. 345), в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 6 декабря.    Ночва, или ночвы, — сосуд, имеющий форму корыта.    См.: Житие прп. Ефрема Сирина († 373—379) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 28 января.    См.: Житие прп. Алипия столпника († 640) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 26 ноября.    См.: Житие прп. Симеона столпника († 459) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 1 сентября.    См.: Житие прп. Феодора Сикеота, епископа Анастасиопольского († 613) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 22 апреля.    Имя прп. Евфимия Великого по-гречески означает «благодушный, веселый».    См.: Житие свт. Феодора, епископа Едесского (IX в.), в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 9 июля.    Феодор по-гречески означает «Божий дар».    См.: Житие свт. Петра, митрополита Московского († 1326), в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 21 декабря. Житие составлено свт. Киприаном, митрополитом Московским.    Патриарх Каллист I (с 1350 по 1354 г.; с 1355 по 1362 г.) не мог править одновременно с византийским императором Андроником II Палеологом (занимал престол с 1282 по 1328 г.); здесь допущена явная хронологическая ошибка. Димитрий Михайлович Грозные Очи был Великим князем в 1322—1325 гг.; святитель Петр занимал митрополичий престол в 1308—1326 гг.; Ахмыл, татарский посол, приходил на Русь в 1322 г. Глава 3. О том, как Варфоломею было даровано познание грамот...    Родители Варфоломея сильно скорбели, а учитель весьма огорчался тщетности усилий своих. Все печалились, не ведая высшего предначертания Божественного Промысла, не зная о том, что Бог сотворит с этим отроком, что Господь не оставит Своего Преподобного. По смотрению Божию, нужно было, чтобы книжное знание он получил от Бога, а не от людей, что и сбылось. Расскажем подробнее о том, как, благодаря Божественному явлению, он научился грамоте.    Однажды отец послал отрока искать жеребят, и это было по предначертанию Премудрого Бога, как говорит Первая книга Царств о Сауле, который был послан отцом своим Кисом отыскать ослиц: Саул пошел и встретил святого пророка Самуила, которым был помазан на царство, и таким образом обрел жребий высший по сравнению с обыденными делами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Вавилон в данном памятнике, изображенный как царство змей, является символом враждебных языческих сил, а три вавилонских отрока символизируют вечное, неистребимое христианское начало. 575 ...тричисленое же слышание Исаию-пророку серафомовидцу... – Библейский пророк Исайя в видении лицезрел Бога, окруженного серафимами. 577 ...три же ученикы Христос постави на Фавор и преобразися пред ними... – Β Евангелии рассказывается, что Христос явился в божественном сиянии перед тремя учениками – Петром, Иаковом и Иоанном (Преображение). 579 ...и понеже Иеремю пророка Богъ въ чрев матерни освяти... – Иеремия – библейский пророк. Β Книге Пророка Иеремии Бог говорит, обращаясь κ нему: «Прежде, нежели ты вышел из утробы, я освятил тебя» ( Иер. 1:5 ). 582 Святый Николае чюдотворець... – Β тексте далее приводятся эпизоды, связанные с рождением целого ряда византийских святых: Николая Мирликийского (ум. в 343 г.), Ефрема Сирина (ок. 306–373 гг.), Алипия Столпника (VI–VII вв.), Симеона Столпника (ум. в 459 г.), Федора Сикеота (ум. в 613 г.), Евфимия Великого (376–477), Федора Едесского (IX в.), Федора Тирона (ум. ок. 306 г.). 584 ...отрока тшениа тяклоименита... – Обыгрывается имя Евфимия Великого, которое по-гречески означает «произносящий хорошие слова». 586 Пишет же в житии святого отца нашего Петра митрополита... – Приводится эпизод из «Жития митрополита Петра», написанного митрополитом Киприаном. 587 ...в лта... царя Андроника... при архиепископ... Калист... въ княжение великое тферьское при великомъ князи Димитрии Михайловиче, при архиепископ пресвященнмь Петре, митрополит всея Руси, егда рать Ахмулова. – Патриарх Каллист I (с 1350 по 1354 г.; с 1355 по 1362 г.) не мог править одновременно с византийским императором Андроником II Палеологом (занимал престол с 1282 по 1328 г.), так что здесь допущена явная хронологическая ошибка. Дмитрий Михайлович Грозные Очи был великим князем в 1322–1325 гг.; Петр занимал митрополичий престол в 1308–1326 гг.; Ахмыл, татарский посол, приходил на Русь в 1322 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

заключается указание на видение пророка Исаии; см. Ис 6:3 и др. было в 311 году. Известный церковный историк Евсевий, епископ Кесарийский, современник св. Петра Александрийского, называет последнего «священным украшением епископов и по святости, и по упражнению в священных глаголах». По его увещанию целые сонмы верующих александрийцев увенчались венцом мученическим. Слабость некоторых, не выносивших жестокости мучений, побудила его в 306 г. разослать правила покаяния, которые с древних времен приняты в состав правил Вселенской Церкви и дышат христианской любовью и утверждаются на изречениях Св. Писания. При этом он всего более старался о том, чтобы возвратить падших в недра Церкви, разделяя падших на роды, обращая внимание на обстоятельства падении, призывая всех к покаянию и объявляя одно только преступление непростительным — нераскаянность. Кроме того, известно его сочинение о Пасхе и в извлечениях книга «О Божестве», прекрасные места из которой, относящиеся до воплощения Сына Божия, были читаны на III (Ефесском) и IV (Халкидонском) Вселенских соборах, сочинение «О пришествии Спасителя» и некоторые другие философско-богословского характера. Память преподобного Петра Молчальника святого Петра Молчальника совершается еще 1 февраля. Житие преподобного отца нашего Алипия Столпника провинция Римской империи на юге Малой Азии с главным городом Гангрой. святой Анны пророчицы празднуется 3-го февраля. город на севере Малой Азии, ныне Мереиван. обыкновенно были тогда пещеры в горах, иногда природные, иногда вырытые, или высеченные искусственно, в которых и полагали тела умерших, завернутые в особые пелены или простыни. великомученица Евфимия (память ее 11-го июля и 16 сент.) была родом из Халкидона, где и почивали ее мощи до 620 г., когда они были перенесены в Константинополь. прп. Симеона Столпника празднуется 1 сентября. святого первомученика архидиакона Стефана — 27-го декабря. Иудеи побили его камнями за обличение их неверия и исповедывание Христовой веры. (См. Деян.8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Конечно же, не мог книжник обойти вниманием и агиографическую традицию. Прямые ссылки на целый ряд житий Епифаний дает в сюжете, посвященном чуду возглашения младенца в утробе матери во время Литургии, сравнивая его со знамениями в рассказах о библейских пророках Иеремии и Иоанне Предтече и житиях пророка Илии, Николая Чудотворца, Ефрема Сирина, Алипия Столпника, Симеона Столпника Дивногорца, Феодора Сикеота, Евфимия Великого, Феодора Едесского и, наконец, митрополита Петра. Среди других агиографических текстов, к которым также обращался Епифаний, исследователи называют жития Василия Великого, Феодора Едесского, Саввы Освященного, Феодосия Печерского. Синтез материала самых разных источников позволил Епифанию создать обширное риторически украшенное Житие преподобного Сергия Радонежского, с большим количеством цитат, а также массой исторических подробностей, реалий и фактов, делающих это сочинение одновременно уникальным и богатейшим источником о жизни и трудах святого Сергия и выдающимся литературным произведением. дающимся литературным произведением. Александра Владимировна Духанина — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН, автор статей в Православной энциклопедии. Окончила Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. В 2008 г. защитила диссертацию на тему «Морфологические нормы в сочинениях Епифания Премудрого (система глагола)». Автор монографии, посвященной Житию Сергия Радонежского, и свыше четырех десятков научных статей. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Житие Сергия Радонежского (Пространная редакция)/подгот. текста, пер., коммент., исслед. А.В. Духаниной. М.; Брюссель, 2015. (Patrologia Slavica. Вып. 3). С. 553–569. 2 БЛДР. СПб., 1999. Т. 6. С. 440–443. 3 Духанина А.В. Сергий Радонежский (гимнография)//Православная энциклопедия. М., 2021. Т. 63. С. 196. 4 Житие Сергия Радонежского (Пространная редакция). С. 130–143. 5 Четвертая Пахомиевская редакция Жития Сергия Радонежского по списку РГБ. Ф. 304/I. 136. Л. 582 об.

http://e-vestnik.ru/church/zhitie_prepod...

Конечно же, не мог книжник обойти вниманием и агиографическую традицию. Прямые ссылки на целый ряд житий Епифаний дает в сюжете, посвященном чуду возглашения младенца в утробе матери во время Литургии, сравнивая его со знамениями в рассказах о библейских пророках Иеремии и Иоанне Предтече и житиях пророка Илии, Николая Чудотворца, Ефрема Сирина, Алипия Столпника, Симеона Столпника Дивногорца, Феодора Сикеота, Евфимия Великого, Феодора Едесского и, наконец, митрополита Петра. Среди других агиографических текстов, к которым также обращался Епифаний, исследователи называют жития Василия Великого, Феодора Едесского, Саввы Освященного, Феодосия Печерского. Синтез материала самых разных источников позволил Епифанию создать обширное риторически украшенное Житие преподобного Сергия Радонежского, с большим количеством цитат, а также массой исторических подробностей, реалий и фактов, делающих это сочинение одновременно уникальным и богатейшим источником о жизни и трудах святого Сергия и выдающимся литературным произведением. дающимся литературным произведением. Житие Сергия Радонежского (Пространная редакция)/подгот. текста, пер., коммент., исслед. А.В. Духаниной. М.; Брюссель, 2015. (Patrologia Slavica. Вып. 3). С. 553-569. БЛДР. СПб., 1999. Т. 6. С. 440-443. Духанина А.В. Сергий Радонежский (гимнография)//Православная энциклопедия. М., 2021. Т. 63. С. 196. Житие Сергия Радонежского (Пространная редакция). С. 130-143. Четвертая Пахомиевская редакция Жития Сергия Радонежского по списку РГБ. Ф. 304/I. 136. Л. 582 об. Есть даже мнение о том, что она так и не была написана (см. историо­графию вопроса: Духанина А.В. Сергий Радонежский (Житие).//Православная энциклопедия. М., 2021. Т. 63. С. 160-161). Житие Сергия Радонежского (Пространная редакция). С. 166, 168. Русская Церковь считает датой рождения преподобного Сергия 1314 г., опираясь на указанные в середине XV в. Пахомием Логофетом в своих редакциях Жития даты жизни преподобного Сергия. Этой даты придерживается и церковный историк Е.Е. Голубинский, и некоторые другие ученые (согласно Пахомию, преподобный Сергий прожил 78 лет, тогда как Епифаний в Похвальном слове преподобному указывает 70 лет).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5965698...

Множество преподобных отцов было прославлено в Русской Церкви. Особенно почитаются устроители монашеской жизни, основатели лавр и монастырей: Антоний и Феодосий Киево-Печерские; Сергий и Герман Валаамские; Сергий и Никон Радонежские; Кирилл Белозерский; Иосиф Волоцкий ; Нил Сорский ; Савва Сторожевский; Иов Почаевский . Среди наиболее почитаемых подвижников, прославленных в лике преподобных, — Паисий Величковский , Серафим Саровский и Амвросий Оптинский , а также другие Оптинские старцы. Преподобные могут именоваться по своему подвигу — пустынниками, отшельниками, столпниками, затворниками, молчальниками. Пустынниками и отшельниками именуют святых монахов, живших не только вдали от мира, но и вдали от монашеского общежития — в пустыне. Понятие «пустыни» в монашеской традиции использовалось расширительно: этим термином называли не только жаркую песчаную пустыню, но и, например, дремучий лес. Известными пустынниками были, например, преподобные Марк Подвижник (IV век), Исаия Отшельник (V век), Варсонофий Великий (V–VI века) и др. Столпниками именуются преподобные, которые взяли на себя подвиг стояния на столпе (на камне, в башне) ради удаления от мира и посвящения жизни посту и молитве. Распространение столпничество получает в V веке в основном среди сирийского монашества. Преподобный Симеон Столпник сначала подвизался как монах, затем как отшельник, а в 423 году, желая всецело посвятить себя молитве Богу, взошел на столп. Преподобный Симеон приобрел немало последователей: преподобного Даниила (V век), преподобного Иоанна и преподобного Симеона Столпника Младшего (VI век), преподобного Алипия (VII век). На Руси избрали подвиг столпничества преподобный Никита, столпник Переяславский (1186); преподобный Савва Вишерский, Новгородский (1461) и др. Затворниками именуются те монахи, которые избрали особый вид подвижничества, состоящий во временном или постоянном заключении себя в ограниченном пространстве. Затворничество стало известно на Руси одновременно с распространением монашества. Уже при жизни преподобного Феодосия в затворе находился преподобный Исаакий (ок. 1090). Пещерное затворничество было очень распространено в Киево-Печерском монастыре. Так, в Киевских пещерах подвиг затворничества несли преподобные Афанасий Затворник (XII век), Иоанн Многострадальный (1160), Авраамий Затворник (XIII — начало XIV века) и др.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Нам, – говорит автор жития Каллиник, – с трудом удалось прекратить это, в то время как многие изо всех сил нам препятствовали» 311 . А вот житие Даниила Столпника (ум. в 493 г.): «Народ потребовал, чтобы ему перед похоронами показали преподобного, и от этого получилось немалое смятение... Архиепископ Евфимий, опасаясь, как бы [тело] не было растерзано толпой, распорядился положить его в свинцовый гроб... Когда толпа сгрудилась перед входом [в церковь ] под предлогом ходатайствования о благословении, деревянные балки [помоста], не выдержав напора, отъединились друг от друга – и все те, кто держал гроб, рухнули на землю вместе с останками. Впрочем, гробоносцы, по Божьей милости, не претерпели никакого ущерба, но удивительным образом сдержали натиск напиравшей толпы, так что из столь неисчислимого множества мужчин, женщин и детей никто не претерпел никакого вреда» 312 . В следующем, VI в., все продолжается так же. В житии Феодосия Киновиарха (ум. в 529 г.) читаем: «И монахи, и простые люди старались подойти и прикоснуться к какой-либо части тела или к святым его волосам, или к священной его одежде... И шла борьба между людьми, и долго не разрешали похоронить останки» 313 . А вот что мы узнаем о похоронах константинопольского патриарха Евтихия в 582 г.: «Каждый хотел либо взяться за саван, либо дотронуться до священного одра... Все площади и портики в два и три слоя были полны народу, люди бежали и рядом с гробом, и впереди, и сзади, десятки тысяч людей напирали друг на друга... Сам император хотел прибыть, но остерегся людского столпотворения. ... Наши люди сражались с [напиравшими] извне, те с нами... Тело принесли в храм Св. Апостолов, причем оно едва избежало растерзания (μγις δ τ σμα διαφυγν τος ρπζοντας) 314 . Угрожающие события происходили и во время похорон св. Алипия Столпника (I пол. VII в.), когда «городские женщины насилу дозволили унести тело» 315 . Следующий затем перерыв в свидетельствах вызван, как представляется, не столько тем, что иконоборцы осуждали поклонение мощам (и презирали «костепоклонников» – στεολτραι) 316 , сколько осложнениями в функционировании самой агиографии как жанра.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Послесловие: В лето 7019 (1511) написана бысть сиа книга при државстве благовернаго Вел. Князя Василиа Ивановича всея Руси п при архиепископстве архиеп. нашего Симона митрополита всеа Руси, по благословению господина и государя нашего Троецкаго Сергиева монастыря игумена Памвы Мошнина. – Слава свршителю Богу, свршающему всяко дело благо, аминь. 598. (454.) Службы из разных месяцев, полууст., в два столбца, XVI века, в лист, 311 листов. Службы бол. частию праздничные, разделены на главы: первых 10, по причине утраты листов, недостает. Из русских Святыхь помещены: дек. 21 святителю Петру московскому и сент. 25 препод. Ссргию радонежскому. 599. (563.) Службы из разных месяцев, полууст., нач. XVI века, в четверть, 272 листа. Начальные и конечные листы утрачены, некоторые перепутаны, ветхие с наклейками. Службы русским Святым: л. 46. Мая 23, Леонтию епископу ростовскому. Продолженис см. л. 21 и далее. По 6 песни пролог или житие, положенное в Прологе. л. 38 об. Сентября 25, препод. Сергию радонежскому. По 6 песни пролог, нач. на л. 54–57, оканч. л. 61 и 62. л. 112. Июля 15, В. Князю Владимиру. Паремии показаны те же, какие далее муч. Борису и Глебу. л. 123. Июля 24, муч. Борису и Глебу. Паремии см. 4. л. 141 об. Всемилостивому Спасу: по 6 песни сказание о установлении сего праздника. л. 180. Мес. ноеврия в 26 день, на память препод. отца нашего Алимния столпника. В той же день священа бысть церкви св. Георгия в Киеве граде пред враты св. Софеи благоверным В. Князем Ярославом, нареченнем во св. крещении Георгий, иже бе сам создал; оттоле утвердися празник праз- новати св. Георгиа, паче идеже есть храм его. По 6 песни положено из Пролога житие Алипия столпника и муч. Меркурия. Тут же: Священие церкви св. Георгия в Киеве граде пред враты св. Софеи. – Священие св. Софеи, иже в Руси, иже создал благов. Князь Ярослав. – Слово о срацинине, крестившемся от видения, иже виде в церкви св. Георгия. – Наказание к владеющим. Здесь служба полиелейная одному Георгию, под 219 показана вместе с Алипием, по уложению царя Иоанна и митр. Макариа, а по старому уставу у Троицы певали обоим шестеричную.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Пр. Алипий столпник . В славянской минее от Метафраста сокращенно «Основанием Метафрастову повествованию служило житие пр. Алиция, описанное одним из учеников его которое и помещено у Сурия 26 ноября. стр. 543. Житие пр. Плипия, описанное учеником его, ясно показывает в сочинитель современника и соотечественника святому; так наприм. описывая вопрощение Алипия в отечество (Адрианополь пафлогонский) поверит: Богу угодно было явит, нам такую милость, что он даровал спасительный плод тому самому городу, в котором он возрос; в конце жизнеописания молится ему: призря на нас и сжалься над нами, которых ты собрал и оставил сиротами и проя. «Св. Димитрий, М. ростовский стр. 146. На греч. языке Метфрастова жизнь его у Лямбеция (Т. VIII. 28З). Глава его находится в монастыре кутлумусинском на Афоне. (Моптапо. Paleogr. 48З»). Пр. Стилиан . В Римском маратирологе несомненно Симлианом назван Алипий столпник ( στυλτης). Может быть и в греч. прологах с XI в. из того же Алиния стилита сделали особое имя Стилиана, ибо 1. Стилиан также называется пафлогонянином; 2. Сказание об нем так общо, что обличает писателя позднейшего, почти ничего не знавшего о сем святом. Служба ему составлена поздно Стилианом Рикисом. См. Синакс. Никодима. 27 Св. муч. Иаков рассеченый . Страдания его описаны очевидцем. Акты его в русс. переводе в Хр- – 26 г. 8. Когда впоследствии издан был указ в Персии сожжен св. мощи мучеников, христиане отправили мощи его в Иерусали, откуда при импер. Маркиане они перенесены были едесским епископы Петром в Тавонцу в Египет. По другому сказанию Кирилл римский перенос св. мощи его из Персии в Италию, де глава его при Евгении папе IV (1431) кардиналом Иорданом Хрсином подарена ватиканской базилике, в коей и до ныне находится. (Ullmann Zeitschrift fur histor. 1861 I. 147). Есть мощи его в Враге в Португалии, где. принесение их празднуется 22 мая. 28 Пр. Стефан новый . В Деяниях св. (Oct. VIII, р. 131 в жизни св. Андрея критского ) такова хронология жизни св. Стефана. Он родился в Константинополе 715 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Преп. Петра молчальника. Из Понта. Подвизался в Антиохии, и скончался 90 лет. Пролог. Свв. двоих преподобномучч. от Авенира царя живо сожженных. Пострадали за то, что, вопреки повелению царя, не удалились из его владений в определенный для того трехдневный срок. Чет. Минея в Житии Иоасафа царевича, 19 ноября. 26 Преп . Алипия столпника. Из Адрианополя Пафлагонского. Взошел на столп, будучи 32 лет, и пробыл на нем 66 лет. Преставился в царствование Ираклия. В Чет. Минее Житие от Метафраста сокращенно. (apud Surium b. d. 346. Vita auct. discipulo Sancti. Vita Metaphr. gr. ined. in cod. Mosqu. XI. Acta SS. Martyrium. occid. ed. ab Evod. Assemano Romae. 1748. II. p. 257). Мес. B. B службе канон Иосифа. Преп. Иакова отшельника. Ученик преп. Марона (14 февр.), современник Симеона столпника (1 сент.) и преп. Варадата (22 февр.). Подвизался в 30 стадиях от Кира. Имп. Лев спрашивал его мнения о соборе Хадкидонском и Тимофее Елуре. Преставился позже 457 года. Пролог. (Феодорит в Боголюб. Ист. гл. 21). Освящение церкви св. великомученика Георгия, яже в Киеве пред вратами св. Софии . Освящена митр. Иларионом в 1037 г., при Ярославе Владимировиче, нареченном по св. крещении Георгием. Пролог. Есть служба. Память преставления святителя Иннокентия, первого еп. Иркутского. Посвящен во епископа для китайской миссии 1721 года. Не принятый китайцами, оставлен в Иркутске в знании викария Тобольского. Преставился в 1731 году. Слов. ист. о свв. Р. Ц. 27 Св. муч. Иакова Персянина. Пострадал во второй год царствования Варарана V, в 421 году. Прежнее свое отпадение от христианской веры искупил необыкновенной твердостью в самых лютых муках: он был изрезан по суставам. От сего в римском Мартирологе носит проименование изрезанного (intercisi). В Чет. Минее Страдание от Чет. блаженного Макария Московского и от Никифора (XIV. 20). (Аста Martyrium orient. ed. ab Evod. Assemano Romae. 1748. p. 242. Христ. Чт. 1822. VIII.) Мес. В. Март. Р. В службе канон Иосифа. Преп. Романа чудотворца. Подвизался близ Антиохии, до старости не держал в своей храмине ни огня, ни светила.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010