Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛИПИЙ (Гаманович Николай Михайлович; род. 19.12.1926, с. Маячка Херсонской обл.), архиеп. Чикагский и Средне-Американский Русской Православной Церкви за границей . С 1941 г. жил в Германии, в 1948 г., переехав в США, принял монашество с именем А. в честь прп. Алипия , иконописца Киево-Печерского. В 1950 г. рукоположен во диакона, в 1954 г.- во священника. Закончил Свято-Троицкую ДС РПЦЗ в Джорданвилле, где затем преподавал церковнослав. язык. С 1966 г. игумен. 20 окт. 1974 г. хиротонисан во епископа Кливлендского, викария Чикагской епархии, с 1989 г. епископ Чикагский и Детройтский, с 1990 г. архиепископ. А. написал один из лучших учебников церковнослав. языка - «Грамматику церковнославянского языка», продолжающую традиции науки 2-й пол. XIX в. (фонетический раздел, части речи, учение о т. н. сокращенных предложениях). «Грамматика» полезна как дополнительное пособие для взрослых учащихся, автор не объясняет значения категорий церковнослав. грамматики, отсутствующих в совр. рус. языке (аорист, имперфект, перфект и др.). Соч.: Конспект по церковно-славянскому языку. Джорд., 1955; Грамматика церковно-славянского языка. Джорд., 1964. М., 1991р. Лит.: Русская Истинно-Православная Церковь. Од., 1999; Orthodoxia. Regensburg, 1999. А. А. Волков Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 1873-1965), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ

http://pravenc.ru/text/114382.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВРЕМЕННОЕ ВЫСШЕЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 9 , С. 507 опубликовано: 23 июля 2010г. ВРЕМЕННОЕ ВЫСШЕЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ - см. Высшее церковное управление за границей . Рубрики: История Русской Православной Церкви по периодам Русская Православная Церковь Заграницей (1921/23 -2007; 2007 -) Русская Православная Церковь Заграницей (1921/23 -2007; 2007 -). Епископат Ключевые слова: Русская Православная Церковь Заграницей (1921/23 -2007) Временное высшее церковное управление за границей - см. Высшее церковное управление за границей См.также: АЛИПИЙ (Гаманович Николай Михайлович ; род. в 1926), архиеп. Чикагский и Средне-Американский РПЦЗ АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 1873-1965), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ АНТОНИЙ (Храповицкий; 1863-1936), митр. Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ АФАНАСИЙ (Мартос Антон Викентьевич; 1904-1983), архиеп. Буэнос-Айресский и Аргентинский Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/155426.html

Несомненно, такая совокупность утверждений свидетельствует о том, что их автор является христианином и в уме, и в сердце: они замечательны во всех отношениях; и даже в вопросе о спасении младенцев, где он еще не видел света истины, он выражает себя таким образом, что его искренняя вера в Божью благость столь же почетна, как и его верность тому, во что он верил. правда и справедливость. Здесь его учение о Церкви пошло наперекосяк и затуманило его представление о досягаемости благодати; но мы, кажется, видим между строк обещание более яркой зари истины, которая еще не наступила. Остальная часть послания занята изложением и одобрением этих утверждений, которые стоят в одном ряду с богатейшими отрывками антипелагианских писаний и повсюду дышат тоской по своему корреспонденту, которая, как мы не можем не надеяться, оказалась спасительной для его веры.  Не случайно ошибка Виталия приняла полупелагианскую форму. К этому времени чистое пелагианство перестало быть актуальной проблемой. Сам Августин, несомненно, еще не покончил с этим. Вторая книга его трактата «О браке и вожделении», которая, по-видимому, была доставлена в Италию Алипием в 421 г., сразу же привлекла внимание Юлиана, и в том же году он подробно ответил на нее в восьми книгах, адресованные Флору. Но Юлиан был теперь в Киликии, и его книга медленно продвигалась на запад. Он был найден в Риме Алипием, по-видимому, в 427 или 428 году, и он сразу же приступил к его переписыванию для своего друга. Возникла возможность отправить ее в Африку до того, как она была закончена, и он отправил Августину пять готовых книг с настоятельной просьбой уделить им его немедленное внимание и обещанием отправить остальные три как можно скорее. Августин сообщает о своих успехах в своем ответе им в письме, написанном Кводвултдеусу, по-видимому, в 428 году (138). Этот диакон убеждал Августина дать церкви краткий отчет обо всех ересях; и Августин оправдал себя в невозможности немедленного выполнения этой задачи прессом работы на его руках. Он писал свои Ретрактации и уже закончил две их книги, в которых он рассмотрел 232 работы. Его письма и проповеди остались, и многие из писем он прочитал должным образом . Кроме того, рассказывает он своему корреспонденту, он работал над ответом на восемь книг новой работы Юлиана. Работая день и ночь, он уже закончил свой ответ на первые три книги Юлиана и приступил к четвертой, все еще ожидая прибытия последних трех, которые Алипий обещал прислать. Если бы он завершил ответ на пять книг Юлиана, которые у него уже были; с другой стороны, прежде чем остальные трое доберутся до него, он мог бы приступить к работе, которую Кводвултдеус так искренне желал, чтобы он взялся за нее. 

http://predanie.ru/book/221298-avgustin-...

Недавно, когда мы были в Лигурии, юноши наши, бывшие в то время со мною ради своих научных занятий, лежа на земле в тенистом месте, заметили многоножное пресмыкающееся животное, т.е. некоего длинного червя. Животное это известно всем, но того, о чем я хочу сказать, я никогда в нем не наблюдал. Один из юношей, повернув стиль, который случайно держал в руках, рассек животное пополам: тогда обе части тела разошлись в противоположные стороны с такой скоростью и с таким неослабным напряжением движения, как будто бы это были два животные одного и того же рода. Пораженные этим дивом и любопытствуя знать причину, юноши тотчас же принесли эти два живые куска к нам, на место, где мы сидели вместе с Алипием. С немалым удивлением наблюдали и мы, как они могли бегать по доске в разные стороны и как один из них, тронутый стилем, сворачивался в сторону болевшего места, между тем как другой не чувствовал ничего и продолжал свои собственные движения в другом месте. Да чего же более? Мы производили опыты, пока было можно, и червяка, даже – червей, уже рассекали на множество частей: все они двигались так, что, если бы это не было сделано нами и не были бы видны свежие раны, мы бы решили, что их столько же и родилось отдельно и что каждый из них жил сам по себе. Но то, что я сказал в ту пору этим юношам, когда они с напряженным вниманием обратились ко мне, то я опасаюсь в настоящее время сказать тебе. Мы уже настолько продвинулись вперед, что не ответь я тебе иначе, так, чтобы это служило в пользу защищаемого мною мнения, существенное положение наше, подкрепленное таким долгим рассуждением, окажется рухнувшим, будучи подточено одним червяком. Тем я приказал, чтобы в своих научных занятиях они, как начали, так и продолжали держаться определенного порядка; что в свое время им будет удобнее приступить к исследованию и изучению этого, если это окажется нужным. Но если бы я захотел изложить то, о чем, по удалении их, я рассуждал с Алипием, когда каждый из нас со своей собственной точки зрения припоминал виденное, высказывал предположения, задавался вопросами, – то нам пришлось бы говорить гораздо больше, чем мы говорили с тобой с самого начала со всеми отступлениями и околичностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

В то время мы не знали, что Алексей Алексеевич был епископом Алипием. Должно быть, и как высокое духовное лицо он не мог покинуть людей, обреченных врагом на мученичество и уничтожение. С начала войны академик Ухтомский стал заниматься организацией исследований травматического шока и изучением других проблем, связанных с войной. Старый друг Алексея Алексеевича профессор А. И. Колотилов рассказывал, что на вопрос, почему он не уезжает, академик ответил: «Я должен закончить работу. Жить мне уже недолго, умру здесь». Алексей Алексеевич много работал и держался на ногах, сколько мог. В последний раз мы видели его осенью сорок первого года, случайно встретив на Менделеевской линии, недалеко от университета. Он шел домой из академической столовой. Некоторое время мы с мамой ходили туда обедать, так как там не вырезали талоны продуктовых карточек, а кормили сытно и вкусно. Алексей Алексеевич выглядел больным, шел медленно, тяжело опираясь на посох. Маму он помнил, а меня не узнал, ведь прошло лет шесть с тех пор, как мама брала меня с собой на университетские лекции после смерти моей няни. Тихо засмеялся, вспомнив наше забавное знакомство. Потом достал узелок из глубокого кармана долгополого пальто. В носовом платке был завернут кусок хлеба. Алексей Алексеевич разломил его и протянул мне половину. Я отказывалась, пытаясь объяснить, что так нельзя, ведь хлеб — это жизнь… Он улыбался и уверял, что академический паек вполне достаточен для его жизни. Погладив меня по щеке и перекрестив, он медленно пошел в сторону набережной. Тогда я не поняла, что это было благословение епископа Алипия. Должно быть, благословляя меня, Алексей Алексеевич просил Бога помочь мне выдержать грядущие муки блокады и выжить. Так или иначе, в моих руках оказался хлеб епископа Алипия . Я растерялась, хотела догнать Алексея Алексеевича, но мама удержала меня, объяснив, что это его обидит… Мы долго стояли на холодном ветру и смотрели на медленно удаляющуюся фигуру Алексея Алексеевича, пока он не исчез за углом университета. Мама вздохнула и сказала, что, должно быть, мы видим его в последний раз. Хлеб епископа Алипия мы ели дня два, добавляя по маленькому кусочку к нашему скудному пайку.

http://azbyka.ru/fiction/mucheniki-lenin...

Из воспоминаний о Псковских Печерах Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 20 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 1. Архимандрит Алипий (Воронов) Я впервые оказался в Печерском монастыре в 1959 г., в самом начале августа, когда и отец Алипий также только что прибыл сюда (почти что инкогнито) — как предполагаемый в дальнейшем наместник: тогда он еще только знакомился с положением дел в обители. В ту пору мои представления о православной вере были весьма туманны, а в монастырях я вообще никогда не бывал. Тем более я был поражен всем увиденным — и древностью полуразрушенных крепостных стен, и храмами, и пещерами с проводником по ним — отцом Нафанаилом, и даже нищими у стены, ведущей к Никольскому храму, которые были точно такими же, как на фотографиях еще начала XX века. Передо мной была живая — явно не советская, а настоящая — православная Россия. Замечательно было и добро-на­зи­дательное отношение ко мне, еще 18-летнему юноше, полному невежде в духовной сфере, со стороны насельников обители. И я уже не смог не приехать сюда хотя бы на несколько дней и в следующем году, и в следующем — уже с женой, а потом, со временем, — и с сыном: и так продолжается, слава Богу, и по сию пору. Лично же познакомиться с отцом Алипием привелось мне в начале лета 1964 г., когда я, будучи тогда студентом исторического факультета МГУ и специализируясь по истории древнерусского искусства, приехал в Печоры с приятелями — художником В. Архаровым и поэтом Г. Сапгиром. Отцу наместнику мы попались на глаза к вечеру, когда и он, и мы оказались рядом на площади перед Успенским храмом. Поинтересовавшись тем, кто мы такие и чем занимаемся, он сразу же, будучи и сам знатоком православной культурной традиции и хранителем церковной старины, расположился к нам до такой степени, что тут же повел показывать новейшие свои достижения в деле восстановления монастырских стен и с удивительной бодростью затащил нас на самый верх в могучий шатер башни Верхних решеток. Шатер и дощатая кровля стен были только что просмолены — в истинном духе строгой северной обители XVI века. Было видно, что батюшке здесь дорог каждый камень и что он сам получает удовольствие от этой высоты, от верхового крепкого ветра, от пламенного заката, особенно широко сиявшего при взгляде на него с вершины шатра. Мы же были благодарны отцу наместнику за такую впечатляющую экскурсию и, как оказалось впоследствии, нас (в том числе и меня) он запомнил.

http://pravmir.ru/iz-vospominaniy-o-psko...

Ночь. Грушевского. Молитва. Нейтральная полоса — А ты говорил, отец Сергий, что бабушки в храме громко разговаривают и мешают молиться, вот тут нужно учиться сосредотачиваться на молитве, — говорит игумен Алипий, обращаясь к священнику, который стоит рядом с ним на нейтральной полосе. Молитвы действительно тяжело расслышать – с одной стороны шеренга солдат внутренних войск и «Беркута», с другой – баррикады и митингующие. 22 января, 2014 — А ты говорил, отец Сергий, что бабушки в храме громко разговаривают и мешают молиться, вот тут нужно учиться сосредотачиваться на молитве, — говорит игумен Алипий, обращаясь к священнику, который стоит рядом с ним на нейтральной полосе. Молитвы действительно тяжело расслышать – с одной стороны шеренга солдат внутренних войск и «Беркута», с другой – баррикады и митингующие. Игумен Алипий и Владислав Головин — о ночном стоянии между «Беркутом» и баррикадами. Владислав Головин провел ночь рядом с игуменом Алипием на улице Грушевского — А ты говорил, отец Сергий, что бабушки в храме громко разговаривают и мешают молиться, вот тут нужно учиться сосредотачиваться на молитве, — говорит игумен Алипий, обращаясь к священнику, который стоит рядом с ним на нейтральной полосе. Молитвы действительно тяжело расслышать – с одной стороны шеренга солдат внутренних войск и «Беркута», с другой – баррикады и митингующие. Шум со всех сторон – то солдаты стучат дубинками по щитам, то люди по другую сторону стучат палками по металлическим частям баррикады или по сгоревшим остовам автобусов. На нейтральной полосе – двое священников и не больше десяти мирян. Кто-то явно церковный человек – подпевает отцам, кто-то – молится как умеет.  Девушка Марина, как потом выяснилось, из харизматической церкви. Просто несколько христиан, которые считают, что их долг – стать между противоборствующими сторонами и молиться. Все надеются, что это удержит Беркут от штурма или народ от эскалации конфликта. Сначала прочитали акафист святому Иоанну мученику, потом стали читать полунощницу. Текст нашли в смартфоне, чтобы пролистывать часослов на экране, нужно снять перчатки. Но морозе пальцы быстро замерзают.  

http://pravmir.ru/noch-grushevskogo-moli...

626 Этим войскам Гонорий поручил охрану стен города и прекратил сношения с Атталом. А в то же время из Африки пришло известие от Гераклиана, что он удачно справился с Константом, взял его в плен и казнил. Вместе с этим известием были присланы подати из Африки, и Гонорий располагал деньгами для содержания войска. При дворе Гонория продолжались интриги. Евсевий был убит на глазах императора Аллобихом. Аллобих вступил в сношения с Константином и старался склонить Гонория к соглашению с ним: но в следующем, 410, году был сам казнен по подозрению в измене. Вопрос об африканском хлебе был насущным для Рима, а также и готов. Ввиду отсутствия подвоза страшно выросли цены на хлеб, были слухи о случаях каннибализма. Аттал был вызван в Рим, и в сенате обсуждалось дело о способах подчинить Африку. Аларих требовал отправки туда готов под начальством вождя Друмы. Иовин поддерживал это требование, соглашался с ним и сенат. 627 Но Аттал не давал своего соизволения. Иовин, интриговавший прежде против Гонория, стал теперь вооружать Алариха против Аттала и достиг того, что Аларих вступил в переговоры с Гонорием об устранении Аттала. С ведома Гонория Аларих низложил Аттала в Аримине, сняв с него диадему и порфиру пред войском, и удержал его затем в своем лагере вместе с его сыном Алипием. Все назначенные Атталом сановники сняли пояс (cingulum), т. е. признали себя отставленными; но Гонорий дал им разрешение остаться в приобретенных ими чинах и должностях. Так окончилось кратковременное правление Аттала и разбиты были его гордые мечты водворить мир и согласие. По низложении Аттала Аларих сделал новую попытку добиться соглашения с Гонорием. Он двинулся на север и расположил свой стан в укреплении Альпы, лежавшем в 60 стадиях (ок. 10 верст) от Равенны. Но тут вмешался в дело гот Сар, державшийся дотоле в стороне от событий и не присоединявшийся ни к Гонорию, ни к Атталу. С Атаульфом у него была давняя личная вражда, закрепленная на общей родине в Паннонии, и так как Атаульф действовал заодно с Аларихом, то Сар относился враждебно и к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

В моей здешней жизни, после письма моего к Вашему Высокопреподобию от 9 января, ничего особенного не произошло. Комитет собирается по одному разу в неделю, и дела идут довольно медленно. – Когда придет делу конец – совершенно не видно. Рассуждения с мнениями об них препровождаю по почте, в посылке. Прося себе благословения Вашего Высокопреподобия, с совершеннейшим почитанием и преданностию имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою э.-о. профессор Александр Лавров. 19 янв. 1871. С.-Петербург, Гороховая, д.9 Татищевой, кв.30. Письмо 18. Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший и Достопочтеннейший Отец Ректор! Письмо Вашего Высокопреподобия от 21 числа я имел честь получить 24. Ходатайство Вашего Высокопреподобия об отпуске для Академии книг и икон удовлетворено вполне, и мне дозволено отбирать и книги и иконы 117 . Начал я с икон и, не будучи сам знатоком этой части, по совету бывшего здесь и отбиравшего уже иконы для Общества любителей духовного просвещения Д.М. Струкова, обратился за помощью к киевскому иеродиакону Алипию, хорошему живописцу, который с любезною готовностию и отбирал со мною иконы вчера (20 числа), и ныне опять согласились мы заняться тем же делом от часу до 4-х. Наотбирал он мне вчера до 30 икон. Для общества любителей Д.М. Струков отобрал 134 иконы и говорит, что частью этих икон – даже до 60 – Общество может поделиться с Академиею. Выбор делается более чем из 1000 икон. Но мы все – и Струков, и я с Алипием – только отбираем иконы. Окончательное же разрешение об отпуске оных последует, когда все претенденты сделают выбор. Одного из претендентов – Филимонова – поджидают и в гневном расположении духа: они с Дашковым первые заявили претензию, а отбирать придется им последним. – Отобравши иконы, приступлю к отобранию книг. Говорят – более сотни названий может быть предоставлено нам. Любезнейшие мои – Григоворич (начальник Архива) и Барсуков (библиотекарь) 118 до того обязательны и предупредительны, что мне даже стыдно: они ухаживают за мной как за родным: я могу у них заниматься и отбирать книги и иконы не тогда, когда им удобно, но когда я захочу. В пользу ученого учреждения они готовы сделать все. Впрочем, и то нужно сказать, что они ученики доброго учителя в сем деле А.Ф. Бычкова и служат вместе с ним в Археографической Комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

30 В дополнительном показании, взятом с Аркадия, говорится: «Порта, рассмотрев дело, признала Аркадия в сане, не требуя за то никакой платы, как это требуется с греческих архиереев. Гончаров входил об этом в совещание с Алеоном.» 32 Подлинное письмо Аркадия от 2-го июля 1851 г. На нем подписался он следующим образом: «Сие писал и сочинял из слов господина Гончарова и копию с французского перевода, по благословению архипастыря нашего, грешный инок Аркадий Лаврентьевский.» О Чайковском и других Поляках в письме не упоминается; но их не трудно узнать под теми «высокими особами», которые явились «поруками» за Гончарова. Нельзя еще оставить без внимания, что ни приложенном к письму русском переводе фирмана Аркадии сделать заметку: «переведен на русский язык чрез И Р. К. однокровного казачьего соседа и друга.» Любопытно было бы знать, кто этот «однокровный сосед и друг.» казаков, сокрытый под таинственными буквами? А что Чайковскому Гончаров обязан был больше всех за получение султанского фирмана, это известно и по официальным документам. Новороссийский губернатор, от 4-го октября 1854 года доносил министру внутренних дел: «для пострижения некоторых раскольников в духовное звание и для свободного отправления как ими, так и архиереями Аркадием и Алипием, духовных треб исходатайствованы были турецкие фирманы членом той же (польской) пропаганды Чайковским, ныне Садык паша, посещавшим нередко некрасовские селения.» Один из агентов нашего правительства также доносил: «Садык-паша выхлопотал фирман, дозволяющий раскольникам без всякого ограничения иметь у себя духовных лиц.» (Из материалов П. И. Мельникова) Кроме султанского фирмана, Гончаров выпросил у садразана позволение задунайским епископам поставлять священников для русских старообрядцев. 35 Дознано было, например, что Беляев однажды передал Гончарову в его распоряжение 2 000 червонцев. 36 Донесение новороссийского генерал-губернатора, от 4-го октября 1854 г. Аркадий (первый) в Суздале также объяснил: «с Беляевым познакомились осенью 1852 г., когда он взял Георгиевский остров на откуп. Виделся с ним· в Журиловке, куда привез мне бочонок зернистой икры и дал несколько денег на помин своего семейства. Приходил ко мне в келью; останавливался в Журиловке у Осипа Семенова.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010