Поэтому, хочется надеяться, что из стен семинарии, выйдут люди которые продолжат великий труд сохранения, популяризации и раскрытия этого удивительного языка и смогут с благодарностью и молитвой вспомнить своего преподавателя, который дал неоценимый фундамент для дальнейшего пастырского служения. Лариса 20 марта 2009, 22:00 Спасибо Вам, Миша! Савин Михаил 19 марта 2009, 21:00 Дорогая Лариса Ивановна! От всего сердца поздравляю Вас с десятилетием Духовной школы, в которой Вам пришлось так много и плодотворно потрудиться. Спасибо Вам за Вашу Любовь и теплоту, которую Вы с непрерывным усердием изливаете на всех нас! Ярослав 19 марта 2009, 14:00 Я-то всегда думал, что церковно-славянский язык - это просто чтение старинных текстов. А, оказывается, о нём можно и докторскую защитить. Александр 14 марта 2009, 16:00 Большое спасибо за прекрасные и колоритные образы Вашей жизни и преподавания в Сретенской духовной семинарии. Видно, с какой самоотдачей и духовным рвением Вы предаетесь своей работе. Примите поздравления с успешной защитой докторской диссертации и позвольте пожелать дальнейших творческих успехов. Лариса 11 марта 2009, 20:00 Виктор, спасибо Вам за отклик! С информацией для поступающих можно ознакомиться на нашей сайте в разделах «Сретенский монастырь», «Сретенская духовная семинария». Лариса 11 марта 2009, 20:00 Спасибо Вам, Алексей, за такую высокую оценку! Я убеждена, что познать церковнославянский язык, вникнуть в смысл молитвословий можно только путем скрупулезного изучения грамматики. Для этой цели подойдет любой систематический учебник: Плетнева А. А., Кравецкий А. Г. Церковнославянский язык. М., 2001; иеромонах Алипий (Гаманович). Грамматика церковнославянского языка. М., 1991; Воробьева А.Г. Учебник церковнославянского языка. М., 2008 (и другие издания). Для ознакомления с церковнославянской лексикой могу рекомендовать словари О.А. Седаковой: Седакова О.А. Церковнославяно-русские паронимы: материалы к словарю. М., 2005; Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы. М., 2008. И, разумеется, чрезвычайно важно регулярно посещать богослужение, чтобы церковнославянские слова и формы врезались в слух и память, становились своими, родными! Помоги Вам, Господи! Алексей. 11 марта 2009, 18:00 Уважаемая редакция. Добрый день! Прочел Вашу статью. Интересно. Хотелось бы попросить помощи. Что можно почитать, чтобы лучше понимать молитвы и служение в церкви на церковнославянском языке. Я понимаю общий смысл прочитанных мной молитв и богослужение, но мне этого не достаточно. Хочется глубже. Весь мой опыт граничит с моим невежеством в этом вопросе. Я ведь правильно понял - служба и молитвы на церковнославянском языке?

http://pravoslavie.ru/29597.html

Алипий 1964 – Алипий (Гаманович). Грамматика церковнославянского языка. Джорданвилль, 1964. (После 1991 г. вышло несколько репринтных переизданий этой книги.) Алфеев 1915 – П. Алфеев , прот. К вопросу о введении общего церковного пения и русского языка при православном богослужении. – Миссионерский сборник, Рязань, 1915, 5–6. Анастасьев 1897 – А. Анастасьев. Школа грамоты. Обучение русскому и церковнославянскому чтению, письму и счету. Книга для чтения в народных училищах. Казань, 1897. Андрияшев 1889 – А. Андрияшев. Русско-славянский букварь. Киев, 1889. Андроник 1981 – Монах Андроник (Трубачев) . Минея-ноябрь. Изд. Московской патриархии. М., 1980. – Журнал Московской патриархии 1981, 7. Антонин 1923 – Антонин (Грановский), архиепископ. Божественная литургия, рецензированная по чинам древних литургий. М., 1923. Антонов 1886 – П. Антонов. Русская азбука. СПб., 1886. Антонов 1994 – В.В. Антонов. Аннотированный список упоминаемых лиц. – Минувшее. М.,1994. Т. 15, с. 599–618. АПТ – Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. Составил М.Е. Губонин. М., 1994. Ардов 1995 – М. Ардов, прот. Мелочи архи..., прото... и просто иерейской жизни. (Картинки с натуры.) М., 1995. Арранц 1995 – О. Михаил Арранц. А.А. Дмитриевский : из рукописного наследия. – Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге. СПб., 1995, с. 120–133. Асмус 1999 – Прот. Валентин Асмус . «Рассекреченная» книга. О книге священника Георгия Кочеткова «Православное богослужение: русифицированные тексты Вечерни, Утрени и Литургии». – Богослужебный язык Русской Церкви: История. Попытки реформации. М., 1999, с. 247–265. Афанасий 1918 – Определение Всероссийского Поместного Церковного Собора от 13 (26) августа 1918 года. О восстановлении празднования дня памяти всех русских святых. (Еп. Афанасий (Сахаров) и Б.А. Тураев ). Служба всем святым, в земле Российстей просиявшим, б/м., б/г., без указания типографии. (1918) Афанасий 1930 – (Еп. Афанасий (Сахаров) и Б.А. Тураев ). Слжба всмъ стымъ, въ земл Париж, 1930.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В день памяти прп. Серафима Саровского иноки отслужили Божественную литургию и напутственный молебен и переселились в Братиславу, при этом с помощью местных крестьян 15 т богослужебных книг на 80 подводах перевезли до ближайшей железнодорожной станции, а дальше поездом в столицу Словакии. В предоставленном здесь одним из русских эмигрантов обширном здании на берегу Дуная (ранее использовавшемся под склад) была устроена домовая церковь прп. Иова и иноческое общежитие (ул. Вудрица, д. 44). Иконостас храма создал иконописец иеромонах Киприан, 20 августа церковь освятил архиепископ Киевский Пантелеимон (Рудык). Ее настоятелем стал эвакуированный из Киева и принятый в число братии монастыря игумен Каллист . В Ладомировой до января 1945 г. пребывало 6 насельников во главе с игуменом Саввой (Струве), им оставили второй ковчег с частицей мощей свт. Пантелеимона, Почаевскую икону Божией Матери, частицу мощей св. Иоанна Крестителя и маленький образ прп. Иова с частицей мощей святого. Лишнее имущество обители поделили между крестьянами. В дальнейшем большая часть братии через Германию и Швейцарию переехала в США и поселилась в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (штат Нью-Йорк). Еще одним ее «детищем» стал основанный в 1946 г. монастырь прп. Иова Почаевского в Мюнхене. Бывший монастырский храм в Ладомировой был преобразован в приходской и в этом качестве действует до настоящего времени. В послевоенный период издательская ладомирско-почаевская традиция продолжалась сразу в нескольких центрах: в крупнейшей типографии РПЦЗ в джорданвилльском Свято-Троицком монастыре, второй по величине монастырской книгопечатне в Мюнхене и небольших церковных типографиях в Гамбурге, Лондоне, Бразилии и Канаде. Новые издательства длительное время помещали в своих изданиях логотип «Книгопечатни преп. Иова Почаевского». Кроме того, ладомировская братия стала «кузницей кадров» архиереев для русской церковной эмиграции. В состав братии в разное время входили 7 будущих архиепископов: Виталий (Максименко), Серафим (Иванов), Нафанаил (Львов), Антоний (Медведев), Алексий (Дехтерев), Алипий (Гаманович), Никон (Рклицкий) и 2 Первоиерарха РПЦЗ: митрополит Виталий (Устинов) и митрополит Лавр (Шкурла), при котором 17 мая 2007 г. произошло восстановление канонического общения РПЦЗ и Московского Патриархата. Годы же Второй мировой войны стали очень ярким периодом в истории монастыря прп. Иова Почаевского, когда его братия внесла существенный вклад в «религиозное возрождение» на оккупированной территории СССР.

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

– Когда я окончил Норвичский институт, владыка Алипий (Гаманович), тогда еще иеромонах, преподавал историю Русской Церкви в семинарии, и я у него учился на пятерки, потому что любил историю. И отец Алипий предложил мне, чтобы я взял этот предмет сначала как его ассистент, а затем как самостоятельный преподаватель. Так что благодаря будущему владыке Алипию я стал преподавателем Свято-Троицкой семинарии и преподавал там 29 лет, пока не уехал в Иерусалим начальником миссии. Я любил историю и много читал, но читал только то, что меня интересовало. А когда начал преподавать, то увидел, что у меня имеются «пробелы». Мое знание некоторых эпох было довольно ограничено. Тогда я поступил на богословский факультет в Белграде. Прожил в Сербии два года, чтобы выучить язык, и потом приезжал только на экзамены. Бывали периоды, когда я в течение года дважды ездил в Белград, а иногда и вовсе не мог приехать. В общей сложности программа составляла 4 года, но у меня это растянулось на 10 лет. – Наверное, во время учебы вы познакомились со многими представителями Сербской Церкви? – Да, и многие даже уже скончались. Моими преподавателями были владыка Амфилохий Черногорский (тогда еще иеромонах), владыка Афанасий (Евтич). Из живых – владыка Ириней Бачский. Со многими архиереями Сербской Церкви я учился. Йован Шумадийский даже был моим соседом по комнате (у сербов это называется немецким словом «цимер»). У меня дружеские отношения с владыкой Лукияном, управляющим сербскими епархиями Венгрии и Румынии. В Чикаго дружу с владыкой Лонгином. Покойный патриарх Ириней очень хорошо ко мне относился. И когда я прилетал в Белград, то посылал за мной свой автомобиль, и также меня на патриаршем автомобиле отвозили в аэропорт. Да, знакомств много в Сербии и отношения хорошие, правда, многие из знакомых уже упокоились. – Окончив белградский факультет, вы снова вернулись в Джорданвилль? – Да, я вернулся с дипломом и сказал владыке Лавру (Шкурла): «Я готов поступить в братию монастыря». Подал прошение и стал послушником. До этого я боялся стать послушником, потому что в это время первоиерархом РПЦЗ был владыка Виталий (Устинов). Он имел очень определенные взгляды на Московскую Патриархию, и я боялся, что мне могут помешать окончить Белградский университет. Хотя я фактически и жил послушником в Джорданвилле с момента поступления в семинарию, формально послушником не был и поступил туда лишь в 1987 году. Через год меня постригли с именем Петр в честь новомученика Петра, митрополита Крутицкого. Проходил я послушание иеродиаконом, а затем монахом в Свято-Троицком монастыре.

http://pravoslavie.ru/143309.html

К северо-западу от братского корпуса над колодцем поставлена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», в которой почитается одноименная икона работы архимандрита Киприана (Пыжова). К востоку от Троицкого собора расположено трехэтажное здание семинарии, построенное в 1971. На 1-м этаже размещается библиотека, на 2-м – актовый зал и музей, на 3-м – административные помещения, аудитории и архив. С запада архитектурный ансамбль монастыря замыкает двухярусная шатровая колокольня, построенная по проекту архитектора Б. А. Лебединского в октябре 1987 – августе 1988 и освященная 4 сентября 1988. Колокольня имеет две пристройки, увенчанные позолоченными главками. В южной пристройке расположена крестильня, расписанная иеромонахом Андреем (Эрастовым). Западный фронтон в 2006 г. был украшен мозаикой «Сошествие Св. Духа на апостолов». Иконописная мастерская монастыря основана архимандритом Киприаном (Пыжовым). 12 февраля 1997 было освящено отдельное здание мастерской. Из стен мастерской вышла целая плеяда иконописцев русской эмиграции. Среди них – архиепископ Чикагский и Детройтский Алипий (Гаманович), расписавший монастырскую Успенскую церковь и кафедральный собор (Чикаго), иеромонах Андрей (Эрастов), расписавший собор св. кн. Александра Невского (Лейквуд), и многие другие. Иконописцы мастерской участвовали в росписи Троицкого собора, Успенской церкви и трапезной Свято-Троицкого монастыря, Скорбященского собора (Сан-Франциско), храма св. прав. Иоанна Кронштадтского (Ютика), выполнили иконостас и икону «Все святые, в земле Российской просиявшие» в синодальном соборе (Нью-Йорк), иконостасы Архангело-Михайловского собора (Патерсон) и др. Мастерами мастерской написаны известные в зарубежье иконы Царственные мученики», «Собор Оптинских старцев», свт. Иоанна Шанхайского, блж. Ксении Петербургской, св. прав. Иоанна Кронштадтского и др. В 1947 в монастыре была устроена типография преп. Иова Почаевского, в которой выпускаются периодические издания – газета «Православная Русь», журналы «Православная жизнь», «Orthodox Life» (с 1950), ежегодный сборник «Православный путь» и «Троицкий церковный календарь», а также официальный орган Архиерейского Синода РПЦЗ «Церковная жизнь».

http://sobory.ru/article/?object=19057

Возможность начать полноценное изучение запутанной ситуации, сложившейся вокруг Бостонского Спасо-Преображенского монастыря, представилась только после смены Первоиерарха РПЦЗ и отставки епископа Григория. К этому времени, помимо новых фактов обвинения, появлялись новые свидетели и даже потерпевшие из числа бывших насельников, в один голос заявлявшие о тяжёлой атмосфере противоестественного порока, царившего в монастыре 486 . На Архиерейском Синоде РПЦЗ, проходившем в январе 1986 года, было принято решение о проведении негласного расследования, для чего была образована особая синодальная комиссия в составе архиепископа Лос-Анжелесского Антония (Синкевича) и епископа Кливлендского Алипия (Гамановича). После изучения ситуации комиссия предоставила следственные материалы Архиерейскому Синоду. Вторым этапом разбирательства стал вызов обвиняемых и свидетелей обвинения на заседание Архиерейского Синода, проходившего 16/29 мая 1986 года. Сторона обвинителей была представлена иеромонахом Григорием, схимонахами Миной и Евгением, а также ушедшим в мир бывшим схимонахом Мамантом (Даном Миллером). В лице обвиняемых на Синоде присутствовали сам архимандрит Пантелеймон, протоиерей Георгий Кочергин и схимонах Ефрем. Тщательный допрос обеих сторон члены Архиерейского Синода проводили перед Крестом и Евангелием, однако архимандрит Пантелеймон категорически отрицал все выдвинутые против него обвинения и просил Синод об увольнении его на покой. Итогом синодального заседания было принятие решения об отстранении архимандрита Пантелеймона от управления Бостонским Спасо-Преображенским монастырём. Наблюдение за обителью было поручено архиепископу Лос-Анжелесскому Антонию (Синкевичу). Кроме того, Архиерейским Синодом было отмечено, что подозревавшиеся в содомском грехе насельники обители иеромонах Исаак и иеромонах Ефрем не могут выступать в качестве кандидатов на должность настоятеля монастыря. Вскоре после этого из Бостона пришло новое скандальное сообщение. Вопреки синодальному определению, братия Спасо-Преображенского монастыря самочинно избрала новым настоятелем иеромонаха Исаака. Кроме того, монастырь не совершил официального уведомления священноначалия о произошедшем самочинном избрании 487 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том II  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья АЛЕНЕВЫ устюжские иконописцы: Афанасий Васильевич (1712 - 1782) и Василий Афанасьевич (1741 – 1819) АЛЕШ Павел (род. в 1935 г.), прот., д-р богословия, проф. церковной истории, директор канцелярии епархиального управления Оломоуцко-Брненской епархии, член Митрополичьего совета Православной Церкви Чешских земель и Словакии АЛИ бен Аби Талиб, 4-ый и последний халиф (656-661), из плеяды " праведных " , двоюродный брат и зять Мухаммада АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АЛИПИЙ (V в.), пресвитер храма святых Апостолов в К-поле, автор послания свт. Кириллу Александрийскому АЛИПИЙ (Гаманович Николай Михайлович ; род. в 1926), архиеп. Чикагский и Средне-Американский РПЦЗ АЛИПИЙ (Погребняк Василий Семёнович; род. в 1945), архиеп. Краснолиманский, викарий Горловской епархии АЛКОШ (совр. Эль-Кош), селение к северу от Мосула (Ирак), место рождения и погребения библ. пророка Наума АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ выяснение иносказательного смысла Свящ. Писания, литургического чина, религ., философск. и пр. текстов АЛЛЕГОРИЯ иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретно представляемый образ Священного Писания АЛЛИОЛИ Йозеф Франц фон (1793-1873), католич. богослов, переводчик, комментатор и толкователь Библии АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов

http://pravenc.ru/vol/ii.html

Возможность начать полноценное изучение сложной ситуации, сложившейся вокруг Преображенского монастыря, представилась только после смены Первоиерарха РПЦЗ и отставки епископа Григория. К этому времени, помимо новых фактов обвинения, появлялись новые свидетели и даже потерпевшие из числа бывших насельников, в один голос заявлявшие о тяжелой атмосфере противоестественного порока, царившего в монастыре 536 . На Архиерейском Синоде, проходившем в январе 1986 г., было принято решение о проведении негласного расследования, для чего была образована особая синодальная комиссия в составе архиепископа Лос-Анжелесского Антония (Синкевича) и епископа Кливлендского Алипия (Гамановича). После изучения ситуации комиссия предоставила следственные материалы Синоду. Вторым этапом разбирательства стал вызов обвиняемых и свидетелей обвинения на заседание Архиерейского Синода, проходившего 16/29 мая 1986 г. Сторона обвинителей была представлена иеромонахом Григорием, схимонахами Миной и Евгением, а также ушедшим в мир бывшим схимонахом Мамантом (Даном Миллером). В лице обвиняемых на Синоде присутствовали сам архимандрит Пантелеимон, протоиерей Георгий Кочергин и схимонах Ефрем. Тщательный допрос обеих сторон члены Синода проводили перед Крестом и Евангелием, однако архимандрит Пантелеимон категорически отрицал все выдвинутые против него обвинения и просил Синод об увольнении его на покой 537 . В итоге обсуждения проблемы было принято решение об отстранении архимандрита Пантелеимона от управления монастырем. Наблюдение за монастырем было поручено архиепископу Лос-Анжелесскому Антонию. Кроме того, Архиерейским Синодом было отмечено, что подозревавшиеся в содомском грехе насельники обители иеромонах Исаак и иеромонах Ефрем не могут выступать в качестве кандидатов на должность настоятеля монастыря. Вскоре из Бостона пришло новое скандальное сообщение. Вопреки синодальному определению, братия Преображенского монастыря самочинно избрала новым настоятелем иеромонаха Исаака. Кроме того, монастырь не совершил официального уведомления священноначалия о произошедшем самочинном избрании 538 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

544 Archbishop John Maximovich. The Russian Orthodox Church Outside of Russia//The Orthodox Word. 1971. P.67. 545 Интервью с митрополитом Сергием (Страгородским) в газетах «Правда» и «Известия». 16 февр. 1930г. Цит. в кн. Джона Шелтона Кэртисса «The Russian Church and Soviet State, 1917–1950» (Boston, 1953. P.266). Цит. из кн. И.М.Андреева «Святые русских катакомб» (Russia’s Catacomb Saints. Platina, 1982. P.468, 471). 552 В более поздние годы Евгений отмечал сходство между исламом и коммунистическим тоталитаризмом с их насильственными методами принуждения и репрессий. См. гл.86 данной книги. 553 Два журнала, издаваемые Митрополией для детей и молодежи. Евгений находил, что содержанию они скорее светские. 559 См.: Alexandra Chichineva. Healing from Tuberculosis, 1907//The Orthodox Word. 1967. P.28–29. 562 См.: Hieromonk Damascene. Patience, Vigilance and Healing in the Church//OW. 2000. P.227, 239–240. 563 Митрополит Феофил был избран главой Американской Митрополии в 1934г. В 1935г. он по приглашению Сербского патриарха Варнавы ездил в Сербию для встречи с иерархами Русской Зарубежной Церкви и устранения разделения между двумя Русскими Церквами в Америке. В результате этой встречи они приняли решение объединиться. В 1936г. Собор епископов Северной Америки (теперь уже с участием епископов и Русской Зарубежной Церкви, и Американской Митрополии) ратифицировал соглашение, достигнутое в Сербии. В 1946г. на Соборе в Кливленде эти Церкви снова разделились. 566 Gleb Podmoshensky and Eugene Rose. On the Eve of Father Herman’s Canonization//The Orthodox Word. 1970. P.98. 567 Собор назван в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Некогда о.Герасим прислал такую икону братии. Он нашел ее на берегу океана, и, очевидно, она принадлежала самому прп.Герману.. 569 Епископ Алипий (Гаманович) из Кливленда (род. в 1926г.), впоследствии архиепископ Чикагский и Детройтский. 570 Service to our Holy and God-bearing Father, Saint Herman, Wonderworker of Alaska//The Orthodox Word. 1970.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Иероним, епископ (Шо Иоанн Роберт) Дата рождения: 21 декабря 1946 г. Дата хиротонии: 10 декабря 2008 г. Дата пострига: 5 декабря 2008 г. День ангела: 28 июня Страна: США Биография: Родился 21 декабря 1946 г. и вырос в маленьком городке в штате Новая Англия, США. Его семья принадлежала к «старым американцам» с британскими корнями, и мальчик был выращен в англиканстве. Был принят в Православную Церковь через миропомазание 22 декабря 1963 г. По окончании школы учился в Питтсбургском университете, где занимался русской лингвистикой с дополнительной специализацией по восточноевропейской истории. В 1968 г. окончил университет и поступил в Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле. 27 сентября 1970 г. архиепископом Аверкием (Таушевым) пострижен во чтецы. В 1971 г. закончил семинарский курс. После семинарии был иподиаконом архиепископа Никона (Рклицкого). 11 апреля 1976 г. архиепископом Никоном (Рклицким) рукоположен во диакона, 25 — во иерея. Назначен клириком Владимирской церкви-памятника в Джексоне, штат Нью-Джерси. 4 сентября 1976 г., после внезапной кончины архиепископа Никона, по просьбе архиепископа Серафима (Иванова) был переведен в Покровский собор г. Чикаго, где служил с ноября 1976 г. по март 1991 г. В 1984 г., в праздник Вознесения Господня, возведен во протоиерея. С 17 марта 1991 г. по 30 ноября 2008 г. служил в Троицкой церкви г. Милуоки, штат Висконсин. За эти годы перевел на английский учебник церковнославянского языка архиепископа Алипия (Гамановича) ; в 2006 г. был делегатом на IV Всезарубежном Соборе. Решением Архиерейского Собора РПЦЗ от 15 мая 2008 г. избран епископом Манхэттенским, викарием Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии . Священный Синод Русской Православной Церкви от 23 июня 2008 г. ( журнал 45 ) утвердил это решение. 5 декабря 2008 г. в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле епископом Каракасским Иоанном пострижен в монашество с именем Иероним в честь блаженного Иеронима Стридонского. 7 декабря 2008 г. епископом Кливлендским Петром возведен в сан архимандрита.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245628...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010