Приложившись с благоговением к этой частице, я остановился при гробе и о чем-то начал беседовать с о. Парфением, а между тем наблюдал, как прикладывались другие. В это время, я сначала заметил, что пелена, закрывавшая лик св. Алексия, сдвинулась и я увидел открытое лицо святителя, который по временам открывал свои взоры, а между тем правою рукою изредка осенял подходящий большею частью из Алексеевской церкви к раке народ. Потом вдруг святитель восстал из гроба, и сидя на своей раке, облеченный в черную мантию, но без клобука, обратился ко мне с сими словами: «о. архимандрит, поди и принеси мне из своей Патриаршей ризницы аналав (параманд), взятый отсюда – из Чудова монастыря. Я, в трепетном благоговении, повергшись на колена пред вопрошающим меня святителем, сказал: «Святейший владыко, у нас хранятся 3 аналава: который же из них я должен принести?» – Тот, который принадлежал патр. Адриану или Иоакиму, – тот похожий на этот аналав». При этом он показал мне бывший у него на персях аналав – небольшой, из материи синего цвета. После этого я немедленно пошел из церкви в сопровождении о. Парфения: но, встретивши на пути какое-то препятствие, остановился и заметил у себя в левой руке несколько частиц св. мощей угодника Христова Алексия; и вместе с тем пробудился от сна. Это было ровно в 5 ч. утра. Примечание. Св. Алексий представился мне росту высокого, широк плечами, волосы светло-русые с сединой, лицо широкое и вместе продолговатое, несколько смуглое, глаза карие, борода широкая и длинная с проседью. Выговор несовершенно чистый и похожий на малороссийское наречие, по крайней мере, некоторых слов я не мог расслышать, а некоторые для меня были непонятны. 21-го ч. писал мне из Пензы родственник, кафедральный ключарь протоиерей Федор Мих. Пантелеевский: «Скоро уже будет год, как я получил от вас письмо и посылку с указателем Синод. ризницы и библиотеки. И теперь только приношу вам, хотя позднюю, но искреннейшую благодарность за приятное письмо и очень любопытного указателя древностей из священной старины Московской.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Как и прежде, большинство хиротонисанных было из вдовых священников, старцев по годам. Так, в 1945 г. на Калининскую кафедру Синодом был назначен священник московской Богородицкой церкви Алексий Крылов, 1879 г. рождения, постриженный с именем Артемий; в 1946 г. на Ростовскую кафедру назначили протоиерея харьковской Казанской церкви Алексия Шарапова, 1878 г. рождения, постриженного с именем Серафим. 25 августа 1946 г. Патриарх Алексий I в Богоявленском кафедральном соборе возглавил хиротонию во епископа Ташкентского и Среднеазиатского архимандрита Гурия (Егорова), принявшего постриг еще в юности, в 1915 г., и уже в 1922 г. возведенного в сан архимандрита. В 30-х гг. он был узником Соловецкого концлагеря, потом ссыльным в Средней Азии. Незадолго до архиерейской хиротонии архимандрит Гурий стал наместником возрожденной Троице-Сергиевой лавры. Архиереи назначались не только в епархии, которые вдовствовали с довоенных лет, но и на кафедры Украины и Белоруссии, потому что одни епископы, действовавшие на оккупированных территориях, эмигрировали, другие были репрессированы на исходе Отечественной войны. На Сумскую кафедру в 1945 г. Священный Синод назначил протоиерея Николая Прохорова, постриженного с именем Иларион. На Пинскую кафедру вскоре после Собора 1945 г. был хиротонисан архимандрит Онисифор (Пономарев). В октябре 1945 г. во епископа Уманского, викария Киевского митрополита, был хиротонисан архимандрит Нестор (Сидорчук), незадолго до рукоположения постриженный в монашество. На архиерейские кафедры назначались и архипастыри, поставленные в 20—30-х гг. и находившиеся незадолго до назначения в лагерях и ссылках. Освобожденный в 1944 г. из Канских лагерей епископ Мануил (Лемешевский) в течение года жил на покое в Тамбове, на частной квартире. В феврале 1945 г. он получил назначение на Оренбургскую кафедру. В 1947 г. из Соединенных Штатов вернулся митрополит Вениамин (Федченков), назначенный сразу на Рижскую кафедру, приехавший вместе с ним архиепископ Алексий (Пантелеев) получил Омскую кафедру, но вскоре, 11 ноября 1948 г., скончался.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

ПОСТАНОВИЛИ: 1) Освободить иеромонаха Викентия (Пантелеева) от обязанностей наместника Казанского мужского монастыря села Коробейниково Усть-Пристанского района Алтайского края. 2) Назначить иеромонаха Романа (Корнева) наместником Казанского мужского монастыря села Коробейниково Усть-Пристанского района Алтайского края. СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного митрополита Волгоградского и Камышинского Германа о назначении монахини Анны (Ерофеевой) настоятельницей Свято-Вознесенского женского монастыря города Дубовки Волгоградской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Анну (Ерофееву) настоятельницей Свято-Вознесенского женского монастыря города Дубовки Волгоградской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного архиепископа Рязанского и Касимовского Павла о назначении монахини Анны (Сычуговой) настоятельницей Казанского женского монастыря города Рязани. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Анну (Сычугову) настоятельницей Казанского женского монастыря города Рязани с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного архиепископа Тверского и Кашинского Виктора о благословении на открытие Тверского Николаевского Малицкого мужского монастыря в деревне Николо-Малица Калининского района Тверской области и о назначении наместником обители иеромонаха Бориса (Тулупова). ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить открытие Тверского Николаевского Малицкого мужского монастыря в деревне Николо-Малица Калининского района Тверской области. 2) Назначить иеромонаха Бориса (Тулупова) наместником Тверского Николаевского Малицкого мужского монастыря в деревне Николо-Малица Калининского района Тверской области. СЛУШАЛИ: 6. Прошение Преосвященного архиепископа Тульского и Белевского Алексия о назначении иеромонаха Никодима (Крюкова) наместником Спасо-Преображенского мужского монастыря города Белева Тульской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить иеромонаха Никодима (Крюкова) наместником Спасо-Преображенского мужского монастыря города Белева Тульской области.

http://mospat.ru/archive/86312-zhurnaly-...

Действительный тайный советник Иван Васильевич Несвицкий. Действительный статский советник Василий Дмитриевич Комынин. Генерал от инфантерии Николай Сергеевич Волконский † 1821 г. февраля 3. Феодор Пантелеевич Пантелеев, удостоенный трех золотых медалей и ордена святого Владимира, в 1812 г., пожертвовавший на отечественную войну 30.000 р.; в 1820 г. пожалованный дворянином; родился 1748, † 1823 г. Генерал-лейтенант и разных орденов кавалер Михаил Феодорович Ахлестышев † 1829 г. января 31. Генерал-майор Лев Астафевич Астафьев † 1829 г. февраля 6. Генерал от инфантерии, многих орденов кавалер, главный директор кадетских корпусов, Николай Иванович Демидов родился 1771 г. августа 19, † 1833 июля 4 в Пятигорске. По многоразличному значению своему Андроников уступает не многим обителям: кроме общего всем монастырям значения, как местам молитвы и подвигов духовных, он имеет значение пятисотлетнего исторического памятника покрова Божия над отечеством нашим в бурные времена его; с его именем неразрывно соединено имя великого основателя его святителя Алексия, спасенного на Черном море для спасения православной земли русской, волнуемой внутренними раздорами и жестокими врагами. Он есть хранилище святыни нерукотворенного образа Спаса и мощей преподобных отец Андроника и Саввы. Он был, и ныне есть, место упокоения православных христиан. Это древнейшее кладбище в Москве. Он дал русской церкви многих архипастырей. В нем нашла себе приют и духовная наука, как при начале его искусство иконописания. Не малое значение он имел, и отчасти и ныне имеет, в филантропическом отношении, как убогий дом и как место призрения для послуживших отечеству и церкви престарелых, увечных и больных, уделяя сверх сего по временам от своих средств на благотворение бедствующим в обширном нашем отечестве. Кроме того, он принимает под сень свою, наравне с другими монастырями, священнослужителей, которые, потрудившись на своей пастве и предоставив сие многотрудное поприще другим, остаток дней своих посвящают в нем молитве и священнодействию, помогая иногда и священнослужителям града. Принимая уволенных из духовных училищ по неспособности к продолжению высших наук, он практически приготовляет их к церковнослужению и, если они не найдут себя способными к жизни иноческой, выпускает на низшие должности клира.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Все же визит архиепископа Алексия принес некоторые плоды: два иерарха Североамериканской митрополии, епископ Бруклинский Макарий (Ильинский) и архиепископ Аляскинский Алексий (Пантелеев) согласились перейти в ведение Московского Патриархата. 479 Кроме них в состав Московского экзархата к тому времени входили еще епископ Феодор (Текучёв), рукоположенный во епископа Аргентинского в конце 1943 г., но проживавший в США, а также архиепископ Адам (Филипповский), перешедший в Московскую Патриархию еще в 1930-е гг. Тогда же этот иерарх был лишен сана, однако в конце войны был восстановлен. В подчинении этого архипастыря находились карпато-русские приходы. Вскоре число архиереев Московской Патриархии пополнилось и за счет епископа Антония (Васильева), в 1947 г. рукоположенного на Сан-Францисскую кафедру. 480 Что касается Североамериканской митрополии, то отношения между ней и московской церковной властью к концу 1945 г. оставались неопределенными. Присоединение к Московскому Патриархату клириков в Югославии Все сказанное выше показывает, что присоединение зарубежных архиереев повсюду шло достаточно мирно. Чин покаяния либо не проводился, либо осуществлялся тайно. Исключением стала только община в Югославии. Покидая эту страну, Архиерейский Синод РПЦЗ издал указ на имя оставшегося в стране духовенства. Согласно документу, старейшему из клириков, протоиерею Иоанну Сокалю, вменялось в обязанность управлять русскими приходами в Югославии на правах благочинного и возглавлять Епископский совет. В случае прекращения почтовых связей с Синодом русскому духовенству в Сербии предписывалось обращаться к местной церковной власти. 481 Фактически паства РПЦЗ в Югославии (11 церковных общин, 2 монастыря, 20 священнослужителей, 15 монахов, 32 монахинь и около 3000 мирян) 482 оказалась предоставлена сама себе. Такое положение не устраивало ни Сербскую Церковь , ни русских священников, оставшихся без определенного канонического статуса. Уже 12 сентября церковный суд Белградско-Карловацкой архиепископии обратился к протоиерею Иоанну Сокалю с просьбой определить свой статус, что подразумевало подчинение Сербской Патриархии. 483 А потому на общем собрании Епископского и церковно-приходского совета 18 сентября было решено обратиться к Архиерейскому Синоду Сербской Церкви с просьбой о принятии русских приходов. 484

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не знаю, когда и кому пришла в голову эта, не такая уж в общем сверхгениальная мысль — прибрать церковь к рукам. Пожалуй, уже не Сталину, а одному из его преемников, скорее всего Хрущеву. Почему-то мне кажется, что отношение Сталина к церкви и к религии — во всяком случае в последние годы его жизни — носило характер более глубокий и более, я бы сказал, личный. В начале пятидесятых годов не один раз приходилось слышать-разговоры о том, что хозяин уединился на своей подмосковной даче и не принимает никого, кроме патриарха Алексия. И ведь недаром поднимали в те годы на щит и на все лады, во всех жанрах воспевали Ивана Грозного, этого богомольнейшего из деспотов. Впрочем, не о том сейчас речь. Вот один из многих примеров нарушения конституции, когда государство вмешивается во внутренние дела отделенной от него церкви — и в личную жизнь граждан тоже, когда оно самым прямым образом нарушает свободу совести. Всякий, кто бывает в церкви, видел где-нибудь в притворе или у свечного ящика объявление о том, что при совершении обряда крещения оба родителя и восприемники обязаны представить паспорта. Спрашивается: кому и зачем требуются в этом случае паспорта? Церкви? Но ведь церковь, как известно, учреждение не государственное, никакими юридическими правами не обладает, да и зачем ей, скажите, знать паспортные данные о крестном отце приобщаемого к церкви младенца?! Всякому ясно, что это не церковниками затеяно. Тем, я полагаю, и в голову не пришло бы присвоить себе милицейские функции. Да ведь если следовать статье конституции, их, этих церковников, к уголовной ответственности привлечь следует: отделены от государства, а вздумали присваивать себе права государственного органа!.. Но — нет, никто их к ответственности не привлекает. И привлечь не может. Не ими потому что эти объявления выдуманы. Расклеены они, эти афиши, по церквам, киркам, костелам и молитвенным домам — по приказанию тех же непрошеных опекунов-атеистов. И делается это, конечно, с одной-единственной целью — запугать молодых родителей, чтобы, увидев грозные слова, задумались, почесали в затылке: стоит ли? Ведь если паспорт, то выпишут и адрес, и место работы. А там, глядишь, и в местком потянут, а то и в партком…

http://azbyka.ru/fiction/ya-veruyu/

Вообще надо сказать, что почти каждый абзац этой великолепно изданной книги пересыщен ложью и пропагандой. Что ни утверждение, то – неправда. А для придания ей видимости достоверности, привлекаются иностранные граждане самых разных положений, которые побывали в Союзе, которых “на славу” здесь угощали и которые благодарно отдают свои голоса в пользу советско-патриархийной пропаганды. Тут вам и православные патриархи, и инославные представители, которые якобы своими глазами видели (?) свободу, в условиях которой живет Русская Церковь . Этот “конек” преданно служил службу советской власти и Патриархии до недавнего времени. Всю эту ложь покрывал своим патриаршим омофором патриарх Алексий. Соблазненные такой массированной и авторитетной пропагандой, возобновленной после диоклетиановых гонений 30-х годов, во время и после войны многие заграничные архиереи и священнослужители вернулись на Родину, получили кафедры и приходы и поневоле должны были вписаться (и вписались, в разной, правда, степени) в советскую систему. Среди них: епископ Иоанн (Лавриненко), вернулся из Чехословакии в 1945 году; епископ Алексий (Пантелеев), вернулся из США в 1946 году; митрополит Вениамин (Федченков) , вернулся из США в 1947 году; епископ Антоний (Васильев), бывший Сан-Францисский и Калифорнийский, вернулся из США в 1952 году; митрополит Серафим (Лукьянов), вернулся в 1954 году из Франции; архимандрит Мстислав (Волонсевич), вернулся из Западной Германии в 1955 году; епископ Феодор (Текучев), бывший Сан-Францисский и Калифорнийский, вернулся из США в 1956 году. Из Китая в разное время вернулись в Советский Союз: митрополит Нестор (Анисимов) , архиепископ Виктор (Святин), архиепископ Ювеналий (Килин), архиепископ Никандр (Викторов), архимандрит Гавриил (Огородников) и даже архиепископ Димитрий (Вознесенский), отец будущего главы Зарубежной Церкви, митрополита Филарета. Некоторые, доверчивые ко лжи и советской пропаганде, “оплатили” эту доверчивость годами заключения и самой жизнью. Одна из первых послевоенных попыток сказать правду о действительном положении Церкви в Советском Союзе принадлежит скромному вятскому мирянину Борису Талантову и двум московским священникам, о. Глебу Якунину и о. Николаю Эшлиману, которые в 1965 году выступили с открытым письмом. Примечательна реакция патриарха Алексия на эти выступления: он издал особый указ, которым обязал архиереев следить, чтобы в епархиях не распространялись “открытые письма”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По слову апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13: 7).  Государственный архив Российской Федерации (далее – ГА РФ). Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 64. Л. 14-15.  Там же. Л. 21.  Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров – Совете министров СССР. 1945–1970 гг. М., 2009–2010. Т. 1. С. 39.  ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 27. Л. 7.   Пантелеев Л . Я верую (Главы из автобиографической книги)//  http://archive.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=835 .  Журнал Московской Патриархии. 1945. 2. С. 36.   Сергий  (Тихомиров Сергей Алексеевич; 1871–1945), митрополит. Окончил Новгородскую духовную семинарию. В 1892 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1896 г. пострижен в монашество и рукоположен в сан иеромонаха. В 1896 г. окончил духовную академию и назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1899 г. возведен в сан архимандрита и определен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1905 г. удостоен ученой степени магистра богословия и назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. В 1905 г. хиротонисан в епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1908 г. – епископ Киотосский и помощник начальника Российской духовной миссии в Японии. С 1912 г. – епископ Токийский и Японский и начальник Российской духовной миссии в Японии. С 1921 г. – архиепископ. Помогал многим русским беженцам. В 1927 г. согласился дать подписку о лояльности советской власти. С 1931 г. – митрополит. С 1940 г. на покое. В 1944 г. принял советское гражданство и выразил желание вернуться на родину. В 1945 г. был арестован японскими властями по подозрению в шпионаже в пользу СССР. Умер вскоре после освобождения.  ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 64. Л. 96.  ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 27. Л. 160-161.  Подробнее см.:  Просветов Р.Ю.  Митрополит Вениамин (Федченков) о христианском отношении к власти//Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Роль Русской Православной Церкви, общества и государства в сохранении исторической памяти о новомучениках, исповедниках и жертвах репрессий».

http://pravoslavie.ru/82124.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Иосиф Дзвончик. Фотография. 60-е гг. XX в. Иосиф Онисимович (8.01.1888, с. Лосе, ныне Малопольское воеводство, Польша - 6.03.1966, г. Элизабет, шт. Нью-Джерси, США), митрофорный прот. Американского Экзархата МП. Род. в крестьянской семье в Галиции. В 1888 г. семья Д. выехала в США. Иосиф воспитывался при храме св. Иоанна Предтечи в г. Мейфилд (шт. Пенсильвания), был алтарником-пономарем, затем певчим; ходил в городскую школу. После получения общего среднего образования был направлен архиеп. Алеутским и Североамериканским Тихоном (Белавиным) на учебу в Волынскую ДС (Россия). В 1906 г. переведен в ДС в г. Миннеаполис (шт. Миннесота). В 1911 г. окончил ДС и вступил в брак с Еленой Репич, дочерью псаломщика ц. св. Иоанна Предтечи в г. Филипсберге (шт. Пенсильвания). 19 июля 1911 г. Д. был рукоположен еп. Аляскинским Александром (Немоловским) во диакона в Свято-Николаевском соборе Нью-Йорка, на следующий день - во иерея архиеп. Платоном (Рождественским) в храме Свято-Тихоновского мон-ря. Пастырское служение Д. начал на приходе в г. Бруксайд (шт. Алабама). Более 40 лет служил на разных приходах РПЦ в Сев. Америке. С целью оказывать действенную юридическую помощь приходам Д. поступил на курсы по адвокатуре в юридический колледж в г. Янгстаун (шт. Огайо) и по социальным наукам - в Уэстерн-Резерв-колледж в г. Кливленд. При мн. храмах Д. создавал воскресные школы, преподавал в них Закон Божий и рус. язык. В 1926 г. участвовал в создании «Федерации русских клубов молодых людей». В 1932 г. Д. стал членом Митрополичьего совета, с 1934 по 1947 г. секретарь этого совета. В 1945 г. Д. сопровождал еп. Алеутского и Аляскинского Алексия (Пантелеева) в поездке в Москву на Поместный Собор РПЦ, где встречался с Патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским). Проведение в жизнь решений VII Кливлендского Собора 1946 г. Русской Православной Греко-Кафолической Церкви, обратившегося к Святейшему Патриарху Московскому Алексию с просьбой о принятии ее в лоно РПЦ, было поручено Митрополичьему совету (см. ст. Всеамериканский Собор ). Митр. Феофил (Пашковский) не подчинился решению Собора и продолжал самочинно управлять амер. приходами. Д. решительно выступил против подобных действий митрополита, призывая к выполнению всех решений Собора. В 1947 г. в США для обсуждения совместно с митр. Феофилом условий воссоединения с РПЦ амер. приходов прибыл митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) . Д. стал активным помощником митрополита, оповещал духовенство о происходящих событиях и отстаивал, обращаясь к сторонникам митр. Феофила, необходимость переговоров с посланником Предстоятеля РПЦ.

http://pravenc.ru/text/171895.html

С 23 по 24 мая 1946 года в Детройте проходило архиерейское собрание митрополичьего округа, на котором созыв Всеамериканского Собора был перенесен «на эту осень». В докладе патриарху от 9 июня 1946 года митрополит Вениамин так объяснял причину переноса сроков созыва собора: «миряне недовольны откладыванием и могут начать переход в Патриаршую Церковь, не дожидаясь собора» и, второе, «это развернувшаяся агитация в американской прессе против Советского Союза, которой желали воспользоваться епископы и часть духовенства с целью недопущения объединения» . «Надежд на мир я не теряю», – продолжал митрополит, – Но Преосвященный Епископ Алексий [Пантелеев] совершенно не верит в возможность примирения архиереев. Однако, архиепископ Макарий [Ильинский], вопреки прежнему своему мнению, которое он высказывал мне месяцев пять-шесть назад, теперь на нашем Совещании Епископов высказал мысль о возможности мира» . В телеграмме, полученной в Москве 4 июля 1946 года, Владыка писал патриарху: «Митрополичий совет с архиереями единогласно ныне постановили просить Вас делегировать [в] половине октября Митрополита Николая [Ярушевича]» . Авторитет митрополита Николая за границей был очень велик. Он смог успешно выполнить свою миссию по присоединению к Московской Патриархии Западноевропейского Экзархата и это позволяло надеяться на благополучный исход в Америке с его участием. 24 августа 1946 года в Нью-Йорке состоялся первый церковно-народный съезд, в котором принимало участие около двухсот представителей прихожан из штатов Нью-Йорк, Нью-Джерси, Коннектикут и Пенсильвания. На съезде участники заявляли о своей лояльности американскому правительству и президенту США Гарри Трумену, а затем говорили о единстве с Матерью Церковью и патриархом Алексием, осуждали митрополита Феофила за создание раскола и отклонение предложения архиепископа Алексия (Сергеева) о воссоединении и т.п. В постановлении съезда звучали, в частности, следующие слова: «Единодушно осуждаем и не признаем митрополита Феофила и епископов, подчиняющихся его юрисдикции, и мы против протоиереев и иереев, поведших секретно, тайно и без ведома верующего народа, совершенно независимую, раскольническую свою церковь» .

http://bogoslov.ru/article/2657431

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010