Потом облачается в священные одежды, которых семь по числу семи действий Духа. А именно: в стихарь (подризник), епитрахиль, пояс, поручи, палицы (епигонатии), фелонь, или саккос (полиставрий), и, наконец, в омофор. Все вместе они знаменуют вочеловечение Христово и всё, что относится к тайне вочеловечения. В отдельности же каждая имеет свое особое значение.    Стихарь, обыкновенно белый, знаменует свет и чистоту Божию и то, что (Господь) создал и принял на Себя природу нашу беспорочно. Если же он пурпурный, то указывает на страдания, на то, что вочеловечившееся Слово пролило ради нас кровь Свою. Бывающие на стихаре так называемые источники знаменуют дары учения, а также и потоки крови Спасителя нашего. Поэтому только архиерейский стихарь имеет их. Равно как и мантия.    Мантия сама по себе изображает промыслительную, и вседержительную, и всеохраняющую благодать Божию, как одежда, охватывающая и обнимающая все тело. А источники означают различные струи учения, вечно источаемые двумя заветами — Ветхим и Новым, которые знаменуются скрижалями, указующими, сверх того и на открытое в груди, т. е. в сердце, ведение Евангелия Христова, которое и при рукоположении святитель воспринимал на голову открытыми письменами .    Сюда могут быть отнесены и слова: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:38), то есть действия Духа, как учит само священное Евангелие, когда говорит: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7:39), прибавляя это чтобы показать, что мы приемлем благодать, а не природу Духа: Потому что Иисус еще не был прославлен. Что Евангелие внушает, говоря: «ибо еще не было на них Духа Святого» (Ин. 7:39). Что Он и был, и есть, и будет по естеству и ипостаси, и всегда есть Источник дарований. Но ещё не были сообщены дарования Его, потому что ещё не была принесена Крестная жертва, ибо это-то и значат слова: «Потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7:39), так как Крест — слава Христова. 48. Об архиерейской мантии, панагии и пастырском жезле

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3934...

Жалкий и несчастный, ты «согрешил... еси, умолкни» (Быт. 4:7), не прилагай греха к греху! И та возвратилась, получив египетское богатство, а Церковь возвратилась, владея богатством душевным, и явилась целомудреннейшею. Посмотри на неистовство этого варвара. Ты изгнал пастыря, — для чего же разгонять стадо? Ты низложил кормчего, — для чего же разламывать рули? Ты изгнал виноградаря, — для чего же повреждать виноградные лозы? Для чего разорял монастыри? Ты подражал нашествию варваров.    2. Он сделал все, чтобы открылось ваше мужество; сделал все, чтобы узнать, что здесь — паства, пасомая Христом. Пастырь был вдали, а стадо пребывало вместе, и исполнялось апостольское изречение: «Не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп.2:12). Так угрожали боящиеся вашего мужества, усердия, любви и привязанности ко мне: “Мы ничего не смеем, — говорили они, — сделать в городе: дайте нам его вне города”. Возьмите же меня вне города, чтобы вам познать расположенность Церкви, познать доблесть детей моих, силу воинов, крепость ратоборцев, блеск диадем, обилие богатства, величие любви, твердость терпения, цвет свободы, славу победы, позор вашего поражения. О, необычайные и дивные дела! Пастырь вне, а стадо ликует; военачальник вдали, а воины ратуют. И не только Церковь вмещала воинов, но и весь город стал Церковью; освятились улицы, площади, воздух; еретики обращались, иудеи, славословя Бога, прибегали к нам. Так было и при Христе: Кайафа распял Его, а разбойник исповедал. О, необычайные и дивные дела! Священники убили Его, а волхвы поклонялись Ему. Но да не смущает это Церкви; если бы этого не было, то не раскрылось бы наше богатство; хотя оно и существовало, но не открылось бы. Как Иов, всегда был праведным, но не возвеличился бы в такой степени, если бы не было ран и червей, так не обнаружилось бы и наше богатство, если бы не было козней. Бог, как бы оправдываясь перед Иовом, говорил: «оправдываться словами бесполезными и речью, не имеющею никакой силы» (Иов.15:3)? Они строили ковы, воевали — и побеждены. Как воевали? Палицами. Как поражены? Молитвами. «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:39). А ты вносишь в Церковь палицы и ведешь войну. Где [возглашается]: «мир всем», там ты начинаешь войну; не стыдишься, жалкий и несчастный, ни места, ни священного сана, ни величия власти. Крещальня наполнилась кровью; где даруется отпущение грехов, там произвел ты пролитие крови. В каком войске бывает подобное? Царь, входя сюда, отлагает щит и диадему, а ты вошел, схватив палицы; он оставляет вне и знаки царского достоинства, а ты внес сюда и знаки войны. Впрочем, невесте моей ты нисколько не повредил, и она продолжает являть свою красоту.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3330...

И когда они, побежденные, показали тыл врагу, взывая к Тебе, Тебя призывая на помощь и говоря: " Господи! Приклони небеса Твои и сойди " (ст. 5), – Ты, преклонив небеса и явившись на землю, чтобы спасти и умиротворить род человеческий, говоришь: " не мир пришел Я принести, но меч " ? Как же Ты ублажаешь миротворцев, что они сынами Божиими нарекутся? Почему же Ты, научающий других миротворствовать, о Себе самом говоришь: " не мир пришел Я принести, но меч " ? Грехи наши вовлекли нас во вражду с Богом; посредник нам был нужен, чтобы разрешить эту вражду и даровать нам желанный мир. И отец наш Иов молил о посреднике, говоря: " Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас " (Иов.9:33), – а Ты, явившись в ка­честве посредника, чтобы прекратить вражду, говоришь совершенно про­тивное: " не мир пришел Я принести, но меч " ? Откуда же, наконец, ждать нам мира? Да, конечно (отвечает Господь) Я пришел низвести огонь на землю, попираемую вашими ногами. Так как диавол посеял в сердцах людей греховные плевелы, то Я пришел низвести на землю огонь, попаляющий эти плевелы. Вот почему пришел Я низвести огонь на землю и хочу, раз он уже возгорелся, очистить Мою землю. Мне нужно истребить, горькие и зловредные отпрыски диавола, чтобы в чистой душе оживить влагой небесное семя. Вот почему Я пришел низвести на землю огонь. Сотворив вначале человека из земли, Я внедрил в глубине его сердца божественную искру огня, чтобы этим огнем возгревалась в нем любовь к Богу. И вот, так как эту искру Божественного огня и эту теплоту невозможно было вызвать на­ружу, чтобы получить благодатное воспламенение Святого Духа, – потому что диавол холодом нечестия умертвил души людей, – то Мне и нужно было низвести на землю огонь, чтобы, положив конец этой порожденной диаволом в душах зиме и, даровав душе мир и тишину, сделать ее вновь цветущей и плодоносной. И вот входит Он (Господь) в его (диавола) двор, скрывая пастыря под овчей одеждой тела, не имея при Себе ни палицы, ни посоха, угрожающего за прежнее заблуждение, чтобы испуганная овца опять не убежала от своего пастуха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Омовение рук – древний обычай, имеющий в литургическом контексте не столько гигиенический, сколько сакральный смысл: к жертвеннику Божию следует приступать с чистыми руками и чистым сердцем. Обычай омовения рук и ног перед началом богослужения восходит к ветхозаветным предписаниям: И сказал Господь Моисею, говоря: сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды; и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги свои; когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть; или когда должны приступать к жертвеннику для служения, для жертвоприношения Господу, пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть; и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их ( Исх.30:17–21 ). Облачение архиерея Особой торжественностью отличается чин облачения архиерея, совершаемый посреди храма. Современная практика облачения архиерея несколько отличается от той, что описана у Симеона Солунского . У него иерарх для облачения «сходит с кафедры своей, что знаменует нисшествие Бога». После этого он «облачается в священные одежды, которых семь по числу семи действий Духа, а именно: в стихарь, епитрахиль, пояс, поручи, палицы, фелонь, или саккос (полиставрий), и, наконец, в омофор». Всё облачение вместе знаменует «вочеловечение Христово и всё, что относится к тайне вочеловечения», каждая же из одежд по отдельности имеет свое значение 547 . В современной русской практике архиерей, напротив, восходит на кафедру после чтения входных молитв, и облачение его в священные одежды происходит на кафедре. Отличие связано с тем, что в греческой практике в начале Литургии архиерей стоит на возвышенном троне, к которому ведут ступени; трон расположен справа от царских врат, и архиерей стоит вполоборота к алтарю. В русской практике кафедра представляет собой возвышение, обычно квадратной или прямоугольной формы, которое ставится в середине главной части храма: восходя на нее, архиерей стоит лицом к алтарю 548 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

" Предтеча Спасителя " июля 2020 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию на Леушинском подворье Настоятель был награжден правом ношения палицы. " Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн - великий предстатель за род человеческий перед Господом после Матери Божией, - сказал владыка в проповеди. - Мы часто видим изображения на иконах: Спаситель в центре, справа Божия Матерь, а слева - Иоанн Креститель. В сегодняшнем евангельском чтении рассказывалось про его чудесное рождение: он пришел в мир вместе со Спасителем, на несколько месяцев опередив, чтобы засвидетельствовать перед родом человеческим, что Иисус Христос есть Мессия, и больше никого ждать не надо. Хотя некоторые в еврейском народе до сих пор ждут Мессию, Он уже пришел. Иоанн слышал голос Отца Небесного, видел Духа Святого, сходящего на Христа, и показал всему миру, что пришел настоящий Спаситель, Мессия. Иоанн, когда ему исполнилось тридцать лет, был послан Богом на Иордан, чтобы подготовить народ Божий, народ Израилев, к принятию своего Спасителя. Он обратился к народу с проповедью покаяния: чтобы принять Спасителя, благодать Божию, нужно очистить душу " . " К нему разные люди приходили: одних он приводил к Господу ласковым словом, других обличением, - продолжил архипастырь. - Но мы не должны брать с него пример в обличении: для этого нужно быть, как Иоанн Креститель. А мы часто, не имея такого духа, не ведя такую жизнь, начинаем всех обличать. Мы не имеем права. Иоанн Креститель питался акридами и диким медом, а мы? В пост подавай нам рыбу деликатесную, пост кончился - шашлыки. У Иоанна было одно одеяние из грубой верблюжьей шерсти, а мы как одеваемся? Шкафы забиты одеждой, да еще переживаем, что нечего надеть, надо что-то новое покупать. Иоанн Предтеча призывал: если имеешь две одежды, отдай одну нуждающемуся (Лк.3:11). Мы если так и делаем, то редко и с неохотой. Копим себе на жизнь длинную, думаем, что жить нам еще долго, а Иоанн Предтеча говорил: " Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь " (Лк. 3:8-9). В любой момент Господь опустит секиру - и жизнь прекратится " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Читают, цитируют, а внутренней реакции никакой, всё воспринимается как сказки, нет даже попытки вникнуть в суть этих великих слов Суворова. А когда задумываешься и вникаешь, то вдруг обнаруживаешь, что это не сказки, Суворов действительно жил и поступал по Божиим Заповедям. Незадолго до смерти Суворов сказал художнику, присланному для написания его портрета: «Ваша кисть изобразит черты лица моего: они видимы, но внутренний человек во мне скрыт. Я должен сказать Вам, что я лил кровь ручьями. Трепещу, но люблю ближнего моего, в жизнь мою никого не сделал я несчастным, не подписал ни одного смертного приговора, не раздавил моей рукой, ни одного насекомого» . Вот оно главное в Суворове – исполнение основной Божией заповеди –люблю своего ближнего, как самого себя! Веками в основе деятельности устроителей и защитников России лежала именно эта Евангельская мудрость: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого, и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона». И именно эту заповедь Суворов не нарушил ни разу. Велик вклад Русской Православной Церкви в мобилизацию народов России на борьбу с наполеоновским нашествием и победное завершение Отечественной войны 1812 года. Православная идея была главной в обращении императора Александра I к русскому народу и оказала решающее воздействие на его сплочение и подъем на всенародную борьбу с французскими захватчиками. «Да встретит враг в каждом военном Пожарского, в каждом гражданине Минина, в каждом духовном Палицына» , - призвал народы России Государь. Наполеон не интересовался историей России и не знал упомянутых героев Земли Русской, но уже после первых ожесточенных боев он поинтересовался, о ком же говорил Александр I своем обращении. Нам можно лишь догадываться, о чем подумал великий император, когда получил необходимые разъяснения.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/11/pravos...

Что ны разлучит от любве Божия? скорбь ли или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или опасность, или меч? Как написано, за тебя мы умерщвляемся всякий день; с нами поступают как с овцами обреченными на заклание. Но все сие преодолеваем силой Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начальства, ни власти, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Иисусе Христе Господе нашем ( Римл. 8:35–39 ). Вот любовь во всей ее бесконечности и неистощимости! Никогда никто так ее не чувствовал; и в такой полноте она разорвала бы всякое тесное сердце. Будут ли требовать от нас яснейших доказательств на то, что в таком обилии наполняло всех апостолов сие священное чувство? Мы укажем на Божественные подвиги апостолов в целом мире, на опасности, которым они подвергалась в своих путешествиях от единоплеменников, от других народов, в городе, в пустыне, в море, между лжебратиями; на их труд и изнурение, бдение, глад, жажду, часто – наготу, темницы, раны, палицы, камни, кресты, мечи и припомним только слова одного из претерпевших почти все сии мучения: любовь Христова увлекает нас рассуждать так: что если один умер за всех, то все умерли, все должны умереть. Более не нужно отвечать: о других апостолах нет нужды говорить, потому что все они были движимы одним духом. Но чтобы нам не приписать всем членам церкви хотя бы и апостольской одинаковой высоты и совершенства, мы укажем и другие отличительные сего века добродетели, которые впрочем ничто иное суть, как частные видоизменения или раздельные отрасли общего всех добродетелей христианских корня, любви к Иисусу Христу. Это суть: ревность о имени Божием, отречение от себя и от всего земного, любовь и благопопечение о своих братиях. Как вытекают они из своего первого источника, очевидно. Заметим кроме этого еще то, что все они носят на себе характер своего века, который имел особое назначение сколько можно более содействовать распространению христианства и оставить образец жизни для последующих родов; и что действительно в сих трех направлениях отразился образ совершеннейшей жизни христианина в трех главнейших его отношениях: к Богу, самому себе и ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Елена. Не правда ли?.. Я не возьму денег ни за что! Палицын. Подождите. Я, кажется, нашел средство. Елена. Какое? Палицын. Будьте свободной и смелой! Спасите меня, дайте мне одно мгновение счастья!.. А потом… Елена. Что вы говорите! Палицын. Потом я уеду. Вы больше меня не увидите и освободитесь от чувства тяжелой благодарности. Я умоляю об одной минуте свободного счастья… Елена. За деньги!.. Это значит… Палицын. Потом я уеду. Вот, вот… Страшные слова… Елена. То, чтоб вы хотели, чтоб я сделала, безумие. Я знаю, как вы страшно смотрите на жизнь, и не оскорблена. Но зачем вы увеличиваете тяжесть, которая и без того лежит на моем сердце?.. Палицын. Простите! Елена. Я не сержусь, но мне бесконечно грустно…   Слышен голос Калиновского за сценой.   Калиновский. Лена! Позови Марфу! Это ужасно!.. куда все ушли? Да где же ты, Лена? Елена. Я здесь. Сейчас, сейчас. Няня, тебя барин зовет.   Проходит Марфа. Явление 4 Палицын. Прощайте. Елена. До завтра? Палицын. Я на днях уезжаю. Елена. Куда? Палицын. За границу. Елена. Как? И мы больше не увидимся? Палицын. Приходите завтра вечером ко мне… Елена. К вам? Палицын. Забудьте мой глупый парадокс. Докажите, что вы его забыли. У меня будут деньги. Пятьдесят, сто тысяч, сколько хотите. Вы можете их взять или нет, но я считаю их вашими. Елена. Опять о деньгах!.. Палицын. Приходите! Это моя последняя просьба. Не отказывайте! Елена. Не знаю… Может быть… Палицын. Я жду. (Уходит). Явление 5 Калиновский. Какая мука! Что за отношение к больному! Ты распустила прислугу… Елена. Не сердись, ради Бога! Все будет, как ты хочешь. Калиновский. В редакции была? Елена (робко) . Была… Калиновский. Ну, что же? Елена. Ах, Игнатий, я боюсь, ты опять рассердишься, редактор еще не успел… Калиновский. Лена, я вижу по твоему лицу, что ты скрываешь. Елена. Ради Бога, не волнуйся… Калиновский (подходит к письменному столу). Я отправлю редактору записку с Марфой. Елена. Не делай этого! Калиновский. Почему? Елена. Прошу тебя… Калиновский (с раздражением) . Но почему, почему?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

Палицын. Елена, – это только настроение. Оно пройдет, оно не может остаться… Елена. Пройдет?.. почему?.. во что я могу поверить? Разве есть, ну, отвечайте мне прямо, – разве есть в жизни какой-нибудь смысл?.. вы знаете его?.. Палицын. Знаю. Елена. Какой? Скажите! Палицын. Красота. Елена. Красота! Вы в нее верите по-настоящему, не на словах, глубоко верите? Палицын. Хочу верить… Елена. Только хотите!.. Нет, нет! Вы должны мне сказать всю правду, как перед Богом; верите ли вы?.. Ведь все они то же говорят, но это – обман… Я знаю: вы правдивее… вы не захотели обмануть меня, даже если бы можно было ценою обмана купить мою любовь, наше счастие… Скажите мне одно только слово «верю», и вы увидите, как сердце зажжется и я брошу все и пойду за вами!.. (Тихо, в глубоком волнении). Милый мой, одно слово! Помни, за него я отдам тебе всю мою жизнь… я жду… Скажи его!.. Палицын. Елена, я не могу сказать… и кто осмелится?.. Это – безумие… Елена. Безумие? Да, да!.. Я сама вижу, что жажда верить – безумие! Оттого я и гибну!.. (В отчаянии). Никто ни во что не верит! Никто никого не любит!.. Ложь и деньги!.. Палицын (после молчания, робко и тихо). Значит, все кончено, все… и навеки? (Елена не отвечает. Палицын встает и отходит) . Елена, знаешь… знаешь, что я теперь думаю? Елена. Что? Палицын. Ведь ты – права… Мы – мертвые, а мертвые не любят.. Елена (повторяет почти с ужасом). Мертвые не любят!..   Опять оба молчат и не смотрят друг на друга.   Палицын. Прощай!.. Елена. Сейчас?.. Палицын. Да. Елена (быстро и не оборачиваясь) . Иди, иди… легче сразу.. Палицын (падает перед ней на колени и обнимает ее). Господи!.. Зачем, зачем это все? Елена, что мы делаем? Какое безумие… Опомнись!.. Ведь это неправда. Есть еще время. Будем счастливы, пойдем вместе!.. Елена (освобождаясь из его объятий) . Нет воли… Силы нет. Не могу… Палицын. Значит… сейчас отсюда… и больше… лица твоего… никогда не увижу, никогда!.. (Отходит к двери, потом, обернувшись, протягивает к ней руки с мольбою). Никогда!..   Елена смотрит на него долгим взглядом и тихо качает головою. Закрыв лицо руками, он выбегает из комнаты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

Палицын (с нетерпением). Как хочешь, как хочешь… Да иди ты скорее… (Семен уходит). Явление 2 Палицын в волнении ходит по комнате, берет запечатанный пакет с камина и смотрит на него в раздумье, потом кладет обратно, подходит к двери, открывает портьеру и прислушивается. Явление 3 Елена входит в кофте и шляпе.   Елена (подав руку). Здравствуйте! Палицын. Наконец-то!.. Я боялся… Елена (насмешливо и резко). О, нет!.. Я пришла за деньгами… За деньгами всегда приходят вовремя… Палицын (подходит к камину и указывает на пакет). Вот. Елена (все также с притворной смелостью). Подождите. Потом (снимает вуаль). Палицын. Как вы похудели со вчерашнего дня. Как изменились! Елена. Право? Зато я теперь так спокойна. Ну, давайте смотреть вашу комнату… В самом деле красиво. Какие контрасты! Нет во всем ни малейшей гармонии, никакого единства!.. Впрочем… Палицын. Что впрочем? Елена. Я хотела сказать; как, впрочем, и у вас в душе (подходит к накрытому столику). Шампанское! Чудесно… Давайте пить! Палицын. Снимите кофту и шляпу. Елена. Пожалуй. (Она снимает; он в бокал наливает ей шампанское и подает). Палицын. Какие холодные руки! Вам нездоровится? Елена. Я чувствую себя отлично. Отчего вы не пьете? Я вижу: вы еще не поняли, зачем я пришла… Я, конечно. возьму деньги, но вместе с тем исполню умный совет: я хочу избавиться от тяжелой благодарности! Палицын. Не смейтесь надо мною, Елена Сергеевна! Елена. Я говорю очень серьезно. Я хочу спасти мужа от смерти, вас – от мучений страсти, себя – от заботы о деньгах… Скажите, разве это не умно и не практично? (Чокается с ним и пьет). Палицын. Елена Сергеевна, я вижу, что вы не можете мне простить то, что я сказал вчера… Но ведь это была минута безумия!.. Забудьте, умоляю вас, простите… Елена. Как приятно смотреть сквозь бокал с шампанским на красные угли в камине! Как оно играет, какое оно прозрачное, золотистое! Это – символ легкого счастья. легкой жизни и богатства. Завтра я тоже буду богатой. Здесь, среди этой роскоши, я начинаю признавать вашу теорию о красоте. В самом деле нет никакого долга и никакой добродетели; есть только одно в жизни – красота. Но чтобы быть прекрасным и счастливым, надо быть смелым. Пусть робкие будут добродетельными и несчастными. Пью за красоту и смелость!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010