12 октября о. Николай прибыл в Ульяновск из Саратова и в тот же день встретился с митр. Сергием, который сообщил прот. Николаю в присутствии архиепископа Алексия Куйбышевского (Палицына), что он уже назначил его, и вручил ему указ 587 от 11 окт. 1942 г. о назначении епископом Саратовским вместо архиепископа Андрея, назначенного в Казань. 13 октября на пострижении присутствовали 4 архиерея: митр. Сергий, еп. Уфимский Стефан (Проценко), специально вызванный для этой хиротонии (и возведенный 10 октября в сан архиепископа), ожидавший прибытия прот. Николая в течение трех недель в Ульяновске, архиеп. Рязанский Алексей (Сергиев) и архиепископ Куйбышевский Алексий, который постригал и по пострижении сказал хорошую речь о Павле Препростом, которого преп. Антоний сначала не хотел постригать из-за старости и который, по словам Антония, затем в подвигах был даже выше его. Обряд прошел, по отзыву очевидцев, «очень умилительно», многие плакали, певчие-монахини от волнения даже прервали пение «Объятия Отча…» После всенощной было наречение во епископа Саратовского. 14 октября, в день Покрова Божией Матери, происходила хиротония во еп. Саратовского. Литургия началась в 10 часов, народу – полный храм, временный Патриарший Казанский собор на ул. Водников, 15, бывший польский костел. Служило четыре архиерея. После Литургии, хиротонии и молебна еп. Григорий вышел пятым. Вечером за ужином митр. Сергий говорил о желательности возобновления издания ЖМП, указал на епископа Григория как редактора и заговорил о переводе его для этого поближе к Москве, например, в Орехово-Зуево. Владыка знал о прежней деятельности епископа Григория в качестве многолетнего сотрудника Олонецких Губернских и Епархиальных Ведомостей, председателя Олонецкого совета православного Карельского братства и редактора его печатного органа православной еженедельной газеты «Олонецкая неделя». 15 октября еп. Григорий был возведен в сан архиепископа согласно указу 594 от 15 окт. 1942 г.: «во внимание к свыше 45-летнему служению в священном сане и в должности епархиального наблюдателя церковно-приходских школ, ректора Духовной семинарии и, наконец, ректора Богословского института в Ленинграде, магистра богословия».

http://bogoslov.ru/article/2041545

«Возвращаем вам», отвечали они: «возвращаем все принадлежащее дому живоначальной Троицы. Готовы терпеть многочисленныя скорби и бедствия: не оставим дела нашего: рады биться до изнеможения сил за град престольный и за веру православную». Деяние патриарха Гермогена, деяния архимандрита Дионисия, подвиги келаря Авраамия Палицына непосредственно сопряжены с подвигами Минина и Пожарского. Убедимся еще и в том, что без веры нет ни истинной чести, ни славы, ни любви к отечеству 15 . 1 Слова эти принадлежат И.У. Полимпсестову и заимствованы нами из прекрасной статьи его под заглавием: «Мать св. Церковь и мы русские люди», помещенной в журнале «Странник», за 1891 год в февральской книге. Из этой статьи г. Полимпсестова мы заимствуем несколько страниц. 2 Настоящая статья и следующие три заимствованы нами из старинных книг, составленных Сергием Глинкою и озаглавленных: «Русские анекдоты или повествование о народных добродетелях россиян древних и новых времен». Москва. 1822 г. Ч. I. 3 Поучение это входило в состав древних царских чинов, венчавшихся на царство, при чем оно не было, так сказать, личным поучением иерарха, предстоятеля Церкви Коронуемому, а составляло существенную часть самого чиноположения и имело здесь такое же значение, как и церковные молитвы. Оно повторялось при всех царских древнерусских коронованиях. Это был голос самой Церкви, дышавший священною важностью и говоривший свойственным ей языком («Древне-русск. памятники священ. венчания Царей на царство» Е.В. Барсова . Москва. 1883 г. стр. XXIX). С. Глинка рассматривает поучение по списку «Древн. российск. Вивлиофики» VII ч. Издатель. 5 Составлено по сочинениям: «Св. Благоверн. В. Кн. Моск. Даниил, основатель Москов. Даниилова монастыря», сочин. архимандр. Дионисия, – Москва, 1897 года; «Жизнеописания первосвятителей и чудотворцев Всероссийских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа», соч. А. Невского, – Москва, 1894 г., и «О святых московских митрополитах Петре и Алексии и о славном Мамаевом побоище», соч. Ап. Н. Майкова,– Спб. 1894 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

Когда помолишься пред ним с верою, то получишь исцеление». Больная немедленно исполнила повеление Богоматери, нашла у указанного иконописца образ и после усердной молитвы пред ним, получила исцеление. Когда от сей иконы Богоматери начали совершаться чудеса, то она перенесена была в село Палицы и поставлена в церковь святых бессребреников Космы и Дамиана, откуда в 1641 году, при царе Михаиле Феодоровиче, перенесена в Москву, и на месте сретения сей иконы, у Тверских ворот, построена была сначала церковь , а потом монастырь, называемой Страстным. Празднество Страстной чудотворной иконе Богоматери совершается дважды в год: в шестое воскресенье по Пасхе и 13 числа августа 106 Главная церковь в Страстном монастыре двухэтажная, вверху в честь Страстной иконы Богородицы, где находится часть мощей святой великомученицы Анастасии, а внизу – Архистратига Михаила, с приделами: святого Николая Чудотворца и великомученицы Анастасии, и церковь над монастырскими вратами, во имя святого Алексия человека Божия. Ивановский монастырь (Близ Солянки) Основание Ивановского женского монастыря, по преданию, приписывается великому князю Иоанну III, или матери царя Иоанна Васильевича Грозного, великой княгине Елене Глинской. В 1812 году монастырь сей сгорел и потом обращён в приходскую церковь . В настоящее время этот монастырь вновь восстановлен. Главный храм в этой обители в честь святого Пророка и Крестителя Иоанна, с приделами: 1) Явления Казанской иконы Богоматери; 2) Святого Николая Чудотворца. Другой храм во имя Праведной Елисаветы. 87 Монастыри: Новоспасский, Донской, Симонов и Заиконоспасский называются Ставропигиальными. Первые три первоклассными, – последний второклассным и состоят под ведением Конторы Святейшего Правительствующего Синода; прочие же московские монастыри – второклассными и третьеклассными и находятся под управлением Московского митрополита. Архимандриты первоклассных и второклассных монастырей имеют на мантиях скрижали красного цвета, архимандриты же третьеклассных монастырей – зелёного. 90 Описание монастырей Ратшина; Описание Симонова монастыря архимандрита Евстафия, изд. 1867 год; Историческое описание этого монастыря В. Пассека, изд. 1843 года 91 Описание монастырей Ратшина; История Славяно–Греко–Латинской Академии, Смирнова, изд. 1855 г. 93 Жития святых, соч. Филарета архиепископа Черниговского; Описания монастырей Ратшина и Писарева. Изд. 1842 г. 94 Описание монастырей Ратшина; и Описание Высокопетровского монастыря архимандрита Григория, изд. 1874 г. 99 Исторический словарь о Святых, Спб. Изд. 1836 г.; Опыт исторического словаря о Святых, М, 1784 г., Летописные сказания о В.К. Данииле Александровиче, архимандрита Амфилохия, М. 1873 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

У день Покрови в Московських духовних школах престольне свято 16 жовтня 2006 р. 14:05 14 октября Святая Церковь торжественно отмечает великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы, являющийся престольным праздником Московских духовных школ . В этом году праздничную Божественную литургию в Покровском академическом храме возглавил Постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент . Ему сослужили: архиепископ Верейский Евгений, ректор МДАиС , епископы Якутский и Ленский Зосима , Моравичский Антоний , Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх , архимандрит Закхей , Представитель Американской Православной Церкви при Московском Патриархе, архимандрит Евлогий, ректор Одесской духовной семинарии, протоиерей Владимир Чувикин, ректор Перервинской духовной семинарии, представители других духовных школ Русской Церкви, а также многочисленное академическое духовенство. Во время Малого входа церковными наградами были отмечены клирики Московской духовной академии: проректор по воспитательной работе игумен Вассиан (Змеев) награжден правом ношения палицы, иерей Максим Кравченко — правом ношения наперсного креста, иеромонах Дионисий (Шленов) возведен в сан игумена. Также накануне праздника регент 2-го Академического хора иеромонах Лазарь (Гнатив) был удостоен сана игумена. После окончания Божественной литургии владыка Климент приветствовал ректора, профессорско-преподавательскую корпорацию, студенчество и всех молящихся с Праздником. Владыка митрополит передал учащим и учащимся Московских духовных школ Первосвятительское благословение Предстоятеля Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, после чего обратился к присутствовавшим со словом назидания. В 13.00 в Большом актовом зале Академии был открыт торжественный Годичный акт, на котором традиционно подводятся итоги деятельности духовных школ в прошедшем учебном году. С приветственным словом к собравшимся обратился Председатель Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви , ректор МДАиС архиепископ Верейский Евгений.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6116229...

Береговые жители, предполагая у подвижника богатство, задумали ограбить его. Старец, предугадав намерение приближавшихся к келье, обратился с молитвой к Богу. Злодеи, не успев ничего сделать, как бы обезумели и стали кружиться около кельи. Сжалившись над ними, преподобный Елеазар вышел к ним и спросил: «Зачем, дети, вы пришли и чего хотите?». Но несчастные не отвечали и продолжали кружиться. Подвижник молитвой разрешил их от невидимых уз. Очнувшись, злодеи пришли в себя и с раскаянием просили прощения. Преподобный, наставив их никогда не желать чужой собственности, отпустил домой. Преподобный был утешен радостным видением Царицы Небесной. Пресвятая Богородица, явившись ему, сказала: «Мужайся, крепись, Господь с тобою; напиши на стенах кельи: «Христос с нами уставися " » и, подав трость и чётки, стала невидима. Царь Михаил Феодорович в беседе с соловецким старцем Александром Булатниковым, впоследствии преемником знаменитого келаря Троице-Сергиевой лавры Авраамия Палицына, выразив свою скорбь, что не имеет по себе наследника, прибавил: «Кто бы мог помолиться, чтобы Господь разрешил наше неплодие?». «Есть, Государь, – отвечал старец, – в твоей державе один подвижник, которого молитву, верую, услышит Господь Бог». Преподобный Елеазар был вызван в Москву. В первой же беседе царь открыл цель приглашения его. Подвижник, утешая царя, сказал: «По вере вашей Господь Бог не оставит вас без наследника престола». Государь принял эти слова за предсказание и оставил старца в Чудовом монастыре в ожидании исполнения. По молитве благочестивого старца Господь утешил царя, даровав ему сына Алексия (1629 год). Впоследствии Алексий Михайлович, вступив на царство, пожелал видеть Елеазара, предсказавшего его рождение. Елеазар уже дряхлым старцем, исполняя желание царя, представился ему и был милостиво принят. Иеросхимонах Иисус, в мире Иоанн, был священником в Москве и духовником царя Петра I. Благоговейное священнослужение его привлекало в церковь многих посетителей. Двери в дом его всегда были открыты для меньшей братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мать и сын боялись также, чтобы согласием своим не предать Филарета Никитича мщению поляков, у коих был он в плену. Обстоятельства восшествия Михаила Феодоровича на престол содействием Богоматери, покрову Коей вверена прав. Россия, трогательно изображены в грамоте к Михаилу Феодоровичу и матери его в Кострому о призывании Михаила Феодоровича на Всероссийский престол. «Челом бити благоверной государыне Марфе Иоанновне и баговерному государю Михаилу Феодоровичу, чтобы она благословила его на Московское царство, послали в Кострому от священного чина – Феодорита, архиепископа Рязанского и Муромского, Чудова монастыря архимандрита Аврамия, Спасо-Нового монастыря архимандрита Иосифа и Троице-Сергиева монастыря келаря Аврамия Палицына, и настоятелей Московских соборов Благовещенского и Архангельского; от царского же сигклита избрали и послали болярина Феодора Иоанновича Шереметева, и с ним окольничих, стольников, дворян, детей боярских, атаманов, казаков и множество людей всякого чина. Посольство отпустили с иконами Петровской Богородицы и великих чудотвордев Московских Петра, Алексия и Ионы. Посольство, не дойдя до Костромы на одно поприще, остановилось 665 . В следующий день, 15 марта, архиепископ Феодорит с прочими духовными, в сопровождении всех чинов, пришедших из столицы, прибыли в соборный храм Костромы, отслужили молебен и, взяв местный чудотворный Феодоровский образ Богоматери, пошли в Ипатиевскую обитель, в которой находились Марфа Иоанновна и Михаил Феодорович. Михаил Феодорович и матерь его сретили крестное торжественное шествие за св. воротами обители. Помолившись Господу Богу и Пречистой Богородице, они со слезами приложились к чудотворным иконам, приняли благословение от архиерея, присланного из царствующего града, и быв упрошены, вступили с крестным ходом в соборную монастырскую церковь Живоначальной Троицы. Здесь поднесли матери и сыну многомолебное писание от всего священного собора, и от бояр, и от всего воинства, и от христоименитого народа Российской державы, чтобы государыня благословила сына своего Михаила Феодоровича царем и Государем на Московское государство и над прочими государствами Российской державы и чтобы благоверный Великий Государь Михаил Феодорович прошения не презрел.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Нил, епископ Муромский и Вязниковский (Сычев Андрей Николаевич) Дата рождения: 19 апреля 1964 г. Дата хиротонии: 2 мая 2012 г. Дата пострига: 24 июня 1986 г. Страна: Россия Биография: Родился 19 апреля 1964 г. в семье рабочего в д. Рогановка Сергачского р-на Горьковской обл. Крещен в младенчестве. В 1972-83 гг. обучался в Сергачской средней школе. В 1982-84 гг. исполнял обязанности пономаря Никольского храма с. Лопатино Сергачского р-на. В 1984-1986 гг. служил в рядах Вооруженных сил. Распоряжением архиепископа Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) назначен штатным иподиаконом и комендантом Владимирского епархиального управления . 2 июня 1986 г. архиепископом Серапионом пострижен в рясофор, 24 июня — в монашество с именем Нил в честь преподобного Нила Сорского, 6 июля посвящен во чтеца и иподиакона. 17 июля 1986 г. архиепископом Серапионом в Успенском кафедральном соборе г.Владимира рукоположен в сан иеродиакона, 19 августа в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры — во иеромонаха. Назначен настоятелем домовой церкви во имя Владимирской иконы Божией Матери Архиерейских покоев в г. Владимире. В 1986 г. награжден набедренником. К празднику Пасхи 1987 г. удостоен права ношения наперсного креста. В 1988 г. возведен в сан игумена. 8 сентября 1988 г. митрополитом Кишиневским и Молдавским Серапионом возведен в сан архимандрита с возложением палицы, креста с украшениями и митры. 26 октября 1990 г. почислен за штат Владимирской епархии с правом перехода в Тамбовскую епархию , где исполнял послушание личного секретаря епископа Тамбовского и Мичуринского Евгения (Ждана). 1 мая 1991 г. почислен за штат Тамбовской епархии и вернулся во Владимирскую епархию. Епископом Владимирским и Суздальским Евлогием назначен экономом возрождаемой Богородице-Рождественской Лукиановой мужской пустыни близ г. Александрова. 23 февраля 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II назначен наместником вновь открывшейся Смоленской Зосимовой мужской пустыни близ станции Арсаки Александровского р-на Владимирской обл.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2148399...

В 1944–1945 гг. практически повсеместно епархиальные архиереи выдавали незарегистрированным, но желавшим получить приход священникам указы с правом совершения богослужений на домах верующих с тем, чтобы эти священники были организаторами ходатайств об открытии церквей. Тамбовский архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) выдал такие указы целому ряду незарегистрированных священников 630 . Систематически назначал незарегистрированных «священников в несуществующие общины» даже после запрета со стороны уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви архиепископ Ставропольский Антоний (Романовский). Такие назначения он использовал и как способ борьбы с обновленчеством, еще достаточно сильным в его епархии 631 . Епископ Иларий (Ильин) сразу после своего назначения управляющим Ульяновской епархией «послал в гор Мелекесс заштатного священника Мартынова, для того, чтобы он среди верующих провел работу по созданию группы верующих и оформлению ходатайства об открытии церкви». Когда же уполномоченный Совета по Ульяновской области указал ему на нарушение советского законодательства, еп. Иларий обосновал свои действия тем, что он носит титул «Ульяновский и Мелекесский» и не может допустить, чтобы титул «не соответствовал обстановке» из-за того, что в Мелекессе и прилегающих к нему районах нет действующих церквей 632 . Несколько незарегистрированных священников получили справки и благословения на совершение богослужений в нелегальных общинах от епископа Пензенского Кирилла (Поспелова) 633 и от архиепископа Куйбышевского Алексия (Палицына). «Назначенные» последним служители культа установили «постоянную связь с уполномоченными верующих этих сел, и под их руководством уполномоченные» предъявляли «настойчивые требования об ускорении открытия церквей» 634 . На Урале священников «в несуществующие церкви» посылали епископы Молотовский (Пермский) Александр (Толстопятов) 635 и Чкаловский (Оренбургский) Мануил (Лемешевский) . Последний выдал указы 4–5 незарегистрированным священникам 636 . А еп. Александр не ограничивался выдачей таких благословений, но распространял письма среди жителей тех районов, где не было действующих церквей, в которых призывал их возбуждать ходатайства об открытии храмов. Это, по признанию уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви, вело к тому, что активность верующих «в районах области» все более росла 637 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 июля 1962 года за усердное служение Святой Церкви Святейший Патриарх Алексий I наградил иеромонаха Ювеналия саном игумена с возложением креста с украшениями, а 14 июля — правом ношения палицы. 21 февраля 1963 года — возведен в сан архимандрита в Ярославском Кафедральном соборе членом Священного Синода архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым). 25 ноября 1965 года решением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода архимандриту Ювеналию определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела внешних церковных сношений. 25 декабря 1965 года в Иоанно-Богословском храме Ленинградской Духовной Академии состоялось наречение, а 26 декабря в Троицком Соборе Александро-Невской Лавры — архиерейская хиротония, которую возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, Председатель Отдела внешних церковных сношений. 20 марта 1969 года — назначен епископом Тульским и Белевским с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела внешних церковных сношений. 18 июня 1971 года за усердные труды по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 30 мая — 2 июня 1971 года Святейшим Патриархом Пименом удостоен сана архиепископа. 27 апреля 1972 года удостоен Святейшим Патриархом Пименом сана митрополита. 30 мая 1972 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода назначен председателем Отдела внешних церковных сношений, постоянным членом Священного Синода. 16 апреля 1976 года в связи с празднованием 30-летия Отдела внешних церковных сношений удостоен Святейшим Патриархом Пименом права ношения двух панагий. 11 июня 1977 года назначен митрополитом Крутицким и Коломенским, постоянным членом Священного Синода. Исполняя послушания Священноначалия, Преосвященный Ювеналий: 15 августа 1960 года назначается референтом Отдела внешних церковных сношений и переводится для обучения в Московскую Духовную Академию. Летом 1960 года участвует в качестве наблюдателя в составе делегации Русской Православной Церкви на Экуменической Ассамблее европейской молодежи в Лозанне и затем проходит курсы для студентов-богословов в Экуменическом институте в Боссе (Швейцария).

http://pravmir.ru/mitropolit-krutickij-i...

Патриаршее служение в среду Страстной седмицы в Храме Христа Спасителя 4 апреля 2018 года 4 апреля 2018 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном  Храме Христа Спасителя  г. Москвы. Его Святейшеству сослужили:  епископ Егорьевский Тихон , председатель  Патриаршего совета по культуре , наместник  Сретенского ставропигиального монастыря ;  епископ Люберецкий Серафим , председатель  Синодального отдела по делам молодежи ;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; духовенство г. Москвы. Богослужение посетили помощник Президента Российской Федерации И.Е. Левитин; председатель Совета директоров компании «Меркатор холдинг» С.Ю. Николаев. Песнопения Литургии исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя под управлением И.Б. Толкачева. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за усердное служение Святой Церкви к празднику Святой Пасхи 2018 года права ношения палицы были удостоены следующие клирики храмов  Московской городской епархии  и ставропигиальных монастырей: За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил монаха Диодора (Подоровского), насельника  Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря , в сан иеродиакона. Проповедь перед причастием произнес священник Роман Колесников, клирик храма Положения Ризы Пресвятой Богородицы в Леонове г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью. В алтаре Храма Христа Спасителя состоялась беседа Святейшего Патриарха Кирилла с награжденными клириками. Напутствуя духовенство, Предстоятель Русской Церкви сказал: «Радуюсь, когда возлагаю награды на московское духовенство. Радуюсь, когда смотрю на вас и понимаю, что вы — это те, кто несет ответственность за духовную жизнь города, а значит — за будущее нашей столицы. Помогай вам Бог в ваших трудах». От лица награжденных Святейшего Владыку поблагодарил настоятель храма свт. Алексия Московского в Рогожской Слободе г. Москвы иерей Владимир Духович. Патриархия.ru Наверх

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010