51 Келарь Аврамий Палицын в Троиц. летоп. стр. 258, говорит: «и видев же архиепископ и иже с ним, яко желаемого не получиши, и взем на руце свои чудотв. икону Богородицы, юже написа Петр митрополит, а Троицкий Келарь старец Аврамий взем образ великих Чудотворцев Петра, и Алексия и Ионы и принесоша пред Государыню.» Тоже в той грамоте о избрании, Госуд. грамот. 1, 625, сказано: «воздвигше честные кресты и чудотв. иконы Богородицы и чудотворцев Московских.» В Костромском Кафедральном Успенском соборе, на паперти в стенном письме, на картине, представляющей воцарение Михаила Феодоровича с Феодоровскою иконою, изображено лицо в облачении белого духовенства, и заметно, это – соборный протоиерей, каковым в то время был Алексий, упоминаемый в этом сане 1585 года в сентябре, в январе и марте 1614. Описан. того собора, напечат. 1837, стр. 66, 70, 72. В грамоте о избрании Михаила Феодоровича Госуд. грам., 624, сказано: «и молиша безпрестанно от третьего часа дни и до девятого.» У Аврамия Палицына, в Троиц. летоп. стр. 258: «моляше Государыню мног час.» 52 Выражения сии взяты из той грамоты о избрании Госуд. грам. 1, 625, только сокращенно. В том же почти смысле они помещены и у Аврамия Палицына в Троиц. летописце. 53 В той грамоте о избрании, Госуд. грам. 1, 627, сказано: «окрест церкви, и по всему монастырю и за монастырь православное Христианство с женами и детьми, плач и рыдательный глас и вопль мног испущаху и от горести сердца жены ссущих своих младенцев на землю с слезным рыданием пометаху у Государя Михаила Феодоровича милости просяще». До такой высокой степени даже простый Русский народ желал видеть Михаила Романова на царском престоле! Не лишним здесь будет рассмотреть ход этой народной к нему приверженности. Она видна и из того, что при избрании его 21 февраля 1613 года в Москве, ни один голос не возвысился в пользу кого-нибудь другого, хотя в эту пору многие были искатели царского достоинства, как об этом повестствует Летописец, напечатанный во Времени. Импер. Общ. Истор.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/is...

Пока эта контрреволюционная гнездо существует здесь, в рабочий поселок не будет существовать " .      " Монахини, препятствующие культурному развитию подрастающего поколения и выиграть симпатии жителей не только в стенах монастыря, но и далеко за ее стенами».     8 сентября 1928 г. появилась статья в газете Воронеж, " Коммуна " , призывая к монастырю, чтобы превратиться в рабочих квартирах, а церковь - в клубе. Он призвал к " решающей битве " с контрреволюционными заявлениями монахинь и их лидеров, о. Иоанна.     После ареста епископа Алексия (купить) и смерти протоиерея Александра Палицына в конце 1928 года Владыка Алексий назначен о. Иоанна епархиальный декана, а в марте 1929 года он был фактическим руководителем Воронежской епархии. Статьи в прессе появились атеист требует его ареста. 4 марта заместитель начальника полиции Подкопаев направил «совершенно секретно» сообщение в ОГПУ сказал, что о. Джон проводил агитацию против советской власти.     В пять часов 1 мая 1929 года, когда атеисты пришли сломать крест на куполе церкви, настоятельницей монастыря Девичьем умер. Это совпадение поразило многих в городе. Позже власти обвинили отца. Иоанна, утверждая, что ее смерть наступила в результате гонений на Церковь. Захоронение игуменьи состоялась 4 мая, и после похорон отца. Иоанн благословил всех и посоветовал остальные монахини и прихожане монастыря провести вместе. 6 мая (19) о. Иоанн был арестован, а 21 мая он был допрошен. 4 июля Агент Викторов состоит обвинительное заключение, в котором мы читаем: " Получив руководством монахинь бывшего монастыря Девичьем, [о. Иоанн] Каменский, чтобы стать специально почитаемых " пастор " , получил для себя портрет " старица " Theoctista Михайловна, которая хорошо известна среди истерический элемент, и стали занимать себя в изгнание бесноватого, и другие подобные махинации. Благодаря распространению слухов монахинями, что Каменский был «святой», он начал приобретать большим авторитетом среди истерических элементов и в целом среди antisovietically склонны верующих.

http://pravicon.com/info-2456

Нужно было, однако, организовать встречу двух митрополитов, что в условиях запрещения Заместителю выезда из Нижнего Новгорода оказывалось не таким простым делом. Подходящий момент, как казалось, наступил, когда в середине мая 1926 г. оба митрополита были вызваны в Москву. Московским епископам пришло время действовать. Столичной епархией управлял тогда совет викариев, состоявший из епископов Серпуховского Алексия (Готовцева), Сергиевского Амвросия (Смирнова) и Бронницкого Иоанна (Василевского). Наибольшую активность в деле разрешения спора митрополитов Сергия и Агафангела проявил епископ Амвросий, за что первым же и пострадал, поскольку чуть было не расстроил сценарий ОГПУ, по вызову которого два митрополита, собственно, и оказались вместе в Москве. «Вчера и третьего дня, – давал 13 мая 1926 г. на Лубянке следователю А. В. Казанскому показания о своих действиях епископ Амвросий, – по случаю приезда остановившегося у меня митроп[олита] Сергия, ночевавшего вчера у еп[ископа] Алексея Можайского, я пригласил некоторых епископов в числе 8. Пришли: Серафимы Угличский и Рыбинский, Алексей Готовцев, Алексей Палицын, Иннокентий (Летяев – свящ. А. М.), Павел Симбирский, Зиновий Тамбовский, Кирилл Таврический (по фамилии Соколов). Разговор шел о двух претендентах в местоблюстители» 948 . О чем конкретно шел разговор, в протоколе допроса не сообщалось, но уже то, что митрополит Сергий ночевал у одного из викариев Московской епархией, а затем остановился у другого, показывает, что Заместитель был со столичными архиереями в полном контакте, чего нельзя сказать о митрополите Агафангеле. Каким образом епископ Амвросий оказался на допросе у Казанского, а главное, что в тот день происходило с митрополитами Сергием и Агафангелом, достаточно подробно изложено в «Интервью» с последним священника Николая Пискановского. «Из Ярославля, – рассказывал ему митрополит Агафангел, – меня вызвали в Москву для свидания с митр[ополитом] Сергием. Я ехал свободно, а м[итрополит] Сергий, кажется, под охраной». Судя по тому, что в Москве, как следует из показаний епископа Амвросия, Нижегородский митрополит достаточно свободно общался с единомышленными ему столичными викариями и даже останавливался у них, под охраной он не был. «Мы, – продолжал в «Интервью» свой рассказ Ярославский митрополит, – обменялись с м[итрополитом] Сергием телеграммами, где бы могли встретиться. Знакомых у меня в Москве не было, и я остановился в указанной мне гостинице. Туда ко мне явился епископ Амвросий Сергиевский и просил меня идти на свидание с митр[ополитом] Сергием. В то время, когда мы собирались идти, явился агент ГПУ и спросил меня, кто я такой, я назвался. “Прошу пожаловать Вас в ГПУ», – сказал агент. Спросил и епископа Амвросия, кто он, и его также пригласил в ГПУ. Когда мы вышли, он предложил нам сесть на извозчика и указал крыльцо на Лубянке, к которому нужно подъехать, а сам пошел вперед. В ГПУ нас разъединили в отдельные комнаты, где я пробыл часа полтора» 949 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Управляющий Берлинско-Германской епархией совершил Литургию в храме праведного Иоанна Кронштадтского в Гамбурге 16 июня 2021 г. 18:05 14 июня 2021 года, в день памяти праведного Иоанна Кронштадтского, управляющий  Берлинской епархией архиепископ Рузский Тихон совершил Божественную литургию в храме праведного Иоанна Кронштадтского в немецком Гамбурге. Визит был приурочен к празднованию 20-летия основания прихода. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Гамбургского округа, настоятель храма праведного Иоанна Кронштадтского протоиерей Сергий Бабурин, благочинный Восточного округа протоиерей Георгий Антонюк, благочинный Баварско-Гессенского округа протоиерей Петр Степанов, протоиерей Геннадий Будько (г. Гифхорн), протоиерей Александр Берташ (г. Бремен), протоиерей Дионисий Идевайн (г. Шверин), иерей Геннадий Сар (г. Гамбург), иерей Алексий Терещенко (г. Ганновер), иерей Иоанн Сухоняк (г. Гамбург), иерей Павел Бобров, диакон Арчил Чхиквадзе, диакон Андрей Гладышев (г. Ганновер). На малом входе управляющий епархией к празднику Святой Пасхи удостоил клирика храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Ганновера иерея Алексия Терещенко богослужебно-иерархической награды — права ношения палицы. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Дионисий Идевайн. По окончании Литургии было совершено славление перед иконой праведного Иоанна Кронштадтского. Затем архиепископ Тихон обратился к верующим с приветственным словом по случаю престольного торжества и передал в дар храму драгоценную реликвию — поручи праведного Иоанна Кронштадского. Поручи хранились у протоиерея Ярослава Антонюка, который незадолго до своей кончины попросил сына передать их в дар храму. Надпись на поручах, оставленная диаконом Симеоном Покровским, гласит: «В этих поручах служил протоиерей Иоанн Сергиев в Перми в храме Иоанна Златоуста на Белгородском подворье в 1904 году». Протоиерей Сергий Бабурин от лица клира и прихожан поздравил архиепископа Тихона с праздником и поблагодарил за бесценный дар. Сделав краткий экскурс в историю и современное состояние большой Иоанновской семьи (так называют совокупность приходов и общин в честь праведного Иоанна Кронштадского), священник обратил внимание на активную деятельность приходов в социальной, образовательной и культурной сферах. Как подчеркнул отец Сергий, основой и смыслообразующим центром всей этой многотрудной работы является участие в Евхаристии, которая находилась и в центре жизни праведного Иоанна Кронштадтского. Настоятель храма поблагодарил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, принимавшего непосредственное участие в становлении общины и деятельно помогавшего приходу в течение многих лет, а также с благодарностью упомянул о трудах приснопамятного архиепископа Феофана, проявлявшего неизменную заботу о священниках и прихожанах гамбургского храма. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

На стр. 43-й: новгородских собственно Преподобных: Варлаама, Антония, Саввы, Михаила, Ефрема, Александра, Зосимы, Саватия, Антония, Александра, Варлаама, Нила, ефрема, Антония, Ксенофонта, Арсения, Никандра, Арсения, Германа, Мартирия, Аркадия, Пахомия, Никодима, Дамияна, Сергия, германа, Макария, Корнилия, Васиана, Ионы, Никандра, Феофила. На стр. 45-й: Род Царицы Марьи Ильиничны. На стр. 46-й: иноков и инокинь, 56 имен. В том числе инокинь 9-ть, Архимандрит Кирилл, отшельник Никодим, четыре Священника: Саватий, Вениамин, Иоанн, Пимен, Игумен Авраамий, Священнодиакон Феодосий (вероятно знаемых, с которыми сожительствовал в Анзерском скиту). На 48-й стр.: Род Св. Патриарха Никона , 23 имен мужских, а именно: Священноиерея Мирона. Священноиерея Иоанна 2 -ды. 16 младенцев. женские имена: Анастасии. Саввы. Лукиана. Андрея. Григория. Василия. Евстафия. Гавриила. Гавриила. Самоила. Герасима. Алексия. Михаила. Окт. 11. Мины. Окт. 24. Иоанна. Феодота. Симеона. Тарасия. Петра. Климента. Кирилла. Климента. Анны. Параскев 2-ды. Июля 17-го. Мариамии. Пелагии. Марины. Матроны. На 51 стр. запись позднейшая: Род Болярина Хитрова, с следующим предисловием: «Род Боярина и Дворецкого и Оружейничего Богдана Матфеевича, зовомого Иова Хитрова. Во 186 (1678) году сей монастырь Живоносного Христова Воскресения, что на Истре реке, Болярин и Дворецкой и Оружейничий Б. М. променил того же монастыря к вотчине к деревне Талице, в Московском Уезде, в Горетове стану, купленые свои вотчинные пустоши: пустошь Палицыно, два жеребья пустоши Шевелевы, а Воравино тож, на речке на Талице, пустошь Боранцово, пустошь Буханово, пустошь Морево, а в тех пустошах четвертны наши 165 четеи с осминою и с полуосминою в поле, а в дву по тому ж, на вотчинную их монастырскую, но малую землю 50 четей. На Блево болото и за тот вклад поминок роду его.» На обороте 54 стр. род Государыни Благоверной Царевны Крестового Дьяка Иоанна Корнильева Шушерина. Род Дьяка Артемия Богданова сына Возницына. Род Иосифа старца, Патриархова келейника.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Изображение И. часто включалось в композиции икон, прославляющих Московских святых. Вероятно, наиболее распространенным был извод с изображением 3 святителей Московских: митрополитов Петра, Алексия и И. О формировании особого почитания этих Московских святителей сразу после прославления И. может свидетельствовать приведенная выше вкладная надпись на саккосе свт. Макария 1549 г. Подобного извода иконы писали уже в сер.- 3-й четв. XVI в.: согласно описи Коломны 1577/78 г., такая икона находилась в киоте в правой части местного ряда иконостаса коломенского Успенского собора (Города Др. Руси XVI в.: Мат-лы писцовых описаний. М., 2002. С. 5). Почитание 3 Московских святителей укоренилось в церковном быту к кон. XVI в.: в 1592 г. в пораженный моровым поветрием Псков была отправлена из Москвы вода с их мощей (Псковская 1-я летопись//Псковские летописи. М.; Л., 1941. Вып. 1. С. 114). В эпоху Смуты покровителями Москвы и рус. воинства считаются именно 3 Московских святителя, в т. ч. И.: им, а также прп. Сергию Радонежскому молились рус. воины под командованием М. В. Скопина-Шуйского перед битвой с гетманом Р. Ружинским у Александровской слободы в нояб. 1609 г. (ПСРЛ. Т. 34. С. 252), что было возможно только при широком распространении икон подобного извода. Икона 3 Московских святителей участвовала 14 марта 1613 г. в крестном ходе в костромской Ипатиевский мон-рь для «умоления» Михаила Феодоровича Романова взойти на царский трон (Сказание Авраамия Палицына/Под ред. Л. в. Черепнина. М.; Л., 1955. С. 233); такая икона показана среди образов во время крестного хода при встрече царя Михаила Феодоровича с матерью инокиней Марфой Ивановной летом 1613 г. в иллюстрациях «Книги об избрании на царство Михаила Федоровича» 1672-1673 гг. (Рисунки, принадлежащие к Книге об избрании на царство царя Михаила Феодоровича. М., 1856. Рис. 6; Три века: Россия от Смуты до нашего времени: Ист. сб./Под ред. В. В. Каллаша. М., 1912. С. 225). Подобная икона была в московском Успенском соборе у раки свт.

http://pravenc.ru/text/578250.html

В дек. 1940 г. еп. Алексий был откомандирован в г. Кишинёв, 12 мая 1941 г. формально назначен на Кишинёвскую кафедру. В связи с созданием 28 окт. 1940 г. Экзархата Зап. Украины и Зап. Белоруссии, который возглавил архиеп. Николай (Ярушевич; с 1941 г. митрополит), туда были командированы клирики М. е. прот. Константин Мещерский, архимандриты Панкратий (Гладков) и Нектарий (Григорьев). В марте 1941 г. архиеп. Сергий (Воскресенский) был возведен в сан митрополита Виленского, патриаршего экзарха в Прибалтике. В тот же период был воссоздан адм. аппарат Московской Патриархии, 1 апр. 1941 г. управляющим делами Московской Патриархии стал прот. Николай Колчицкий, при к-ром возобновила работу канцелярия Московской Патриархии. К тому времени в Москве оставался 31 храм, в Московской обл. насчитывалось 108 церквей, но многие из них не действовали, т. к. священники были арестованы. Всего, по данным исследователей, в 1917-1941 гг. в М. е. было закрыто 1375 храмов. В связи с началом Великой Отечественной войны и вызванным этим патриотическим подъемом отношение советских властей к Церкви стало меняться. В сент. 1941 г. в Москву вернулись из мест заключения еп. Алексий (Палицын; был хиротонисан в марте 1926 во епископа Можайского, но арестован почти сразу после хиротонии) и архиеп. Сергий (Гришин; в 1927-1928 занимал Серпуховскую викарную кафедру, впосл. управлял Киевской и Владимирской епархиями). В нач. зимы 1941/42 г. архиеп. Сергий (Гришин) был назначен митр. Сергием (Страгородским) на Можайскую кафедру и указан в завещательном распоряжении как 2-й кандидат на должность патриаршего местоблюстителя. 13 окт. митр. Сергий возвел еп. Алексия (Палицына) в сан архиепископа и назначил его на Волоколамскую викарную кафедру. На следующий день в связи с объявленной властями эвакуацией Патриархии митр. Сергий и архиеп. Сергий выехали из Москвы в Чкалов (ныне Оренбург). 13 окт. 1941 г. издан указ Московской Патриархии «О перемещении Московской Патриархии в г. Чкалов», в соответствии с которым в отсутствие местоблюстителя управляющим делами Патриархии в Москве был назначен архиеп.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Настоятель русского Лицея в Версале Архимандрит Зосима [Валяев], бывший прежде в Мильково, глубоко скорбит о происшедшем. Все было сделано помимо пастырей и пасомых, тайно и поспешно. Он пишет: «Мы все надеялись на стойкость м. Серафима, на то, что без сношения с другими соборными архиереями никаких определенных решений предпринято не будет и совершившееся в Париже всех поразило... Приходится молча скорбеть о том, что четвертьвековые изгнаннические усилия пропали, не осталось ни идеологии, ни стойкости, ни правды...» Я ему пишу, на всякий случай сообщаю адрес, если Вы до сих пор с ним не связались. Относительно тирании и советского этикета – с помощью судомоек – я писал в предыдущих письмах. Для всех нас в настоящую минуту главным средством борьбы является, конечно, молитва и надежда на помощь Божию и заступничество св. Николая Чудотворца и нашего аввы Антония и других небесных покровителей. Прошу Ваших св[ятых] молитв Преданный и любящий Архив Русской духовной миссии в Иерусалиме. Дело 225-н «Архимандрит Никон». Копия, машинопись. 17. Послание иноков монастыря преподобного Иова Почаевского по поводу обращения Патриарха Алексия Осень 1945 г. Постоим за Божию правду. Дорогие во Христе Братия и Сестры. Искони русское монашество было стоятелями за Божию Правду, ревнителями чистоты Христовой Истины и борцами за веру православную и за народ русский. Из монастырей родилась русская письменность, русская культура. Первые русские школы появились при монастырях. Высший и низший клир там же был воспитан. Единственными грамотеями в древней Руси были опять же монахи. Во святых обителях народ русский находил поддержку и утешение во времена злой татарщины. Игумен Троицкий преп. Сергий вдохнул веру в победу рати Куликова поля. Из той же великой и славной русской обители раздались в годину первого лихолетья мужественные призывы настоятеля ее архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына. Грамоты Троице-Сергиевой лавры доходили до сердец русских людей и подвигали их на жертвенную борьбу за Дом Пресвятой Богородицы, за Русь Святую, внешними врагами тогда разоряемую. Не думали иноки Сергиевы: наше дело сторона, какое нам дело до политических событий, мы ведь дали обет отречения от этого суетного мира. Будем заботиться о спасении душ своих, для того и в монастырь пошли. А ведь тогда была опасность только политическая. Поляки понимали безнадежность обращения в католицизм русского народа и уж конечно не были воинствующими безбожниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В некоторых случаях дело написания иконописных изображений новомучеников совершается не самым лучшим образом. В Екатеринбургской митрополии в Троицком соборе подворья Боголюбского женского монастыря, находящегося в селе Сарсы-Вторые Красноуфимского района, имеется икона священномучеников Александра Малиновского, Алексия Будрина и Льва Ершова, написанная на основании имеющихся их фотографических изображений. И это оригинальная икона. В Златоустовской епархии Челябинской митрополии на сайте Никольского собора в городе Сатки помещена та же икона, только на изображении у одного из священномучеников были добавлены усы и борода, у другого дорисована митра, а у центральной фигуры не стало палицы. И именуются они уже священномучениками Александром Махетовым, Алексием Канцеровым и преподобномучеником Иоасафом (Боевым). Такая практика недопустима. Тем более, что у всех трех новомучеников существуют вполне доступные фотографические изображения. К сожалению, в приходах епархий даются произвольные наименования новомученикам в соответствии с тем или иным географическим местом, такое наименование прописывается и на иконе, и в результате мы не знаем, кто перед нами, и установить это можно только после дополнительных исследований. Например, в Бакинской епархии священномученик Иоанн Ганчев назван Иоанном Бакинским. В Бежецкой епархии мученик Сергий Бородавкин назван Сергием Краснохолмским. В Кинешемской епархии преподобноисповедник Леонтий (Стасевич) назван не преподобноисповедником, а просто святым Леонтием Михайловским. В Благовещенской епархии священномученик Серапион Черных назван Серапионом Амурским; во Владимирской епархии священноисповедник Георгий Седов назван Георгием Романово-Борисоглебским; в Саратовской епархии священномученик Петр Покровский назван Петром Павлодарским, священномученик Владимир Пиксанов назван Владимиром Саратовским, священномученик Иоанн Днепровский назван Иоанном Полчаниновским; в Сердобской епархии преподобномученик Пахомий (Ионов) назван Пахомием Скановским и т. д.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5537310...

«Но иноземной ли, насильственно поставленной главе быть в мире с русским сердцем?.. Разноверцу ли воссесть на престоле Св. Владимира, украшаться бармами Мономаха?» Так мыслили те, в коих еще не подавлен был дух русский смутами отечественными и кознями иноземными. «Станем за Святую Русь, за дом Пресвятой Богородицы, за чудотворцев Алексия, Фотия и Филиппа; продадим жен и детей, но освободим отечество!» – воскликнул истинный сын отечества на берегах Волги; – и глас его, как глас Архангела воскресителя, пробуждает умы и сердца помертвевшие. Инок Палицын, гражданин Минин, боярин Пожарский, – как бы самим небом избранные представители всех сословий, – восстают на брань против врагов, собирают ополчение, и грядут освободить из рук врагов сердце отечества – Москву. Рать священная, коей подобной не было ни прежде, ни после; но как многого недостает ей! Она должна взять твердыни, защищаемые врагом и многочисленным, и упорным, который твердо знает, что с победою над нею, за ним останется все царство Русское, с потерею сражения должно кончиться его владычество над ним самым плачевным образом; а между тем у сей рати недостает средств к своему содержанию, недостает самого оружия, и, что всего важнее, недостает единодушия и в воинах, и вождях. Вот истощены уже последние средства к содержанию, кои доставляла св. обитель Сергиевская; вот значительная часть рати, волнуемая кознями самолюбцев, уже оставила стан отечественный, и готова за врагов. Дух мужества, воспламенявший, воинов православных, упадает. Самое время помогает врагам; наступают осенние непогоды, столь благоприятные для осажденных, и столь пагубные для осаждающих. Еще один неудачный приступ, один междоусобный спор, – и первая вьюга зимняя развеет последние остатки рати священной. «Прости свобода отечества! прости Кремль священный!» – так, вероятно, мыслил и говорил не один сын отечества: «мы сделали все для освобождения вас; но верно Богу не угодно принять жертвы нашей и благословить оружие наше победою». Между тем, сия чистая жертва давно уже была принята в воню благоухания. И как ей было не быть принятой, когда она, как увидим после, вознесена была к престолу благодати Самою, Преблагодатною Девою? – Провидение медлило благословить победою оружие православного воинства, чтобы успехи брани не были приписаны собственному мужеству. Посему, когда все надежды земные пали, когда оставался один шаг до отчаяния – помощь небесная обнаружилась во всей непререкаемой очевидности. Каким образом? – Внемлите и возблагоговейте пред небесною Заступницею!

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010