В 1944-1945 гг. практически повсеместно епархиальные архиереи выдавали незарегистрированным, но желавшим получить приход священникам указы с правом совершения богослужений на домах верующих с тем, чтобы эти священники были организаторами ходатайств об открытии церквей. Тамбовский архиепископ святитель Лука (Войно-Ясенецкий) выдал такие указы целому ряду незарегистрированных священников Систематически назначал незарегистрированных " священников в несуществующие общины " даже после запрета со стороны уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви архиепископ Ставропольский Антоний (Романовский). Такие назначения он использовал и как способ борьбы с обновленчеством, еще достаточно сильным в его епархии Епископ Иларий (Ильин) сразу после своего назначения управляющим Ульяновской епархией " послал в гор[од] Мелекесс заштатного священника Мартынова, для того, чтобы он среди верующих провел работу по созданию группы верующих и оформлению ходатайства об открытии церкви " . Когда же уполномоченный Совета по Ульяновской области указал ему на нарушение советского законодательства, епископ Иларий обосновал свои действия тем, что он носит титул " Ульяновский и Мелекесский " и не может допустить, чтобы титул " не соответствовал обстановке " из-за того, что в Мелекессе и прилегающих к нему районах нет действующих церквей Несколько незарегистрированных священников получили справки и благословения на совершение богослужений в нелегальных общинах от епископа Пензенского Кирилла (Поспелова) и от архиепископа Куйбышевского Алексия (Палицына). " Назначенные " последним служители культа установили " постоянную связь с уполномоченными верующих этих сел и под их руководством уполномоченные " предъявляли " настойчивые требования об ускорении открытия церквей " На Урале священников " в несуществующие церкви " посылали епископы Молотовский (Пермский) Александр (Толстопятов) и Чкаловский (Оренбургский) Мануил (Лемешевский). Последний выдал указы 4-5 незарегистрированным священникам А епископ Александр не ограничивался выдачей таких благословений, но распространял письма среди жителей тех районов, где не было действующих церквей, в которых призывал их возбуждать ходатайства об открытии храмов. Это, по признанию уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви, вело к тому, что активность верующих " в районах области " все более росла

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В отечественной истории XV века Спасский Архимандрит, потом Епископ Ростовский, Вассиан занимает почётное место; сего просвещённого и ревностного поборника отечества Иоанн III употреблял посредником в раздорах с братьями своими. Когда, при нашествии Ахмета на Москву, устрашённый Государь хотел оставить ему на жертву столицу и бежать со всем двором своим, тогда веледушный Вассиан остановил его своим увещанием: «Вся кровь падёт на тебя Христианская – говорил он Державцу, – что выдал ты их бежащь прочь, а бои с Татары не поставил, и не бився с ними. Аще ли боишися смерти? Но веждь, яко не бессмертен еси, человек смертен; а без року смертного нет ни человека, ни птицы, ни зверя. Дай сии в руку мою вои! Хотя аз и стар, но не пощажу, ниже отвращу лице мое против Татар». Одушевлённый сильными словами Вассиана, Иоанн пошёл против Ахметовых полчищ, прогнал их, и тем самым спас Москву и половину России. Архимандрит Евфимий, в 1610 г. сопутствовал Филарету и Палицыну под Смоленском в посольстве от Патриарха Гермогена и Бояр к Польскому Королю Сигизмунду III об избрании Владислава на Всероссийский Престол; но Евфимий и Палицын, по настоянию Польского Короля, отправились в Москву отдельно от прочих для того, чтобы привести Московских людей к крестному целованию на Королевское имя 68 . Хотя они, как свидетельствуют грамоты, были и осыпаны дарами от Сигизмунда; но, проникнув коварство Поляков, пребыли верными своему отечеству и не исполнили в Москве поручения Короля. Евфимий в 1612 г. на Крутицах утвердил подписью своей грамоту Пожарского с верною дружиною отстоять Москву или положить за неё живот 69 . Но вероятно, за самовольные сношения с Королём Польским и разногласие с прочими послами Евфимий, из Новоспасского монастыря переведён в Нижегородский Амвросиев монастырь. Место его заступил Иосиф I, который с Авраамием Палицыным выходил на Лобное место объявить народу об избрании на Престол Российский Михаила Романова; он же подписал грамоту, в 1612 году, данную от Российского Духовенства и Бояр, за службу Князю Дмитрию Трубецкому и был одним из главных духовных особ, отправленных из Москвы в Кострому для умоления Михаила Романова принять хоругви осиротевшего Царства. Никон, в сане Архимандрита сей обители, по особой доверенности к нему Царя Алексия Михайловича, каждую пятницу, в течение трёх лет, принимал челобитные от просителей для представления их на милостивое решение Самодержавному. Последний не редко приезжал к нему в монастырь для совещания о Государственных делах. Когда же Никон, лишённый Патриаршего сана, отправляем был на Белоозеро зимою, без тёплой одежды, тогда Новоспасский Архимандрит Иосиф III отдал ему с себя шубу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В 1944–1945 гг. практически повсеместно епархиальные архиереи выдавали незарегистрированным, но желавшим получить приход священникам указы с правом совершения богослужений на домах верующих с тем, чтобы эти священники были организаторами ходатайств об открытии церквей. Тамбовский архиепископ святитель Лука (Войно-Ясенецкий) выдал такие указы целому ряду незарегистрированных священников 28 . Систематически назначал незарегистрированных «священников в несуществующие общины» даже после запрета со стороны уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви архиепископ Ставропольский Антоний (Романовский). Такие назначения он использовал и как способ борьбы с обновленчеством, еще достаточно сильным в его епархии 29 . Епископ Иларий (Ильин) сразу после своего назначения управляющим Ульяновской епархией «послал в гор[од] Мелекесс заштатного священника Мартынова, для того, чтобы он среди верующих провел работу по созданию группы верующих и оформлению ходатайства об открытии церкви». Когда же уполномоченный Совета по Ульяновской области указал ему на нарушение советского законодательства, епископ Иларий обосновал свои действия тем, что он носит титул «Ульяновский и Мелекесский» и не может допустить, чтобы титул «не соответствовал обстановке» из-за того, что в Мелекессе и прилегающих к нему районах нет действующих церквей 30 . Несколько незарегистрированных священников получили справки и благословения на совершение богослужений в нелегальных общинах от епископа Пензенского Кирилла (Поспелова) 31 и от архиепископа Куйбышевского Алексия (Палицына). «Назначенные» последним служители культа установили «постоянную связь с уполномоченными верующих этих сел и под их руководством уполномоченные» предъявляли «настойчивые требования об ускорении открытия церквей» 32 . На Урале священников «в несуществующие церкви» посылали епископы Молотовский (Пермский) Александр (Толстопятов) 33 и Чкаловский (Оренбургский) Мануил (Лемешевский) . Последний выдал указы 4–5 незарегистрированным священникам 34 . А епископ Александр не ограничивался выдачей таких благословений, но распространял письма среди жителей тех районов, где не было действующих церквей, в которых призывал их возбуждать ходатайства об открытии храмов. Это, по признанию уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви, вело к тому, что активность верующих «в районах области» все более росла 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Покровская церковь - самое старинное здание в этом районе. Построенная в начале XVII века, она много раз перестраивалась, отражая своим обликом доминирующие архитектурные направления разных времен. В середине XVIII века ей были приданы пышные черты стиля барокко и пристроена трапезная. А c 1822 года храм стоял, перестроенный в стиле ампир. В 1896 году он приобрел эклектические формы. Колокольня построена в 1770-х гг. Церковная ограда с парадным въездом и угловыми башнями сооружена в конце XVIII в. После революции 1917 года в усадьбе был организован музей. В 30-е годы XX века музей и церковь были закрыты, колокольня церкви частично разрушена. Богослужения в Покровской церкви возобновлены в 1994 г. Каменная церковь в усадьбе Покровском-Стрешнево сооружена в первой трети XVII века дьяком Разрядного приказа Михаилом Феофилатьевичем Даниловым. Впервые она упоминается в приходных книгах Патриаршего Казенного приказа 1629 г.: «...новоприбылая церковь Покрова Святей Богородицы, да в приделах Чуда Архистратига Михаила, да Алексия Чудотворца в вотчине разрядного дьяка Михаила Данилова, в селе Покровском - Подъелки». Церковь была построена не ранее 1622 г., когда М.Ф. Данилов приобрел «пустошь на реке Чернушке» у боярского сына Андрея Федоровича Палицына, одного из «перелетчиков», присягнувших Лжедимитрию II, чей Тушинский лагерь располагался в 1608 г. за речкой Химкой всего в паре верст от Подъелок. Сильно искаженная многочисленными перестройками и ремонтами XVIII-XIX вв., церковь практически утратила характер своей первоначальной архитектуры. Исследования, проведенные в ходе реставрационных работ 1930-х гг., позволили предположительно реконструировать ее облик в XVII столетии. Небольшое по размерам здание состояло из приземистого четверика основного объема и трапезной с западной стороны. Существует мнение, что церковь была построена в самом начале XVII в., а около 1629 г. к ней лишь была пристроена трапезная. Интересно, что последующие владельцы усадьбы также предпочитали считать свою церковь более древней. В бумагах генерал-аншефа Петра Ивановича Стрешнева есть упоминание о надписи, которую в 1770 г. он распорядился сделать на северной стороне храма: «В лето от сотворения мира 7108, от Рождества Христова 1600 в подмосковной вотчине в селе Покровском сооружена сия святая церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и освящена октября в 1 день и после 1770 года через 170 лет как видима, нерушима в совершенной крепости стоит». Это свидетельство, однако, не находит подтверждения в известных письменных источниках, и вопрос о точной дате сооружения здания остается открытым.

http://sobory.ru/article/?object=03261

Оставил по себе ряд трудов, посвященных исследованию истории Грузинской Церкви. Схиигумен Савва (Остапенко; 1898-1980) родился 6 декабря 1898 г. в станице Новоминской на Кубани в благочестивой крестьянской семье и был наречен Николаем. Желание иноческой жизни пробудилось в его душе еще в детстве. Однако возможность исполнить это желание Господь даровал ему не скоро. В 1911 г. Николай окончил двухклассное училище Министерства народного просвещения. С 1916 г.- проходил службу в армии и в 1923 г. завершил курс обучения в Московском военно-инженерном училище, получив специальность техника по возведению оборонительных сооружений. После этого работал на производстве и продолжал учиться, так что к 1932 г. окончил строительный техникум по специальности " инженер-строитель " . Только после окончания войны, когда в стране вновь стали открываться храмы и духовные учебные заведения, когда открылась Троице-Сергиева Лавра, Николаю удалось наконец исполнить то, к чему стремилась его душа. В 48 лет он оставляет профессию строителя и поступает в Московскую Духовную семинарию. Учебу в ней он завершил в 1948 г. и тогда же был принят в число братии Лавры. Осенью того же года состоялся его постриг в мантию с именем Савва - в честь преподобного Саввы Сторожевского. В 1952 г. отец Савва был рукоположен в сан иеромонаха и по 1952 г. исполнял возложенное на него послушание лаврского эконома. В 1955 г. указом Святейшего Патриарха Алексия I он был переведен в Псково-Печерский монастырь, в котором по 1957 г. являлся благочинным обители. В 1958 г. отец Савва был возведен в сан игумена и награжден правом ношения креста с украшениями. Тогда же он был назначен временным настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Великих Луках; затем недолгое время настоятельствовал в храме святого великомученика Георгия Победоносца в селе Палицы, в 30 километрах от Пскова. В 1960 г. игумен Савва возвратился в Печерскую обитель и по-прежнему исполнял чреду священнослужения, а также - возложенные на него хозяйственные обязанности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

Никон был временно назначен управляющим новообразованной епархией. 26 дек. 2003 года еп. Никон назначен епископом Липецким и Елецким. С этого времени З. в. не замещалось. Арх.: ГА Воронежской обл. Ф. 4. Оп. 1. Д. 473. Л. 36, 138-142; Ф. 18. Оп. 1. Д. 26. Л. 39, 58; Д. 399. Л. 57-69 об.; Д. 401. Л. 9-9 об.; Ф. 967. Оп. 1. Д. 68. Л. 8-9; ГАЛО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 124. Л. 79-79 об.; Ф. Р-76. Оп. 1. Д. 43. Л. 13-13 об., 18-18 об., 21; Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 26. Л. 1-32, 65-76, 94-94 об.; Д. 31. Л. 268; Д. 493. Л. 95-103; Ф. Р-2184. Оп. 1. Д. 24. Л. 175; Д. 29. Л. 8; Ф. Р-2210. Оп. 1. Д. 4. Л. 14, 252-253; Д. 5. Л. 115-159; Д. 6. Л. 24-28, 59, 70-71, 117-118; Д. 7. Л. 64-67; Д. 8. Л. 1, 96, 116-119; Д. 24975. Л. 108-116, 151, 158, 172, 180-181, 235; ЦДНИ ВО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 607; Сергий (Петров), архиеп. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней. Воронеж; Минск; Од., 1961-1969. Маш. Ч. 4. С. 620-633, 718-727; Палицын А. А. Летопись Воронежской епархии. Воронеж, 1962. Маш.//Архив Воронежского ЕУ. С. 435; Поярков А., прот. Обзор церк. событий в Задонской викариальной епархии в 1920-1922 гг. Воронеж, 1962. Ркп.//Частный архив. Ист.: Адамов А., прот. Политическое обоснование церковного обновления. Воронеж, 1925. С. 30; ВССПРЦ. 1925. 2. С. 4; Коммуна. Воронеж, 1928. 57. С. 2; 69. С. 4; 1929. 187. С. 2; 1930. 3. С. 5; 11. С. 2; На богомолье в Задонск//Коммуна. 1928. 66. С. 3. Лит.: Акиньшин А. Н. Церковь и власть в Воронеже в 1920-1930-х гг.: (Процессы Петра (Зверева) и Алексия (Буя))//Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 1993. С. 127-145; Реквием: Кн. памяти жертв полит. репрессий на Орловщине. Орел, 1998. Т. 4. С. 366; Воронежские архипастыри. С. 308, 455, 479-483; Дамаскин (Орловский), игум. История РПЦ в документах АПРФ. М., 2004. С. 38, 54. (Память мучеников и исповедников РПЦ. Тр.; Вып. 1: Новомученики XX в.); Митрофан (Шкурин), игум. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б)-ВКП(б) и ее деятельность по реализации политики Политбюро по отношению к РПЦ в 1922-1929 гг.: Канд.

http://pravenc.ru/text/182475.html

Отошел ко Господу один из старейших клириков г. Москвы протоиерей Николай Дятлов 18 мая 2020 г. 15:35 Утром 18 мая 2020 года, на 88-м году жизни, после тяжелой и продолжительной болезни отошел ко Господу почетный настоятель храма мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине г. Москвы протоиерей Николай Дятлов, сообщает сайт храма . Николай Алексеевич Дятлов родился 17 декабря 1932 г. в селе Осташкове Мытищинского района Московской области в семье сапожника. В 1950-53 гг. обучался в Ленинградской духовной семинарии. 21 июня 1953 г. рукоположен в сан диакона, а 28 июня — в сан иерея архиепископом Ярославским и Ростовским Димитрием. Служил в храме преподобного Сергия Радонежского села Татищев Погост Ярославской области (1953-54), храме святителя Николая Мирликийского на Всполье г. Ростова Великого (1954), Феодоровском кафедральном соборе г. Ярославля (1954-60), Казанском соборе г. Дмитрова Московской области (1960-73). С 1973 г. служил в храме мучеников Адриана и Наталии г. Москвы. В 1990 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II назначен настоятелем храма. 28 сентября 2017 г. указом Святейшего Патриарха Кирилла освобожден от должности настоятеля согласно поданному прошению и назначен почетным настоятелем церкви. Удостоен права ношения набедренника (1953), камилавки (1954), золотого наперсного креста (1960), сана протоиерея (1965), права ношения палицы (1969), наперсного креста с украшениями (1974), митры (1993), права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской песни» (2006), права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш» (2012), Патриаршего наперсного креста (2013). Награжден орденами равноапостольного князя Владимира III степени, преподобного Сергия Радонежского II-III степени, благоверного князя Даниила Московского III степени, преподобного Серафима Саровского II степени. Московская городская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГИРЕЕВ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 11 , С. 520 опубликовано: 11 марта 2011г. ГИРЕЕВ Михаил - см. Мунехин М. Г. (Мисюрь). Рубрики: История России История Древней Руси. Московская Русь ( XV -XVII вв.) История Древней Руси. Московская Русь ( XV -XVII вв.). Персоналии Ключевые слова: Московская Русь (XV-XVII) Гиреев Михаил - см. Мунехин М. Г. (Мисюрь) См.также: АВРААМИЙ (Палицын Аверкий Иванович; ок. 1550–1626), келарь Троице-Сергиева монастыря, писатель АДРИАН [Андрей] (1637, или 1627, или 1639 – 1700), Патриарх Московский и всея Руси (1690 -1700) АЛЕКСАНДР ЯГЕЛЛОНЧИК (1460–1506), вел. кн. Литовский (1492 – 1506), кор. польский (1501 - 1506) АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/165033.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВГОРОДСКАЯ I ЛЕТОПИСЬ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 51 , С. 382 опубликовано: 2 февраля 2023г. НОВГОРОДСКАЯ I ЛЕТОПИСЬ - см. в ст. Летописание . Рубрики: Источниковедение Ключевые слова: Источники исторические Новгородская I летопись - см. в ст. Летописание См.также: АВРААМИЙ (Палицын Аверкий Иванович; ок. 1550–1626), келарь Троице-Сергиева монастыря, писатель «АГАФАНГЕЛ» название, закрепившееся за сочинением Агафангела, секретаря арм. царя Трдата IV «АГАФАНГЕЛА ВИДЕНИЕ» (полное название – «Видение блаженного Иеронима Агафангела»), одно из многочисленных пророчеств о грядущем освобождении греков от тур. ига АГАФИЙ СХОЛАСТИК (Миринейский) (между 530 и 536 - между 579 и 583), визант. историк и поэт Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2577763.html

И сказал им царь: «Чего вы хотите?» И ответили ему: «Отпусти нас в пустыню принести жертву Господу Богу нашему и послужить ему». Фараон сильно испугался и сказал им: «Сейчас идите к себе домой, а завтра придете ко мне». И сделали они так, как велел им царь. А когда они ушли, царь послал и позвал Валаома-волхва и его сыновей Еноса и Акриса и всех чародеев египетских. И пришли они к царю, и рассказал им царь о том, что говорили Моисей и Аарон. И сказали ему чародеи: «Но как же они прошли, ответь нам?» И сказал царь: «Они только подняли на львов жезл, и освободились те, и прибежали к ним, радуясь». Отвечал же Валаом, сказав: «Это такие же чародеи, царь, как и мы, а теперь пошли за ними, пусть придут, и мы испытаем слова их». И поступил царь так, послав за ними. Они же взяли палицу Божию в руки свои и пришли к царю и проговорили ему слова Божии: «Отпусти людей израилевых, пусть принесут жертву Господу Богу своему». И сказал им царь: «Но кто поверит вам, что вы – посланники Божии и пришли, повинуясь словам Его? Какое знаменье вы сотворите предо мной, чтобы можно было поверить словам вашим?» И Аарон быстро бросил палицу свою перед царем и перед его вельможами. И сделался это большой ползучий змей. И поступили чародеи точно так же, кинули жезлы свои, и стали они змеями. Потому Бог позволил волхвам египетским превращать жезлы свои в змеев, чтобы не говорили Фараону, будто Моисей – это волхв и волшебством все это совершает, но сопротивленьем противились ему, а потом обессилели. Ибо поднял змей, который был из Моисеева жезла, голову свою и пожрал всех их змеев. И сказал волхв Валаом: «Уже бывало и в прежние дни, что поедал змей другого, как и рыба морская поедает других, а теперь сделай палицу свою, как она раньше была; если можешь, и наши съеденные палицы пусть станут прежними, тогда признаем, что Дух Божий в тебе. Если же не можешь, то чародей ты такой же, как и мы». И протянул Аарон руку свою и схватил змея за хвост, и оказалась в руке его палица, и их палицы стали такими, как и были.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010