25 ноября. Наше наступление успешно продолжается. Это поднимает дух у всех. Слава Богу! Получил телеграмму и от м[итрополита] Алексия из Ленинграда: «Братски сердечно приветствую, радуюсь, помогай Господь вашему новому служению. М. А.». Вчера же ответил ему: «Приношу глубокую благодарность за приветствие и добрые пожелания. А. Г.» Вчера послал подробное письмо митрополиту Сергию о начале своей деятельности: о приеме в облсовете и горсовете, об их пожеланиях, своих предположениях, о кадрах и словесных заявлениях об открытии храмов. 27 ноября . Вчера был у Кутанина … поговорили об Ульяновске, где он бывал в 1932 [г.], о храме… какое количество народа в храме, есть ли молодежь? Как в селах? Говорил, что, конечно, очень многие сохранили веру и жаждут. На вопрос о кадрах, о курсах для молодежи («необходимо»). Теперь, если Церковь будет более свободна, то, конечно, надо, чтобы кадры были чище, «освободились от прежних недостатков». «Религиозное чувство очень сложно». Заговорили о войне. Шутя, говорил, что «начали молиться– и победы на фронте». Сообщил, что как-то ехал с товарищем, врачом, зав. военным госпиталем, помещающемся в здании бывшей духовной семинарии, и тот шутил: «Пожалуй, меня с госпиталем скоро попросят выселиться из здания– понадобится для семинарии» . По поводу нашего успешного продвижения на фронте сказал, что дух германской армии, очевидно, не выдержал четырехлетней войны, упал, и если теперь у союзников в Африке дела пойдут так же хорошо, то немцам конец… Но, возможно, что когда они будут видеть неизбежный конец, они предпримут химическую войну, ведь «немец – химик», пока же ни одна сторона не решается начать применение отравляющих веществ, так как это опасно обоим. Очевидно, у наших есть сведения об этом, потому что сейчас идут серьезные приготовления к возможности химического нападения (подготовка врачей на особых курсах и т. п.) . 6 декабря . Служил вчера и сегодня. С певчими плохо: поют неважно, торопливо, не видно управляющей регентской руки, к тому же пытаются петь нотное и очень неудачно... Много неблагочиния в служении – и от незнающего дьякона, и от незнающих иподьяконов, и от монахини-алтарницы, так что пришлось, например, сегодня перед «Святый Боже» кадить с пустым кадилом. Народу в алтаре много, а толку мало, приходится самому все показывать и раздваиваться, отсюда – волнение и плохая молитва. Говорил сегодня слово о религии как неистребимой потребности человеческого духа. Возможно, что для простецов было не по зубам, но много было и городской публики. Сегодня получил письмо от архиепископа Алексия Палицына из Куйбышева, которому на днях только послал письмо. Завязывается переписка с архиереями.

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

Голосеевская пустынь. Современная фотография Наконец 15 ноября 1895 года отец Алексий был переведён на послушание ризничего в Свято-Покровскую Голосеевскую пустынь, где и провёл все оставшиеся годы своей жизни. Видение святителя Феодосия Черниговского Уже тогда умение обращаться со святыми мощами снискали славу иеромонаху Алексию и за пределами Киева. Поэтому, когда в 1896 году состоялось прославление святителя Феодосия Черниговского и открытие его мощей, в Чернигов был приглашён и отец Алексий. И здесь при переоблачении мощей он удостоился чудесного явления самого святого. При этом святитель просил молиться об упокоении своих родителей, назвав их имена. Батюшка был удивлён этой просьбе, возразив, что святитель Феодосий сам прославлен, и его молитвы выше чьих-либо других. На этой святой ответил, чтобы отец Алексий поминал его родителей на проскомидии. «Она выше моей молитвы!» — добавил святой. В том, что это видение было истинным, может заверить тот факт, что на тот момент имена родителей святителя Феодосия Черниговского не были известны. И когда спустя несколько лет благодаря находкам историков удалось восстановить родословную святого, то имена его родителей совпали с теми, которые были названы иеромонаху Алексию самим святителем. Старчество В Голосеевском монастыре отец Алексий очень скоро прославился как опытный духовник и старец. На исповедь и за советом к смиренному иеромонаху приезжали не только мирские люди, но и монахи, а также архипастыри, в том числе и митрополиты. Многие владыки были духовными чадами отца Алексия. При этом сам старец всегда опасался превозношения и отказывался от всех почётных должностей и наград. Только двух наград не удалось избежать иеромонаху Алексию: ордена святой Анны III степени, врученного ему в 1905 году, и палицы, которой наградил его митрополит Флавиан. В то время отец Алексий был единственным иеромонахом, обладавшим такой наградой, поскольку палицами награждались лишь игумены. Однако главным признанием было доверие людей, с которым они приходили к своему духовнику за помощью и советом. Несмотря на многочисленные случаи прозорливости отца Алексия, он никогда не настаивал, чтобы люди поступали по его указанию. Часто бывало так, что приходящий просил благословение поступить не так, как открывалась святому воля Божья, и отец Алексий благословлял. А после этого он долго молился о вразумлении того человека, и уже по его молитве приходивший изменял своё намерение. Таким образом старцу удавалось избежать сразу двух зол: с одной стороны, он не ломал воли человека, а с другой, избегал собственной славы.

http://pravoslavie.ru/120075.html

18 мая 1934 г. возведен Киевским архиеп. Сергием (Гришиным) в сан игумена с возложением палицы. Под рук. прот. П. Я. Светлова Л. написал работу «Жития святых, как материал для христианской апологетики», за к-рую указом Московской Патриархии от 29 нояб. 1934 г. ему была присуждена степень кандидата богословия. 9 июля 1935 г. экзархом Украины Киевским митр. сщмч. Константином (Дьяковым) по указу заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) Л. был возведен в сан архимандрита. 12 июля того же года выслан НКВД из Киева. С 1937 г. скрывался от властей, жил в Переяславе, Киеве и Житомире. Во время Великой Отечественной войны после занятия Украины нем. войсками вошел в состав Украинской Православной Автономной Церкви, сохранявшей каноническую связь с Московским Патриархатом. 26 нояб. 1941 г. Л. был хиротонисан во епископа Бердичевского. Хиротонию в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавре возглавлял экзарх Украины Волынский архиеп. Алексий (Громадский ; впосл. митрополит). Л. стал 1-м викарием архиеп. Алексия. 7 мая 1942 г. был назначен управляющим Винницкой епархией. После смерти в 1943 г. митр. Алексия к Л. перешло управление Житомирской епархией. За время служения там Л. рукоположил свыше 100 священников, к лету 1943 г. епархия насчитывала ок. 300 приходов. Был открыт муж. мон-рь, 2 жен. мон-ря и 2 жен. скита. В нояб. 1943 г., перед тем как нем. армия оставила Житомир, Л. вместе с иеродиак. Вениамином (Вознюком) выехал в Варшаву. С июля 1944 г. жил в Вене, затем в Мюнхене. 16 мая 1944 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял Л. в свою юрисдикцию и 7 авг. того же года назначил епископом Потсдамским, викарием Берлинского и Германского митр. Серафима (Ляде) . Л. не приступил к служению в силу непризнания им архиерейской хиротонии митр. Серафима. 4 сент. Архиерейский Синод РПЦЗ постановил отменить назначение Л. викарным еп. Германской епархии ввиду того, в частности, «что Преосвященный Леонтий не получил канонического отпуска от епископов Украинской Автономной Церкви». 6 сент. 1945 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял Л. в состав епископата РПЦЗ вместе с другими архиереями Украинской Автономной Церкви.

http://pravenc.ru/text/2463529.html

Мы глубоко благодарны за исполненное любви послание 90 Вашего Блаженства, в ответ на которое один из нас теперь прибыл в Москву, дабы заверить Русскую Церковь и Русский Народ в нашем сердечном единении с ними. Мы хотим уведомить Ваше Блаженство о нашем великом желании приветствовать здесь, в Лондоне, в скором времени делегацию от Святой Русской Церкви, которая, если, как мы верим, будет, уверяем Вас, приветствуема с радостью и усердием. Наконец, испрашивая Ваших молитв и молитв Вашего Народа для нас самих и для нашей Англиканской Церкви, молимся да почиет благословение Всемогущего Бога на вашем Блаженстве и на Церкви, Вашему попечению вверенной. Пребываем Вашего Блаженства верные и любящие во Христе Братья. Вильям Кантуар 91 Кирилл Ибор 92 РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 500. Л. 6. Копия. Делопроизводственный перевод с английского. 24. Заявление митрополита Московского и Коломенского Сергия И. В. Сталину о решении Собора архиереев Русской Православной Церкви присвоить Сергию титул патриарха и избрании новых членов Синода 9 сентября 1943 г. г. Москва Председателю Совнаркома Маршалу Советского Союза Иосифу Виссарионовичу Сталину Собор архиереев Русской Православной Церкви, собравшийся по моему вызову в Москве по вышеуказанному адресу, своим единогласным решением 8-го сего сентября постановил: 1) присвоить мне, как Главе Русской Православной Церкви, титул «Святейшего Патриарха Московского и всея Руси» и 2) избрать членами состоящего при Московском Патриархе Священного Синода митрополитов Ленинградского Алексия Симанского и Киевского Николая Ярушевича и Архиепископов Горьковского и Арзамасского Сергия Гришина, Красноярского Луку Воино-Ясенецкого, Куйбышевского Алексия Палицына и Ярославского Иоанна Соколова , о чем имею долг донести Правительству СССР к сведению. Сергий Митрополит Московский и Коломенский АП РФ. Ф. З. Оп. 60. Д. 4. Л. 18. Подлинник. 25. Телеграмма обновленческих священнослужителей Средне-Азиатской епархии И. В. Сталину с поздравлением по случаю военных успехов Красной Армии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другие обновленческие священники приносили покаяние келейно, и в отношении них, как отмечал уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви, архиепископ Алексий действовал с большим тактом. Затем он предпринял меры по устройству епархиального управления. На время, пока в Среднюю Азию не прибудет правящий архиерей, им был создан Благочиннический совет, на который были возложены обязанности по временному управлению епархией. В него вошли пять священников; двое из них были обновленцами, присоединившимися к Патриаршей Церкви (в том числе и отец Григорий Брицкий), а также здесь были представлены и священники Патриаршей Церкви, известные ранее своей активной антиобновленческой проповедью. Очевидно, чтобы создать хоть какой-то перевес старых “тихоновских кадров” над бывшими обновленцами, в совет был введен священник из Казахстана 32 . Вместе с тем и бывшие обновленцы на этом этапе сохранили свое участие в управлении епархией. Как видим, архиепископу Алексию при устройстве епархиального управления приходилось считаться с сильными позициями обновленцев в Средней Азии. Определенное влияние на ситуацию в епархии бывшие обновленцы, в лице протоиерея Григория Брицкого, продолжали сохранять и при первом после воссоединения среднеазиатском архиерее — епископе Кирилле (Поспелове), прибывшем в Ташкент весной 1944 г. и остававшемся на кафедре до июня 1946 г. Лишь к концу этого срока ему удалось сместить протоиерея Григория Брицкого с должности настоятеля городского собора 33 . Окончательно восстановил контроль над церковной жизнью Средней Азии второй епископ Ташкентский и Среднеазиатский Гурий (Егоров). Его назначение на должность епархиального секретаря и настоятеля Покровского собора в Самарканде можно считать удачей архиепископа Алексия (Палицына). Архимандрит Гурий, убежденный сторонник Патриаршей Церкви, тогда с помощью самого архиепископа Алексия только что вышел на открытое служение после одиннадцати лет руководства нелегальным монастырем 34 . На Среднеазиатской кафедре он пребывал с августа 1946 г.

http://pravmir.ru/posledniy-boy-obnovlen...

Это источник неисчерпаемый, никогда не идущий на убыль, источник веры с порывом покаяния, исправления жизни, желания чистоты нравственной. Он питается и возгревается молитвами, подвигами и — вместе — в них находит свое выражение». Затем митрополит Алексий заговорил об избрании Святейшего Патриарха, ради чего и был созван Собор епископов: «Я думаю, что этот вопрос бесконечно облегчается для нас тем, что у нас имеется уже носитель патриарших полномочий, поэтому я полагаю, что избрание со всеми подробностями, которые обычно сопровождают его, для нас является как будто бы и не нужным. Я считаю, что никто из нас, епископов, не мыслит себе другого кандидата, кроме того, который положил столько трудов для Церкви в звании патриаршего Местоблюстителя». Ответом на предложение митрополита Алексия был возглас преосвященных: «Просим, просим! Аксиос, аксиос, аксиос». Один из архиереев сказал: «Полное единодушие всего епископата». Все встали и трижды пропели «Аксиос».    Митрополит Сергий поблагодарил преосвященных за избрание его Патриархом и предложил формулу поминовения Святейшего Патриарха: «Святейшего отца нашего Сергия, Патриарха Московского и всея Руси». Затем митрополит Сергий предложил избрать Священный Синод при Патриархе из трех постоянных и трех временных членов. Временных членов предполагалось выбирать на полугодовые сессии по одному архипастырю от каждой из трех групп епархий: северо-восточной, центральной и южной, в порядке старшинства. «Оставаться вне епархии всем архиереям, конечно, очень неудобно для епархий. Поэтому Синод собирается, смотря по делам, ежемесячно на неделю или две, после чего члены разъезжаются по епархиям, оставляя, может быть, кого-нибудь для текущих дел. По окончании полугодия уезжают одни временные члены и на место их вызываются другие, следующие по старшинству». Постоянными членами Синода Собор избрал митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича), а также архиепископа Горьковского Сергия (Гришина). Временными членами в Синод приглашены были архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын), архиепископ Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий) и архиепископ Ярославский Иоанн (Соколов).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

поселился в г. Бийске Западно-Сибирского (ныне Алтайского) края; в кон. того же года переехал в Ташкент. Ташкентский митр. Арсений (Стадницкий) предоставил ему антиминс и благословил служить литургию келейно. Продолжая традиции Александро-Невского братства, вокруг Г. постепенно собралась небольшая община его духовных детей, в числе к-рых были иером. (впосл. митрополит) Иоанн (Вендланд) и Александр Хархаров (см. Михей (Хархаров) , архиеп.). В 1938 г. переехал в Фергану, куда переселилась и большая часть общины. Весной 1944 г. с приездом в Ср. Азию Куйбышевского архиеп. Алексия (Палицына) для воссоединения обновленческих общин и первоначального устроения церковной жизни Г. смог получить регистрацию и приступить к открытому священнослужению. Был назначен настоятелем самаркандского Покровского собора, но в нояб. 1944 г. вернулся в Фергану. С апр. 1945 г. исполнял обязанности секретаря Епархиального совета при Ташкентском еп. Кирилле (Поспелове) . После того как СНК СССР удовлетворил ходатайство об открытии в Троице-Сергиевой лавре Успенского собора 25 сент. 1945 г. Г. был назначен Патриархом Алексием I наместником лавры и почетным настоятелем Ильинского храма в г. Загорске (ныне Сергиев Посад). 16 апр. 1946 г. получил ключи от Успенского собора и с Великой пятницы (19 апр.) начал служить в нем. Вечером 20 апр. в собор была внесена рака с мощами прп. Сергия Радонежского и получены ключи от колокольни. Ко дню Св. Пасхи награжден правом ношения 2 наперсных крестов «в ознаменование радостного события возобновления Богослужений в Троице-Сергиевой лавре и понесенных наместником ее трудов». В Троицын день 9 июня 1946 г. встречал в лавре ее священноархим. Патриарха Алексия I, совершившего первую литургию в Успенском соборе. 25 авг. 1946 г. хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. Хиротонию в Богоявленском патриаршем соборе в Москве возглавил Патриарх Алексий I. В епархии Г. регулярно проводил совещания настоятелей церквей и молитвенных домов. Составленная им инструкция по разграничению обязанностей между старостой, его помощником, казначеем и членами ревизионной комиссии получила одобрение Свящ.

http://pravenc.ru/text/168372.html

Мн. архиереев доставили на Собор на военных самолетах. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки, архиеп. Сарапульский Иоанн (Братолюбов) и еп. Молотовский Александр (Толстопятов) были освобождены незадолго до Собора. А. С. открыл Местоблюститель Патриаршего Престола, прочитавший краткий доклад «О деятельности православной Церкви за два года Отечественной войны». Это был, конечно, не отчетный доклад в общепринятом смысле слова, поскольку говорить открыто о жизни РПЦ в годы, прошедшие после Поместного Собора 1917-1918 гг. , не было возможности, в докладе речь шла исключительно о патриотическом служении Церкви во время войны. Затем Собор заслушал доклад митр. Ленинградского Алексия «Долг христианина перед Церковью и Родиной в переживаемую эпоху Отечественной войны». Сравнивая Великую Отечественную войну с Отечественной войной 1812 г. , митр. Алексий указал на нравственные условия успеха рус. воинства, общие для всех времен: «Твердая вера в Бога, благословляющего справедливую брань; религиозный подъем духа; сознание правды ведомой войны; сознание долга перед Богом и Родиной». Затем митр. Алексий поставил вопрос об избрании Святейшего Патриарха и предложил кандидатуру митр. Сергия, предложение было единодушно одобрено всеми участниками Собора. Митр. Сергий поблагодарил преосвященных за избрание его Патриархом и предложил формулу поминовения Святейшего Патриарха: «Святейшего отца нашего Сергия, Патриарха Московского и всея Руси». Митр. Сергий предложил избрать Свящ. Синод при Патриархе из 3 постоянных и 3 временных членов. Временных членов предполагалось выбирать на полугодовые сессии по 1 архипастырю от каждой из 3 групп епархий: сев.-вост., центр. и юж. в порядке старшинства. Постоянными членами Синода Собор избрал митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича), а также архиеп. Горьковского Сергия (Гришина). Временными членами в Синод приглашены были архиепископы Куйбышевский Алексий (Палицын), Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий) и Ярославский Иоанн (Соколов), а также управляющий делами Московской Патриархии прот.

http://pravenc.ru/text/76500.html

Но для Патриарха Сергия было неприемлемо принимать Ларина в «сущем сане», т. к. все «хиротонии» над ним были совершены после наложения запрещения на обновленцев Патриархом Тихоном. Но это не закрывало ему пути последующего священнослужения. Чуть позже монаха Сергия (Ларина) рукоположили во иеродиакона и во иеромонаха. В августе 1944 г. состоялась хиротония Сергия (Ларина) во епископа Кировоградского . В Ташкент он больше не вернулся. После отъезда Ларина функции управляющего обновленческой Среднеазиатской епархией принял на себя «архиепископ» Анатолий Синицын, попытавшийся в «сущем сане» перейти в Патриаршую Церковь. Священный Синод от 9 декабря 1943 г. отказал Синицыну по причине того, что все рукоположения были получены им от обновленческих «епископов», поэтому принять его можно только в звании мирянина с возможностью дальнейшего православного рукоположения. В феврале 1944 г. Патриарх Сергий принял решение направить в Ташкент для устройства церковной жизни архиепископа Куйбышевского Алексия (Палицына), по словам ташкентского уполномоченного, «весьма строгого и сурового» и с особыми полномочиями от Патриарха . Архиепископ Алексий 7 марта 1944 г. выехал из города Куйбышева в Ташкент, куда прибыл 12 марта без всяких уведомлений. Согласно его отчёту на имя уже следующего Патриарха Алексия, в Ташкенте он разместился на нейтральной квартире, хотя помещение для проживания ему готовилось одновременно и православными, и обновленцами . Слева направо: архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын), архимандрит Гурий (Егоров), настоятель Александро-Невского храма протоиерей Григорий Брицкий. Ташкент. 1944. В Узбекистане из числа действовавших на тот момент церквей восемь были обновленческими, и лишь две принадлежали Патриаршей Церкви — Георгиевский молитвенный дом в Самарканде и кладбищенская часовня в Фергане . В Ташкенте, где проживало немалое количество православных людей, в это время не было ни одного православного храма. В городе действовала только одна обновленческая церковь — Александро-Невский храм, расположенный на Боткинском кладбище, настоятелем которого являлся протоиерей Григорий Брицкий.

http://bogoslov.ru/article/6175403

8 сентября 1943 года. На Соборе Епископов. Ход Собора Собор открыл местоблюститель патриаршего престола митрополит Московский Сергий , прочитавший краткий доклад " О деятельности православной Церкви за два года Отечественной войны " . Поскольку говорить открыто о жизни Церкви в годы, прошедшие после Поместного Собора 1917-1918 годов , не было возможности, в докладе речь шла исключительно о патриотическом служении Церкви во время войны. Затем последовал доклад митрополита Ленинградского Алексия " Долг христианина перед Церковью и Родиной в переживаемую эпоху Отечественной войны " . Сравнивая Великую Отечественную войну с Отечественной войной 1812 года, митрополит Алексий указал на нравственные условия успеха русского воинства, общие для всех времен: " Твердая вера в Бога , благословляющего справедливую брань; религиозный подъем духа; сознание правды ведомой войны; сознание долга перед Богом и Родиной " . Затем митрополит Алексий поставил вопрос об избрании патриарха и предложил кандидатуру митрополита Сергия, что было единодушно одобрено всеми соборянами. Митрополит Сергий поблагодарил преосвященных за избрание его патриархом и предложил формулу поминовения патриарха: " Святейшего отца нашего Сергия, Патриарха Московского и всея Руси " . Члены Свящ. Синода, избранные на Архиерейском Соборе 1943 г. В нижнем ряду (слева направо): митр. Ленинградский Алексий (Симанский), Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Сергий (Страгородский), митр. Киевский Николай (Ярушевич). Митрополит Сергий также предложил избрать Священный Синод при патриархе из трёх постоянных и трёх временных членов. Временных членов предполагалось выбирать на полугодовые сессии по архипастырю от каждой из трёх групп епархий: северо-восточной, центральной и южной, в порядке старшинства. Постоянными членами Синода Собор избрал митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) , а также архиепископа Горьковского Сергия (Гришина) . Временными членами в Синод приглашены были архиепископы Куйбышевский Алексий (Палицын) , Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий) и Ярославский Иоанн (Соколов) , а также управляющий делами Московской Патриархии протоиерей Николай Колчицкий . Полномочия нового Синода отличались от полномочий того, который был учрежден определениями Поместного Собора 1917-1918 годов о высших органах церковного управления: Поместный Собор в своё время предусматривал для Синода более самостоятельный статус, новый же Синод образовали при патриархе. В этом выразился опыт, приобретенный Русской Церковью в 1920-1930-х годах, который показал особую ответственность первосвятительского служения, так как в пору гонений, при внешних и внутренних разделениях, для многомиллионной паствы главным духовным ориентиром, помогавшим различать, где Православная Церковь, а где расколы , была личность первого архиерея.

http://drevo-info.ru/articles/14105.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010