Каждый храм – мысль о России Господь хранил это поистине священное место, на котором, как выразился в середине XIX века один современник, «случилось историческое решение Бога быть России» — имелись в виду и события августа 1612 года, когда здесь стоял штаб князя Пожарского, и келарь Авраам Палицын служил тут молебен «о побеждении на враги». Место оказалось неоднократно освящено: и при закладке Алексеевского монастыря, и при строительстве храма Христа Спасителя и при его воссоздании. Устроить в храме Христа Спасителя новую нижнюю церковь позволила необходимость стилобата. Поскольку природный Алексеевский холм был срыт для строительства Дворца Советов, а потом еще образовалась чаша-котлован   бассейна «Москва», надо было возводить холм искусственно, то есть сооружать огромный стилобат-подошву для основания храма. Так и явилась идея соорудить в нем вторую церковь — не придел, а самостоятельный храм с собственными приделами и колокольней, в воспоминание о древнем Алексеевском монастыре, на месте которого в XIX веке был построен храм Христа Спасителя. Ныне Церковь отвергает известную легенду о проклятии игуменьи: глубоко верующая монахиня не могла наложить проклятие на будущий храм, посвященный Господу. Чудесным образом новый, современный храм не только продолжает традицию храма Христа Спасителя свидетельствовать о богохранимости России, но и развивает церковное повествование о русской истории, последовавшей после освящения храма в 1883 году и до наших дней. Напомним, что Алексеевский монастырь был основан в XIV веке святителем Алексием, митрополитом Московским, и освящен в честь его тезоименитства, но находился тогда чуть дальше от этого места, на Остоженке. После пожара 1547 года монастырь перевели на живописный холм набережной Москвы-реки, а на его прежнем месте царь Федор Иоаннович позднее возобновил Зачатьевскую обитель, молясь о даровании наследника. Главный престол собора Алексеевского монастыря был освящен во имя Преображения Господня, а приделы — во имя Тихвинской иконы Богоматери и св. Алексия, человека Божия. Так же устроена и новая нижняя церковь в стилобате воссозданного храма Христа Спасителя — ее главный престол посвящен празднику Преображения Господня, а приделы — Тихвинскому образу и св. Алексию. С Тихвинской иконой оказалась связана и судьба самого храма Христа Спасителя — именно в Тихвинской церкви, что стояла в старину в Лужниках, государь Александр I молился в октябре 1817 года в день закладки первого храма Христа Спасителя на Воробьевых горах о благословении делу построения благодарственного храма.

http://pravoslavie.ru/476.html

Область за областью отторгается от России на юге и севере. Польша хочет нам дать своего царя… Мы сами, изнуренные безначалием и междуусобием, начинаем думать, что и для прекращения домашней крамолы и соперничества, и для отклонения внешних браней, нет другого лучшего средства, как возвести на престол России одного из потомков Ягеллоновых. Уже в московских храмах возглашается имя Владислава... Уже пол-России за ним... «Но иноземной ли, насильственно поставленной главе быть в мире с русским сердцем? Разноверцу ли возсесть на престоле св. Владимира, украшаться бармами Мономаха»? Так мыслили те, в коих еще не подавлен был дух русский смутами отечественными и кознями иноземными. «Станем за святую Русь, за дом Богородицы, за чудотворцев Алексия, Фотия и Филиппа; продадим жен и детей, но освободим отечество»! воскликнул истинный сын отечества на берегах Волги. И глас его, как глас архангела воскресителя, пробуждает умы и сердца помертвевшие. Инок Палицын, гражданин Минин, боярин Пожарский, – как бы самим небом избранные представители всех сословий, – восстают на брань противу врагов, собирают ополчение, и грядут освободить из рук врагов сердце отечества – Москву. «Рать священная, коей подобной не было ни прежде, ни после 8 »! «Сославшись с Казанью», (будем говорить дале языком нашей летописи и сказаний современников, чтобы устранить от себя всякую мысль о преднамеренной подтасовке фактов), упомянутые ратоборцы русской земли – князь Димитрий Михайлович Пожарский и гражданин Кузьма Минин, пригласили к себе в помощь для похода на освобождение Москвы и казанское ополчение, которое, из глубокого почтения к местной святыне, прославившейся уже многими чудесами в Казани, и, с целью поставить самое ополчение под покровительство Божией Матери, взяло с собою в тот поход копию с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. «Принесоша же ис Казани, читаем мы о походе казанцев под Москву в 1612 году в Никоновой летописи, образ Пречистые Богородицы, список с Казанские иконы 9 »; все же служивые люди (вместе с князем Трубецким) пойдоша пешие, тойже Заруцкой с казаками встретил на конех, казаки же служивых людей лаяху и поносяху; они же в великой ужасти быша от них, чаяху такова же убоиства на себя, как на Прокофья (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

9 июня 2019 г., в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения новопостроенного храма в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в поселке Рублево г. Москвы (Георгиевское благочиние Западного викариатства Московской городской епархии) и Божественную литургию в новоосвященном храме. Храм возведен в рамках Программы строительства православных храмов в г. Москве. Центральный престол храма был освящен в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»; северный - во имя святого равноапостольного великого князя Владимира; южный - во имя святителя Алексия, митрополита Киевского и Московского; нижний - в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Его Святейшеству сослужили: архиепископ Егорьевский Матфей, управляющий Западным и Северо-Восточным викариатствами г. Москвы; епископ Воскресенский Дионисий, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Павлово-Посадский Фома, первый заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Бронницкий Фома, наместник Донского ставропигиального монастыря; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа Западного викариатства, настоятель храма Архистратига Михаила в Тропареве г. Москвы; протоиерей Серафим Недосекин, благочинный Георгиевского округа Западного викариатства, настоятель Георгиевского храма-памятника на Поклонной горе г. Москвы; иерей Михаил Григорьев, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в Рублеве; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил хор храма в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в Рублеве (регент М.Л. Забровская). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по строительству храма в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в Рублеве г. Москвы иерей Михаил Григорьев был удостоен права ношения палицы. За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Бориса Иванова, клирика храма святого праведного Иоанна Русского в Фили-Давыдково г. Москвы, в сан иерея.

http://sobory.ru/article/?object=23690

Именно ввиду почитания святых Петра, Алексия и Ионы кафедра предстоятелей Русской Церкви именовалась «престолом Московских чудотворцев». Как игумена земли Русской и «всея Руси чудотворца» чтили в Московском государстве преподобного Сергия Радонежского († 1392), чей духовный авторитет в восприятии народа Божия был наивысшим по отношению ко всем русским подвижникам во Христе. Поддерживая великого князя Димитрия Иоанновича, преподобный примирял с ним удельных князей и благословил его самого на самоотверженное сопротивление могущественному беклярбеку и темнику Золотой Орды Мамаю в 1380 году на Куликовом поле. Подвижничество Сергия уже при жизни ознаменовалось чудесами, но посмертные его чудотворения – и исцеления, и вразумления, и спасение от бедствий и военных напастей – поистине неисчерпаемы. В Древней Руси их летопись была начата еще в середине XV века Пахомием Логофетом и велась вплоть до XVII столетия (Авраамий Палицын, Симон Азарьин). Здесь важно отметить, что преподобный Сергий наряду со святителями Леонтием и Петром в договоре, заключенном в марте 1448 года между Василием II и Дмитрием Шемякой, указан как небесный гарант достигнутого князьями мира. Казалось бы, странно, что таинственным собеседником святителей и содельником преподобного Сергия в рассказе «Степенной книги» выступает преподобный Варлаам Хутынский, новгородский святой, никакого отношения ни к московской истории, ни к делам московских князей не имевший. Он умер в 1192 году, задолго до образования Московского княжества. Однако некоторые его посмертные чудеса прочно связывают его почитание с Москвой. В 1410 году по молитвам к нему исцелился младший брат Великого Московского князя Василия I Дмитриевича Константин. В 1460 году у гроба преподобного в Хутынском монастыре чудесно ожил умерший было Григорий Тумгень, постельничий Великого Московского князя Василия Темного. В память об этом чуде при кремлевском храме Рождества Иоанна Предтечи в 1461 году был устроен придел, освященный в честь Варлаама. Посмертные чудеса преподобного Варлаама Хутынского прочно связывают его почитание с Москвой

http://pravoslavie.ru/138043.html

Святейший Патриарх Алексий совершил чин великого освящения храма Архангела Михаила в Овчинниках 25 ноября 2006 г. 17:11 25 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин великого освящения храма Архангела Михаила (Покрова Пресвятой Богородицы) в Овчинниках. Главный престол храма освящен в честь Покрова Божией Матери, боковой - в честь Архангела Божия Михаила, Архистратига Небесных Сил бесплотных. Его Святейшеству сослужили архиепископы Истринский Арсений и Каменец-Подольский и Городокский Феодор (Украинская Православная Церковь). Совершив чин великого освящения, Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил Божественную литургию. За малым входом Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий наградил настоятеля храма протоиерея Сергия Селезнева правом ношения палицы. Отец Сергий удостоен Патриаршей награды за усердное пастырское служение и труды по возрождению храма. По окончании Божественной литургии от лица клириков и прихожан Святейшего Патриарха Алексия приветствовал протоиерей Сергий. Он преподнес Его Святейшеству образ Архангела Михаила — Небесного покровителя новоосвященного храма. Обратившись к присутствующим с Первосвятительским словом, Святейший Патриарх Алексий передал в благословение приходу образ Божией Матери «Знамение» с дарственной надписью. Затем Предстоятель вручил награды Русской Православной Церкви ряду благотворителей и тружеников храма. Орденом преподобного Сергия Радонежского, III степени, награждены депутат Государственной Думы В.И. Смоленский и советник заместителя министра сельского хозяйства И.А. Новиков. Орденом святой равноапостольной княгини Ольги, III степени, награждены генеральный директор ИП И.В. Зайцева и руководитель приходской воскресной школы Т.А. Селезнева. Храм Архангела Михаила был построен как центр Овчинной слободы в XVI веке. К 1657 г. был возведен каменный храм — четверик с трехчастным алтарем и небольшой трапезной. Главный престол его был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Вскоре с юга к четверику был пристроен придел Михаила Архангела. Трапезная была расширена.

http://patriarchia.ru/db/text/164826.htm...

На другой день по сдаче Кремля, в воскресенье, назначен торжественный вход победоносного войска в Кремль. Шествие откры­лось с двух сторон: Трубецкой с своими полками шел от церкви Казанской, что у Покровских Ворот, а Пожарский от церкви Иоанна-Милостивого, что на Арбате. Когда войска собрались у Лобного Места, архимандрит Лавры, Дионисий совершал молебствие, и торжествующие победители, в сопровождении всего народа, остававшегося в Москве, вступили в Кремль с крестами и хоругвями, встреченные архиепископом Елассонским Арсением. Невозможно выразить словами, говорит Палицын, того страшного опустошения, которое представил Кремль взорам православных; в церквах валялись оглоданные кости животных, иконы рассечены, престолы ободраны, утварь церковная изломана и разбросана». 125 Справедливо называли Русские Поляков врагами Креста Христова. 126 К радости православных, святыня Успенского-Собора осталась, в. целости: Вла­димирская икона Богоматери и мощи святителей: Петра, Алексия, Ионы – сохранились неприкосновенными. 127 Выбросив нечистое, отслужили в Успенском Соборе литургию, которой не было там целые 18 ме­сяцев. Со слезами и умилением молился народ и благодарил Бога, спасшего Русь от конечного потребления. Но радость народа скоро обратилась в печаль. В Москве получи­ли известие, что Сигизмунд уже в Вязьме и думает скоро быть под стенами столицы. Он сам писал в Москву, что скоро будет, и велел ждать себя. Это известие привело в ужас Русских; казаки ушли из Москвы, в которой нечем было им поживиться и производили в окрестностях такие страшные грабежи и убийства, что эта последняя беда, говорит летописец, была горше первой. Ни денег, ни запасов в Москве не было. 128 Времени остава­лось мало для того, чтобы успеть набрать войско и приготовиться к обороне в случае появления Сигизмунда в столице. Воеводы писало в Казань и другие города, прося помощи; но в Казани Шульгин едва не убил посланных. Между тем Сигизмунд явился под Волоколамским и осадил этот город; весть о взятии Москвы встревожила его он шел прежде с надеждами венчать Владислава на Русское Царство, и не открывал военных действий, проходя первые русские города.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Досрочно освободившись из лагеря в июле 1933 г. как «подлинный ударник Беломорстроя», архимандрит Гурий на короткий срок вернулся в Ленинград, но проживать там и служить не имел права. Он переехал в город Бийск на Алтае, где к нему присоединился молодой геолог — Константин Николаевич Вендланд (будущий митрополит Ярославский Иоанн), ставший его духовным сыном. У архимандрита Гурия было тайное решение: по возможности перебраться в Казанско-Богородицкий мужской монастырь в китайском городе Харбине, а оттуда в Японию к митрополиту Сергию (Тихомирову). Но в итоге они оказались в Ташкенте. Официально «пребывая на покое» с 1933 по 1944 г., архимандрит Гурий руководил небольшой общиной из своих духовных чад. Он получил от митрополита Арсения (Стадницкого) благословение на тайное служение в домашних условиях и антиминс для совершения Божественной литургии. В сентябре 1934 г. архимандрит Гурий совершил тайный постриг в монашество К. Н. Вендланда с наречением имени Иоанн, а в сентябре 1936 г. епископ Иннокентий (Тихонов), служивший викарием в Старой Руссе, рукоположил монаха Иоанна во иеродиакона и иеромонаха. В 1937 г. архимандрит Гурий заболел крупозным воспалением лёгких, и это способствовало его знакомству с епископом Лукой (Войно-Ясенецким), осуществлявшим врачебную практику в Ташкенте. В 1938 г. архимандрит Гурий с частью общины, опасаясь ареста, переселился в предместье Ферганы — кишлак Беш-Бала, где был куплен частный дом. В земляном полу дома была вырыта ниша, в которой находился алтарь домашнего храма в честь всех святых, в земле Российской просиявших. В 1939 г. из Ленинграда в Фергану переехал Александр Хархаров (будущий архиепископ Ярославский Михей), который также стал духовным сыном архимандрита Гурия. Тайная община архимандрита Гурия в пос. Беш-Бала под Ферганой. 1940 г. После крушения обновленческой организации Патриарх Сергий в феврале 1944 г. направил архиепископа Куйбышевского Алексия (Палицына) в Ташкент для принятия покаяния от обновленцев и устройства церковной жизни в Среднеазиатской епархии. Благодаря его приезду архимандрит Гурий после длительного «подполья» получил возможность выйти на открытое служение: в июне 1944 г. он был назначен настоятелем Покровского собора Самарканда, но в октябре того же года указом епископа Ташкентского и Среднеазиатского Кирилла (Поспелова) переведён в Фергану. Причиной перевода послужили внутриобщинные конфликты в самаркандском соборе и обострившаяся болезнь. В апреле 1945 г. архимандрит Гурий получил назначение в Ташкент на должность секретаря Епархиального совета с введением в причт Александро-Невского храма. 

http://bogoslov.ru/article/6172382

На  телеканале «Союз»  шла прямая трансляция богослужения. Для удобства верующих богослужение транслировалось на большом экране, установленном перед храмом. На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к трудам по строительству храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Отрадном иерей Димитрий Бондаренко был удостоен права ношения палицы. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении архиепископ Сергий вознес молитву о мире на Украине. За Литургией архиепископ Солнечногорский Сергий рукоположил диакона Алексия Денисова, клирика храма святой великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове г. Москвы, в сан пресвитора. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Димитрий Пашков, клирик храма Покрова Божией Матери в Красном селе г. Москвы, преподаватель Московской духовной академии и  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . По завершении богослужения с кратким словом выступил настоятель священник Димитрий Бондаренко. Архиепископ Сергий приветствовал участников богослужения от лица Предстоятеля Русской Православной Церкви, а затем обратился к ним со словом. Архипастырь поблагодарил благотворителей, строителей, благоукрасителей за труды по возведению и благоукрашению храма и передал новоосвященному храму дары Святейшего Патриарха — икону преподобного Трифона Вятского и закладки для Евангелия. По благословению Предстоятеля Русской Церкви архиепископ Сергий вручил Патриаршие награды. Во внимание к помощи в строительстве храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Отрадном председатель правления, президент ОАО «АК " Транснефть " » Н.П. Токарев был удостоен ордена святого благоверного князя Даниила Московского II степени. Во внимание к помощи в строительстве храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Отрадном и в связи с 60-летием со дня рождения В.Ю. Виноградов был награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

По мнению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, так случается не только в жизни людей, но и в судьбах народов. Для примера председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата привел российскую историю: в начале 1990-х годов, после распада Советского Союза, многим казалось, что закончилась история России. «Мы погрузились в глубочайший политический, экономический, культурный кризис. И многие люди потеряли надежду», — напомнил он. «Сегодняшнее Евангельское чтение нам всем показывает, что Бог имеет силу воскресить мертвого. Бог имеет силу воскресить народы, помочь тому, кто проходит низшую точку на своем пути», — сказал владыка Кирилл, заметив, что «сохранив свой народ, свою страну, мы вновь набрали силу и стали великой державой». По его мнению, благодаря этому ныне «по лицу всей России, Украины и бывшего Советского Союза во множестве открываются тысячи и тысячи храмов». «В этом храме мы будем молиться о России и о Кубе, будем просить, чтобы Господь помог кубинскому народу преодолеть все трудности, с которыми он сталкивается», — подчеркнул митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Архипастырь выразил соболезнование в связи с недавними ураганами, принесшими горе кубинскому народу, повлекшими разрушения и жертвы. В заключение владыка Кирилл призвал соотечественников «не забывать приходить в храм Божий». «Пока церкви не было и вы в воскресенье утром спали, греха на вас не было. А вот если теперь ради сна не будете приходить в церковь, это будет грехом. Приходите и молитесь, общайтесь друг с другом, и вы увидите, как к лучшему изменится ваша жизнь», — напутствовал прихожан архипастырь. В день освящения Казанского храма в Гаване его настоятель протоиерей Владимир Клюев по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был удостоен права ношения палицы. На память состоявшемся знаменательном событии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл передал храму икону Воскресения Христова. Кроме того, от имени вице-премьера Российского Правительства, сопредседателя российско-кубинской межправительственной комиссии И.И. Сечина председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата подарил приходу Казанскую икону Царицы Небесной, а Посол России на Кубе Михаил Камынин преподнес в дар Казанской церкви Гаваны образ Архистратига Божия Михаила. По словам дипломатического представителя Российской Федерации, этот храм — символ перемен, которые произошли в российско-кубинских отношениях.

http://patriarchia.ru/db/text/476863.htm...

Невидимые, но прочные духовные нити связывали Преподобного и его учеников с богатейшим наследием православной Византии. Еще в юности посещал он «Григорьев затвор» Ростовского Кремля, где подвизались греческие иноки; через своего духовного друга – святителя Алексия, близко знакомого с Патриархами Константинопольскими – Каллистом, учеником преподобного Григория Синаита , и Филофеем, учеником святителя Григория Паламы , несомненно, восприял Преподобный все лучшее из иноческих традиций Афона и Синая. Не случайно один из ближайших учеников Преподобного Сергия – преподобный Афанасий, игумен Высоцкий, был направлен в 1382 году в Константинополь и там двадцать лет провел, изучая и переписывая все лучшее из книжных сокровищ Византии. И впоследствии Троицкая обитель неизменно оставалась средоточием духовного просвещения на Святой Руси. Преподобный Епифаний Премудрый и инок Пахомий Лагофет – составители житий святых, преподобные Максим Грек и архимандрит Дионисий, добросовестно занимавшиеся исправлением Богослужебных книг, старец келарь Авраамий Палицын, Симон Азарьин, Арсений Суханов – талантливые Троицкие иноки-писатели XVII века – таков далеко не полный перечень питомцев школы Преподобного Сергия, потрудившихся на пользу духовного просвещения народа. И в продолжение той же традиции – именно в Лавре в 1738 году была открыта Троицкая Духовная Семинария, а впоследствии Духовная Академия, переведенная из Москвы в 1814 году. Жемчужина России, Троице-Сергиева Лавра, и поныне является оплотом русского и вселенского Православия. Настоятелем считается Святейший Патриарх Московский и всея Руси, священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры. Здесь проходят все важнейшие события церковной жизни, здесь располагаются Московские Духовные Школы. А главное: на этом небольшом островке среди многомятежного мира, под покровом Царицы Небесной, обещавшей быть неотступной от места сего, особенно чувствуется умиротворяющее дыхание вечности; именно здесь ощущается, что Отечество – это не только земля, не только поля, реки и горы, но это прежде всего люди, это наши святые отцы, которые рождают нас духовно, те отцы, которые руководят нас в Царствие Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010