Жил отец Николай на Преображенской площади в храме святых апостолов Петра и Павла. После смерти митрополита по личному указанию Хрущева его снесли, якобы он мешал строительству метрополитена. Я в этом храме бывал. Там очень узкий коридорчик. И для того, чтобы малоподвижного больного митрополита Николая вынести из помещения и отправить в больницу, пришлось воспользоваться широким окном, что и сделали настоятель Киприан и протоиерей Жуков. Это событие не прошло незамеченным. Так большой правдолюбец и проповедник Исайя, хорошо знавший митрополита, справедливо сказал: «Его использовали, выжали, как лимон и выбросили в форточку. Слышите, в форточку», — так сбылось это пророчество. Одевать митрополита Николая для отпевания было поручено отцу Всеволоду, известному в Москве проповеднику и защитнику Православия. Он двенадцать часов провел за этим делом, облачая ушедшего мученика, в морге. А вот отпевания в Москве не случилось. Отпевали владыку в Сергиевой лавре. Чин провел сам Патриарх Алексий I. Он плакал. И мне много раз позже являлся во сне великомученик Николай. Возрождение духовности сейчас началось. Не зря страдали наши мученики, которые и по сей день совершают на земле чудеса. Их много было и по молитвам перед иконой великомученика императора Hukoлaя II — об этом знают и в Москве, и по всей России. Вот уже потому Россия не погибнет, что есть в ней вера и есть вера в нее. Русь возрождается. И мы с вами свидетели тому». Проводы отца В 1960 годы духовный отец Ивана Сергеевича архимандрит Серафим (Климков) перебирается из Сибири в Подмосковье. Часто меняя пристанище, он живет по неделе-месяцу то у одних, то у других духовных чад. Бывает он и в Москве, в преданной ему семье Мачкиных — бывших прихожан Данилова монастыря, знакомых Ивана Сергеевича. Больше всего тяготит батюшку невозможность открыто служить, совершать литургию. Однажды во сне он увидел владыку Феодора, который сказал: «Прими схиму. Твой путь — духовника и старчества, а не открытого служения». Когда-то давно он слышал эти слова от старца Алексия Зосимовского .

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

Та же раба Божия сегодня рассказала мне еще замечательный случай молитвенной помощи старца отца Алексия. Случилось это с одной ее знакомой. Пришлось ей как-то приехать на ст. Арсаки (она направлялась к отцу Алексию поговеть) вечером, когда уже смеркалось, лошади на станции не было, и она пошла одна. Дорога, как известно, шла то лесом, то полем. Вскоре же заметила она, что ее догоняет какой-то мужчина. Страшно ей стало, ей почудилось в нем что-то недоброе, однако надо было идти дальше, а кругом ни души, один лес угрюмо стоит по бокам дороги. Взмолилась она батюшке, мысленно прося его святых молитв и защиты. Молилась она и Божией Матери, чудотворная икона Которой Смоленская хранилась в святой обители Зосимовской. А незнакомец упорно шел за ней по пятам. Переживания ее были тяжелые, но она все шла и горячо молилась. Вдруг она услыхала позади себя скрип полозьев: то ехала убогая лошадка, запряженная в сани. Ею правил мужичок, а в санях сидела женщина с младенцем на руках. Как же обрадовалась бедная паломница при виде этих добрых спутников. Мужичок все понукал лошадь, а она все не прибавляла шагу, а тихонько плелась по дороге. Раба Божия не отставала от них, хотя преследовавший ее мужчина понуждал ее идти скорее. Слава Богу, вот и Святые ворота пустыни с висящей над ними Смоленской иконой Божией Матери. Вдруг лошадь остановилась. Тут надо было повернуть налево, чтобы попасть в гостиницу, и вдруг куда-то исчезли и сани, и лошадка, и женщина с ребенком на руках, а спутник вдруг сказал: «Пойдем вместе на гостиницу, я ведь хотел тебя убить. Пойду и все расскажу батюшке отцу Алексию». Когда раба Божия пришла к батюшке, он очень возрадовался и все повторял: «А я все молился о тебе Царице Небесной, все беспокоился и давно все тебя ждал; слава Богу, что ты благополучно дошла сюда». Раба Божия стала благодарить старца за его святые молитвы и рассказала все как было. И человек, преследовавший ее, тоже пришел к старцу на исповедь и покаялся в своем злом умысле. Кто же была матерь с младенцем на руках? Кто есть путеводительница в нашей жизни? Та, кого мы называем «Одигитрия».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И Думается, что записки о праведниках приобрели – благодаря присутствию в них личного момента – большую убедительность и значимость. Наверное, читатель книги «На рубеже двух эпох» согласится с тем, что повествовательной манере митрополита Вениамина совершенно чуждо эгоистическое самооправдание. И потому его воспоминания выгодно отличаются от мемуаров многих современников. «Я и Врангель», «я и Керенский» – такая подача материала для него была просто невозможной. И уж тем более немыслимо: «я и отец Иоанн Кронштадтский », «я и старец Нектарий». Рассказчик, даже если он и выступает в качестве действующего лица, лишь привносит в повествование свежесть непосредственного личного впечатления, благодаря чему его свидетельство приобретает неоспоримый характер. «Встречи» со святыми оказывали большое влияние на личность самого автора. Дух и форма записок митрополита Вениамина во многом определяется той особой, свойственной «старым людям» (людям старой России, представителям образованного класса), манерой повествования, которая вырабатывалась благодаря многолетней привычке поверять свои мысли, чувства и впечатления дневнику, размышлять с карандашом в руках. Эта манера создает особый, доверительный, почти исповедальный тон, ощущение душевной близости с автором записок. Конечно, первая и главная задача, которую ставит перед собой автор, – сохранить, достойно запечатлеть образ «живого святого». Это его долг перед Богом и людьми. И поэтому здесь может оказаться бесценной любая деталь, любой, казалось бы, мелкий штрих, подмеченный во время непосредственного общения. Автор прекрасно осознает, о ком он пишет, и пишет он так искренно, правдиво и непредвзято, что ощущение святости собеседников передается и читателю. Книга «Отец схиигумен Герман», более всего напоминающая написанное по устоявшимся канонам житие, предваряется, как уже отмечалось, небольшим повествованием «Зосимова пустынь», известным, может быть, читателю по–прежним публикациям. Схиигумен Герман (Гамзин или Гомзин; в документах встречаются оба варианта написания его фамилии) – ученик гефсиманских старцев иеромонаха Тихона и иеромонаха Александра, Вышенского затворника святителя Феофана, современник и сподвижник старцев Исидора и Варнавы, наставник и сотаинник знаменитого духовника отца Алексия Зосимовского – был, безусловно, выдающейся личностью, сыгравшей большую роль в истории русского пастырства конца XIX – начала ХХ века.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Величественно и сокровенно происхождение этих явлений, исходящих из Царствия небесного в наш грешный мир. Как следует нам, православным людям, относиться к подобного рода знамениям? Вот что находим о знамениях в творениях Исаака Сириянина (Слово тридцать шестое): «Господь не во всякое время, когда Он близок к святым Своим, в помощь им, без нужды явно показывает силу Свою в каком-либо деле и чувственном знамении… и делает сие, промышляя о святых и желая показать им, что и на час не прекращает тайного Своего о них попечения, но во всяком деле предоставляет им, по мере сил, показать свой подвиг и трудиться в молитве. Если же дело требует обнаружения (явной помощи Божией), то ради нужды и делает это; и способы Его бывают самые премудрые, достаточные в скудности и в нужде, а не какие-либо случайные. Кто же без нужды осмеливается на сие или молит Бога и желает, чтобы в руках его были чудеса и силы, тот искушается в уме своем ругателем и демоном и оказывается хвастливым и немощным в своей совести». В русских летописных текстах имеется много свидетельств о мироточении, из которых мы видим, что чудеса и знамения были в то время распространены. «Для нас чудотворение — это знак небесный к возрождению, — поясняет эти события настоятель, — оно даруется нам для покаяния и усиления молитвы». По словам отца настоятеля, к покаянию призывает братию и всех православных Царица небесная, явившая Свой плач о мире в росе благодатной на Своей святой иконе. Постоянную память об этом чуде, как и о благодатной помощи мироточивого образа преподобного Амвросия, братья должны положить в основание своей духовной жизни. На это указывает дата — день возвращения обители, ибо ровно через год после решения о возвращении Оптиной пустыни Русской Православной Церкви совершилось здесь первое чудо мироточения. («Заступница Усердная». Иеросхимонах Филадельф (Боголюбов), М., Русский духовный центр, 1992 г.). Прозорливость отца Алексия († 1928 г.), старца Зосимовской пустыни Вот некоторые случаи, записанные его духовным сыном И. Н. Четверухиным.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-ch...

В 1921 году выгорело помещение бывшей академической Покровской церкви, в котором размещался городской театр. 23 февраля 1922 года ВЦИК принял решение о принудительном изъятии церковных ценностей. Сразу же началось изъятие художественных ценностей Лавры по распоряжению Совета Народных Комиссаров и инструкции, подписанной сестрой Л. Д. Троцкого. Было вывезено более 90 пудов драгоценных металлов. В марте с благословения Патриарха Тихона в Зосимову пустынь из лаврской ризницы была передана часть святых мощей Преподобного Сергия. В феврале 1923 года с центральной главы Успенского собора упал крест. В тот же год Электротехнические курсы были выведены из Лавры, освободившиеся здания (бывшие академические) был заняты педагогическим техникумом. 7 апреля 1925 года – кончина Патриарха Тихона. В 1926 году была разобрана северная паперть Троицкого собора. 7 ноября того же года на Советской (Красногорской) площади был открыт памятник В. И. Ленину. 4 октября 1927 года в пустыни Святаго Духа Параклита совершилось пострижение в монашество с именем Пимен Сергия Извекова, будущего настоятеля Лавры и Патриарха всея Руси. В мае 1928 года были закрыты Пятницкая и Введенская церкви, где совершали службы лаврские монахи. 2 октября – кончина старца Алексия Зосимовского. После закрытия Зосимовой пустыни в 1923 году, он жил в г. Сергиеве на Дворянской улице. В том же году художником-реставратором Н. А. Барановым написана копия иконы преподобного Андрея Рублева «Троица». 17 июня 1929 года президиум Сергиевского горсовета принял решение о необходимости переименовать город Сергиев в город Загорск, в честь большевика Загорского (настоящая фамилия Лубоцкий), и о вынесении этого предложения на обсуждение пленума и съезда районного Совета. 8 января были сброшены языки с колоколов «Годунов» и «Карнаухий». 28 января – сброс царьколокола и затем на него «Годунова». 7 апреля 1931 года Загорский райисполком одобрил решение президиума горсовета об организации районного дома культуры в здании лаврской трапезной, занятой краеведческим музеем, как не представляющей большой исторической ценности, и постановил обратиться в областной отдел народного образования с просьбой о передаче указанного здания райисполкому. 11 апреля президиум Загорского горсовета принял решение о запрещении колокольного звона в пасхальные дни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В 1921 году выгорело помещение бывшей академической Покровской церкви, в котором размещался городской театр. 23 февраля 1922 года ВЦИК принял решение о принудительном изъятии церковных ценностей. Сразу же началось изъятие художественных ценностей Лавры по распоряжению Совета Народных Комиссаров и инструкции, подписанной сестрой Л. Д. Троцкого. Было вывезено более 90 пудов драгоценных металлов. В марте с благословения Патриарха Тихона в Зосимову пустынь из лаврской ризницы была передана часть святых мощей Преподобного Сергия. В феврале 1923 года с центральной главы Успенского собора упал крест. В тот же год Электротехнические курсы были выведены из Лавры, освободившиеся здания (бывшие академические) был заняты педагогическим техникумом. 7 апреля 1925 года – кончина Патриарха Тихона. В 1926 году была разобрана северная паперть Троицкого собора. 7 ноября того же года на Советской (Красногорской) площади был открыт памятник В. И. Ленину. 4 октября 1927 года в пустыни Святаго Духа Параклита совершилось пострижение в монашество с именем Пимен Сергия Извекова, будущего настоятеля Лавры и Патриарха всея Руси. В мае 1928 года были закрыты Пятницкая и Введенская церкви, где совершали службы лаврские монахи. 2 октября – кончина старца Алексия Зосимовского . После закрытия Зосимовой пустыни в 1923 году, он жил в г. Сергиеве на Дворянской улице. В том же году художником-реставратором Н. А. Барановым написана копия иконы преподобного Андрея Рублева «Троица». 17 июня 1929 года президиум Сергиевского горсовета принял решение о необходимости переименовать город Сергиев в город Загорск, в честь большевика Загорского (настоящая фамилия Лубоцкий), и о вынесении этого предложения на обсуждение пленума и съезда районного Совета. 8 января были сброшены языки с колоколов «Годунов» и «Карнаухий». 28 января – сброс царьколокола и затем на него «Годунова». 7 апреля 1931 года Загорский райисполком одобрил решение президиума горсовета об организации районного дома культуры в здании лаврской трапезной, занятой краеведческим музеем, как не представляющей большой исторической ценности, и постановил обратиться в областной отдел народного образования с просьбой о передаче указанного здания райисполкому. 11 апреля президиум Загорского горсовета принял решение о запрещении колокольного звона в пасхальные дни.

http://azbyka.ru/fiction/prepodobnyj-ser...

То есть мнение старца Гавриила по поводу Лествицы и того, как нужно относиться к другим людям, было не только его личным, но такого взгляда придерживались и другие, как выразился епископ Варнава, духовные «авторитеты». Но вернемся опять к рассмотрению творения преп. Иоана Лествичника. Некоторые опытные духовники старались также разъяснить смысл или условия применения отдельных мыслей из него. К сожалению, рассказать обо всех их в рамках данной работы не представляется возможным, но ради примера можно отметить следующее объяснение одного известного старца преп. Алексия (Соловьева) Зосимовского . Он с некоторым дерзновением объясняет следующий стих Лествицы, в котором говорится о том, что «можно осквернить тело и одним осязанием; ибо нет ничего столь опасного, как сие чувство», и поэтому, по слову Лествичника, каждому необходимо помнить «того, который обвил руку свою краем одежды, (когда нес престарелую свою мать), и удерживай чувство руки своей и не прикасайся к сокровенным и прочим членам ни своего, ни чужого тела» 47 . Толкование старца интересно, во-первых, тем, что дано оно сравнительно с тем временем, когда жили многие святые отцы, писавшие на аскетические темы, достаточно недавно. И поэтому это объяснение можно назвать новым словом в аскетике. А, во-вторых, ввиду того, что преподобный решает этим непростой вопрос о том, как соотнести утверждение Лествичника с тем, что некоторым людям приходится работать докторами-акушерами. Об этом он говорит, что «тут (в том, что мужчины являются акушерами. – С.М.) греха нет, и Иисусову молитву можно читать. Какой грех , если Бог его поставил на это? А случай у Иоанна Лествичника (Слово 15, 50) – это с непривычки; конечно, и к нам (монахам) это относится» 48 . Конечно, данной вопрос не очень удобно было разбирать в научной статье, но ввиду небольшого количества столь непростых с пастырской точки зрения и истолкованных святыми отцами случаев, показывающих, что не все положения, изложенные в Лествице, незыблемы, пришлось использовать это толкование. По своей дерзновенности оно может быть сравнимо с тем, что говорил преп. Гавриил (Зырянов) в отношении Лествицы, точнее о том, что в ней написано о доставлении скорбей другим людям и необходимости того, чтобы последние их терпели. Такое сравнение возможно, так как в них (этих толкованиях) можно усмотреть противоречия прямому смыслу утверждений преп. Иоанна Лествичника . Но, с другой стороны, и не доверять столь опытному и прозорливому духовнику, каковым был отец Алексий, да еще прославленному в лике святых, тоже нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИКОЛЬСКИЙ ПЕТР ПЕТРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru 8 мая 1922 года был судим Московским Революционным Трибуналом, проходил по групповому делу " Московский процесс об изъятии церковных ценностей (I этап) " . Приговорен к 1 году лишения свободы в концлагере. После освобождения из лагеря в 1923 году служил в разных подмосковных храмах, затем перебрался в Москву. Стал служить в московской Знаменской церкви в Зубове за Новодевичьим монастырем . В 1928 году участвовал в отпевании старца Алексия Зосимовского . После закрытия Знаменского храма в 1930 году стал служить в церкови Св. Троицы на Пречистенке . По воспоминаниям Свенцицкого А.Б.: " В 1930 году, в храм Святой Троицы на Пречистенке перешел причт из храма Знамения Божией Матери в Зубове, в том числе, - второй священник - красивый, кареглазый, с огромной копной черных волос молодой иерей Петр Никольский. С его сыновьями я играл на елках и встречался в детстве... Троицкий храм закрыли и причт перешел в храм Николы в Хамовниках в том числе и о.Петр... В 1933 г. о. Петр был арестован и погиб в ГУЛАГЕ. Его сын Алеша впоследствии принял сан священника... в память замученного любимого отца. Служил в Тульской епархии... " Редакция текста от: 31.01.2011 11:50:28 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/3413.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010