С. Девятова Скачать epub pdf Схиархимандрит Даниил (Климков) (1893–1970) Схиархимандрит Даниил (в миру Григорий Юрьевич Климков) родился 19 апреля 1893 года в селе Ольховец Бобрецкого уезда Львовской губернии в благочестивой семье. После окончания сельской школы, с 1905 по 1912 гг. Григорий  учился в Львовской классической гимназии, а затем, в 1913 – 1915 годах – в Житомирской духовной семинарии. По рекомендации митрополита Антония (Храповицкого) Григорий Климков поступил в Московскую духовную академию, которую успешно закончил в июне 1918 года. Вскоре он стал иподиаконом у епископа Феодора (Поздеевского) , в 1917 – 1919 годах трудился в Главном военном инженерном управлении. Духовником будущего подвижника в эти годы был протоиерей Евфимий Рыбников. В декабре 1920 года  Григорий был рукоположен в сан священника (с обетом безбрачия при поручительстве московского старца Алексия Мечева и Оптинского старца Нектария Оптинского ). прав. Алексий Мечев (1859–1923), преп. Нектарий Оптинский (1853–1928)). Хиротонию совершал епископ Крутицкий и Коломенский Евсевий (Никольский). В течение 1921 года отец Григорий служил в московском храме Девяти мучеников Кизических. (В этот год его несколько раз арестовывали.) В конце 1921 года по благословению двух старцев Алексия Мечева и Алексия Зосимовского   о. Григорий поступил в Данилов монастырь, где вскоре епископ Серафим (Звездинский) постриг его в мантию с именем Серафим, в честь преп. Серафима Саровского . Алексий Зосимовский (1846–1928),Священномученик Серафим (Звездинский) (1883– 1937)) Иеромонах, а затем архимандрит Серафим по послушанию, данному настоятелем монастыря владыкой Феодором (Поздеевским) , исполняет обязанности духовника. Крест духовничества и старчества о. Серафим пронес через всю свою многострадальную жизнь. 10 июня 1927 года архимандрит Серафим был вновь арестован и осужден ст. 58–14 на три года ссылки (в пос. Табара близ г. Ирбита, а затем в селение Лабытнанги в 30 км от г. Обдорска, за Полярным кругом). По возвращении из ссылки в 1933 году о. Серафим три года жил под надзором властей в Белгороде, а затем в Кашире, Киржаче, Верее и др. местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он также отметил, что в современной художественной литературе слабо представлены образы святых миссионеров и еще слабее – образы мучеников и исповедников Церкви Русской в XX столетии. «На протяжении двух лет мы объявляли конкурс рукописей на тему о святых мучениках советского времени, и добились определенного результата. Но нами произведена лишь предварительная работа, и было бы очень хорошо, если бы писательское сообщество включилось бы в полной мере в этот тяжелый, но благодатный труд во славу Божию», – заключил митрополит Климент. На конференции был зачитан доклад писателя Вячеслава Бондаренко, который поделился опытом написания книг, посвященных христианским подвижникам. «Моя книга «Святые старцы», изданная в серии «Жизнь замечательных людей» в январе 2020 года, посвящена великим русским старцам 18-20 столетий. Это 10 небольших очерков, посвященных судьбам преподобных Василия Площанского, Льва, Макария, Амвросия и Нектария Оптинских, Алексия Зосимовского, Симеона Псково-Печерского, Серафима Глинского, а также святых праведных Алексия Бортсурманского и Алексия Московского.     Замысел книги родился в процессе работы над биографией отца Иоанна (Крестьянкина), из мыслей по поводу генезиса русского старчества как такового. Было понятно, что задача чрезвычайно сложна и ответственна. Как и в случае с работой над книгой об отце Иоанне, было даже и страшновато – как прикоснуться к чуду, не упростив, не засушив, не огрубив его? Как рассказать светскому читателю, далекому от мира Церкви, о великих русских святых? Возможен ли этот рассказ вне житийного формата?», – говорится в докладе. Доктор исторических наук Дмитрий Володихин призвал писателей, работая над «портретами» святых обращаться к опыту Б.К. Зайцева, создавшего книгу «Преподобный Сергий Радонежский» в 1925 году. «А вот против опыта Георгия Федотова, который написал несколько блистательных с литературной точки зрения книг о святых Древней Руси, я предостерегаю: порой Федотов «окунает» средневековых святых в опыт современной политики, и эта политизация — рискованное дело, можно сорваться в журнализм», – подчеркнул докладчик.

http://pravoslavie.ru/134358.html

Хотя к монашеству Алексий стремился всей душой, он последовал совету духовника. По благословению Зосимовского старца отца Платона батюшка Алексий вступил в брак с верующей православной девушкой Клавдией Максимовной Сухаревой. Таинство венчания совершил настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в г. Петушки отец Геннадий Сизов. Для сокурсников Алексия было полной неожиданностью, когда они узнали, что отец Алексий женился. «Мы никогда не думали, что он заведет семью», – говорил потом один из них. В матушке Клавдии отец Алексий обрел добрую подругу, помощницу и верную спутницу жизни на долгие годы. Трогательно было наблюдать в храме, с какой нежностью и любовью батюшка Алексий исповедовал и благословлял ее. В последние годы, когда народ после литургии подходил к кресту, а матушка скромно стояла в сторонке, он ласково звал ее и часто говорил, обращаясь к людям: «Пятьдесят лет с ней счастлив»! В браке у отца Алексия и матушки Клавдии родилось две дочери – Елена и Ольга. Но благословение святого старца Кукши не могло не оставить след в его душе. «Через всю свою долгую жизнь я пронес желание монашеского пострига и до сих пор храню его в своем сердце, – часто повторял батюшка Алексий. – Монашеское правило, данное мне духовником, я выполняю по настоящее время». Игумен Платон В первый раз Алексий, будучи еще слушателем академии, поехал к отцу Платону по совету одной прихожанки храма в Софрино. После закрытия Зосимо-Смоленской пустыни отец Платон еще до своей ссылки некоторое время служил в Гефсиманской пустыни, а затем в Софрине, в храме Смоленской иконы Божией Матери. В 1937 году его арестовали. В ссылке он трудился на самых тяжелых работах – на лесоповале. Игумен Платон (Климов). Фото из следственного дела. 1936 г. Вернувшись из ссылки, отец Платон поселился в г. Петушки Владимирской области, где его приютила одна монахиня. Выбор места для ссыльного духовенства объяснялся тем, что жить им дозволялось лишь за «чертой оседлости» в 101 км. Постепенно Петушки становились центром духовной жизни. Вслед за отцом Платоном там же поселился архимандрит Исидор, еще один насельник Зосимо-Смоленской пустыни, который впоследствии служил в Петровском монастыре в Москве. В Петушках жили также монахиня Гавриила, владыка Афанасий (Сахаров) и многие другие монахи и священники, с которыми батюшку Алексия связывали духовные узы. О православной общине, которая сложилась в Петушках, издана книга Геннадия Катышева «Петушки обетованные».

http://pravoslavie.ru/59402.html

80 Жена о. Павла Флоренского, Анна Михайловна, , была воплощением скромности, но, в то же время, незаменимым дополнением личности о. Павла. Перед кончиной своей Анна Михайловна, тяжело больная, лежала в Боткинской больнице в Москве и совсем чужие, чуждые врачи, соприкасаясь с ней, были поражены ее духовным обликом и спрашивали: «Кто эта старушка? Откуда такой человек?» Похоронена на Даниловском кладбище в Москве. 81 Вера Тимофеевна Верховцева (1862–1940) – духовная дочь св.прав. Иоанна Кронштадского, автор воспоминаний о нем. Вместе с дочерью Натальей Александровной Верховцевой с 1916 по 1928 г. жила в Сергиевом Посаде. В их доме после закрытия Зосимовой пустыни жил и преставился старец прп. Алексий Зосимовский . В.Т. была неоднократно арестована. В конце 20-х гг. поселилась с дочерью в Туле, где и жила до самой смерти. Похоронена на Всехсвятском кладбище г. Тулы. – Ред. 82 Наталия Александровна Верховцева (1893–1991) – сестра милосердия во время первой мировой войны, была неоднократно арестована. В 1928 году, вернувшись с дежурства в Николин день, узнала об аресте матери (в Сергиевом Посаде, где они тогда жили), добровольно явилась в ОГПУ, попросив отпустить маму, а ее посадить вместо нее (вторая часть просьбы была немедленно исполнена). Была духовным другом епископа Германа (Ряшенцева), с которым многие годы состояла в переписке. С конца 20-х гг. жила с матерью в Туле, где и скончалась. – Ред. 84 Иеромонах Макарий. Келейник прп. Алексия Зосимовского с 1889 по 1928 г. Все это время был простым монахом, сана не принимал. После преставления прп. Алексия стал насельником Высокопетровского монастыря в Москве. Там был рукоположен во иеродиакона и во иеромонаха. Расстрелян в 1930 году. – Ред. 86 Монахиня Сергия (Наталия Александровна Голубцова, 1896–1977), сестра епископа Сергия (Голубцова). В начале 1920-х гг. организовала что-то вроде частной домашней школы в Сергиевом Посаде, которую сама вела. Приняла постриг в 1926 г. Неоднократно подвергалась арестам и ссылкам. Конец жизни провела в Пюхтицком монастыре, где и похоронена.

http://azbyka.ru/otechnik/6/samariny-man...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГОЛУБЦОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прот. Николай Голубцов Голубцов Николай Александрович ( 1900 - 1963 ), протоиерей Детство Родился 12 октября 1900 года в Сергиевом Посаде . Происходил из известной семьи Голубцовых, чей славный род дал немало священнослужителей, учёных и просто замечательных христиан. Его отец, Александр Петрович Голубцов , был профессором литургики и церковной археологии Московской духовной академии . Жена Александра Петровича, Ольга Сергеевна Голубцова (1867-1920), также происходила из священнического сословия, она была дочерью ректора Московской духовной академии, протоиерея Сергия Смирнова . Ольга Сергеевна была глубоко верующей христианкой, хорошо знала Св. Писание, многое из него помнила наизусть, и воспитывала детей в вере и благочестии. Все силы она отдавала семье, но при этом находила время и для дел милосердия и благотворительного служения. Скончалась она, заразившись черной оспой, когда ухаживала за больными крестьянскими детьми в Тамбовской губернии во время Гражданской войны. Ольга Сергеевна была духовной дочерью иеросхимонаха Алексия (Соловьева) из Зосимовой пустыни , часто ездила к нему и брала с собой детей, приучая их к регулярной исповеди и продолжительным монастырским службам. После смерти матери семейство Голубцовых продолжало духовно окормляться у Алексия Зосимовского. Голубцовы жили в Сергиевом Посаде , на Красюковке, и поэтому дети с родителями часто бывали на службе в Троице-Сергиевой Лавре и в скитах - Черниговском-Гефсиманском , Вифанском и Параклите . Семья была глубоко церковной, и дети получили традиционное христианское воспитание. Николай был седьмым ребенком в семье, он рос любознательным, смышленым мальчиком. Его жажда активного познания мира нередко переливалась через край, за что ему нередко попадало от матери, любившей порядок в доме и довольно строго державшей детей. Обычно в наказание за проступки его ставили в угол. Но отец как-то особо любил Николая за его живой и пытливый ум, и порой защищал от праведного гнева матери, ограничиваясь устным внушением. Отцу, видимо, импонировало то, что Николай очень любил книги, которых в профессорском доме было много. Не все дети Голубцовых одинаково проявляли интерес к книгам, а у Николая, как писал его биограф и племянник, дьякон Сергий Голубцов, была «любознательность, проявляющаяся в запойном чтении книг». Начитанность позже очень пригодилась ему в его пастырском служении. Николаю было всего 11 лет, когда умер отец, но он сохранил о нем самые теплые воспоминания

http://drevo-info.ru/articles/7437.html

Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной. Только с горем я чувствую солидарность. Но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность. («Я входил вместо дикого зверя в клетку…») Евхаристия умножает нашу человеческую благодарность на бесконечность крестной Христовой любви . А Христос победил не только внутреннюю смуту, но и саму смерть. Отсюда лаконичная формула Игнатия Богоносца: Евхаристия есть «лекарство бессмертия» (фармакон атанасиас). На рубеже XIX-XX веков об этом же говорил преподобный Гавриил Седмиезерный (схиархимандрит Гавриил (Зырянов)): — А почему Вы часто приобщаетесь? — боитесь умереть? — Нет, я не боюсь смерти, или не стал ее бояться… И это именно потому, что я приобщаюсь. (Архимандрит Симеон (Холмогоров). Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой Пустыни. СПб, 1996. Сс. 78 — 79). Но даже если нет столь явного действия святых Таин, не стоит унывать. По мысли младшего современника преподобного Гавриила — преподобного Алексия Зосимовского (иеросхимонаха Алексия (Соловьева)), Бог Сам решает, как Ему явить Себя нам: «О Святом Причащении батюшка говорил: «Плоды Святого Причащения — здоровье души и тела, мир душевный, какая-то радость духовная, легкое отношение к внешним скорбям и болезням. Бывает, например, так. Больной, причастившись Святых Таин, говорит: «Если бы я еще дольше не причащался, давно бы умер». Эти плоды действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем? Зрением, слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Потому в день причащения надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами. Если мы не получили плодов после Святого Причащения, надо раскаиваться, смирять себя, считать себя недостойным этих плодов. Быть может, и недостойно причастился? Рассеялся во время службы: можно ведь рассеяться не только блудными, а и другими посторонними мыслями. Отчаиваться же и скорбеть, что не получил плодов Святого Причащения, не нужно. Иначе оно будет для нас как некий талисман. Такое отношение к Таинству — своекорыстно». (Протоиерей Илья Четвертухин, Евгения Чертвертухина. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. М., 1995. С. 162).

http://pravmir.ru/kogda-mne-nevmoch-pere...

Итак, тебе надо познать себя, чтобы найти соответствующего твоему характеру наставника. Но имей в виду, что и опытному духовнику также нужно узнать твою душу. Мудрый наставник давно познал самого себя и хорошо знает, кого и каким образом он способен вести по пути спасения. Как видишь, ваши цели совпадают. Известный духовник схиархимандрит Гавриил (Зырянов ; † 1915) всегда внимательно и тщательно исповедовал людей, желавших стать его духовными чадами. После исповеди отец Гавриил соглашался брать некоторых из них под свою духовную опеку, а другим с извинением говорил, что быть их духовным отцом он не может. Как ты думаешь, почему этот духоносный старец принимал в число своих духовных чад не всех? Ведь он обладал великими духовными дарами и мог помочь каждому войти в Царство Небесное! Мог, но по тем или иным причинам не все были способны принять его помощь. Познав это, схиархимандрит Гавриил таким людям отказывал. Протоиерей Илия Четверухин, автор жизнеописания преподобного Алексия Зосимовского († 1928), в молодости искал духовного наставника. С этой целью он приехал в Смоленскую Зосимову пустынь. Преподобный Алексий принял молодого человека и исповедовал его. На исповеди Илия рассказал старцу о своем желании поступить в Московскую Духовную академию и просил отца Алексия быть его духовником. Преподобный  Алексий согласился, но поставил условие: молодой человек должен совершить перед ним генеральную исповедь, то есть покаяться во всех грехах, содеянных с семилетнего возраста. Илия принял условие, и отец Алексий с тех пор стал его духовным руководителем. Преподобному Алексию было нужно выслушать подробную исповедь молодого человека для того, чтобы определить, какими методами лучше вести его по пути спасения. Если твой будущий духовник предложит тебе пройти такую же исповедь, не отказывайся. Сергей Нилус в книге «На берегу Божией реки» приводит рассказ одной из своих знакомых о том, как она стала духовной дочерью преподобного Амвросия Оптинского . Эта женщина приехала в Оптину пустынь искать духовного руководства и утешения в своих земных скорбях.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Они вовлекались в общий круговорот общинской жизни, ревностно посещали богослужение, активно участвуя в нем, сообразно своим способностям. Они образовывали кружки, изучавшие совместно духовные вопросы и крепко объединявшиеся чувством братства, нравственной поддержкой и взаимной помощью. Они помогали Общине во всех сторонах ее жизни. И до сих пор эта молодежь объединена именем о. Алексия и, можно быть уверенным, памятью о нем не раз будет направляться в жизни в лучшую сторону. Священник Павел Флоренский . Сочинения в четырех томах. Т.2. М. С.627. 21 Николай Александрович Бердяев (6.3.1874 – 24.3.1948) – известный русский философ. О его принадлежности к Маросейской общине писали в «Очерках по истории русской церковной смуты» (М. 1996. С.303) А.Э.Левитин и В.М.Шавров: : О.Алексий ввел у себя строго уставную службу и сплотил вокруг своего храма общину из горящих духом людей, объединенных глубокой религиозностью и евхаристическим общением (частое причащение было нормой религиозной жизни в общине о.Мечева). «Мечевец» – это было в то время синонимом строго православного человека. К общине о.Мечева принадлежало много интеллигентных людей. «Мечевцем» был, между прочим, знаменитый Н.Бердяев . Весьма характерно, что в своей итоговой автобиографической воинствующе-не-(чтобы не сказать анти-)-церковной книге Бердяев пишет о том категорическом неприятии старца Алексия Зосимовского , которое вызвало общение с ним. Неприемлемыми оказались для него произведения святителя Феофана Затворника . Не нашли отклика в его душе ни прп. Серафим Саровский , ни прп. Амвросий Оптинский . Добрые слова нашлись у него лишь о старце Германе Зосимовском . Но ни одного худого слова, ни тени, ни малейшего намека на неприятие не вызвал у него лишь о. Алексий Мечев . Такова была сила любви Батюшки! «Более сильное и значительное впечатление на меня впоследствии произвел о. Алексей Мечев » (Бердяев Н.А. Самопознание. [Опыт философской автобиографии]. М. 1991. С.188). И далее: : У меня было одно светлое впечатление о Православной Церкви перед самой моей высылкой из советской России (в 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

А то отец Нафанаил так стукнет, что партитура, бывало, на пол упадет. Размолвки с отцом Нафанаилом повторялись и доставляли отцу Алексию истинное мучение. После одной такой размолвки отец Алексий был настолько неспокоен духом, что ночью пошел будить отца Нафанаила, чтобы просить у него прощения. Отец Нафанаил до сих пор вспоминает это смирение батюшки с умилением. Теперь я помещу воспоминания о старце одного зосимовского монаха, который под конец жизни старца сделался его духовником. Звали его отец Владимир. «Когда я поступил в Параклит, в 1898 г., отец игумен сказал мне, что к нам приедет пресвитер Успенского собора. Ему уже и келью приготовили, но он так и не приехал. Это был Феодор Алексеевич Соловьев, впоследствии иеромонах Алексий. В Параклит я поступил 15 августа 1898 г., а в 1901г. я перешел в Зосимову пустынь. Когда я пришел в первый раз в Зосимову пустынь, то встретил в церкви отца Алексия. Он мне с первого раза не понравился: показался слишком не по-монашески веселым. Поэтому я в первый раз не поступил в Зосимову пустынь, а пошел смотреть другие монастыри, не найду ли где лучше. Много монастырей осмотрел я, но ни одного не нашел по душе и возвратился опять в Зосимову пустынь, хотя и с неохотой. Попросился у игумена Германа в число братий; игумен меня принял и, взяв мой паспорт, сказал мне: «Твой старец будет отец Алексий”. Первый раз пошел я к нему после вечернего правила в келлию. Старец принял меня дружелюбно и много расспрашивал меня про жизнь в Параклите, о жизни монахов и вообще обо всех правилах. Во время разговора меня поразила его простота, и я полюбил его всем сердцем. В то время еще не было определенного устава в Зосимовой пустыни, и отец Герман ездил по многим монастырям и выбирал лучший для своей пустыньки. С этой целью он побывал и на Валааме, и в Сарове, и в других монастырях. Первое время послушников, учеников, у отца Алексия было немного – всего человек пятнадцать. Все мы к нему очень привязались, полюбили его и часто стали его посещать. Беседы с ним продолжались до полуночи, хотя мы были и усталые после дневных тяжелых монастырских работ, но отец Алексий нас и привлекал и увлекал простотой и чистотой своего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

У старца Зосимовского Алексия исповедовались и готовились к смерти. Братия с верхних этажей переместилась в нижний и подвалы. По осмотре митрополичьих помещений мы по галерее отправились в мою келлию, в помещение Наместника. Из дверей пугливо высматривали братья; встречались «товарищи», под видом искания спрятавшихся юнкеров врывающиеся в монашеские кельи с целью грабежа. Пообедали у наместника, епископа Арсения 454 . Он нервничает. Рассказывал о пережитых ужасах, и что ему нужно отдохнуть. Попал осколок шрапнели и в мою комнату, через окно, на котором была большая икона Знамения Божией Матери. Шрапнель ударилась в оконный переплет, разбила окно и тут же упала, не повредив иконы. Достойно примечания, что как раз у этого окна стоял аналой, на котором я, уходя, оставил листок под заглавием: «Божия Матерь – наша Заступница». Теперь в моей комнате временно поселился архиепископ Гродненский Михаил. И он рассказывал о пережитых ужасах. Отсюда мы направились в подземелье Михайловского храма, к мощам св. Алексия. Как здесь уютно и душеспасительно! А сколько исторических событий здесь произошло! Братия Чудова разбегается по другим монастырям, вследствие пережитого нервного состояния. Остается несколько человек. Опасаются еще новой канонады. И кроме того постоянно беспокоят их «товарищи» в погоне якобы за скрывшимися юнкерами. Ходят по келлиям, угрожают и требуют водки. Богослужение совершается здесь, в подземном храме, без колокольного звона. И в Кремле вообще нигде в храмах не совершается богослужение. Не дозволяют «товарищи». Ну, чем это не татарское нашествие! Походили мы затем по Кремлю: везде опустошение, следы ядер, зияющие дыры. На одной из глав Успенского собора – громадное круглое отверстие или дыра от удара ядра. В церковь Двенадцати апостолов влетело ядро, произвело некоторые опустошения и у Распятого Креста разбило руки. О, варвары-варвары. На что вы посягнули? На сердце русского народа, на священный Кремль, на священный алтарь. Не простит этого вам верующий русский народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010