Часто жаловалась я старцу, что не могу держать постов из-за домашних условий. Много неприятностей у меня из-за этого выходило и поститься не было никакой возможности – это значило: ничего не есть. Но на все мои просьбы разрешить мне не поститься старец говорил решительно и твердо: «Не могу, детынька, не могу я на это тебя благословить: я – монах, и пост положен у нас в уставе. Смотри сама, молись, Бог видит условия твоей жизни. Только на исповеди не забывай каяться в нарушении постных дней». Господи, и у нас есть проблема с проведением постов, и мы приступаем с просьбами к своим духовникам – разрешить не соблюдать установленных постов. Но устав церковный один для всех, и духовник не может нас благословить его нарушать. Так что нарушение поста – дело самого человека, но дело, в котором мы должны обязательно каяться на исповеди, ибо это нарушение устава церковного. Господи, прости нас за нарушение поста и постных дней, когда это нарушение находит место в нашей жизни. Открыв старцу свои смущения, возникшие из-за некоторых непонятых мной поступков духовного отца, я услышала очень внушительным и строгим тоном ответ старца: «От раз избранного духовного отца не уходи по причинам, выдуманным тобой. Знай, что диавол любит отводить нас от того, кто наиболее может быть нам полезен! Не слушай его внушений, если он будет нашептывать тебе, что духовный отец невнимателен-де к тебе, он-де холоден с тобой и не хочет иметь тебя около себя. Кричи прямо вслух ему в ответ: «Не слушаю тебя, враг, это все неправда, я люблю и уважаю отца моего духовного». И у нас бывает много случаев, когда мы испытываем смущения от некоторых непонятых нами поступков духовного отца. И вот здесь нам жизненно необходимо будет вспомнить строгие слова преподобного Алексия Зосимовского : «От раз избранного духовного отца не уходи по причинам, выдуманным тобой. Знай, что диавол любит отводить нас от того, кто наиболее может быть нам полезен! Не слушай его внушений, если он будет шептать тебе, что духовный отец невнимателен к тебе, что холоден в общении, не хочет иметь тебя около себя. Кричи прямо вслух ему: «Не слушаю тебя, враг, ибо все это неправда, я люблю и уважаю отца моего духовного». Господи, прости нас, что мы не делаем так и не кричим о своем доверии к духовнику. Прости нас, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Ко гробу отца Зосимы пришел последний из оставшихся монахов Зосимовой пустыни, иеромонах Исидор . Ему и пришлось взять на себя руководство сохранившимся стадом батюшки Агафона. Духовный сын старца иеросхимонаха Алексия, старинный монах Зосимовой пустыни, он был в последнее время близок к отцу Митрофану и ему открывал свои помыслы. От него же отец Исидор воспринял и установки в руководстве душ. Но принимал он и учение батюшки Агафона, даже следил за тем, чтоб сохранялись и исполнялись все его заветы; для некоторых он стал основным старцем и духовным отцом. Из уважения к традиции отец Исидор принимал и писание помыслов, но несомненно он был монах-самородок. Все в нем было строго, определенно; все вопросы духовной жизни очевидны и непререкаемы. Его вера в Бога была цельной, крепкой и непоколебимой. Так же он относился и ко всем заветам старчества, так как всю жизнь был под руководством великих старцев. Он много пережил в войну, спасался от немцев, затем служил под Москвой и в Петушках, болел сердцем тяжело и долго и всегда оставался строгим монахом, трогательно любящим Православие и все духовное, был тщателен в исполнении служения, тщателен и строг к себе и другим. Скончался он на покое в Петушках и похоронен на кладбище в склепе. Духовные дети со слезами провожали его и, подобно тому, как в свое время его духовный сын, профессор Духовной академии, выходил из его келлии после откровения, обливались слезами. Сказать ли о последнем отпрыске обители Зосимовой, духовном сыне схиигумена Германа, епископе Варфоломее, том самом, который и приютил разрозненное зосимовское братство во вверенном ему Высоко-Петровском монастыре в Москве? Его руководство мы могли наблюдать только со стороны, так как не были духовными детьми Владыки. Личные наставления от него мы получали только тогда, когда, по благословению нашего старца, шли к нему как к епископу просить молитв о себе и о своих близких, когда в том была нужда. Зосимовские старцы высоко ставили епископскую власть и молитву . Но Владыка, великомученик и исповедник, был и прозорливцем, определял путь людей, нарекал их дорогу, говорил и о своей судьбе. Когда он был с близкими духовными детьми на Пятницком кладбище, где были могилы его родных, он вдруг неожиданно сказал: «А моей могилы здесь не будет» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

А здесь что же, простые шипучки. И существуют ли эти лозы при соввласти на Новом Афоне, не знаю. (Мне одна старая богомолка, бабушка, сказала: «А как оно теперь называется, касатик, вот уж и не знаю, как выговорить-то… Псы…псы… па…». Я ей помог «Псырцха» или «Псыртсха». Так называется река, которая здесь протекала или протекает). 139 [Закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации, и укреплении общественной социалистической собственности» написан лично Сталиным и принят ЦИК и СНК СССР 7 августа 1932 года. Это знаменитый закон о «пяти колосках», по которому даже за незначительные «хищения» применялся расстрел и лишь в редком случае грозило десятилетнее заключение]. 141 Между прочим – для сравнения. У него был товарищ из семьи придворного генерала: брат его был гвардейский офицер, и сам он служил в инженерных войсках, проверял подземные посты во дворце. Так этот бывший офицер в самую жаркую пору летом надевал кроме кителя еще и шинель, хоть на руку (когда уж вышел в отставку), ибо говорил, что ему в былое время выйти на Невский без шинели все равно что нагим себя чувствовать… Так вот, этот князь Д. перед пострижением в монашество, когда он мог носить как послушник только один подрясник, должен был поехать к Петербургскому митрополиту и пройти по Невскому в нем – а его все знали, вся фешенебельная столица, – и он не только прошел, но повстречал знакомых, которые нарочно иногда выходили к нему из своих экипажей и карет! 144 Это ведь получается подражание Четьям-Минеям, это дорожка к канонизации. И там, мы знаем, вкрались такие ошибки и недосмотры, что вызывали нарекания уже до революции со стороны самых уважаемых и пожилых лиц и аскетов самого Пантелеймонова монастыря, например, иеросхимонаха Алексия (Киреевского). От Синода тогдашнего это все осталось в стороне. А не имел ли этот недосмотр результатом и волнения по имябожничеству там? Может быть, не нужно бы посылать и архиепископа Никона туда, чтобы усмирять известным образом монахов, о чем он подробно рассказывал мне вскоре по приезде, при встрече за столом у о.Германа (Зосимовской пустыни), и о чем нет надобности говорить здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

60 Сщмч. Серафим (в миру – Николай Иванович Звездинский; 1883–1937), епископ Дмитровский. Окончил Московскую Духовную академию иеромонахом. Вступив в 1914 г. под покров Чудова монастыря – одной из главных святынь Московского Кремля, – отец Серафим затем получил сан архимандрита и был назначен игуменом этой обители. В 1919 г. патриарх Тихон рукоположил его во епископа Дмитровского, стал помощником Святейшего. В 1922 г. арестован одновременно с патриархом Тихоном. Возвратился в Москву в 1925 г. В конце того же года был вновь арестован. После двенадцати лет тюрем и лагерей епископ Серафим был расстрелян (в 1937 г.) в г. Ишиме Новосибирской области. Память 13/26 августа. 61 Епископ Серафим перенес в 16 лет тяжелую болезнь и, получив исцеление по молитвам преподобного Серафима Саровского , в корне изменил свое поведение: стал глубоко религиозным юношей и дал обет Богу стать монахом. Но в то время, когда он писал это письмо, душа его все еще была в смятении. 63 Мария Александровна (1888–1925) – дочь профессора МДА Александра Петровича Голубцова (1860–1911). Он сам, его жена Ольга Сергеевна и их дети были духовными чадами старца Алексия (Московский журнал. 1992. 4. С. 8). Мать Марии Александровны была троюродной сестрой старца Алексия. Эта родственная связь шла по женской линии: Ольга Сергеевна была внучкой Варвары Семеновны Ловцовой, урожденной Протопоповой, которая приходится сестрой Федору Семеновичу Протопопову – деду старца Алексия по материнской линии. 64 Первый Спас – один из трех праздников августа, посвященных Господу Иисусу Христу, – Изнесение Честных и Животворящих древ Креста Господня. Празднуется 1/14 августа. 72 Этот текст, составленный по материалам домашнего архива, для публикации не предназначался. Правнучка старца М. Г. Осколкова записывала то, что сохранила ее память, делала развернутые пояснения к семейным фотографиям с единственной целью – оставить собранное и любовно сберегаемое для своей внучки. В книге об этом архиве не раз упоминалось. Редакция сочла возможным поместить небольшую часть этого откомментированного материала в качестве расширительной информации к биографии преподобного Алексия Зосимовского . Это некоторые подробности, связанные с женитьбой Михаила Федоровича, сына старца, дореволюционным бытом их семьи, касающиеся дальнейшей судьбы, уже в советские годы, потомков зосимовского подвижника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Советы отца Алексия, записанные Владыкой Вар навой, важны и интересны современному читателю как еще одно свидетельство о жизни досточтимого святого старца. При этом необходимо помнить предупреждение старца Алексия о том, что даваемые им советы относятся только к его духовному сыну: «Из разговоров ничего не передавать: могут не понять, что иногда я говорю только тебе». Отец Алексий, будучи истинным духоносным старцем, полагал: в духовной болезни (как и в телесной) невозможно прописать одно и то же лекарство разным людям даже при одинаковом «диагнозе». Ибо то, что полезно и спасительно для одного, может нанести вред другому. Советы духоносных старцев, данные будущему Владыке Варнаве, составили вторую часть настоящего издания. Дошедшие до нас записи ответов старца Алексия Зосимовского и других известных подвижников, к которым обращался Владыка Варнава (преподобного Варсонофия Оптинского , преосвященного Феодора (Поздеевского) , старца Митрофана Зосимовского), завершаются августом 1912 года. В 1915 году иеромонах Варнава заканчивает Академию и направляется преподавателем гомилетики в Нижегородскую духовную семинарию, а в феврале 1920 года Указом Синода назначается епископом на Васильсурскую кафедру. Время епископского служения (всего около двух лет: в 1922 году Владыка Варнава, по благословению старцев Алексия и Митрофана, принимает на себя подвиг юродства, который несет до конца своих дней) было очень важным в духовной жизни Владыки. Как пастырь, как архиерей Божий, он столкнулся с такими чудными действиями Божественного Промысла «в отношении людей и вообще проявления таинственных (хотя бы и отрицательных) сторон потустороннего духовного мира или жизни души человеческой в пределах нашей грубой, дебелой, материальной земной действительности, что оставлять их без внимания, предоставляя времени сокрушать память о них и стирать следы воспоминаний, было бы крайне неразумно, если не погрешительно», – писал епископ Варнава. В свой дневник он записал случаи прозорливости Дивеевской блаженной Марии Ивановны, проявления милости Божией от Оранской иконы Божией Матери и от частиц мощей святых, чудо от Святых Даров... Но помимо этих случаев Владыка приводит примеры промыслительного оставления Богом человека, свидетелем которых он был: одержимости злыми духами из-за отступления от Господа, неблагоговения к святыне. Для самого Владыки, да и для всех читающих, это доказательство силы Божией, доказательство того, что Бог есть, что жива Его Церковь , что истинны писания святых подвижников, в которых говорится, что христиане ведут брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф. 6, 12 ). Напомним, что все описываемое епископом Варнавой происходило в страшные 20е годы прошлого столетия, когда атеистическая пропаганда утверждала, что Бог и диавол – выдумка попов...

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Сергей Четверухин Москва, 1994–1996 гг. Преподобный Алексий, старец Смоленской Зосимовой пустыни Жизнь наша должна быть подобна колеснице, у которой переднее правое колесо есть смирение, левое – самоукорение, а на задней оси – терпение и предание себя воле Божией. Из наставлений преподобного Алексия Зосимовского Часть I. Жизненный путь старца Алексия Годы детства и учения Старец Алексий, в миру Федор Алексеевич Соловьев, родился 17 января 1846 года в Москве в многодетной семье протоиерея Алексия Соловьева ,  служившего в церкви во имя преподобного Симеона Столпника, что за Яузой. Личность отца, его жизненные устои послужили основой нравственного и духовного становления будущего старца. Алексей Петрович Соловьев (1804–1882) был родом из Дмитрова, из семьи потомственного священнослужителя. Он поступил в местное духовное училище, где в те годы царили грубость и жестокое отношение к ученикам. В отличие от большинства учащихся, Алеша Соловьев жил и питался дома, поэтому его положение было лучше, чем у других. Он обладал незаурядными способностями и окончил училище первым учеником. Для продолжения образования его направили в Вифанскую семинарию. Здесь условия для учебы были превосходными. Расположенные в лесу, вблизи Сергиева Посада, просторные здания, удачно подобранный состав преподавателей и постоянное общение со студентами Духовной академии, основанной в 1814 году в стенах Троице-Сергиевой Лавры, способствовали углубленному изучению предметов. Близость же святынь Лавры и регулярное участие в строгих и истовых монастырских службах укрепляли и развивали религиозное чувство молодого человека. Церковь во имя преподобного Симеона Столпника, что за Яузой. Начиная с 1838 г. и до своей кончины в 1882 г. здесь служил, был настоятелем протоиерей Алексий Соловьев , отец будущего Зосимовского старца. Современное фото Окончив семинарию первым учеником, Алексей сразу же поступил в Духовную академию, где ему за отличные успехи дали повышенную именную стипендию митрополита Санкт-Петербургского Михаила (Десницкого) , и он получил двойную фамилию – Соловьев-Михайлов. Алексей Петрович успешно завершил учебу, ему была присвоена степень магистра богословия. Этот академический выпуск, очень сильный по составу, называли примерным. Среди однокурсников Алексея Соловьева было много выдающихся людей и по интеллекту, и по положению в обществе, и по нравственным качествам. В их числе были будущие митрополит Киевский и Галицкий Филофей (в миру – Тимофей Григорьевич Успенский), архиепископ Пермский Антоний (Смолин), архиепископ Могилевский Евсевий (Орлинский) , известный ученый-богослов А. В. Горский, впоследствии ректор Московской Духовной академии, и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Весной 2002 года в селе Морском состоялась закладка нового храма святого праведного Иоанна Кронштадтского. 11 апреля 2004 года, в еще строящемся храме была отслужена первая Божественная литургия. Освятили храм 22 августа 2005 года. Торжества вновь прошли под архипастырским омофором митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря. В июне 2006 года в Крым прибыла большая икона святых чудотворцев Петра и Февронии Муромских – покровителей семьи. Написана она была специально для храма Святого Иоанна Кронштадтского у мощей этих угодников Божиих. В образ, написанный почти в человеческий рост, в Муроме была вставлена крестообразная серебряная капсула с мощами благоверного князя Петра и его супруги княгини Февронии. 1 августа 2008 года в Морском благоустроили и освятили фонтан, посвятив его святому пророку Божию Илии – небесному покровителю земного родителя батюшки Иоанна Кронштадтского. В 2010 году в храме сделали новый иконостас, а предыдущий послужил алтарной преградой для нижней церкви – в честь святых Петра и Февронии. В храме святого праведного Иоанна Кронштадтского находится древняя святыня – напрестольное Евангелие 1740 года. Имеются и другие древности: медный крест-мощевик XII века, найденный на мысе Святого Фоки, иконы XVIII–XIX веков, из которых особого внимания заслуживает большой арочный образ Всех святых (размером 170х60см), богослужебные книги XIX века (Служебник, Каноник, Акафисты…) и большое кадило XIX столетия. http://prihodvmorskom.com/index.php?id=commune Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В нижней части расположен храм св. Петра и Февронии Муромских чудотворцев, выставочный зал. В храме хранится большая ростовая икона св. Петра и Февронии Муромских чудотворцев с частицами их мощей, частицы мощей св. пмц. Елизаветы и ее духовника - Алексия Зосимовского. 24 августа 2017. 18 июля ежегодно в храме чтут память иконы Божией Матери " Экономисса " (в храме хранится икона Богородицы, чудно обновившаяся), св. прп. мц. Великой Княгини Елизаветы и св. Алексия Зосимовского (икона с мощами Святых). Настоятель храма с прихожанами и всеми желающими совершает паломническую поездку в пос. Междуречье на Св. источник в честь Преп. Сергия Радонежского, служит молебен на источнике, желающие могут искупаться в Купели.

http://sobory.ru/article/?object=30884

Укрепление положения советской власти и ужесточение гонений в 1920-х гг., закончившееся почти полным уничтожением церковной организации к 1935–1938 гг., естественно вело к тому, что выступления Собора и Патриарха первых послереволюционных лет уступали место гибкой политике, предполагавшей нелегкий диалог с властью путем чередующихся требований и уступок. При святителях Тихоне и Петре ближайшими целями были легализация Патриаршей Церкви и борьба с обновленческим расколом. Решение первой задачи было жизненно важно для Церкви, поскольку она, лишенная государственной регистрации, которую имели раскольники, оставалась юридически незаконным объединением и ради защиты прав своих членов не могла апеллировать даже к «революционной законности» . В конечном счете целью этой политики было сохранить физическое существование Русской Церкви. Ее духовным основанием стал «завет» зосимовского старца Алексия, который в 1927 г. благословил своих чад поддержать митрополита Сергия и молиться за безбожную власть. «Только благодать молитвы может разрушить ту стену вражды и ненависти, которая встала между Церковью и советской властью. Молитесь, – может быть, благодать молитвы пробьет эту стену», – сказал старец . Владыка Варфоломей был одним из первых практических деятелей, призванных провести в жизнь принцип зосимовского старца. Другой стороной деятельности епископа Варфоломея была работа с иностранцами, к которой Владыка, владевший иностранными языками, был привлечен еще святителем Тихоном. Встречи с представителями западных конфессий, которые могли передать за границу подлинную информацию о масштабах гонений в России, в тех условиях были порой единственным способом ослабить нажим на Церковь . Согласно воспоминаниям, в 1922 г., который запечатлелся в памяти церковного народа как «расстрельный» – год начала кампании по изъятию церковных ценностей, год расстрела демонстрации в Шуе и священномученика Вениамина, год беспрецендентных гонений на Церковь, – владыка Варфоломей встречается по поручению Святейшего с католической делегацией (вероятно, с Папской миссией, прибывшей тогда в Россию).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

Отошел ко Господу архимандрит Исидор 30 июля 1959 года. Похоронили зосимовского старца в Петушках, возле алтаря Свято-Успенского храма. Монахиня Гавриила рядышком посадила любимое отцом Исидором дерево – рябину. Упокой, Господи, душу раба Твоего архимандрита Исидора. Архимандрит Давид Дмитрий Николаевич Бекетов родился 20 октября 1889 года в деревне Остров Ковровского района Владимирской области. Родители: отец – Николай Филиппович, мать – Матрена Васильевна, – крестьяне. В семье была еще дочь Евфросиния, 1892 года рождения. Дети рано остались сиротами. Когда Дмитрию было четыре года, трагически погибла мать. Николай Филиппович отправился на заработки в Москву, и по возвращении умер. Младенцев забрал к себе дядя Иван Бекетов, который и вырастил племянников. Дмитрий обучался грамоте и имел начальное образование. Известно, что он еще молодым человеком женился на Ольге Ефимовне Солиной, но быстро овдовел. Постоянные утраты приводят Дмитрия к мысли о монашестве. В 1913 году он поступает в Зосимову пустынь. Духовным отцом новоначального инока становится сам игумен Герман. По всей вероятности, именно у своего аввы Дмитрий учится иконописи. 23 января 1921 года Дмитрий становится мантийным монахом. Постриг с именем Давид совершает настоятель пустыни отец Герман. Перед самой кончиной наставника, в 1923 году, отца Давида рукополагают в иеродиакона. Как известно, в этот же год пустынь была упразднена. С 1923 года отец Давид становится насельником пустыни Параклит, куда помимо него уходит еще несколько зосимовских старцев. Там в 1928 году епископ Никон рукополагает его в иеромонаха. После закрытия и этого монастыря в 1929 году отец Давид уезжает в село Давыдово Владимирской области, где служит на приходе до 1937 года. В 1933 году его награждают золотым наперсным крестом. 12 декабря 1937 года в Сретенском храме Владимира епископ Алексий (Сергеев) рукополагает отца Давида в архимандриты. Из следственного дела известно, что отец Давид не терял связи со своими собратиями. Он часто приезжал в Высоко-Петровский монастырь к владыке Варфоломею (Ремову) , куда после кончины старца Алексия переместился центр зосимовского старчества во главе со схиигуменом Митрофаном; встречался и с другими монахами, поселившимися вокруг Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Память совершается 1/14 сентября и 17/30 января. Преподобный отче Германе, моли Бога о нас! Тропарь преподобному Герману, схиигумену Зосимовскому, Владимирскому Чудотворцу, Глас 2– ый. Божественныя молитвы ревнителю,/преподобнаго Зосимы образ явивый/устроителю знаменитыя пустыни,/богомыслие и старчество в ней насадивый,/добродетельми щедро украшенный,/постническое и равноангельское житие показавый./Преподобне отче Германе, наставниче и пустынножителю,/поминай нас у престола Вседержителя,/чтущих любовию честную память твою. Кондак преподобному Герману, схиигумену Зосимовскому, Владимирскому Чудотворцу, Глас 6 – ый. В преподобстве и правде пожив,/отче Германе преславне,/многим путь явился еси ко спасению./Та же молитву божественную насадив во иноцех твоих,/стезю твою к Богу праву содела. Величание. Ублажаем тя,/преподобне старче наш Германе,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов,/и собеседниче ангелов. Преподобный иеросхимонах Алексий Один из самых славных и почитаемых старцев ХХ века, преподобный Алексий Зосимовский , родился 17 января 1846 года в Москве в семье настоятеля московского храма во имя преподобного Симеона Столпника за Яузой. При крещении младенца нарекли Феодором, в честь великомученика Феодора Тирона (память 17 февраля). Отец, потомственный священник, протоирей Алексей Петрович Соловьев (1804–1882), был родом из города Дмитрова. Незаурядные способности, высокие нравственные качества позволили ему закончить местное духовное училище первым по списку и продолжить образование в Вифанской семинарии вблизи Сергиева Посада. После семинарии он сразу поступает в Духовную Академию, в которой получает степень магистра и профессорскую должность. Помимо служения в храме отец Алексий был благочинным, преподавал в 3-й мужской гимназии и в Практической академии (учебное заведение, готовившее детей почетных граждан к коммерческой деятельности). За сорокалетнюю педагогическую деятельность ему было пожаловано потомственное дворянство. В 1835 г. Алексей Петрович женится на Марии Федоровне Протопоповой, дочери священника церкви Пятницкого кладбища, и по ее желанию через два года переезжает в Москву. Мать старца Алексия была женщиной глубоко православной, доброй и милосердной. Помимо семьи она приняла на себя заботу о рано осиротевших брате и сестре. Своих детей у нее было десятеро: две девочки и восемь мальчиков. После ее смерти от холеры в 1854 году остались сиротами старшая дочь Анна (в замужестве Владимирская), восьмилетний Федя и младшая Катя (в замужестве Беневоленская). До некоторой степени мать им заменили бабушка по отцу Анна Андреевна и няня Татьяна, которую старец вспоминал с любовью. Но главная забота о детях легла на плечи отца. Своей лаской и нежностью он добивался от них полнейшей открытости и такого же послушания. Огорчить отца было для детей мукой мученической.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010