В начале века в Зосимовой пустыни старческое руководство монахов, кроме самого игумена Германа, осуществлял и старец Алексий, впоследствии иеросхимонах 669 . Этот старец был одним из «древних», ему была предоставлена возможность участвовать в собрании по избранию Патриарха Тихона на престол Русской Церкви и даже вынуть его жребий. Он же играл большую роль в те смутные годы, когда Заместителем патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием был издан указ о поминовении властей при богослужении 670 . Иеросхимонах Алексий строго держался за сохранение единства Церкви, почему всем его вопрошавшим твердо указывал сохранять послушание Преосвященному заместителю Местоблюстителя. В Зосимову пустынь для исповеди у старца Алексия и молитвы приезжала великая княгиня Елизавета Феодоровна. Братия сохранили память о ее посещениях, долго и внимательно хранили ковер, на котором в храме молилась великая княгиня, ныне святая мученица, прославленная Русской Церковью. Хотелось бы воссоздать образ зосимовского старца в его основных чертах с сохранением главного, принципиального направления этого великого всечеловеческого делания по воссозданию душ человеческих в новую тварь о Христе Иисусе, Господе нашем. Здесь естественно сохранялись индивидуальные качества каждого из этих великих нелицеприятных делателей на ниве Господней, но они же содержали и общий дух, усвоенное направление в понимании основ веры, основ спасения, основ духовного подхода к каждой ищущей этого спасения человеческой душе. Зосимовский старец был прежде всего целен в воспринятом им мудровании о спасении. Это была непоколебимая, целостная, горячая и живая вера во Христа Спасителя, Христа Искупителя, Восстановителя всех душ, ищущих истинного окормления и руководства. Зосимовского старца отличали большая простота, непосредственность, иногда будто бы некоторая детскость в восприятии внешних условий и обстоятельств жизни духовного чада. Вместе с тем, вникая в эти условия жизни, выясняя детально, как сложились быт, условия работы или учения, старец, берущий человеческую душу на свои плечи, был тверд и решителен в своих указаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/put-k-...

Он же играл большую роль в те смутные годы, когда был издан преосвященным Местоблюстителем митрополитом Сергием указ о поминовении властей при богослужении. Иеросхимонах Алексий строго держался за сохранение единства Церкви, почему всем его вопрошавшим твердо указывал сохранять послушание преосвященному Местоблюстителю. В Зосимову пустынь для исповеди у старца Алексия и молитвы приезжала Великая княгиня Елизавета Федоровна. Братия сохранила память о ее посещениях, долго и внимательно хранила ковер, на котором в храме молилась Великая княгиня, ныне святая мученица, прославленная Русской Церковью. Хотелось бы воссоздать образ зосимовского старца в его основных чертах, с сохранением главного, принципиального направления этого великого всечеловеческого делания по воссозданию душ человеческих в новую тварь о Христе Иисусе, Господе нашем. Здесь, естественно, сохранялись индивидуальные качества каждого из этих великих нелицеприятных делателей на ниве Господней, но они же содержали и общий дух, усвоенное направление в понимании основ веры, основ спасения, основ духовного подхода к каждой ищущей этого спасения человеческой душе. Зосимовский старец был прежде всего целен в воспринятом им мудровании о спасении. Это была непоколебимая, целостная, горячая и живая вера во Христа-Спасителя, Христа-Иску­пителя, Восстановителя всех душ, ищущих истинного окормления и руководства. Зосимовского старца отличала большая простота, непосредственность, иногда будто бы некоторая детскость в восприятии внешних условий и обстоятельств жизни духовного чада. Вместе с тем, вникая в эти условия жизни, выясняя детально, как сложился быт, условия работы или учения, старец, берущий человеческую душу на свои плечи, был тверд и решителен в своих указаниях. “Зачем нужны этому монаху такие подробности обо мне, — думал иногда вновь приходящий к зосимовокому иноку. — Никто ведь никогда на исповеди раньше не интересовался условиями моей жизни. Это даже как-то странно…”. Но именно это внимательное ознакомление с тобой и делало то, что в следующий раз, пришедши на исповедь, ты уже чувствовал себя не чужим, в твое положение кто-то вникал, о тебе кто-то заботился, даже болел, ты вдруг чувствовал, что обрел нечто родное, дорогое тебе, тебя изумляла проявленная забота, ты удивлялся, откуда могла идти такая нежная материнская о тебе попечительность.

http://pravmir.ru/starchestvo-na-rusi/

7 Кадашевский храм был главным центром общенародного церковного пения в Москве; при храме были курсы церковного пения. 8 На некоторых собраниях приходилось присутствовать и нам. Вспоминаю Рождественскую елку: все-все разумно на ней было устроено. Детям доставлена чистая радость и всеми получено высокое назидание. Особенно удивил: здесь всех один малыш с еще не установившимся выговором, сказавший гостям много хороших стихов и чуть ли не целую проповедь . Организаторская способность, проявленная отцом Николаем на этом вечере привела нас прямо-таки в восхищение. – Примеч. авт. 9 Кадаши побывали с отцом Николаем на Угреше, в Свято-Троицкой Лавре, в Звенигороде у Саввы Сторожевского, в Новом Иерусалиме, в селе Коломенском, селе Косине, в Киеве, Чернигове, на Валааме, на Соловках, в Сарове, Дивееве, Понетаевке, у Тихона Калужского, в Зосимовской пустыни, в Оптиной и других святых местах. Путешествия совершали то пешком, то по железной дороге, то на пароходе. В дальние места пускались в путь до тысячи человек, а в ближние – до двух тысяч человек. – Примеч. авт. 11 Братство Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа было открыто 27 декабря 1909 года. Целью деятельности Братства было содействовать участию мирян в церковном богослужении. 12 Марфо-Мариинская обитель была основана преподобномученицей Великой княгиней Елисаветой Феодоровной в 1907 году, находилась на Большой Ордынке. 13 Не забыл отец Николай в это время и нас. Мы находились в Зосимовской пустыни, переживая тяжелые дни, как вдруг сообщили, что пришел Кадашевский пастырь с паломниками проведать нас и засвидетельствовать нам свою любовь. Совместная молитва , дружественная беседа подняли наш дух и ободрили нас. Когда дорогие гости уходили, помню, я долго стоял за воротами монастыря, провожая глазами достоуважаемого отца Николая, подъявшего, несмотря на дождливую погоду, нелегкий путь путешествия к нам единственно по любви Христовой. – Примеч. авт. 14 Кстати сказать, нам передавали, что момент его смерти совпал с [моментом ареста]. Говорят [что чекисты, пришедшие арестовать отца Николая], застали [его] лежащим на столе. – Примеч. авт.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В XX веке совершилось отпадение множества людей от Церкви, но в то же время процвело много подвижников, молитвенников и благочестно живущих: пастыри Церкви Христовой, прозревая грядущие гонения, подвизались с особой ревностью и решимостью. Были Богом хранимые пастыри, которые так же, как и новомученики и исповедники Российские, несли тяжелый крест служения Богу и ближним, являясь для своих духовных детей чадолюбивыми отцами. Любовь и духовное попечение таких пастырей о прихожанах зачастую были для тех единственной поддержкой в скорбях». В числе таких пастырей был назван и иеросхимонах Алексий (Соловьев ; 1846–1928) – старец Зосимовой пустыни во Владимирской епархии. «Господь одарил старца Алексия многими дарами, среди которых выделяются дары старческой мудрости, смирения, любви и прозорливости, – сказал далее владыка Ювеналий. – Именно через его руки совершился промысл Божий о святителе Московском Тихоне, жребий с именем которого на выборах патриарха вытянул старец Алексий 5 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя. Многих вел он к спасению души, совершая знамения и чудеса, призывал к покаянию, к поиску единого на потребу ( Лк.10:42 )». Современная икона преподобного Алексия Зосимовского в одном из киотов Никольского придела Николо-Толмачевского храма Торжества по случаю прославления состоялись и в Зосимовой пустыни. Они были приурочены к 19 сентября/2 октября 2000 года. Всенощное бдение возглавил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Богослужение совершалось в Смоленском храме, где установлена рака со святыми мощами преподобного Алексия. Пели два хора – братский и солдатский. Всенощная закончилась в 2 часа ночи, а в 7 часов утра служили молебен Богородице, и вслед за ним – литургию. Многие паломники причащались. Затем начался крестный ход. Братия несли иконы, хоругви и ковчег со святыми мощами старца. Рака с мощами преподобных Алексия и Германа Зосимовских в Смоленском храме пустыни Рака с мощами новопрославленного местночтимого святого Зосимы Александровского в Смоленском храме пустыни

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

1919 г., 28 февраля. Пострижен в схиму с тем же именем, в честь праведного Алексия, человека Божия. 1919 г., 22 октября. День смерти сына Михаила. 1921 г., 12 ноября. Награжден палицей. 1923 г., 6 мая. Зосимова пустынь закрылась. 1923 г., 9 мая. После закрытия Зосимовой пустыни переехал на жительство в Сергиев Посад. 1924  г., июнь. Больного старца посетил святейший патриарх Тихон. 1928 г., 19 сентября. День кончины старца Алексия. 1928 г., 22 сентября. Погребен на Кокуевском кладбище в Сергиевом Посаде. 2000 г., август. Причислен к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания на Юбилейном Освященном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Москве с 13 по 16 августа в храме Христа Спасителя. Днем памяти преподобного Алексия, затворника Зосимовского, постановили считать день его кончины – 19 сентября (2 октября по новому стилю). Часть II. Воспоминания о старце Первое и последнее посещение пустыни Из воспоминаний Евгении Леонидовны Четверухиной Будучи невестой и часто слушая рассказы Ильи Николаевича о Зосимовой пустыни и отце Алексии, я горела желанием увидеть его и стать его духовной дочерью. Но мама и слышать не хотела о том, чтобы я поехала в пустынь. «Вот когда выйдешь замуж, – говорила она мне, – куда хочешь езжай, хоть в Зосимову пустынь, а сейчас я тебя не пущу». В утешение, через И. Н., я получила от старца небольшой образок преподобного Серафима, который я очень любила. Старец воспитывал нас как жениха и невесту аскетически. Встречаясь один раз в два месяца, мы сидели на почтительном расстоянии друг от друга, обращались друг к другу по имени-отчеству до самой свадьбы и на «вы». В 1908 году, через три дня после ухода старца Алексия в полузатвор, 6 февраля, в среду на сплошной седмице, была наша свадьба. Венчались мы в церкви при 2-й мужской гимназии в 4 часа дня. Задолго до свадьбы мы с И. Н. решили, что первые дни после венчания проведем в Зосимовой пустыни и будем там говеть. И. Н. ездил туда перед самой свадьбой, поговел там и 3 февраля поздно вечером приехал ко мне с вестью, что отец Алексий ушел в затвор, но что в субботу он выйдет и будет нас обоих ждать к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

А осенью того же года ко мне туда приехал брат Николай, как раз тогда, когда стали закрывать монастырь. Батюшку 163 отослали в Чернигов. Остальным предложили остаться и работать на месте монастыря, где хотели открыть свиноводческий совхоз. Осталось только двое или трое...» «...С Николаем мы поехали через Киев, с тем чтобы побывать у схиархиепископа Антония Абашидзе 164 , пользовавшегося авторитетом за свою подвижническую жизнь и прозорливость. Коля тоже захотел у него поисповедываться...» Владыка Антоний сказал Наташе, что она нужна ее заболевшей сестре Нюре. Там же в Киеве ее застала телеграмма о смерти Зосимовского старца Алексия, и она поспешила в Посад. Здесь она вскоре устроилась псаломщицей в ц. Петра и Павла. В 1930 году, 16 октября, умер ее брат Сережа, историк, от воспаления среднего уха, перешедшего на мозг. «Когда я приехала к нему, он просил позвать батюшку. Я позвала о. Сергия Успенского, который его причастил. Умиравший, видно, очень плакал. Потом его жена Людмила 165 († 1978 г., 21 февраля) на меня напустилась: «Вот еще выдумала – соборование! Больше я тебя не пущу! Его отпели. А когда его хоронили, они стояли как каменные...» После смерти Сергея она, видимо, уехала в Киев под руководство схиархиепископа Антония, затем в 1931–1933 гг., по ее словам, состояла псаломщицей в с. Волохово 166 и в 1934–1937 гг. в с. Шексцово 167 (или Шекшово?) под Гавриловым Посадом 168 . В эти годы она принимает живейшее участие в судьбе своего младшего брата Серафима. Серафим еще при жизни о. Алексия часто бывал в доме художника Михаила Боскина и дружил с его сыном Сергеем, у которого тогда была, как считали, невеста по имени Васса (кажется, медсестра). И Серафим в нее влюбился. Но, вероятно, видя безнадежность своего положения, решил с этим разом покончить, и еще до смерти старца Алексия ушел в Данилов монастырь, о чем сообщил Наташе, когда она была еще в Крыму. «Приехала я в Данилов. Он в подряснике, волосы длинные. Я – к ар-хим. Симеону (Холмогорову, сподвижнику архиеп. Феодора, парализованному пулей семинариста в 1905 году).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Поскольку Покровский храм стоял рядом с Рогожской слободой, в нем иногда «присоединялись из раскола», то есть возвращались в православную веру. Прихожане всегда чувствовали особый Покров Богоматери над ними и над их храмом. Он не закрывался в советское время. Рассказывают, что в 1941 году церковь было решено закрыть, но в назначенный день – 22 июня – это решение исполнять уже не стали. Сохранился и полный подбор старинных колоколов. По преданию, когда пришла весть о готовящемся изъятии колоколов, прихожане выкрасили их то ли черной краской, то ли смолой, так что представители властей не захотели пачкаться и ушли. По свидетельству настоятеля храма протоиерея Владимира Ригина, на колоколах действительно сохранились следы черной краски. В 1930-е годы сюда передавали иконы из закрывавшихся окрестных церквей. Здесь оказалась храмовая икона из церкви апостола Иакова Заведеева и чудотворный храмовый образ святого Симеона Столпника из соседней церкви. Ее тайком принес священномученик отец Николай Беневоленский, бывший настоятелем Симеоновского храма, а после его закрытия в 1929 году он и сам перешел служить в Покровский храм. Отец Николай был любимым племянником знаменитого старца Алексия Зосимовского (в миру Федора Алексеевича Соловьева), который был когда-то диаконом храма святого Симеона Столпника. Как известно, в 1917 году в храме Христа Спасителя на Всероссийском Поместном Соборе старец Алексий вынимал жребий, кому быть Патриархом Российским. Вынулся жребий с именем митрополита Московского Тихона (Белавина). Патриарх Тихон потом приезжал в храм Симеона Столпника на престольный праздник и служил вместе с отцом Николаем. А после смерти старца Алексия в 1928 году его духовные чада перешли к его племяннику в Покровский храм. Протоиерею Николаю было суждено пройти многие круги советского ада. Сначала «уплотнили» его квартиру на Николоямской, подселив рабочих. Потом от рабочих стали поступать доносы о том, что священник, живущий в их квартире, – человек, идейно чуждый советской власти, и отца Николая выселили. Ему пришлось уехать в Сергиев Посад, где его хорошо знали как племянника великого старца, и оттуда батюшка Николай ездил на богослужения в Покровский храм, иногда ночуя у прихожан или у брата. В 1933 году он перешел служить в Вознесенскую церковь в Сергиевом Посаде, и последовали новые доносы – о том, что племянник старца Алексия «по плоти и крови» старается уподобиться ему и по духу, что к нему совершаются паломничества на исповедь и что под его влиянием колхозники соблюдают церковные праздники, «нанося вред урожаю». В 1940 году отец Николай был арестован. Он скончался 16 мая 1941 года в лагере.

http://pravoslavie.ru/4514.html

Глава Издательского Совета также отметил, что в современной художественной литературе слабо представлены образы святых миссионеров и еще слабее — образы мучеников и исповедников Церкви Русской в XX столетии. «На протяжении двух лет мы объявляли конкурс рукописей на тему о святых мучениках советского времени и добились определенного результата. Но нами произведена лишь предварительная работа, и было бы очень хорошо, если бы писательское сообщество включилось бы в полной мере в этот тяжелый, но благодатный труд во славу Божию», — заключил митрополит Климент. На конференции был представлен доклад писателя Вячеслава Бондаренко, который поделился опытом написания книг, посвященных христианским подвижникам: «Моя книга " Святые старцы " , изданная в серии " Жизнь замечательных людей " в январе 2020 года, посвящена великим русским старцам XVIII-XX столетий. Это десять небольших очерков, посвященных судьбам преподобных Василия Площанского, Льва, Макария, Амвросия и Нектария Оптинских, Алексия Зосимовского, Симеона Псково-Печерского, Серафима Глинского, а также святых праведных Алексия Бортсурманского и Алексия Московского. Замысел книги родился в процессе работы над биографией отца Иоанна (Крестьянкина), из мыслей по поводу генезиса русского старчества как такового. Было понятно, что задача чрезвычайно сложна и ответственна. Как и в случае с работой над книгой об отце Иоанне, было даже и страшновато — как прикоснуться к чуду, не упростив, не засушив, не огрубив его? Как рассказать светскому читателю, далекому от мира Церкви, о великих русских святых? Возможен ли этот рассказ вне житийного формата?» Доктор исторических наук Дмитрий Володихин призвал писателей, работая над портретами святых, обращаться к опыту Б.К. Зайцева, создавшего книгу «Преподобный Сергий Радонежский» в 1925 году. «А вот против опыта Георгия Федотова, который написал несколько блистательных с литературной точки зрения книг о святых Древней Руси, я предостерегаю: порой Федотов " окунает " средневековых святых в опыт современной политики, и эта политизация — рискованное дело, можно сорваться в журнализм», — подчеркнул докладчик.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5699556...

Вечная память и благодарность отцу Илии и матушке Евгении за их труд, за то, что донесли до нас и наших потомков светлый образ замечательного русского подвижника XX века старца Алексия из Зосимовой в честь Смоленской иконы Божией Матери пустыни. Сейчас, слава Богу, началось ее восстановление: появились первые монахи, совершаются богослужения. Первая книга о старце Алексии была составлена на основе сведений, собранных моими родителями еще при его жизни. Они, конечно, были неполны. Но вскоре после выхода в свет нашей книги появились публикации, дополняющие рассказ о жизненном пути старца, содержащие существенные штрихи к его облику и характеру. В недавно вышедших воспоминаниях старшей дочери Павла Михайловича Третьякова, Веры Павловны, прожившей рядом с церковью во имя святителя Николая в Толмачах двадцать пять лет и часто ходившей в нее молиться (вся семья Третьяковых была очень религиозной), приводится описание богослужения в этом храме. Там тогда как раз и служил диакон Феодор Алексеевич Соловьев, наш будущий старец, а настоятелем был протоиерей Василий Петрович Нечаев – известный богослов и писатель. Изданы также «Воспоминания» епископа Арсения (Жадановского) , он много лет был духовным сыном игумена Зосимовой пустыни Германа. Автор хорошо знал и любил старца Алексия и посвятил ему отдельный раздел своей книги. Подробное описание торжественного избрания патриарха в храме Христа Спасителя, в котором непосредственное участие принимал старец Алексий, приводится в воспоминаниях очевидца этого события – митрополита Евлогия (Георгиевского). Увидели свет и другие материалы, в которых упоминается имя преподобного Алексия Зосимовского . Я счастлив, что с помощью Господа нашего и Царицы Небесной, покровительницы Зосимовой пустыни, смог завершить прерванный шестьдесят лет назад труд моих родителей, и сердечно благодарю Издательский отдел Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и его председателя архимандрита Алипия за помощь в издании этой книги. Приношу также благодарность за помощь в работе историку Валерию Георгиевичу Осинову.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Погребли старца Алексея у алтаря храма в честь Всех Святых на Кокуевском кладбище в Сергиевом Посаде. В 1953 году его останки были перенесены на Старое городское кладбище. 25 июля 1994 года, по благословению преосвященного Евлогия, епископа Владимирского и Суздальского, было совершено перенесение останков старца Алексия в возродившуюся Зосимову пустынь. 26 июля в Зосимову пустынь прибыл Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и совершил молебен новопрославленному местночтимому святому Зосиме Александровскому, пустынножителю, Владимирскому чудотворцу и панихиду по иеросхимонаху Алексию. Затем гроб с останками старца был перенесен с крестным ходом в Смоленский собор Зосимовой пустыни и поставлен в пределе во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Старец Алексий Зосимовский был причислен к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, в своем обращении сказал: «Господь одарил старца Алексия многими дарами, среди которых выделяются дары старческой мудрости, смирения, любви и прозорливости. Именно через его руки совершился промысел Божий о святителе Московском Тихоне, жребий, с именем которого на выборах Патриарха вытянул старец Алексий 5 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя. Многих вел он к спасению души, совершая знамения и чудеса, призывал к покаянию, к поиску ”единого на потребу”». 18 День памяти преподобного Алексия 19 сентября/2 октября. Преподобный отче Алексие моли Бога о нас! Тропарь преподобному Алексию, затворнику Зосимовскому, всея Руси чудотворцу, Глас 5. Яко звезда путеводная/утешитель российский/явился еси в годину лютых испытаний,/затворниче предивный,/огнем бо веры распаляем,/божественныя любве достигл еси,/восприяв от благодати Духа Святого/стадо православное./просиявший духом пребожественным,/избирая/Патриарха Российскаго,/святителя великого,/преподобне отче Алексие,/моли Пресвятую Троицу/за землю русскую и спасение душ наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010