Рубрики Коллекции Священномученика Николая Беневоленского (1941) 3 мин., 15.05.2012 Поделиться Любимый племянник знаменитого старца Алексия Зосимовского (в миру Федора Алексеевича Соловьева), который на Всероссийском Поместном Соборе 1917 года при выборе Патриарха вынул жребий с именем митрополита Московского Тихона (Белавина), отец Николай в юности тоже мечтал о монашестве. На четвертом курсе Московской Духовной академии он даже написал ректору прошение и получил благословение на постриг, но так и не решился. И окончив академию поехал преподавать богословие в Орловскую Духовную семинарию. А в 1909 году, женившись  на дочери московского священника, переехал в Москву и в том же году был рукоположен во священника. Первые годы он служил в Николаевской церкви в Новой слободе. Приход был небогатый, многим прихожанам отец Николай помогал материально и никогда не брал плату за требы, если видел, что у людей туго с деньгами. В 1917 году его перевели в храм преподобного Симеона Столпника, а в 1929 году, когда церковь закрыли — в соседнюю, Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе, куда батюшка перенес тайком и чудотворный храмовый образ святого Симеона Столпника. Протоиерею Николаю было суждено пройти многие круги советского ада. Сначала его «уплотнили», подселив в квартиру рабочих, которые тут же начали писать на него доносы, а потом подали в суд, требуя выселить священника с семьей как людей, идейно чуждых советской власти, и по решению суда отцу Николаю пришлось освободить жилплощадь. Он просил пустить его пожить в подвале Покровской церкви, но приходской совет побоялся — пришлось перебраться в Сергиев Посад, переименованный в Загорск, где отца Николая знали как родственника старца Алексия. Но и здесь квартиру найти удалось не сразу: батюшка ходил по городу в рясе, и люди попросту боялись сдавать ему комнату, пока, наконец, его с семейством не приютил староста Ильинского храма. На службы отец Николай по-прежнему ездил в Покровский храм, иногда ночевал у брата, иногда — у кого-нибудь из прихожан. Когда к нему первый раз пришли с обыском, он тоже был в Москве, и гроза прошла стороной.

http://foma.ru/svyashhennomuchenika-niko...

С 1929 по 1931 год отец Израиль жил в Загорске, служил в церкви во имя святых апостолов Петра и Павла. Он был близок к преподобному старцу Алексию Зосимовскому, после закрытия Зосимовой пустыни поселившемуся в Сергиевом Посаде. Наталия Александровна в своих воспоминаниях говорила о том, что перед кончиной старца последнее таинство соборования над ним совершил игумен Израиль, а священномученик Илья Четверухин и его супруга Евгения свидетельствовали, что отец Израиль участвовал в отпевании преподобного Алексия. Отец Израиль участвовал в отпевании преподобного старца Алексия Зосимовского В 1931 году игумен Израиль был арестован по обвинению в том, что «состоял членом Загорского филиала контрреволюционной организации “Истинных Христиан” и занимался антисоветской агитацией». 20 мая 1931 года тройкой при ПП ОГПУ по Московской области игумен Израиль был приговорен к десяти годам ссылки в Казахстан. 23 декабря 1937 года арестован в Семипалатинске Восточно-Казахстанской области, тройкой УНКВД по ВКО приговорен к высшей мере наказания. На допросе говорил: «Современные политические события я оцениваю таким образом: по примеру прошлой истории человечества, когда были такие события, как плен Вавилонский, всемирный потоп и татарское иго в России, Бог послал соввласть для наказания и вразумления, а некоторым и для награды в будущем за перенесенные страдания». 29 декабря 1937 года игумен Израиль был расстрелян в Семипалатинске. 30 декабря 2022 г. Основные источники: скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр 2 января 2023, 03:14 Читая материалы о подвижниках веры за Христа пострадавших, всегда подтверждается истина, что всякий обретает на своём пути волчец и терние. Земная жизнь не время утешения, но скорби. Скорби приближают к Богу и спасению (Пс. 49:15). Тяжкие испытания приводят человека к необходимости избрать единый путь: или узкий — спасения, или широкий — погибели. Наталья 30 декабря 2022, 22:00 Молите Бога за Россию и за наших защитников, святые новомученики и исповедники!!!

http://pravoslavie.ru/150266.html

Все же нельзя не знать о высотах духа (святости) для всех идущих по пути спасения души. Даже светские философы дают такой совет для всех, ищущих каких-либо достижений: «Поставьте себе идеал как можно выше и стремитесь к его достижению». Всем же христианам необходимо постичь красоту наивысших достижений на путях ко Христу и знать о святости человеческих душ, чтобы вследствие этого в них зародилась та «нищета духа», которая положена Христом в основу заповедей блаженства ( Мф. 5, 3 ). Как пишет прп. Исаак Сириянин: «Содержи всегда в памяти превосходящих тебя добродетелью, чтобы непрестанно видеть в себе недостаток против их веры». Поэтому является необходимым узнать из опыта Церкви Христовой не только те идеалы, которые достижимы в современности, но и все те величайшие достижения святых, которые, смиряя нас, поражали бы своим величием и красотой христианских подвигов и добродетелей. Писать о пути спасения – очень ответственное дело. Плохо, если человек при этом будет надеяться только на себя и ограничиваться своими измышлениями. Одна есть Истина на земле: эта Истина – Сам Христос ( Ин. 18, 37 ). И только то можно утверждать, что возвещено в Евангелии и понимание чего разъяснено святыми отцами Православной Церкви и подтверждено многовековым опытом прославленных святых и подвижников благочестия ((Из творений и жизни подвижников благочестия нами были использованы преимущественно сочинения и жизнеописания: епископов Феофана Затворника , Игнатия (Брянчанинова) , Михаила Таврического, Аркадия (Лубенского); Оптинских старцев: о. Леонида, Макария, Амвросия и Варсонофия; о. Алексия Зосимовского , схиархимандрита Зосимы из Троице-Сергиевой Лавры, старца Силуана (из Старого Афона), архимандрита (а затем и Патриарха) Сергия; протоиереев о. Иоанна Сергиева, о. Алексия Мечева и о. Валентина Амфитеатрова . Из сочинений богословов и духовных писателей: схиархимандрита Софрония, архиеп. Иоанна (Шаховского) , священников о. Валентина Свенцицкого , о. Александра Ельчанинова и др. взяты выдержки, которые, нам казалось, были в полном согласии, со Священным Писанием и учением св. отцов Православной Церкви)).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Амвросий Оптинский . – Но в последние века, при всеобщем упадке веры и подвижничества, оно понемногу стало приходить в забвение, так что многие даже начали отвергать его. Уже во времена Нила Сорского старческий путь многим был ненавистен, а в конце прошедшего столетия и почти совсем стал неизвестен» 423 . Возрождение старческого служения в России связано с именем прп. Паисия Величковского (†1794). Его подвиг нашел свое продолжение в Оптиной Пустыни, прежде всего в служении великих Оптинских старцев Льва (†1841), Макария (†1860) и Амвросия (†1891), восстановивших и укрепивших древнюю традицию окормления монастырскими старцами иноков и мирян 424 . В начале XIX века России был дан великий старец прп. Серафим Саровский (†1833). Широко почитаются за свои духовные подвиги старцы того времени: Филарет Новоспасский (†1842), Георгий Задонский (†1836), Адриан Югский (†1853) и многие другие. В советское время старческий подвиг продолжали последние Оптинские старцы: прп. Анатолий мл. (†1922), прп. Нектарий (†1928) и прп. Исаакий (†1936). Среди святых старцев XX века называют также св. прав. Иоанна Кронштадтского (†1908) 425 , «старца в миру» св. прав. Алексия Мечева (†1923) 426 , прп. Алексия Зосимовского (†1928), прп. Серафима Вырицкого (†1949), прп. Лаврентия Черниговского (†1950), прп. Кукшу Одесского (†1964), прп. Севастиана Карагандинского (†1966). Традиция старчества до настоящего времени сохранилась в Троице-Сергиевой Лавре и Псково-Печерской обители. Наиболее известным Печерским старцем является недавно почивший архимандрит Иоанн (Крестьянкин) 427 . На старчество необходимо особое призвание Божие. Оно может проявляться в разных формах. Иногда уже существующие старцы назначали себе преемников. Например, в Оптиной пустыни старчество передавалось именно этим путем «апостольского преемства»: монахи вступали на подвиг старчества по послушанию. А иногда подвижник получал непосредственное благословение Божие на свое новое служение. «Не все безмолвники оставляются в безмолвии навсегда, – пишет свт. Феофан Затворник . – Достигающие чрез безмолвие безстрастия и чрез то удостаивающиеся приискренняго Богообщения и Боговселения, изводятся оттуда на служение ищущим спасения, просвещая, руководя, чудодействуя. И Антонию Великому , как Иоанну в пустыне, глас был в безмолвии, изведший его на труды руководства других по пути спасения, и всем известны плоды трудов его. То же было и со многими другими» 428 . Например, прп. Серафим Саровский также начал старческое служение после особого извещения – явления ему Матери Божией. Священномученик Серафим (Чичагов) так описывает это событие: «В 1815 году Господь, по новому явлению о. Серафиму Пречистой Матери Своей, повелел ему не скрывать своего светильника под спудом и, отворив двери затвора, быть доступным и видимым для каждаго. Поставя себе в пример Великаго Илариона, он стал принимать всех без исключения, беседуя и поучая спасению» 429 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иван Георгиевич Айвазов – и. д. доцента Санкт-Петербургской Духовной академии, Московский (позже – Санкт-Петербургский) епархиальный миссионер, соредактор журнала «Голос Церкви». Активный деятель правых партий. Участник Монархического съезда Русских людей в Москве 1909 года. Среди прочих, автор статей: «Православная Церковь и высшие государственные учреждения в России»; «Власть Русского Царя»; «Религиозная правда Русского Самодержавия в связи с воцерковлением человеческой жизни», помещенных в 1912 г. в журнале «Голос Церкви» 9. С. 142–181; 10. С. 150–166; 12. С. 157–190). Схимонах Симон (Кожухов, 23.12.1859 †10/23.4.1928) из Зосимовой пустыни в письме о. Илье Четверухину от 4.1.1917 г. приводит интересные сведения об отношении известного старца Алексия Зосимовского к писаниям И. Г. Айвазова: «Послал я Вам брошюру Айвазова «Баптизм – орудие германизации России». Книжечка эта должна Вас заинтересовать, к тому же считайте, что Вы получили ее из ручек самого старца, пожелавшего остаться в тени. По мнению о. Алексия, означенная брошюра (открою Вам секрет – она издана на средства, добытые старцем) подлежит широкому распространению» (Четверухина Е. Л. «Удалился от Mipa...» Воспоминания о схимонахе Симоне (Сергее Евгеньевиче Кожухове). Письма отца Симона. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1997. С. 207–208). Участник Собора 1917–1918 гг. Из дневника протопресвитера Успенского Собора Московского Кремля Н. А. Любимова узнаем некоторые подробности деятельности Айвазова на Соборе. 2 июня 1917 года «в пятницу вечером произошел целый скандал. Приехавший из Петрограда наш делегат от Чрезвычайного Петроградского собора – И. Г. Айвазов выступил с речью, в которой в очень резких выражениях предупреждал съезд от раболепного поклонения перед демократией, которая не имеет ничего общего с христианством. Речь эта вызвала протесты. Но еще более подлило масла в огонь ответное выступление обер-прокурора [В. Н. Львова], который заявил, что он – представитель демократической власти, и поэтому не может оставить без ответа возмутительную речь петроградского миссионера Айвазова. И началась прямая перебранка; обер-прокурор не говорил, а прямо кричал, что «миссионеры теперь вот раскрывают рот, а раньше раболепно молчали». Но Айвазов с места кричал ему: «Вы – лжец». И началась, говорят, ужасная суматоха: одни (большинство) аплодируют В. Н. Львову и кричат: «Вон, долой Айвазова!» Другие шикают и требуют, чтобы дали слово и Айвазову. Но среди этой неразберихи и сумятицы Боголюбский закрывает заседание» (Российская Церковь в годы революции. (1917–1918). Сборник. М. Крутицкое Патриаршее подворье. 1995. С. 97).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Отец Герман, принимая в обитель протопресвитера Успенского собора, всеми уважаемого отца Феодора, очень опасался, что у того могли появиться ростки гордости и самомнения, и он начал смирять отца Алексия. Поэтому первое время тому жилось нелегко. Первыми послушаниями его были клиросное пение и совершение богослужений. Часто приезжавшие в то время в пустынь богомольцы говорили, что когда отец Алексий пел с хором, его редкий бархатный бас придавал зосимовскому пению особо торжественное звучание. Обращались с ним сурово, ставили во время службы ниже братии, облачения давали самые плохие. Правда, его определили духовником и освободили от тяжелых физических работ. Пришлось терпеть и на клиросе. Регент, иеромонах Нафанаил, резким тоном выговаривал отцу Алексию, когда он стал петь по-соборному: – Это не Успенский собор, вы не забывайтесь, здесь реветь нельзя. Отец Алексий смиренно, от всей души, просил прощения у отца регента. Тот долгие годы с умилением вспоминал об этом. Но размолвки с отцом Нафанаилом, человеком нервным и беспокойным, повторялись и доставляли отцу Алексию истинное мучение. Сразу же став духовником отца Алексия, игумен Герман исповедовал его до конца жизни. Он вскоре узнал высокие душевные качества, светлую душу, искреннее смирение, оценил богатый опыт священнослужителя. Настороженность сменилась уважением, а затем и большой любовью. Отец Алексий отвечал взаимностью. Увеличилось и число исповедников: кроме старушек-богомолок, приходивших к нему в первое время, его духовными детьми стали многие молодые монахи. А через несколько лет его духовным сыном стал и сам игумен Герман. Клиросное послушание ему отменили и поручили учить монахов Закону Божию. Три раза в неделю он занимался со своими учениками по вечерам после вечернего правила. Молодые люди приходили уставшие, дремали и плохо понимали батюшку. Но он требовал, чтобы они запоминали все сказанное им, и настаивал, чтобы все слова его повторялись в точности. Движимый страхом Божиим, он во время этих уроков никогда не садился.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Современник страшных гонений на Церковь русскую, прославившийся иноческими подвигами на Святой Горе Афон, преподобный Силуан († 1938), прекрасно раскрыл учение о покаянии за других как высоком призвании христианина: «В вечности все мы едино, и потому каждый из нас должен заботиться не только о себе, но и об этом всеединстве» 37 . По слову преподобного, личное покаяние – начальная точка в духовной жизни, покаянию же за других мы учимся постепенно, по мере того, как растут в нас любовь и молитва за ближних: «В глубоком сердце своем христианин каким-то образом переживает всю историю мира, как свою собственную… и нет тогда для него чужого человека» 38 . Казалось бы, еще немного, и Русская Церковь погибла бы, либо вынуждена была бы перейти на катакомбное положение. К концу 1930-х на свободе оставались лишь 4 епископа, большая часть храмов была или разрушена, или захвачена обновленцами, или переоборудована для иных нужд. Приходилось в прямом смысле спасать Церковь . Удар наносился прежде всего по епископату, пресечение которого означало бы утрату апостольского преемства и пресечение священства. Чтобы избежать подобной трагедии, жертвуя своим авторитетом и принимая удар на себя, свт. Тихон, а после него и патриарх Сергий и их преемники, пошли на признание советской власти, которое не означало принятие идеологии коммунизма или подчинения власти в вопросах внутренней церковной жизни – догматическое учение и каноническое устройство Церкви, а значит, и полнота ее благодатных даров были сохранены. Необходимо отметить, что уже среди первых христиан была известна практика молитвы о «власть имущих», несмотря на то, что Церковь в тот период подвергалась жестокому преследованию со стороны императоров-язычников. В этой связи показательна реакция преподобного Алексия Зосимовского на возникшее разделение по вопросу признания или непризнания митрополита Сергия в связи с принятием им «Декларации 1927 года», в которой провозглашалась лояльность Церкви к советской власти: «У христиан не должно быть вражды ни к кому, – наставлял старец Алексий. – Должна быть любовь, любовь и молитва . Митрополит Сергий – законный, поступает правильно, надо его слушать» 39 . Не находя никакого греха в молитве за власти, преподобный Алексий призывал усугубить свои молитвы, говоря, что «только благодать молитвы может разрушить ту стену вражды и ненависти, которая встала между Церковью и советской властью» 40 . Слово старца Алексия являлось свидетельством не только о его даре рассуждения, но и глубоко церковном сознании, которым несомненно обладали святитель Тихон и те, кому в это тяжелое время Бог судил нести нелегкий крест иерархического служения Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

28 июля 1916 года в своей келии игумен Герман принял постриг в великую схиму от руки епископа Арсения (Жадановского) . Игумен Герман был талантливым иконописцем. Он прославился как замечательный организатор и рачительный хозяин: под его руководством был создан дивный монастырь, известный своими подвижниками, строгим уставом и образцовым хозяйством. За двадцать шесть лет игуменства отец Герман научил иноческому пути многих людей. Он был мудрым учителем и наставником монахов. Старец Герман был иноком с юных лет. За многие годы он испытал и хорошо знал все искушения и трудности монашеского жития, поэтому к его духовной помощи прибегали, в основном, монашествующие – епископы, архимандриты и простые монахи. Вот в какой монастырь и к какому игумену приехал протопресвитер Феодор Соловьев. 30 ноября 1898 года он был пострижен игуменом Зосимовой пустыни отцом Германом во иеромонаха с именем Алексий, в честь святителя Алексия, митрополита Московского. День его ангела празднуется 12 февраля. Так совпало, что это был и день их венчания с Аней. Отец Герман, принимая в свою обитель протопресвитера Успенского собора, всеми уважаемого отца Феодора, очень опасался, что у того могли появиться ростки гордости и самомнения. Он начал смирять отца Алексия, поэтому первое время новоначальному монаху жилось нелегко. Первыми послушаниями его были клиросное пение и совершение богослужений. Часто приезжавшие в то время в Зосимову пустынь богомольцы говорили, что когда отец Алексий, исполняя клиросное послушание, пел с хором, его редкий бархатистый бас придавал зосимовскому пению особо торжественное звучание. Обращались с ним сурово, ставили во время службы ниже братии, облачения давали самые плохие. Правда, его определили духовником и освободили от тяжелых физических работ. Пришлось терпеть и на клиросе. Регент хора иеромонах Нафанаил был нервным и беспокойным человеком. Отец Алексий стал петь на клиросе по-соборному. Отец Нафанаил прервал его и резким тоном стал ему выговаривать: «Это не Успенский собор, вы не забывайтесь, здесь реветь нельзя». «У меня был хороший голос, – рассказывал отец Алексий об этом случае, – и мне хотелось его показать, но я должен был слушаться своего духовного сына, который был моим наставником в этом деле». Отец Алексий стал смиренно, от всей души просить прощения у отца Нафанаила. Тот долгие годы вспоминал об этом с умилением. Однако размолвки с отцом Нафанаилом повторялись и доставляли отцу Алексию истинное мучение. После одной такой размолвки отец Алексий был настолько неспокоен духом, что ночью пришел будить отца Нафанаила, чтобы просить у него прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Скачать epub pdf От публикатора. Читатель «Альфы и Омеги» имел возможность убедиться в том, насколько разнообразно литературное творчество монахини Игнатии. Напомню, что она дебютировала в журнале своими воспоминаниями «Высоко-Петровский монастырь в 20–30-е годы» 1(8) за 1996 г.), а позднее к ним присоединились воспоминания о годах служения Святейших Патриархов Сергия и Алексия I 3(21) за 1999 г., 1(23) за 2000 г.). Затем здесь были опубликованы ее книги о старчестве – «Слово о старчестве» 2/3 (9/10) за 1996 г.) и «Стар­чество на Руси» 3(17), 4(18) за 1998 г.); цикл статей о церковных песнотворцах 2(13), 3(14) за 1997 г., 2(16) за 1998 г., 1(19), 2(20), 3(21) за 1999 г., 1(23), 2(24) за 2000 г.); статьи об отдельных жанрах православной гимнографии 1(31) за 2002 г., 1(35), 2(36), 3(37), 4(38) за 2003 г.); биография святителя Игнатия Брянчанинова 3(25), 4(26) за 2000 г.). Кроме того, в «Альфе и Омеге» увидели свет фрагменты книги монахини Игнатии «Божественная Литургия» 2(32), 3(33) за 2002 г.), написанной в жанре, который я рискнул бы определить как молитвенный дневник. Именно об этой книге хотелось бы напомнить читателям, представляя настоящую публикацию – книгу «Круг богородичный». Дело в том, что несмотря на жанровое разнообразие литературного творчества монахини Игнатии, именно молитвенный дневник нужно признать главным, базовым жанром ее произведений, который дает себя знать и в книгах о старчестве, и в статьях о гимнографии, и в мемуарной прозе. Он наиболее полно представляет ее литературный метод, построенный на молитвенном вникании в прочитанное слово (Священного Писания, святых Отцов или светских авторов) и в события церковной или личной жизни, своей и своих близких. Понятно, что этот метод напрямую связан с монашеским деланием автора. Об этом говорит и сама монахиня Игнатия, объясняя истоки своего литературного творчества навыком ежедневного письменного исповедания помыслов – раскрытия перед своим наставником самых сокровенных движений души, как худых, так и добрых, приучающего к постоянному покаянному самовоззрению и духовной трезвости. Воспитанная в школе старчества Свято-Смолен­ской Зосимовой пустыни, она перенесла составляющие зосимовской традиции и в самый стиль своих книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет православный церковный календарь «День смыслом наполняя» на 2023 год 5 октября 2022 г. 10:23 В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет православный церковный календарь «День смыслом наполняя» на 2023 год. Православный календарь с душеполезными чтениями — это ежегодное тематическое приложение официального Патриаршего календаря Русской Православной Церкви. Иллюстрированное издание рассчитано на широкий круг читателей. Жития и наставления прославленных угодников Божиих и подвижников благочестия, повествования о святых местах и славных страницах истории России во все времена являлись свидетельством непреходящего значения евангельских заповедей, служили духовным ориентиром для русского народа, укрепляли его веру в Бога и любовь к Родине. Православный церковный календарь «День смыслом наполняя» содержит на каждый день церковного года душеполезные чтения, в которых основы жизни по Евангелию раскрываются через воспоминание подвигов героев Отечества и приобщение к духовному опыту святых. В календаре подробно повествуется о многих святых и церковно-исторических событиях, юбилеи которых будут отмечаться в 2023 году. Среди них — 850-летие преставления преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, 600-летие со времени явления Честного и Животворящего Креста Господня (ныне известного как Годеновский крест), 325-летие прославления преподобной Евфросинии Суздальской, 125-летие чуда от иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной, 100-летие преставления праведного Алексия Московского и преподобного Германа Зосимовского, 25-летие обретения мощей блаженной Матроны Московской и преподобного Амвросия Оптинского. Также в 2023 году исполняется 30 лет со дня мученической кончины насельников Оптиной пустыни иеромонаха Василия (Рослякова), иноков Трофима и Ферапонта. Календарь включает месяцеслов с богослужебными заметками, который также содержит указания на ежедневные чтения из Священного Писания, возглашаемые в храмах за богослужением. В справочный раздел календаря включен список церковных праздников и памятных дат, указание о постах и трапезе, перечень дней особого поминовения усопших и др. В приложении календаря приведены «Правила благочестивой жизни», составленные по книге Высокопреосвященного Платона, архиепископа Костромского (1809-1877). Этими правилами благословляли руководствоваться своих духовных чад некоторые почитаемые старцы, например, московский старец праведный Алексий Мечев и оптинский старец преподобный Нектарий. На обложке календаря размещен фрагмент картины Василия Поленова (1844-1927) «Московский дворик». Издательство Московской Патриархии /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5964744.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010