Как вспоминает монахиня Игнатия, иеромонах Герман был ближайшим и преданнейшим духовным сыном владыки Варфоломея. “Он был среди братии очень заметной фигурой, так как часто во время службы подходил по делам к Владыке и подолгу задерживался около его кресла. Он был высокого роста, ходил медленно, с раскачкой (из-за больных ног), постоянно держа ту или иную книгу под мышкой; вероятно, он помогал Владыке в делах Академии, – нам, чадам других старцев, не было ничего известно об этом делании Владыки” 188 . Очень скоро он становится одним из Высоко-Петровских духовников и в этом качестве приобретает некоторую известность в среде московских православных. Особая духовная близость связывала его с общинами храмов святителя Николая в Соломенной Сторожке и святителя Митрофания Воронежского в Петровском парке; в этих храмах отец Герман неоднократно служил, а после арестов священников этих храмов (ныне прославленных в лике священномучеников отца Владимира Амбарцумова и отца Владимира Медведюка) в конце 20-х-начале 30-х гг. часть прихожан перешла под его окормление в Высоко-Петровский монастырь. Преподобномученик Герман, как и все Высоко-Петровские отцы, последовательно и без колебаний пребывал под омофором Заместителя патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) во исполнение благословения зосимовского старца преподобного Алексия (Соловьева) 189 . В июне 1929 г. был закрыт последний из храмов Высоко-Петровского монастыря – Боголюбский собор. Клир переходит в храм преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке (не сохранился). Здесь духовническая деятельность отцов монастыря, в том числе и отца Германа, достигает своего расцвета. В 1932 г. иеромонах Герман был возведен в сан архимандрита. В январе 1933 г. отец Герман был арестован наряду с другими молодыми постриженниками Высоко-Петровского монастыря, среди которых был, в частности, преподобномученик Феодор (Богоявленский) 190 по групповому делу кружка христианской молодежи. В деле архимандрит Герман проходил как “член контрреволюционной организации христианской молодежи, участник нелегальных собраний” и был обвиняем в “антисоветской агитации”. Приговорен он был к пяти годам лагерей и отбывал срок в Кемеровской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В деле А.П. Шишковой 1937 года указано, что в 1931 году она была осуждена на три года ссылки условно. Очевидно, такой же приговор был вынесен и остальным. Март 1931 года ГАРФ. Ф.10035. Оп. 2. Д. П-60406. Т. 2. В марте 1931 года было начато громкое дело, по которому было осуждено 57 человек (среди них начальник Гефсиманского скита игумен Израиль, лаврские и зосимовские иеромонахи, сергиевопосадские священники), девять из них были приговорены к расстрелу – в их числе преподобномученик иеромонах Макарий (Моржов), келейник старца Алексия Зосимовского . Общее обвинение для всех – «участие в антисоветской группировке церковников в Загорском, Сходненском и Клинском районах Московской области». Из акатовских монахинь были арестованы: Ольга Поликарповна Сафонова, 42 года, до ареста служила в церкви села Демьяново (полтора километра от Клина) псаломщицей, жила в церковной сторожке. Воспитывалась в Акатовском монастыре с десятилетнего возраста и оставалась там до его закрытия. В антисоветской и антиколхозной агитации не признала себя виновной: «...с монашками встречалась в Скорбященской церкви, вели беседы как духовные сестры, политические вопросы не обсуждали. Я лично убеждена в том, что власть постоянная, послана также Богом для испытания, после чего придет антихрист. До конца испытания должны терпеть, но этого я никому из крестьян не говорила». Марфа Никитична Гарнова, 47 лет, до ареста служила в церкви села Петровского. В монастыре с 1896 года до закрытия, занималась стежкой одеял. Виновной себя не признала. «Я считаю, что советская власть послана нам за наши грехи. Я как христианка думаю, но точно утверждать не могу, что советская власть по признакам своего безбожия, возможно, и является царством антихриста». Вместе с Гарновой была арестована Мария Пономарева, но отпущена. Алевтина Степановна Маурина, из крестьян Вологодской губернии, 35 лет, неграмотная, проживала в селе Елгузино, занималась стежкой одеял. Сначала не признает себя виновной, но под нажимом следователя, после месяца тюремного заключения, признает, однако заявляет: «показать по делу ничего не могу».

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Два года находился Николай в тыловом ополчении Красной армии, где однажды, как известно из его собственного рассказа кому–то, при осмотре он отказался снять крест с груди, за что был наказан–его послали чистить отхожие места. В мае 1920 года Ольга Сергеевна скончалась от черной оспы, которой заразилась от больных крестьян, за которыми она ухаживала. Детей перевезли обратно в Посад. Николай после демобилизации переехал в Москву к старшей сестре Марии – на Остоженку (д. 9, кв. 5), где поначалу жил и Ваня, а потом и младший брат – Павлик. Осенью того же или, скорей всего, следующего 1921 года Николай поступил в Сельскохозяйственную академию им. Тимирязева и через четыре года окончил ее со званием агронома–полевода. Еще до службы в армии он подал документы для поступления на Историко–филологический факультет Московского Университета, но, понимая трудности, связанные с этим в условиях господства воинствующего марксизма и идеологических чисток, изменил свое намерение, весьма вероятно, по благословению старцев или духовных отцов, руководство которых он всегда искал. Кстати сказать, после смерти о. Алексия Зосимовского в 1928 г. Николай (и его брат Павлик) нашли духовника в лице замечательного священника церкви «Неопалимой Купины в Зубове» – Сергея Михайловича Успенского (1878–1937), которого в 1931 г. запечатлел на отдельном полотне к картине «Русь уходящая» Павел Корин. 288 После о. Сергия духовником Николая Александровича стал, очевидно, иерей Федор (фамилию выяснить не удалось) из церкви Иоанна Воина на Якиманке, в конце 1949 (или в начале 1950 года) высланный в Малый Ярославец. После него духовниками о. Николая был ряд лиц, в частности: о. Иоанн Бычков; о. Иоанн Крылов, после ссылки служивший до своей смерти в Пименовской церкви в 1954–57 гг.; о. Алексий Демин, протоиерей Богоявленского собора в Елохове († 1983). По окончании «Тимирязевки» Николай Александрович работал близ станции Ашукинская Северной ж.д. (в Загорском районе) помощником участкового, а затем уездного агронома. Здесь, читая крестьянам лекции в холодном сарае в зимнее время (ведь летом его слушатели были заняты на полевых работах), он на всю жизнь сорвал себе голос.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Отец, Михаил Владимирович Шик — 1887 года рождения, расстрелян в 1937 году. Родился в состоятельной еврейской семье. Окончил Московский университет по специальности философия и всеобщая история. Будучи студентом, прошел путь богоискательства. На этом пути он близко подошел к православию еще задолго до своего крещения. В 1918 году крестился, человеком, уже хорошо подготовленным к этому шагу. Своим небесным покровителем, будучи Михаилом, он мог избрать Михаила Архангела, что было бы естественно. Но он избрал князя Черниговского Михаила, исповедника и мученика, сказавши, что ему близок этот образ. В этом, мне кажется, было какое-то прозрение своей судьбы. Крестившись в 1918 году, он сразу же обвенчался с моей матерью, с которой до этого восемь лет вел переписку. Местом своей жизни папа и мама избрали Сергиев Посад, чтобы находиться при Троице-Сергиевой Лавре . Отец и мама стали духовными чадами старца в Зосимовской Пустыни, преподобного Алексия Зосимовского, ныне прославленного Церковью. Он рекомендовал моего отца к принятию священного сана. В 1925 году отец был рукоположен митрополитом Крутицким и Коломенским Петром (Полянским) в диаконы. Очень скоро сам митрополит Петр и все его окружение, в том числе и диакон Михаил, было арестовано. После полугодового тюремного заключения отец был на два года отправлен в ссылку в Среднюю Азию. В ссылке находилось несколько священнослужителей, в том числе, архиепископ Симферопольский и Галичский Никодим. В 1927 году он рукоположил отца Михаила в иереи. Вернувшись, отец Михаил прослужил еще некоторое время в Сергиевом Посаде уже в сане иерея. В конце 1930-го года он был вынужден уйти за штат, потому что в Церкви начались разногласия по поводу повиновения или неповиновения митрополиту Сергию (Старгородскому) в качестве полномочного Местоблюстителя патриаршего престола при живом Местоблюстителе Петре (Полянском), который находился в ссылке. В результате произошел некий раскол. И отец мой вместе с отцом Владимиром Амбарцумовым и многими епископами, священниками и мирянами ушли из официальной Церкви. Но они продолжали свое служение.

http://pravmir.ru/iz-pisem-svyashhennika...

К августу 2003 года Алексеевский приход получил проект нового, каменного, храма. 27 марта 2004 годав день празднования Похвалы Пресвятой Богородицы Его Высокопреосвященство митрополит Исидор, Управляющий Екатеринодарской Епархии, в сослужении благочинного протоиерея Михаила Спицына и священства совершил чин закладки краеугольного камня в основании храма в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Владыка особо подчеркнул, что для портового города строительство Свято-Никольского храма знаменательное и очень важное дело, которое нужно исполнить сообща, совместными усилиями, потому как почтение памяти святителя Николая привлечет благословение Божие и на весь славный город Туапсе . 30 апреля 2009 года построенный на пожертвования частных лиц, предприятий, а также при помощи администраций города и района новый приходской храм был освящён правящим архиереем Екатеринодарской и Кубанской Епархии митрополитом Исидором во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Деятельность прихода [ править править код ] При храме действует детская Воскресная школа, для детей разного возраста. I группа – малыши (с 5 – 9 лет), II группа (9 – 15) лет, Святыни [ править править код ] • Ковчежец с мощами святителя Николая, арх.Мир Ликийского, святителя Иоанна Златоустого, блгвер.кн. Петра и Февронии, прп. Серафима Глинского (Романцова) , Дивеевских святых (прп.Елены, прп.Александры, прп.Марфы, прп.Пелагеи, прп.Параскевы, прп.Марии, прп.испв.Матроны), свящмуч. Федора (Ремизова) , прп.Амвросия Оптинского, оптинских старцев прп.Моисея, Антония, Иллариона, Исаакия, Иосифа, Варсонофия, Анатолия, прп.Алексия Зосимовского . • Храмовая икона святителя Николая Чудотворца • Икона Божьей Матери «Всецарица» • Икона Божьей Матери «Призри на смирение» • Икона Божьей Матери «Петровская» • Икона Иоанна Крестителя • Икона Сергия Радонежского • Икона Серафима Саровского • Икона свт.Луки Крымского • Икона Ксении Петербуржской • Икона Матроны Московской • Имеется икона прп.Кукши Одесского с частицей мощей Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

Желая еще и еще раз проверить себя перед началом такого серьезного и большого дела, матушка приехала в  Оптину Пустынь посоветоваться с преподобным Анатолием, который тоже настойчиво убеждал ее исполнять поручение, данное ей Самой Божией Матерью. Еще несколько раз матушка ездила за советом к о. Алексию Зосимовскому , который радостно поддерживал ее в создании нового скита. Возвращаясь из последней поездки к отцу Алексию, матушка заехала в  Троице-Сергиеву Лавру , чтобы посоветоваться с наместником Лавры о. Товией. В глубине души матушка еще надеялась, что о. Товия, как человек опытный и деловой, отсоветует ей приниматься за такое трудное дело. Но и наместник Лавры, внимательно и с любовью выслушав матушку, решительно и властно благословил ее на создание нового скита. Таким образом, с советом и благословением старцев – о. Алексия Зосимовского , о. Анатолия Оптинского и о. Товии, наместника Троице-Сергиевой Лавры, – окончательно решено было создание нового Серафимо-Знаменского скита . С явной помощью Божией появились и средства для этого большого дела. 27 июля 1910 года состоялась закладка скита на уже измеренном и распланированном участке. Скит строился с июля 1910 по сентябрь 1912 года. Во всех планах внутреннего и внешнего устройства скита матушка советовалась с владыкой Арсением (Жадановским) , ставшим с 1916 года духовником матушки и всех сестер скита (таковым он и оставался до самой своей смерти в 1937 году). Освящение скита состоялось 29 сентября 1912 года. Освящал скит митрополит Владимир Московский, относившийся к матушке и ее новому скиту с большим и горячим чувством. Серафимо-Знаменский скит просуществовал всего двенадцать лет. Он был закрыт и уничтожен большевиками в 1924 году. Сестры разошлись в разные стороны. Матушке удалось найти небольшой дом в поселке Перхушково, и она поселилась в нем с десятью сестрами. В отдельном домике помещался священник (иеромонах Филарет [Постников]). Матушка, десять сестер и батюшка – двенадцать человек, «по числу апостолов Христовых», – говорила матушка.

http://azbyka.ru/way/pre-po-dob-no-is-po...

Приблизительно в это время Промысел Божий свел Извекова с протоиереем Александром Александровичем Зверевым. Именно под духовным руководством этого замечательного московского священника, праведника, молитвенника, подвижника, впоследствии принявшего мученическую кончину и прославленного Церковью в лике святых, Извеков готовился к монашескому подвигу. Поэтому на личности протоиерея Александра следует остановиться подробнее. Отец Александр — сын священника Московской епархии, окончил Московскую духовную семинарию и (в 1909 году) Московскую духовную академию. А.А. Зверев был одним из наиболее близких духовных чад преподобного Алексия Зосимовского. Со старцем Алексием он познакомился, когда тот был еще священником Феодором Соловьевым и служил в Успенском соборе Московского Кремля. В 1909-1912 годах Александр Зверев являлся преподавателем Вифанской духовной семинарии, а в 1912-1917 годах — преподавателем Московской духовной семинарии. В 1913 году Александр Александрович принял рукоположение в сан диакона и пресвитера. По некоторым данным он являлся последним ректором Вифанской духовной семинарии. Начиная с 1918 года, отец Александр руководил Пастырско-богословскими «Вифанскими» курсами в Москве и преподавал на них пастырское богословие. История курсов почти не изучена. Можно предположить, что в виде Пастырско-богословских курсов пыталась продолжить свое существование Вифанская духовная семинария. С 1918 года отец Александр служил в московском храме святителя Николая Чудотворца в Звонарях, где ранее настоятельствовал его тесть протоиерей Алексий Лебедев, к тому времени скончавшийся. С 1919 по 1933 год отец Александр Зверев являлся настоятелем этого храма, став одним из наиболее известных и почитаемых московских священников и духовников. В 1922-1923 годах в течение семи месяцев  он находился в заключении по делу об изъятии церковных ценностей. В конце 20-х – начале 30-х годов служил также благочинным храмов Сретенского сорока (благочиния) Москвы. В конце 20-х — начале 30-х годов он являлся и духовником заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) . Таким образом, Господь судил отцу Александру быть духовником двух будущих Патриархов, когда в апреле 1927 года заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий был освобожден из заключения и получил возможность поселиться в Москве. Позднее Патриарх Пимен вспоминал, что в 1920-е-начале 1930-х годах, вместе с другими клириками, не имевшими своего угла в Москве, порой находил ночлег в доме митрополита Сергия в Бауманском переулке.

http://patriarchia.ru/db/text/1339330.ht...

Сам отец Александр Зверев с семьей жил в конце 20-х – начале 30-х годов в очень стесненных условиях. Вся семья ютилась в небольшой комнатке, в которой отец Александр принимал многочисленных своих посетителей. В шутку он говорил, что у него пятикомнатная квартира: «Вот кабинет, — указывал на стол и книжные шкафы. — Вот спальня, — показывал на кровати. — Вот детская, — указывал на сундучок, на котором спала его маленькая дочка. — Вот, — обеденный стол. И гостиная», — гостиной было единственное кресло, в котором, как позже говорил сын отца Александра, сиживали три Патриарха — Патриарх Тихон и два будущих — Сергий и Пимен. В 1928 году протоиерей Александр Зверев участвовал в отпевании и погребении своего старца преподобного Алексия Зосимовского. В феврале 1933 года отец Александр был вторично арестован, сидел в Бутырской тюрьме, Затем он был сослан в город Каргополь, где вынужден был заниматься тяжелым физическим трудом. В 1936 году ему разрешили вернуться из ссылки, но без права проживания в Москве и стокилометровой зоне вокруг нее. Поэтому последним местом служения отца Александра стало село Возмище Волоколамского района, где он служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы. В 1937 году он был арестован по обвинению в антисоветской агитации и 16 ноября того же года расстрелян на Бутовском полигоне. Причислен к лику святых как священномученик постановлением Священного Синода от 6 октября 2001 года. Память его празднуется 3/16 ноября. В ближайшее духовное окружение священномученика Александра Зверева входил также известный художник Павел Дмитриевич Корин. Интересно, что после второго ареста отца Александра его сын, спасаясь от ареста, скрывался на чердаке в доме Павла Корина. Возможно, что именно протоиерей Александр Зверев познакомил Павла Корина и Пимена (Извекова). По свидетельству вдовы П.Д. Корина Прасковьи Тихоновны рисунок Корина, подписанный «Молодой монах. Регент. Церковь св. блж. Максима чудотворца, на Варварке. Всенощная. 10/23 ноября 1926 года», написан с будущего Патриарха Пимена. Впоследствии, уже в тридцатые годы, Пимен (Извеков) нередко бывал в мастерской Павла Корина на Пироговке.

http://patriarchia.ru/db/text/1339330.ht...

Икона «Не рыдай Мене, Мати» потом всю жизнь в келье отца Никодима на самом видном месте висела. Он ее за чудотворную почитал. Сам же тоже на этот свет еще и в голодном предвоенном 1936 году совсем слабеньким появился, его факт рождения даже регистрировать сразу не стали. Хотя и покрестили тут же. Только лишь когда поняли, что Господь его оставляет, пошли метрику оформлять. Официально там стоит другая дата рождения, но праздновал батюшка всегда на икону Божией Матери Боголюбская — она как раз связана с его родной Владимирской землей (отцу Никодиму всегда были важны эти объединяющие земное с духовным промыслительные переклички). Богородичные иконы особо чтимы были в семье Деевых. Так, мама Пелагея Ивановна, духовная дочь преподобного Алексия Зосимовского (†1928), всю жизнь по его благословению молилась Державной иконе Пресвятой Богородицы, читала Акафисты. Потом, когда в 2017 году отмечалось 100-летие явления этого образа, братия свозила отца Никодима в Коломенское — поклониться этой путеводной для их семейства сквозь богоборческий век святыне, отслужить молебен, помолиться об отце, матери, сродниках, всех близких по духу людей. Пелагея Ивановна, кстати, слезно вымаливала сыну дар монашества, да и сама жила как монахиня — в постничестве. У отца Никодима и отец подвизался. А вот мама отца Лаврентия поначалу, как узнала, что сын в монастырь собрался, расплакалась: она-то мужа на фронте потеряла, одна без мужской поддержки оставалась в миру. Хотя после и сама приняла постриг с именем Варвара. Отец Лаврентий всегда очень чтил память матери, в день кончины старался отслужить на ее могилке панихиду. Как братия в обитель Преподобного Сергия поступала В Троице-Сергиевой лавре. 1957-й г. Фото: Николай Тихомирофф Валентин Деев, еще совсем юным впервые посетив Троице-Сергиеву лавру, был потрясен, услышав на молебне протяжное: «Преподобне отче наш Се-е-ергие, моли Бо-о-ога о нас!» Так что и, вернувшись домой, сам, сидя за обеденным столом в кругу семьи, затянул было как-то… Домашние переглянулись.

http://pravoslavie.ru/130981.html

По свидетельствам современников Ланчанского чуда, материализовавшаяся Кровь позже свернулась в пять шариков разной формы, затем затвердевших. Интересно, что каждый из этих шариков, взятый отдельно, весит столько же, сколько все пять вместе. Это противоречит элементарным законам физики, но это факт, объяснить который ученые не могут до сих пор. Помещенная в древнюю чашу из цельного куска горного хрусталя чудесная Кровь уже тринадцать веков предстает взорам паломников и путешественников, посещающих Ланчано. Кроме того, Кровь, будучи приведена в жидкое состояние, остается пригодной для переливания, так как обладает всеми свойствами свежей крови 21 . Какое еще необходимо чудо, чтобы убедить маловеров? Во Христе нераздельно и неслитно соединены два естества: Божественное и человеческое. Обоим естествам Богочеловека подобает единое Божественное поклонение. Поэтому нам, приступающим к принятию Христовых Тайн, необходимо воздавать им славу и честь, которые подобают Единому Богу. По этому поводу преподобный Иоанн Дамаскин разъясняет: «Не отвергаем поклонение плоти, ибо ей воздается поклонение в единой Ипостаси Слова, которое соделалось Ипостасию для плоти; но не служим твари, ибо поклоняемся плоти не как простой плоти, но как плоти, соединенной с Божеством, потому что два естества соединились в одно Лице и одну Ипостась Бога Слова» Алексия Зосимовского (1844–1928) одна из его духовных чад спросила: — Не грешно ли думать, что когда приобщаешься Святых Тайн, то теснейшим образом соединяешься и с Божией Матерью? — Твоя мысль не еретическая, — ответил преподобный, — но лучше совсем не думать о таких вопросах, иначе додумаешься до ненужного и можно даже дойти до сумасшествия. Достаточно думать только о Спасителе и сознательно приобщаться Тела и Крови Христа. Итак, подведем итоги. 15 Подвижники благочестия 20 столетия. М., 1994. Т. I. С. 415. 16 Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение Православной веры. М., 1992. С. 250–252. 17 Цит. по: Макарий, еп. Православно-догматическое богословие. СПб., 1857. Т. 2. С. 302.

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010