Круг богородичный Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 40, 2004 15 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 40, 2004 От публикатора. Читатель “Альфы и Омеги” имел возможность убедиться в том, насколько разнообразно литературное творчество монахини Игнатии. Напомню, что она дебютировала в журнале своими воспоминаниями “Высоко-Петровский монастырь в 20–30-е годы” 1(8) за 1996 г.), а позднее к ним присоединились воспоминания о годах служения Святейших Патриархов Сергия и Алексия I 3(21) за 1999 г., 1(23) за 2000 г.). Затем здесь были опубликованы ее книги о старчестве — “Слово о старчестве” 2/3 (9/10) за 1996 г.) и “Стар­чество на Руси” 3(17), 4(18) за 1998 г.); цикл статей о церковных песнотворцах 2(13), 3(14) за 1997 г., 2(16) за 1998 г., 1(19), 2(20), 3(21) за 1999 г., 1(23), 2(24) за 2000 г.); статьи об отдельных жанрах православной гимнографии 1(31) за 2002 г., 1(35), 2(36), 3(37), 4(38) за 2003 г.); биография святителя Игнатия Брянчанинова 3(25), 4(26) за 2000 г.). Кроме того, в “Альфе и Омеге” увидели свет фрагменты книги монахини Игнатии “Божественная Литургия” 2(32), 3(33) за 2002 г.), написанной в жанре, который я рискнул бы определить как молитвенный дневник. Именно об этой книге хотелось бы напомнить читателям, представляя настоящую публикацию — книгу “Круг богородичный”. Дело в том, что несмотря на жанровое разнообразие литературного творчества монахини Игнатии, именно молитвенный дневник нужно признать главным, базовым жанром ее произведений, который дает себя знать и в книгах о старчестве, и в статьях о гимнографии, и в мемуарной прозе. Он наиболее полно представляет ее литературный метод, построенный на молитвенном вникании в прочитанное слово (Священного Писания, святых Отцов или светских авторов) и в события церковной или личной жизни, своей и своих близких. Понятно, что этот метод напрямую связан с монашеским деланием автора. Об этом говорит и сама монахиня Игнатия, объясняя истоки своего литературного творчества навыком ежедневного письменного исповедания помыслов — раскрытия перед своим наставником самых сокровенных движений души, как худых, так и добрых, приучающего к постоянному покаянному самовоззрению и духовной трезвости. Воспитанная в школе старчества Свято-Смолен­ской Зосимовой пустыни, она перенесла составляющие зосимовской традиции и в самый стиль своих книг.

http://pravmir.ru/krug-bogorodichnyiy/

Вийшов у календар на 2023 5 жовтня 2022 р. 17:28 Издательство Московской Патриархии выпустило в свет Патриарший календарь на 2023 год — официальное календарно-богослужебное, а также справочное издание Русской Православной Церкви. Патриарший календарь продолжает традицию полного официального календаря-справочника по предстоящему богослужебному году и устройству Русской Православной Церкви. Уникальное издание включает традиционный полный месяцеслов с развернутыми богослужебными заметками, тропарями и кондаками, а также фрагменты проповедей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на каждый день церковного года. В календаре приводятся тропари и кондаки тех праздников или святых, совершение служб которым предусматривается Богослужебными указаниями, выпускаемыми Издательством Московской Патриархии. В богослужебных заметках раскрываются литургические особенности предстоящего года. В Патриаршем календаре на 2023 год отражен ряд церковных памятных дат и юбилеев: 1975-летие со времени написания Иерусалимской иконы Божией Матери, 950-летие принесения из Константинополя в Киево-Печерский монастырь иконы Успения Божией Матери, 375-летие принесения в Москву Иверской иконы Божией Матери, 200-летие явления Ярославской (Печерской) иконы Божией Матери, 125-летие чуда от иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной, 850-летие преставления преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, 600-летие со времени явления Честного и Животворящего Креста Господня (ныне известного как Годеновский крест), 100-летие преставления праведного Алексия Московского и преподобного Германа Зосимовского, 25-летие обретения мощей блаженной Матроны Московской и преподобного Амвросия Оптинского. В 2023 году также исполняется 400 лет со дня рождения святителя Митрофана, епископа Воронежского, 250 лет со дня рождения святителя Антония, архиепископа Воронежского, 30 лет со дня мученической кончины насельников Оптиной пустыни иеромонаха Василия (Рослякова), иноков Трофима и Ферапонта. В специальных разделах календаря приводится традиционная справочная информация: о синодальных и общецерковных учреждениях, о епархиях и епископате Московского Патриархата, о зарубежных приходах Русской Православной Церкви, о духовных учебных заведениях и православных общеобразовательных учреждениях. Календарь содержит множество цветных иллюстраций по всем разделам: иконы к юбилейным датам, фотоматериалы, освещающие события церковной жизни и служение Предстоятеля Русской Православной Церкви, в соответствующем разделе размещены фотографии епископата. Издательство Московской Патриархии /Патриархия.ru Календарь ← 28 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5967920...

19. Среда. Попразднство Воздвижения Креста. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта. Блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского. Сщмч. Константина Голубева, пресвитера Богородского . Прп. Алексия Зосимовского . Прмц. Марии Мамонтовой-Шашиной . Служба мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Воздвижения. На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 4-й – 3, и мучеников, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «Восплещем днесь...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 1-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Глас пророк Твоих...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. На отпусте: «...силою Честнаго и Животворящаго Креста...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мучеников на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мучеников). По 3-й песни – кондак мучеников, глас 8-й; седален мучеников, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Горе, яко Бог...» (см. в Минее 19 сентября). По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Крест – хранитель всея вселенныя...» (см. в Минее 19 сентября). «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Глас пророк Твоих...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

http://patriarchia.ru/bu/2024-10-02/

Первый каменный храм, освящённый в честь Смоленской иконы Божией Матери, появился в Зосимовой пустыни в 1889 году. Он был перестроен из каменной часовни над могилой схимонаха Зосимы и лишь условно мог считаться удобным для совершения богослужений. Обстоятельства позволили приступить к постройке нового собора лишь в 1894 году. 1 мая архимандрит Павел (Глебов) заложил первый камень в фундамент будущего сооружения. Собор поставили на том же месте, что и прежний, - то есть над могилой старца Зосимы. Освящение соборного храма состоялось летом 1900 года. Средний храм освятили 8 июля, в честь Смоленской иконы Божией Матери, северный придел - 9 июля, во имя Архангела Рафаила и прочих Сил Небесных, южный - во имя преподобного Зосимы, Соловецкого чудотворца. Ради торжественного события Зосимову пустынь посетил в эти дни митрополит Московский Владимир (Богоявленский; будущий митрополит Киевский, священномученик). Он и совершил освящение главного престола соборного храма. Для монастыря освящение каменного собора стало настоящим праздником, да и не только для монастыря. " Стечение народа было многочисленное, - сообщал об этом событии священномученик Серафим (Чичагов). - Кроме окрестных жителей было намало приезжих из Москвы, Александрова, Киржача и Сергиевского Посада. Ясная и тёплая погода вполне благоприятствовала торжеству " . " Общая площадь постройки, - описывал всё тот же Серафим, Смоленский собор, - 157 квадратных сажен (сажень - 2,16 метра), длина 14 сажен, ширина 11 сажен, высота с крестом 12 сажен, кровля четырёхскатная. Кроме средней главы имеются ещё четыре: над западным, северным и южным входами и над алтарём - все с золочеными крестами. Пол храма и ступени папертей мозаичные " . В советское время в храме находился клуб воинской части. Это сохранило его от совершенного разрушения, но в тоже время нанесло ему невосполнимые утраты: были уничтожены настенные росписи, частично повреждён мозаичный пол. После закрытия Зосимовской пустыни в 1923 году бесследно сгинули многие её святыни - в том числе Смоленская икона Божией Матери XIV века. Но с возрождением монастыря Божия Матерь утешила братию другим Своим Смоленским образом. А вскоре были обретены и мощи Зосимовских старцев - преподобных Германа и Алексия, а также её основателя, преподобного Зосимы. Все они хранились до закрытия пустыни в соборном храме. Долгое время они находились здесь, являясь своего рода залогом сначала первого (в последней трети XIX века), а затем и второго - уже в наши дни - возрождения пустыни. Сейчас в Зосимовой пустыни есть Смоленский образ Пресвятой Богородицы. В отличие от исчезнувшей после революции иконы, нынешняя " Зосимовская Смоленская " довольно больше утраченной, но находится она на том же месте, что и прежний образ, " в соборе в главной части с правой стороны " . Икона почитается в монастыре как чудотворная. По утверждению специалистов, написана она на рубеже XVIII-XIX веков. Конечно, это не XIV век, и всё же...

http://sobory.ru/article/?object=06900

Человек, ради пребывания с Богом отдавший старцу все, вплоть до самого себя (Мф 16:24), начинает воспринимать Церковь в эсхатологической перспективе как Царство не от мира сего. Все формы этого мира становятся для него равны перед лицом Христова Царства. Свобода, обретенная благодаря послушанию, позволяет ему с достоинством “беседовать с царями” и молиться за них, молиться за любую власть, даже в условиях жесточайших гонений с ее стороны 6 . На эту-то свободу Церкви и указывал зосимовский старец Алексий, когда в 1927 г. благословил своих чад поддержать митрополита Сергия и молиться за безбожную власть. “Только благодать молитвы может разрушить ту стену вражды и ненависти, которая встала между Церковью и советской властью. Молитесь, — может быть, благодать молитвы пробьет эту стену”, — сказал старец 7 . Слова старца Алексия как завет были восприняты его чадами и рассеянными по стране после закрытия пустыни зосимовскими иноками. Одним из первых практических деятелей, призванных провести в жизнь принцип зосимовского старца, был владыка Варфоломей. Для него было органично принять на себя этот труд и понести его даже до смерти. Усилия по легализации Церкви предполагали многочисленные контакты с властями, которые с 1921 г. сосредотачивались исключительно в руках ГПУ 8 . При таких контактах владыке приходилось испытывать огромное давление и подвергать опасности свою жизнь и репутацию. В том, с какой самоотверженностью и с каким постоянством владыка нес этот труд 9 , сказалась пройденная им школа старчества, требующая от послушника исполнения порученного ему даже в том случае, если это сопряжено с опасностью для жизни. Контакты с властями не были тайными; согласно воспоминаниям, об их наличии было известно кругу лиц, явно превышавшему число ближайших духовных чад владыки. Это говорит о том, что они были предприняты епископом Варфоломеем не самочинно, но с ведома и по благословению церковной власти. Как мы уже говорили, владыка, владевший иностранными языками, был привлечен к работе с иностранцами еще святителем Тихоном.

http://pravmir.ru/k-110-letiyu-so-dnya-r...

Уникальность же Зосимовской обители в том, что она объединяет сразу два монастыря – Свято-Васильевский мужской (в честь святителя Василия Великого) и Свято-Никольский женский (в честь святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских). Оба основаны богоносным старцем – в 2001 и 2002 годах. Такое соседство здесь никого не смущает, так как монашествующие – это не «мужчины и женщины» в мирском понимании, а носители ангельского образа. Насельники и насельницы гармонично дополняют друг друга. С чем-то лучше справляются мужские руки, с чем-то – женские. Хозяйство в монастыре немалое (коровы, птица, пасека, сады и огороды), есть и Дом милосердия (богадельня для престарелых), гостиница и трапезная для паломников, так что посильных послушаний на всех хватает. В настоящий момент мужской монастырь возглавляет архимандрит Амвросий (Скобиола), а женский – игумения Анна (Морозова). Благочинным обители является архимандрит Серафим (Гогунский). Все они духовно окормлялись у схиархимандрита Зосимы, были его духовными чадами. На последней прижизненной фотографии старец запечатлен вместе с нынешним отцом-настоятелем, тогда еще совсем молодым иеродиаконом Амвросием. Будучи келейником, тот присутствовал при последних мгновениях земного жития подвижника. По свидетельству архимандрита Амвросия, перед самой своей кончиной духоносный старец сподобился некоего откровения. «У его больничной кровати была икона с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими, и, пристально глядя на нее, батюшка, как бы позабыв о нестерпимой боли, минут 10 вел спокойную мирную беседу с Кем-то, Кто был невидим для телесных очей его келейников. Трудно было разобрать этот полушепот умирающего старца, но в нем явственно слышались нотки вопросов, прошений, доносились до слуха отдельные реплики и слова. Такое было впечатление, что в палате была Сама Пречистая Дева. И нельзя было без трепета и благоговения присутствовать при сем великом и дивном таинстве – смерти праведника, лик которого уже светился неземным светом» (см.: «Любовь превыше всего. Светлой памяти схиархимандрита Зосимы». Донецк. «Православный благовестник», 2004). Господь управил так, что 28 августа на вечерней службе в Успенском соборе, во время которой читались молитвы об упокоении душ усопших всечестного отца нашего схиархимандрита Зосимы, его родителей воина Алексия и схимонахини Мариамны автор этих строк стоял недалеко от архимандрита Амвросия. И видел слезы на его глазах.

http://pravoslavie.ru/115525.html

В Синоде беспокоились о судьбе матушки. Вскоре Указом Святейшего Синода она была переведена в Москву и назначена настоятельницей Покровской общины. Как не тяжело ей было покидать родной монастырь, но она должна была смириться и ехать в Москву. Монахини Покровской общины работали как сестры милосердия, так же как и сестры Марфо-Мариинской общины, которые монахинями не были. В эти годы матушка сблизилась с Великой княгиней Елизаветой. (Святая преподобномученица Елизавета (1864–1918))         Вскоре у подвижницы родилось желание поселиться около Саровского монастыря, ей хотелось быть ближе к тому месту, где подвизался прп. Серафим, чтобы там, в уединении, молится до последних дней своей земной жизни. В 1908 году  у неё появилась такая возможность, в июне 1908 года  она остановилась в Серафимо-Понетаевском монастыре. Когда она молилась перед иконой Божией Матери «Знамение» ей было открыто, что она должна создать новый скит. Матушка решила посоветоваться с опытным духовником и в октябре поехала в Зосимову пустынь к старцу иеросхимонаху Алексию (Соловьеву), который, выслушав матушку, сказал ей, что она не должна уходить на покой для уединенной молитвы, а обязана устроить новый скит, и к этому ее призывает Сама Матерь Божия. (Преподобный Алексий Зосимовский (1846–1928))         Позже она услышала тот же совет от Оптинского старца иеросхимонаха Анатолия (Потапова), который тоже настойчиво убеждал ее исполнять поручение, данное ей Самой Божией Матерью. (Преподобный Анатолий Оптинский (1855–1922)) Еще несколько раз матушка ездила за советом к старцу Алексию Зосимовскому . Возвращаясь из последней поездки к старцу, она заехала в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы посоветоваться с наместником Лавры. И наместник Лавры благословил ее на создание нового скита. Таким образом, Серафимо-Знаменский скит был основан по благословению старца Алексия Зосимовского , Оптинского старца о. Анатолия и о. Товии, наместника Троице-Сергиевой Лавры. (Место для постройки скита было выбрано в Самойловском лесу, в двух километрах от деревни Заборье и в полукилометре от села Битягово, на горке в правобережье реки Рожайки среди древних славянских курганов.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На кладбище Всехсвятской церкви хоронили прихожан, а также паломников, умиравших в благотворительных заведениях лавры. В 1871 году староста Ильинской церкви, иконописец И.М. Малышев отмечал, что «кладбищенская Церковь тысячи хранит умерших из братии Лавры, из больниц оной и Дома Призрения». По преданию, Всехсвятская церковь стоит на том месте, куда 17 мая 1746 года, во время большого пожара в лавре и слободах, вынесли для сохранения мощи преподобного Сергия Радонежского. Предание имеет основание, так как местность к северо-востоку от лавры в середине XVIII в. была свободна от жилой застройки и легко сообщалась с лаврой через плотину Конюшенного пруда и Каличьи ворота. Пожар опустошил, главным образом, южную половину и центр посада вместе с южной половиной лавры. В память о пожаре 1746 года на одной из стен церкви, во всю стену, была изображена картина, изображавшая лавру в огне. После закрытия Троице-Сергиевой лавры во Всехсвятскую церковь ходили молиться лаврские монахи, молился здесь и последний наместник дореволюционной лавры архимандрит Кронид (Любимов). На Всехсвятском (Кокуевском) кладбище он часто приходил к могиле последнего старца Смоленской Зосимовой пустыни, о. Алексия Зосимовского. Всехсвятская церковь была закрыта осенью 1938 года. В настоящее время она восстанавливается как Покровский храм Всехсвятского подворья Троице-Сергиевой лавры. www.vesposad.ru Две смежные постройки, расположенные на одной линии, сложены из кирпича в 1834-1840 гг. на средства прихожан, в том числе кукуевского крестьянина Г.А.Ломова. В конце XIX в. поновлены, устроен второй престол во имя Всех Святых. При этом внешняя архитектурная обработка церкви выполнена в штукатурке, корпус богадельни надстроен вторым этажом. В основе композиции церкви лежит бесстолпный одноапсидный храм в форме куба с боковыми портиками и венчающей купольной ротондой. Перекрытая полулотковым сводом небольшая трапезная соединяет его с двухъярусной, с полуярусом, колокольней. В наружном декоре применены квадровый руст, тянутые наличники и карнизы. Фусты колонн частично каннелированны. Внутренняя отделка новая. Храм был закрыт в 1938 г. и искажен. С 1997 г. здание возвращено верующим и восстановлено. Здесь распооложено Всехсвятское подворье Троице-Сергиевой лавры.

http://sobory.ru/article/?object=06195

  Обзоры:   Что читать: Представлены и отрецензированы издания: Протоиерей Максим Козлов . Читая Книгу. Проповеди. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. – 304 с./Представляет Наталья Богатырёва //Фома. - – октябрь 2014. – С.88. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). В книгу отца Максима Козлова, известного священника, которого протоиерей Владимир Вигилянский в предисловии называет одним из лучших московских проповедников, вошли беседы о Евангелие, прозвучавшие в эфире радиостанции «Эхо Москвы», аудитория которой в подавляющем большинстве не просто далека от Церкви, а относится к ней враждебно-настороженно. Как с такой аудиторией говорить о Христе? Отец Максим нашел и нужную интонацию, и аргументацию. Все понятно, доступно, с уважением к слушателю и в то же время - твердо и с достоинством. Местами - с иронией, приглушенной, но отчетливо различимой. И если у него порой блеснет, как клинок, острая фраза, как вот эта цитата из Достоевского: «Русский человек без Бога – дрянь», - так обдумать эти слова аудитории «Эха Москвы» весьма полезно. Может быть, для кого-то эти радиобеседы уже стали не дверью еще, а калиткой к храму. Может быть, хотя бы одна заблудшая овечка вернулась к Пастырю.   Сщмч. Илия Четверухин , Е. Л. Четверухина . « Я всё переживаю с вами ». Житие и поучения преподобного старца Алексия Зосимовского. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. – 416 с. - (Подвижники благочестия ХХ века)/Представляет Наталья Богатырёва //Фома. - – октябрь 2014. – С.88. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Книга посвящена старцу Алексию, но у нее еще два героя – священник Илия Четверухин и его жена. 14 лет, до самой смерти старца в 1928-м, о. Илия собирал материалы о жизни своего духовного отца, записывал свидетельства его прозорливости и фиксировал все случаи благодатной помощи по молитвам старца. Дело всей жизни протоиерея Илии, арестованного в 1930-м, сосланного на Урал и погибшего в 1932-м на пожаре, продолжила его жена, Евгения Четверухина. Себя она скромно называла «переписчицей» записей своего мужа, но именно благодаря ее литературному вкусу, умной и бережной редактуре книга о старце Алексии приобрела вид увлекательного повествования о жизни одного из выдающихся подвижников ХХ века.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-138...

Из жизнеописания владыки Германа известно, что он часто посещал Смоленскую Зосимову пустынь, где в это время подвязались два знаменитых старца – схиигумен Герман и иеросхимонах Алексий. Оба ныне прославлены в лике святых. Особенно часто владыка Герман посещал Гефсиманский скит, с настоятелем которого, игуменом Израилем, его связывали особенно тесные дружеские отношения . Руководителем диплома иеромонаха Варнавы была Ирина Ивановна Ковалева. Вместе со своим педагогом отец Варнава подготовил жития преподобных Германа и Алексия Зосимовских и написал тропарь Алексию Зосимовскому. Стал батюшка и автором тропаря и кондака своему двоюродному дедушке – владыке Герману. Время работы над дипломом было частью армейской и монастырской жизни батюшки: Иеродиакон Герман (Ряшенцев) и архимандрит Феодор (Поздеевский). Фото из архива игумена Варнавы (Столбикова) – Мне приходилось договариваться с руководством монастыря о том, чтобы я часто служил, чтобы потом на неделю уехать в Москву. Здесь ночами я работал над дипломом, а днем трудился в архивах. – Сегодня дипломная работа – увесистый труд в красном переплете – повсюду путешествует с батюшкой. – Сколько у вас в работе размещено редких и уникальных снимков священномученика! – не могу сдержать своего удивления, листая научный труд игумена Варнавы. – Да, фото мне удалось сохранить, – улыбается батюшка. Вот среди выпускников Казанской духовной академии вижу юного Николая Ряшенцева (будущего священномученика Германа) рядом с братом – иеромонахом Варлаамом (Ряшенцевым). На одном из старинных фото запечатлены иеродиакон Герман (Ряшенцев) с архимандритом Феодором (Поздеевским). – Благодаря архимандриту Поздеевскому и был совершен перевод владыки Германа в Вифанскую семинарию, – рассказывает отец Варнава. – Вместе с ним они написали акафист Даниилу Московскому, а он, как известно, является небесным покровителем инженерных войск. Вот такая связь снова прослеживается с моей нынешней жизнью и моей работой с воинами. Мы просим разрешения на строительство в части собора в честь Даниила Московского.

http://pravoslavie.ru/108909.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010