Тогда я встретил Христа… Он был единственной соломинкой – единственной надеждой дожить до следующего утра. Мы жили тогда на Космодамианской набережной. Город погружался в ночную тьму, и моя внутренняя тьма усиливалась. В окно, на противоположном берегу реки, в небольшом проеме за высотным зданием, через лес деревьев, я видел крест на куполе храма (это был храм Никиты мученика Афонского подворья – тогда его только начинали восстанавливать). Меня спасала только одна мысль, что когда уже не будет сил от надвигающегося ужаса, на последнем издыхании, на выкрике,  рвану на ту сторону — добегу через мост, разбужу сторожей – умолю, упрошу пустить меня в храм к Нему, и Он отгонит тьму – не даст погибнуть. Со временем я стал приходить к Нему. И Он спасал и утешал. Тогда  я почти физически чувствовал, как все мое прежнее естество выворачивается наизнанку. Потом было время активного вхождения в Церковь — период активного поглощения книг. И вот ты уже много знаешь и понимаешь –  как правильно, как не правильно, и уже немного больший христианин, чем сам Христос. Прошло еще какое-то время, и  вдруг я  начал опять почти физически ощущать, что еще  далеко не христов, что во мне еще очень мало Его –  мало во мне Его живой воды, а пространство Его Церкви так глубоко —  не исчерпать. Тогда произошла еще одна встреча.  Это была Вера Николаевна Беневоленская – дочка священномученика Николая Беневоленского (последнего настоятеля нашего храма) и внучатая племянница преподобного старца Алексия Зосимовского (она называла их – папа и дедушка). И вот я увидел такого человека, для которого жизнь в Церкви была так же естественна, как дышать. Не было в ней ни надрыва, ни излома, не желания кому-то что-то доказывать. Это была ее жизнь. Потом была еще одна встреча, и она произошла в этом самом храме, который — «бутафорный, макет, симулякр и офис РПЦ». На том самом месте, где недавно бодренько «помолились» девушки, стоял приснопамятный Святейший Алексий , наши глаза случайно встретились, и он ненадолго задержал свой усталый взгляд, как будто для того, чтобы я успел его сохранить.  Это была его последняя Пасха …

http://pravmir.ru/novye-xristiane/

Последним строителем Смоленской Зосимовой пустыни перед трагедией 1920-х годов был схиигумен Герман. Память о истинном монахе, делателе Иисусовой молитвы, составляет духовную сокровищницу обители 5 . Его современник и насельник пустыни, старец иеросхимонах Алексий, также прославил Господа своей жизнью. Отцу Алексию было суждено свыше вынуть жребий, предопределивший избрание владыки Тихона Патриархом всея Руси. В 1919 году, 28 февраля, о. Алексий был пострижен в схиму. После закрытия Зосимовой пустыни в 1923 году со своим верным и преданным келейником о. Макарием 6 он переехал в Сергиев Посад, где скончался 19 сентября 1928 года 7 . Многие зосимовские старцы нашли приют в Высокопетровском монастыре в Москве под началом епископа Варфоломея (Ремова) , духовного сына схиигумена Германа. Благодаря им в обители установился строгий устав и продолжалось самоотверженное окормление христиан, невзирая на чудовищные притеснения со стороны советской власти. Восстановление монашеской жизни в Свято-Смоленской Зосимовой пустыни началось в 1992 году, а 26 июля 1994 года состоялось торжество прославления основателя пустыни преподобного Зосимы как местночтимого святого. Вскоре, 20 августа 2000 года, на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви совершилась канонизация преподобного Алексия Зосимовского . Предстательством и молитвами угодников Божиих укрепляется воссозданная обитель на радость всему православному миру. Третья «Зосимова пустынь», на этот раз женская, была основана старцем пустынножителем Зосимой (Верховским) в 1826 году среди лесов и болот Верейского уезда Московской губернии. Именно этой обители посвящена данная книга. Поэтому здесь лишь кратко упомянем ее историю. При жизни старца (скончавшегося 24 октября 1833 года) в пустыньке еще не было ни одного храма. Но старец предсказал расцвет обители и завещал первый храм посвятить Живоначальной Троице, а второй – иконе Божией Матери «Одигитрии», покровительнице его родной Смоленщины. Предсказания Божиего угодника сбылись, и в 1856 году обитель была утверждена в статусе Троице-Одигитриевского общежительного женского монастыря. На рубеже 1928–1929 годов монастырь был закрыт. Но как напоминание о нем сохранилось название ближайшей к монастырю железнодорожной платформы перед Наро-Фоминском – «Зосимова пустынь».

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В своих письмах Платонова упоминает об изъятии церковных ценностей в Москве, об арестах московского духовенства и т.д. Так, 17/30 марта 1922 г. она пишет: «Дорогой мой Алексеюшка, поздравляю Вас с днем Ангела, да будет он, Святой Хранитель, неотступно с Вами. Как Вы живете, спасаетесь, как здоровье физическое, духовное и душевное? Владыка мой болен до сих пор, стал было поправляться, да новый припадок печени снова уложил его в кровать . Очень его взволновал арест на прошлой неделе 16-ти человек церковных деятелей, как Архиеписк. Никандр Крутицкий, еписк. Иларион и Серафим, секрет. Святейшего Полозов, свящ. Хотовицкий и другие. Алексеюшка, интересно мне было бы знать, как Вы лично и как вообще в Петрограде отнеслись к Декрету об отобрании церковных ценностей и к ответу на него Свят. Патриарха. Я вижу строгую последовательность в одних и мудрый выход другого» . В марте 1933 года Варвара Александровна была арестована вместе с другими клириками и прихожанами Высоко-Петровского монастыря и все время следствия содержалась в Бутырской тюрьме. Доноситель писал о ней: «Нелегальным сбором средств [в монастыре] руководила Платонова Варвара Алекс. – рассылая монашеский элемент по всей Москве с призывам к верующим для оказания помощи невинным страдальцам за веру Христову» . Для Варвары Александровны было неприемлемо общение с теми, кто шел по пути раскола В ее показаниях на следствии есть интересное свидетельство, говорящее о ней как о верной духовной дочери владыки. Дело в том, что Петровская община никогда не уходила в оппозицию к митрополиту Сергию, в этом владыка Варфоломей следовал заветам своего старца, преподобного Алексия Зосимовского. Поэтому для Варвары Александровны было неприемлемо общение с теми, кто шел по пути раскола, даже если с ними ее связывало многолетнее знакомство. В ее показаниях есть такие строки: «В 1932-м году приезжал в Москву сосланный епископ Ухтомский, с которым я имела свидание и, узнав, что он расходится с митрополитом Сергием, порвала с ним связь» .

http://pravoslavie.ru/115636.html

Вашего Преосвященства смиренный во Христе брат и богомолец Григорий Патриарх Антиохии и всего Востока Дамаск, 12 декабря 1913 г. 1460. ІІІ. Письмо Высокопреосвященнейшего Макария, Митрополита Московского Его Преосвященству, Преосвященнейшему Феодору, Епископу Волоколамскому, Ректору Императорской Московской Духовной Академии. Ваше Преосвященство, Милостивый Архипастырь. Благоволите принять мою глубокую благодарность за Ваше и Императорской Духовной Академии праздничное приветствие с благим пожеланиями. С своей стороны и я приношу Вам Владыко, и Императорской Духовной Академии мое сердечное поздравление с высокоторжествен- —222— ным праздником Рождества Христова и грядущим новолетием, усердно моля Рождшегося Спасителя мира о даровании Вам здравия и крепости сил на долголетнее Ваше Архипастырское служение. Поручая себя святым молитвам Вашим, с истинным почтением имею честь быть Вашего Преосвященства возлюбленного о Христе брата покорнейший слуга Макарий Митрополит Московский 31 декабря 1913 года. IV. Облечение в рясофор В самом начале нового гражданского года и нового учебного полугодия состоялось в академическом храме скромное церковное торжество: в неделю пред просвещением после всенощного бдения 4 января Преосвященным, ректором Академии Епископом Феодором облечен в рясофор студент 2-го курса Академии Николай Николаевич Руднев. Руднев – из воспитанников Московской семинарии. Сразу же по вступлении в число студентов Академии он обнаружил себя как искренний религиозно настроенный юноша. Обычные учебные занятия прерывались посещением близлежащих, духовных очагов монашества – Зосимовой пустыни и пустыни „Параклит». Юный студент отдал себя в полное духовное руководство зосимовского старца о. иеромонаха Алексия. Все это и подготовило студента Руднева к тому, чтобы избрать для себя путь серьезного, подлинно-жизненного отношения к христианству, т.е. путь монашества. Облечение в рясофор, уподобление монаху хотя по внешности – это его первый решительный шаг в осуществлении благого намерения монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бахрушины. Поколенная роспись московской ветви Алексея Федоровича Бахрушина. М.: Изд. МГУ, 1997. Отец монахини АлексииАлексей Федорович Бахрушин (1792–1848), из зарайских купцов; в 1834 г. основал кожевенный завод в Москве, в районе Кожевников; с 1835 г. записался в московское купечество, став основателем династии московских купцов Бахрушиных-Кожевнических. Жена его Наталия Ивановна (1793–1862), из рода зарайских купцов Потоловских, с 1850 г. владелица сафьянно-кожевенного завода. Благодаря ее усилиям и предприимчивости семья получила в 1851 году звание почетных граждан. Оба похоронены на Даниловском кладбище. Братья монахини Алексии были основателями Городского сиротского приюта в Сокольниках, Совета больницы и родильного приюта, попечительного Дома призрения, Дома бесплатных квартир на Софийской набережной, Дома городских училищ на Смоленском бульваре. Все три брата были гласными Московской городской думы, все являлись ктиторами и строителями не одного храма, удостаивались звания почетных граждан г. Москвы за многолетнюю благотворительную деятельность на пользу беднейшего населения г. Москвы. И дети их (племянники матушки Алексии) продолжали дело отцов. Племянник матушки Алексии Алексей Александрович известен всей Москве основанием театрального музея, который носит и сейчас его имя. Именно в фондах этого музея сохранилась фотография зосимовской монахини Алексии (Бахрушиной). В Отделе рукописей Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина сохранилось два автографа монахини Алексии: ее расписка в получении завещанных умершей матерью денег от 19 июля 1864 года [ОР ГЦТМ. Ф. 1, оп. 2, 800] и письмо к родственнице М. А. Посниковой от 30 мая 1893 года, в котором монахиня Алексия приглашает Марию Александровну Постникову посетить Зосимову пустынь с родными вместе, уточняя, что «у нас гостиница хорошая, а я буду Вас ждать с нетерпением. Теперь дорога хорошая, с Голицынской станции наймите в Зосимову пустынь» [ОР ГЦТМ. Ф. 1, оп. 2, 826]. Семья другого ее племянника, Владимира Александровича Бахрушина, активнейшим образом участвовала в воспитании сирот приюта при Пятницком попечительстве о бедных, их обучении и дальнейшем жизнеустройстве [Филаткина Н. А. Вокруг Кузнецкой слободы//Московский журнал. 1997. 12. С. 19–25].

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В числе осужденных по этому делу было еще трое Зосимовских насельников: преподобный игумен Владимир (Терентьев), иеродиакон Евфросин (Данилов), иеродиакон Иоанникий (Каштанов). Из последнего протокола допроса отца Мелхиседека следует, что ему приписывалось «признание»: «вся наша группа, состоящая из монахов и монашек была по отношению к Соввласти настроена недоброжелательно, а дальше больше враждебно. Состоя членом контрреволюционной организации ”Истинных христиан ” создал филиал этой организации... которым и руководил до ареста: проводил нелегальные собрания..., на которых читал контрреволюционные листовки собственного сочинения и намечал формы и методы антисоветской деятельности Добавляю, по предъявленному ранее обвинению, где я виновным себя не признал, решение свое изменяю и виновным в предъявленном мне обвинении. себя признаю». Подпись иеромонаха Мелхиседека под этим следовательским вымыслом отсутствует! Вероятно истязали, били, играли в «доброго» и «злого» следователя. А кто был «добрым», кто «злым» из мучителей: Логунов? Широков? Саморядов? Комиссаров? «Опер» Толстой? Святое Писание сохранило нам имена Иуды, Каифы, Анны, Иродов. Знайте же и имена тех, кто убивал праведников XX века. Вымышленное обвинение иеромонах Мелхиседек не подписал. И только на следующем листе, через большой пропуск в конце страницы, стоит его подпись под словами: «Признаю себя виновным в том, что я на проскомидии поминал царей благочистивых». Расстрелян отец Мелхиседек был в том же 1931 году вскоре после вынесения приговора 6 июня. Похоронен в неизвестной могиле на Ваганьковском кладбище. Дата реабилитации 12 декабря 1958 года. Упокой, Господи, душу раба Твоего иеромонаха Мелхиседека. Схиигумен Митрофан Русский крестьянин, русский монах-священник, русский мученик, духовник епископов, принявший из рук преподобного Алексия древко хоругви Зосимовского старчества. Корни этого подвижника уходят в благословенную Тверскую землю, где он родился в 1866 году в деревне Горки Новоторжского района. Михаил Тихонович Тихонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

     С тех пор Елена Можарова стала духовной дочерью преподобного Алексия Зосимовского . Мой совет: с благоговением относись к каждому духовнику, который встречается тебе на жизненном пути. При этом задавай себе вопрос: не этот ли именно духовник послан тебе Богом в ответ на твои молитвы? Зорко всматривайся в его сердце, и внешность духовника да не заслонит твоему взору его духовные дары. Не ищи духовника, который должен тебе непременно нравиться. Иначе можешь впасть в крайность: вместо наставника у тебя появится друг, во всех отношениях тебе приятный. Но сможет ли он вести тебя ко спасению? По этому поводу Иоанн Лествичник высказался очень твердо: «По качествам страстей наших должно рассуждать, какому руководителю отдаться нам в повиновение, и сообразно с тем такого и избирать. Если ты не воздержан и удобопреклонен на плотскую похоть, то да будет твоим обучителем подвижник и в отношении к пище неумолимый, а не чудотворец, и который готов всех примирить и угощать трапезою. Если ты высокомерен, то да будет твоим руководителем человек суровый и неуступчиный, а не крепкий и человеколюбивый» 74 . Всегда помни слова схиигумена Саввы (Остапенко) : «Духовный отец дан для спасения, а не для дружбы» 75 . Молитва и тщание Что делать, если, несмотря на все усилия, ты так и не нашел духовного отца, а воля Божия медлит указать тебе конкретного наставника? Надо молиться. А лучше будет, если ты еще прежде поиска наставника и во время поисков будешь молиться Господу о даровании тебе духовника. Причем молиться об этом надо в духе смирения и покаяния, но пламенно. Преподобный Симеон Новый Богослов писал:  «Итак, будем искать со тщанием таковых мужей, настоящих учеников Христовых, и будем с болью сердца и многими слезами целые дни молить Бога, чтобы Он раскрыл очи наших сердец для того, чтобы узнать его, если таковой найдется в этом лукавом роде, чтобы, найдя его, получить посредством его оставление наших грехов, нам, всею душою слушающим его повеления и заповеди, подобно тому как он, услышав заповеди Христовы, стал причастником Его благодати и даров и получил власть вязать и решать прегрешения, от Него разжженный Святым Духом» 76 . «Святой Дух посылает духовного отца, как плод наших исканий и напряженных молитв» 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Епископ Герман пишет: «Изнеможение есть признак неправильности поста. Оно так же вредно, как и пресыщение. И великие старцы вкушали суп с маслом на первой неделе Великого поста. Больную плоть нечего распинать, а надо поддерживать». Итак, всякое ослабление здоровья и трудоспособности при посте говорит уже о его неправильности и превышении его нормы. Лучше всего, когда постящиеся руководствуются указаниями опытных духовных руководителей. Мудрая подвижница благочестия игумения Арсения так писала престарелому и больному брату епископа Игнатия Брянчанинова в дни Великого поста: «Боюсь, что вы обременяете себя тяжелой постной пищей и прошу вас забыть, что теперь пост, а кушать скоромную пищу, питательную и легкую. Разность дней дана нам церковью, как узда здоровой плоти, а вам дана болезнь и немощь старости». Однако, нарушающим пост по болезни или старости все же следует помнить, что здесь может иметь место и какая-то доля маловерия и невоздержания. Поэтому, когда духовным детям старца Алексия Зосимовского приходилось по предписанию врача нарушать пост, то старец велел в этих случаях себя окаявать и молиться так: «Господи, прости меня, что я по предписанию врача, по своей немощи нарушил святой пост» и не думать, что это как будто так и нужно. Говоря о посте, как о скудности и изменении состава пищи, следует заметить, что этот подвиг ни во что вменяется Господом, если христианин не будет в то же время соблюдать Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженном служении ближнему, словом, всего того, что спросится с него в день Страшного Суда ( Мф. 25, 31–46 ). Постижение воли Божией В практике жизни могут встретиться случаи, когда христианин будет лишен руководства или временно разлучен со своим духовным отцом или руководителем. Вместе с тем и при наличии духовного отца не всегда явится возможность спросить его – как надо поступить в отдельных случаях, требующих быстрого решения. Очевидно, что прежде всего всякое решение должно быть сделано при полном спокойствии духа. Святые отцы советуют, чтобы никогда не принимать никакого решения во время душевного смущения. Игумения Арсения пишет: «Когда мы духом смущены, то не можем правильно и здраво рассуждать, а тем менее можем чистою совестью и сердцем мирным познать волю Божию. И сердце, и дух смущен, и солнце Правды закрыто от взора души».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

В разгар войны, когда на оккупированных немцами землях открывались храмы и монастыри, Сталин резко изменил свое отношение к Православной Церкви. 12 сентября 1943 года в Московском храме Воскресения Христова в Сокольниках состоялся Архиерейский Собор и патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) был избран Патриархом Московским и всея Руси. Было ликвидировано обновленчество (“красная, или живая церковь”), дотоле поддерживаемое правительством, были возвращены из ссылок священнослужители, не успевшие погибнуть в тюрьмах и лагерях, хотя таких осталось очень мало. Возродилась обитель преподобного Сергия Радонежского, возобновилось богослужение в Успенском трапезном храме Московского Новодевичьего монастыря, а также в бывших обновленческих храмах. Церковь остро нуждалась в пополнении своего клира. Были организованы Пастырские курсы, затем превращенные в Духовную семинарию. На открытое служение вышли священники, тайно рукоположенные в годы гонений. На помощь Церкви пришел и ее мирской резерв, те люди зрелого возраста, которые в молодости окормлялись у духоносных старцев, не запятнали свою веру отступничеством и после войны принимали рукоположение. Среди них — братья Голубцовы (Николай, Павел, Серафим), духовные чада старца Алексия Зосимовского, врач Василий Николаевич Серебренников — воспитанник старцев Данилова монастыря в Москве, Александр Иванович Москвитин (будущий архимандрит Афанасий) и Иоанн Крестьянкин (будущий архимандрит) — духовные дети владыки Серафима (Остроумова); математик Иоанн Евфимьевич Потапов — духовный сын афонского старца Иосии, биолог Константин Карчевский и др. Атеизм продолжал быть официальной идеологией страны, угроза ареста по-прежнему висела над верующими, тем не менее в Церкви ощущался духовный подъем: храмы были полны народа, возобновились венчания и крестины в храмах, крестные ходы вокруг храмов в дни великих праздников, паломничества по святым местам туда, где монастыри не закрывались, и туда, где они были открыты в период войны. Тяготы и горе войны привели многих в церковную ограду.

http://pravmir.ru/nashi-prihodskie-batyu...

3 2) 2 февраля 1920 г. иеромонах Афанасий возведен в сан архимандрита ( 17 , 48, 294). 3 3) 10 июля 1921 г. была совершена хиротония архимандрита Афанасия во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. Возглавлял хиротонию митрополит Владимирский Сергий (Страгородский) ( 6 , 18). 3 4) Полный список имен в труде святителя Афанасия " Синодик храма Всех святых, в земле Российской просиявших. О упокоении " ( 22 , 327), которого мы, к сожалению, не смогли найти. 3 5) В 1988 г. Русская Церковь торжественно праздновала тысячелетие своего Крещения. Для этого события была составлена специальная служба " Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память Крещения Руси и Всех святых, в земле Российской просиявших " , которая в своем последовании содержит все главные песнопения вышерассмотренной службы (см. 26, 3–50). А недавно опубликованная " Служба новомученикам и исповедникам Российским " также заимствует некоторые песнопения из Службы русским святым (см.: 19 , II-XVI). 3 6) Сергий (Голубцов), архиеп. Новгородский и Старорусский (1906-1982) – иконовед, иконописец. Сын профессора МДА А.П.Голубцова. Духовный сын преподобного Алексия (Соловьева) Зосимовского. С 1950 г. – в братии Троице-Сергиевой Лавры. С 1951 г. – преподаватель МДА (церковная археология, Ветхий Завет и древнееврейский язык). С 1955 г. – епископ, а с 1963 – архиепископ. С 1967 г. – на покое в Лавре, духовник братии ( 20 , 727-728). 3 7) Синаксарий – собрание исторических сведений о празднике или о каком-либо святом. В Триодях эти синаксарии обыкновенно полагаются после 6-й песни праздничного канона ( 4 , 600). 3 8) Например: 1) святость – дар Божий, и достижение ее возможно только на пути следования Христу ( Ин. 14: 6, 12, 23 ); 2) молитвами русских святых стоит и будет до скончания века стоять в истине наша Церковь; 3) мы имеем особое дерзновение, обращаясь к нашим святым, потому что они – наши сродники; 4) Русская Церковь явила миру все возможные степени святости (и мучеников, и святителей, и преподобных, и праведных, и юродивых ради Христа, и даже – равноапостолов); 5) известное нам число русских святых (см. молитву на литии) особенно впечатляет (а если этот список пополнить святыми, канонизированными Русской Церковью в 2000-2004 гг., то он станет еще пространнее!).

http://pravoslavie.ru/2367.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010