Через пять лет послушания, 28 марта 1907 года, он принял постриг с именем Владимира. Преподобный Герман в обязательной рекомендации послужных списков отмечал «очень хорошее поведение» своего духовного чада. 31 мая 1912 г. монах Владимир переведен в Царицынский монастырь Святого Духа Саратовской епархии помощником казначея, глее ровно через два месяца рукоположен во иеродиакона, а пять дней спустя, 5 августа, возведен в сан иеромонаха. 8 августа 1912 г. он назначен временно управляющим Свято-Духовского монастыря. Столь стремительная «карьера» зосимовского подвижника, по- видимому, оказалась не случайной. В этот период настоятелем этой обители являлся иеромонах Илиодор (Труфанов). Харизматический настоятель оказывал на Царицын немалое влияние. Экстравагантный иеромонах создавал в городе собственный культ: «Есть неоспоримые факты, что я, живя среди вас, совершал чудеса, исцелял больных, предсказывал события на многие года вперёд». По удалении из монастыря Илиодора набирается новая братия, и игумен Герман, осведомленный о беспорядках в обители и Царицыне, посылает туда по требованию владыки достойных зосимовцев – вместе с Владимиром едет и будущий игумен Платон. Два предшественника отца Владимира, сменившие авантюриста на посту настоятеля, известные подвижники: Строков Александр Петрович и просветитель народов Крайнего Севера Иринарх (Шимановский) – не смогли укротить бунтующую монастырскую паству. Смог это сделать ученик преподобного Германа. Он подготавливает Свято-Духов монастырь к переформированию в женский. Результатом становится новое почетное назначение. 6 апреля 1913 года он принят на служение в Симбирскую епархию управляющим Соловецкой пустынью, где 8 августа награжден набедренником. С 14 апреля 1917 года он снова стал подвизаться в родной Зосимовой пустыни. В этот период его авторитет был уже столь высок, что отец Герман назначает его братским духовником, вместо ушедшего в полный затвор старца Алексия. В 1921 году отец Владимир был переведен в Боголюбовскую Киновию. В 1923 году возведен в сан игумена. После ликвидации Киновии остался там в земледельческой артели до 1927 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я вспоминал, слушая слова епископа Феодора, митрополита Филарета, который также любил искать и находил людей, забытых жизнью, духовный облик владыки стал мне еще ближе. Кроме уважения к его уму и сердцу, я почувствовал трепет его души, светлой, чистой, приобщенной к истокам Православной веры». Став во главе древней Даниловской обители, владыка Феодор привлекал в нее единомысленную братию — учеников старцев Гавриила, Захарии, Варсонофия и  Никона Оптинских , Алексия Зосимовского (Соловьева) . Так Ваня Сарычев невольно оказался в среде последователей великих старцев Земли Русской. У архиепископа Феодора был богомудрый замысел: создать иноческое братство монахов-подвижников, делателей на ниве христианского подвига, и в силу этого — подлинных защитников Православия и хранителей церковного предания. Находясь в заключении в Таганской тюрьме в 1919 году, владыка Феодор познакомился там с пожилым монахом-священником из Оптиной пустыни Георгием (Лавровым). Владыку поразил подвиг отца Георгия: он не щадил себя, облегчая телесные и душевные недуги страждущих, омывая их раны, исповедуя и причащая желающих. К нему шли за советом, за утешением в предсмертной тоске. Если кто из приговоренных хотел исповедоваться и причаститься у него, то делалось все возможное, чтобы старец мог дать церковное напутствие. Были случаи, когда сами тюремщики приводили смертника в перевязочную к батюшке…. Умел «устроить подкуп любви», как сказал один из возрожденных отцом Георгием к жизни, уже готовый совершить самоубийство, но после разговора со старцем отложивший это намерение (а через два дня освобожденный). Преподобноисповедник Георгий (Лавров) Батюшка в тюрьме заболел, заразившись тифом, и находился месяц в больнице. Рядом с ним лежал какой-то человек, уже бредил, грубо ругал советскую власть. Батюшка и говорит ему: «Голубчик, поисповедуйся у меня, ведь ты плох, вдруг умрешь? Что же ты так останешься?» — «А-а-а… на что ты мне нужен? Не хочу я». — «Ну, скажи хоть имя свое, и я за тебя помолюсь». — «Нужен ты мне! Они, такие-сякие, отняли у меня все!» — «Кто они? Кто тебе все это дал, они, что ли? Господь тебе дал, Он и взял. Кого же ты ругаешь?.. Смирись, смирись, прошу тебя, поисповедуйся мне».

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

Обратно всех развозили на той же машине-автобусе. Пахло донником. У платформы пестрели ромашки. Через редкие сосны виден был золотистый закат. Думалось: «Дай-то Бог , чтобы обитель стала для многих молитвенным прибежищем, уголком умиротворения и духовного преображения!» 1992-й г.       Храм во имя святых мучеников Флора и Лавра был сооружен в XVIII в. на средства жителей ямской слободы, позже названной Старый Ям. В 1990 г. полуразрушенное здание храма возвратили верующим. Богослужения в храме совершаются ежедневно. Ведутся большие реставрационные работы, возводится разрушенная колокольня. Если вы желаете оказать помощь в восстановлении храма, пожертвования можно послать по адресу: 142030 Московская обл., Домодедовский р-н, с. Ям, храм сев. мучеников Флора и Лавра. Доехать до храма можно автобусом 439 от станции метро «Домодедовская», остановка «Село Ям», или электричкой от Павелецкого вокзала до станции «Ленинская».       Тихвинская церковь в Алексеевском построена в 1676–1682 годах и освящена в честь чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери (память 28 июня/9 июля). В храме четыре придела: во имя преподобного Алексия, человека Божия (память 17/30 марта) преподобного Сергия, игумена Радонежского (память25 сентября/8 октября и 5/18 июля); святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца (память 6/19 декабря и 9/22 мая); мученика Трифона, чудотворца (память 1/14 февраля). Особо чтимыми святынями церкви являются Тихвинский образ Пресвятой Богородицы, точная копия пещеры Гроба Господня и образ Пресвятой Богородицы «Прибавление ума». Рядом с храмом расположено Алексеевское кладбище, на котором находятся могилы Зосимовского старца иеросхимонаха Иннокентия и известной в Москве старицы схимонахини Никодимы. Хотя церковь в Алексеевском никогда не закрывалась, в настоящее время возникла необходимость в ремонте фасада. В храме будут молитвенно благодарны всем жертвователям и благотворителям. Банковские реквизиты православного прихода Тихвинского храма в Алексеевском: ИНН 7717082120 р/с 40703810900001006790 в АКБ «Бизнес» г. Москвы к/с 30101810600000000478 ПИК 044525478.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

«Приветствую вас с сегодняшним нашим Владимирским праздником святого благоверного князя Георгия. Весь день сегодня я мысленно в родном, в нашем златоверхом соборе пред святою гробницею угодника Божия. Сколько раз я предстоял пред ней в этот день юным семинаристом с рипидою и иереем в чину чреды своей и однажды ровно 30 лет тому назад на кафедре, возглавляя собор церковный. А вчера вечером, когда в нашем соборе совершалось всенощное бдение и пелись похвалы святому князю, я получил посылочку из Владимира. Особенно обрадовало меня это совпадение. Я принял ее не только как гостинец от моих Владимирских друзей, но и как дар от наших Владимирских чудотворцев, которых я горячо люблю и ежедневно вспоминаю» (1:327 – 328). Тот же лагерь. Лето 1952 г. «Вспоминаю 1923 год, когда в это время мы были вместе... С любовью вспоминаю то далекое прошлое, с любовью вспоминаю всех, с кем Господь тогда приводил встретиться. А теперь... одних уж нет, а те далеко... Царство им Небесное... Поклонитесь... могилке отца Алексия Зосимовского » (1:259). Тот же лагерь. Конец лета 1952 г. «Вспоминаю, как когда я был в 5-м или 6-м классе семинарии... Едем мы на извозчике мимо Никольской церкви в то время, как там кончилась ранняя обедня и молебен, и около паперти кропили лошадок святой водой. Вдруг и наш извозчик поворачивает обратно... Извозчик потихоньку проехал около паперти. Отец диакон покропил лошадку и извозчика, кажется, и нас, и мы поехали дальше» (1:202). Тот же лагерь. Год 1953. Праздник Казанской иконы Божией Матери. «Вспоминаю, как в этот праздник еще семинаристом при служении в Вашей обители покойного владыки Николая и я участвовал в качестве рипидоносца, а потом и трапезовал в келиях покойной матушки игумении... Аще Господь даст дожить, с любовию буду вспоминать 22-го и усопших и здравствующих сестер обители» (1:216). Зубово-Полянский дом инвалидов. Лето 1954 г. «Знаю, что наконец-то началось богослужение в нашем древнем соборе. Теперь могут православные владимирцы лобызать наши святыни. В этом завидую вам. Вспоминаю мое служение в соборе нашем в низшей ступени клира – рипидоносца. Приведет ли когда Господь мне побывать в нашем соборном храме? Многократно повторяю, читая 50-й псалом: аще бы восхотел ecu жертвы, дал бых убо ( Пс. 50, 18 ). А в жертву надо отдать не то, что малоценно, а что особенно дорого» (1:231).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

С Преображения Господня наш авва не в силах был посещать церковные службы, но в келии у него до самой смерти вычитывался весь круг богослужений. Рассказывали, что когда отец Герман последний раз присутствовал в храме, лицо его особенно сияло и очи были устремлены к небу. Вообще на батюшку в последнее время часто находило какое-то духовное озарение: он поднимал свой взор и в молчании долго сидел неподвижно, как-бы что-то созерцая, потом глаза его опускались, и батюшка снова приходил в свое обычное состояние. Неотлучно находившийся при нем отец Мелхиседек чувствовал, что авва его переживает что-то, но спросить его не решался, сам же старец никогда об этом не говорил. А то батюшка подходил к окну, всматривался в здания, двор обители и говорил: «Не узнаю Зосимовой пустыни, будто она не та стала». Свою болезнь отец Герман переносил с поразительным терпением, а она, как видно, была нелегкая, потому что спрашивавшим его о здоровье батюшка обыкновенно отвечал: «Все болит у меня, я весь больной». Келейника отца Мелхиседека, ухаживавшего за ним, он до последних дней старался ободрить, утешить. «Какой ты добрый! Как мой покойный отец Семен!» – ласково похлопывая его по спине, говаривал старец. А когда тот скорбел и жаловался на неумение услужить как следует своему больному авве, последний успокаивал его словами: «Ничего, ничего, хорошо, что сознаешься». Так, с каждым днем ослабевая все более и более, батюшка заметно приближался к исходу из своей временной жизни. В понедельник 16 января 1923 года утром отец Герман почувствовал себя особенно плохо. По совету старца-затворника отца Алексия больного пособоровали. Пока совершалось Таинство Елеосвящения, авва лежал тихо, спокойно, то открывая, то снова закрывая глаза. По окончании присутствовавшая братия поздравила его и старец слабым голосом ответил: «Благодарю вас. Спаси вас Господь». Вскоре после этого отец Герман вспомнил Великую княгиню Елизавету Федоровну и своего отца, в монашестве Симеона, и стал просить свести его к ним. Ответ отца Мелхиседека, что Елизавета Федоровна сама обещала придти, успокоил батюшку. По-видимому, после соборования он немного окреп, и ему предложили приобщиться Святых Христовых Тайн. Больной с радостью согласился.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

По своей скромности отец Герман старался не выделяться среди других иноков ни условиями жизни, ни одеждой, ни поведением. Он трудился вместе со всеми в поле и в лесу. Если в тот день не служил, то скромно стоял в храме и истово клал поклоны. Питался вместе с братией и жил с ней одной жизнью. Весьма строгий к себе, отец игумен в то же время понимал немощи бедных и богатых, ученых и малограмотных и нужды вверенной ему братии, всячески о них заботился. Отец Герман был великим молитвенником, перед служением литургии он молился всю ночь. Когда он совершал богослужение, вид его был необычайно благолепен. Лицо, окаймленное совершенно белыми волосами, светилось. Голос у него был певучий, тихий, возгласы произносил молитвенно. От иноков он прежде всего требовал неопустительного посещения церковных служб и особенно полунощницы и утрени. Об утрене старец обыкновенно говорил словами святых отцов: «Утреня есть жертва наша Богу, тогда как Божественная литургия – жертва Господа за нас». Ввел авва и строго уставное богослужение с умилительным пустынным напевом, исполняемым под руководством иеромонаха Нафанаила 25 . Установил дисциплину и порядок везде и во всем: в церкви, на клиросе, в трапезной, на послушаниях и в монастырском быту; искоренил такие пороки, как своеволие, пристрастие к вину, табаку и хождение по миру. В первую же очередь игумен Герман заботился о духовном окормлении братии. Главной его заслугой стало возрождение зосимовского старчества, которое и привлекало в пустынь тысячи паломников со всей России. Кроме самого аввы Германа и старца Алексия, в пустыне подвизались угодники Божии, получившие широкую известность у богомольцев: преподобный игумен Владимир (Терентьев; †1933), преподобный Макарий (Моржов; †1931), преподобный Игнатий (Лебедев; †1938),  благочинный пустыни отец Мелхиседек (Лихачев; †1931), иеромонах Иннокентий (Орешкин; †1949) и другие. Священники и монахи, офицеры и чиновники, крестьяне и ремесленники, промышленники и торговцы – все они, мужчины и женщины, старики и молодежь, молодые супруги и юные девы, обновлялись духом, принимая наставления зосимовских старцев. Из пустыни они уносили с собой в мир ее особый свет – отблеск Света невечернего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Для жительства митрополиту отводилось небольшое помещение. Настоятель Казанского собора прот. Философ Орнатский предложил в ближайшее воскресенье из всех храмов столицы устроить крестный ход к Лавре. Собрание единогласно приняло это предложение и резолюцию протеста против попытки захватить обитель и против предполагаемого захвата духовно-учебных заведений. Также единодушно было принято предложение отправить в Москву к Патриарху особую делегацию с просьбой восстановить митрополита Вениамина в правах настоятеля Александро-Невской Лавры и осведомить Патриарха о положении в Петрограде. В заключение с горячей речью выступил священник Никитин, отметивший трагическое положение духовенства. Для того чтобы поднять религиозное воодушевление в народных массах, он предложил просить Патриарха Тихона разрешить прибыть в Петроград некоторым оптинским старцам. Митрополит Вениамин заявил, что он будет просить Патриарха благословить прибыть в столицу старца Зосимовской пустыни Алексия, который вынул жребий при избрании Первосвятителя [xiii] . Между тем определенная информация (видимо, искаженная) о событиях в Лавре уже дошла до Патриарха Тихона, и он 17 января послал встревоженную телеграмму епископу Прокопию: «Благоволите срочно прислать подробный доклад кем, как, по чьему приказу захвачена Лавра». Как видно из резолюции настоятеля в тот же день подробный доклад Первосвятителю был послан членом Всероссийского Поместного Собора Жуковичем [xiv] . Под принятой 16 января в зале на Стремянной ул. резолюцией были собраны подписи в петроградских храмах, а затем ее послали властям и опубликовали в газетах. Однако как эта резолюция, так и непосредственные переговоры настоятеля Лавры в Совнаркоме не дали результатов. Руководству епархии, получавшему противоречивую информацию, не было даже официально разъяснено, что речь не идет о полной ликвидации монастыря, что резко усилило конфронтацию. 16 и 18 января к настоятелю с соответствующим мандатом являлся назначенный комиссаром по реквизиции Лавры Иловайский и требовал сдачи ему обители со всеми капиталами, документами, движимым и недвижимым имуществом, но получил категорический отказ.

http://bogoslov.ru/article/3021404

С 28 февраля 1936 – архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский. В 1937 расстрелян в г. Ташкенте. (По иером. Дамаскину) Варфоломей (Ремов Николай Федорович), архим., вп. – архиепископ. (3.10. 1888–10.07. 13 1935) Сын моск. священника, ок. МДА в 1912 г. магистрантом в сане иеромонаха, 11 ноября 1913 г. защитил маг. дисс., утвержден в звании магистра 21 янв. 1914 г. и доцента кафедры Священного Писания Ветхого Завета, которое он читал с сентября 1912 г. (с 20.08.1916 г. – сверхштатный экстраординарный профессор). Благочинный академического храма (с 1913 г.) и его настоятель в сане архимандрита с 1919 г. С 15 мая 1920 г. – якобы, проректор Академии (в Москве) до 15 авг. 1921 г. 14 С 10 авг. 1921 г. – епископ Сергиевский (около 2 лет), затем, с 1923 г. настоятель Высоко-Петровского монастыря, где организовал и возглавлял академические богословские курсы, после – настоятель храма Рождества Богородицы в Путинках. С 9.07.1934 г. (по митр. Мануилу) – архиепископ, а последние годы жизни " на покое», в феврале 1935 г. арестован, а 10 июля расстрелян в Бутырской тюрьме. Будучи студентом Академии, Ремов стал духовным сыном схи-игумена Германа (Гомзина) , начальника Зосимовой пустыни, от руки которого 11 июня 1911 г. принял постриг вместе с будущим епископом Варнавой Беляевым (1963). Много воспринял он и от старца о. Алексия Зосимовского , особенно после смерти о.Германа. Будущий исповедник и мученик, архиеп. Варфоломей, по словам монахини Игнатии, 15 члена его монашеской общины при Высоко-Петровском монастыре, который им возглавлялся в 1923–29 гг., он " был горячей и ревностной душой, душой во всесожжении самого себя Богу... Во Владыке многие видели и прозрение будущего: ...при посещении Пятницкого кладбища, где были могилы его родителей, однажды он вдруг неожиданно и твердо изрек: " А моей могилы и не будет...» Впрочем, последнее, на наш взгляд, можно объяснить и тем, что он не мог ждать пощады от " органов», в результате той политики, которую он повел в их отношении, но об этом мы скажем далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

свщмч. Илия Четверухин, Е.Л. Четверухина Житие и поучения преподобного старца Алексия Зосимовского Предисловие 24 октября 1938 г. (6 ноября) Недавно исполнилось десять лет со дня кончины старца Смоленской Зосимовой пустыни иеросхимонаха отца Алексия; он умер 19 сентября 1928 г. Когда в 1916 г. старец ушел в затвор, моему мужу, отцу Илье Николаевичу, пришла мысль записать на память о старце все, что мы о нем знаем, и с этой целью он с того же времени начал собирать сведения о его родителях, о его детстве и вообще о всей его жизни и деятельности. Этому много помогли бывшие тогда еще живыми его сестра Екатерина Алексеевна и сестра его покойной жены Екатерина Павловна. По воле Божией в 1917 г. старец был избран в члены Всероссийского духовного Собора и приехал в Москву. Пока он жил в Москве, мой батюшка пользовался всякой возможностью выспросить у старца и записать все, что касалось его прошлого. Илья Николаевич поджидал частенько старца при выходе из епархиального дома, где заседал Собор, и провожал его до Чудова монастыря, где старец тогда жил. Сначала отец Алексий доверчиво отвечал на расспросы батюшки, но однажды ему показалось подозрительным, для чего это Илье Николаевичу нужно так подробно знать о прошлом старца, и он поставил ребром вопрос: «Уж не хотите ли вы мне, Илья Николаевич, такую же свинью подложить, как ученики схиархимандрита Гавриила, – не успел он умереть, а о нем уже и жизнеописание составили?» Что было делать Илье Николаевичу? Ведь слова старца попали не в бровь, а в глаз, – эта мысль и была у моего батюшки. Однако Господь помог выйти ему из трудного положения. «Батюшка, – ответил он, – вы знаете, как дорого мне все то, что касается вас. У меня есть дети, и мне хотелось бы действительно оставить на память о вас моим детям рассказ о том, как вы жили. Не запрещайте мне этого, дорогой батюшка!» Старец согласился только ради детей, позволил и благословил. И так батюшка мой продолжал свой труд, имея благословение не только самого старца, но еще одного епископа, близкого к Зосимовой пустыни. Батюшка мой собрал много материала как о самом старце, так и о его родных, но закончить этот труд ему помешали не зависящие от него обстоятельства. Как драгоценное сокровище, собранное трудами целых четырнадцати лет, оставил мне мой покойный батюшка записки о нашем дорогом старце отце Алексии, которого мы знали более двадцати лет (с 1906 по 1928 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рубрики Коллекции Что читать в октябре 2014 6 мин., 21.10.2014 Поделиться Протоиерей Максим Козлов. Читая Книгу. Проповеди.М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. — 304 с. В книгу отца Максима Козлова, известного священника, которого протоиерей Владимир Вигилянский в предисловии называет одним из лучших московских проповедников, вошли беседы о Евангелии, прозвучавшие в эфире радиостанции «Эхо Москвы». Радио, мягко говоря, специфическое, и аудитория его от Церкви в подавляющем большинстве не просто далека, а относится к ней враждебно-настороженно… Как с такой аудиторией говорить о Христе? Отец Максим нашел и нужную интонацию, и аргументацию. Все понятно, доступно, с уважением к слушателю и в то же время — твердо и с достоинством. Местами — с иронией, приглушенной, но отчетливо различимой. Слово — серьезное оружие, и проповеднику более, чем кому бы то ни было, надо обращаться с ним аккуратно. Отец Максим этим искусством владеет в совершенстве. И если у него порой блеснет, как клинок, острая фраза, как вот эта цитата из Достоевского: «Русский человек без Бога — дрянь», — так обдумать эти слова аудитории «Эха Москвы» весьма полезно. Может быть, для кого-то эти радио­беседы уже стали не дверью еще, а калиткой к храму. Может быть, хотя бы одна заблудшая овечка вернулась к Пастырю. Наталья Богатырёва Сщмч. Илия Четверухин, Е. Л. Четверухина. «Я всё  переживаю с вами». Житие и поучения преподобного старца Алексия Зосимовского. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. — 416 с. (Подвижники благочестия ХХ века). Книга посвящена старцу Алексию, но у нее еще два героя — священник Илия Четверухин и его жена. 14 лет, до самой смерти старца в 1928-м, о. Илия собирал материалы о жизни своего духовного отца, записывал свидетельства его прозорливости и фиксировал все случаи благодатной помощи по молитвам старца. Дело всей жизни протоиерея Илии, арестованного в 1930-м, сосланного на Урал и погибшего в 1932-м на пожаре, продолжила его жена, Евгения Четверухина. Себя она скромно называла «переписчицей» записей своего мужа, но именно благодаря ее литературному вкусу, умной и бережной редактуре книга о старце Алексии приобрела вид увлекательного повествования о перипетиях жизни одного из самых выдающихся подвижников ХХ века.

http://foma.ru/chto-chitat-v-oktyabre-2....

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010