Потом я просила маму отслужить молебен святителю Митрофану. И так я выздоровела по молитвам великих угодников Божиих святителей Митрофана и Антония Воронежских. Что я показала, то готова подтвердить под присягой, в чем иду на своих ногах к столу подписаться. Расписалась – во славу Божию исцеленная Пелагия Соколова». Сохранилось письмо священномученика Петра (Зверева) , архиепископа Воронежского, которое он написал незадолго до своей мученической кончины. Это письмо содержит завет и нам, ныне живущим: «Всем без исключения верным Господу прошу передать мир, благословение и поклон. Всех да хранят молитвы Матери Божией и святых Митрофана, Тихона и Антония, великих святителей Воронежских». Почитание святителя Антония никогда не прекращалось. Имя его предваряло многие синодики, а в некоторых семьях хранятся с XIX века как святыни иконки и молитвы, подаренные или присланные духоносным архипастырем. 24 сентября 1953 года архиепископ Воронежский и Острогожский Иосиф (Орехов) в рапорте на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) свидетельствовал о широком почитании верующими памяти архипастыря и ходатайствовал о перенесении останков святителя Антония в ограду Покровского кафедрального собора, в связи с началом строительных работ на месте снесенного монастыря. В годовом епархиальном отчете архиепископ Иосиф писал, что состоялось перенесение останков архиепископа Антония в августе 1956 года на городское кладбище, после чего была отслужена панихида. Интересны обстоятельства, имевшие следствием перенесение честных мощей архиепископа Антония на городское кладбище. Так, сохранившееся предание повествует: «Когда велись строительные работы на месте снесенного монастыря и готовился котлован для фундамента будущего здания, то перед одним из экскаваторов внезапно возникла фигура величественного старца в необычном одеянии. Старец грозно протянул руку: «Дальше – нельзя!» Разгневанный экскаваторщик бросился вон из кабины, чтобы прогнать мешающего незнакомца, но… старец стал невидим. Оказалось, что занесенный уже ковш должен был вонзиться в гробовую усыпальницу: здесь начиналось монастырское кладбище. Строители, испуганные грозным видением, отказались продолжать работы. Тогда власти были вынуждены обратиться в епархию для организации переноса братского кладбища. А в это же время сотни других кладбищ с легкостью уничтожались или осквернялись, обращаясь в городские свалки, танцплощадки…»

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

6 декабря митрополит Петр оставил завещательное распоряжение, в котором епископ Серафим был назначен председателем Совета Преосвященных Московских викариев для временного управления Московской епархией. 9 декабря 1925 года митрополита Петра арестовали. Канцелярия была закрыта, дела опечатаны, но уже 10 декабря 1925 года временно управляющим Московской и Коломенской епархией Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) назначил епископа Петра (Зверева). Владыка вновь возвратился в Аносину пустынь, в которой зимой прекратились богослужения, церковь не отапливалась. Владыка Серафим переехал на хутор близ Кубинки. Пустынька в дремучем вековом лесу, бездорожье: сестры в село и церковь добирались на лыжах. Здесь и непроходимые овраги, и волчьи следы у самых домов. Волков зимой встречали часто. Три пустынницы жили в задней части дома, возле коровы с теленком, владыка — в передней; там же, за тонкой перегородкой — храм с полотняным, прекрасно расписанным иконостасом, освященный в честь преподобного Саввы Сторожевского. Как всегда, служба ежедневная: литургия, вечерня, утреня. В декабре епископ Серафим приезжал в Москву на Влахернское подворье, что на Малой Дмитровке, чтобы встретиться с епископом Гавриилом (Красновским) и московским духовенством. Обсуждали текущие церковные дела. На Рождество Христово утреню отпели, как в вертепе: в избе теленочек, солома, точно Господь здесь родился... Крещенским утром в полном облачении епископ Серафим ходил на реку освящать в проруби воду. Зимой у владыки снова возобновились боли в печени и почках. Утром 25 февраля, в день святителя Алексия, начался сильнейший приступ. Думали, что он умирает, долго был без памяти, затем стало легче. Сестры вышли и через полуоткрытую дверь слушали его дыхание. Вдруг владыка громко позвал: «Кто сейчас прошел по моей комнате в алтарь маленькой церкви за перегородкой?» — «Никто не входил». — «Это святитель Христов Алексий посетил меня, снимите грелку, встану». Оделся — и за перегородку в домашнюю церковь в честь Саввы Сторожевского. К общему удивлению, на престоле в алтаре горела лампада. Владыка надел малый омофор и начал служить, молебен святителю Алексию. При последнем возгласе лампада вдруг сама угасла, в ней не было ни капли масла.

http://pravicon.com/info-3344

Накануне престольного праздника обители, 17 августа 1992 года, наместник монастыря по благословению Святейшего Патриарха совершил малое освящение Спасо-Преображенского собора. 19 — 21 августа 1992 года честные мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в Соловецкую обитель. Торжества возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время Божественной литургии 21 августа Святейший Патриарх Алексий II возвел наместника монастыря игумена Иосифа в сан архимандрита. 22 августа Святейший Патриарх освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где были поставлены мощи Соловецких чудотворцев. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II с 1993 года установлено празднование Второго перенесения святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа 8(21) августа, а на следующий день, 9(22) августа, совершается память Собора Соловецких святых. Продолжение древней традиции Продолжая древнюю соловецкую традицию, братия монастыря воздвигает Поклонные кресты. Первый из них в наше время был поставлен у Секирной горы 21 августа 1992 года в память всех погибших узников соловецкого лагеря. Поклонный крест в память пострадавших православных иерархов воздвигнут у подножия горы Голгофы на острове Анзер 3 июля 1994 года. Благословением Святейшего Патриарха от 7 апреля 1995 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, восстановлен исторический титул обители: «Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь». Летом 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во второй раз посетил Соловецкую обитель. В дар монастырю была передана икона с частицей мощей святителя Иннокентия, митрополита Московского, просветителя Сибири. Обретение мощей В 1999 году на острове Анзер были обретены честные мощи архиепископа Воронежского Петра (Зверева), принявшего мученическую кончину в Соловецких лагерях. Ныне мощи священномученика почивают в монастырской церкви святителя Филиппа, митрополита Московского, а на месте их обретения, за алтарем церкви Воскресения Христова, поставлена часовня. В 2000 году подняты из-под спуда мощи преподобного Иова (в схиме Иисуса), основателя Голгофо-Распятского скита на острове Анзер и перенесены в церковь Воскресения Христова.

http://pravmir.ru/istoriya-soloveckoj-ob...

Николая Александр. Елеонского 5 р. 00 к. 5 р. 00 к. Тихвинской, на Бережках, свящ. Евгения Мих. Лавровского 1 р. 00 к. Тихвинской, в Малых Лужниках, свящ. Александра Алексеевича Шувалова 3 р. 00 к. Тихвинской, в Сущеве, свящ. Серг. Ин. Соловьева 3 р. 00 к. —38— Тихоновской, у Арбатских ворот, свящ. Ал-др. Афан. Никольского 3 р. 00 к. Трехсвятительской, на Кулишках, свящ. Василия Стеф. Пятикрестовского 1 р. 00 к. Трехсвятительской, у Красных ворот, свящ. Алексия Петровича Соколова 5 р. 00 к. Трифоновской, в Напрудной, Свящ. Димитрия Иоанн. Соколова 8 р. 50 к. Троицкой, на Арбате, свящ. Ник. Димитриевича Липеровского 1 р. 00 к. 2 р. 00 к. Троицкой, в Вишняках, свящ. Сергея Васильевича Страхова 7 р. 50 к. 7 р. 50 к. Троицкой, в Голенищеве, свящ. Алексия Викторовича Строганова 3 р. 00 к. Троицкой, в Ермаковской, богадельне, свящ. Иоанна Иоанновича Воронцова р. 50 к. Троицкой, на Грязях, протоиерея Михаила Ильича Зверева 3 р. 00 к. 1 р. 00 к. Троицкой, на Капельках, свящ. Алексия Петровича Соколова 2 р. 00 к. Троицкой, в Зубове, прот. Дим. Петр. Орлова 3 р. 00 к. Троицкой, в Кожевниках, свящ. Василия Ивановича Левитского 2 р. 00 к. Троицкой, в Больших Лужниках, свящ. Ал-дра Павлов, Крылова 1 р. 00 к. Троицкой, при Набилковской богадельне, протоиерея Михаила Петр. Знаменского 2 р. 00 к. 2 р. 00 к. Троицкой, в Полях, прот. Ник. Ал-др. Соловьева 6 р. 00 к. Троицкой, на Пятницком кладбище, свящ. Сергия Семеновича Недумова 5 р. 85 к. Троицкой, в Серебрениках, свящ. Ал-др. Дим. Харитонова 5 р. 00 к. Троицкой, в Сыромятниках, священ. Васил. Филипп. Барбарина 3 р. 00 к. Троицкой, в Шереметевской больнице, протоиерея Иоанна Тихон. Розанова 1 р. 00 к. Успенской, на Вражке, свящ. Ал-дра Пав. Поройкова 7 р. 00 к. —39— Успенской, в Гончарах, свящ. Николая Ал-др. Соколова 3 р. 00 к. 2 р. 00 к. Успенской, в Казачьей, свящ. Сергия Ал-Фев. Булатова 2 р. 00 к. Успенской, в Кожевниках, свящ. Ал-её Ин. Птицына 4 р. 00 к. Успенской, на Малой Дмитровке, свящ. Серг. Ин. Синьковского 14 р. 00 к.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Никон был временно назначен управляющим новообразованной епархией. 26 дек. 2003 года еп. Никон назначен епископом Липецким и Елецким. С этого времени З. в. не замещалось. Арх.: ГА Воронежской обл. Ф. 4. Оп. 1. Д. 473. Л. 36, 138-142; Ф. 18. Оп. 1. Д. 26. Л. 39, 58; Д. 399. Л. 57-69 об.; Д. 401. Л. 9-9 об.; Ф. 967. Оп. 1. Д. 68. Л. 8-9; ГАЛО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 124. Л. 79-79 об.; Ф. Р-76. Оп. 1. Д. 43. Л. 13-13 об., 18-18 об., 21; Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 26. Л. 1-32, 65-76, 94-94 об.; Д. 31. Л. 268; Д. 493. Л. 95-103; Ф. Р-2184. Оп. 1. Д. 24. Л. 175; Д. 29. Л. 8; Ф. Р-2210. Оп. 1. Д. 4. Л. 14, 252-253; Д. 5. Л. 115-159; Д. 6. Л. 24-28, 59, 70-71, 117-118; Д. 7. Л. 64-67; Д. 8. Л. 1, 96, 116-119; Д. 24975. Л. 108-116, 151, 158, 172, 180-181, 235; ЦДНИ ВО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 607; Сергий (Петров), архиеп. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней. Воронеж; Минск; Од., 1961-1969. Маш. Ч. 4. С. 620-633, 718-727; Палицын А. А. Летопись Воронежской епархии. Воронеж, 1962. Маш.//Архив Воронежского ЕУ. С. 435; Поярков А., прот. Обзор церк. событий в Задонской викариальной епархии в 1920-1922 гг. Воронеж, 1962. Ркп.//Частный архив. Ист.: Адамов А., прот. Политическое обоснование церковного обновления. Воронеж, 1925. С. 30; ВССПРЦ. 1925. 2. С. 4; Коммуна. Воронеж, 1928. 57. С. 2; 69. С. 4; 1929. 187. С. 2; 1930. 3. С. 5; 11. С. 2; На богомолье в Задонск//Коммуна. 1928. 66. С. 3. Лит.: Акиньшин А. Н. Церковь и власть в Воронеже в 1920-1930-х гг.: (Процессы Петра (Зверева) и Алексия (Буя))//Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 1993. С. 127-145; Реквием: Кн. памяти жертв полит. репрессий на Орловщине. Орел, 1998. Т. 4. С. 366; Воронежские архипастыри. С. 308, 455, 479-483; Дамаскин (Орловский), игум. История РПЦ в документах АПРФ. М., 2004. С. 38, 54. (Память мучеников и исповедников РПЦ. Тр.; Вып. 1: Новомученики XX в.); Митрофан (Шкурин), игум. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б)-ВКП(б) и ее деятельность по реализации политики Политбюро по отношению к РПЦ в 1922-1929 гг.: Канд.

http://pravenc.ru/text/182475.html

В своей полноте она должна была составить основу будущей небесной жизни праведников после воскрешения из мертвых и наступления «вечной субботы». Угодные Богу поступки и стремление христианина к совершенствованию своих духовных качеств увеличивали Его щедрость и благорасположение. Таким образом, писал англо-саксонский автор о своих героях, «по мере возрастания... добродетелей возросла и небесная благодать» 544 . Беда упоминал о сообществе избранных («electi»), не раскрывая подробно значение этой «избранности» 545 . Можно предположить, что он придерживался точки зрения Августина на изначальное предопределение каждого или к спасению, или к погибели 546 . Выбирая повиновение Господу, человек вступал под Его покровительство. Чем больше верующий полагался на Бога и отвращал взгляд от мирского, тем полнее осуществлялось Божественное участие в его жизни. Согласно Беде, Создатель посылал ему «небесные дары» («dona coelestis»), понимаемые как в духовном, так и «телесном» смысле. Божественная милость по отношению к человеку проявлялась и в оказании ему помощи в повседневном существовании, в трудах, в опасности. В сочинениях Беды попечение Бога о надеющихся на Него нередко было представлено читателю как буквальное отражение евангельского завета «не заботьтесь о завтрашнем дне...», слов «не говорите: «что нам есть?»... потому, что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом», «вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасает от смерти и во время голода пропитает их» 547 . Святые у Беды могли не думать о хлебе насущном; Божественное Провидение доставляло все необходимое для поддержания тела. Так, святой Кутберт, не искавший себе пропитания и полагавшийся на милость Христа, в качестве «особого дара» получал ниспосланную свыше еду, или даже «приготовленную Господом пищу», – хлеб, «превосходивший белизной лилии, ароматом розы и вкусом мед», который приносили святому ангелы 548 . Божественная забота о верующем проявлялась и в посылаемых ему испытаниях и страданиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

В чем же, по мысли авторов, " антиэкологичность " христианства? " ... И наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями], и над птицами небесными [и над всяким скотом, и над всею землею], и над всяким животным, пресмыкающимся по земле " (Быт. 1:28). Человек - царь природы, владыка всего. Что же это значит? Авторы учебника, может быть, против собственной воли, становятся на позиции мыслителей эпохи Ренессанса и Реформации, ложно истолковавших смысл изложенного в книге Бытия и заложивших тем самым духовную основу современной цивилизации. Поняв власть не как любовь к подданным, не как тяжелейшее бремя забот об их благоденствии, а как возможность неограниченного потребления природных ресурсов, " преобразования " мира, " завершения " дела Творца, наслаждения самой властью как таковой. Такой подход имел следствием обоснование либерального мировоззрения: примата личности перед религией, обществом, государством, собственным этносом, окружающей природной средой. Все это во всевозрастающем масштабе в наше время выливается в крайний эгоизм, так называемые самоутверждение и самореализацию, приводящие к духовному разложению и усугублению глобального экологического кризиса, грозящего перерасти в катастрофу - необратимое разрушение биосферы. Либерализм в экономике провозглашает примат частного капитала перед государством - так называемая " рыночная экономика " , самоорганизующаяся согласно принципам синергетики (по сути - право сильного) и ввергнувшая человечество в глобальный экологический кризис. А ведь в книге Бытия дается четкое разъяснение - в чем суть власти, данной человеку Богом: " И взял Господь Бог человека [которого создал], и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его " (Быт. 2:15). Возражения, что в Библии говорится только о саде, но не о всей земле, выглядят довольно смешно. В серии учебников для начальной (!) школы А.Т. Зверева приводится еще одна оригинальная " трактовка " христианства: оказывается, Адам и Ева до грехопадения жили в раю как дикие звери и только после грехопадения стали настоящими людьми!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

«Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его». Исполняя волю Отца, Он становится единым Спасителем всех. Предав Отцу Свой дух, Христос показывает нам, что Крест — не поражение, а победа, надежда для всего мира, которая не постыжает. И мы слышим обращение к Церкви всех времен и народов, к душе каждого из нас: «Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа». Во святую и Великую Пятницу можем ли мы представить Господу кресты, которые мы несем, чтобы они стали с Ним несравненно более легкими? Ибо они стали для нас путем всецелого предания себя Богу, доверия воле Того, Кто не может никогда нас оставить и Кто ответит на наше послушание веры нашим собственным воскресением в славе Его. «О, Пасха, избавление скорби!» — воспевает ликующе Церковь. Но скорби-то, как мы видим, только все больше прибавляются. И еще. Христос говорит Своим ученикам: «Как Отец послал Меня, так Я посылаю вас». Неужели такое возможно? Татьяна Зверева, г. Брянск Пасха — праздник сорокадневный, вечный, не имеющий конца. И особенно драгоценны для нас дни Светлой седмицы. Столь же драгоценны, как дни Страстной седмицы. И еще более драгоценны, потому что то, что было тогда, раскрывается в полноте сейчас. Поистине не символически открыты Царские врата — небо раскрывшееся, с завесой, разодранной от верхнего края до нижнего при распятии Христовом, благодать, даруемая роду человеческому в Его победе над смертью, предлагается нам за всеми этими богослужениями. Мы помним слова апостола Павла, что христиане должны уметь не только плакать с плачущими, но и радоваться с радующимися. Страстная — это то, что относится к первой части слов апостола Павла, а Светлая — это радость о Господе нашем. Радость со всей Церковью, небесной и земной. Эта радость велика, она безмерна, она бесконечна, она ни с чем не сравнима. Это не та естественная радость, которую может знать человек, оттого что у него все идет хорошо, что он брызжет молодостью и здоровьем, что у него успех во всем, что у него самые прекрасные отношения в семье и с другими людьми. Все может быть отнято у человека, а радость, которую дает Христос, будет расти. В этом — чудо победы Божией. Он приобщает нас этой радости.

http://moral.ru/dom_04_2017/

Пути извлечения скрытых значений из текстов Беда объяснял ученикам так: «Весь ряд Писания истолковывается четырьмя способами 270 . Во всех Святых книгах следует выяснить, что за непреходящие истины подразумеваются в них, о каких деяниях говорится, какие грядущие события предсказаны, и что за повеления или советы там содержатся... Слово небесной истины может быть воспринято в историческом, аллегорическом, тропологическом (то есть моральном), или в апагогическом смысле. Когда нечто описано ясными словами в соответствии с тем, как буквально оно было сказано или совершено, это история, как, например, когда рассказывается что народ Израильский, спасенный из Египта, в пустыне построил Богу скинию. Это аллегория, если присутствие Христа или Таинств Церкви выражено в мистических словах или событиях; в словах, когда Исайя говорит: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его ( Ис. 11:1 ), то есть, если сказать открыто: Родится Дева Мария из рода Давидова, и Христос из рода его произойдет. В событиях, когда народ из рабства египетского спасенный кровью Агнца обозначает Церковь , освобожденную страданием Христа от владычества демонов. Это тропология, то есть моральный способ рассуждения, когда в буквальной или образной речи содержится забота о духовном наставлении и исправлении. Говорится прямо, когда, например, Иоанн увещевает, произнося: Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною ( 1Ин 3:18 ). Образно, когда Соломон говорит: Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей ( Еккл. 9:8 ),то есть, говоря открыто. Да будут во все времена дела твои чисты и да не оскудеет милосердие в сердце твоем. Это анагогия, то есть форма изъяснения, если она отсылает к вещам высшего порядка, которые сообщают в явных или тайных словах о будущей награде и о том, что составляет грядущую жизнь на небесах. Например, явно, когда говорится: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф 5:8 ). Или же тайно, например: Блаженны те, которые омывают одежды свои, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами ( Откр 22:14 ). То есть, говоря открыто. Блаженны те, кто очищают помыслы и дела свои, чтобы иметь право узреть Господа Христа, который говорил: Я есмь путь, и истина, и жизнь, и благодаря вероучению и примерам предшествующих отцов войти в царство небесное» 271 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

С этим текстом перекликается и церковный гимн самого Беды о «начале творений» 430 . Комментируя слова Библии «и увидел Бог свет, что он хорош...», «и сказал Бог: да произрастит земля зелень... И увидел Бог , что это хорошо» Беда писал о совершенстве всего сотворенного; мир представал как бы увиденным заново, и все в нем прочитывалось как свидетельство искусности и заботы Создателя. «Не так, как если бы Он внезапно увидев неизвестный доселе свет восхвалил (его), ибо сказал, что это хорошо; но знал, что достославно то, что будет создано, и показал людям, что уже сделанное заслуживает хвалы и удивления» 431 ; «из этих слов Бога ясно, что весной мир в совершенстве украшен. На земле в это время обычно появляются зеленеющие травы и деревья обременяются плодами...» 432 . С этим согласуется этимология «mundus», которую приводил Беда, цитируя Исидора: мир именовался так «из-за своего совершенного и полного изящества; ведь и у греков он называется «космос» из-за красоты» 433 . Как уже отмечалось, по мысли Беды, в книге мира и в Книгах Заветов, рассказывавших о ней, можно было усматривать более ценные для спасения души тайные смыслы, но при этом не следовало пренебрегать уровнем буквального прочтения. Представляется, что при таком рассмотрении своеобразной чертой взгляда Беды на творения Бога была некая «вещность» и конкретность видения изучавшегося предмета. На примере толкования англо-саксонского автора к одной из фраз Книги Бытия можно проследить, как Беда показывал согласованность текста Библии и с каким неторопливым вниманием фиксировал детали мироустройства, которые говорили о премудрости Бога, позаботившегося обо всех созданиях, определившего всем свое место. На слова: «И сотворил Бог рыб... и всякую птицу... благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле». Беда писал: «То, что сказал, плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, относится к обоим видам живых тварей, сотворенных из вод, то есть к рыбам и к птицам, потому что как все рыбы не могут жить нигде, кроме воды, так существуют и многие птицы, которые хотя иногда отдыхают на суше, и продолжают там свой род, но кормятся не столько на земле, но в море, и в море же охотнее находят себе место, чем на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010