Говоря о расколе и о миссии сре­ди раскольников, невозможно не говорить об архимандрите Павле (Ледневе), настоятеле Никольского единоверческого монастыря в Москве, – великом христианском подвижнике и самом значительном тогда в России миссионере, о котором справедливо будет сказать, что это был человек святой жизни, предпринявший ради спасения душ тысяч людей и их просвещения великие труды и под­виги, которые человеку обычно понести невозможно, если бы не благодать Божия, которая столь явственно помогала ему в его делании. Читая житие мученика Алексия, мож­но ознакомиться со взглядами и весьма ценными советами архимандрита Павла, которые он считал важным до­вести до сведения священноначалия Русской Церкви; они касались, в частности, устроения образовательных духовных учреждений, из которых выходили тогда по большей части люди теплохладные, а часто и неверующие, ставшие впоследствии открытыми врагами Церкви. Что знает современный человек о старообрядческом расколе? Какое мнение он имеет о тех стародавних событиях и какую оценку дает им? Обычно это явление воль­но или невольно рассматривается с точки зрения исклю­чительно общественно-политической. Русский человек, не выступая против власти с использованием методов насилия, в течение последних столетий всегда был оппозиционен власти, для чего есть свои глубокие причи­ны, о которых здесь неуместно говорить, и потому почти любое предложение власти он воспринимает критически, ставя под сомнение ее добросовестность. Предполагается, что старообрядцы были консерваторами, а сторонники исправления богослужебных книг реформаторами и но­ваторами, причем не рассматривается, какую цель преследовали последние и могли ли они вообще поступить иначе. Естественно, что симпатии в обществе, не знакомом с содержанием вопроса, отдаются консерваторам. Русский раскол – это огромное явление в истории России, показавшее значительный потенциал верующего русского народа, большую и еще не растраченнуютогда его психологическую и духовную силу, возможность упорного поиска истины.

http://fond.ru/izdaniya-fonda/otdel-nye-...

„По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 2 сего октября за 934, по ходатайству Совета Московской духовной академии об утверждении некоторых лиц в звании почётных членов сей академии. Приказали: Избранных Советом Московской духовной академии в звание почётных членов сей академии Преосвященного Таврического Николая, профессора богословия в Императорском Московском Университете протоиерея Николая Елеонского , настоятеля Берлинской Посольской церкви протоиерея Алексия Мальцева, протоиерея Московской Спасо-Преображенской, что в Каретном ряду, церкви Иоанна Петропавловского и Генерал-Лейтенанта Александра Киреева утвердить, согласно представлению Вашего Преосвященства, в означенном звании; о чём и послать Вам указ“. Определил и: Изготовив дипломы для лиц, утверждённых в звании Почётных Членов Академии, просить их о принятии сего звания. III. Резолюции Его Высокопреосвященства, последовавшие: а) На журнале собрания Совета Академии 4 сентября 1903 года: „1903 г. Сент. 27. По ст. II. Иеромонах Иосиф и г. Городенский Николай утверждаются в должности доцента академии. – По ст. XIV. Кандидату богословия Константину Успенскому разрешается переработать названное его сочинение на соискание степени магистра богословия. – По ст. XXI. Поименованные в сей статье действительные студенты академии утверждаются в степени кандидата богословия. По ст. XXIII. Николая Драганчула и Валериана Беха разрешается принять в число студентов Академии. Прочее утверждается“. —329— б) На журнале собрания Совета 29 сентября: „1903 г. Окт. 13. По ст. VII. Кандидатам богословия Постникову, Шестову и Владимирскому разрешается переработать кандидатские их сочинения на соискание степени магистра богословия. По ст. XIII. Поп-Харалампиева, Раича и Мирчетича разрешается принять – первых двух в число студентов I-ro курса, а последнего в число вольных слушателей академических лекций, о назначении коим стипендии на содержание в Академии ныне же поступает от меня ходатайство в Св. Синод. По ст. XIV. Зверева 2-го допустить к слушанию академических лекций. Прочее смотрено и утверждается“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мальчик брал уроки музыки у профессора Воронцова. В 1925 г., окончив среднюю школу, Сергей Извеков переезжает в Москву и в Сретенском монастыре принимает постриг в рясофор с именем Платон. 4 октября 1927 г., в семнадцать лет, от руки игумена Агафодора он принимает постриг в мантию с наречением имени преподобного Пимена Великого . После пострига будущий первосвятитель управлял хором в московском храме Преподобного Пимена Великого . В 1931 г. он сдал экзамены за курс духовной школы комиссии под председательством бывшего ректора Вифанской семинарии протоиерея Зверева. После этого, 16 июля 1931 г., архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский) рукоположил его в иеродиакона, а 25 января 1932 г. – в иеромонаха. В течение нескольких лет юный иеромонах нес послушание регента Дорогомиловского Богоявленского собора – в ту пору кафедрального храма Москвы. Вспоминая начало 30-х гг., патриарх Пимен говорил: «Мое благовестничество началось с того времени, как я принял сан иеромонаха…». В тяжелые для Церкви предвоенные годы иеромонах Пимен разделил судьбу русского духовенства, на долю которого выпали тяжкие испытания – аресты, лагерные сроки, ссылки. Во время Великой Отечественной войны иеромонах Пимен призывался в действующую армию, а в конце войны он уже служил священником в Благовещенском соборе Мурома. В 1946 г. иеромонах Пимен был переведен в Одессу, служил там казначеем Ильинского монастыря, помощником благочинного монастырей епархии, в 1947 г. был удостоен сана игумена и переведен в Ростовскую епархию, где состоял секретарем епископа и ключарем кафедрального собора. В конце 1949 г. по указу патриарха Алексия I игумен Пимен был назначен наместником Псково-Печерского монастыря, а весной 1950 г. митрополит Григорий (Чуков) возвел его в сан архимандрита. Во время своего наместничества будущий патриарх посвятил много трудов реставрации монастырских церквей, мудро управлял братией, духовно окормлял паломников и усердно проповедовал. В январе 1954 г. архимандрит Пимен был переведен наместником в ставропигиальную Троице-Сергиеву лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Судакова Ивана, Дорошевского Феодора, Береснева Платона, Кирикова Владимира, 25) Богословского Сергея, Свавицкого Павла, Немешаева Дмитрия, Недригайлова Ивана, Иеромонаха Алексия (Симанского), 30) Священника Василия Добротворского, Ястребцева Михаила, Казанского Николая, Моисеева Александра, Платонова Михаила, 35) Зверева Георгия, Плотникова Евгения, Антонова Александра, Денисова Константина, Высотского Павла, 40) Казанцева Николая, Крестианполя Павла и 42) Ильинского Сергея – удостоить степени кандидата богословия с правом на получение степени магистра по исполнении требований, означенных в § 137 академического устава. 43) Жиромского Иосифа, Кобрина Николая, —159— 45) Минераллова Александра, Трапицына Василия и 47) Цветкова Владимира, а также воспитанника предшествующего, LVIII, курса – Лепехина Николая – удостоить звания действительного студента Академии с предоставлением им права на получение степени кандидата богословия по представлении удовлетворительных кандидатских сочинений. 2) Студентов IV курса – Бензина Василия и Созонова Михаила оставить, по болезни, в том же курсе на второй год: о студенте же Строеве Александре, уже воспользовавшемся раз этой льготою (на III курсе) и вновь не явившемся к сдаче устных испытаний по предметам IV курса, – сообщить Правлению Академии для увольнения его из числа студентов. – 3) Постановления сии представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. III. Предложение Ректора Академии Евдокима, Епископа Волоколамского: „Долгом считаю предложить Совету Академии избрать кого-либо из ныне окончивших академический курс студентов для приготовления в будущем учебном году к замещению вакантных преподавательских кафедр в Академии“. Справка: 1) § 54 устава духовных академий; „Для приготовления к занятию преподавательских вакансий в Академии Совету предоставляется оставлять при оной на годичный срок наиболее даровитых студентов, кончивших курс с отличным успехом. Примечание. „Лица сии получают содержание из особо назначенных для того сумм, в размере не свыше 700 рублей на каждого“. 2) По § 81 лит. б. п. 5 того же устава „оставление при Академии окончивших курс студентов, для приготовления к занятию преподавательских кафедр в оной, и назначение им содержания“ значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сщмч. Иоанн Стеблин-Каменский. Роспись храма во имя вмч. Георгия в Ендове, Москва. 2009 г. Сщмч. Иоанн Стеблин-Каменский. Роспись храма во имя вмч. Георгия в Ендове, Москва. 2009 г. 2 февр. 1924 г. арестован по делу православных братств, по которому проходил вместе с большой группой петроградских священнослужителей во главе с Лужским еп. Мануилом (Лемешевским) . На допросах не скрывал, что проводил с верующими беседы на религ. темы, служил на квартирах молебны. 26 сент. 1924 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ИТЛ. Отбывал срок в Соловецком лагере, где работал бухгалтером. Всегда ходил в священнической одежде и посещал церковные службы, пока они были разрешены лагерным начальством. Из заключения писал духовным детям письма с наставлениями в вере: «Если Господь попускает совершаться на земле всевозможной неправде, то не потому ли, что Он дал человеку свободную волю, и не для того ли, чтобы примером более заметного внешнего непорядка побудить человека к деятельности по восстановлению расстроенного правопорядка в его внутреннем мире? Итак, при виде несправедливости человеческой не злобствовать подобает, не осуждать следует и без того подлежащих осуждению, не ведающих, что творят, людей; надлежит ужаснуться, до какого безрассудства доводит грех, частью и в нас имеющий приют, надлежит помолиться Господу о благодатном, не по заслугам, просвещении нашего сознания» (цит. по: Дамаскин. Кн. 4. С. 239). Впосл. вспоминал о годах заключения на Соловках как о времени, когда он наиболее ясно ощущал присутствие Божие. 16 сент. 1927 г. постановлением особого совещания при Судебной коллегии ОГПУ после освобождения из лагеря отправлен на 3 года в адм. ссылку в Воронеж. Получил место священника в Алексиевской ц. закрытого воронежского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря , где продолжала существовать жен. монашеская община. Через нек-рое время был назначен настоятелем храма и духовником общины, стал одним из благочинных Воронежской епархии. Быстро приобрел авторитет у монахинь и прихожан. Его усилиями был организован сбор и пересылка средств для заключенного Воронежского архиеп. сщмч. Петра (Зверева) и др. соловецких узников. Не принял «Декларацию» 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). 22 янв. 1928 г. вместе с управляющим Воронежской епархией Козловским еп. Алексием (Буем) отделился от митр. Сергия и присоединился к сторонникам митр. Иосифа (Петровых) . В мае 1928 г. назначен еп. Алексием помощником епархиального благочинного. С марта 1929 г. после ареста еп. Алексия исполнял должность епархиального благочинного.

http://pravenc.ru/text/469225.html

Оживление религ. жизни в годы Великой Отечественной войны коснулось и Б. Часть противников митр. Сергия в Центр. Черноземье не воссоединилась с Церковью, и в 1-е послевоенное десятилетие этот регион стал основной «базой» Катакомбного движения . В 40-х гг. основная часть Б. влилась в ряды истинно православных христиан (ИПХ), составив в их среде особую традицию. Деятельность Б. в кон. 40-х - 80-х гг., в отличие от периода кон. 20-х - 30-х гг., проходила в условиях строгой конспирации, отказа от гос. регистрации общин и духовенства, Б. не принимали участия в гос. мероприятиях: выборах, праздновании революционных праздников, подписках на займы и т. п. В 1943-1966 гг. в Воронежской обл. катакомбные общины возглавляли Б. архим. Никандр (Стуров), прот. Иоанн Андриевский и иером. Анувий (Капинус). После кончины последнего († 14 окт. 1966) катакомбных священников в Воронеже не было. Отдельные тайные общины Б. просуществовали до нач. 90-х гг., когда смогли легализовать свою деятельность. Большинство из них вошли в юрисдикцию РПЦЗ, часть - в легализовавшиеся общины катакомбников. В наст. время деятельность Б. не прослеживается. Арх.: ЦДНИ ВО. Ф. 9323. Оп. 2. Д. П-24705, П-17699; Центр. гос. архив обществ. орг-ций Украины. Ф. 263. Оп. 1. Д. 65744. Т. 10. Л. 4, 21-37; ЦА ФСБ РФ. Д. 100256. Т. 9. Л. 12-13; ГАРФ. Ф. Р-4901сч. Оп. 2. Д. 65. Л. 305-306. Лит.: Польский. Ч. 2. С. 68-69, 191-193; Клибанов А. И. Современное сектантство в Тамбовской обл.//ВИРА. 1960. Т. 8. С. 59-100; Митрохин Л. Н. Реакционная идеология истинно-правосл. церкви на Тамбовщине//Там же. 1961. Т. 9. С. 144-161; Никольская З. А. К характеристике течения истинно-правосл. христиан//Там же. С. 161-188; Демьянов А. И. Истинно-правосл. христианство. Воронеж, 1977; Акиньшин А. Н. Церковь и власть в Воронеже в 1920-1930-е гг.: (Процессы Петра Зверева и Алексия Буя)//Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 1993. С. 127-145; он же. Сщмч. Алексий Воронежский//Правосл. жизнь. Джорд., 1995. 8 (548). С. 4-16; Шкаровский М. В. Движение истинно-православных в Центр. Черноземье России//Правосл. Русь. Джорд., 1995. 15. С. 6-10; он же. Истинно-православные в Воронежской епархии/Публ. М. В. Шкаровского//Минувшее. СПб., 1996. Вып. 19. С. 320-356; он же. Иосифлянское движение в РПЦ. СПб., 1999. С. 38-49, 192-200, 227-242, 324-333; Осипова И. И. «Сквозь огонь мучений и воды слез…». М., 1998. С. 105-114, 254-255; Акты Свт. Тихона. С. 564, 565, 569; Дамаскин. Кн. 4. С. 221-287.

http://pravenc.ru/text/153587.html

Первые годы священнического служения отца Алексия прошли в Тверском Христорождественском женском монастыре. Там он и встретил революцию. Известно, что советскую власть отец Алексий воспринял резко критически. Несмотря на запрет, наложенный большевиками на религиозное образование детей, он продолжал по понедельникам и средам преподавать детям Закон Божий. Когда монастырь был закрыт властями, отец Алексий перешел служить в соседний Скорбященский храм. Там в 1920 году он был впервые арестован красноармейцами и отправлен на принудительные тыловые работы. «Лучше пострадать, чем покривить душой» Епископ Петр Зверев. Фото: drevo-info.ru Когда летом 1922 года в Русской Церкви начался обновленческий раскол, Тверская епархия стала одним из эпицентров трагических событий. В это время отец Алексий стал ближайшим помощником священномученика Петра (Зверева) , епископа Старицкого, викария Тверской епархии (скончался в 1929 году в Соловецком лагере особого назначения, в 2000 году причислен к лику новомучеников и исповедников Российских). После ареста Тверского архиепископа Серафима (Александрова) владыка Петр стал во главе Тверской епархии. Владыка Петр решительно осудил обновленчество, и 19 сентября выпустил воззвание к пастве, предостерегающее верующих и священнослужителей от раскола. Текст воззвания гласил, что обновленчество «по происхождению своему — явление раскольническое, а по существу своему — сектантское. ВЦУ — самозваное учреждение и не может иметь нравственной силы над теми, кто не с ними… С ними нам, как с еретиками, не подобает входить ни в какое общение. Лучше пострадать, чем покривить душой». Эти слова отец Алексий в той или иной форме произносил всю жизнь. По благословению епископа Петра отец Алексий много проповедовал, убеждая священников, уклонившихся в обновленчество, принести покаяние. 24 ноября 1922 года за распространение воззвания епископа Петра, призывавшего противостоять обновленчеству, отец Алексий был арестован. Вместе с ним по тому же делу были арестованы епископ Петр, священник Владимирской церкви и член епархиального совета Василий Куприянов, казначей Новоторжского Борисоглебского монастыря иеромонах Вениамин Троицкий и миряне — директор училища слепых и член епархиального совета Алексей Соколов и секретарь епископа Александр Преображенский. Всех их переправили в Бутырскую тюрьму в Москве.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-al...

Сам отец Александр Зверев с семьей жил в конце 20-х – начале 30-х годов в очень стесненных условиях. Вся семья ютилась в небольшой комнатке, в которой отец Александр принимал многочисленных своих посетителей. В шутку он говорил, что у него пятикомнатная квартира: «Вот кабинет, — указывал на стол и книжные шкафы. — Вот спальня, — показывал на кровати. — Вот детская, — указывал на сундучок, на котором спала его маленькая дочка. — Вот, — обеденный стол. И гостиная», — гостиной было единственное кресло, в котором, как позже говорил сын отца Александра, сиживали три Патриарха — Патриарх Тихон и два будущих — Сергий и Пимен. В 1928 году протоиерей Александр Зверев участвовал в отпевании и погребении своего старца преподобного Алексия Зосимовского. В феврале 1933 года отец Александр был вторично арестован, сидел в Бутырской тюрьме, Затем он был сослан в город Каргополь, где вынужден был заниматься тяжелым физическим трудом. В 1936 году ему разрешили вернуться из ссылки, но без права проживания в Москве и стокилометровой зоне вокруг нее. Поэтому последним местом служения отца Александра стало село Возмище Волоколамского района, где он служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы. В 1937 году он был арестован по обвинению в антисоветской агитации и 16 ноября того же года расстрелян на Бутовском полигоне. Причислен к лику святых как священномученик постановлением Священного Синода от 6 октября 2001 года. Память его празднуется 3/16 ноября. В ближайшее духовное окружение священномученика Александра Зверева входил также известный художник Павел Дмитриевич Корин. Интересно, что после второго ареста отца Александра его сын, спасаясь от ареста, скрывался на чердаке в доме Павла Корина. Возможно, что именно протоиерей Александр Зверев познакомил Павла Корина и Пимена (Извекова). По свидетельству вдовы П.Д. Корина Прасковьи Тихоновны рисунок Корина, подписанный «Молодой монах. Регент. Церковь св. блж. Максима чудотворца, на Варварке. Всенощная. 10/23 ноября 1926 года», написан с будущего Патриарха Пимена. Впоследствии, уже в тридцатые годы, Пимен (Извеков) нередко бывал в мастерской Павла Корина на Пироговке.

http://patriarchia.ru/db/text/1339330.ht...

священника Василия Коклина (1883 – 5 апреля 1938), священника Александра Зверева (1881 – 16 ноября 1937), священника Димитрия Розанова (1890 – 25 ноября 1937), священника Алексия Лебедева (1876 – 17 февраля 1938), священника Михаила Маркова (1868 – 1930-е), диакона Николая Запольского (1889 – 27 июня 1938), протоиерея Сергия Покровского (1880 – 1 ноября 1937), священника Вениамина Благонадеждина (1880 – 1 октября 1937); от Нижегородской епархии: протоиерея Михаила Гусева (1890 – 20 ноября 1937), инокини Матроны (Власовой; 1889 – 7 ноября 1963), инокини Пелагии (Тестовой; 1878–3 ноября 1944); от Саранской епархии: архимандрита Александра (Уродова; 1882 – 14 августа 1961); от Сыктывкарской епархии: епископа Вязниковского Германа (Ряшенцева; 1884 – 15 сентября 1937), священника Стефана Ермолина (1891 – 15 сентября 1937), священника Палладия Попова (1879 – 23 сентября 1937), священника Иоанна Попова (1863 – 23 сентября 1937), иеромонаха Платона (Колегова; 1865 – 15 августа 1937), иеромонаха Мелетия (Федюнева; 1871 – 23 сентября 1937), священника Иоанна Павловского (1876 – 19 сентября 1937), священника Николая Шумкова (1886 – 21 августа 1937), священника Григория Бронникова (1876 – 31 августа 1937), священника Николая Доброумова (1876 – 25 августа 1937), священника Всеволода Потемкинского (1870 – 19 сентября 1937), священника Димитрия Спасского (1877 – 19 сентября 1918), монахини Елизаветы (Ярыгиной; 1879 – 12 сентября 1937), Евфимия Кочева (1867 – 18 сентября 1937); от Ярославской епархии: священника Геннадия Здоровцева (1868 – 5 июля 1918), священника Константина Снятиновского (1867 – 1918), священника Димитрия Вознесенского (1855 – 17 октября 1918), Ираиды Тиховой (1896 – 7 августа 1967). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о положении в Русской Православной Церкви Заграницей накануне ее Архиерейского Собора, назначенного на 23 октября 2001 года.

http://sedmitza.ru/lib/text/429493/

2. О первом пленарном заседании Юбилейной комиссии по подготовке к празднованию 2000-летия Рождества Христова. 3. О научном и религиозно-общественном форуме по теме “Россия в истории христианства”. 4. О Епархиальном собрании г. Москвы. 5. О 70-летнем юбилее Святейшего Патриарха Алексия II. 6. Об участии делегации РПЦ в XI богословском собеседовании с представителями ЕЛЦ Финляндии на тему “Церкви, религиозная свобода и отношения между Церковью и государством”. 7. О рабочей встрече делегаций РПЦ и Константинопольского Патриархата. 8. Об участии делегации РПЦ в VIII Ассамблее ВСЦ. 9. О плане ОВЦС на 1999 год. 10. О состоянии православно-старообрядческих отношений. 11. О составе делегации РПЦ для ведения переговоров со всемирными и европейскими межгосударственными организациями. 12. О перенесении из Санкт-Петербурга в Москву останков архиепископа Илариона (Троицкого) . 13. О направлении в Екатеринбургскую епархию комиссии для изучения ситуации в связи с поступающими в Патриархию жалобами. 14. О невозможности удовлетворить рапорты епп. Илиана Вострякова) и Нестора (Сапсая), пребывающих на покое, о предоставлении им возможности несения архипастырского служения на кафедре. – 1999, 1, 15–21. 1323. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 16 февраля 1999 года: 1. О результатах работы Комиссии по канонизации святых по вопросу о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских архиеп. Воронежского Петра (Зверева) , еп. Кирилловского Варсонофия (Лебедева) и иже с ним пострадавших свящ. Иоанна Иванова , игумении Серафимы ( Сулимовой) и мирян Николая, Анатолия, Михаила и Филиппа. 2. О результатах работы Комиссии по канонизации святых по вопросу о канонизации в лике преподобных иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева). 3. О соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. 4. О переговорах с делегацией Румынского Патриархата по проблемам, связанным с присутствием юрисдикции Румынского Патриархата на территории Молдовы. 5. О посещении делегацией Московского Патриархата штаб-квартиры ЕС в Брюсселе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010