В феврале 2000 года Святейший Патриарх Алексий II благословил возобновление монашеской жизни на острове Анзер. 15 марта Святейший Патриарх подписал указ о назначении иеромонаха (ныне игумена) Евлогия (Стручалина) скитоначальником возобновляемого анзерского Голгофо-Распятского скита. В мае 2001 года распоряжением Министерства культуры и Министерства госимущества РФ постройки скитов острова Анзер переданы монастырю в безвозмездное пользование сроком на 49 лет. В течение лета 2002 года в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер, на месте погребения священномученика Петра (Зверева), была сооружена деревянная часовня. В ней находятся икона священномученика и деревянное надгробие. Летом 2005 года на острове Анзер были завершены основные реставрационные работы в южном братском корпусе на вершине горы Голгофы, после чего он начал заселяться братией Голгофо-Распятского скита, а в пустыни преподобного Елеазара воссоздана в прежнем облике (по старинным рисункам и фотографиям) деревянная часовня. В этом же году в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер, к северо-востоку от церкви Воскресения Христова, на скитском кладбище был установлен поклонный крест. В октябре 2007 года были освящены и подняты колокола на колокольню церкви Распятия Господня. Колокола были отлиты на средства благотворителей. В воскресенье, 24 августа 2008 года, совершилось долгожданное событие, к которому насельники скита готовились несколько лет - Великое освящение храма Распятия Господня. К этому дню здание церкви полностью отреставрировали, иконостас украсили заново написанными иконами. По благословению священноархимандрита Соловецкой обители, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, чин освящения храма Распятия Господня совершил Высокопреосвященнейший Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский. Храм, реставрация которого началась в 2002 году, был к тому времени полностью восстановлен, создан новый иконостас, звонница украсилась новыми колоколами. Летом 2008 года на острове Анзер были установлены два резных поклонных креста. Один с изображением Распятия – у дороги вблизи пустыни преподобного Елеазара. Другой, с резными иконами анзерских святых, – на берегу Капорской морской губы.

http://sobory.ru/article/?object=03598

3 июля 1994 года, в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, архимандритом Иосифом (Братищевым) с Соловецкой братией у подножия горы Голгофы был установлен девятиметровый поклонный крест в память Новомучеников Соловецких. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1999 году при Синодальной комиссии была создана рабочая группа по канонизации святых под руководством игумена (тогда иеромонаха) Дамаскина (Орлова) и игумена Германа (Чеботаря). 17 июня 1999 года за алтарем храма Воскресения Христова на острове Анзер были обретены мощи священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского и Задонского, скончавшегося на горе Голгофе от тифа 7 февраля 1929 года. Сначала мощи были перенесены в Воскресенскую церковь. Епископ Петр был прославлен в лике Святых в августе 2000 года. 11 июня 2000 года в Успенском приделе Распятского храма на горе Голгофе были обретены находившиеся под спудом мощи преподобного Иова (в схиме Иисуса) Анзерского. На юбилейном Архиерейском Соборе, проходившем 13-16 августа, установлено общецерковное почитание преподобного Иова. Тогда же, вместе с владыкой Петром, свыше 30 соловецких узников и страдальцев были причислены к лику святых. Среди них бывшие насельники Соловецкого монастыря - преподобномученики архимандрит Вениамин (Кононов), иеромонах Никифор (Кучин), монах Моисей (Кожин) и священномученик Василий (Виноградов). К началу 2010 года число прославленных новомучеников и исповедников Соловецких возросло до 60-ти. В обители был установлен новый праздник – Собор новомучеников и исповедников Соловецких, который отмечается 23 августа. В течение лета в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер были завершены начавшиеся в 1995 году работы по реставрации деревянного храма Воскресения Христова XVIII века. Работы проводились на средства архангельского предпринимателя В.З. Анциферова. Его стараниями к северу от Воскресенской церкви тем же летом был сооружен из бруса новый келейный корпус для проживания монашествующей братии. На праздник Успения Пресвятой Богородицы иеромонах Евлогий вместе с игуменом Германом по благословению священноначалия монастыря совершили в этом храме праздничное всенощное бдение и Божественную литургию.

http://sobory.ru/article/?object=03598

Определили: Студентов – священника Алексия Рождественского, диаконов – Александра Крупкина, Феодора Маркова и Сергия Фрязинова зачислить в списки студентов IV курса Академии. X. а) Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что оставленные, по определению Совета от 4 сентября с. г., без присуждения ученой степени или звания студенты бывшего IV курса Александр Зверев и Григорий Рождественский ныне исполнили все лежавшие на них обязанности по сдаче устных испытаний и представлению обязательных письменных работ за четырехлетний академический курс; студент Зверев представил также и сочинение на степень кандидата богословия. б) Отзыв бывшего Преосвященного Ректора Академии Епископа Евдокима о кандидатском сочинения студента Зверева Александра на тему: «Современные светские религиозные мыслители и их значение для пастыря-учителя»: «Литература в настоящее время стала мощным рычагом жизни, взятой во всей сложности её разнообразных —353— сторон. И даже можно больше того сказать; для некоторых в наши дни литература стала последним авторитетом, которому они верят, которым живут и пред которым преклоняются. Литература для этих людей своего рода то же самое, что для истинного христианина Евангелие, завет Христов. Литература на своих страницах несет весь сложный обиход всяких идеалов, регулирующих жизнь подобных людей во всей её сложности и разнообразии. Вдумчивому и внимательному пастырю ныне невозможно не знакомиться с этой литературой, если только он хочет знать, что творится в душе людей, какие господствуют там настроения, как определяется ими вся жизнь человеческая. Не зная этих настроений своих пасомых, подобный пастырь может оставаться совершенно непонятым другими. Он не будет знать, где в сложной психике современного человека начинается Христово, и где начинается антихристово. Он не поймет тогда, до какого пункта он пойдет вместе со своим противником и где он должен будет оставить его непременно, не поймет, где корень его страданий. Г. Зверев в своем довольно обширном сочинении, состоящем более чем из 300 страниц, и занимается изучением современной литературы в области её соприкосновения со служением пастыря-учителя. На обширном фоне современных писателей он главным образом останавливается на изучении литературных идеалов двух писателей – Мережковского и Неплюева. Изучая их произведения самым тщательным образом, по всей сложной линии соприкосновения этих двух разнообразных миросозерцании друг с другом, он освещает их не только с чисто евангельской точки зрения, но и святоотеческой. Таким образом его работа получает некоторую удивительную связность в области преемственного развития христианского миросозерцания с глубокой седой стариной первохристианства. Там в глубинах минувших веков основоположения рассматриваемых им писателей получают или смерть или жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сергиевской, в Приюте имени Митроп. Сергия, свящ. Серг. Иоанн. Смирнова Симеоно-Столпнинской, на Поварской, свящ. Мих. Дим. Успенского Симеоно-Столпнинской, за Яузой, свящ. Влад. Павл. Беневоленского Скорбященской, на Б. Ордынке, свящ. Симеона Серг. Ляпидевского Скорбященской, в Психиатрич. больнице, свящ. Измаила Павлов. Лепорского Скорбященской, в Ямской Коломенской слободе, свящ. Ал-дра Никол. Потапова Смоленской, в Новодевичьем монастыре, прот. Николая Матв. Антушева Сорокосвятской, у Новоспасского м-ря, свящ. Петра Сергеевича Сергеева Софийской, на Лубянке, прот. Дим. Мих. Покровского Софийской, на Миусском кладбище, прот. Ал-др. Павл. Цветкова Софийской, на Набережной, свящ. Георгия Ал-дров. Лебедева Сошественской, у Пречистенских вор., свящ. Вас. Серг. Голубева Спасской, при Барыковской богадельне, свящ. Феофана Ал-др. Басова —37— Спасской, в Каретном ряду, прот. Иоанна Дим. Петропавловского Спасской, в Наливках, прот. Ник. Ал-др. Копьева Спасской, при Работном доме Спасской, в Чигасах, свящ. Ник. Григ. Патакина Спасо-Божедомской, свящ. Александра Мих. Пятикрестовского Спасо-Преображенской, на Болвановке, свящ. Влад. Вас. Воронцова Спиридониевской, за Никитскими воротами, свящ. Николая Ал-дровича Модестова Татианинской, в Университете, прот. Николая Александр. Елеонского Тихвинской, на Бережках, свящ. Евгения Мих. Лавровского Тихвинской, в Малых Лужниках, свящ. Александра Алексеевича Шувалова Тихвинской, в Сущеве, свящ. Серг. Иоан. Соловьева Тихоновской, у Арбатских ворот, свящ. Ал-др. Афан. Никольского Тихоновской, в Сокольниках, свящ. Николая Тимоф. Преображенского Трехсвятительской, на Кулишках, свящ. Василия Стеф. Пятикрестовского Трехсвятительской, у Красных ворот, свящ. Ал-ея Петр. Соколова Трифоновской, в Напрудной слободе, свящ. Димитрия Иоан. Соколова Троицкой, на Арбате, свящ. Ник. Димитриевича Липеровского Троицкой, в Вишняках, свящ. Сергея Васильевича Страхова Троицкой, в Голенищеве, свящ. Алексия Викторовича Строганова Троицкой, на Грязях, прот. Мих. Ильича Зверева

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из раскола — в Церковь. Житие мученика Алексия Зверева. - М.: Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», 2019. - с.: ил./Представляет Наталья Богатырёва //  Фома. - — июль 2019. - С.89. - (раздел « Культура », рубрика « Что читать »). Это не просто документальная повесть об одном из сотен тысяч православных людей, оставшихся верными Христу и Его Церкви в годы красного террора. Сам         автор, архимандрит Дамаскин, определяет жанр повествования  как житие — жизнеописание от рождения до смерти. И это жизнеописание при всей внешней сдержанности трогает до глубины души. Родившийся в старообрядческой крестьянской семье Алексей Данилович Зверев, узнав истинное учение,  пожелал        присоединиться к Православной Церкви. У него был дар убеждать — мягко, но последовательно. И этот талант вкупе с образованностью, вдумчивостью,          искренним уважением к людям сделал его выдающимся миссионером. Начав с просветительских бесед с соседями-старообрядцами и прихожанами церкви   Живоначальной Троицы  в родном селе Борисове (в районе нынешней улицы Борисовские Пруды), Алексей Зверев стал окружным миссионером современного юго-востока Москвы. Коломенское, Нагатино, Беляево. Печатники, Перерва,    даже Черкизово и Богородское — такова обширная география его колоссальных     трудов.Человек исключительной порядочности, чистоты и благородства, он был избран делегатом от мирян Московской епархии на Поместный Собор РПЦ, где          умно и убедительно выступал наравне с образованными церковными иерархами. Именно ему по поручению Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода предстояло отправиться в Пермь, чтобы выяснить обстоятельства ареста и гибели архиепископа Пермского Андроника (Никольского) — тогда еще была      надежда наладить диалог с властью... Алексей Данилович Зверев был расстрелян в августе 1918 года вместе с Василием (Богоявленским), архиепископом Черниговским и ректором Пермской духовной семинарии архимандритом Матфеем (Померанцевым), без суда, подло, воровски.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7195-i...

б) в III курс – студентов II курса: 1) Россейкина-Косташ Феодора, Адамова Ивана, Каэлас Александра, Лебедева Ивана, 5) свящ. Рождественского Димитрия, Никольского Александра , иеродиакона Игнатия (Дверницкого), Златоустова Павла, Бориса Антона, 10) Благоволина Феодора, Никитского Владимира, Тихонравова Сергея, Левитова Василия, Смирнова Михаила, 15) Громцева Николая, Явойского Ивана, Протопопова Виктора, Добротворского Николая, Роздольского Александра, 20) Розанова Владимира, Булыгина Сергея, Чистякова Ивана, Ястребова Николая, Шафранова Николая, 25) Демьянова Григория, Новочадова Владимира , свящ. Боголюбова Владимира, иеродиакона Панарета (Наумова) – болгар. урож., Флорова Василия, 30) Троицкого Александра, Неутриевского Ивана, Дьяченко Николая, Смирнова Николая 2-го, Виндряевского Михаила, 35) Евсеева Константина, Никольского Павла , Иванова Петра, Лясковского Николая, Федоровского Михаила, 40) Стоянова Ивана, Соловьева Михаила, Грандилевского Александра, Павского Григория, Соболева Всеволода, 45) Петропавловского Александра, Ершова Филиппа, Батина Александра, Нежданова Алексея, Божовича Григория, серба, 50) Орлова Митрофана. в) в IV курс – студентов III курса; 1) Орлова Анатолия, Остроумова Михаила, Одинцова Михаила, Буравцева Николая, 5) Кобрина Николая, Шарапова Алексея, Дьяченко Владимира, Вертинского Георгия, Кутузова Михаила, 10) Созонова Михаила, Цветкова Владимира, Богородского Николая, Доропиевского Феодора, Соколова Алексея, 15) Гречева Бориса, Береснева Платона, Лозинского Николая, Покровского Николая , Максимовича Владана, серба, 20) Воскресенского Николая, Кирикова Владимира, Адамова Ивана, Старокадомского Григория, иеродиакона Алексия (Симанского), —137— 25) Болотовского Михаила, Судакова Ивана, Василькова Павла, Моисеева Александра, свящ. Добротворского Василия, 30) Богословского Сергея, Платонова Михаила, Свавицкого Павла, Трапицына Василия, Жиромского Иосифа, 35) Немешаева Димитрия, Зверева Георгия, Денисова Константина, Недригайлова Ивана, Лукшина Александра, 40) Бензина Василия, Ястребцева Михаила, Казанского Николая, Плотникова Евгения, Антонова Александра, 45) Строева Александра, Минераллова Александра, Казанцева Николая, Крестианполя Павла и 49) Ильинского Сергея.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В. активно руководил деятельностью братства св. кн. Михаила Черниговского (создано в 1888), основными задачами к-рого были духовное просвещение, миссионерство и благотворительность, а также сельскохозяйственная взаимопомощь, поскольку братчиками в основном были крестьяне. К 1916 г. в Черниговской губ. действовали 15 уездных отд-ний братства, 1059 сельских братств, в к-рых состояло до 20 тыс. чел. В целях укрепления миссионерской деятельности по предложению В. произошло объединение всех епархиальных миссионеров в об-во при братстве св. кн. Михаила, ставившее своей задачей борьбу с расколом и сектантством. 1 мая 1912 г. было учреждено братство св. Филарета Милостивого при жен. епархиальном уч-ще. В. придавал большое значение издательской деятельности. Летом 1911 г. в связи с намеченным на сент. посещением Чернигова св. имп. Николаем II под рук. В. была создана кн. «Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX вековой ее истории» (К., 1911). В 1912 г. в епархии начал выходить научно-богословский ж. «Вера и жизнь» . С 1914 г. братство св. кн. Михаила Черниговского издавало газ. «Черниговский церковно-общественный вестник» (сначала 3 раза в неделю, затем ежедневно). В 1913-1914 гг. В. присутствовал на заседаниях Синода. В июле 1916 г. назначен исполняющим обязанности председателя Издательского совета при Синоде. 5 окт. того же года возведен в сан архиепископа. После Февральской революции 1917 г. по распоряжению Черниговского губ. исполкома В. дважды арестовывали, 29 марта 1917 г. он был отправлен в Петроград, обвинен в узурпации власти и стремлении к наживе, освобожден за недоказанностью обвинений. 14 апр. того же года по указу Временного правительства освобожден от присутствия в Синоде, 6 мая уволен на покой, назначен настоятелем Теребенской во имя свт. Николая Чудотворца пуст. , 11 авг. переведен настоятелем в Заиконоспасский московский в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-рь . 20 июля 1918 г. Советом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В. был включен в состав Собора, 24 июля назначен благочинным ставропигиальных мон-рей. 14-17 авг. Патриарх св. Тихон и Синод постановили послать В., архим. Матфея (Померанцева) и мч. миссионера Алексия Зверева в Пермь для выяснения обстоятельств ареста Пермского архиеп. сщмч. Андроника (Никольского) . На обратном пути в вагон, где ехала делегация Собора во главе с В., ворвались красноармейцы, вывели членов делегации из поезда и расстреляли. В. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г .

http://pravenc.ru/text/150523.html

Именно это то, что нужно. Пришлю Вам обращение М[итрополита] Вен[иамина] к пастырям по поводу дисциплинарного обращения Св[ятейшего] П[атриар]ха. Сейчас его у меня нет. Сейчас пол – Петрограда сидит без электричества, ввиду того, что сгорела станция 28 . И Лавра без освещения. У меня коптилка, заниматься при свете которой очень тягостно. М.Вл. Иславин откуда-то привез слух, что П.П.Извольский  принял священство и настоятельствует в Париже или а . Думаю, что это вздор. В П.П. Извольском меньше всего таких элементов, которые могли бы привлечь его к священству. ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 222. Л. 22–23об. Автограф. Письмо 12 29 19–25 марта 1922 г. На днях получил, очевидно, где-то блуждавшее письмо из Боровичей, и совершенно не понимаю, что сие значит. Я лично туда ничего не посылал и не в курсе того, о чем здесь писано. Б[ыть] может, ко мне эта благодарность попала по ошибке. У Вас, вероятно, есть сведения о сих заключенных и больше возможности так или иначе им придти на помощь. Посему посылаю Вам это письмо. Также на днях получил письмо от о. Николая Стягова – поздравление ко дню Ангела. Оно тоже пролежало или проплутало в дороге с месяц. Благодарю его за внимание. Как прискорбно, что и у него в семье современные скорби. Трудно было ожидать от «Вани» подобной прыти. В воскресенье, когда я был в соб[оре] Пресв[ятой] Троицы и после службы прошел в помещение, где дети прихода учатся Закону Божию, то они меня приветствовали. Т[ак] к[ак] тут есть, в этом приветствии, мотивы Новгородские, то я Вам его посылаю. Вот какие есть у нас стихотворцы. Посылаю Вам вырезку из сегодняшнего [номера] Кр[асной] Газ[еты] – образец гнусности, письмо свящ[енника] Зверева. Какое хамское время! 19 марта Сегодня был у меня Новосадов, которого я помню еще по Академии. Он служит во Пскове. Был на днях в Москве. При нем Св[ятейшего] П[атриар]ха в прошлую среду увезли в ЧК и привезли обратно вечером. В Москве, по его словам, арестовано до 60 священников, в том числе и о. Илья Громогласов . Так же о. Любимов, Кедров, Хотовицкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Священного Синода по делу «ярославской группы» (митрополит Агафангел Преображенский и др.) 07.05 (09.06).1928. Письмо архиепископа Корнилия [Соболева] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] по поводу текущих событий церковной жизни 05.1928. Открытое письмо епископа Павла [Кратирова] «О модернизированной Церкви или о сергиевском православии» 03(16).06.1928. Письмо архиепископа Петра [Зверева] из соловецкого заключения Рапорт протоиерея Воскресенской города Майкопа церкви Сергия Молчанова Феофилу [Богоявленскому], епископу Кубанскому и Краснодарскому, о воссоединении митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Нижегородским Сергием [Страгородским] и Временным Патриаршим Священным Синодом 06(?).1928. Послание бывшего Заместителя Патриаршего Местоблюстителя архиепископа Угличского Серафима [Самойловича] из Буйничского, Свято-Духова монастыря Могилевской епархии и др. Выписки из писем заключённого в Соловках архиепископа Верейского Илариона [Троицкого] по вопросу об «иосифлянской оппозиции» Письмо митрополита Иосифа [Петровых] епископу Гдовскому Димитрию [Любимову] по поводу «капитуляции» «ярославской оппозиции» Письмо настоятеля Московского Крестовоздвиженского храма священника Александра Сидорова к епископу Гдовскому Димитрию [Любимову] о прещениях, налагаемых митрополитом Сергием [Страгородским] на московских «иосифлян» Ответное письмо (на предыдущее) епископа Димитрия [Любимова] Гдовского московским “иосифлянам” Письмо архиепископа бывшего Саратовского и Царицынского Досифея [Протопопова] к митрополиту Саратовскому Серафиму [Александрову] по вопросу о «григорианском расколе» Характеристика епископа Алексия [Буя], составленная канцелярией Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя Протоиерей Люперсольский Николай.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Докладная записка Г. Г. Карпова В. М. Молотову об обмене посланиями Патриаршего местоблюстителя митрополита Алексия и архиепископа Кентерберийского 130. Записка начальника Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) Г. Ф. Александрова секретарю ЦК ВКП(б) Г. М Маленкову по поводу письма архиепископа Тамбовского Луки (Войно-Ясенецкого) митрополиту Московскому Николаю (Ярушевичу) с изложением программы активизации деятельности Русской Православной Церкви и борьбы с материализмом 131. Докладная записка Г. Г. Карпова В. М. Молотову об издании постановления Совнаркома СССР о порядке освобождения священнослужителей от призыва в Красную Армию 132. Заключение 2 управления НГКБ СССР о результатах проверки материалов по делу об убийстве экзарха Литвы, Латвии и Эстонии митрополита Литовского Виленского Сергия (Воскресенского) 133. Докладная записка председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Г. Г. Карпова И. В. Сталину о мерах по ускорению распада обновленческой церкви и дискредитации ее главы митрополита Александра Введенского 134. Спецсообшение и. о. начальника УНКГБ по Минской области Зверева секретарю Минского обкома ВКП (б) В. И. Козлову «О деятельности церковно-сектантского элемента в период немецкой оккупации Минской области» 135. Письмо уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК УССР П. С. Ходченко Г. Г. Карпову об обновлении икон в с. Королеве Киевской области 136. Докладная записка Г. Г. Карпова В. М. Молотову о поддержке ходатайства митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича) о награждении медалью «За оборону Москвы» представителей духовенства г.г. Москвы и Тулы 137. Отношение уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР А. И. Кушнарева председателю исполкома Волосовского райсовета Борисенко о срочном заключении договора с религиозной общиной церкви Александра Невского 138. Из доклада уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР по Курской области Н. Ефремова «О состоянии и формах церковно-патриотической работы за отчетный период» 139.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010