Начало монашеской жизни в Марчугах, по некоторым историческим источникам, относится к концу XV века. Соловецкая пустынь в Марчугах основана в 1654 году указом царя Алексия Михайловича и благословением патриарха Никона. Монастырское предание связывает основание пустыни с избавлением царской семьи от мора, свирепствовавшего в этом году по всей Русской земле. Место, удаленное от Москвы на 60 километров, от Соловков – на 1635, исторически именовалось Замосковским Раменцом и входило в состав дворцовой Гвоздненской волости Московского уезда. Основателем и ктитором Соловецкой пустыни в Марчугах исторические источники называют протопопа Кремлевского Благовещенского собора Стефана Нифонтова. Устроение обители было возложено на братию Соловецкого подворья в Москве. Деревянный храм, стоявший на берегу Москвы-реки, пострадал от половодья в 1655 году. В следующем году обитель была переведена в Фаустово на возвышенное место, именуемое Красный холм. В царствование Феодора Алексеевича пустынь находилась в ведении приказа Большого дворца. Именно в это время, в 1670-1680 годы проводилось строительство каменных храмов. Соборный храм Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни освящен во имя Святой Живоначальной Троицы, надвратная церковь – в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Обитель была обнесена деревянными стенами с четырьмя башнями. В 1699 году по указу царя Петра I пустынь с вотчинами и угодьями была приписана к Соловецкому монастырю. При императрице Екатерине II в 1764 году пустынь выведена из подчинения Соловецкому монастырю. Храмы были переданы в ведение Московской епархии. По материалам Официального сайта Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря . В Воскресенском районе в пятнадцати минутах ходьбы от станции Фаустово находится Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь – подворье Соловецкого монастыря на Белом море. Подмосковную обитель основал духовник царя Алексея Михайловича и предтеча реформатора Никона протопоп Стефан Вонифатьев. Петр I приписал пустынь в Фаустово к северному монастырю после поездки на Соловки и спасения от гибели на море. У алтаря Троицкого собора в Фаустово сохранилась могила священника Александра Зверева – отца двух новомучеников XX века. В 1694 году Петр I впервые побывал в Соловецком монастыре на Белом море. Царь прибыл в Архангельск, а оттуда на яхте «Святой Петр» отправился к Соловецкому архипелагу. В море поднялась буря, и корабль с царем на борту ждала гибель. Историк Сергей Соловьев писал: «Петр приобщился уже святых тайн из рук сопровождавшего его архиепископа Афанасия: к счастью нашелся искусный кормчий Антон Тимофеев, который успел ввести яхту в Унскую губу, и они стали на якоре близ Пертоминского монастыря».

http://sobory.ru/article/?object=00421

священника Аверкия Северовостокова (†1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) священника Алексия Канцерова (†1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) священника Тимофея Петропавловского (†1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) игумении Маргариты (Гунаронуло, †1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученица) в Украинской Православной Церкви: митрополита Одесского Анатолия (Грисюка , 1880–1938, память 10/23 января, священномученик) архиепископа Курского и Обоянского Онуфрия (Гагалюка , 1885–1938, память 19 мая/1 июня, священномученик) архиепископа Харьковского Александра (Петровского, 1851–1940, память 19 мая/1 июня, священномученик) архиепископа Елецкого Сергия (Зверева, 1872–1937, память 31 октября/13 ноября, священномученик) архиепископа Херсонского Прокопия (Титова, 1877–1937, память 10/23 ноября, священномученик) епископа Прилукского Василия (Зеленцова, 1870–1930, память 22 марта/4 апреля, священномученик) епископа Симферопольского и Крымского Порфирия (Гулевича, 1864–1937, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) протоиерея Димитрия Киранова (1879–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) протоиерея Николая Мезенцева (1863–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) иеромонаха Варфоломея (Ратных, 1894–1938, память 19 ноября/2 декабря, преподобномученик) священника Тимофея Изотова (1875–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) священника Иоанна Блюмовича (1888–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) священника Владимира Пищулина (1889–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) иеродиакона Антония (Корж, 1888–1938, память 19 ноября/2 декабря, преподобномученик) протоиерея Николая Казанского (1874–1942, память 7/20 октября, священномученик) священника Елеазара Спиридонова (1873–1937, память 23 ноября/6 декабря, священномученик) 103-х новомучеников Черкасских (память 13/26 мая)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мощи П. были обретены 17 июня 1999 г. и положены в храме во имя сщмч. Филиппа, митрополита Московского, в Соловецком в честь Преображения Господня мужском монастыре. 9 мая 2009 г. мощи П., за исключением честной главы, к-рая по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) осталась на Соловках, были доставлены в Воронеж, в Акатов во имя святителя Алексия женский монастырь . Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Соч.: Смерть студента. М., 1904; Ходите в храм Божий. М., 1904; Доброе слово к царелюбивому рус. народу. М., 1905; Секта пашковцев и кр. разбор главных пунктов ее лжеучения//Новгородские ЕВ. 1908. 7. Ч. неофиц. С. 137-145; Слово, произнесенное паломникам-трезвенникам за Божественной литургией в Старорусском гор. соборе (проповедь). Новг., 1909; Сектанты не дорожат вечным спасением//Тульские ЕВ. 1910. 7. Ч. неофиц. С. 358-363; Покаемся!//Там же. 42. Ч. неофиц. С. 753-756; Отзывы еп. Феофана Затворника о графе Льве Толстом и его лжеучении//Там же. 46. Ч. неофиц. С. 843-849; Деткам на праздник Рождества Христова. Белёв, 1911; Жизнеописание раба Божия Никифора Христа ради юродивого. Белёв, 1911; Полезно читать душеспасительные книги. Белёв, 1912; Читай Св. Евангелие и обретешь путь спасения. Белёв, 1912; Водка. Белёв, 1913; Служитель Бога//Тульские ЕВ. 1913. 15/16. Ч. неофиц. С. 308-310; Из писаний св. Ермы - мужа апостольского. Белёв, 1915; Слово, сказанное 19 апр. 1916 г. пред панихидой по почившим воинам, погребенным на Троицком кладбище в г. Белёве Тульской губ. Белёв, 1916; [Слово при наречении во еп. Балахнинского, вик. Нижегор. епархии]//Страстотерпец Петр архиеп. «Соловецкий»//Рус. паломникъ. Chico (Calif.), 1995. 11/12. С. 90-91; Экзегетический анализ первых двух глав Послания ап. Павла к Евреям. Тверь, 2004. (Духовное наследие мучеников и исповедников РПЦ); Сочинения и проповеди святителя Петра. Письма и документы//«Я всех люблю и о всех скорблю»: Житие священномученика Петра (Зверева), архиеп. Воронежского, 1876-1929/Сост. мон. Еликонида (Кушлик). М., 2013. С. 325-551.

http://pravenc.ru/text/2580154.html

Протоиерей Сергий Привалов поздравил всех с очередным сбором военного духовенства и отметил: " Штатное военное духовенство - лишь некоторые из тех, кто окормляет военнослужащих. Оно представляет собой еще больший отряд военного духовенства Русской Православной Церкви. Есть священнослужители, которые не входят в епархиальное управление, но также принимают в храмах, монастырях военнослужащих и представителей других силовых структур. Они приносят в души людей теплоту и любовь, которая дается от Бога " . Отец Сергий призвал духовенство не останавливаться на первой ступени духовной жизни: " Она настолько глубже и серьезнее, чем мы представляем, - подчеркнул он, - что просто совершения богослужения и изучения Священного Писания недостаточно " . На заседании присутствовал начальник городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов. Во второй половине дня была представлена книга " За други своя… " . Хрестоматия православного воина " Сергея Зверева, состоялась экскурсия по академии. Помощник командира российской авиабазы в Киргизской Республике иерей Евгений Циклаури рассказал корреспонденту " Воды живой " о повседневных трудностях своего служения: " Уровень православного образования находится не на высоком уровне. Есть знание о Боге, Церкви, ратном служении как самопожертвовании. Многие читают Евангелие. Большая роль в воцерковлении и просвещении военнослужащих принадлежит их женам " . В программе сбора были доклады, практическое занятие " Организация работы с верующими военнослужащими в полевых условиях " , экскурсия по храмам города, молебен у мощей святого Александра Невского. Итоги сбора были подведены в актовом зале Военной академии связи. Все священники получили вымпел " 300 лет военному духовенству России " , свидетельство участника  и памятную фотографию. Иеромонах Леонид (Маньков) вручил митрополичьи грамоты некоторым офицерам академии, которые оказывают содействие в духовно-нравственном воспитании военнослужащих.  Заместитель командующего войсками округа по работе с личным составом полковник Юрий Евтушенко наградил архимандрита Алексия (Ганьжина) грамотой от командующего группировкой войск (сил) в Сирийской Арабской Республике генерал-полковника Александра Дворникова за большой вклад в обеспечение мероприятий по работе с верующими военнослужащими и внимание, оказанное личному составу группировки войск в Сирии. Завершился сбор концертом творческих коллективов академии.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

В 1925 году, окончив среднюю школу, Сергей Извеков переезжает в Москву и в Сретенском монастыре принимает постриг в рясофор с именем Платон. 4 октября 1927 году, в семнадцать лет, от руки игумена Агафодора он принимает постриг в мантию с наречением имени преподобного Пимена Великого. После пострига будущий Первосвятитель управлял хором в московском храме преподобного Пимена Великого. В 1931 году он сдал экзамены за курс духовной школы комиссии под председательством бывшего ректора Вифанской семинарии протоиерея Зверева. После этого, 16 июля 1931 года, архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский) рукоположил его в иеродиакона, а 25 января 1932 года - в иеромонаха. В течение нескольких лет юный иеромонах нес послушание регента Дорогомиловского Богоявленского собора - в ту пору кафедрального храма Москвы. Вспоминая начало 30-х годов, Патриарх Пимен говорил: «Мое благовестничество началось с того времени, как я принял сан иеромонаха...» В тяжелые для Церкви предвоенные годы, иеромонах Пимен разделил судьбу русского духовенства, на долю которого выпали тяжкие испытания. В конце Великой Отечественной войны он служил священником в Благовещенском соборе Мурома. В 1946 году иеромонах Пимен был переведен в Одессу, служил там казначеем Ильинского монастыря, помощником благочинного монастырей епархии, в 1947 году был удостоен сана игумена и переведен в Ростовскую епархию, где состоял секретарем епископа и ключарем кафедрального собора. В конце 1949 года по указу Патриарха Алексия I игумен Пимен назначается наместником Псково-Печерского монастыря, а весной 1950 года митрополит Григорий (Чуков) возвел его в сан архимандрита. Во время своего наместничества будущий Патриарх посвятил много трудов реставрации монастырских церквей, мудро управлял братией, духовно окормлял паломников и усердно проповедовал. В январе 1954 года архимандрит Пимен был переведен наместником в ставропигиальную Троице-Сергиеву Лавру. В годы его управления Лаврой были сооружены два придела в трапезном храме преподобного Сергия. При нем был восстановлен и академический храм. За каждой воскресной и праздничной литургией наместник Лавры произносил догматически глубокие и наставительные проповеди, которые привлекали сердца верующих. Вспоминая о своем служении в Лавре преподобного Сергия, Святейший Патриарх говорил: «За этот прекрасный и содержательный отрезок жизни много получено духовного утешения и неведомой для мира радости, понятной только инокам».

http://sedmitza.ru/lib/text/440013/

50-летие епископа Митрофана молитвенно отметили в Гатчине ноября 2022 В канун Недели 23-й по Пятидесятнице, 19 ноября, епископ Гатчинский и Лужский Митрофан совершил Божественную литургию в  Покровском соборе Гатчины в сослужении архиепископа Воркутинского и Усинского Марка, епископов Кронштадтского Назария, Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, Плесецкого и Каргопольского Александра, Петергофского Силуана, духовника  Гатчинской епархии  и настоятеля  протоиерея Михаила Юримского , секретаря  епархиального управления  Гатчинской епархии протоиерея Владимира Глазунова, архимандрита Алексия (Ганьжина), протоиерея Геннадия Зверева, клира собора и других священнослужителей. " Многие годы пастырского служения связывают Вас с Санкт-Петербургской епархией. Здесь Вы начали возрождение Череменецкого монастыря , возглавляли отдел реставрации, оставив о себе память как о человеке энергичном и всецело преданном Церкви. Почти десятилетие назад Вы были призваны на епископство в Гатчинскую епархию - служение в равной мере высокое и ответственное, которое усердно совершаете " с долготерпением и назиданием " (2 Тим, 4,2). Многое Вами делается для всестороннего развития церковной жизни - открываются новые приходы, восстанавливаются разрушенные в богоборческую эпоху святыни, служат достойные делатели виноградника Христова. Для вверенного Вам духовенства, монашествующих, мирян Вы являетесь примером в " житии, вере, великодушии, любви и терпении " (2 Тим. 3,10), отличаетесь простотой и мудростью, открытостью людям " , - в частности, отметил владыка Варсонофий . Заместитель председателя правительства Ленобласти Владимир Цой вручил юбиляру медаль за вклад в развитие области и икону Святой Троицы, отметив, что владыка является образцом для прихожан и священнослужителей, уверенно и спокойно справляется с делами епархии. Представители городских и муниципальных властей Гатчины вручили архиерею серебряную медаль за активную просветительскую деятельность и вклад в национальную православную традицию.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Узнав об аресте, верующие стали собираться перед зданием милиции, требуя освобождения архипастыря. Были арестованы 2 женщины, остальных разогнали. 19 июня архиерей находился в камере Пермской ЧК. Архипастырь был убит 20 июня 1918 года. В первом часу ночи святителя вновь повезли из Перми в Мотовилиху. Ехали по Сибирскому тракту, миновали пятую версту и повернули налево в лес (ныне в черте Перми). Там заставили старца копать себе могилу, но по его немощи, пришлось помогать чекистам. После этого архиепископ попросил время на молитву. Ему разрешили и после 10-минутной молитвы и благословения на 4-е стороны он сказал, что готов. С него потребовали, чтобы он отменил постановление о забастовке, но святитель отказался. Тогда ему приказали лечь в землю и начали закапывать живым, затем расстреляли сквозь слой земли. 14-17 августа патриарх Тихон (Беллавин) и Синод постановили послать архиеп. Василия (Богоявленского) и мч. миссионера Алексия Зверева в Пермь для выяснения обстоятельств ареста архиеп. Андроника (Никольского). Позднее с разрешения патриарха к ним присоединился архим. Матфей (Померанцев) . Советское правительство дало согласие на расследование и даже предоставило комиссии отдельный вагон. 27 августа 1918 года на обратном пути, между Пермью и Вяткой, за мостом через реку Каму, в вагон, где ехала делегация Собора во главе с архиеп. Василием, ворвались красноармейцы, вывели членов делегации из поезда и расстреляли. Материалы расследования и средства, собранные на нужды Собора, были похищены... Подвиг сщмчч. Андроника Пермского и Гермогена Тобольского. 4-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя. Почитание 17 января 1999 года архиепископ Андроник (Никольский) был канонизирован как местночтимый святой Пермской епархии . Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания. На иконе Собора новомучеников и исповедников, написанной в то время, мученическая кончина святого Андроника была изображена в верхней левой части четвёртого клейма.

http://drevo-info.ru/articles/3622.html

Определили: 1) Принимая во внимание сравнительное достоинство сочинений, устных ответов и поведения студентов I, II и III курсов Академии, – перевести их в следующие курсы в таком порядке: а) во II курс – студентов I курса: 1) Россейкина Феодора, священника Рождественского Димитрия, Дверницкого Арсения, Каэласа Александра, 5) Новочадова Владимира , Смирнова-Косташа Николая, Бориса Антона, Левитова Василия, Федоровского Михаила, 10) Роздольского Александра, Дьяченко Николая, Протопопова Виктора, Розанова Владимира, священника Боголюбова Владимира, 15) Лебедева Ивана, Чистякова Ивана, Громцева Николая, Успенского Константина, Никитского Владимира, 20) Златоустова Павла, Белявского Андрея, Попцова Михаила, Евсеева Константина, Петропавловского Александра, 25) Смирнова Николая, Никольского Павла , Дгебуадзе Ивана, Шафранова Николая, Явойского Ивана, 30) Виндряевского Михаила, Булыгина Сергея, Лясковского Николая, Тихонравова Сергея, Демьянова Григория, —198— 35) Смирнова Михаила, Благоволина Феодора, Добротворского Николая, Грандилевского Александра, Иванова Петра, 40) Троицкого Александра, Нежданова Алексея, Батина Александра, Соловьева Михаила, Ястребова Николая, 45) Ершова Филиппа, Павского Григория, Стоянова Ивана, Станиславского Ивана, Неутриевского Ивана, 50) иеродиакона Панарета (Наумова), Божовича Григория, Соболева Всеволода и 53) Орлова Митрофана. б) в III курс – студентов II курса: 1) Орлова Анатолия, Тренева Бориса, Остроумова Михаила, Одинцова Михаила, 5) Богородского Николая, Кобрина Николая, Покровского Николая , Максимовича Владана, Старокадомского Григория, 10) Лозинского Николая, Дорошевского Феодора, Болотовского Михаила, Буравцева Николая, Василькова Павла, 15) Шарапова Алексея, Кирикова Владимира, Бензина Василия, Свавицкого Павла, Береснева Платона, 20) Соколова Алексея, Цветкова Владимира, Недригайлова Ивана, Богословского Сергея, Трапицына Василия, 25) Созонова Михаила, Воскресенского Николая, Немешаева Дмитрия, Кутузова Михаила, Казанского Николая, 30) Иеремича Божидара, Ястребцева Михаила, Платонова Михаила, Адамова Ивана, Лукшина Александра, 35) Дьяченко Владимира, Жиромского Иосифа, Судакова Ивана, иеродиакона Алексия (Симанского), священника Добротворского Василия, 40) Минераллова Александра, Моисеева Александра, Зверева Георгия, Архангельского Михаила , Плотникова Евгения, 45) Казанцева Николая, Антонова Александра, Ильинского Сергея, Денисова Константина, Крестианполя Павла и 50) Артемьева Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Спасо-Божедомской, свящ. Иоан. Ник. Сахарова Спасо-Преображенской, на Балвановке, свящ. Влад. Вас. Воронцова Спасо-Преображенской, в Наливках, прот. Ник. Ал. Копьева Спиридониевской, за Никитскими воротами, свящ. Ник. Ал-др. Модестова Татианинской, в Университете, прот. Ник. Александр. Елеонского Тихоновской, на Арбатской площади, свящ. Ал-др. Анан. Никольского Трехсвятительской, у Красных ворот, свящ. Ал-я Петр. Соколова Трифоновской, в Напрудной слободе, прот. Григ. Мпх. Дьяченко Троицкой, в Вишняках, прот. Ал-дра Аркад. Доброгорского Троицкой, на Грязях, прот. Мих. Ильича Зверева Троицкой, в Ермаковской богадельне, свящ. Иоанна Иоанновича Воронцова Троицкой, в Зубове, свящ. Дим. Петр. Орлова Троицкой, на Капельках, свящ. Алексея Петр. Соколова Троицкой, в Кожевниках, свящ. Мих. Павл. Фивейского Троицкой, на Листах, прот. Вас. Евл. Беликова Троицкой, в Лужниках свящ. Ал-да Крылова —34— Троицкой, в Набилковской богадельне, свящ. Мих. Петр. Знаменского Троицкой, в Полях, прот. Ник. Ал-др. Соловьева Троицкой, в Приюте Цесаревны Марии, свящ. Иоан. Петр. Троицкого Троицкой, на Пятницком кладбище, свящ. Сергия Недумова Троицкой, в Серебрениках, священ. Ал-ра Дим. Харитонова Троицкой, в Шереметьевской больнице, протоиер. Иоанна Тихон. Розанова Успенской, на Вражке, свящ. Ал-дра Пав. Поройкова Успенской, в Гончарах, свящ. Николая Ал-др. Соколова Успенской, в Казачьей, свящ. Серг. Алек. Булатова Успенской, в Кожевниках, свящ. Алексия Птицына Успенской, в Крутицах, свящ. Феод. Дим. Воздвиженского Успенской, на Остоженке, свящ. Вас. Стефан. Митропольского Успенской, в Печатниках, свящ. Василия Петр. Никольского Успенской, на Покровке, священника Димитр. Григор. Фаворского Филипповской, на Мещанской, священ. Ал-ия Ник. Добролюбова Флоро-Лаврской, на Мясницкой, свящ. Ал-дра Дим. Касимова Харитониевской, в Огородниках, свящ. Иоанна Николаевича Бушневского Христорождественской, в Палашах, свящ. Дмит. Никиф. Ренского Феодоро-Студитской, у Никитских ворот, священ. Феод. Пет. Преображенского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пасха 1946 года//Троицкое слово. 1990, 4. С. 19–20. (Воспоминания написаны в 1987 г. к 650-летию Троице-Сергиевой Лавры.) 30 Возможно, речь идет о пока еще неизвестных богословских заметках, которые архимандрит Вениамин делал на протяжении всей своей жизни и которые, по всей вероятности, в рукописи читал отец Тихон. 31 Цитируется по черновику, сохранившемуся в семье дочери Екатерины Тихоновны. Полный текст письма см. в разделе «Дневники», с. 251. 32 Митрополит Николай (Ярушевич ; 1891–1961) – воспитанник СПбДА, доктор богословия, известный проповедник. В 1914 г. пострижен в монашество, с 1922 г. – епископ, с 1941 г. – митрополит Киевский. С 1944 г. – митрополит Крутицкий, управляющий Московской епархией. Ближайший помощник Патриарха Алексия I. С 1946 г. – председатель Отдела внешних церковных сношений. 36 Воспоминания об отце Всеволоде Шпиллере. М: Изд. Св.-Тихоновского Правосл. богосл. ин-та, 1994. С, 16–17. 39 Монахиня Серафима (Булгакова; 1903–1991) – одна из последних дивеевских сестер. Монашеский постриг приняла в 1924 г. Духовная дочь архиеп. Петра (Зверева) . По возвращении из лагерей и ссылок поселилась недалеко от Арзамаса, где и скончалась. 40 Молодым и ретивым иногда кажется, что старики уже могут удалиться на покой, предоставив им давно чаемое место. И тогда начинаются интриги, подсиживание и прочие нестроения, выдержать которые благопристойному священнику просто не под силу. – Е. К. 41 Свое старчество отец Тихон засвидетельствовал в разговоре незадолго до кончины, сказав моему мужу, протоиерею Николаю Кречетову: «Ты не подумай, что это я по своей воле старчествую. У меня на это есть благословение». А немногим раньше отец Всеволод Шпиллер при встрече со мной вдруг строго спросил, понимаю ли я, какой старец мой отец! – Е. К. 42 протоиерей Сергий Орлов (1890–1975), потомственный священник, отец и дед которого служили в храме Покрова Богородицы села Акулова. Получил церковное и светское образование, учительствовал. В 1946 г. был рукоположен во пресвитера к акуловскому храму, а впоследствии – келейно пострижен в мантию с именем Серафим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010