Помяни, Господи, душу раба Твоего иеросхимонаха Алексия † 28 марта 1812 г. в Москве в Симоновом монаст. Был строителем Коневского монастыря до 1800 года. Иеромонаха Иону (ученик о. Алексия). Помяни, Господи, старца Варнаву: подвизался в Брянских лесах, помер от побоев, нанесенных разбойниками. Вот ради этих покойничков вроде бы надо и пожить, кто их помянет? В городах батюшки перегружены, а в селах батюшек все меньше и меньше, вот, пожалуй, и пожить да попоминать еще надо. Помяни, Господи, архимандрита Ксенофонта. Оптинский, умер 30 августа. Петра, Симеона, Анну, дев. Клавдию, воина Василия. Мельниковых. Надежду, Сергея, утошпего Евгения, Николая. Первоустроительницы Каширского Никитинского женского монастыря. Раба Божия Феодора (Руднев). Игумению Тихону. Монахинь Митрофанию, Евфрасию, Филарету. Блаженного р.Б. Иоанна. Пещерницу Марию. Помяни, Господи, утопшего епископа Иоасафа, иеромонаха Ювеналия. Рабу Божию Софию. Подвижника Илариона (Троекуровский) 5 ноября 1853 г. Старицу Дарию. Иеросхимонаха Агапита. Блаженную Меланию: про нее блаженный Иоанн, затворник Сезеновский, говорил, что Мелания велика пред Богом и что ей дарованы многие целебные дары. Иерея Александра (Рождественский), † 5 июля. Р.Б. Мину (отец патр. Никона). Иерея Ананию (учитель патр. Никона). Господи! Сколько померло и все праведники, один я грешник. Помилуй мя, Господи. Дорогие читатели! Православное книгоиздательство «Отчий дом» продолжает собирать материалы о жизни и трудах архимандрита Павла (Груздева) . Просим всех, кто знал батюшку, имел общение с ним и пользовался его советами, связаться с нами или прислать нам свои воспоминания (в виде рукописей, звукозаписей или в электронном виде). Будем благодарны за предоставленную возможность снять копии с любых документов или фотографий, касающихся жизни старца. Полученные материалы будут использованы при составлении второго издания этой книги. Наш почтовый адрес: 119017 Москва, Старомонетный пер., д. 9, стр. 1. Электронный адрес: omdom@yandex.ru Наши телефоны: 915–51–04, 915–57–02

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Осмысливая это, он решил, что должен увеличить свой молитвенный подвиг и принять второй, более высокий монашеский постриг – схиму. Что и произошло 28 февраля 1919 года. Имя у него осталось то же, но день ангела стал праздноваться не 12 февраля, а 17 марта – в день святого праведного Алексия, человека Божия. С августа посещения старца прекратились – он ушел в полный затвор! 22 октября 1919 года от перитонита скончался сын старца – Михаил Федорович. Батюшка очень просил, чтобы его отпустили на похороны, но ему как затворнику сделать это не разрешили, о чем он очень скорбел. После кончины мужа Ольга Петровна, навещала старца с детьми, чему он был несказанно рад: целовал и всё крестил. Все пили чай с гостинцами. Когда внуки увидали в келье гроб, то очень испугались, а он ответил: «Детыньки, у нас, монахов, гроб заготавливают при жизни». Между тем время шло. Зосимова пустынь, превращенная в сельскохозяйственную артель, приближалась к своему закрытию. 18 января 1923 года мирно почил отец игумен Герман. А через два месяца после погребения из Александрова приехали комиссия для выполнения большевистского Декрета о ликвидации всех монастырей уезда, в том числе и преобразованных в трудовые артели. Первым делом выставили за ворота всех насельников, предварительно изъяв у них серебряные ризы с личных икон и другие ценные вещи. Все разъехались кто куда. Отец Алексий со своим келейником, отцом Макарием, отправился в Сергиев Посад. Оставив теплый кров своей обители, где прожил двадцать пять лет без мирских забот, в молитвах и посте, отец Алексий оказался в очень тяжелом положении: ему было 77 лет, его одолевали немощи и болезни. В семье сына старец не решился поселиться, хотя Ольга Петровна и звала его. Видимо, он рассудил, что своими недугами, не имея средств к существованию, он будет обузой, осложнит жизнь всей семьи, и без того беспросветную. Но самое главное, он не мог вернуться в мир, уже давно покинутый им ради Господа. Жертва эта не была посрамлена, милостивый Господь не оставил в беде своих верных слуг и молитвенников. Прожив два дня в гостинице, они нашли приют в маленьком домике духовной дочери старца Веры Верховцевой, которая покинула Сергиев Посад, чтобы поселиться в Сарове, где еще продолжалась монашеская жизнь. Домик был деревянный в три окна, в нем были две комнаты: меньшая, которая стала келией отца Алексия, и большая – для отца Макария. Новое жилище было чем-то похоже на их избушку в Зосимовой пустыни. В доме Верховцевой жизнь мало чем отличалась от монастырской. До самой кончины к нему приезжали духовные чада и священнослужители. Одна раба Божия взяла на себя обязанность собирать с близких духовных чад старца посильное пожертвование. Когда ему что-нибудь привозили, он низко кланялся и благодарил, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Они вовлекались в общий круговорот общинской жизни, ревностно посещали богослужение, активно участвуя в нем, сообразно своим способностям. Они образовывали кружки, изучавшие совместно духовные вопросы и крепко объединявшиеся чувством братства, нравственной поддержкой и взаимной помощью. Они помогали Общине во всех сторонах ее жизни. И до сих пор эта молодежь объединена именем о. Алексия и, можно быть уверенным, памятью о нем не раз будет направляться в жизни в лучшую сторону. Священник Павел Флоренский . Сочинения в четырех томах. Т.2. М. С.627. 21 Николай Александрович Бердяев (6.3.1874 – 24.3.1948) – известный русский философ. О его принадлежности к Маросейской общине писали в «Очерках по истории русской церковной смуты» (М. 1996. С.303) А.Э.Левитин и В.М.Шавров: : О.Алексий ввел у себя строго уставную службу и сплотил вокруг своего храма общину из горящих духом людей, объединенных глубокой религиозностью и евхаристическим общением (частое причащение было нормой религиозной жизни в общине о.Мечева). «Мечевец» – это было в то время синонимом строго православного человека. К общине о.Мечева принадлежало много интеллигентных людей. «Мечевцем» был, между прочим, знаменитый Н.Бердяев . Весьма характерно, что в своей итоговой автобиографической воинствующе-не-(чтобы не сказать анти-)-церковной книге Бердяев пишет о том категорическом неприятии старца Алексия Зосимовского , которое вызвало общение с ним. Неприемлемыми оказались для него произведения святителя Феофана Затворника . Не нашли отклика в его душе ни прп. Серафим Саровский , ни прп. Амвросий Оптинский . Добрые слова нашлись у него лишь о старце Германе Зосимовском . Но ни одного худого слова, ни тени, ни малейшего намека на неприятие не вызвал у него лишь о. Алексий Мечев . Такова была сила любви Батюшки! «Более сильное и значительное впечатление на меня впоследствии произвел о. Алексей Мечев » (Бердяев Н.А. Самопознание. [Опыт философской автобиографии]. М. 1991. С.188). И далее: : У меня было одно светлое впечатление о Православной Церкви перед самой моей высылкой из советской России (в 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Через четыре года 19 сентября 1928 года скончался старец Алексий. Кончина старца привлекла к его гробу множество почитателей и молящихся, и особенно тех, кого направлял он в духовной жизни, – были среди них и епископы, и священники, монахи и миряне. Отпевание старца совершали в Петропавловском храме, точнее же – по главному престолу в Воскресенском. В отпевании приняли участие 40 священнослужителей – архиереи, архимандриты, многочисленное священство московских и посадских храмов. Шествие с гробом на Кокуевское кладбище к храму Всех святых длилось с остановками, когда совершались литии, несколько часов. Над могилой старца один из епископов сказал о нем: «Не случайно о. Алексия отпевали в Воскресенском храме, не случайно прощальная литургия за него совершена на Воскресенском престоле. Это вполне соответствует нашей уверенности в том, что о. Алексий, отойдя из своей жизни, приобщился пасхальной радости и соединился со Христом, воскресшим из мертвых, и что он воскреснет не воскресением суда, а воскресением живота, воскреснет для вечной блаженной жизни. Не случайно также похоронили о. Алексия при храме в честь Всех святых. Он любил угодников Божиих. Он и в Зосимовой пустыни жил в последнее время при храме в честь Всех святых». Так, Воскресенский, иначе Петропавловский, храм стал свидетелем волнующего прощания с затворником Зосимовой пустыни, кому поручено было вынуть жребий на избрание Патриарха на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в ноябре 1917 года. В 1928 году закрыли Пятницкую и Введенскую церкви, где служили иеромонахи, оставленные сторожами Лавры после ее закрытия. К1928 году в Пятницкой церкви остались всего несколько иеромонахов, иеродиакон и приходский хор под управлением Н.Г. Рожкова. Вместе с настоятелем протоиереем Мироном причт и хор перешли в храм Петра и Павла. В храме сохранялись некоторые традиции лаврского богослужения и монастырского пения. К наиболее известным и почитаемым священникам Петропавловского храма относимы о. Михаил Шик (в 19181920 годы – один из сотрудников Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры), протоиерей о.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с подписанием Акта о каноническом общении внутри Поместной Русской Православной Церкви 17 мая, 2007. Редакция " Правмира " Молитвенно отмечая светлый праздник Вознесения Господня, мы подобно апостолам пребываем в великой радости о вознесшемся Спасителе, славяще и благословяще Бога (Лк. 24, 52-53). Радость наша усугубляется переживанием происходящего в эти дни судьбоносного события в жизни Русской Православной Церкви — восстановления полного единства Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне, дорогие братья и сестры! Молитвенно отмечая светлый праздник Вознесения Господня, мы подобно апостолам пребываем в великой радости о вознесшемся Спасителе, славяще и благословяще Бога (Лк. 24, 52-53). Радость наша усугубляется переживанием происходящего в эти дни судьбоносного события в жизни Русской Православной Церкви — восстановления полного единства Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. В кафедральном храме Христа Спасителя совершена Божественная литургия, на которой впервые после десятилетий разделения была совместно принесена Бескровная Жертва Единому Богу и Творцу нашему. Явленное единство есть знак великой милости Божией к нашей Церкви и нашему народу, пережившему в двадцатом столетии один из самых трагических периодов в своей истории. Начавшаяся 90 лет назад смута привела к затяжному междоусобному противостоянию, страшным итогом которого стали бесчисленные жертвы, страдания миллионов наших соотечественников, попавших в заключение или оказавшихся в рассеянии на чужбине. Пережитые Россией испытания были закономерным итогом исподволь умножавшегося в нашем обществе духовного неблагополучия, об опасности которого предупреждали такие великие угодники Божий, как преподобный Серафим Саровский, святители Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский.

http://pravmir.ru/poslanie-svyatejshego-...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить представленные богослужебные тексты. 2. Рекомендовать утвержденные Акафист святителю Феофану, затворнику Вышенскому, и тропарь и кондак преподобному Крониду, архимандриту Радонежскому, к употреблению за богослужением Русской Православной Церкви. 3. Направить утвержденные богослужебные тексты Главному редактору Издательства Московской Патриархии для публикации. СЛУШАЛИ: Доклад епископа Орехово-Зуевского Алексия, Председателя Синодальной Богослужебной комиссии, о подготовленном комиссией «Положении о Епархиальной Богослужебной комиссии, порядке рассмотрения и рекомендации к употреблению за богослужением Русской Православной Церкви вновь составляемых богослужебных текстов». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принять «Положение о Епархиальной Богослужебной комиссии, порядке рассмотрения и рекомендации к употреблению за богослужением Русской Православной Церкви вновь составляемых богослужебных текстов». 2. Довести принятое «Положение…» до сведения епархиальных Преосвященных. 3. Рекомендовать епархиальным Преосвященным учредить Епархиальные Богослужебные комиссии и организовать их работу в соответствии с принятым «Положением…» В заседании Священного Синода 28 декабря СЛУШАЛИ: Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия об образовании Синодального отдела по делам молодежи. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Во исполнение Определения Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви образовать Синодальный отдел по делам молодежи. 2. Председателем вышеназванного Отдела назначить Преосвященного Александра, архиепископа Костромского и Галичского. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о конференции «Святая Земля и российско-палестинские отношения: вчера, сегодня, завтра» (Москва, 11 октября 2000 года). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Считать важным проведение конференции «Святая Земля и российско-палестинские отношения: вчера, сегодня, завтра», организованной при поддержке Русской Православной Церкви Российской Академией наук и Посольством Государства Палестина в Российской Федерации.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4924772...

Надо бы сразу заметить, что, хотя подобных случаев чудесных исцелений немало описано в житийной литературе, тем не менее, они являются всего лишь исключением, а не примером для подражания, как и питание пророка Илии воронами. В записках самого отца Алексия о видениях и откровениях высшего порядка говорится, что однажды ночью ему явился Господь Иисус Христос в царской одежде и благословил его. Рядом со Христом стояли три девы в белых одеждах, в которых подвижник признал три добродетели – веру, надежду и любовь. Явилась затем и Царица Небесная. И слышал он голос, который вещал: «Сей есть Сын Мой единородный, Сын Божий». Явление Господа в сопровождении трёх дев и Царицы Небесной, очевидно, произошло вовсе не для того, чтобы сообщить то, что отец Алексий и так знал – о трёх главных христианских добродетелях, например, или о том, о чём не раз пел вместе с народом в храме: «И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век...». Смысл видения, вероятнее всего, был в духовной поддержке, в которой он, очевидно, лично нуждался. Если святителя Феофана Затворника насторожила подвижническая жизнь отца Иоанна Кронштадского, почему же не могла насторожить она и даже восстановить против отца Алексия не только близких родственников, но и братьев-священников? Посудите сами, единственный не только на всю округу, а на всю Россию какой-то сельский батюшка вдруг взялся «чудить». И это не пустые домыслы или предположения. Ни один священник из всей округи ни разу не посетил его, не испросил совета, не оставил никаких воспоминаний. Даже близкие родственники, тот же отец Павел Вигилянский, женатый на его внучке и которому батюшка передал приход, или дьякон, присутствующий при чуде воскресения отрока, не оставили никаких воспоминаний об этом удивительном человеке, а ведь это были самые грамотные люди того времени. Что это? Нет пророка в своём Отечестве, зависть, непонимание, равнодушие? Но продолжим об откровениях свыше. Во время французского нашествия, в 1812 году, когда отец Алексий молился за литургией, чтобы Господь даровал России победу над врагом, он увидел Ангела, посланного Богом, который возвестил ему, что силы небесные двинулись на помощь, что враг будет сокрушён, и что возрадуется вся Россия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По милости Божией Церковь достойно прошла то время, и было сделано все, что можно было сделать для того, чтобы укрепить ее положение в государстве и обществе, чтобы начать развивать все стороны церковной жизни, восстанавливать и строить новые храмы, возрождать монашескую жизнь, систему богословского и религиозного образования, совершать дела благотворительности, развивать взаимодействие с Вооруженными силами, попечение о тех, кто учится в вузах, и другие важные сферы церковной жизни. За этот период времени, когда Святейший был во главе Церкви, было канонизовано множество новомучеников и исповедников, святых угодников Божиих, и это придавало тем трудным годам особенно радостное духовное измерение, потому что канонизация святых — это всегда слава Церкви, это прославление христианского образа жизни, это прославление идеала человеческого бытия. Мы вспоминаем сегодня жизнь и труды Святейшего Патриарха Алексия с благодарностью. В течение всех этих пяти лет мы бережно сохраняем память о нем и молимся, чтобы Господь, простив его грехи, ибо несть человек, иже жив будет и не согрешит , принял его в Свои небесные обители и сотворил вечную и молитвенную о нем память в сердцах наших. Мы будем продолжать помнить Святейшего и молиться об упокоении его души и с его именем связывать те добрые преобразования, которые на многие годы определили последующее развитие жизни нашей Церкви. Всех вас благодарю, что вы в этот день собрались у могилы Святейшего Патриарха, чтобы вознести о нем заупокойную молитву. Храни вас Господь». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933).

http://patriarchia.ru/db/text/3417786.ht...

Алексий направился в Теклатский женский монастырь, снял мирскую одежду и двадцати лет отроду приступил к иноческой жизни. С этого дня он начал строгий аскетический образ жизни, ходил по деревням, ухаживал за больными чахоткой, холерой и разными тяжелыми заболеваниями, хоронил заразных беспризорных покойных. Так прошли несколько лет. Некоторое время Алексий юродствовал. Он был искусным проповедником Слова Божия. Его жизнь и деятельность были добрым примером для многих. Под влиянием его проповедей монашеский постриг приняли мать - Елена, младшая сестра Саломия и брат - Виссарион. Виссарион посетил Иерусалим и некоторое время подвизался там. А затем вернулся на родину, был посвящён в иеромонаха в Мартвильском монастыре, облекся в схиму и вскоре преставился. Сам Алексий некоторое время подвизался на Афонской Горе и переписал множество духовных книг. Возвратившись с Афона, он отправился в Киево-Печерскую Лавру на поклонение святыням, затем вернулся в Грузию и приступил к своим обычным подвигам. В 1885 году Алексий обосновался в Гелатском монастыре. В 1886 году он был переведен в Хобский монастырь и хиротонисан в сан иеродиакона, а в 1888 году - иеромонаха. В 1890 году, тяжело заболев, иеромонах Алексий вместе со своей матерью-монахиней и сёстрами обосновался в Теклатском монастыре. В 1891 году он начал строительство келий для монахов в Менджи (вблизи г. Сенаки), на т. н. " Острове Архангелов " . Собрав учеников в этой обители и наставив их должным образом, преподобный Алексий приступил к подвигу затворничества. Благодаря этому здоровье отца Алексия улучшилось настолько, что он смог служить литургию. Пожертвования он делил на три части: одну на свои личные нужды, вторую - для Церкви и гостей, а третью - для убогих и нищих. Когда строгий аскетический образ жизни истощил его телесные силы, он распустил своих учеников и стал общаться только со своими двоюродными сёстрами - схимонахинями Фавстой и Акепсимой. В келье у преподобного Алексия был крест высотой с человеческий рост, который во время молитвы он возлагал себе на спину. Это, как он сам объяснял, напоминало ему путь Христа на Голгофу. К посетителям он выходил только по субботам и воскресеньям. Несмотря на строгую и аскетическую жизнь и подвиги затворника, Алексий душой был удивительно близок с народом.

http://pravicon.com/info-3619

Архив Пн Учрежден орден святого благоверного великого князя Александра Невского 13 апреля 2021 г. 18:24 Участники заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 13 апреля 2021 года, имели суждение об учреждении ордена святого благоверного великого князя Александра Невского ( журнал 14 ). Синод постановил учредить в числе высших орденов Русской Православной Церкви орден святого благоверного великого князя Александра Невского и включить его в перечень высших орденов после ордена святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, с внесением соответствующих изменений в перечни орденов и медалей в пп. 3.3.2 и 3.4.2 Положения о наградах Русской Православной Церкви . Члены Синода также постановили утвердить статут ордена святого благоверного великого князя Александра Невского и включить его в Положение о наградах Русской Православной Церкви после статута ордена святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Изменения и дополнения в Положение о наградах Русской Православной Церкви будут представлены на рассмотрение очередного Архиерейского Собора. В соответствии со статьей 1.4 Положения о наградах Русской Православной Церкви изменения и дополнения к этому документу принимаются Святейшим Патриархом и Священным Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором. Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5797604.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010