Издана книга по истории Свято-Успенского Вышенского монастыря, в котором подвизался Феофан Затворник 9 апреля 2008 г. 10:38 В книге, изданной по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла , описывается история Свято-Успенской Вышенской пустыни, расположенной на территории нынешней Рязанской епархии в 25 км от г. Шацк (в XIX веке монастырь относился к Тамбовской епархии ). В книге представлены документальные свидетельства, касающиеся древней и новейшей истории монастыря — от основания в 1625 году по настоящее время. , жизнеописания настоятелей и подвижников благочестия, описание святынь и монастырского уклада жизни пустыни до закрытия в 1923 г. Территория обители использовалась как лесное хозяйство, совхоз по свиноводству, детский городок, а с 1938 года в строениях монастыря обосновалась областная психиатрическая больница. Одна из глав посвящена истории обретения святых мощей самого известного насельника монастыря — святителя Феофана, Затворника Вышенского, оставившего епископскую кафедру и проживавшего здесь с 1860-х годов до своей блаженной кончины в 1894 году. В 1872 году святитель Феофан ушел в затвор. При этом он вел огромную переписку с людьми. Ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем и епископ Феофан обязательно отвечал на каждое из них. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году, посвященном 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник был причислен к лику святых, что привлекло внимание к заброшенной Вышенской обители. Новое возрождение монастыря началось в 1990 году, когда часть зданий была передана церкви для организации женского монастыря. 29 июня 2002 года при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось торжественное перенесение мощей свт. Феофана в Вышенскую обитель. Курнасов Александр, иерей. Свято-Успенский Вышенский монастырь. Сквозь века. — Свято-Успенский Вышенский монастырь, 2008. — 159 с. Тираж 5 000 экз. Сайт «Православная книга» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/389728.htm...

Архив Пн «Не могу сказать о себе, что не вспыльчив». Интервью Святейшего Патриарха Алексия газете «Известия» от 2.04.2007, часть 2) 3 апреля 2007 г. 12:31 2 апреля 2007 года в газете «Известия» опубликована вторая часть интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, которое он дал обозревателям газеты Марине Заваде и Юрию Куликову. Начало интервью см. «Известия» от 3 0.03.2007, 055 (27339) . «Покушений на меня, по счастью, не было» — Вы много летаете, ездите по стране и миру. Между тем до Вас Патриархи, в основном, были затворниками. Вы легки на подъем? Вам не надо себя пересиливать, превозмогать, отправляясь в путь? — То, что до меня Патриархи редко покидали столицу, было обусловлено ограничениями советского периода. Но когда открылась возможность посещать епархии, не использовать ее было бы преступлением. Никогда не забуду, как встречали меня люди в начале девяностых. Приезд Патриарха был для них выдающимся событием. Конечно же, и сегодня Патриаршие визиты — это особенное явление в епархиальной жизни, но тогда посещение отдаленных епархий Предстоятелем Церкви воспринималось многими как чудо. Помимо радости и утешения, которое я нахожу в молитвенном общении с паствой разных епархий, есть еще один момент. Иногда отношения региональных властей и епархиальных Преосвященных не складываются. Приезд Патриарха нередко помогает разрешить проблемы. Немало епархий нашей Церкви находится в странах ближнего и дальнего зарубежья. Во время визитов в эти государства стараюсь поддержать паству, исполнить традиционное для Предстоятеля Церкви миротворческое служение. — При взлете и посадке читаете какую-нибудь молитву? Какую? — Начиная путь, осеняю себя крестным знамением, испрашиваю у Господа благословение на дорогу. А приземляясь — благодарю Бога. Апостол Павел призывал христиан к непрестанной молитве (1 Фес. 5.17), подразумевая не только непосредственное обращение к Богу, но и всегдашнее памятование о Нем, о Его присутствии в нашей жизни. Постоянная молитва помогает превозмогать жизненные тяготы, делает более совершенной радость, скрашивает беду. Поэтому стараюсь следовать апостольской заповеди.

http://patriarchia.ru/db/text/223988.htm...

– Одной из основных причин можно считать святость и личный духовный подвиг преподобного Алексия (Шушания) и его многочисленных духовных чад. При советской власти в Сенаки продолжали действовать два монастыря: обитель на «Острове Архангелов» в селении Менджи и Теклатский женский монастырь. Это уникальный пример выживания в Грузии монашеской традиции, устоявшей в период гонений и притеснений со стороны безбожной власти. В основанной Преподобным в 1891 году на «Острове Архангелов» мужской обители подвизались его многочисленные ученики, монахи и послушники, число которых в разное время составляло от 20 до 30 человек.  Некоторых из них он оставлял у себя только на время, а затем посылал на Святую гору Афон. Затем принимал новых послушников. Другие более долгий срок проводили возле Преподобного, но впоследствии тоже подвизались в разных уголках Грузии. Общее число учеников составляло около двухсот.   Все они внесли неоценимый вклад в дело сохранения Церкви в период гонений. После роспуска учеников около 1917–1918 годов в обители с Преподобным остались жить перешедшие из Теклатского женского монастыря его двоюродные сестры и воспитанницы, ставшие впоследствии известными в Грузии подвижницами благочестия монахини Фавста (будущая игумения) и Акепсима. Согласно завещанию Преподобного, они не покидали обитель даже после его кончины, и подвизались там в течение нескольких десятилетий, сохранив обширное наследие и личный архив Преподобного. Что касается Теклатского монастыря, из подвизавшихся там более 90 сестер около 60 были духовными чадами Преподобного. Среди них – игумении Афанасия (Салакая), Элеонора (Дадиани), Кетеван и Елена (Ахвледиани), монахиня-затворница Феодосия, монахини Рипсима (Ахвледиани), Елизавета (Габуния), Феврония (Джинория) и другие. Игумения Теклатского монастыря Екатерина (Апакидзе) и духовные чада прп. Алексия родные сестры Кетеван (впоследствие игумения монастыря) и Рипсиме (Ахвледиани) Игумения Теклатского монастыря Афанасия (Салакая), духовное чадо прп. Алексия

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

У С.И. Фуделя , однако, личность старца вызывала совсем другие чувства, и он понимал, почему для отца Алексия Лев Толстой был, прежде всего, разрушителем веры в Церковь . «Поражала красота всего его облика, когда в длинной мантии он выходил из своего полузатвора на исповедь богомольцев: и седые пряди волос на плечах, и какая-то мощность головы, и рост, и черты лица, и удивительно приятный низкий баритон голоса, а главное – глаза, полные внимания и любви к человеку. Эта любовь покоряла и побеждала, человек, подходящий к нему, погружался в нее, как в какое-то древнее лоно, как в стихию, непреодолимую для него, до сих пор еще ему неведомую и вожделенную. Он уже не мог больше не верить, так как в нем уже родилась ответная любовь: огонь зарождается от огня. Моя жизнь была наполнена любовью родителей, но в любви старца, когда, стоя на коленях перед ним на исповеди (он обычно исповедовал сидя), я открывал ему свои тяжелые грехи, я ощущал нечто еще более полное, еще более надежное и теплое, чем земная родительская любовь. Это была уже любовь Небесного Отца, о которой мы только говорим, изливаемая ощутительно на меня в эти минуты через старца» 42 . С.И. Фудель был захвачен и покорен личностью отца Алексия – страницы «Воспоминаний» о старце и о его обители проникнуты горячим чувством любви и веры. Одно из самых пронзительных воспоминаний юности Фуделя – об исповеди у затворника-старца: в маленькой надвратной церкви перед образом Нерукотворного Спаса горит лампада. Отец Алексий сидит вдали от людей и исповедует подолгу. «Стоишь в ожидании своей очереди и слышишь невнятный говор его низкого мягкого баса. Он в чем-то убеждает пришедшего на исповедь, что-то старается открыть ему, с чем-то спорит, о чем-то умоляет. Через какую-то толщу самолюбия, забвения, неведения, ложного стыда, а главное, бесчувствия и окаменения души нужно пробиться изнемогающему от своих лет и подвигов затворнику, чтобы “теплая заря покаяния” зажглась в темноте этой души» 43 . Старец стучал в сердца исповедующихся, но тому, кто сидел в ожидании своей очереди, казалось, что исповедь у отца Алексия была не только исповедью кающегося, но и исповедью самого старца, исповедующего в ней свою веру-любовь ко Христу. Не только таинство покаяния, но и все монастырские службы в Зосимовой обители были особенными. У Сергея Фуделя , который доверчиво отдавал всего себя красоте богослужения, возникало чувство, будто он сел в крепкую ладью и она вздымает его на волнах все выше и выше: было одновременно и страшно, и неизъяснимо хорошо. В службе монастыря он чувствовал нечто как бы непреклонное перед миром: что-то безжалостное ко всем «мирским полусловам, получувствам, полумолитвам, с оборачиванием все время на себя, на свое настроение или на свою слабость. Тут что-нибудь одно: или уходи, потому что стоять надо долго и трудно, или же бросай свои лень и трусость, сомнение и грех и в священном безумии иди за этими голосами, стройно и сладостно и страшно поющими все про одно…» 44

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II К 300-ЛЕТИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА мая 2003 Сердечно поздравляю вас с 300-летним юбилеем града святого апостола Петра. История Санкт-Петербурга неразрывно связана с историей России и Русской Православной Церкви. Каждое значимое событие последних трех столетий оставило здесь свой след. ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II К 300-ЛЕТИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Ваше Высокопреосвященство митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, боголюбивый клир Санкт-Петербургской епархии, всечестные иноки и инокини, дорогие петербуржцы! Христос воскресе! Сердечно поздравляю вас с 300-летним юбилеем града святого апостола Петра. История Санкт-Петербурга неразрывно связана с историей России и Русской Православной Церкви. Каждое значимое событие последних трех столетий оставило здесь свой след. Первый камень в основание города был положен Петром Великим в эпоху, когда наше Отечество переживало период роста и укрепления, когда созидалось экономическое, военное, научное могущество России. Новая столица начиналась не только со стен Петропавловской крепости, но и с соборного храма во имя святых апостолов Петра и Павла . Подобно праотцу Аврааму, царь Петр с верою " ожидал града, имеющего твердые основания, и которого художник и строитель Бог " (Евр. 11. 10). Вскоре Санкт-Петербург, будучи столицей Российского государства, одновременно стал важнейшим духовным центром страны и мира. Здесь на протяжении двух столетий находился Святейший Правительствующий Синод. Многие храмы Санкт-Петербурга строились в память побед российского воинства. В Никольском соборе, на стенах которого высечены имена русских моряков, павших за веру и Отечество, Церковь Христова возносит сугубые молитвы о нашем флоте. Кафедральный Казанский собор, ставший местом упокоения великого полководца Михаила Кутузова, свидетельствует потомкам о великой победе русского оружия над Наполеоном. Александро-Невская Лавра, основанная по повелению Петра Великого на месте победы князя Александра Невского над шведами, доныне является духовным светочем северной столицы. Благовещенский храм обители и ее некрополь стали местом упокоения многих известных людей нашего Отечества. С Лаврой связаны имена великих подвижников веры и благочестия - святителей Иннокентия и Софрония Иркутских, Филарета Московского, Феофана Затворника. В обители расположена Санкт-Петербургская Духовная академия - крупнейший центр православной учености.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

«Устав» Нила Сорского //Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. СПб., 2008. Федотов Г. П. Святые Древней Руси//Собрание сочинений: в 12 т. М., 2000. Т. 8. Федотов Г. П. Трагедия древнерусской святости//Собрание сочинений: в 12 т. М., 2000. Т. 8. Феодор (Поздеевский) , архиепископ. Смысл христианского подвига. Из чтений по пастырскому богословию архиеп. Феодора, Ректора Московской Духовной Академии. М., 1991. (Репр. воспроизведение с изд.: ТСЛ, 1911) Феофан Затворник , святитель. Начертание христианского нравоучения. М., 2002. Феофан Затворник , святитель. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М., 1996. Феофан Затворник , святитель. Созерцание и размышление. М., 2003. Флоренский П., священник. Рассуждения на случай кончины отца Алексия Мечёва //Пастырь добрый: Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечёва . М., 1997. Флоренский П., священник. Троице-Сергиева Лавра и Россия//Сергий Радонежский: [сборник]. М., 1991. Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Минск, 2006. Флоровский Г. В. Оправдание знания// Христианство и цивилизация. Избранные труды по богословию и философии. СПб., 2005. Фудель С. И. Собрание сочинений: в 3 т./сост. прот. Н. Балашова, Л. И. Сараскиной. М., 2001–2005. Хондзинский П., священник. Истинное христианство в житии и трудах святителя Тихона, епископа Задонского// Тихон Задонский , святитель. Избранные труды, письма, материалы. М., 2004. Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. М., 1998. Хоружий С. С. О старом и новом. СПб., 2000. Хоружий С. С. Общие вопросы православной аскезы//Исихазм. Аннотированная библиография/под общ. и науч. ред. С. С. Хоружего. М., 2004. Хоружий С. С. Опыты из русской духовной традиции. М., 2005. Христианство. Энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993. Т. 1. Четвериков С., протоиерей. Из истории русского старчества//Бог в русской душе. М., 1998. Четвериков С. И. Оптина Пустынь//Правда христианства. М., 1998. Шевелев И. Книга собеседника. Вышел трехтомник потаенного мыслителя XX века//Российская газета (Центральный выпуск). 2005. 3754. 25 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Библиография 1 . Крутиков И.А. Преосвященный Феофан Затворник , подвижник Вышенской пустыни. М., 1895. 2 . Собрание писем святителя Феофана. Выпуск третий. М., 1898. 3 . Рыбинский В.П. Памяти преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского//Труды Киевской духовной академии, 1894, т. 1, март. – С. 421–425. 4 . Хитрое М.И, прот. Преосвященный Феофан, Затворник Вышенский . 2-е изд. М., 1905. 5 . Кондратов А. По святым обителям и богоспасаемым градам//Душеполезное чтение, 1895, ч. 3. – С. 417–429,566–580. 6 . Епископ Феофан. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. 9-е изд. М., 1908. 7 . Слова преосвященного Феофана к Тамбовской пастве в 1859–1860 годы, 1861. 8 . Корсунский И. И. Преосвященный епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский. М., 1895 . 9 . Клавдиан, архимандрит. Преосвященный Феофан, Вышенский Затворник//Журнал Московской Патриархии, 1959, январь. – С. 49–54. 10 . Указ Святейшего Правительствующего Синода от 26 июля 1863 года. Об увольнении Иустина, епископа Владимирского, от управления епархиею и о перемещении на кафедру Владимирской епархии Феофана, епископа Тамбовского//Тамбовские епархиальные ведомости, 1863, – С. 176. 11 . Собрание писем святителя Феофана. Выпуск пятый. М., 1899. 12 . Собрание писем святителя Феофана. Выпуск четвертый. М.,1899. 13 . Собрание писем святителя Феофана. Выпуск восьмой. М., 1902. 14 . Собрание писем святителя Феофана. Выпуск второй. М., 1898. 15 . Дело «О возведении преосвященного Феофана, бывшего епископа Владимирского, на степень доктора богословия». Российский Государственный Исторический Архив, ф. 796, оп. 171, ед. хр. 311. Л.1–12. 16 . Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1939. 17 . Сергий, архимандрит (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси). Православное учение о спасении. М., 1895. 18 . Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Филаретовском вечере в Московской Духовной Академии//Журнал Московской Патриархии, 1964, – С. 12–16. 19 . Епископ Феофан. Мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев. 2-е изд. М., 1894.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться Пожалуй, самое ценное в наследии Феофана Затворника — это его письма. Ведь сам жанр письма предполагает личное общение, конкретность вопросов. В своих письмах великий духовный наставник Феофан Затворник входит в проблемы своего собеседника и решает именно их, от всего богатства духовного наследия Церкви, чьим великим знатоком он был и, конечно, от своего собственного опыта. «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» — как раз образец такого богословия, где «теория» сразу же, на наших глазах, переходит в «практику». Пожалуй, «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» — и самая известная книга Феофана Затворника такого рода. По сути это — сборник из писем о духовной жизни, где теоретические вопросы чередуются с практическими советами. Письма, приведенные в «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», Феофан Затворник пишет молодой девушке, «которая замуж не хочет, но и в монастырь не собралась с духом». «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» — откровенное и подробное описание внутренней жизни человека. Здесь мы видим весь путь человека к Богу и все опасности, встречающиеся на нем.   СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться   По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II   © Интернет-издание Вэб-Центра «Омега» Москва — 2003 1. Вступительное напоминание о данном обещании вести переписку о духовной жизни. Ожидаемая от сего польза После того как пред отъездом Вашим в Москву мы условились вести беседу о нужных для Вас вещах письменно, мне естественно было ожидать, что по прибытии на место Вы дадите знать о себе и новой для Вас обстановке. Ждал и жду, но вот сколько уже времени ничего не дожидаюсь. Что сделалось? Уж здоровы ли Вы? Храни Вас Матерь Божия. Или намерение переменили?! Всяко бывает — и это возможно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

К 40-летию восстановления Патриаршества в Русской Право- славной Церкви . 295 Торжества по случаю 40-летнего юбилея восстановленного Патриаршества Русской Православной Церкви. (Воспомина- ния и ответы на вопросы) 323 Отношение митрополита Платона (Левшина) к Троице-Сер- гиевой Лавре 334 TOM II. – 265 с. СБОРНИК ОТДЕЛЬНЫХ СГАТЕЙ И ЗАМЕТОК ЗА 1955–1965 гг. СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ Ο ХРАМАХ И МОНАСТЫРЯХ Богоявленский Патриарший собор 6 Храм Знамения Божией Матери 13 Духовская церковь Свято-Троице-Сергиевой Лавры 21 Монастырь преподобного Пафнутия Боровского 26 Монастырь «Новый Иерусалим» 31 ( IV. ПАСХАЛЬНЫЕ Воскресение Господа нашего Иисуса Христа 39 Цель явлений Воскресшего Господа Своим Ученикам 54 РОЖДЕСТВЕНСКИЕ Радость христианина 62 Радость христианина 67 Размышление в день Рождества Господа нашего Иисуса Христа 69 О СВЯТЕЙШЕМ ПАТРИАРХЕ АЛЕКСИИ [ПЕРВОМ] Поместный Собор Русской Православной Церкви 1945 года 75 О Святейшем Патриархе 84 Наш Святейший Владыка (Стихотворение) 86 Богослужение Святейшего Патриарха Алексия в селе Бого- родском 89 День памяти Святителя Алексия, Митрополита Московского [(12) 25 февраля 1960 г.] 93 Служение Святейшего Патриарха Алексия в храме Святителя Николая, что в Кузнецах 97 Совершение Богослужения Святейшим Патриархом Алексием 102 Святейший Патриарх Алексий как проповедник 109 и проповедник (к 20-летн. юбилею Патриаршей деятельности) 132 Святейший Патриарх Алексий в Богослужебно-проповедни- ческой деятельности (к 20-летн. юбилею Патриаршей дея- тельности) 171 Святейший Патриарх Алексий в Богослужебно-проповедни- ческой деятельности (Сокращенный текст доклада, который и был прочитан в день Торжества) 193 О ДУХОВНЫХ ШКОЛАХ Краткие исторические сведения о московских духовных , учебных заведениях 205 Московская Духовная Академия в 1814– 1874 гг. 211 По поручению Московских Духовных школ 236 Проводы масленицы в Московских Духовных школах 244 РАЗНОЕ Совершение Акафиста преподобному Серафиму 249 9-е ноября 1963 года [О юбилее Святейшего Патриарха Алек-

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Архив Пн В Пюхтицком ставропигиальном монастыре состоялась закладка храма святителя Алексия Московского и великомученицы Варвары 30 августа 2016 г. 19:37 29 августа 2016 года, в попразднство Успения Пресвятой Богородицы и праздник перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, в  Успенском Пюхтицком ставропигиальном женском монастыре состоялась закладка нового храма в честь святителя Алексия, митрополита Московского, и великомученицы Варвары. Молебное пение на закладке совершили председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви, ректор  Московской духовной академии   архиепископ Верейский Евгений и епископ Нарвский и Причудский Лазарь в сослужении монастырского священника игумена Самуила (Караска), а также настоятелей Раквереской Рождества Богородицы церкви протоиерея Александра Лебедева и Йыхвиской Богоявленской церкви протоиерея Андрея Суслова. Во время молебна в основание храма был вложен четырехугольный камень, капсула с памятной грамотой об основании церкви и святыми мощами священномученика Иоанна, архиепископа Рижского, и священномученика Сергия Раквереского. Рядом с новым каменным храмом будет возведено здание богадельни. В торжествах приняли участие благотворители обители, представители власти, архитектор-планировщик, ответственные за постройку лица, настоятельница монастыря игумения Филарета (Калачева) с сестрами и многочисленные богомольцы. Накануне, 28 августа, торжества по случаю престольного праздника и 125-летия основания обители возглавил   митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий . Пюхтицкий монастырь /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4600021.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010