В творениях святителя Феофана современный человек, ищущий духовного возрождения, может найти ответ на многие вопросы своего бытия. Святитель предстает перед нами не только как аскет-подвижник Церкви Христовой, не только как досточтимый иерарх, святитель ее, но и как один из тех, о которых святой апостол Павел говорит, что они являются “яко светила в мире” (Флп 2:15). Рассмотрение богословского наследия епископа Феофана Затворника и его деятельности на всем пути священнослужения дает яркое представление о нем как о угоднике Божием, всю жизнь боровшемся за чистоту Православия. 1 Крутиков И. А. Преосвященный Феофан Затворник и подвижник Вышенской пустыни. М., 1895. — C. 23. 3 Рыбинский В. П. Памяти преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского//Труды Киевской духовной академии. 1894. Т. I. — С. 422. 5 Кондратов А. По святым обителям и богоспасаемым градам//Душеполезное чтение. 1895. Ч. 3. Декабрь. — С. 571. 8 Корсунский И. И. Преосвященный епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский. М., 1895. — С. 107. 9 Архимандрит Клавдиан. Преосвященный Феофан, Вышенский Затворник//Журнал Московской Патриархии. 1959. Январь. — С. 51. 10 Указ Святейшего Правительствующего Синода от 26 июля 1863 года. Об увольнении Иустина, епископа Владимирского от управления епархиею и о перемещении на кафедру Владимирской епархии Феофана, епископа Тамбовского//Тамбовские епархиальные ведомости. 1863. 18. — С. 176. 15 Дело “О возведении преосвященного Феофана, бывшего епископа Владимирского, на степень доктора богословия”//Российский Государственный Исторический Архив. Ф. 796. Оп. 171. Ед. хр. З11. — Лл. 1–12. 17 Дело “О возведении преосвященного Феофана, бывшего епископа Владимирского, на степень доктора богословия”. — Л. 2. 18 Архимандрит Сергий. Православное учение о спасении. М., 1895. — С. 196. Впоследствии автор — Патриарх Московский и всея Руси. 21 Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Филаретовском вечере в Московской духовной академии//Журнал Московской Патриархии. 1964. 2. — С. 12.

http://pravmir.ru/svyatitel-feofan-zatvo...

Рейтинг: 10 Голосов: 328 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Постановление на арест//Дело 7 Управления НКВД по Московской области по обвинению Беневоленского Николая Владимировича по ст. 58 п. 10 ч. I УК РСФСР (из личного архива автора). – Здесь и далее в цитируемых документах сохранены их стиль и орфография. Обвинительное заключение по делу 7 по обвинению Беневоленского Николая Владимировича по ст. 58 п. 10 ч. I и II УК РСФСР (из личного архива автора). Меморандум на Беневоленского Николая Владимировича, 1877 г.р., урож. г. Москвы, по агентурному делу «Сибирские». 1 апреля 1939 г. Л. 1 (из личного архива автора). Материалы допроса//Дело 7 Управления НКВД по Московской области по обвинению Беневоленского Николая Владимировича по ст. 58 п. 10 ч. I УК РСФСР (из личного архива автора). Четверухин Илия, протоиерей; Четверухина Евгения. Преподобный Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2003. С. 16. Четверухин Илия, протоиерей; Четверухина Евгения. Преподобный Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. С. 27. Товия, архимандрит. Дополнения к Временным правилам для безмолвнической жизни духовника пустыни иеромонаха Алексия//Четверухин Илия, протоиерей; Четверухина Евгения. Преподобный Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. С. 269. См.: Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992–2002. скрыть способы оплаты Комментарии серафим 2 октября 2018, 21:37 Преподобне отче наш старче Алексие, моли Бога о нас будем же подражать святому старцу Алексию Зосимовскому в его подвигах и всех добродетелях доброго Батюшки Лёши Аминь галина ивановна 31 января 2011, 17:29 Спасибо за такие поучительные статьи. Священничество знало, что они должны пройти гонения, скитания. Святые отцы об этом времени предсказывали, что будет гонение на Святую Церковь. И Вера благодаря таких батюшек жила даже в не храме.А в душах верующих возрастала и укреплялась сильней. Люди понимали, раз изгоняют, ЗНАЧИТ бояться этой Веры. И на удивления всех, хоть и подпольно она разгоралась и разносила плямя и люди тайно с усердием молились за своих гонителей, чтобы бог просветил им мозги.Молились в своих подпольях. на квартирах, на поле, благодарили Бога за ЧУДНУЮ веру. И партийцы видя такое сопротивление сами тайно становились верующими. И никогда сатана не успокоится видя такую СИЛУ ДОБРА. Но Бог не бывает поруганным. Спасибо всем богоборцам, мученикам за ИСТИННУЮ ВЕРУ, которую они пронесли. Мы, не должны бояться с нами Бог! Удачи и крепости Духа Святого.

http://pravoslavie.ru/44073.html

Основное содержание ее духовной жизни составляла внутренняя молитва. За все годы затвора В. С. ни разу не была в храме (в Скворчихе его закрыли в кон. 20-х - нач. 30-х гг.), однако от Церкви никогда не отходила, ее причащали священники, посещавшие затворницу. Приходившим к ней людям В. С. наказывала чаще ходить в храм, особо почитать день памяти своего небесного покровителя (говорила: «Чти свой день ангела, как Пасху»). В. С. прославилась даром прозорливости, ей в равной мере были открыты события и человеческие мысли; блаженная обладала также даром исцеления, молитвенной помощи. О времени и обстоятельствах своей кончины В. С. знала заранее, о чем прикровенно сообщила верующим. 26 февр. 1966 г. в сарае, где она жила, случился пожар, старицу вытащили из огня. Несмотря на то что ожоги были несильными, на следующий день В. С. умерла, была похоронена на кладбище в Скворчихе. Народное почитание блаженной с годами не ослабевало. В дек. 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось обретение мощей В. С., ныне они находятся в Богородице-Казанском храме г. Мелеуза (подворье Енатского в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. монастыря ). В 2001 г. Патриарх Алексий II благословил прославить подвижницу в лике местночтимых святых Уфимской епархии, чин прославления совершил Уфимский и Стерлитамакский архиеп. Никон (Васюков) . В 2002 г. наместник Покровского Енатского мон-ря игум. Симеон (Кувайцев) составил акафист блаженной, читаемый в храмах Уфимской епархии, написаны иконы В. С. Лит.: Зимина Н. П., Васильева И. Л. Варвара Архангельская//Уфимские ЕВ. 1996. 8-9; Мохов В. В., прот., Зимина Н. П., Васильева И. Л. Угодница Божия Варвара затворница - праведница Уфимской земли безбожного времени (1890-1966)//Ежег. Богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы, 1998. М., 1998. С. 238-245; они же. Блаженная Варвара затворница - праведница Уфимской земли безбожного времени//Культурные и духовные традиции рус. Башкортостана: история и современность: Сб. тр. респ. науч.-практ. конф.: В 3 ч. Уфа, 1998. Ч. 2. С. 32-38; Зимина Н. П. Блаженная старица Варвара, затворница Скворчихинская (Варвара Васильевна Архангельская, 1890-1966)//Уфимские ЕВ. 2001. 7-8; она же. Блаженная Варвара Скворчихинская//Там же. 2003. 3.

http://pravenc.ru/text/154101.html

Собрание писем святителя Феофана. Вып. 3. М., 1898. — С. 33. Рыбинский В. П. Памяти преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского//Труды Киевской духовной академии. 1894. Т. I. — С. 422. [iv] Протоиерей М. И. Хитров. Преосвященный Феофан Затворник Вышенский. Изд. 2-е. М., 1905. — С. 9. [v] Кондратов А. По святым обителям и богоспасаемым градам//Душеполезное чтение. 1895. Ч. 3. Декабрь. — С. 571. [vi] Епископ Феофан. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Изд. 9-е. М., 1908. — С. 64. [vii]Cлoba преосвященного Феофана к Тамбовской пастве в 1859–1860 гг., 1861. — Сс. 5–7. [viii] Корсунский И. И. Преосвященный епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский. М., 1895. — С. 107. [ix] Архимандрит Клавдиан. Преосвященный Феофан, Вышенский Затворник//Журнал Московской Патриархии. 1959. Январь. — С. 51. [х]Указ Святейшего Правительствующего Синода от 26 июля 1863 года. Об увольнении Иустина, епископа Владимирского от управления епархиею и о перемещении на кафедру Владимирской епархии Феофана, епископа Тамбовского//Тамбовские епархиальные ведомости. 1863. 18. — С. 176. [xi]Coбpahue писем святителя Феофана. Вып. 5. М., 1899. — С. 11. [xii]Coбpahue писем святителя Феофана. Вып. 4. М., 1899. — С. 35. [xiii]Coбpahue писем святителя Феофана. Вып. 8. М., 1902. — С. 5. [xiv]Coбpahue писем святителя Феофана. Вып. 2. М., 1898. — С. 11. [xv]Дeлo “О возведении преосвященного Феофана, бывшего епископа Владимирского, на степень доктора богословия”//Российский Государственный Исторический Архив. Ф. 796. Оп. 171. Ед. хр. З11. — Лл. 1–12. [xvi] Протоиерей Г. Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1939. — С. 395. [xvii]Дeлo “О возведении преосвященного Феофана, бывшего епископа Владимирского, на степень доктора богословия”. — Л. 2. [xviii] Архимандрит Сергий. Православное учение о спасении. М., 1895. — С. 196. Впоследствии автор — Патриарх Московский и всея Руси. [xix] Протоиерей Г. Флоровский. Пути русского богословия. — С. 400. [хх]Дело “О возведении…”. — Л. 4. [xxi]Peчь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Филаретовском вечере в Московской духовной академии//Журнал Московской Патриархии. 1964. 2. — С. 12.

http://pravmir.ru/svyatitel-feofan-zatvo...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить работу Синодальной Богослужебной комиссии. 3. Выразить благодарность епископу Орехово-Зуевскому Алексию, Председателю Синодальной Богослужебной комиссии, и членам Комиссии за понесенные труды. СЛУШАЛИ: Отчет епископа Орехово-Зуевского Алексия, Председателя Синодальной Богослужебной комиссии, о подготовленных Комиссией Акафисте святителю Феофану, затворнику Вышенскому, тропаре и кондаке преподобному Крониду, архимандриту Радонежскому. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить представленные богослужебные тексты. 2. Рекомендовать утвержденные Акафист святителю Феофану, затворнику Вышенскому, и тропарь и кондак преподобному Крониду, архимандриту Радонежскому, к употреблению за богослужением Русской Православной Церкви. 3. Направить утвержденные богослужебные тексты Главному редактору Издательства Московской Патриархии для публикации. СЛУШАЛИ: Доклад епископа Орехово-Зуевского Алексия, Председателя Синодальной Богослужебной комиссии, о подготовленном комиссией «Положении о Епархиальной Богослужебной комиссии, порядке рассмотрения и рекомендации к употреблению за богослужением Русской Православной Церкви вновь составляемых богослужебных текстов». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принять «Положение о Епархиальной Богослужебной комиссии, порядке рассмотрения и рекомендации к употреблению за богослужением Русской Православной Церкви вновь составляемых богослужебных текстов». 2. Довести принятое «Положение...» до сведения епархиальных Преосвященных. 3. Рекомендовать епархиальным Преосвященным учредить Епархиальные Богослужебные комиссии и организовать их работу в соответствии с принятым «Положением...» В заседании Священного Синода 28 декабря 2000 года под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия об образовании Синодального отдела по делам молодежи. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Во исполнение Определения Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви образовать Синодальный отдел по делам молодежи. 2. Председателем вышеназванного Отдела назначить Преосвященного Александра, архиепископа Костромского и Галичского.

http://sedmitza.ru/lib/text/429478/

Февральская революция никак не отразилась на спокойной и тихой жизни пустыни, политические страсти ее не волновали. В апреле 1917 года отец Алексий получил разрешение отслужить литургию на первый день Святой Пасхи, не разглашая об этом. На той же Пасхальной неделе в Зосимову пустынь приехал митрополит Московский Макарий 34 , вскоре вынужденно ушедший на покой. Он очень любил и почитал старца-затворника Алексия, хотел поговорить с ним и получить мудрый совет. Принимая владыку, игумен Герман пригласил к себе отца Алексия и двух-трех представителей духовенства, гостивших тогда в пустыни. Владыка рассказал собравшимся об обстановке, сложившейся в Русской Церкви после февральского переворота, и упомянул о решении Временного правительства считать необязательным преподавание Закона Божия в школах и гимназиях. Это решение очень взволновало отца Алексия, потомственного преподавателя Закона Божия, и он резко сказал: «Это такое дело, что пусть руки и ноги рубят, нельзя уступать ни на йоту». А затем, смутившись, уже другим тоном, обращаясь к отцу игумену, промолвил: «Вот вы выпустили меня из затвора, а я тут же и нагрубил». – «А если бы ты сидел в затворе, то и не знал бы, какой ты есть», – негромко заметил отец Герман. Все присутствовавшие в тот день в игуменских покоях Зосимовой пустыни не могли и подумать, что события, происходившие в это время в России, в самое ближайшее время скажутся на личной судьбе затворника этой пустыни и на судьбе всей Русской Православной Церкви. Поместный собор. Выборы патриарха До Октябрьской революции 1917 года Русской Православной Церковью управляло государство. Такой порядок ввел Петр I в 1703 году после смерти патриарха Адриана. Это управление осуществлялось посредством Святейшего Синода, во главе которого стоял обер-прокурор. Святейший Синод определял духовное руководство всех епархий России. Временное правительство, занятое межпартийными раздорами, перестало заниматься церковными делами. На всех уровнях, сверху донизу, устанавливалось самоуправление. Святейший Синод бездействовал. Это вылилось в удаление на покой нелюбимых паствой архиереев. Освободились вакансии в ряде епархий, в том числе в Петроградской и Московской. Вместо отправленного на покой митрополита Макария, митрополитом Московским и Коломенским в июне 1917 года был избран архиепископ Виленский и Литовский Тихон (в миру – Василий Иванович Беллавин), которого позднее возвели в сан митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

- Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицею мощей письма начала столетия. Написана и привезена со Святой Горы Афон, из Свято-Пантелеимонова Русского монастыря. Подарена епископу Агапиту (Бевцику). Владыка в 2005 г. подарил икону для поклонения братии и прихожан монастыря. - Икона Знамения Божьей Матери, была написана архимандритом Андреем (Коломацким) в 20-е г.г. - Икона Иисуса Христа - Солнце Правды, привезена из Одессы. В 1998 г. подарена отцом Михаилом настоятелю Свято-Покровского мужского монастыря архимандриту Митрофану (Шимон). Частицы мощей: прп. Алексия Карпаторусского; прпп. Иова и Амфилохия Почаевских; прп. Серафима Саровского; прп. Кукши Одесского; св. апостола и евангелиста Луки; свт. Игнатия Брянчанинова; свт. Димитрия Ростовского; прп. Феодосия Черниговского; свт. Иннокентия Херсонского; св. мчч. Прова, Тараха, Андроника; св. мчч. Вифлеемских; прмч. Иерофея Нового, Каламского, Иверянина (Афонского); прпп. мчч. Дивногорских, татарами убиенных (Воронеж); прпп. мчч. Хозевитских (Иерусалим); прпп. мчч. в обители Саввы персами избиенных (Иерусалим); прпп. мчч. в Лавре Феодосия Великого убиенных; прпп. мчч. Монастыря Горы Искушений; прпп. мчч. в обители прп. Герасима Иорданского персами избиенных; прп. Иллариона Затворника, Троекуровского (Тамбовского); прп. Иоанна Затворника, Святогорского; прп. Гавриила Афонского; прпп. отцов Церковщины (Киевских); прп. Шио Мгвинского; св. блгв. кн. Константина Ярославского; св. блгв. кн. Василия Ярославского; св. блгвв. кнн. Феодора и чад его Давида и Константина Ярославских; прп. Алексия Голосеевского; прп. мчч. Зверинецких; прп. старцев Оптинских. Свято-Покровский мужской монастырь в с. Ракошино Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=33032

Таллин. Открылась площадь в честь Патриарха Алексия II.Aдpec у этого строящегося храма в честь иконы Божьей Матери «Скоропослушница» теперь площадь им. Алексия Второго. Идея назвать площадь именем Святейшего Патриарха принадлежит мэру Таллинна. Предстоятель родился в столице Эстонии и долгие годы возглавлял таллиннскую епархию. Шесть лет назад во время визита Алексий Второй заложил основу этого храма, освятил первый камень и благословил строителей. Все расходы по благоустройству городские власти взяли на себя и выделили почти полмиллиона евро. Чтоб сделать площадь, пришлось продлить улицу Паю, установить новое уличное освещение, посадить 170 деревьев и 3 тысячи кустарников Архиепископ Истринский Арсений: «Мы сегодня видели — масса большая людей пришла на открытие этого памятника. Это первая площадь в честь Патриарха Алексия II в истории человечества». По данным соцопросов, русскоязычные эстонцы считают Алексия II самым выдающимся своим земляком. Район Ласнамяэ — самый густонаселенный в Таллинне. Жители здесь в основном русскоязычные. Новый храм на новой площади будет первым православным собором, построенным в столице Эстонии с момента выхода республики из состава СССР. Юлия Пономарева, Олег Беседин, Вести Тверская область. Обнаружены мощи старца. На месте новой церкви когда-то находилась часовня древнего монастыря Савватьева пустынь. Ученые считают, что похороненный здесь человек имел прямое отношение к монастырю.Ученые сейчас готовы сутками дежурить у саркофага, чтобы не был испорчен ни один фрагмент. Захоронение удалось обнаружить лишь, после того как над этим местом были возведены стены новой церкви. Останки старца и его вещи до этого момента не тронутые человеком. о самым предварительным оценкам ученых, человек, захороненный в селе Савватьево жил в 14-15 веках нашей эры. Вполне возможно, говорят священники, что это мощи затворника, святого старца Савватия. Во всяком случае, многое говорит о том, что человек почитался местными жителями. Саркофаг изготовлен из монолита белого камня.

http://pravmir.ru/cerkov-i-mir-pochemu-m...

1919 г., 28 февраля. Пострижен в схиму с тем же именем, в честь праведного Алексия, человека Божия. 1919 г., 22 октября. День смерти сына Михаила. 1921 г., 12 ноября. Награжден палицей. 1923 г., 6 мая. Зосимова пустынь закрылась. 1923 г., 9 мая. После закрытия Зосимовой пустыни переехал на жительство в Сергиев Посад. 1924  г., июнь. Больного старца посетил святейший патриарх Тихон. 1928 г., 19 сентября. День кончины старца Алексия. 1928 г., 22 сентября. Погребен на Кокуевском кладбище в Сергиевом Посаде. 2000 г., август. Причислен к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания на Юбилейном Освященном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Москве с 13 по 16 августа в храме Христа Спасителя. Днем памяти преподобного Алексия, затворника Зосимовского, постановили считать день его кончины – 19 сентября (2 октября по новому стилю). Часть II. Воспоминания о старце Первое и последнее посещение пустыни Из воспоминаний Евгении Леонидовны Четверухиной Будучи невестой и часто слушая рассказы Ильи Николаевича о Зосимовой пустыни и отце Алексии, я горела желанием увидеть его и стать его духовной дочерью. Но мама и слышать не хотела о том, чтобы я поехала в пустынь. «Вот когда выйдешь замуж, – говорила она мне, – куда хочешь езжай, хоть в Зосимову пустынь, а сейчас я тебя не пущу». В утешение, через И. Н., я получила от старца небольшой образок преподобного Серафима, который я очень любила. Старец воспитывал нас как жениха и невесту аскетически. Встречаясь один раз в два месяца, мы сидели на почтительном расстоянии друг от друга, обращались друг к другу по имени-отчеству до самой свадьбы и на «вы». В 1908 году, через три дня после ухода старца Алексия в полузатвор, 6 февраля, в среду на сплошной седмице, была наша свадьба. Венчались мы в церкви при 2-й мужской гимназии в 4 часа дня. Задолго до свадьбы мы с И. Н. решили, что первые дни после венчания проведем в Зосимовой пустыни и будем там говеть. И. Н. ездил туда перед самой свадьбой, поговел там и 3 февраля поздно вечером приехал ко мне с вестью, что отец Алексий ушел в затвор, но что в субботу он выйдет и будет нас обоих ждать к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

В Переславле-Залесском, Данилове и Ярославле Учебный центр больницы святителя Алексия провел несколько потоков обучения по уходу за больными, что привело к созданию в этих городах сестричеств милосердия. В Переславле-Залесском было создано Переславское епархиальное сестричество милосердия во имя святителя Луки Крымского, в Данилове — Александровское сестричество милосердия в честь благоверного князя Александра Невского, в Ярославле — Свято-Феодоровское православное сестричество Ярославской епархии . Алексей Заров отметил также, что результаты сотрудничества больницы святителя Алексия и государственных и муниципальных органов власти уже видны в Ярославской области. Организаторами конференции выступили Филиал святителя Луки Центральной клинической больницы святителя Алексия, митрополита Московского, и Переславская епархия . Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в  Telegram-kahaлe «Дела Церкви» и  «Дела Церкви. Кратко» ,  «Помощь беженцам» и в группе Синодального отдела по благотворительности в  VK ,  ОК , на  Уоитиве-канале . Помочь беженцам и пострадавшим мирным жителям можно на сайте  помочьвбеде.рф . Поддержать церковные социальные проекты можно на онлайн-платформе Синодального отдела по благотворительности  «Поможем» . Диакония.ru / Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6081666.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010