Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич), архп. Владимирский и Суздальский Родился 2.XI.1859 года в семье дьячка Екатеринославской епархии, Славяносербского уезда, села Успенского. Среднее богословское образование получил в Екатеринославской Духовной семинарии, а высшее в Московской Духовной Академии, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра без нового устного испытания. В 1886 году был назначен на должность учителя в Херсонское Духовное училище и вместе с тем с июня 1890 года состоял противоштундистским миссионером г.Херсона. В 1890 г. о.Анемподист представил в Совет Московской Академии на соискание степени магистра богословия сочинение: «Церковно-законодательная деятельность Карла Великого». После защиты диссертации в 1891 году утвержден Св.Синодом в ученой степени магистра богословия. В 1892 году о.Анемподист Дородницын получил назначение на должность помощника смотрителя Бахмутского Духовного училища, а с сентября 1894 года был перемещен на должность епархиального миссионера Екатеринославской епархии. В сентябре 1901 года о.Анемподист занял место преподавателя по Обличительному богословию, истории и обличению раскола и местных сект в Черниговской Духовной семинарии. В марте 1902 года пострижен в монашество с именем Алексия и в том же году был посвящен во иеромонаха. В августе этого же года назначен инспектором Ставропольской духовной семинарии. В сентябре 1903 года получил назначение на должность ректора Литовской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 30 мая 1904 года в Харьковском кафедральном соборе была совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Сумского, вик.Харьковской епархии. Хиротонию совершали: Преосвященный Арсений (Брянцев) , архп.Харьковский и Преосвященный Николай (Зиоров) , епископ Таврический; Симеон (Покровский), епископ Екатеринославский и другие. На хиротонии присутствовало множество народа, желавшего видеть, вообще редкое, а для Харькова в первый раз совершающееся торжество.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

М.И. Одинцов Глава IV. На владимирской кафедре. 1917–1922 годы Конец синодальной эпохи В начале XX века Владимирская епархия оставалась едва ли не самой обширной по территории и многочисленной по количеству храмов, молитвенных домов, монастырей и часовен. Кроме Владимира в нее входили такие крупные города, бывшие искони православными центрами, как Иваново-Вознесенск, Шуя, Ковров, Переславль-Залесский, Александров. В февральский период во Владимирской губернии, как и повсеместно, утверждалась новая власть. Предводитель владимирского дворянства В. Храповицкий спешил уведомить Временное правительство в своей преданности, телеграфируя в столицу: «От имени дворянства Владимирской губернии, заявляю Вам, господин комиссар, что владимирское дворянство признало власть настоящего Временного правительства державы Российской, поставленного Государственной думой, народом и армией править Россией впредь до решения подлежащего созыву Учредительного собрания об образе правления державы Российской». Переоценка ценностей происходила и в церковной среде. Собравшееся 21 марта 1917 года собрание духовенства города Владимира вынесло постановление о запрещении политических речей в храмах, имея в виду, конечно, речи монархические, и заявило об «обязательности подчинения Временному правительству». Одновременно выражено было недоверие правящему архиепископу Владимирскому Алексию (Дородницыну) , в вину которому были поставлены его связь с Григорием Распутиным и монархические убеждения, как и его манера деспотического правления приходским духовенством и паствой. Из 372 членов съезда не нашлось ни одного, кто бы выступил в защиту Алексия, и съезд единодушно постановил удалить его из епархии и отправить на покой. Изгнанный из Владимира, он отправился искать церковного счастья на Украину, выходцем из которой был. Впоследствии в Киеве он стал на путь «церковного революционера», осуждал печатно и устно Поместный собор в Москве и вел дело к отделению Украинской церкви от Российской, рассчитывая при этом стать «украинским патриархом». Вообще, Алексий Дородницын был колоритным типом русского архиерея. Он обладал прекрасным голосом и был отличным регентом. И вместе с тем был непомерно тучным, так что не мог дослужить литургии, не переменив облачения, ибо изнемогал от жары. Аппетит его поражал всех знавших его, а когда его мучила жажда, он мог выпить чуть ли не ведро воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. М. Дмитриев. Фотография. Кон. XIX в. Никодим Михайлович (1870, г. Ливны Орловской губ.- 1943, г. Куйбышев, ныне Самара), регент, дирижер, педагог, общественный деятель. Род. в простой семье. Имея хороший голос и абсолютный слух, в детстве пел в местной церкви. В 1888 г. блестяще окончил московское Синодальное училище церковного пения . С 1889 г. жил в Саратове, создал любительский хор, с к-рым участвовал в исполнении «Реквиема» В. А. Моцарта, ораторий «Семь слов Спасителя на Кресте» и «Сотворение мира» Й. Гайдна, музыки П. И. Чайковского к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка», хоровых сцен из рус. опер, кантат и ораторий. С 1904 г. был регентом архиерейского хора Александро-Невского кафедрального собора в Саратове. В 1905, 1912-1917 гг. являлся председателем Саратовского певческого об-ва (СПО), в др. годы - членом его правления. Преподавал церковное пение в Саратовской ДС (1911-1913), пение, рус. язык и арифметику в младшем классе Саратовского коммерческого уч-ща (с 1914). Параллельно с коллективом мальчиков Саратовского оперного театра готовил детские хоры в операх «Кармен» Ж. Бизе, «Пиковая дама» Чайковского, «Вертер» Ж. Массне и др. С 1927 г. жил в Брянске, работал в музыкальном уч-ще. Д. пользовался в Саратове большим авторитетом. В его доме бывали ректор Саратовской консерватории С. К. Экслер, профессора Д. М. Рудольф (ученик С. И. Танеева ), В. В. Адамовский, директор коммерческого уч-ща Соловьёв и мн. др. Дружил с писателем К. А. Фединым. Регентская деятельность Д. проходила в русле реформы церковного пения в московском Синодальном уч-ще (1886). Наряду с произведениями традиционных церковных композиторов - Д. С. Бортнянского , Г. Ф. Львовского , А. А. Архангельского , М. А. Балакирева - впервые в репертуар архиерейского хора и хора СПО вводились сочинения композиторов московской школы Нового направления: «Воскликните Господеви», «Благослови, душе моя», «Верую» А. Т. Гречанинова ; Херувимская на «Радуйся» П. Г. Чеснокова ; «О Тебе радуется» С. В. Смоленского и в особенности «С нами Бог», «Благослови, душе моя», Херувимская и др. произведения А. Д. Кастальского , а также сочинения Чайковского, архиеп. Алексия (Дородницына) . Вслед за Д. этот репертуар был введен в певческую практику др. регентами города.

http://pravenc.ru/text/178589.html

архиепископ Алексий (Дородницын) (02.11.1859 – декабрь1919) Нравственно-аскетические труды Патрология Педагогика Религиоведение Сектоведение Слова и речи Собрание сочинений архиепископ Алексий (Дородницын) Архиепископ Владимирский и Шуйский. Духовный писатель и богослов. В 1917 году пытался захватить церковную власть в Киеве и объявить автокефалию на Украине. Биография В миру Дородницын Анемподист Яковлевич, родился 2 ноября 1859 года в селе Успенском Славяносербского уезда Екатеринославской губернии в семье дьячка. Обучался в Екатеринославской духовной семинарии и Московской духовной академии, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра без нового устного испытания. В 1886 году был назначен на должность учителя в Херсонское духовное училище и вместе с тем с июня 1890 г. состоял противоштундистским миссионером г. Херсона. В 1890 году представил в Совет Московской Академии на соискание степени магистра богословия сочинение: " Церковно-законодательная деятельность Карла Великого " . После защиты диссертации в 1891 году утвержден Св. Синодом в ученой степени магистра богословия. В 1892 году назначен помощником смотрителя Бахмутского духовного училища, а с сентября 1894 г. был перемещен на должность епархиального миссионера Екатеринославской епархии. В сентябре 1901 г. назначен преподавателем Черниговской духовной семинарии по Обличительному богословию, истории и обличению раскола и местных сект. Овдовел. 15 марта 1902 г. пострижен в монашество с именем Алексия. 7 апреля 1902 г. рукоположен во иеромонаха и назначен инспектором Ставропольской духовной семинарии. 5 сентября 1903 г. назначен ректором Литовской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 30 мая 1904 г. хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Хиротонию в Харьковском кафедральном соборе совершали: архиепископ Харьковский Арсений (Брянцев), епископ Таврический Николай (Зиоров), епископ Екатеринославский Симеон (Покровский) и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Храм преподобного Серафима Саровского (Саратов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм преподобного Серафима Саровского - православный храм в Саратове. 30 июня 2005 года храм получил статус Архиерейского подворья. Содержание История [ править править код ] В начале 1901 года Саратовской епархией в строительное отделение Саратовского губернского управления было направлено прошение о рассмотрении проекта архитектора Алексея Марковича Салько на постройку деревянной церкви в городе Саратове в десятом планном квартале на месте, пожертвованном г-жою Семидетковой по улице Астраханской. 27 февраля 1902 года Городская Дума направила ходатайство об этом строительстве в Министерство Внутренних Дел. В 1903 году на указанном месте (ныне на углу улиц Большой Горной и Университетской) была воздвигнута деревянная на каменном фундаменте церковь, которая в дальнейшем была обложена красным кирпичом. Со 2 октября 1901 года наблюдение за строительством осуществлял А. Салько, а 20 октября 1903 года его сменил Владимир Карпенко. Церковь была построена на пожертвования жителей города Саратова. Храм был заложен еще до канонизации преподобного Серафима, и считается одним из первых в мире храмов, освященных в его честь. 28 декабря 1903 года новопостроенную церковь освятил священномученик Гермоген (Долганёв; †1918), епископ Саратовский и Царицынский. Престол в ней был один: во имя преподобного Серафима Саровского. Позже к храму была пристроена колокольня на столбах, обшитых тёсом, воздвигнутая по проекту Андрея Мушты. При церкви имелась церковно-приходская школа и приют для мальчиков, во имя святителя Алексия, митрополита Московского, в котором обучались 27 мальчиков. На 1912 год в штате причта состояли священник и псаломщик. К 1917 году во владении прихода имелись два дома с тремя флигелями, действовала общественная библиотека, насчитывавшая до 900 наименований церковных книг. 16 января 1913 года указом епископа Алексия (Дородницына; †1919) на священническое место к церкви преподобного Серафима был перемещен священник Михаил Платонов с назначением состоять законоучителем Серафимовской школы и приюта. После февральской революции 1917 года им создается православное общество " За Веру " , перед выборами в Учредительное Собрание оно преобразуется в предвыборный блок " За веру и порядок " , целью которого является восстановление православной монархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_преподобн...

7 февраля Владыка Тихон, архиепископ Алеутский и Аляскинский 1907 год – Государь император Николай II принял трех митрополитов — Антония, Владимира и Флавиана — с докладом о работе Предсоборного присутствия. Практического результата не последовало: точной даты созыва Собора никто не назвал. После победы над революцией созыв Собора воспринимался как событие, которое взбудоражит общество, лишь недавно успокоившееся. В условиях наступавшего политического затишья о церковной реформе предпочли временно не говорить: политическая составляющая церковной политики оказалась преобладающей. К тому же и в самой Церкви политические пристрастия, стимулируемые революцией, мешали не только разрешению давно назревших проблем, но и правильному их пониманию. 1907 год – Архиепископ Алеутский и Североамериканский Тихон (Белавин) переведен на Ярославскую и Ростовскую кафедру. Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий Никифорович Богоявленский; 1848–1918) 1918 год – В Киеве от рук неизвестных принял мученическую смерть почетный председатель Поместного Собора митрополит Владимир (Богоявленский). Когда красные войска взяли Киев, в Лавре расположился военный отряд. Во время богослужения вооруженные люди в шапках, с папиросами в зубах врывались в храмы, устраивали обыски, издевались над иноками. Растерявшиеся монахи, соблазненные интригами архиепископа Алексия (Дородницына), стали жаловаться красногвардейцам на то, что митрополит не разрешает им устраивать комитеты и советы, а они хотят, чтобы в монастыре все было, как у красных. 7 февраля (25 января по ст. ст.) красноармейцы учинили обыск в покоях митрополита, а вечером туда вломились пятеро пьяных бандитов. Они втолкнули владыку в спальню и начали пытать, душили цепочкой от креста, сорвали с груди крест и ладанку, нательную иконку. Из спальни святителя вывели в рясе, в белом клобуке, с панагией. Бандиты втолкнули святителя в автомобиль, отвезли за полверсты от лаврских ворот и расстреляли. Убитого владыку обнаружили наутро: он лежал на спине в луже крови, без панагии и в клобуке без клобучного креста. Святые мощи мученика перенесли в Лавру.

http://pravoslavie.ru/5350.html

Arhiva Pentru prima dat au fost editate documentele Adunrii episcopilor a Sfinitului Sobor al Bisericii Ortodoxe Ruse din anii 1917-1918 27 noiembrie 2015 18:54 В издательстве Новоспасского ставропигиального монастыря выпущен 4-й том научно-академического издания документов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. В него вошли журналы Совещания епископов, Судной комиссии при нем, а также документы, приложенные к этим журналам или приобщенные к делам Совещания. Документы отразили судьбы многих представителей российской иерархии в предреволюционный и революционный период, а также решения Собора по возбужденным ими делам. Совещение епископов — соборный орган, в котором проверялись на соответствие догматам, канонам и преданию Церкви все принятые Собором законодательные и основополагающие постановления. При этом постановления Собора либо утверждались Совещанием, либо отклонялись. Публикуемые журналы помогут читателю проследить внутреннюю работу закрытых для остальных членов Собора и для общества заседаний Совещания епископов, рассматриваемые вопросы как коллективных, так и индивидуальных заявителей, ход полемики и направление мыслей Собора. Всего в издании публикуется 49 журналов заседаний Совещания епископов, значительная часть которых приходится на заключительную, третью сессию Собора. В первый же дни заседания Совещания епископов по его постановлению была создана Судная комиссия, в которой должны были рассматриваться дела о епископах. Судная комиссия под председательством митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) состояла из 12-ти членов и 6-ти кандидатов (члены комиссии и их заместители отбирались по жребию) и в процессе работы Собора собиралась как минимум 6 раз. В издании публикуется 6 журналов Комиссии, а также журнал судебного заседания Собора епископов. Заседания Судной комиссии были посвящены рассмотрению дел архиепископа Владимира (Путяты), епископа Макария (Гневушева), архиепископа Алексия (Дородницына), митрополита Макария (Невского) и архиепископа Василия (Богоявленского).

http://patriarchia.ru/md/db/text/4282604...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН Сщмч. Константин Твердислов (Вязниковский), свящ. Икона. XXI в. (Крестовоздвиженская ц., г. Вязники) Сщмч. Константин Твердислов (Вязниковский), свящ. Икона. XXI в. (Крестовоздвиженская ц., г. Вязники) Николаевич Твердислов (1.05.1881, г. Гороховец Владимирской губ.- 1.10.1937, Иваново), сщмч. (пам. 18 сент., в Соборе святых Ивановской митрополи и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Род. в семье почтового служащего. В 1896 г. окончил Муромское ДУ по 1-му разряду и поступил во Владимирскую ДС. Во время учебы, 25 марта 1902 г. посвящен в стихарь. Окончил семинарию летом того же года со званием действительного студента. С авг. 1902 по июнь 1904 г. служил преподавателем в 2-классной школе в с. Давыдовском Переславского у. Владимирской губ. 1 авг. 1904 г. Муромский еп. Никон (Рождественский ; впосл. архиепископ) рукоположил К. во иерея и назначил на должность священника к Свято-Воскресенской ц. в г. Юрьев-Польский Владимирской губ. К. получил известность как талантливый проповедник, его поучения, беседы и статьи нравственно-религ. содержания публиковались во «Владимирских ЕВ». Стараниями К. была создана приходская духовная б-ка, организована помощь нуждающимся прихожанам. По благословению Владимирского и Суздальского архиеп. Алексия (Дородницына) он ввел общенародное пение за богослужением в храме. Кроме того, К. состоял увещевателем по присутственным местам, в обязанности к-рого входило предупреждать подачу исков по гражданским делам, склоняя конфликтующие стороны к взаимному согласию и примирению, предотвращая судебные тяжбы. В 1904 г. был назначен священником Юрьевской тюремной церкви и законоучителем арестантов. В 1906 г. стал преподавателем Закона Божия в юрьевской одноклассной железнодорожной школе, впосл. преподавал также в реальном уч-ще, в городской жен. гимназии и частной прогимназии, заведовал церковноприходской школой при фабрике товарищества «Братья Овсянниковы и А. Ганшин с сыновьями». С 1907 г. входил в состав епархиального училищного совета. Был членом благотворительного об-ва вспомоществования нуждающимся ученикам Владимирского ДУ и семинарии и членом Александро-Невского братства. В 1916 г., после того как определением Синода было дозволено принимать в число студентов духовных академий женатых священников, К. поступил в МДА. В июле 1918 г., сдав экзамены за 2-й курс, К. вынужден был из-за острой формы малокровия, вызванной голодом, прервать обучение и вернуться во Владимирскую епархию, где он был назначен настоятелем одного из сельских приходов. В том же году К. был переведен на должность священника кафедрального Казанского собора в г. Вязники.

http://pravenc.ru/text/1842028.html

-«- 1914, 48, стр. 1987. См. также «Голос Церкви» 1915, январь, стр.42–52. «Немецкие миссионеры баптизма на юге России во второй половине XIX столетия». «Приб. к «ЦВ» 1915, 6, стр.165· -»- 1915, 7, стр.203. -«- 1915, 8, стр.237. -»- 1915, 9, стр.277. Воззвание к Владимирской пастве о помощи семьям запасных в деле обсеменения их полей. «Приб. к «ЦВ» 1915, 15, стр.474. Речь в собрании городских и земских деятелей по поводу устройства приюта. «Приб. к «ЦВ» 1915, 46, стр.2319. Речь, сказанная при вручении жезла епископу Суздальскому Павлу. «Приб. к «ЦВ» 1916, 18–19, стр.465. Речь присоединившимся к православию военно-пленным чехам. «Приб. к «ЦВ» 1916, 20, стр.476. Речь при освящении инвалидного дома в гор.Иваново-Вознесенске, пооизнесенная 12.XI-1916 года. «Приб. к «ЦБ» 1916, 48, стр.1145. «Антихрист». «Голос Церкви» 1914, март, стр.27–53. и отд.изд. М., 1914. Отзывы: На сочинение В.Верюжского на тему: «Афанасий, архиепископ Холмогорский, его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования»· «Прав.Собес.» 1910, декабрь, стр.41. Слово пред панихидой в Казанском Дворянском Собрании по П.А.Столыпине, 8 сентября 1911 года. «Прав.Собес.» 1911, октябрь, стр.459–462. «Воинствующий ислам ». «Голос Церкви», сентябрь, стр.27–43.· Влияние немцев-колонистов на юге России во второй половине XIX столетия. «Голос Церкви», март-июнь. О возрождении крещением. Губ.гор.Владимир, 1916 г. Отзыв о труде. См. «Приб. к «ЦВ» 1917, 2, стр.40–42. Слово на Введение во храм Пресвятыя Богородицы. «Изв.Казан.епарх.» 1905, 43, стр.1283–1286. Слово на праздник Рождества Христова. (Христианство – религия мира и радости). «Изв.Казан.епарх.» 1905, 48, стр.1466–1469· Слово по освящении храма, сооруженного Казанским обществом трезвости во имя Милостивого Спаса. Произнесено 27.IV.1908 г. «Изв.Казан.епарх.» 1908, 18, стр.543–546· Обличение лжеучения баптистов о почитании св.икон, св.Креста Господня, мощей св.угодников, о крещении младенцев и Таинст­ва Евхаристии. (Составлено студентами Академии под руководством ректора, епископа Алексия).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1911 г. епископ Гермоген был уволен на покой. С приходом на Саратовскую кафедру епископа Алексия (Дородницына; 1859-1919 гг.) по епархии прокатилась волна преследований по отношению к духовенству, которое разделяло взгляды предыдущего архиерея. Инок Николай был обвинен в " лжестарчестве " , сборе подношений от состоятельных горожан, дружбе с епископом Гермогеном и общении с иноверцами и инославными. Вскоре о. Николай заболел воспалением легких и попал в монастырскую больницу, где провел несколько месяцев. В это время со словом назидания и утешения к своим духовным чадам в Саратове обратился из ссылки епископ Гермоген, среди его адресатов был и инок Николай, письмо которому датировано 1 ноября 1912 г. (16) За время болезни административные " тучи " над головой инока Николая развеялись, и он вернулся в скит. Однако тяжелая болезнь не прошла бесследно. Казалось, что подвижник постарел на несколько лет - лицо стало одутловатым, болезненная согбенность увеличилась, словно он врос в землю, до конца своей жизни он уже не выпускал из рук клюки. Отцу Николаю было запрещено общаться с прихожанами, и его друзьями стали лесные птицы и лоси, которых он кормил монастырским хлебом и комковой солью. Вскоре, чтобы не " сидеть сложа руки в скиту " , он начал каждое воскресное утро прислуживать за панихидами в церкви Воскресения Господня на городском Воскресенском кладбище и собирать милостыню для скита. Помимо этого он взял на себя обязанность, неслыханную на Саратовской земле и фактически не практиковавшуюся Церковью в начале XX в.,- молиться о самоубийцах по чину, составленному оптинским старцем прп. Леонидом, в схиме Львом (Наголкиным). Преосвященный Палладий (Добронравов; 1865-1922 гг.), с 1914 г. являвшийся епископом Саратовским и Царицынским, рукоположил инока Николая во диакона, 10 ноября 1915 г. - во иерея и назначил духовником в киновию при саратовском храме Страстей Господних (17). Печалясь о любимом городе и живущих в нем людях, о. Николай принял на себя подвиг старчества.

http://sedmitza.ru/lib/text/475551/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010