В окт. 1914 г. во Владимире по инициативе архиеп. Алексия (Дородницына) открылся пастырско-проповеднический кружок, целью к-рого были «взаимопомощь пастырей православной церкви В. е. в деле выработки навыка к свободной живой церковной проповеди и содействие развитию наилучшей постановки проповеднического дела в епархии». 1 дек. 1914 г. вышел в свет 1 «Проповеднического листка», издававшегося кружком в качестве приложения к «Владимирским ЕВ». С 24 марта 1916 г. в связи с учреждением Суздальского вик-ства В. е. архиеп. Алексий титуловался Владимирским и Шуйским. 24 апр. 1916 г. в Успенском соборе на хиротонии ректора Владимирской ДС Павла (Борисовского) во епископа Суздальского присутствовала вел. кнг. мц. Елисавета Феодоровна , 12 нояб. того же года она посетила г. Иваново-Вознесенск Шуйского у. В XIX - нач. XX в. росло количество храмов: в 1840 г. во В. е. насчитывалось 1122 церкви, в 1850 г.- 1131, в 1870 г.- 1155, в 1890 г.- 1322, в 1900 г.- 1449 церквей и 754 часовни. В 1840 г. в клире епархии состояли 1270 священников, в 1850 г.-1230, в 1870 г.- 1249, в 1890 г.- 1168 священников. В 1900 г. состав духовенства В. е. был следующим: 67 протоиереев, 1173 священника, 418 диаконов, 1137 псаломщиков; за штатом состояли 9 протоиереев, 70 священников, 41 диакон и 116 псаломщиков; казенное жалованье получали до 300 причтов. В 1914 г. всего в епархии белого духовенства (служащего и заштатного) числилось 5996 чел. Органы епархиального управления В управлении епархией помощь архиерею оказывали викарные епископы. В XIX - нач. XX в. во В. е. существовали 3 вик-ства: Муромское (учреждено в 1868), Юрьевское (учреждено в 1912), Суздальское (учреждено в 1916). Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. Муром. XVI в. (собор не сохранился). Гравюра. 80-е гг. XIX в. (РГБ) Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. Муром. XVI в. (собор не сохранился). Гравюра. 80-е гг. XIX в. (РГБ) К нач. 60-х гг. XVIII в. во владимирском архиерейском доме, располагавшемся в упраздненном Рождество-Богородицком мон-ре, насчитывалось 133 служащих (РГАДА.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Подал свой голос и протоиерей Кречетович. «Перед вами невинная жертва произвола епископа Агапита», – писал он обер-прокурору. «Синод стоит за него, ибо он приятель Платона». Протоиерей просил «избавить епархию от глупца и интригана» 300 . 25 августа Губернский исполнительный комитет писал министру исповеданий А. В. Карташову, что «отказ удовлетворить ходатайства клира и мирян епархии и Совета рабочих и солдатских депутатов является неожиданным для Исполнительного комитета... Если и всегда, то теперь особенно опасно... контрреволюционное движение» 301 . В конце концов, Агапит остался на своем месте, а «изъяли» из епархии протоиерея Кречетовича 302 . Владыка мог торжествовать победу. Говоря о причинах такого синодского решения, приходится признать, что протоиерей Кречетович был прав: удержаться у власти Агапиту помогла дружба с влиятельнейшим членом Синода Платоном. Конечно, сыграла роль и удивительная изворотливость екатеринославского владыки. По-видимому, архиерей относился к людям, для которых не существовало никаких политических принципов. Вскоре членам Синода пришлось пожалеть о своем решении. Если после революции черносотенец Агапит встал на позиции «общественности» и слал благословление Совету, то после провозглашения независимости Украины он стал активнейшим «самостийником». В Екатеринославле на площади перед молебном владыка взывал: «Москва нас знищила», прекратил поминовения патриарха и взывал к полному церковному отделению Украины. В 1918 году он встречал речью и троекратным лобзанием въезжавшего на белом коне в Киев Петлюру. После прихода на Украину Деникина и возвращения из Галиции митрополита Антония началось расследование деяний владыки Агапита. Архиерейский Собор, состоявшийся в Новочеркасске, постановил лишить его кафедры и сослать в монастырь 303 . В 1922 году Агапит стал «обновленцем». Схожую «идейную» эволюцию проделал и архиепископ Владимирский Алексий (Дородницын) . Сразу после революции на владыку пришел донос. Некий крестьянский «депутат» И. Шкрабенко, приехавший в «губернский город Владимир» в начале марта 1917 г. «погостить у своего зятя», пробыл там 9 дней и «узнал много нового про жизнь архиепископа Алексия», который, по его словам, «и в настоящую смуту не успокаивается и доселе настроен против нового правительства», называет его «проклятое, созданное не от Бога, а от дьявола». Далее Шкрабенко перечислял стандартный для церковных склок перечень грехов архиерея: «Архиепископ Алексей любит иметь у себя притон женщин, из которых выбирает по вкусу... постов никаких не соблюдает, ест постоянно мясо и курятину и постоянно пьяный. Каждый день ездит кататься с женщинами, поклонник Распутина и каждое воскресенье служит ему панихиды» 304 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ПСТБИ – Православный Свято-Тихоновский богословский институт РГИА – Российский Государственный исторический архив (Санкт- Петербург) РГБ – Российская государственная библиотека им. В. И. Ленина (Москва) РНБ – Российская национальная библиотека им. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург) РПЦ – Русская (Российская) Православная Церковь РПЦЗ – Русская Православная Церковь за границей с. – страница сщмч. – священномученик СНК – Совет народных комиссаров СО – секретный отдел СОЧ – секретно-оперативная часть СПбГУ – Санкт-Петербургский государственный университет СПбДА – Санкт-Петербургская духовная академия СССР – Союз советских социалистических республик ст. – статья ст. ст. – старый стиль УКГБ – Управление Комитета государственной безопасности УГБ – Управление государственной безопасности УК РСФСР – Уголовный кодекс РСФСР УПК – Уголовно-процессуальный кодекс УСО – Уголовно-следственный отдел ф – фонд ХЧ – Христианское Чтение (Санкт-Петербург) ЦА ФСБ РФ – Центральный Архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации ЦВ – Церковные ведомости (Санкт-Петербург) ЦГИА СПб. – Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга ЦИК – Центральный исполнительный комитет ЦК ПК, ЦК Помгол – Центральная комиссия помощи голодающим при ВЦИК ЦТ – Центральная типография (Казань) Ю/К – Южно-казахстанский 795 Клировая ведомость монастырей Казанской епархии 1912 г. Пострижение в монашество Иоанна Удалова с именем Иоасаф состоялось 2 августа 1910 года. 3 августа он был рукоположен во иеродиакона епископом Острожским Гаврии­лом, викарием Волынской епархии. 6 августа 1910 г. иеродиакон Иоасаф был ру­коположен архиепископом Антонием во иеромонахи. Указом Св. Синода от 14 августа 1910 г. назначен на должность преподавателя Житомирского памяти Иоанна Кронштадтского пастырского училища. 29 октября 1910 г. награжден на­бедренником. Архиепископом Казанским и Свияжским Иаковом (Пятницким) 24 сентября 1911 г. по представлению ректора КазДА епископа Алексия (Дородницына) , назначен на должность помощника инспектора КазДА. Указом Святейшего Синода от 11 июля 1912 г. назначен исполняющим обязанности на­стоятеля Казанского Спасо-Преображенского миссионерского монастыря с воз­ведением в сан игумена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

...Призывая всех к усиленной молитве о помощи Божией в настоящую годину грозного испытания, к объединению в духе христианской любви и мира, к спокойному подчинению новому правительству, возникшему по почину Государственной Думы и облеченному полнотою власти для создания будущей мощи и счастья в дорогой родине, Его Преосвященство 130 призвал благословение Божие на это новое Правительство, указав, что без помощи Божией тщетны бывают самые лучшие порывы человеческие. Новгородские губернские ведомости. Новгород, 1917. 18. С. 2. 35. Из речи архиепископа Владимирского и Шуйского Алексия (Дородницына) перед молебном в кафедральном соборе 5 марта 1917 г. ...Сделаем для нее 131 все, что можем, для того, чтобы она в эти дни была мирна, спокойна и уверена в своих детях, уверена в том, что никто и ничто не помешает ей творить новый государственный строй, созидать новую государственную власть. ...В эти священные дни созидания новой государственной жизни не должно быть насилий и убийства, грабежей, пьянства и иных проявлений злой воли. Мы должны предаться усиленной молитве о благе нашей дорогой Родины с надеждой на милосердие Божие, мирно ожидая, какую пошлет Он нам власть. Мы не одиноки. Там, в Петрограде народные представители работают над созиданием государственной власти. Они создали уже власть для нашего города – это Временный Исполнительный [Владимирский] Губернский Комитет. Он есть центральная власть, ему мы должны подчиняться и исполнять его распоряжения. Мало того, мы должны помогать ему всеми зависящими от нас мерами поддержать в нашей губернии порядок и спокойное течение жизни, мы должны твердо помнить, что помогая ему, мы делаем общее всенародное дело строения новой государственной жизни. Владимирские епарх. ведомости. Владимир, 1917. 910. Отдел неофиц. С. 82. 36. Из послания к пастве архиепископа Таврического и Симферопольского Димитрия (князя Абашидзе) 5 марта 1917 г. Совершилось. Тот, без воли которого и волос не падает с головы нашей, положил предел царствования бывшего Государя. Бесчисленные губительные непорядки, допущенные бывшим правительством, крайне недобросовестно совершавшим свое служение, злоупотреблявшим властью, постоянно и искусно вводившим всех в заблуждение, повлекли за собой государственную разруху, расстройство во всех наших делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Честь и слава всякому, делающему добро: старому и юному, богатому дарованиями и малый талант имеющему труженику, если он любит Россию и силы свои с радостью ей отдает. Наш общий долг – помочь России спокойным и неустанным трудом. На всех, кто для России хочет самоотверженно и благоразумно трудиться, да будет Божие благословение. Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. 8. Офиц. отдел. С. 261263. 66. Послание к пастве архиепископа Владимирского и Шуйского Алексия (Дородницына) 161 Не позднее 11 марта 1917 г. Совершился великий исторический акт в жизни нашей Родины: Царь отрекся от престола. Такова воля Всемогущего Творца, в руках которого находятся судьбы царей и царств, и этой воле Бога мы с сыновней покорностью должны подчиниться. Царь отказался от престола в пользу своего брата Великого Князя Михаила. Но он не захотел принять царского престола, пока на это не будет изъявлена воля самого народа, пока он не будет избран всей великой Россией через представителей в Учредительном Собрании. До времени этого Собрания во главе России будет стоять Временное правительство, образовавшееся из представителей народа – членов Государственной Думы. Итак, возлюбленные чада, сыны и дщери дорогой Родины, в тяжелую годину войны, когда грозный враг не только стоит у дверей наших, но и проник уже в пределы нашей страны, когда он, как хищный зверь, выжидает только удобной минуты, чтобы со всей силой обрушиться на нас дальше, когда мы должны собрать все наши силы, чтобы отразить и победить этого врага, в это тяжелое время волею Божиею пред нашей Родиной стал во всем величии новый вопрос, новая задача – устроить нашу внутреннюю жизнь на новых началах, создать новый государственный строй. Вы понимаете, братие и сестры, какое грозное испытание ниспослано этим нашей дорогой Родине, как трудно ее положение в настоящие дни. Окружите же ее всею любовию, как окружают своими заботами и вниманием дети свою родную мать в дни ее болезни, направьте все ваши помыслы и заботы на служение ей, забудьте в эти великие дни нашей исторической жизни свои личные интересы, личные счеты, распри, вражду и прочее. Помогите Родине с торжеством выйти из этих тяжких испытаний, чтобы враг был побежден до конца, чтобы вместе с сим создалась и новая великая свободная Россия. Не забывайте ни на одну минуту, что благо нашей Родины есть благо и каждого из нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сочувствие вызвано было не самым существом тех мнений, которые он высказывал по спорным вопросам, а редкою у нас смелостью, которою он отстаивал свои взгляды, и достойным уважения мужеством, с которым он вел борьбу, не отступая ни пред какими внешними силами и авторитетами. Он пострадал за это; его постигла тяжелая кара. Но это повредило не ему, а его противникам» . На место епископа Гермогена в Саратов 17 января 1912 года был назначен епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии Алексий (Дородницын) [m] , который через месяц представил в Синод доклад о положении дел в епархии. Относясь к своему предшественнику весьма недоброжелательно и услыхав, что епископ Гермоген намеревается поселиться в пределах Саратовской епархии, он тут же обратился к обер-прокурору с прошением «принять все возможные меры по недопущению прибытия Преосвященного Гермогена в Саратов» . Но даже и он, от которого обер-прокурор рассчитывал получить сведения об упущениях в управлении епархией, хотя бы сколько-нибудь оправдывающие его действия по удалению владыки, не смог сообщить ничего существенного. В докладе епископ Алексий свидетельствовал перед Синодом, что, несмотря на некоторую запутанность в бумагах, в делах его предшественника нет и следа каких-либо злоумышлений и преступлений. Единственным отмеченным упущением было то, что при столь внезапном вступлении епископа Алексия на кафедру, в кассе архиерейского дома оказалось всего 72 копейки. В своей жизни епископ Гермоген воплощал идеал подвижника-аскета, у него не было ничего своего; белье он носил общее с братией монастыря, где жил; когда у него изнашивался подрясник, он посылал к эконому, и тот выдавал ему из монастырского, которым пользуются послушники; пищу он получал из общей монастырской трапезы. В то время уже вошло в недушеспасительный обычай давать архиерею деньги после совершенного им богослужения, но епископ Гермоген никогда не брал денег в вознаграждение за богослужение, но все определенные ему законом средства и те, что ему доброхотно жертвовали, он целиком отдавал на церковные нужды и раздавал нуждающимся .

http://fond.ru/kalendar/499/konstantin/

   19 января (1 февраля) 1918 г. Патриарх издает послание, в котором анафематствует участников кровавых расправ над невинными людьми — богоборцев, поднявших руки на церковные святыни и на служителей Божиих. На следующий день в газетах был опубликован «Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который не только ознаменовал разрыв многовекового союза Церкви и государства, но и явился юридическим прикрытием для гонения на Церковь. «Никакие церковные религиозные общества,— говорится в документе,— не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют», только, «по особым постановлениям местной или центральной государственной власти» Церковь могла оставить за собой храмы и богослужебную утварь. Декрет также запрещал религиозное воспитание и образование детей в школе. на Украине осенью 1917 г. грозили расколоть целостность Русской Православной Церкви. Министром исповеданий рада назначила Миколу Бессонова, бывшего епископа Никона, известного скандальной историей с ученицей духовного училища, которую он держал при себе в епархиальном доме. Сразу после февральской революции Никон снял с себя сан и обвенчался с ней. Приехав в Киев, он стал театральным рецензентом, писал об опереттах. Жена его вскоре была убита в собственном доме, и бывший иерарх похоронил ее в Покровском монастыре, положив ей на грудь панагию, а в ноги клобук. На просьбу архиепископа Евлогия сместить такого министра, глава рады Голубович ответил отказом, сославшись на хорошую осведомленность Бессонова в делах церковного управления. Поощряемые гражданским правительством, церковные сепаратисты организуют Всеукраинскую церковную раду, куда им удается вовлечь архиепископа Алексия (Дородницына). До февраля архиепископ Алексий в своих проповедях горячо защищал единство и целостность Российской империи, а теперь стал националистом-украинцем, приверженцем автокефалии. Назначенные радой епархиальные комиссары требовали, чтобы в храмах вместо Патриарха Тихона поминалась церковная рада во главе с архиепископом Алексием.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Румынский Синод пренебрег законным протестом Патриарха Тихона и в 1919 г. поставил на Кишиневскую кафедру архимандрита Гурия (Гроссу), русского клирика молдавского происхождения, выпускника Киевской Духовной Академии, бывшего в канун революции настоятелем монастыря в Смоленске, затем бежавшего в Румынию, в Яссы. Митрополит Евлогий (Георгиевский) писал о Гурии, что, несмотря на русское образование, это был воинственный румынский шовинист, который приветствовал вхождение Бессарабии в состав Румынии. После захвата Кишиневской кафедры Гурий был запрещен в священнослужении Русской Православной Церковью. Почти половину населения Бессарабии составляли православные русские и украинцы. Шовинистический курс архиепископа (а потом и митрополита) Гурия вносил разлад между единоверцами румыно-молдавского и славянского происхождения. В приходах епархии искоренялось церковнославянское богослужение. О нравственном облике этого архиерея можно судить и по тому обстоятельству, что в 1936 г. он был предан гражданскому суду за похищение 1,5 млн. лей из Кишиневского епархиального управления. Его преемником стал митрополит Ефрем (Тигиняну).    После возвращения Бессарабии в состав Советского Союза значительная ее часть была включена в Одесскую епархию, а в Кишинев в декабре 1940 г. временно управляющим Кишиневской и Бессарабской епархией был назначен епископ Тульский Алексий (Сергеев). В мае 1941 г. он был возведен в сан архиепископа и стал правящим архиереем Кишиневской епархии, но через месяц началась Отечественная война и последовала новая оккупация Бессарабии Румынией, продолжавшаяся до августа 1944 г. Архиепископ Алексий (Сергеев) был эвакуирован в Центральную Россию. избрания в 1917 г. архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского) на Владимирскую кафедру вместо архиепископа Алексия (Дородницына), уехавшего на Украину, временное управление Финляндской епархией поручено было викарному епископу Сердобольскому Серафиму (Лукьянову). 17 января 1918 г. он стал самостоятельным правящим епископом, а с 1920 г.— архиепископом Финляндским и Выборгским. Ввиду отделения Финляндии от России в июне 1919 г. Собор Финской Церкви в Сердоболе (ныне Сортовала) обратился к Патриарху Тихону с ходатайством о полной самостоятельности, которая и была дарована в 1921 г. Но финское правительство хотело полного разрыва канонических уз Православной Церкви Финляндии с Московским Патриархатом. Власти потребовали ввести в церковное употребление григорианский календарь. Архиепископ Серафим вынужден был подчиниться, но это требование вызвало протест и неповиновение со стороны большинства монахов древних обителей Севера: Валаама и Коневца. Многие монахи покинули монастыри; другие, оставшись в своих обителях, держались за старый, юлианский, календарь и подвергались за это преследованию. В монастырях Валаама и Коневца произошло разделение на ново- и старостильников.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   На летнюю сессию вызваны были экзарх Грузии архиепископ Платон (Рождественский), архиепископ Ярославский Агафангел (Преображенский), епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), епископ Самарский Михаил (Богданов), протопресвитер Николай Любимов, настоятель Успенского собора Московского Кремля, профессора протоиереи Александр Смирнов и Александр Рождественский, протоиерей Феодор Филоненко. Ни беспринципных карьеристов, ни церковных революционеров, подобных Б. Титлинову, не оказалось и в новом составе Синода, но некоторые из его членов известны были своим либерализмом. Протоиереи А. Рождественский, Ф. Филоненко, А. Смирнов поддерживали отношения с откровенно обновленческой группировкой «Союз демократического духовенства и мирян». Духовный путь епископа Уфимского Андрея был неровен: когда-то он увлекался теософией и спиритизмом, печатался в оккультных журналах, в 1905 г. увлекся политической борьбой, поддерживал эсеров. В 1917 г. он один в российском епископате искренне и всерьез связывал надежды на оздоровление церковной жизни с февральским переворотом. До приезда архиепископа Платона новый Синод возглавлял архиепископ Сергий, постоянный член всех последних его составов.    Тем временем «Всероссийский церковно-общественный вестник» все безудержнее проповедовал новые идеи, которые на деле оборачивались призывом к разрушению канонического строя Церкви, к бунту против преемственной от апостолов иерархии. По всей стране созывались епархиальные съезды духовенства и мирян, куда выбирались делегаты от земств, от военных организаций, от Красного Креста. Обескураженные и сбитые с толку круговертью событий, подстрекаемые пропагандой «Вестника», участники съездов выносили резолюции о недоверии епархиальным архиереям, в Синод направлялись петиции с требованием ввести выборность епископата.    29 апреля Святейший Синод объявил о начале подготовки к созыву Поместного Собора и о введении выборного начала на всех уровнях церковного управления, в том числе и при замещении архиерейских кафедр. Во многих епархиях выборы проходили в нецерковной обстановке, обновленческие настроения охватили часть мирян и клириков, особенно псаломщиков, пономарей. В церковной печати раздавались призывы ввести белый епископат и даже вовсе отменить институт монашества. При таком помрачении церковного сознания многие из достойных иерархов оказались неизбранными. На покой увольнялись архиепископы Черниговский Василий (Богоявленский), Калужский Тихон (Никаноров), Харьковский Антоний (Храповицкий). Архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий) был даже арестован и некоторое время содержался в заключении. Увольнение архиепископа Владимирского Алексия (Дородницына) оправдывалось его прежней близостью к Распутину, остальных обвинили, как водится, в приверженности старому строю.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Arhiva Pentru prima dat au fost editate documentele Adunrii episcopilor a Sfinitului Sobor al Bisericii Ortodoxe Ruse din anii 1917-1918 27 noiembrie 2015 18:54 В издательстве Новоспасского ставропигиального монастыря выпущен 4-й том научно-академического издания документов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. В него вошли журналы Совещания епископов, Судной комиссии при нем, а также документы, приложенные к этим журналам или приобщенные к делам Совещания. Документы отразили судьбы многих представителей российской иерархии в предреволюционный и революционный период, а также решения Собора по возбужденным ими делам. Совещение епископов — соборный орган, в котором проверялись на соответствие догматам, канонам и преданию Церкви все принятые Собором законодательные и основополагающие постановления. При этом постановления Собора либо утверждались Совещанием, либо отклонялись. Публикуемые журналы помогут читателю проследить внутреннюю работу закрытых для остальных членов Собора и для общества заседаний Совещания епископов, рассматриваемые вопросы как коллективных, так и индивидуальных заявителей, ход полемики и направление мыслей Собора. Всего в издании публикуется 49 журналов заседаний Совещания епископов, значительная часть которых приходится на заключительную, третью сессию Собора. В первый же дни заседания Совещания епископов по его постановлению была создана Судная комиссия, в которой должны были рассматриваться дела о епископах. Судная комиссия под председательством митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) состояла из 12-ти членов и 6-ти кандидатов (члены комиссии и их заместители отбирались по жребию) и в процессе работы Собора собиралась как минимум 6 раз. В издании публикуется 6 журналов Комиссии, а также журнал судебного заседания Собора епископов. Заседания Судной комиссии были посвящены рассмотрению дел архиепископа Владимира (Путяты), епископа Макария (Гневушева), архиепископа Алексия (Дородницына), митрополита Макария (Невского) и архиепископа Василия (Богоявленского).

http://patriarchia.ru/md/db/text/4282604...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010