Ив. Ковалевский – известный русский психиатр, бывший профессором Харьковского и ректором Варшавского университета; протоиерей Михаил Павловский, профессор богословия в Ришельевском Лицее, потом – Новороссийском университете и др.). Выходили и литераторы (как напр., современный украинский писатель и поэт Н. Чернявский) и видные общественные деятели. Если бы собрать точные сведения о всех, более или менее, известных питомцах Екатеринославской семинарии, то получился бы список, могущий возбудить чувство глубокого уважения к нашей семинарии за ее полезное культурно-просветительное служение местному краю и конечно, прежде всего и главным образом, за приготовление просвещенных кандидатов церковно-пастырского служения, из коих встречаются и лица, занимавшие высшие иерархические посты. Из иерархов, учившихся в Екатеринославской семинарии, можно указать на Феодосия Шаповаленко, епископствовавшего в Тамбове и Вологде (ум. 1883 г.), Ювеналия Карюкова, бывшего епископом Архангельским и Орловским (сконч. в 1882 г.), Неофита Неводчинова, бывшего архиепископа Кишиневского и на Алексия Дородницына , епископа Сумского, викария Харьковской епархии. В. Беднов 1 Появление на Екатеринославской кафедре архиерея в сане Митрополита произошло случайно. Во время второй Русско-Турецкой войне, при Екатерине великой (1787–1791 гг.), русские войска заняли Молдавию и Валахию, где введено было русское Управление. Благодаря этому обстоятельству, расположенный к России Гавриил Банулеско-Бодони, румын по происхождению, был возведен 11 февраля 1792 года в сан Молдо-влахийского митрополита. По Ясскому Миру 29 декабря 1791 года Молдавия и Валахия были тогда возвращены Турции. Когда летом 1792 г. русские сняли оккупацию с названных земель, Митрополит Гавриил был схвачен и отправлен в Константинополь, где его заключили в тюрьму. Его освободили только по требованию русского Правительства. После этого, он прибыл в Россию и 10 мая 1793 г. получил в управление Екатеринославскую епархию. С 1799 по 1803 гг., он был Митрополитом Киевским.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Bednov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. М. Дмитриев. Фотография. Кон. XIX в. Никодим Михайлович (1870, г. Ливны Орловской губ.- 1943, г. Куйбышев, ныне Самара), регент, дирижер, педагог, общественный деятель. Род. в простой семье. Имея хороший голос и абсолютный слух, в детстве пел в местной церкви. В 1888 г. блестяще окончил московское Синодальное училище церковного пения . С 1889 г. жил в Саратове, создал любительский хор, с к-рым участвовал в исполнении «Реквиема» В. А. Моцарта, ораторий «Семь слов Спасителя на Кресте» и «Сотворение мира» Й. Гайдна, музыки П. И. Чайковского к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка», хоровых сцен из рус. опер, кантат и ораторий. С 1904 г. был регентом архиерейского хора Александро-Невского кафедрального собора в Саратове. В 1905, 1912-1917 гг. являлся председателем Саратовского певческого об-ва (СПО), в др. годы - членом его правления. Преподавал церковное пение в Саратовской ДС (1911-1913), пение, рус. язык и арифметику в младшем классе Саратовского коммерческого уч-ща (с 1914). Параллельно с коллективом мальчиков Саратовского оперного театра готовил детские хоры в операх «Кармен» Ж. Бизе, «Пиковая дама» Чайковского, «Вертер» Ж. Массне и др. С 1927 г. жил в Брянске, работал в музыкальном уч-ще. Д. пользовался в Саратове большим авторитетом. В его доме бывали ректор Саратовской консерватории С. К. Экслер, профессора Д. М. Рудольф (ученик С. И. Танеева ), В. В. Адамовский, директор коммерческого уч-ща Соловьёв и мн. др. Дружил с писателем К. А. Фединым. Регентская деятельность Д. проходила в русле реформы церковного пения в московском Синодальном уч-ще (1886). Наряду с произведениями традиционных церковных композиторов - Д. С. Бортнянского , Г. Ф. Львовского , А. А. Архангельского , М. А. Балакирева - впервые в репертуар архиерейского хора и хора СПО вводились сочинения композиторов московской школы Нового направления: «Воскликните Господеви», «Благослови, душе моя», «Верую» А. Т. Гречанинова ; Херувимская на «Радуйся» П. Г. Чеснокова ; «О Тебе радуется» С. В. Смоленского и в особенности «С нами Бог», «Благослови, душе моя», Херувимская и др. произведения А. Д. Кастальского , а также сочинения Чайковского, архиеп. Алексия (Дородницына) . Вслед за Д. этот репертуар был введен в певческую практику др. регентами города.

http://pravenc.ru/text/178589.html

М.И. Одинцов, судя по всему, мыслит иначе, его «объективность» предполагает реабилитацию того, что кажется ему исторически правильным, «закономерным». «Реабилитируя» советскую систему, он старается так «вписать» в нее владыку Сергия, чтобы представить его человеком, понимавшим социальные законы, приведшие к власти большевиков. Где возможно не писать о том, что будет разрушать его взгляды, автор предпочитает недоговаривать. Так, он пишет, что в сентябре 1918 года Собор был закрыт, но не видит в этом акте насилия со стороны большевистских властей. Стоит также отметить, что в третьей главе читатель знакомится преимущественно с общими церковно-политическими сюжетами, а не с биографией владыки Сергия. Зная, как М.И. Одинцов подходит к отбору тем и материалов, помещаемых в книге, это не удивляет. Четвертая глава, если судить по названию, описывает время служения митрополита Сергия на Владимирской кафедре, т.е. 1917–1922 годы. Автор вновь возвращается к сюжетам, связанным с концом синодальной эпохи, далее рассматривая время окончания Гражданской войны, «обновленческий соблазн» владыки и его возвращение в Патриаршую Церковь . Начинается глава рассказом о том, как владыка стал правящим архиереем во Владимире. Стиль изложения автора, мягко говоря, сразу же вызывает недоумение. Характеризуя предшественника владыки – архиепископа Алексия (Дородницына) , М.И. Одинцов отмечает, что тот был «колоритным типом русского архиерея» – обладал прекрасным голосом, был отличным регентом, был непомерно тучным (не мог дослужить литургию, не переменив облачения), обладал отменным аппетитом и даже мог выпить чуть ли не ведро воды (когда его мучила жажда) (стр. 122). Информация, скорее всего, взята в словаре митрополита Мануила (Лемешевского) , любившего приводить подобные характеристики, но важно не то, откуда она взята. Возникает вопрос: почему она приведена в книге о Патриархе Сергии, тем более что подобные детали в принципе не подходят для исторического труда, даже беллетризированного. Неужели «колорит» русского архиерея состоял в вышеперечисленных привычках? И что это нам дает для понимания эпохи, главного героя книги, наконец, психологии русского духовенства?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

В 1911 г. епископ Гермоген был уволен на покой. С приходом на Саратовскую кафедру епископа Алексия (Дородницына; 1859-1919 гг.) по епархии прокатилась волна преследований по отношению к духовенству, которое разделяло взгляды предыдущего архиерея. Инок Николай был обвинен в " лжестарчестве " , сборе подношений от состоятельных горожан, дружбе с епископом Гермогеном и общении с иноверцами и инославными. Вскоре о. Николай заболел воспалением легких и попал в монастырскую больницу, где провел несколько месяцев. В это время со словом назидания и утешения к своим духовным чадам в Саратове обратился из ссылки епископ Гермоген, среди его адресатов был и инок Николай, письмо которому датировано 1 ноября 1912 г. (16) За время болезни административные " тучи " над головой инока Николая развеялись, и он вернулся в скит. Однако тяжелая болезнь не прошла бесследно. Казалось, что подвижник постарел на несколько лет - лицо стало одутловатым, болезненная согбенность увеличилась, словно он врос в землю, до конца своей жизни он уже не выпускал из рук клюки. Отцу Николаю было запрещено общаться с прихожанами, и его друзьями стали лесные птицы и лоси, которых он кормил монастырским хлебом и комковой солью. Вскоре, чтобы не " сидеть сложа руки в скиту " , он начал каждое воскресное утро прислуживать за панихидами в церкви Воскресения Господня на городском Воскресенском кладбище и собирать милостыню для скита. Помимо этого он взял на себя обязанность, неслыханную на Саратовской земле и фактически не практиковавшуюся Церковью в начале XX в.,- молиться о самоубийцах по чину, составленному оптинским старцем прп. Леонидом, в схиме Львом (Наголкиным). Преосвященный Палладий (Добронравов; 1865-1922 гг.), с 1914 г. являвшийся епископом Саратовским и Царицынским, рукоположил инока Николая во диакона, 10 ноября 1915 г. - во иерея и назначил духовником в киновию при саратовском храме Страстей Господних (17). Печалясь о любимом городе и живущих в нем людях, о. Николай принял на себя подвиг старчества.

http://sedmitza.ru/lib/text/475551/

Размежевание двух великих подвижников и святых в некоторых частных и незначительных вопросах не затронуло общности их мировоззрений и духовного опыта, построенного на началах, традиционных для восточного монашества и адекватных духовному опыту Церкви. Хотя отсутствие прямых свидетельств ставит под сомнение ту вероятность, что святой Григорий Палама был непосредственным учеником преподобного Григория Синаита , однако их единство по духу, по мнению епископа Алексия (Дородницына) , «стоит вне всякого сомнения и безусловно подтверждается сравнением учения обоих, так что, даже несмотря на отсутствие всяких данных, можно было бы признать святого Паламу учеником святого Синаита, а учение святого Григория Паламы служит дополнением, дальнейшим развитием учения святого Григория Синаита » [ 44 .С.138]. Близость учения двух вождей исихазма особенно видна в вопросах аскетической практики и безмолвия, во взгляде на свойства и силы человеческой природы и их состояние до и после падения прародителей, во взгляде на сверхъестественную природу духовного познания и духовных состояний подвижников, осиянных несозданным светом Божества. Краткий сравнительный анализ учения обоих подвижников предлагается в работах А.И. Яцимирского [ 127 ] и епископа Вениамина (Милова) [ 55 ]. Святитель Григорий Палама в своих творениях теоретически обосновал учение об исихии и окончательно оформил догматическое учение Церкви о нетварности и сообщимости Божественных энергий и вытекающей отсюда доступности непосредственного Богопознания для всех очистившихся от страстей [ 51 .С.206]. Ему принадлежит главная роль в богословском оправдании православной мистики на церковных соборах. Собственно же победа православных в исихастских спорах XIV века и духовный подъем не только в Византии, но и в славянских странах во многом стал возможным благодаря огромному влиянию личности и миссионерских трудов преподобного Григория Синаита . 2. Творения преподобного Григория Синаита 2.1. Творения, вошедшие в Добротолюбие Как упоминалось во введении данной работы, в состав греческого Добротолюбия вошли пять известных творений преподобного Григория Синаита . Указанные пять произведений Синайского подвижника имеют форму небольших по объему глав (kef)alaia), достаточно независимых друг от друга по содержанию и с присущей жанру антологий краткостью и емкостью раскрывающих или затрагивающих ту или иную тему. Традиционно они имеют следующие греческие наименования, в издании Миня сопровождаемые также латинскими эквивалентами:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН Сщмч. Константин Твердислов (Вязниковский), свящ. Икона. XXI в. (Крестовоздвиженская ц., г. Вязники) Сщмч. Константин Твердислов (Вязниковский), свящ. Икона. XXI в. (Крестовоздвиженская ц., г. Вязники) Николаевич Твердислов (1.05.1881, г. Гороховец Владимирской губ.- 1.10.1937, Иваново), сщмч. (пам. 18 сент., в Соборе святых Ивановской митрополи и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Род. в семье почтового служащего. В 1896 г. окончил Муромское ДУ по 1-му разряду и поступил во Владимирскую ДС. Во время учебы, 25 марта 1902 г. посвящен в стихарь. Окончил семинарию летом того же года со званием действительного студента. С авг. 1902 по июнь 1904 г. служил преподавателем в 2-классной школе в с. Давыдовском Переславского у. Владимирской губ. 1 авг. 1904 г. Муромский еп. Никон (Рождественский ; впосл. архиепископ) рукоположил К. во иерея и назначил на должность священника к Свято-Воскресенской ц. в г. Юрьев-Польский Владимирской губ. К. получил известность как талантливый проповедник, его поучения, беседы и статьи нравственно-религ. содержания публиковались во «Владимирских ЕВ». Стараниями К. была создана приходская духовная б-ка, организована помощь нуждающимся прихожанам. По благословению Владимирского и Суздальского архиеп. Алексия (Дородницына) он ввел общенародное пение за богослужением в храме. Кроме того, К. состоял увещевателем по присутственным местам, в обязанности к-рого входило предупреждать подачу исков по гражданским делам, склоняя конфликтующие стороны к взаимному согласию и примирению, предотвращая судебные тяжбы. В 1904 г. был назначен священником Юрьевской тюремной церкви и законоучителем арестантов. В 1906 г. стал преподавателем Закона Божия в юрьевской одноклассной железнодорожной школе, впосл. преподавал также в реальном уч-ще, в городской жен. гимназии и частной прогимназии, заведовал церковноприходской школой при фабрике товарищества «Братья Овсянниковы и А. Ганшин с сыновьями». С 1907 г. входил в состав епархиального училищного совета. Был членом благотворительного об-ва вспомоществования нуждающимся ученикам Владимирского ДУ и семинарии и членом Александро-Невского братства. В 1916 г., после того как определением Синода было дозволено принимать в число студентов духовных академий женатых священников, К. поступил в МДА. В июле 1918 г., сдав экзамены за 2-й курс, К. вынужден был из-за острой формы малокровия, вызванной голодом, прервать обучение и вернуться во Владимирскую епархию, где он был назначен настоятелем одного из сельских приходов. В том же году К. был переведен на должность священника кафедрального Казанского собора в г. Вязники.

http://pravenc.ru/text/1842028.html

Литературная деятельность Преосвященного Алексия, начавшаяся еще со студенческой скамьи, выразилась во многих литературных произведениях. Кроме магистерской и докторской диссертаций ему принадлежит большое количество статей, слов и речей. Труды : «Церковно-законодательная деятельность Карла Великого». (Магистерская диссертация) М., 1889· «Опыт противоштундистского катехизиса». Екатеринослав, 1889· «Жалопутская община». М., 1891· «Южно-русский необаптизм, известный под именем «штунды». Ставрополь, 1903. «Византийские церковные мистики Х1У века. Препод. Григорий Палама , Николай Кавасила и преп. Григорий Синаит ». Казань, 1906, «Правосл.Собес.» «Женщина, что ты плачешь?» «Правосл.Собес.» 1907, январь, стр.3–16. «Секта шалопутов». «Прав.Собес.» 1907, февраль, cmp.XVII. «Отличительный характер чудес Господа нашего Иисуса Христа». «Правосл.Собес.» 1907, март, стр.305–320. «О необходимости изучения в Духовной Академии русского сектантства» · «Правосл.Собес.» 1907, сентябрь, стр.437–445· Речь к поступившим в Казанскую Академию. «Правосл.Собес.» 1907, сентябрь, стр.384–388. «Внутренняя организация общин южно-русских необаптистов». «Правосл.Собес.» 1908, январь, стр.86–123. «История секты баптистов». «Правосл.Собес.» 1908, апрель, стр.457–480. «Секта баптистов». «Прав.Собес.» 1908, ноябрь, стр.34·. Речь к новопостриженному иноку Евсевию Рождественскому. «Прав.Собес.» 1908, декабрь, стр.780. Материал для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XIX столетия. Казань, 1909. Письма о штундистах. Казань, 1909· «Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине XIX-XX столетия». Казань, 1909· Отзывы проф.Казанской Академии см. «Прав.Собес.» 1912, сентябрь, стр.437–467.· «Христианство и коммунизм». Казань, 1909· «Современное движение в среде русских мусульман». «Прав.Собес.» 1910, апрель, стр.419–455· Слово на молебне пред началом учебных занятий в Казанской Духовной Академии в 191O-1911 уч.году. «Приб.к «ЦБ» 1910, 39, стр.1635·

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

-«- 1914, 48, стр. 1987. См. также «Голос Церкви» 1915, январь, стр.42–52. «Немецкие миссионеры баптизма на юге России во второй половине XIX столетия». «Приб. к «ЦВ» 1915, 6, стр.165· -»- 1915, 7, стр.203. -«- 1915, 8, стр.237. -»- 1915, 9, стр.277. Воззвание к Владимирской пастве о помощи семьям запасных в деле обсеменения их полей. «Приб. к «ЦВ» 1915, 15, стр.474. Речь в собрании городских и земских деятелей по поводу устройства приюта. «Приб. к «ЦВ» 1915, 46, стр.2319. Речь, сказанная при вручении жезла епископу Суздальскому Павлу. «Приб. к «ЦВ» 1916, 18–19, стр.465. Речь присоединившимся к православию военно-пленным чехам. «Приб. к «ЦВ» 1916, 20, стр.476. Речь при освящении инвалидного дома в гор.Иваново-Вознесенске, пооизнесенная 12.XI-1916 года. «Приб. к «ЦБ» 1916, 48, стр.1145. «Антихрист». «Голос Церкви» 1914, март, стр.27–53. и отд.изд. М., 1914. Отзывы: На сочинение В.Верюжского на тему: «Афанасий, архиепископ Холмогорский, его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования»· «Прав.Собес.» 1910, декабрь, стр.41. Слово пред панихидой в Казанском Дворянском Собрании по П.А.Столыпине, 8 сентября 1911 года. «Прав.Собес.» 1911, октябрь, стр.459–462. «Воинствующий ислам ». «Голос Церкви», сентябрь, стр.27–43.· Влияние немцев-колонистов на юге России во второй половине XIX столетия. «Голос Церкви», март-июнь. О возрождении крещением. Губ.гор.Владимир, 1916 г. Отзыв о труде. См. «Приб. к «ЦВ» 1917, 2, стр.40–42. Слово на Введение во храм Пресвятыя Богородицы. «Изв.Казан.епарх.» 1905, 43, стр.1283–1286. Слово на праздник Рождества Христова. (Христианство – религия мира и радости). «Изв.Казан.епарх.» 1905, 48, стр.1466–1469· Слово по освящении храма, сооруженного Казанским обществом трезвости во имя Милостивого Спаса. Произнесено 27.IV.1908 г. «Изв.Казан.епарх.» 1908, 18, стр.543–546· Обличение лжеучения баптистов о почитании св.икон, св.Креста Господня, мощей св.угодников, о крещении младенцев и Таинст­ва Евхаристии. (Составлено студентами Академии под руководством ректора, епископа Алексия).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

После возвращения Бессарабии в состав Советского Союза значительная ее часть была включена в Одесскую епархию, а в Кишинев в декабре 1940 г. временно управляющим Кишиневской и Бессарабской епархией был назначен епископ Тульский Алексий (Сергеев). В мае 1941 г. он был возведен в сан архиепископа и стал правящим архиереем Кишиневской епархии, но через месяц началась Отечественная война и последовала новая оккупация Бессарабии Румынией, продолжавшаяся до августа 1944 г. Архиепископ Алексий (Сергеев) был эвакуирован в Центральную Россию. После избрания в 1917 г. архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского) на Владимирскую кафедру вместо архиепископа Алексия (Дородницына) , уехавшего на Украину, временное управление Финляндской епархией было поручено викарному епископу Сердобольскому Серафиму (Лукьянову). 17 января 1918 г. он стал самостоятельным правящим епископом, а с 1920 г. – архиепископом Финляндским и Выборгским. Ввиду отделения Финляндии от России, в июне 1919 г. Собор в Сердоболе (ныне Сортавала) обратился к патриарху Тихону с ходатайством о самостоятельности, которая и была дарована Финской Церкви в 1921 г. Но финское правительство хотело полного разрыва канонических уз Православной Церкви Финляндии с Московским Патриархатом. Власти потребовали ввести в церковное употребление григорианский календарь. Архиепископ Серафим был вынужден подчиниться, но это требование вызвало протест и неповиновение со стороны большинства монахов древних обителей Севера – Валаама и Коневца. Многие монахи покинули монастыри; другие, оставшись в своих обителях, держались за старый юлианский календарь и подвергались за это преследованию. В монастырях Валаама и Коневца произошло разделение на ново- и старостильников. Правительство Финляндии потребовало от архиепископа Серафима в трехмесячный срок выучить финский язык и сдать соответствующий экзамен, если он желает сохранить управление Церковью. Этому оскорбительному ультиматуму владыка Серафим не подчинился, за что был устранен от церковного управления и заточен в монастырь на острове Коневце, но по ходатайству митрополита Западноевропейского Евлогия (Георгиевского) он был вскоре освобожден и сумел покинуть Финляндию. На его место был поставлен епископ Герман (Аав) – финн, прежде бывший священником в Эстонии. В 1922 г. под давлением финских властей он был избран викарием архиепископа Серафима, 8 июля 1922 г. в Константинополе, несмотря на протест правящего архиерея, Герман без предварительного пострига был хиротонисан патриархом Мелетием IV во епископа Сортавальского. Став главою автокефальной Церкви, он был самовольно переведен в юрисдикцию Константинопольского Патриархата с титулом «архиепископа Карельского и всей Финляндии», что явилось нарушением канонических прав Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

317 Там же. Л. 301. Чрезвычайная следственная комиссия, образованная указом Временного правительства, вела расследования «преступных действий высших чинов старого строя». См.: Высшие и Центральные государственные учреждения России. (1801–1917). СПб., 2000. Т. 1. С. 245–247. 319 Письмо М. Поснова – И. Глубоковскому//Сосуд избранный. История российских духовных школ. СПб., 1994. С. 171. Колоритный портрет Алексия дан в воспоминаниях Евлогия. См.: Евлогий, митрополит. Путь моей жизни. С. 283–285. См. также: Голостенов М. Е. Алексий (Дородницын) //Политические деятели России 1917: Биографический словарь М., 1993. С. 16–17. 320 ЦГИА Украины. Ф. 127. Оп. 1054. 2 ст. Д. 166. Л. 37 об. Интересна подпись под данным письмом: «Природный украинец (малоросс) священник Тимофей Лещенский». 322 Епископ Леонтий с 1914 года три раза перемещался с одной викарной кафедры на другую. Из Казани был переведен в Тифлис, оттуда в Оренбург и затем в Саратов. 325 Борис, архимандрит. По поводу церковного соблазна в Саратовской епархии//Саратовские епархиальные ведомости. 1917. 1 апреля. 339 Изложение этого события у Фруменковой не вполне точно. Анатолий не освящал никакого знамени, а только поставил свою резолюцию. (Фруменкова Т. Г. Высшее духовенство... С. 82). 341 Протокол 1 л первого чрезвычайного съезда представителей духовенства и мирян в г. Томске. Томск. 1917.//Там же. Л. об. 344 Видимо, правильно- «Книга русской скорби»: сборник, издаваемый В. М. Пуришкевичем, был посвящен жертвам революционного террора в России. 348 Т. Г. Фруменкова ошибается: Анатолий не был уволен; причиной ошибки стало, возможно, прочтение документа. (Фруменкова Т. Г. Высшее духовенство... С. 82, 91). Определения Синода об увольнении епископа также не было. Что Анатолий не был уволен, видно также из местных «епархиальных ведомостей». 352 РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 5. Д. . 2 Л. 8. Следственное дело патриарха Тихона. М., 2000. С. 662 354 РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 5. Д. 281. (По поводу объявления автокефалии Грузинской церковью). Л. 8 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010