Интересно также отметить, что до своего украинского периода деятельности Алексий никак не проявлял своих сепаратистских симпатий и занимал правую позицию по церковно-государственным вопросам. Его бывший сослуживец по Херсонскому духовному училищу священник Тимофей Лещенский, возмущенный, по его словам, до «глубины души» деятельностью Алексия на Украине писал митрополиту Владимиру, что Дородницын «никогда не интересовался украинскими вопросами... и в монашество и архиерейство поступил ради карьеры» 320 . Саратовская епархия считалась в 1917 году одной из самых неблагополучных. Еще при старом строе в августе 1916 года в Саратов была направлена ревизия во главе с преосвященным Кириллом (Смирновым). В его отчете отмечались и положительные, и отрицательные стороны деятельности местного епископа Палладия (Добронравова). В числе достоинств архиерея отмечалось его редкое усердие, проповеднический талант, миролюбие. Отрицательной стороной деятельности выставлялось покровительство некоторым духовным и светским лицам, переехавшим вместе с епископом со старого места службы (Пермская епархия) на новое. Этим лицам «молва приписывала исключительное влияние на дела епархиального управления» 321 . Вскоре после революции епископ Леонтий (Вимпфен), незадолго до этого переведенный в епархию викарием, начал активно выступать против местного епархиального архиерея Палладия 322 . Он обвинял его, устно и печатно, во всевозможнейших грехах, называя «распутинцем и реакционером». По его словам, Палладий после революции «растерялся, страшно боялся ареста, бездействовал, прятался» 323 . Более того, Леонтий прервал всякое литургическое общение с Палладием и запретил поминать его за богослужением. Данный случай был экстраординарным даже в эпоху революционных «нестроений» в Церкви. В письме обер-прокурору Синода от 10 марта Леонтий сообщал о своей нелегкой и «неравной» борьбе с «приверженцами распутинского режима». По его словам, он уже давно знает об общении епископа Палладия с Распутиным. Якобы сам Палладий, «желая, вероятно, меня запугать, рассказал мне, как «Григорий Ефимович» к нему милостив и как он им был выдвинут даже на кафедру экзарха Грузии». Викарий писал также, что ему стоило огромных усилий убедить Палладия созвать духовенство и послать правительству телеграммы. О себе Леонтий сообщал, что он не желает «лицемерить ни пред престолом Божьим, ни пред народом, совершая богослужения с... приверженцем Распутина» 324 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит выразил удивление по поводу такой перемены фронта: то от него требуют в три дня уехать из Киева, то предлагают быть украинским патриархом. Но через несколько минут секрет этой ласковости открылся. Ночные посетители потребовали, чтобы хозяин выдал из средств митрополичьего дома сто тысяч рублей. И когда митрополит заявил, что эти средства принадлежат всей епархии, которая одна только и может распоряжаться ими, то поведение гостей резко изменилось и сделалось настолько угрожающим в отношении к одинокому архипастырю, что он поспешил пригласить чрез келейника монастырскую братию, чтобы удалить непрошеных ночных посетителей, но последние безобразничали в митрополичьих покоях еще часа полтора. Каково было душевное состояние в эти дни тяжких испытаний Киевского святителя митрополита Владимира, можно судить из рассказа свидетеля-очевидца (подпоручика Кравченко). 12 декабря 1917 года во время приема Владыка обратился к последнему с такими словами: «Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за Веру Православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над Нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России, там, где оно началось». Сказав эти слова, Владыка митрополит сильно и горько заплакал. Митрополит Владимир был глубоко честный, прямой и стойкий человек. Он не подчинился никаким требованиям группы людей, беззаконно собравшихся в Киеве в украинской церковной раде под главенством архиепископа Алексия (Дородницына) , которого митрополит Владимир считал величайшим и тяжким церковным преступником и мятежником, в чем архиепископ Алексий сам сознался и раскаялся перед Церковью, уже изгнанный украинцами же. Даже под угрозой лишения жизни митрополит Владимир не подчинился незаконным требованиям, что он и доказал своей мученической смертью, которой он мог бы избежать, если бы захотел укрыться от врагов и убийц. В январе месяце 1918 года в Киеве началась гражданская война. Положенное начало гонения и преследования митрополита Владимира озверевшими его же бывшими духовными детьми продолжалось и завершилось убийством Владыки во время обладания Киевом «сатанистами изуверами».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Дошла очередь и до заявления от делегации духовенства от Владимирской епархии. Ее члены решительно потребовали увольнения архиепископа Алексия (Дородницына) , указывая, что в противном случае эксцессы и рознь будут необычайные. И теперь уже, говорили они, в некоторых храмах перестали поминать архиепископа, а там, где его имя поминают, ширятся протесты со стороны богомольцев. В конце концов делу помогло поступившее от самого смещенного владыки прошение. Он сообщал, что приехать в Петроград не может по болезни, а потому просил дать ему двухмесячный отпуск, а потом уволить на покой. На том и порешили. Затем заговорили о поездке архиепископа Платона в Киев. Она мыслилась как расследование «украинофильского движения», раскалывающего единство Российской церкви, и как попытка усилить организацию борьбы с пропагандой униатства. – Так что же делается! – говорил Платон. – Шептицкий, митрополит униатский, открыто ведет пропаганду среди православных не только в Галиции, но и в православных епархиях внутренней России, а Временное правительство официальный титул униатского митрополита в Юго-Западной России ему присвоило. Платона поддержали и другие, наперебой стали предъявлять дополнительные претензии. Преосвященного Сергия как председателя Миссионерского совета просили обратить особое внимание на пропаганду католичества в Петрограде, где, по мнению многих, униаты устроили крестный ход, затмивший все предшествовавшие православные ходы. Предлагались конкретные ответные действия: совершить специальную поездку в Киев, чтобы там организовать активную православную пропаганду и решительно противостоять униатам; созвать на Юге России съезд епископов для организации борьбы с униатством. Как видим, взаимоотношения Синода с обер-прокурорской властью были достаточно остры и чреваты конфликтом. Но все же обе стороны понимали необходимость шагов навстречу Поместному собору. Постановлением Синода от 8 мая вся подготовительная работа была возложена на Предсоборный совет. Уже 12 июня в Синодальной церкви состоялся молебен под возглавлением архиепископа Сергия по случаю открытия заседаний совета. В синодальном зале заседаний впервые собрались съехавшиеся члены совета. Выступая перед ними, Сергий напомнил о предыдущих работах Предсоборного присутствия и Предсоборного совещания и назвал открывающиеся заседания Предсоборного совета третьей попыткой на пути к Поместному собору. Он призывал присутствующих отбросить всякие колебания, решительно взяться за работу, поскольку Собор, как он выразился, «при всем его мистическом величии есть явление для Церкви повседневно необходимое, есть условие ее нормальной жизни, без которого она не может жить, как нельзя жить без пищи и воздуха».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Преображенский собор в Виннице. 1758, 1830–1866 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Преображенский собор в Виннице. 1758, 1830–1866 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) На рубеже XIX и ХХ вв. активно развивалась Винница, во многом благодаря усилиям городского главы Н. В. Оводова. В 1904 г. было восстановлено Винницкое вик-ство Подольской епархии. Оводов неоднократно поднимал вопрос о разделении Подольской епархии на Каменецкую и Винницкую. Впервые этот вопрос обсуждался в окт. 1910 г. на съезде подольского духовенства. Съезд высказался против разделения епархии, но предложил перенести в Винницу резиденцию 1-го викария Подольской епархии. Предлагалось предоставить викарию некоторую самостоятельность в управлении храмами Винницкого у. и ближайшими к нему приходами, право самостоятельно назначать не только псаломщиков, но и диаконов и священников. Вопрос о разделении епархии поднимался Оводовым также в 1911, 1912, 1914 гг. В 1914 г. в связи с приближением фронта к Каменцу-Подольскому в Винницу были переведены все губ. учреждения. Вновь вопрос об учреждении Винницкой епископии был поставлен уполномоченными Преображенского и Казанского правосл. братств и правосл. жителями Винницы в 1918 г. Тогда он не был решен из-за революционных событий. В апр. 1917 г. в Подолье прошли епархиальные съезды духовенства и верующих, на к-рых центральными являлись вопросы участия мирян и белого духовенства в епархиальной жизни, выборности духовенства, включая епископов. Также обсуждались проблемы организации церковных школ, проповедническая деятельность духовенства, издание книг и листовок на укр. языке, самостоятельность правосл. Церкви в пределах Украины, провозгласившей автономию в составе России. Такова была повестка 1-го съезда духовенства и мирян Подольской епархии, председателем которого был избран свящ. Николай Борецкий (впосл. митрополит Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ)). О необходимости для пастыря вести беседы с народом на укр. языке духовенство писало на страницах епархиальных изданий Подолья. Обращалось внимание на то, что священники, уважительно относившиеся к национальным традициям и историческому прошлому, пользовались большим авторитетом в приходах. Как победа украинофильских сил воспринимались прибытие в Подолье украинофильски настроенного Владимирского и Шуйского архиеп. Алексия (Дородницына) , находившегося на покое, и назначение его решением Синода от 17 нояб. 1917 г. настоятелем бершадского Преображенского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

«Можно с уверенностью сказать, – пишет еп. Алексий (Дородницын) в связи с оценкой возрождения исихазма в Византии, – что учение святого Григория Синаита легло в основу всего средневекового направления восточного монашества вообще и мистики XIV века в частности» 57 . Объемную и глубокую оценку вклада Григория Синаита в возрождение исихазма дал историк церкви игумен Петр (Пиголь) . Он, в частности, писал: «Учение преподобного Григория Синаита представляет собой теорию православной аскетики, основанную на догматическом учении, и в то же время дает конкретные практические указания подвижникам, вступившим на путь внутреннего делания и безмолвия... Преподобный Григорий Синаит духовно породил и воспитал целую плеяду последователей, которые преемственно восприняли от него и распространили во все концы света тайны внутреннего делания исихии» 58 . Игумен Петр подчеркивал, что не только сам Григорий Синаит , но и просветительская деятельность его учеников и последователей совокупно оказали огромное влияние на религиозную жизнь и культуру Византии и православных народов Восточной Европы. Духовный авторитет международного масштаба, которым пользовался Григорий Синаит , способствовал развитию исихастских религиозно-антропологических представлений как в самой Византии, так и в странах Византийского Содружества. Труды Синаита идейно подготовили победу Григория Паламы (1296–1359) как главы и философского защитника исихастов в многолетнем споре со сторонниками теологического рационализма. В этом контексте представляется уместным привести слова еп. Алексия (Дородницына) об идейной связи Григория Синаита и Григория Паламы : «...несмотря на отсутствие всяких данных, можно было бы признать святого Паламу личным учеником святого Синаита, а учение святого Григория Паламы служит дополнением, дальнейшим развитием учения святого Григория Синаита » 59 . И. Ф. Мейендорф проанализировал сочинения Григория Синаита и пришел к выводу, что в них возрождена и систематизирована вся предшествующая исихастская традиция – умозрительная интеллектуалистская мистика Евагрия, идеи и пророческий дух Симеона Нового Богослова , учение о сердце в наставлениях египетских и синайских аскетов III–VI вв. «Эта систематизация Григорием Синаитом исихастской духовности, – подчеркивал Мейендорф , – одновременно и облегчила Паламе его богословский синтез, и сделала его более нужным» 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн, епископ Кубанский РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 67. Подлинник. Св. синоду: Духовенство города Екатеринодара во главе с епископом Кубанским и Екатеринодарским преосвященным Иоанном выражает свою радость в наступлении новой эры в жизни Православной Церкви и духовенства и изъявляет готовность трудиться с полным самоотвержением на благо святой церкви и дорогой родины. Епископ Иоанн Кубанский РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917.1 отдел. V стол. Д. 54. Л. 59, 60. Подлинники; два экземпляра. 310. Телеграмма обер-прокурору Св. синода епископа Екатеринбургского и Ирбитского Серафима (Голубятникова) 14 543 марта 1917 г. Пг. Обер-прокурору Святейшего Синода. Сегодня шлю почтой свое послание пастырям и пасомым епархии о выражении верности новому правительству. Серафим, епископ Екатеринбургский РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 1917. III отдел. IV стол. Д. 64. Л. 40. Подлинник. 311. Телеграмма обер-прокурору Св. синода архиепископа Владимирского и Шуйского Алексия (Дородницына) , викариев Владимирской епархии, благочинных уездных протоиереев и членов консистории Первая половина марта 1917 г. Собрание благочинных уездных протоиереев, Преосвященных викариев, 544 Консистории в полном ее составе под моим председательством, заслушав определение Святейшего Синода по поводу актов об отречении от престола Государя Николая II и сложении с себя верховной власти Великого Князя Михаила Александровича, движимые чувством беспредельной любви к Родине и сыновне оберегая мирное, спокойное течение жизни ее в эти великие дни созидания нового государственного строя, постановили обратиться к населению Владимирской епархии с воззванием, в котором призвать его во всем подчиняться новой временной власти, всеми мерами содействовать осуществлению ее намерений и молить Бога о том, да явит Отец Небесный нашему Отечеству мудрых строителей новой государственной жизни его, которые вывели бы Россию на путь к могуществу, славе и победе над врагом. Владимирские епарх. ведомости. Владимир, 1917. 910. Часть офиц. С. 41.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кто у вас священник? Куда вас ведет? До революции была одна Русская Православная Церковь , как Ее заложил еще Равноапостольный Владимир. Когда поднялась на Руси революция и можно было делать всякое беззаконие, некоторые украинские священники в Киеве в 1921 году решили отделиться и завести свою особую «Самостийную Украинскую Церковь ». Я, еще архимандритом, был тогда в Киеве и случайно попал на их совещание в митрополичьем доме при Софийском Соборе. Заправилами явились о.о. Липковский, Шараевский и Тарнавский. Но между ними не было ни одного Епископа. Просили присоединиться епископов Димитрия Вербицкого, Агапита, Алексия Дородницына , но каждый из них отказался: что вы задумали, – говорят, – Господь Спаситель основал Церковь Свою на соединение, а не на разделение, в храме молитесь о соединении всех, а по-за храмом замышляете раздор между родными братьями? Тогда эти украинские священники сговорились на неслыханное беззаконие: самим, без Епископов, высвятить себе епископа. В Православной Церкви всякие были ереси и расколы, но такого дерзкого и ребяческого, смешного – никогда не слыхано. Божественный Основатель нашей Церкви Господь Иисус Христос по воскресении Своем передал власть управлять Церковью и послал благодать Святого Духа Апостолам. Те посвятили Епископов и передали им церковную власть и силу раздаяния спасающей благодати. И так преемственно из рода в род передавались эти власть и благодать в Церкви Епископами и дошли до времен Равноапостольного Владимира. При Владимире Православные Епископы принесли эту от Христа и Апостолов наследованную церковную власть и благодать на Русскую Землю: основали Русскую Православную Церковь , посвятили Православных Русских Епископов и вручили им это Небесное Сокровище. И Оно хранилось и передавалось также неповрежденно и бережно из рода в род Епископами в Русской Православной Церкви до 1921 года, когда украинские священники дерзнули потоптать порядок, заведенный Спасителем и Его Апостолами: им шло не о Церкви и спасении, а о политике и разделении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

По возвращении митрополита в Киев представители рады явились в его покои с грубым требованием об уходе Владыки с Киевской митрополии. Видя, что угрозы не помогают, члены церковной рады решили пойти другим путем: как-то поздно вечером в лаврскую квартиру митрополита явился священник Фоменко в сопровождении военного и с неожиданной ласковостью стал предлагать Владыке Владимиру патриаршество в украинской Церкви. Однако за это ночные посетители требовали выдать из средств митрополичьего дома сто тысяч рублей. После заявления митрополита о том, что средства принадлежат всей епархии, которая и распоряжается ими, поведение пришедших стало настолько угрожающим, что митрополит был вынужден пригласить монастырскую братию, чтобы выпроводить непрошенных гостей. Однако они безобразничали в митрополичьих покоях еще часа полтора. Устроившийся в Лавре архиепископ Алексий Дородницын стал настраивать монахов-украинцев против законного митрополита Владимира в надежде добиться его увольнения и самому управлять украинской церковью. Обстановка в Лавре накалялась. Примерно 800 монахов, в основном из простых крестьян, становились враждебными канонической власти. Когда в монастырскую среду впервые проникли слухи о возможности покушения на жизнь митрополита, то не только младшая, но даже старшая братия не приняли никаких мер к охране своего архипастыря. В результате интриг архиепископа Алексия находились монахи, которые притесняли Владыку даже в мелочах. Ему иногда отказывали даже в лошадях для выезда. Он чувствовал себя в митрополичьих покоях Лавры, как в осажденной крепости. В январе 1918 года в Киев пришла гражданская война. Многие обители и храмы подвергались обстрелу. С 15 января в Лавру долетали ружейные пули и снаряды, а с 22 января монастырь подвергся жесточайшему обстрелу. На следующий день бойцы Красной Армии овладели Лаврой. Во время обстрелов митрополит Владимир молился в храме или у себя в покоях. Последнюю литургию Владыка совершил 21 января, в воскресенье, в великой лаврской церкви. 24 января митрополит в той же церкви служил акафист Успению Божией Матери. Это последнее служение митрополита Владимира в церкви накануне расстрела, по воспоминаниям сослужащих, было особенно проникновенным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4107...

Прежде чем оделить нищих, отец Константин всякий раз обращался к ним с поучительным пастырским словом. И эта «духовная лепта», как называл свои собеседования сам батюшка, была для них «настолько ценнее, насколько душа ценнее тела». Некоторые из нищих под влиянием увещеваний священника начали трудиться по мере сил и немощей своих, посещать храм для молитвы, исповедоваться и приобщаться святых Христовых Тайн. Стараниями отца Константина была основана приходская духовная библиотека. Поначалу жертвователи слегка сомневались в полезности этого начинания, однако батюшка убедил их, что «благотворение для души, хотя бы и чрез библиотеку, драгоценнее благотворении для тела». И действительно, библиотекой стали регулярно пользоваться прихожане всех возрастов и сословий. Одним из первых по епархии, согласно благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Алексия (Дородницына) , ввел отец Константин народное пение в храме. Приход, по слову отца Константина, единодушно осознал то, " что Богу нужно, прежде всего... не искусство пения, а сердце, молитвою проникновенное " . Двенадцать лет отец Константин служил в Юрьеве-Польском . Пастырские обязанности он совмещал с религиозно-педагогической деятельностью и общественным служением. Он состоял увещевателем по присутственным местам в Юрьеве-Польском. В обязанности его входило предупреждать подачу исков по гражданским делам. В разные годы он был также священником Юрьевской тюремной церкви и законоучителем арестантов; преподавал Закон Божий в железнодорожной школе, в реальном училище и частной прогимназии; заведовал церковноприходской школой при фабрике товарищества «Братья Овсянниковы и А. Ганшин с сыновьями»; входил в состав училищного совета и благотворительного «Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Владимирского духовного училища и Семинарии». В 1916 году, на основании определения Святейшего Синода от 22-24 марта 1916 года, правлениям духовных академий дозволено было принимать в число студентов первого курса женатых священников. В том же году о. Константин поступил в Московскую духовную академию и переехал с семьей в Сергиев Посад .

http://drevo-info.ru/articles/13676856.h...

Первосвятительская речь Патриарха Тихона не только раскрывает величие смиренной души святителя, но и свидетельствует о его почти пророческой рассудительности. Он прекрасно понимает, какие настали времена, и как будто видит все трудности и скорби, которые ждут его на первосвятительском служении. В начале первосвятительского служения: новая власть против Церкви (1917–1918) Первые месяцы после избрания святителя Тихона Патриархом, несмотря на огромные нестроения по всей стране, можно считать более-менее спокойными. Пока власть большевиков еще не укрепилась, и они не могли еще начать открытое гонение на Церковь . Но чем больше укреплялась их власть, тем сильнее было гонение на Церковь . Так, избрав Патриарха, первая сессия Поместного Собора продолжила свою работу. В связи с восстановлением патриаршества из разных стран продолжали поступать поздравления и от Поместных Православных Церквей, и от инославных конфессий. Но уже к концу 1917 года, практически одновременно с закрытием первой сессии Поместного Собора, Русская Православная Церковь лишилась всех учебных заведений. Одновременно события в отделившейся от Советской России Украине грозили расколоть целостность Русской Православной Церкви. Поощряемые гражданским правительством, церковные сепаратисты организовали Всеукраинскую церковную раду, куда им удалось вовлечь архиепископа Алексия (Дородницына) . Назначенные радой епархиальные комиссары требовали, чтобы в храмах вместо Патриарха Тихона поминалась церковная рада во главе с архиепископом Алексием. Встревоженный опасным развитием событий, Патриарх Тихон благословил митрополита Киевского Владимира, принимавшего участие в Соборе, срочно выехать в Киев для усмирения церковной смуты, но сепаратисты пытались не допустить святителя в его кафедральный город. И все-таки митрополит Владимир приехал в Киев и остановился в своих покоях в Киево-Печерской Лавре. Преосвященный Алексий самовольно водворился в Лавре по соседству с митрополитом и подстрекал монахов против своего архипастыря и священноархимандрита. Эта агитация не прошла бесследно. Но митрополит Владимир непоколебимо отстаивал единство Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010