17). Если понимать таинство Евхаристии так, как понимает его Православная Церковь , то эти слова строго истинны: мы, чада Православной Церкви, все причащаемся от одного и того же хлеба – Тела Господа. «Хлеб, который я дам, есть Плоть Моя» ( Ин.6:51 ). Но если понимать таинство Евхаристии, как его понимают штундисты, то слова ап. Павла не имеют смысла: в общинах их преломляются не один и тот же хлеб, а различные: каждая община преломляет свой хлеб. И так как штундисты не от одного хлеба причащаются, то и сами они не составляют одного тела. Вопрос. Что говорит ап. Павел в следующем стихе? Ответ. «Те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?» (ст. 18). Вопрос. Что имел в виду ап. Павел сказать этими словами? Ответ. Как иудеи, по повелению Бога, ели предложенные жертвы ( Лев.7:15; 22:30 ), и чрез это делались участниками жертвенника, так и христиане суть участники жертвенника и вкушают жертву; но жертва христиан есть Сам Иисус Христос ( Евр.7:27 ), а посему, причащаясь сей жертвы, христиане причащаются Тела и Крови Господа. Вопрос. Нет ли еще в Св. Писании доказательства сего? Ответ. Апостол Павел в 1Кор.11:23–25 передает установление таинства Евхаристии в тех словах, как и евангелисты Матфей, Марк и Лука, присовокупляя, что он получил от Господа то, что написал (ст. 23). Если Иисус Христос, когда устанавливал таинство Евхаристии, говорил иносказательно, то естественно ожидать, что ап. Павел, который не присутствовал на Тайной Вечери, даст объяснение слов Господа. Апостол Павел знал истинный смысл слов Спасителя, и если бы он понимал их в том смысле, что они означают только хлеб и вино, долженствующие служить только напоминанием о смерти Господа, – то почему в своем послании он не сказал коринфянам – грекам: «это есть образ тела Иисуса Христа, только воспоминание о смерти Его, или – это означает тело и кровь Господа?» Апостол Павел наставлял людей, которым не вполне было известно учение Иисуса Христа и этим людям он сказал, что то, что они считают хлебом и вином, есть Тело и Кровь Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

2-й член. О греховности человека и необходимости покаяния. Мы веруем и исповедуем в полном согласии с Св. Писанием, что все люди, без различия нации и конфессий, находятся под властью греха и, не смотря на религиозные обряды и церемонии, должны вечно погибнуть, если в их внутреннем человеке не случится важная перемена, называемая в Св. Писании покаянием или новорождением, ибо Св. Писание говорит: „не тот иудей, кто таков по наружности, но тот иудей, кто внутренне таков». Это самое можно сказать и о христианах: „не тот христианин, кто по наружности в последствие крещения и других обрядов считает себя христианином; но тот христианин, кто внутренне таков чрез новорождение и покаяние, как написано: „нет праведного ни одного, нет уразумевающего, никто не ищет Бога: все совратились с пути, до одного негодны, нет делающего добро – нет ни одного. Гортань их – открытый гроб, языком своим обманывают, яд аспидов на губах их, уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры для пролития крови, разрушения и пагубы на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия пред глазами их. Все согрешили и лишены славы Божией“ (Рим. , 10 – 18). Читая такие слова со вниманием, мы невольно усматриваем из них, что они верное изображение нынешнего мира, носящего ложное название „христианство». Поэтому оказывается крайняя надобность, чтобы, не обращая внимания на все конфессии (т. е. вероисповедания), всем верующим, безбожникам проповедовать Евангелие, дабы заблудшее человечество оставило путь заблуждений и вечной погибели и покаялось от всего сердца Господу Богу ( Дeяh. XVII, 30–31 ). 3-й член. В самом тесном союзе с покаянием находится познание самого себя. Человек от природы душевно слеп, т. е. он не видит своих грехов и недостатков, и хотя он отчасти их узнает, но он ещё не сознает страшных последствий грехов. Таким образом, слепой или мёртвый во грехах и преступлениях, человек остаётся совершенно равнодушным относительно вечных наказаний Божиих. Проповедь Евангелия имеет ту цель, чтобы бедный грешник проснулся от сна к познанию своих многочисленных грехов, пока он (т. е. грешник) не научится восклицать: „бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти»? Или с мытарем ударяя себя в грудь: „Боже, будь милостив ко мне грешнику»! Это состояние сердца для человека самое удобное, чтобы присвоить (sic) себе самое совершенное искупление от грехов во И. Христе; в противном же случае он должен пропасть; теперь же он вкусит в сердце своём дар небесный благого глагола Божия и сил будущего века: „Св. Дух изольется в сердце его в залог усыновления“ (2 Корин. I, 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

4-й член. О Таинствах. Таинства Христовы, как-то: крещение и приобщение учреждены исключительно для верующих. По примеру и учению нашего Спасителя и учеников Его нам должно крестить истинно покаявшихся людей в залог (sic) их веры во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Крещение в воде не только есть обещание доброй совести, но имеет также и другие значения: а) оно есть символ (sic) очищения от грехов. Подобно тому, как мы при крещении обмываем водою тело от нечистоты, так И. Христос обмыл нашего греховного человека от всей греховной нечистоты своею драгоценною кровью, крещение есть символ гробоположения и воскресения И. Христа, на что ап. Павел ясно показывает, говоря: и так, мы с Ним погреблися крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и мы ходили в обновлённой жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним ( Puм. VI, 4 – 5 ). Не обращая внимания на возраст, крестнику, однако, должно быть столько лет, дабы он мог получить посредством проповеди и самопознания истинную веру во Иисуса Христа и исповедовать доброе исповедание пред многими свидетелями ( I Tuм. VI, 12 ). И так как нам о крещении грудных детей ничего не упомянуто в Св. Писании, равно и о крестных отцах и матерях, то мы исповедуем, что их вовсе не следует крестить, ибо И. Христос велел верующих крестить, а детей благословил и сказал ученикам: „пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство небесное» (Ев. Mamф. XIX, 14 ). О причащении. Св. Причастие имеет это значение: как мы все участники одного хлеба, так мы и все члены тела Христова, которое есть общество святых, и как мы пьём из одной чаши, то мы все свидетели в крови очищающей вас от грехов наших, как написано: „чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение телу Христову»? (Корин. X, 16). Руководящие слова при совершении Тайн Христовых мы берём из 1 Корин. XI, 23 – 26, где ап. Павел говорит: „ибо я от Господа Самого принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан, взял хлеб, и возблагодарив преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое, сие делайте в воспоминание обо Мне“. Также и чашу после вечери, и сказал: „сия чаша новый завет в Моей крови, сие делайте когда ни будете пить, – в воспоминание обо мне“. Ибо всякий раз, „когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, вы возвещаете смерть Господню, доколе Он приидет“. Мы принимаем Тайны Христовы в воспоминание страдания и смерти Христа, в знак (sic) общения со Христом и в знак общения верующих между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

7–15). Сказав: «Я есмь лоза», Христос непосредственно за сим объясняет, в каком смысле Он назвал Себя лозой, говоря, что мы должны питаться благодатью Его так же, как ветви питаются соками своего ствола; что мы любовию должны быть соединены с Ним также тесно, как Он соединен со Своим Отцем (ст. 5–10). Но когда Иисус Христос говорит: «Сие есть Тело Мое», Он не дает понять, что Он говорит иносказательно, и не дает никакого объяснения Своих слов. Иудеи соблазнились, многие из учеников оставили Его, все стали говорить: «какие странные слова», но Иисус Христос повторяет ту же истину решительно и ясно: «Если не будете есть Плоти Сына человеческаго и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ). Вопрос. Св. Писание не учит ли, что Иисус Христос с Телом пребывает на небе, откуда Он придет при конце видимого мира для страшного суда? Ответ. Это учение ясно выражено в следующих словах Св. Писания: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:11 ). Вопрос. Как согласить с этим то, что Тело Иисуса Христа присутствует в таинстве Евхаристии? Ответ. В этом убеждает нас тоже Св. Писание, которое учит, что Иисус Христос с Телом пребывает на небе; посему мы верим в то и другое. Тем же, которые увидели бы в этом противоречие, должно указать на то, что Господь, после своего вознесения на небо, видимым образом явился ап. Павлу в Иерусалимской крепости ( Деян.23:10–11 ). Вопрос. Как должно понимать слова Иисуса Христа: «нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете» ( Мк.14:7 ). Ответ. Это Иисус Христос сказал о Своем видимом присутствии; невидимо же Он всегда пребывает с верующими в Него: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Вопрос. Как должно понимать слова ап. Павла: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей...»? ( 1Кор.11:26 ). Ответ. Ап. Павел Тело Господа, предлагаемое верующим в таинстве Евхаристии, называет хлебом, потому что оно имеет вид хлеба; но он говорит: «сей хлеб», показывая этим, что он разумеет необыкновенный хлеб. Ап. Павел называет хлебом, но говорит, кто причащается его, тот причащается Тела Господа. Иисус Христос также употребляет слово хлеб, но присовокупляет: «хлеб, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин.6:51 ). Наконец, в Св. Писании есть много примеров, где предметы, природа которых изменена, удерживают то название, которое они имели прежде. Так, Ева названа костью ( Быт.2:23 ); Адам назван прахом, потому что он был создан из праха ( Быт.3:19 ); жезл Аарона назван жезлом и после того, как он превратился в змея ( Исх.7:12 ); вода, которая была претворена в вино, названа водою ( Ин.2:9 ). Св. Писание называет предметы по их наружному виду: так, ангелы, имеющие вид мужей, называются мужами ( Быт.18:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

7. Нам остается рассмотреть некоторые тексты из 1-го послания апостола Иоанна, касающиеся учения о возрождении. Особенного внимания в этом отношении заслуживают следующие места названного послания: 1) глава 3-я, стих 9. «Всякий, рожденный от Бога, не творит греха, ибо семя Его в нем пребывает: и он не может грешить, потому что рожден от Бога»; 2) глава 4-я, стих 7. «Возлюбленные! станем любить друг друга, ибо любовь от Бога, и всякий, кто любит, рожден от Бога и знает Бога»;3) глава 5-я, стих 1. «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий любящий родившего, любит и рожденного от Него»; 4) глава 5-я, стих 4. «Ибо все рожденное от Бога побеждает мир, и победа, которою побежден мир, есть вера наша». На основании приведенных текстов баптисты заключают, что, так как большинство крещенных (православных) людей согрешают: не любят друг друга, побеждаются своими страстями и проч., то, следовательно, они никогда не были рождены во Христе – не возрождались. Действительно, приведенные места представляют большую трудность для истолкования, – трудность не в смысле примирения их с учением о привитии ко Христу чрез таинство крещения, но со стороны согласования со словами Ап. Иоанна в том же послании, а также со словами Апостолов Иакова, Петра и Павла. Апостол Иоанн, по-видимому, утверждает невозможность совершения греха возрожденным человеком: «он не может грешить, ибо рожден от Бога». Ап. Петр, напротив, ясно допускает возможность согрешения для возрожденного человека, ибо тех, к кому он обращается как «возрожденным не от тленного семени, но от нетленного», он повелевает на основании этого «отложить всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие» ( 1Пет.1:23; 2:1 ). Также и ап. Иаков: «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев! Посему, отложив всякую нечистоту и остаток зла, в кротости приимите насаждаемое слово, могущее спасти души ваши» ( Иак.1:18, 19, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

А посему кто не внушит, что приобщение Тела и Крови Христовых, а равно, присовокупим от себя и крещение, необходимо каждому человеку, стремящемуся к небесной жизни? Посему со всею уверенностью будем причащаться сего, как Тела Христова и как Крови Христовой; потому что под образом хлеба дается тебе Тело и под образом вина дается тебе Кровь, чтобы, причастившись Тела Христова и Крови Христовой, соделаться тебе стелесником и единокровным Христу. Так делаемся мы Христоносцами; потому что Тело и Кровь Христовы сообщены нашим членам. Так, по словам блаженного Петра бываем Божественного причастницы естества» ( 2Пет.1:4 ). (См. Слова огласительные. Изд. второе стр. 293). Отсюда становятся вполне понятными и имеют свой глубокий смысл выражения ап. Павла: « Церковь есть Тело Христово, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:23 ); «Дабы мы истинною любовию все возращали в Того, который есть глава, Христос» ( Еф.4:15 ); «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» ( 1Кор.6:15 ), а равно и следующие слова, указывающие на теснейшее единение наше с Телом Иисуса Христа: «Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» ( Еф.5:30 ). Все это возможно, все это понятно, если Господь наш Иисус Христос соединяется с нами в святых таинствах всею Своею Богочеловеческою природою. III. Возрождение, рождение от воды и Духа Соединение со Христом, привитие к Нему, как Лозе Истинной, совершается в Церкви Христовой чрез возрождение в таинстве крещения. Благодать возрождения в царстве Божием есть то, что соответствует первородному греху в царстве греха. Как первородный грех есть причастие естеству Адама, так возрождение есть причастие естеству Христову. Нам предстоит теперь рассмотреть способы сообщения этого дара человеку и отличие его от всех других благодатных даров, получаемых человеком в святых таинствах Церкви Христовой. Но прежде чем приступить к рассмотрению способов, которыми мы получаем этот дар Божий – благодать возрождения, вспомним, каким образом мы сделались причастниками ветхого естества греховного и смертного, противоядием которому долженствует служить возрождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Ап. Павел, напр., в Рим.6:3 подразумевает, что вся Римская церковь соединена со Христом крещением, в Рим.11:22 он имеет в виду одного из членов Церкви, прогневавшего Бога грехом. По учению баптистов Апостол должен был бы сказать этому человеку: «Я предполагал, что ты живешь в благодати Божией, но из твоей настоящей греховности вывожу, что ты никогда не жил в ней». На самом деле Апостол говорит как раз противное. Он обращается к этому человеку, основываясь на том, что благодать, которой он сделан был причастником действительна: «если пребудешь в благости Божией, иначе и ты будешь отсечен». Далее Апостол пишет к Коринфской церкви, всех членов которой называет освященными в Христе Иисусе. Он говорит: «Все мы одним Духом крестились в одно Тело» (12:13). Но он хорошо знал, что между ними существуют разногласие и что некоторые снова подверглись искушением нечестивого города, в котором им приходилось жить. Как обличал Апостол таких грешников? Он не выражает сомнение в том, что они действительно находятся в состоянии благодати, но снова ясно подтверждает это. «Разве вы не знаете, говорит он, что вы храм Божий и что Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм – вы» (Кор.3:16, 17). Также и нечестивым между ними: «Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы»? ( 1Кор.6:15 ). Далее Апостол пишет к Галатам: «все вы во Христа крестившиеся во Христа облеклись» (3:27). Очевидно, что Апостолу пришлось встретиться с греховным фактом, заключавшимся в том, что некоторые из Галатов отреклись от своего пребывание в Христе и искали спасение в законе Моисеевом. Как же он обличает их заблуждение? Он нисколько не смягчает их, но снова твердо заявляет, что они отпали от благодати. «Вы оправдывающие себя законом, остались без Христа отпали от благодати» ( Гал.5:4 ). Вникнем внимательно в приведенные тексты (2-й столбец) и мы увидим, что все те неверующие, колеблющиеся, жестокосердые, к кому они обращены, предостерегаются, что они отпадают от чего-то действительного, от действительной благодати и истинного всепрощение. Делать иное истолкование столь ясных текстов Св. Писание было бы в высшей степени сомнительным, опасным. Оно открывало бы путь к искажению важнейших истин слова Божия. IX. Оправдание верою и отношение его к возрождению крещением

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Ап. Павел пишет этим христианам из язычников, чтобы уверить их, что они совершенны, во Христе. Чрез присоединение их к Церкви Христовой, они получили все духовные блага, какими только могли пользоваться христиане из иудеев, ранее вступившие в Церковь . Рассмотрим подробнее первые три главы. Мы видим, что Апостол держится все время понятие о положении христиан как «тела» во Христе, как «ecclesia» (церкви), как единого Тела под Одним Главою. Апостол начинает свое послание с размышлений о Божественной Главе Церкви. В первой части 1-й главы он представляет нам Христа как «Избранника», в котором избрана вся Церковь : «Он избрал нас в Нем, прежде создание мира». «Мы благословлены во Христе всяким духовным благословением». «Мы имеем искупление Кровию Его». (1: 37). Затем Апостол говорит, что предопределение Божия соделать этим избранным Христа имело целью «все небесное и земное соединить под Главою Христом». Далее он подтверждает участие всех, кому он пишет, в этих великих щедротах, так как все они получили общую печать Духа Святого. «В Нем и вы услышавши слово истины и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (ст. 13). В конце 1-й главы Апостол возносит молитву Богу за этих своих обращенных. Он просит Отца Небесного, чтобы Он дал им Духа премудрости и откровение, чтобы они вполне познали, как безмерно величие могущества Его, вознесшего на небеса Сына Своего и посадившего Его одесную Себя, дабы Он был выше всего, Главою Церкви, которая есть Тело Его. (Гл. 1, 10, 13, 22, 23). В следующей главе Апостол продолжает говорить в тех же выражениях об обращенных им язычниках и собратиях своих – израильтянах. Они были двумя обществами людей, сначала подверженных одному общему осуждению, а затем искупленных благодатью во Христе Иисусе (гл. 2, 2, 3, 8, 10). Теперь в новом своем состоянии они должны поступать противоположно тому, как они поступали в прежнем: «Итак, помните что вы, некогда язычники по плоти... что вы были в то время без Христа... а теперь во Христе Иисусе, вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою». (Гл. 2, 11, 12, 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

ап. Павел ясно признает, что некоторые из Римских христиан могли отпасть от Христа чрез свои грехи. Он идет навстречу такому положению их: он не отрицает возрождение их чрез Крещение, но подтверждает его и увещевает их помнить это и пребывать в нем. Перейдем теперь к посланию ап. Павла к Колоссянам. В 3-й главе (ст. 3) его мы находим также выражение умереть для греха, которое мы видели в посланиях к Коринфянам и Римлянам: «Вы умерли (πεϑνετε) и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге». Но вправе ли мы подумать, читая эти слова, что люди, о которых говорится, что они «умерли и жизнь их скрыта со Христом в Боге», должны были необходимо стоять на очень высокой степени святости? Но что далее говорит Апостол? Он предостерегает этих самых людей против совершения ими тягчайших грехов: «Итак (т.е. потому что вы умерли для греха) умертвите земные члены ваши, блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления» (ст. 5–6). Это место вполне соответствует Рим.6:11–12 : «Итак почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога в Господе нашем И. Христе». Итак, да не царствует грех в мертвенном вашем теле» и т. д. Эти нравственные правила преподаются Колосским христианам и обязательны для всех их потому, что все они чрез Крещение вступили в союз с Вторым Адамом, все предполагаются спогребшимися Христу и таинственно воскресшими с Ним в Крещении. «Бывши погребены с Ним в Крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» ( Кол.2:12 ). В 3 й гл. есть одно наставление, обращенное к детям: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (ст. 20). Но если все те нравственные правила и постановления, о которых говорится в этой главе, относятся к тем, которые были погребены со Христом в Крещении, которые находятся в состоянии благодати, то ясно и дети, для которых Апостол считает обязательным правило той же христианской нравственности, были погребены с Спасителем в Крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Апостол смотрит на крещение всех Римских христиан, без исключения, как на союз со Христом, привитие к Нему, как ко Второму Адаму, погребение с Ним погребением Его, и восстание с Ним в воскресении Его. Он употребляет самый определенный термин: «все мы». " Неужели не знаете, что все мы крестившиеся во И. Христа, в смерть Его крестились»? Эти слова Апостола точно соответствуют тем, с которыми он обращался к Коринфянам, и имеют то же значение: «Или не знаете, что члены ваши суть члены Тела Христова»? «Одним Духом мы все крестились в одно тело»; «вы Тело Христово» ( 1Кор.6:15; 12:13 ) Истолкование этой важнейшей в практическом отношении главы всегда представляло большую трудность вследствие неправильного понимания слов «смерть для греха», упоминаемых в начале ее: «Мы умерли для греха, как же нам жить в нем», и в 11 ст.: «Так и вы, почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». Смерть есть состояние полнейшего бесстрастия. Мертвое тело или мертвые члены одинако нечувствительны как к удовольствиям, так и к страданиям. И далее, естественная смерть не допускает степеней, человек может быть мертвым или живым. Но смерть для греха, на которую ссылается здесь апостол, не может быть состояниям нечувствительности ко греху, так как Апостол предостерегает умерших для греха, чтобы они не впали в него. Нельзя предостерегать от опасности мертвого человека. Однако, Апостол говорит: «Почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога, во Христе Иисусе, Господе нашем». И этим самым людям, таким образом, мертвым, он говорит в следующем стихе: «Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его, и не предавайте членов ваших греху, в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых» ( Рим.6:11–13 ). Итак, здесь мы видим совершившуюся в протекшем времени смерть для греха в тех самых людях, которые подвергаются опасности подпасть под власть его, или которые, по крайней мере, склонны быть обольщенными и побежденными им.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010