Митрополит Владимир был глубоко честный, прямой и стойкий человек. Он не подчинился никаким требованиям группы людей, беззаконно собравшихся в Киеве в украинской церковной раде под главенством архиепископа Алексия Дородницына , которого митрополит Владимир считал величайшим и тяжким церковным преступником и мятежником, в чем архиепископ Алексий сам сознался и раскаялся перед церковью, уже изгнанный украинцами же (умер в Новороссийске от паралича сердца в январе 1920 г.). Даже под угрозой лишения жизни митрополит Владимир не подчинился незаконным требованиям, что он и доказал своею мученической смертью , которой он мог бы избежать если бы захотел укрыться от врагов и убийц. В январе 1918 г. в Киеве началась гражданская война. Гонения и преследования митрополита Владимира озверевшими его же бывшими духовными детьми продолжались и завершились убийством владыки во время обладания Киевом сатанистами изуверами. Красное знамя революции – эмблема крови и сатанизма, – позорно развевающееся с 1917 г. над Россией, всюду, где появится, влечет за собой, потоки неповинной человеческой крови, произвол, братоубийство, а также разрушение святынь и храмов Божиих. В борьбе двух вражеских партий за обладание Киевом многие киевские обители и храмы подвергались обстрелу и в значительной степени пострадали. На долю же Киево-Печерской лавры выпали исключительные дни страданий и гонений. С 15 января в лавру начали попадать ружейные пули и снаряды, а с 22 января канонада усилилась, и лавра оказалась под жестоким обстрелом со стороны большевиков, предполагавших, что с лаврской колокольни за ними наблюдают, но в действительности колокольня была заперта, и в лавре в т время никаких войск не было. Обстрел же большевиками церквей и колоколен – обычное явление всюду, где они ведут войну. От снарядов значительно пострадали Великая лаврская церковь и колокольня. Снаряды попадали внутрь церкви и производили значительные повреждения. 23 января вечером большевики овладели Лаврой, и тогда начались в Лавре дикие насилия и варварства. Вооруженные люди врывались в храмы в шапках на головах, с папиросами в зубах. С криком и площадной бранью производили обыски даже во время богослужения и ругались и кощунствовали над святынями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Изучение русско-византийских культурных связей неотделимо от исследований исихазма. К настоящему времени этот вопрос весьма обширно разработан в литературе. В России появился целый ряд исследований по исихазму. Это работы епископа Алексия (Дородницына) 1 , игумена Петра (Пиголя) , П. А. Сырку, Л. А. Успенского . В начале XX века вышли работы П. А. Флоренского, А. Ф. Лосева 2 . Русское зарубежье представлено прежде всего именами Г. А. Острогорского, архиепископа Василия (Кривошеина) , архимандрита Киприана (Керна) , протоиерея Иоанна (Мейендорфа), И. М. Концевича 3 . Были тщательно изучены религиозно-философский, антропологический и культурно-исторический аспекты этого учения. Большое значение в развитии концепции Православного Возрождения сыграл труд одного из самых известных западных славистов профессора Рикардо Пиккио «История древнерусской литературы» (2002) 4 . Первое издание было опубликовано в 1959 г., второе – в 1968 г. Этот перевод сделан со второго итальянского издания. Во второй главе, которую ученый назвал «Славянское Православное Возрождение», рассматриваются культурные связи Руси в свете второго южнославянского влияния. В современной России исихазму посвящены работы Г. М. Прохорова, игумена Иоанна (Экономцева), игумена Петра (Пиголя) , О. Г. Ульянова. Большое внимание исихазму уделяет в своих многочисленных трудах по эстетике В. В. Бычков. С. С. Хоружему принадлежат многие философские и культурологические исследования по исихазму: на основе традиции исихазма в последние десятилетия им разрабатываются синергийная философия и антропология, а также методология гуманитарных наук 5 . В монографию проф. Г. М. Прохорова «Древняя Русь как историко-культурный феномен» включена большая глава «Православное Возрождение Великой Руси». Ученый видит в основе исихастских споров конфликт двух индивидуалистических направлений в духовной и культурной жизни: гуманизма и церковно-персоналистического исихазма. Если византийские гуманисты, констатирует он, стимулировали итальянское Возрождение, то византийские исихасты, оставившие по себе «яркие следы в теоретической мысли, в литературе, в искусстве, в дипломатии», «обратившись к Северо-Востоку, стимулировали Возрождение русское» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.И. Одинцов Глава IV. На владимирской кафедре. 1917–1922 годы Конец синодальной эпохи В начале XX века Владимирская епархия оставалась едва ли не самой обширной по территории и многочисленной по количеству храмов, молитвенных домов, монастырей и часовен. Кроме Владимира в нее входили такие крупные города, бывшие искони православными центрами, как Иваново-Вознесенск, Шуя, Ковров, Переславль-Залесский, Александров. В февральский период во Владимирской губернии, как и повсеместно, утверждалась новая власть. Предводитель владимирского дворянства В. Храповицкий спешил уведомить Временное правительство в своей преданности, телеграфируя в столицу: «От имени дворянства Владимирской губернии, заявляю Вам, господин комиссар, что владимирское дворянство признало власть настоящего Временного правительства державы Российской, поставленного Государственной думой, народом и армией править Россией впредь до решения подлежащего созыву Учредительного собрания об образе правления державы Российской». Переоценка ценностей происходила и в церковной среде. Собравшееся 21 марта 1917 года собрание духовенства города Владимира вынесло постановление о запрещении политических речей в храмах, имея в виду, конечно, речи монархические, и заявило об «обязательности подчинения Временному правительству». Одновременно выражено было недоверие правящему архиепископу Владимирскому Алексию (Дородницыну) , в вину которому были поставлены его связь с Григорием Распутиным и монархические убеждения, как и его манера деспотического правления приходским духовенством и паствой. Из 372 членов съезда не нашлось ни одного, кто бы выступил в защиту Алексия, и съезд единодушно постановил удалить его из епархии и отправить на покой. Изгнанный из Владимира, он отправился искать церковного счастья на Украину, выходцем из которой был. Впоследствии в Киеве он стал на путь «церковного революционера», осуждал печатно и устно Поместный собор в Москве и вел дело к отделению Украинской церкви от Российской, рассчитывая при этом стать «украинским патриархом». Вообще, Алексий Дородницын был колоритным типом русского архиерея. Он обладал прекрасным голосом и был отличным регентом. И вместе с тем был непомерно тучным, так что не мог дослужить литургии, не переменив облачения, ибо изнемогал от жары. Аппетит его поражал всех знавших его, а когда его мучила жажда, он мог выпить чуть ли не ведро воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

энциклопедий по разным отраслям церковных наук (DTC, DACL, DHGE и др.) в течение более полувека (с 1937 по 1995) шла работа над фундаментальным «Словарем аскетической и мистической духовности» (DSAMDH), дающим сводку исследований как по зап., так и по вост. христ. традициям. Определенный итог в систематизации и популяризации И. на Западе подвела книга Ф. Шпидлика ( Špidlík . La spiritualité. 1978). Весомый вклад в изучение вост. духовности внесли также научные межконфессиональные конференции в монастыре Бозе (Италия) (подробнее см.: Бьянки. 2007; Майнарди. 2007), по итогам к-рых издан ряд сборников. В издании и изучении отдельных памятников исихастской лит-ры и И. в целом в последние 20 лет особое значение имеют многочисленные работы А. Риго. Ряд зарубежных специализированных периодических изданий посвящен изучению истории монашества и аскетики (напр., Collectanea Cisterciensia; ср.: ИАБ, 1. 10; Studia Monastica; см. также библиогр. разделы в BZ и EThL). Отдельные католич. мон-ри являются центрами изучения монашеских традиций различных направлений и орденов. В дореволюционной России академическая богословская наука начала активно развиваться с запозданием по сравнению с Западом - лишь с сер. XIX в. Изучение правосл. аскетики проходило в основном в рамках пастырского богословия (см., напр.: Феодор (Поздеевский). 1911; ср.: Хондзинский, Сухова. 2010. С. 332-335; Вениамин (Милов). 2002; Вениамин (Федченков). 2006; сюда отчасти примыкают и труды еп. Варнавы (Беляева): ИАБ, 1. 49-50). Специальные работы П. Пономарёва (ИАБ, 1. 147), С. М. Зарина (ИАБ, 1. 78-82), П. М. Минина (ИАБ, 1. 125) и архиеп. Алексия (Дородницына) составляли редкое исключение. В советский период в связи со строгим контролем государства над светским и богословским образованием и ограниченными возможностями церковной печати развитие правосл. науки было сильно затруднено. В частности, остался нереализованным проект архим. Иннокентия (Просвирнина) по созданию курса русской патрологии (см.: Овсянников. 2010.

http://pravenc.ru/text/674926.html

Ф. 3431. Оп. 1. Д. 563. Л. 305). После освобождения из заключения Карташев принимал деятельное участие в работе Собора, но после того как против всего Высшего Церковного Совета было возбуждено осенью 1918 г. новое судебное дело, он был вынужден скрываться и вскоре эмигрировал. – Примечание. 589 В марте 1917 г. на Украине был образован орган революционной власти Центральная рада. После Октябрьской революции Рада захватила власть и провозгласила «Украинскую народную республику». Осенью 1917 г., при поддержке министра исповеданий Украинской Центральной рады Миколы Бессонова (бывшего епископа Никона), украинские автокефалисты организовали «Всеукраинскую церковную раду» под председательством архиепископа Алексия (Дородницына) , бывшего Владимирского, противостоявшего Киевскому митрополиту. Собор постановил благословить канонически созванный Съезд с присутствием на нем преосвященных украинских епархий. – После доклада вернувшейся из Киева Комиссии для ознакомления с украинскими делами Собор принял постановление: «Всероссийский Поместный Церковный Собор, заслушав сообщение делегации, посланной в Киев, подтверждает данное в наказе делегации определение – пойти навстречу церковным стремлениям украинского народа, которые должны быть удовлетворены при соблюдении канонических оснований и сохранении религиозно-церковного единства всей православной России. Братски предостерегая против сеятелей смуты и соблазна, толкающих на путь разделения, которое пошло бы на пользу лишь врагам православной веры, Собор призывает Божие благословение на весь православный народ Украины и на труды Поместного Областного Собора, имеющего быть созванным в соответствии с каноническими началами для устроения Украинской церковной жизни. Святейший Патриарх и Священный Синод совместно с Соборным Советом не оставят принять меры к безотлагательному осуществлению указанных целей и обеспечению церковного единения в духе мира и любви» (См.: Деяния... Т. 5. С. 401). – Примечание. 590 В 1907 г. епископ Чигиринский Платон (Рождественский) был избран во II Государственную думу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Игумен Петр подчеркивал, что не только сам преп.Григорий Синаит, но и просветительская деятельность его учеников и последователей совокупно оказали огромное влияние на религиозную жизнь и культуру Византии и православных народов Восточной Европы. Духовный авторитет международного масштаба, которым пользовался преп. Григорий Синаит, способствовал развитию исихастских религиозно-антропологических представлений как в самой Византии, так и в странах Византийского Содружества. Труды Синаита идейно подготовили победу свт.Григория Паламы (1296–1359) как главы и философского защитника исихастов в многолетнем споре со сторонниками теологического рационализма. В этом контексте представляется уместным привести слова еп. Алексия (Дородницына) об идейной связи преп.Григория Синаита и свт.Григория Паламы: «несмотря на отсутствие всяких данных, можно было бы признать святого Паламу личным учеником святого Синаита, а учение святого Григория Паламы служит дополнением, дальнейшим развитием учения святого Григория Синаита». И.Ф. Мейендорф проанализировал сочинения преп.Григория Синаита и пришел к выводу, что в них возрождена и систематизирована вся предшествующая исихастская традиция – умозрительная интеллектуалистская мистика Евагрия, идеи и пророческий дух Симеона Нового Богослова, учение о сердце в наставлениях египетских и синайских аскетов III–VI вв. «Эта систематизация Григорием Синаитом исихастской духовности, – подчеркивал Мейендорф, – одновременно и облегчила Паламе его богословский синтез, и сделала его более нужным». Н.А.Ложкина , кандидат культурологии, сотрудник Государственного Эрмитажа Литература: Афонский патерик, или Жизнеописания святых на Афонской горе просиявших. — Т. 1. – М.: 1897. Житие преп. Григория Синаита//По рукописи Московской синодальной библиотеки издал И.В. Помяловский. – СПб.: 1894. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История церкви и восточнохристианская мистика. — М, 2000. Г.М. Прохоров «Византийская литература XIV в. в Древней Руси. —СПб: Издательство Олега Абышко, 2009.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/13/...

При работе над диссертацией автор старался использовать все имеющиеся переводы на русский язык пяти творений преподобного Григория Синаита , вошедших в состав Добротолюбия . Для полноты исследования автором предпринят также перевод с древнегреческого на русский язык недавно открытого «Слова на Святое Преображение Господне» преподобного Григория и нескольких дополнительных фрагментов к ранее известным его творениям, критический текст которых подготовил и опубликовал Дэвид Бэлфор [ 6 .P.631–681]. Текст перевода помещен в Приложении диссертации. Одной из первых работ о преподобном Григорие Синаите была вышедшая в начале XX века монография епископа Алексия (Дородницына) , в которой автор предложил краткое рассмотрение взглядов трех наиболее известных исихастов XIV столетия: святителя Григория Паламы , святого Николая Кавасилы и преподобного Григория Синаита – с указанием некоторых общих черт и различий в их богословии. К достоинствам данной работы следует отнести собственно творчески оформленный интерес к новой теме, обращение к оригинальным творениям, применение сравнительного подхода в исследовании. Поскольку работа выполнена на заре общебогословского интереса к исихастскому движению XIV века, естественно, она страдает неполнотой, конспективностью, обзором лишь незначительной известной части источников по теме, в чем, впрочем, не следует видеть недостаток самой работы, выполненной добротно и творчески. Из числа исследований о жизни и творчестве преподобного Григория Синаита следует отметить также написанную в первой четверти XX века монографию епископа Вениамина (Милова) [ 55 ], достаточно подробно освещающую жизненный путь святого Отца на основании известных автору источников и систематически излагающую его догматическое и аскетическое учение. Важной особенностью этой работы является обращение к первоисточникам и оригинальным текстам творений преподобного Григория. Преосвященный Вениамин в своей работе впервые предложил научный перевод всех известных на тот момент творений святого Отца и критически проанализировал предшествовавшие ему переводы на русский и славянский языки. При цитации в данной диссертации сочинений преподобного Синаита, вошедших в состав Добротолюбия, автор ссылается на перевод епископа Вениамина.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

апостола Павла. М., 1994. – С. 44. Глагол _exagor)azw, употребленный здесь преподобным Неофитом, в святоотеческой письменности часто служил для обозначения догмата об искуплении. При этом Отцы Церкви исходили из того, что “спасти падшего человека не мог ни человек, ни ангел и вообще никакое тварное существо, так как всякое тварное существо есть часть мира, а часть мира не может спасти целого мира. Сверх того, если бы тварь спасла человека, то диавол, который также есть тварь, непрестанно бы вел брань с таким искупителем, а искупленное человечество лишено было бы возможности обожения чрез тесное единение с природой Искупителя, и таким образом, по выражению Иринея, если бы не Бог даровал спасение, то мы не имели бы его прочно; и если бы человек не соединился с Богом, он не мог бы сделаться причастным нетления. В частности, искупить человека должен был Сын Божий, а не иное какое-либо Лицо Пресвятыя Троицы, потому что именно Он и создал человека по Своему образу, а посему воссоздать и обновить в человеке помраченный грехом образ Божий всего приличнее было Тому, Кто Сам есть Образ (Бога Отца) и Первообраз для образа Божия в человеке”. – Орфанитский И. Историческое изложение догмата об искупительной жертве Господа нашего Иисуса Христа. М., 1904. – Сс. 148–149. 63 Ср. толкование Евфимия Зигабена : “Видишь неизреченное милосердие: до тех пор, пока не был предан, заботился о предателе; поэтому и теперь своего злейшего врага назвал другом. Слова: на неже еси пришел нужно читать не вопросительно, потому что Он знал, для чего Иуда пришел, а утвердительно; они имеют такой смысл: то, ради чего ты пришел; то есть действуй сообразно со своею целью, сбросивши с нее всякий покров. Целью было предание, а покровом служило лобзание и речь”. – Толковое Евангелие от Матфея. – С. 408. 64 Далее следует лакуна в тексте, несколько нарушающая логику рассуждения преподобного Неофита. Основную мысль его можно выразить словами владыки Алексия (Дородницына) : “Страдания Господа нашего Иисуса Христа указывают нам, какого страшного наказания заслуживает грех и как бесконечно Бог его ненавидит.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

В июле 1905 года Преосвященный Алексий был перемещен на кафедру епископа Елизаветградского, вик.Херсонской епархии, а в августе этого же года перемещен на кафедру епископа Чистопольского, первого викария Казанской епархии. Одновременно был назначен ректором Казанской Духовной Академии. В марте 1910 года по ходатайству Совета Казанской Духовной Академии, Преосв.Алексий утвержден Св.Синодом в степени доктора Церковной истории за работу на тему: «Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине Х1Х-го столетия», с приложением к нему тома: «Материалов для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XlX-ro столетия». В январе 1911 года исполнилось 25-летие службы Преосв.Алексия, которое было торжественно отмечено Казанской Духовной Академией. С января 1912 года Преосв.Алексий был назначен епископом Саратовским и Царицынским. В этом же году епископу Алексию было присвоено звание почетного члена общества вспомоществования недостаточных студентов Казанской Духовной Академии. С осени 1913 года вошел в состав вновь учрежденной особой междуведомственной комиссии по вопросу о преобразовании духовных учебных заведений. В июле 1914 года Преосв.Алексий был назначен на Владимирскую кафедру и одновременно возведен в сан архиепископа. Заботясь о призрении вдов и сирот духовенства, преподал о.о.настоятелям церквей Владимирской епархии ряд указаний по этому вопросу. Архиепископом Владимирским и Суздальским он пробыл до весны 1917 года. В 1917 году съездом духовенства снят с Владимирской епархии за «деспотическое» управление и дерзкое обращение с духовенством. В 1918 году уехал в Екатеринославскую епархию, где организовал группу против митрополита Киевского Владимира, за церковные происки и интриги, после смерти митрополита Киевског был запрещен. Имел попытку захватить церковную власть на Украине и объявить автокефалию, но интрига эта не удалась и Зкзархом Украины был избран митрополит Антоний (Храповицкий) Харьковский. Скончался в 1919 году в Новосибирске, приобщенный Св.Таин и примиренный с Матерью нашей Православной Церковью. Отпевал митр.Евлогий.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1287 . Arnakis G. G. Gregory Palamas, the «chiónes» and the fall of Gallipoli//Byz 1952. 22. 305–312. 1288 . Athanasios, hierom. γνς Γρηρρνος Παλαμ ς κα ντπαπας. κδ. ρθοδ. Κυψλυς. Θεσσαλονκη 1980. 1289 . Balfour D. Palamas’ reply to Gregoras’ account of their debate in 1355//JÖB 1982. 32:4. 245–256. 1290 . Balfour D. Was St Gregory Palamas the Sinaïtés pupil?//SVTQ 1984. 28. 115–130. [Автор дает положит. ответ, но мн. аргументы чисто спекулятивны]. 1291 . Chionides G. Ch. στορικ προβλματα κα μνημεα κ τς παραμονς το γ ου Γρηγορου Παλαμ ες τν περιοχν Βερο ας//GP 1967. 50. 289–291. 1292 . Christou Ρ. δραστηριτης το Γρηγορου Παλαμ κατ τν χρνον τς Αρχιερατεας του// Κληρονομι. 1984. 16. 181–247. 1293 . Mantzaridis G. Γρηγορου το Παλαμ. Πραγματεαι γραφεσαι κατ τ τη 1341–1343. Θεσσαλονκη 1966. 237. 1294 . Phanourgakis Β. Α περιπτειαι κα δραστηριτης το Γρηγορου Παλαμ κατ τ τος τς αχμαλωσας ατο ες τν Ασαν (1354–1355)// Κληρονομι. 1984. 16. 249–272. 1295 . Papadakis A. Gregory Palamas at the Council of Blachernae, 1351//GRBS 1969 (Winter). 10(4). 333–342. 1296 . Philippidis-Braat A. La captivité de Palamas chez les Tures: dossier et commentaire//TM 1979. 7. 109–222. 1297 . Sokologorsky I. La défense par Palamas du traité de Nicéphore «De la garde du coeur»//Istina. 1999. 44(4). 368–390. См. также 6 .656, 714, 972, 976, 1277. Рецепция Паламы в церковной традиции и современности 1298 . Алексий (Дородницын) , еп. Византийские церковные мистики XIV века (преподобный Григорий Палама , Николай Кавасила , преподобный Григорий Синаит )/Иссл. еп. Алексия, ректора Казанской Духовной Академии.//ПС 1906. 1. 98–108, 224–240, 409–428; 2. 120–141, 456–479. оттиск Казань 1906. 93. 1299 .//Он же. Полн. собр. соч. 1–2. Саратов 1913–1914. Т. 1. Статьи богословско-философского и церковно-исторического содержания. 2, 593, 3. пер.: Београд; Минхен 1999. (Универзитетски образовани православии богослови – Хиландарски фонд – Задужбина «Hukoлaj и Jycmuh

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010