Думаем, что такое поведение раскольника сравнительно интеллигентного, и притом в присутствии городской публики, слишком ясно свидетельствует о тех мотивах, по коим происходят иногда в деревенской и сельской глуши драки между раскольниками и православными!.. Если бы названный раскольничий апологет так непростительно обозвал св. Димитрия Ростовского на беседе в каком-либо селе, то потребовалось бы слишком много усилий и уменья сдержать физическое проявление гнева православных крестьян!.. И. А-зов Из Чернигова . (Посвящение в монашество бывшего миссионера). 15 марта в крестовой церкви преосвященным Антонием Черниговским совершено было пострижение в монашество бывшего епархиального миссионера, а ныне преподавателя Черниг. дух. семинарии Анемподиста Яковлевича Дородницына. Чин пострижения был совершён самим Владыкой на утрени, после великого славословия. Новопостриженный инок, наречённый Алексием, сын диакона Екатеринославской епархии. Высшее образование получил в Московской духовной академии. По окончании курса, со степенью кандидата богословия, был назначен в 1886 году учителем русского языка в Херсонское духовное училище; в том же году, согласно прошению, перемещён на должность учителя латинского языка того же училища; с 1887 года по 1891 год исполнял должность помощника смотрителя; в 1891 г. удостоен степени магистра богословия; в 1892 году был избран Херсонским братством на должность противо-штундистского миссионера в г. Херсоне; в том же году, согласно прошению, назначен помощником смотрителя Бахмутского духовного училища; в 1893 году исполнял обязанности смотрителя училища; в 1894 году поступил на должность противо-сектантского миссионера в Екатеринославскую епархию; в 1901 году по прошению назначен на должность преподавателя Черниговской духовной семинарии по кафедре истории и обличения раскола. Инок Алексий состоял и состоит постоянным сотрудником нашего журнала «Миссионерского Обозрения», а также участвует в Церковных Ведомостях, Екатеринославских епархиальных Ведомостях и Черниговских епархиальных Известиях. В духовной литературе известны следующие сочинения, принадлежащие перу новопостриженного инока Алексия Дородницына : 1) Церковно-законодательная деятельность Карла Великого (762–814 г) – магистерская диссертация; 2) Секта шелапутов; 3) Шелапутская община; 4) Немецкие миссионеры баптизма на юге России; 5) Светская администрация в борьбе со штундой; 6) Опыт противо-штундистского катехизиса и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В злодеянии убийства митрополита Владимира свою роль сыграла агитация Алексия Дородницына среди монахов лавры. Когда в трапезной лавры монахи кормили банду матросов, то были расспросы: довольна ли братия начальством? Не имеют ли монахи каких-либо жалоб? Послушники, возбужденные революционной агитацией Дородницына, стали жаловаться на притеснения: «народ несет в лавру большие деньги, а подает их он»... – и они указывали наверх, где находились покои митрополита. Будущие убийцы митрополита пошли в трапезную, и монах последовал за ними. Предводитель убийц резко обратился к монаху с вопросом: «Почему у вас комитетов нет? Везде комитеты, а у вас их нет». Монах ответил: «У нас не должно быть комитетов – мы монахи». Грубый матрос закричал на монаха: «Вы только миллионы и тысячи собираете». Грубый изувер-матрос долго еще ругался, кричал, а потом, начав кощунствовать, он спросил монаха: «Отец! Скажи, что у вас в пещерах? Все оттуда вынесем и рассмотрим, если там ничего не окажется или окажется воск или тырса (опилки) – всех вас перережем». Монах отвечал: «Что я вам буду говорить? Если я вам буду говорить правду, – вы все равно не поверите. Теперь ваша власть, пойдите, посмотрите и узнаете правду». В 1917 г. безбожники уже кощунствовали в лаврских пещерах, они резали кинжалами святые мощи, прокалывали штыками, выбрасывали из гробниц, и, надругавшись, ставили святые мощи преподобных на голову. Грубый матрос продолжал спрашивать монаха: «Ты знаешь, кто был отец Серафим в Сарове? – Отец Серафим был вторым лицом после царя, потому-то Серафим и святой. Вот и ваш митрополит Владимир будет святой». Уходя из трапезной, матрос сказал монаху: «Больше вы митрополита не увидите». Убийцы пошли к владыке митрополиту, чтобы выполнить убийственный замысел. Была половина седьмого вечера. На крыльце митрополичьего дома послышалось три резких звонка. В открывшуюся дверь вошли убийцы – пять человек в солдатской форме, а во главе был матрос. Матрос спросил: «Где Владимир, митрополит?» Швейцар указал на пребывание владыки митрополита в нижней келии отца наместника, архимандрита Амвросия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

В связи с внезапным отстранением от Саратовской кафедры епископа Гермогена и назначением на нее в 1912 году епископа Алексия (Дородницына) в судьбе многих пастырей произошли перемены. Не стал исключением и отец Матфей. Согласно прошению прихожан, недовольных деятельностью отца Матфея как единоверческого священника, он 1 мая 1913 года перестает быть единоверческим благочинным и удаляется от должности священника единоверческой церкви. Вот что пишет отец Матфей об этом конфликте на имя архиерея: «Враждующие на мое недостоинство уверяют Вас, что им нужна объединенная работа на благо всего единоверия г. Саратова и, особенно, кладбищенской церкви с богадельнями ее. А, по их убеждению, я удерживаю это их начинание. Дай Бог, чтобы это были их не слова вражды, а слова дела. Если, по их убеждению, без меня их намерения и обещания исполнятся ими на деле, да будет им Господь-Сердцевидец помощником...». «Я же ничего не предпринимаю со своей стороны, переношу все с терпением и молитвою за обидчиков. Для успокоения себя, читаю жития св. угодников Божиих и усердно прошу св. Божиих молитвами своими утвердить меня в спасительном терпении». 26 июля 1913 года резолюцией епископа Алексия священник Матфей Карманов перемещен на священническое место к Ново-Никольской церкви Саратова и 6 сентября утвержден законоучителем церковноприходской школы при храме. Содержания от казны отец Матфей не получал, он пользовался только братским кружечным доходом. У отца Матфея с супругой Анной Ивановной было четверо детей: Георгий (род. 18 августа 1891 года), окончивший курс Саратовской духовной семинарии и пошедший по отцовским стопам - ставший священником, Александр (род. 23 февраля 1894 года), учившийся также в семинарии, Зинаида (род. 11 октября 1897 года), обучавшаяся в Саратовской Министерской гимназии г-жи Куфельд, Елизавета (род. 5 сентября 1902 года), обучавшаяся в саратовской гимназии. В семье жила также теща отца Матфея Параскева Ивановна Слепышева. В 1914 году отец Матфей был переведен в Хвалынск. Семья поселилась на улице, которая сейчас носит имя художника Петрова-Водкина, в доме 36.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Храм преподобного Серафима Саровского (Саратов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм преподобного Серафима Саровского - православный храм в Саратове. 30 июня 2005 года храм получил статус Архиерейского подворья. Содержание История [ править править код ] В начале 1901 года Саратовской епархией в строительное отделение Саратовского губернского управления было направлено прошение о рассмотрении проекта архитектора Алексея Марковича Салько на постройку деревянной церкви в городе Саратове в десятом планном квартале на месте, пожертвованном г-жою Семидетковой по улице Астраханской. 27 февраля 1902 года Городская Дума направила ходатайство об этом строительстве в Министерство Внутренних Дел. В 1903 году на указанном месте (ныне на углу улиц Большой Горной и Университетской) была воздвигнута деревянная на каменном фундаменте церковь, которая в дальнейшем была обложена красным кирпичом. Со 2 октября 1901 года наблюдение за строительством осуществлял А. Салько, а 20 октября 1903 года его сменил Владимир Карпенко. Церковь была построена на пожертвования жителей города Саратова. Храм был заложен еще до канонизации преподобного Серафима, и считается одним из первых в мире храмов, освященных в его честь. 28 декабря 1903 года новопостроенную церковь освятил священномученик Гермоген (Долганёв; †1918), епископ Саратовский и Царицынский. Престол в ней был один: во имя преподобного Серафима Саровского. Позже к храму была пристроена колокольня на столбах, обшитых тёсом, воздвигнутая по проекту Андрея Мушты. При церкви имелась церковно-приходская школа и приют для мальчиков, во имя святителя Алексия, митрополита Московского, в котором обучались 27 мальчиков. На 1912 год в штате причта состояли священник и псаломщик. К 1917 году во владении прихода имелись два дома с тремя флигелями, действовала общественная библиотека, насчитывавшая до 900 наименований церковных книг. 16 января 1913 года указом епископа Алексия (Дородницына; †1919) на священническое место к церкви преподобного Серафима был перемещен священник Михаил Платонов с назначением состоять законоучителем Серафимовской школы и приюта. После февральской революции 1917 года им создается православное общество " За Веру " , перед выборами в Учредительное Собрание оно преобразуется в предвыборный блок " За веру и порядок " , целью которого является восстановление православной монархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_преподобн...

5. Святитель Игнатий Брянчанинов. Собрание сочинений, т.3-4. Правило веры, Москва, 1993 год. Издано по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II; 6. Архиепископ Никон (Рождественский). Православие и грядущие судьбы России. " Новая книга " , 1995 год. Издано по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 7. Митрополит Иоанн (Снычев). Самодержавие духа. " Царское дело " , Санкт-Петербург, 1995 год; 8. Митрополит Иоанн (Снычев). Одоление смуты. " Царское дело " , Санкт-Петербург, 1995 год; 9. Митрополит Иоанн (Снычев). Русь Соборная. " Царское дело " , Санкт-Петербург, 1995 год; 10. Протоиерей Борис Молчанов. Антихрист. Санкт-Петербургские епархиальные ведомости N 1-2, 1990 год 11. Встречи с владыкой Иоанном. " Царское дело " , Санкт-Петербург, 2005 год; 12. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Дневник. Последние записи. " Лодья " , 1999 год 13. Архиепископ Саратовский и Царицынский Алексий (Дородницын). Мораль Талмуда. " Прибавление к церковным ведомостям " N 44, СПб, 1913 год, и многих других. Кроме того, мнения и умозаключения граждан, изложенные в " Обращении пятисот " к Генеральному Прокурору РФ Устинову В.В., уже давно являются неотъемлемой составной частью русской культуры, философии и юриспруденции , так как основываются на научных и исторических трудах известных русских и зарубежных ученых, историков, философов, общественных и политических деятелей, на материалах судебного следствия , в частности: 1. К.Вольский. Евреи в России. Их быт, цели и средства. Изд. А.Анникова, СПб, 1887 год; 2. Нравственное богословие евреев-талмудиств. СПб, 1898 год; 3. А. Селянинов. Тайная сила масонства. " Русский Вестник " , Москва, 1908 год; 4. В.И.Даль. Розыскание об убиении евреями христианских младенцев и об употреблении крови их. СПб, 1913 год; 5. Дело Бейлиса. Стенографический отчет. Киев, 1913 год. 6. Н.Бутми. Каббала, ереси и тайные общества. СПб, 1914 год; 7. Ю. Одинсгоев. В дни царства антихриста. " Заря " , Новый Сад, 1922 год;

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Миссионерство, секты и раскол. Миссионерское областное собрание в г. Карсе. Стр. 1310–1311. Мисс. А. Платонов. Торжество православия в Уральской области. (Присоединение австрийского “попа” с его паствою к православной церкви). Стр. 1311–1315. Очевидец Феодор Коныгин. Корреспонденция “Миссионерского Обозрения”, известия и заметки. Из Харькова. НАречение и хиротония бывшего миссионера архимандрита Алексия (Дородницына) во епископа Сумского. Стр. 1316–1317. Мисс. И. Айвазов. Речь архиепископа Арсения, при вручении жезла новопосвященному епископу Сумскому Алексию. Стр. 1317–1319. Мысли и чувствования новоизбранного епископа. (Речь архим. Алексия при наречении его во епископы). Стр. 1319–1320. Миссионерская вакансия. Стр. 1320. Пожертвования. Стр. 1320. Отклики. Из дневника о. Иоанна Кронштадтского в обличение лжеучения гр. Льва Толстого. Стр. 1321–1326. Со скрижалей сердца. Родные нашему сословию герои – командир «Варяга» В. Ф. Руднев и священник о. Щербаковский.– Несколько слов о героизме в жизни рядового духовенства и малодушие наших сословных ренегатов.– Руководительство приходских пастырей перепискою своих прихожан с их родными – солдатами действующей армии. Стр. 1327–1342. В. Скворцов. Содержание (1904. 11) Июль Владимир Соловьев. “Россия и всемирная церковь ”. Париж, 1899 г. Барон М. Ф. Таубе. Стр. 3–17. Явление воскресшего Христа во уверение Своего воскресения. (По поводу статьи проф. Таркова – “О Христовом Воскресении”. Богослов. Вести. Май 1903 г.). Протоиерей В. Лаврский. Стр. 18–40. Православно-русское дело в Холмогорской руси. О так называемом униатском упорстве и о средствах борьбы с ним. М. Кобрин. Стр. 41–52. Из истории борьбы и полемики по вопросу об иконопочитании в древнее и настоящее время. (По вопросу отрицательного отношения к иконам со стороны современных сектантов). Свящ. А. Синайский. Стр. 53–63. Беглопоповский “собор” в хуторе Жирнове 13 октября 1903 г. Н. Гринякин. Стр. 64–77. Из записок и дневников. Письма к молодежи, ищущей смысл жизни. Б. Горохов. Стр. 78–85.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Синод благословил проведение выборов, которое и состоялось 14 августа. На епархиальном соборе, собравшемся для выборов, присутствовало 277 делегатов, представителей клира и мирян. Наибольшее количество голосов (248) получил временно управляющий епархией епископ Досифей. Далее, с большим отрывом, следовали: епископ Гермоген – 18 голосов, архимандрит Борис – 4, архиепископ Серафим – 2, мирянин Апиров – 2, епископ Домениан – 1 и епископ Дионисий – 1 709 . Участники собора обратились в Синод с просьбой о возведении епископа Досифея в сан архиепископа. По их мнению, «выдающееся положение Саратовской епархии... где имеются высшие учебные заведения», требует соответственного отличия для местного архиерея. Синод утвердил прошедшие выборы, но последнее ходатайство постановил отклонить 710 . Владимирского архиепископа Алексия (Дородницына) уволили на покой, как уже отмечалось, за поднесение Распутину собственной книги с дарственной надписью – «благословенному старцу Григорию на молитвенную память». Официально Алексий был уволен на покой только 1 августа. В епархии стали готовиться к выборам. Так как Алексия уволили по подозрению в связях с Распутиным, начали звучать пожелания о том, что в «прошлом кандидата не должно быть места для подозрения в каких-либо сношениях с темными силами» 711 . Временно управляющий епархией епископ Евгений просил Синод дать возможность избрать епископа до открытия Поместного Собора, чтобы новый Владимирский архиерей смог участвовать в его работе 712 . Такое разрешение было дано. Для участия в избрании преосвященного Синод командировал во Владимир Московского архиепископа Тихона. 8 августа начал свою работу Чрезвычайный съезд духовенства и мирян. Основных кандидатов на вдовствующую кафедру было двое: протоиерей Тимофей (Налимов) 713  и архиепископ Сергий (Страгородский) . Оба дали свое согласие баллотироваться. «Весьма сочувственно» было встречено предложение выдвинуть кандидатуру епископа Андрея (Ухтомского). Прибыл во Владимир и бывший епархиальный владыка Алексий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указом от 4-23 июля 1912 г. назначен председателем Владимирского епархиального училищного совета. Награжден орденами св. Владимира 4-й (1907) и 3-й (1911) степени, св. Анны 1-й степени (1915). 3 мая 1917 г. епархиальный съезд при 20 воздержавшихся постановил удалить из епархии Владимирского и Шуйского архиеп. Алексия (Дородницына) . 18 мая Синод предоставил архиеп. Алексию 2-месячный отпуск, возложив временное управление епархией на Е. 10 июня Синод уволил архиеп. Алексия на покой и благословил произвести выборы кандидата для замещения Владимирской архиерейской кафедры. 9 авг. 1917 г. на чрезвычайном епархиальном съезде правящим архиереем был избран (и 10 авг. утвержден) архиеп. Сергий (Страгородский , в 1943-1944 Патриарх Московский и всея Руси). Е. на выборах во 2-м туре получил 27 голосов. 17 авг. 1917 г. новоизбранный Владимирский и Шуйский архиеп. Сергий утвердил распределение дел между преосвященными. Е. было поручено замещение священнических мест в Юрьевском и Покровском уездах; в его ведение поступали Владимирские духовное и епархиальное жен. уч-ща. Как 1-й викарий епархии Е. жил во Владимире в архиерейском доме. После занятия архиерейского дома Губернской ЧК поселился в Боголюбском мон-ре. В июле 1918 г. в качестве почетного гостя присутствовал на епархиальном Соборе в Н. Новгороде; при выборах на кафедру епископа Нижегородского получил 1 голос. С окт. 1918 г. зам. председателя Миссионерского совета Владимирской епархии. 17 нояб. 1919 г. назначен епископом Олонецким и Петрозаводским. Под архиерейскую резиденцию Е. был приобретен деревянный дом на пл. Свободы (бывш. Соборная) г. Петрозаводска. Был погребен за алтарем Свято-Духовского (нового) кафедрального собора (храм взорван в 1936). Арх.: ЦГА Респ. Карелии. Ф. 2961. Оп. 1. Д. 1/1. Л. 86. Соч.: От Петрозаводска до Иерусалима и обратно: (Путевые заметки и впечатления паломника). Петрозаводск, 1900. 2 вып.; Гефсиманская весь и Вифания: (Из очерков паломника). Петрозаводск, 1901; Вифлеем: (Из очерков паломника).

http://pravenc.ru/text/186985.html

177 Весною 1917 г. съезд духовенства и мирян Владимирской епархии потребовал удаления архиепископа Алексия (Дородницына) за «деспотическое» управление и грубое обращение с духовенством, а также в связи с обвинениями в близости к Г. Е. Распутину. Святейший Синод был вынужден уволить архиепископа Алексия на покой и назначить выборы нового правящего епископа. По результатам выборов Владимирскую кафедру занял архиепископ Сергий (Страгородский) . Архиепископ Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич; 1859–1919). В 1904 г. хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. С 1905 г. епископ Елисаветградский, викарий Херсонской епархии; затем епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии, ректор Казанской духовной академии. С 1912 г. епископ Саратовский и Царицынский, с 1914 г. архиепископ Владимирский и Суздальский, после удаления с кафедры, осенью 1917 г. самовольно поселился в Киево-Печерской лавре и при поддержке Центральной рады пытался захватить церковную власть в Киеве и объявить автокефалию, возглавив Всеукраинскую церковную раду и выступая против митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) . В 1918 г. был запрещен в священнослужении. Скончался в 1919 г. в Новороссийске. Перед смертью принес покаяние. – Примечание. 178 Имеется в виду «Определение Святейшего Синода: от 13 августа 1917 года за утвержденное Временным Правительством в 14 день сего августа, постановлено: преосвященным архиепископам: Московскому Тихону быть митрополитом Московским и Коломенским, Свято-Троицко Сергиевой Лавры священноархимандритом; Тифлисскому Платону, экзарху Кавказскому – быть митрополитом Тифлисским, экзархом Кавказским, и Петроградскому Вениамину быть митрополитом Петроградским и Гдовским, с возложением белых клобуков и митр с установленными крестами» (Церковные ведомости. 1917. Ч. офиц. С. 295). – Примечание. 179 При избрании на Московскую кафедру архиепископа Тихона и на Петроградскую епископа Вениамина при утверждении их Святейшим Синодам на избранные кафедры было оговорено, что «без возведения в сан митрополита до решения этого вопроса Собором» (Церковные ведомости. 1917. Ч. офиц. С. 199). – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

20 В идеологическом же плане Успенский рассматривает это столкновение как конфронтацию платонизма и аристотелизма. 21 « Церковь усвоила себе аристотелевское направление и с конца XI до конца XIV в. поражала анафемой тех, кто осмеливался стоять за Платона». 22 Однако, эта точка зрения вызывает справедливую критику со стороны А.Ф. Лосева : «Концепция Ф. Успенского противоречива и неясна. ... Объясняется это тем, что Ф. Успенский, вероятно, не очень отчетливо различал христианского платонизма и  аристотелизма от язычества». 23 По словам современного исследователя: «для Ф.И. Успенского характерен и своего рода приземлённый эмпиризм, не позволяющий уловить духовную суть идейных споров XIV в.» 24 Это замечание находит своё подтверждение и в словах самого Ф.И. Успенского, высказанных по поводу духовной практики исихастов: «...практика факирская, занесённая из Индии...». 25 В книге ректора Казанской Духовной Академии еп. Алексия (Дородницына) феномен поздневизантийского исихазма рассматривается на примере уже нескольких представителей этого течения: Григория Синаита , Григория Паламы и Николая Кавасилы . Отмечая определённые различия в учении этих трёх мистиков, еп. Алексий указывает и на сущностное единство их мировоззрения: «Общая всем трём нашим мистикам и самая характерная черта заключается в том, что они учили и доказывали самою жизнью, что не путём рассудочных философских умозаключений, но постоянным очищением души, совершенным безмолвием чувств и помыслов, непрестанным упражнением в богомыслии и умной молитве, или иначе «умным деланием», человек может достигнуть озарения свыше.» 26 Развивая эти положения еп. Алексия, А.И. Яцимирский в одной из своих работ заключает, что хотя Палама и явился победителем Варлаама, но «родоначальником славяно-византийской «исихии», до сих пор ещё живой и деятельной у нас – в подвижничестве безвестных оптинских старцев» 27 должен считаться Григорий Синаит . Отметим ещё труды К.Ф. Радченко и П.А. Сырку, увидевшие свет в 1898 г. Радченко в своей книге упрекает исихастов в пантеизме на том основании, что в Богосозерцании человек будто бы теряет сознание личного существования и впадает в ересь. 28 Сырку же, на примере Григория Синаита вскрывает истинное значение исихазма как высшего проявления духовной жизни Церкви и называет Паламу и ему подобных «лучшими византийцами того времени». 29 Мимоходом высказывается об исихастах и Т. Флоринский: «кроме богомилов, в царствование Александра проникли в государство и другие ереси, более вредные и деморализующие – исихасты и адамиты. Проповедуя в высшей степени безнравственное и грязное учение, эти еретики увлекали за собой массы народа». 30 Как видим, недостатка в мнениях не было...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/opyt-b...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010