//Извлечения из журналов Совета Императорской Киевской духовной академии за 1907/08 уч. г. Киев, 1908. С. 177–190). 67 Дьяконов Константин Петрович (1876 – после 1924) – выпускник Ярославской ДС(1897) и КазДА (1901); по окончании академии преподавал в Хреновской церковно учительской школе, затем в Казанской ДС. После революции преподавал в Казанском соединенном промышленном училище. В 1924 г. арестован и приговорен к трем годам лишения права проживания в 5 крупных городах. Речь идет о защите К. П. Дьяконовым магистерской диссертации «Духовные школы в царствование императора Николая I» (Сергиев Посад, 1907), которая состоялась 20 декабря 1907 г. 70 Кроме преосвященного ректора КазДА – епископа Чистопольского Алексия (Дородницына ;1905–1912) – викариями Казанской епархии в 1908 г. были: епископ Чебоксарский Михаил (Богданов; 1907–1914) и епископ Мамадышский Андрей (Ухтомский;1907–1911). 72 Модестов В. И. Лекции по истории римской литературы, читанные в Киевском и С.– Петербургском университетах. СПб., 1888. 73 Память святой мученицы Ираиды (Раисы) Александрийской († ок. 308 г.), празднуемая 5/18 сентября. 74 52 Пароходство Любимовых, основанное пермским коммерсантом И. Ф. Любимовым (1806–1864), развитое его сыном И. И. Любимовым (1838–1899), а после его кончины – его наследниками. Пароходное общество «Кавказ и Меркурий», образованное в 1858 г. по инициативе Н. А. Новосельского путем слияния волжского речного общества «Меркурий» и каспийского морского «Кавказ». 76 Гурий (Охотин Николай Васильевич; 1828–1912), архиепископ Новгородский и Старорусский (1900–1910), с 1910 г. на покое. Антоний (Храповицкий) , епископ Волынский и Житомирский (1902–1914), с 1906 г. архиепископ; с 1914 г. архиепископ Харьковский и Ахтырский, с 1917 г. митрополит; с 1918 г. митрополит Киевский и Галицкий; с 1921 г. в эмиграции, возглавлял Русскую Православную Церковь Заграницей. Николай (Зиоров Михаил Захарович; 1851–1915), архиепископ Варшавский и Привисленский (1908–1915). Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич; 1862–1936), епископ Псковский и Порховский (1903–1910), с 1907 г. архиепископ; с 1910 г. архиепископ Новгородский и Старорусский, с 1917 г. митрополит; с 1933 г. митрополит Ташкентский и Туркестанский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Сменить о. Николая должен был выпускник КазДА 1910 г. Александр Мотрохин, оставленный при кафедре латинского языка профессорским стипендиатом. Однако этого не произошло – как считала корпорация, по воле ректора академии преосвященного Алексия (Дородницына) 16 , – и протоиерей Николай преподавал вплоть до лета 1914 г. И в эти годы он не ограничивался исключительно академической деятельностью. Так, он был одним из инициаторов создания и руководителем открытых Высших женских богословских курсов, открытых в Казани 5 ноября 1911 г. С января 1912 г. о. Николай состоял благочинным церквей при казанских духовно-учебных заведениях. В июле 1915 г. о. Николай стал настоятелем собора Казанского Богородичного девичьего монастыря, где служил вплоть до кончины. В этом служении он находил утешение: «Служи – сколько хочешь и когда хочешь, молись – беспрепятственно и досыта» 17 . Но академия с ее столь сложными и столь любимыми хлопотами все же не отпускала о. Николая: он продолжал читать лекции, иногда служить в ее храме и жить ее интересами. После революции и национализации в 1919 г. зданий КазДА протоиерей Николай с другими профессорами академии продолжил читать студентам лекции частным образом на квартирах, и в марте1921 г. вместе с ректором КазДА епископом Чистопольским Анатолием (Грисюком) и другими преподавателями был арестован за нарушение знаменитого декрета ВЦИК от 23 января 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» и содержание незарегистрированного учреждения. Несмотря на приговор – год заключения условно, – о. Николай вместе со своими коллегами учредил в ноябре 1921 г. Богословский институт, просуществовавший до 1923 г. В письме Раисы Никандровны описаны последние дни жизни протоиерея Николая – скончался он 21 марта (3 апреля) 1928 г. Отпевание совершал сонм учеников о. Николая: два казанских викария – епископы Чебоксарский Афанасий (Малинин) и Спасский Варсонофий (Лузин) – и 53 священника… В отличие от «казанского домоседа» протоиерея Николая, А. А. Дмитриевский в период, охваченный письмами, вел очень активный образ жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Одним из родоначальников русской патрологической науки был архиепископ Филарет Гумилевский , чей трёхтомный труд Историческое учение об отцах Церкви (первое издание – 1859 г., второе – 1882, сокращенное – 1864) до сих пор является наиболее полным обзором древнецерковной письменности на русском языке, хотя он, естественно, во многом уже устарел. Данный труд послужил исходной точкой патрологических исследований в России: во второй половине XIX – начале XX вв. здесь появляется многочисленный сонм преподавателей и выпускников духовных школ, издавших большое количество работ, посвященных изучению святоотеческого наследия. Многие из этих работ до сих пор поражают глубиной проникновения в суть Богомыслия отцов Церкви, взвешенностью своих оценок и суждений и подлинно православным трезвением мысли. Некоторые из них, например, книга С. Л. Епифановича о богословии преп. Максима Исповедника и солидный труд Н. Н. Глубоковского о блаж. Феодорите Кирском , и поныне остаются непревзойдёнными. Поражает еще широта и масштабность исследований, которые хронологически простираются от послеапостольского времени (конец I – начало II вв.) до гибели Византии (середина XV в.): здесь и серьёзный труд профессора Казанской Духовной Академии Л. Писарева о богословии мужей апостольских, и книга ректора той же Академии епископа Алексия (Дородницына) о миросозерцании поздневизантийских исихастов (преп. Григория Синаита , Николая Кавасилы , св. Григория Паламы ); известный церковный историк В. В. Болотов пишет фундаментальную диссертацию о триадологии Оригена , В. И. Барвинок исследует жизнь и творчество малоизвестного, но серьёзного византийского богослова XIII в. Никифора Влеммида. Привлекает внимание многогранность изысканий русских патрологов: здесь встречаются и работы, освещающие лишь жизнь и церковную деятельность того или иного отца Церкви (например, труды С. Федченкова о св. Иринее Лионском и Т. Лященко о св. Кирилле Александрийском ), и книги, анализирующие какую-либо одну грань богословия отдельного святого мужа (например, работа А.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

Описывая позицию митрополита Владимира по отношению к предстоящему украинскому Собору и предложениям покинуть Киев, православные авторы тех лет свидетельствуют, что он противился созыву украинского Собора из-за неправильной в церковном отношении процедуры созыва Собора и главным образом потому, что это было требованием «группы людей, собравшихся в украинской церковной Раде под главенством архиепископа Алексия (Дородницына 49 ), которого он считал величайшим и тяжким церковным преступником и мятежником» 50 . Однако привычки, приобретенные во время по сути столь же незаконного обер-прокурорского правления, были настолько укоренены, «что если бы законное правительство Украины, – свидетельствовали современники, – предложило ему оставить Киевскую митрополичью кафедру, то он немедленно и беспрекословно сделал бы это», как будто требование – на сию минуту законного гражданского правительства – оставления архиереем церковной кафедры могло стать законным, как будто церковное право могло быть одной сути с правом гражданским, а источником власти церковной – власть светская. Таково было весьма тяжелое, столетиями копившееся мертвящее наследие синодальной эпохи. Прибывшие в Киев из Москвы епископы украинских епархий признали Центральную Раду правомочной созвать украинский церковный Собор, начало заседаний которого было назначено на 8 января 1918 года. 2 января митрополит Владимир после литургии при почти полном отсутствии молящихся совершил торжественный молебен на Софийской площади. 7 января после литургии и молебна на той же площади митрополит обратился к участникам Собора с приветственным словом и завершил его молитвой о ниспослании благословения на труды Собора. На другой день митрополит, открывая деяния Собора, обратился к членам Собора со словом, в котором призвал их к осторожной, серьезной и вдумчивой работе в духе мира, любви и единения со всей Православной Восточной Церковью вообще и в особенности со Всероссийской Православной Церковью. Собор отверг кандидатуру митрополита в качестве председателя Собора, избрав его лишь почетным председателем, председателем же был избран епископ Балтский Пимен (Пегов).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

7 февраля Владыка Тихон, архиепископ Алеутский и Аляскинский 1907 год – Государь император Николай II принял трех митрополитов — Антония, Владимира и Флавиана — с докладом о работе Предсоборного присутствия. Практического результата не последовало: точной даты созыва Собора никто не назвал. После победы над революцией созыв Собора воспринимался как событие, которое взбудоражит общество, лишь недавно успокоившееся. В условиях наступавшего политического затишья о церковной реформе предпочли временно не говорить: политическая составляющая церковной политики оказалась преобладающей. К тому же и в самой Церкви политические пристрастия, стимулируемые революцией, мешали не только разрешению давно назревших проблем, но и правильному их пониманию. 1907 год – Архиепископ Алеутский и Североамериканский Тихон (Белавин) переведен на Ярославскую и Ростовскую кафедру. Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий Никифорович Богоявленский; 1848–1918) 1918 год – В Киеве от рук неизвестных принял мученическую смерть почетный председатель Поместного Собора митрополит Владимир (Богоявленский). Когда красные войска взяли Киев, в Лавре расположился военный отряд. Во время богослужения вооруженные люди в шапках, с папиросами в зубах врывались в храмы, устраивали обыски, издевались над иноками. Растерявшиеся монахи, соблазненные интригами архиепископа Алексия (Дородницына), стали жаловаться красногвардейцам на то, что митрополит не разрешает им устраивать комитеты и советы, а они хотят, чтобы в монастыре все было, как у красных. 7 февраля (25 января по ст. ст.) красноармейцы учинили обыск в покоях митрополита, а вечером туда вломились пятеро пьяных бандитов. Они втолкнули владыку в спальню и начали пытать, душили цепочкой от креста, сорвали с груди крест и ладанку, нательную иконку. Из спальни святителя вывели в рясе, в белом клобуке, с панагией. Бандиты втолкнули святителя в автомобиль, отвезли за полверсты от лаврских ворот и расстреляли. Убитого владыку обнаружили наутро: он лежал на спине в луже крови, без панагии и в клобуке без клобучного креста. Святые мощи мученика перенесли в Лавру.

http://pravoslavie.ru/5350.html

Протодиакон кличет: “Великого Господина нашего Святейшего Тихона Московского и всея России Патриарха, приносящего св[ятые] Дары сия Господеви Богу нашему. О преосвященных митрополитах, архиепископах и епископах, о честном пресвитерстве и еже во Христе диаконах и о всем священническом и иноческом чине, о богохранимой державе Российской, о победе, о пребывании мира, здравии и спасении властей наших, о мире всего мира, и о благостоянии св. Божих Церквей, и о избавлении братии наших, в темницах и пленении сущих, о поспешении и укреплении христолюбивого воинства, и о спасении людей пребывающих и помышляющих кийждо их о своих си согреших, и о всех и вся”. При приобщении архиерей, взяв частицу Св. Тела, лобызает Рамо Святейшего и обходит св. престол влево, чтобы стать с южной его стороны, где и читают молитвы. Так делают и все другие сослужащие Патриарху архиереи (на “Св. Боже” архиереи идут на горнее место так. Стоящие справа от Патриарха все идут влево, обходя престол с северной стороны, стоящие же слева от Святейшего идут направо, чтобы обойти престол с южной стороны. На горнем месте старшие архиереи сидят на северной стороне алтаря (справа от сидящего лицом к народу Патриарха), а младшие – на южной стороне алтаря (слева от Святейшего Патриарха). При чтении Патриархом Св. Евангелия во время утрени или молебне сослужащие ему архиереи митр не снимают» (Документы Совещания Епископов... С. 329–331). – Примечание. 499 Вторым пунктом повестки дня Епископского Совещания «был заслушан доклад преосвященного Никодима [Кроткова] Епископа Чигиринского, о самочинном выступлении нескольких лиц из духовенства Киевской епархии совместно с архиепископом Алексием [Дородницыным] и мирянами и с явною целью создать из православной малороссийской Украины независимую Церковь в связи с организацией независимой Украинской Республики, и о назначении в г. Киеве Всеукраинского Церковного Собора на 28 декабря текущего года. Постановили: 1) От имени Всероссийского Церковного Собора, представляющих собой малороссийские епархии, предуказанные для включения в состав организуемой независимой украинской республики, обратиться к православному населению названных епархий с посланием, призывающим к миру и сохранению отеческих преданий, связующих великороссов и малороссов в одну Великую Церковь Российскую; 2) предупреждая самочинный собор 28-го декабря, организовать к этому же сроку, или даже ранее, законный церковный собор украинских епархий; 3) просить Св. Синод немедленно вызвать в Москву Архиепископа Алексия – как для личных объяснений по настоящему вопросу, так и потому, что возбужденное им перед пред Совещанием дело в Судной Комиссии уже закончено рассмотрением; 4) Высокопреосвященному Митрополиту Киевскому и прочим Архипастырям украинских епархий выехать в свои епархии в возможно непродолжительном времени» (Документы Совещания Епископов... С. 61–62). – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Владимира, и обратил внимание на пассивность в этот момент братии Киево-Печерской лавры, что он объяснял событиями в церковной жизни на Украине в кон. 1917 - нач. 1918 г. На том же заседании Собор принял решение о создании комиссии для расследования убийства митр. Владимира. В ее состав вошли Тамбовский архиеп. сщмч. Кирилл (Смирнов ; с 1 апр. 1918 митрополит), М. и член Собора С. П. Руднев. По объективным причинам (в частности, из-за отъезда митр. Кирилла в Баку) поездка в Киев комиссии в полном составе не состоялась, однако 20 июля Собор утвердил решение Соборного совета о командировке М. в Киев для расследования обстоятельств гибели митр. Владимира. С 18 июля он находился в Киеве, опрашивая свидетелей событий. Вернувшись в Москву, М. выступил на соборном заседании 16 авг. 1918 г. с докладом об обстоятельствах убийства митр. Владимира. В своем докладе он акцентировал внимание на негативном отношении к митр. Владимиру сторонников отделения Церкви Украины от Русской Церкви, возложив часть ответственности за гибель архипастыря на противников митр. Владимира среди братии Киево-Печерской лавры и особенно на проживавшего в лавре в тот момент и поддержавшего автокефалистов бывш. архиеп. Владимирского Алексия (Дородницына) . Также в своем докладе на Соборе М. указал на упущения в действиях лаврского начальства в связи с убийством митр. Владимира. Последнее замечание было оспорено на заседании Собора 26 авг. Чигиринским еп. сщмч. Никодимом (Кротковым ; впосл. архиепископ), указавшим на неточности в докладе М. М. испросил у Соборного совета разрешение на поездку в Пермь по служебным делам. При этом он сообщил о готовности при необходимости принять участие в работе комиссии Собора по делу Пермского еп. сщмч. Андроника (Никольского ; † 20 июня 1918). Решением Собора для выяснения судьбы еп. Андроника в Пермь были посланы Черниговский архиеп. сщмч. Василий (Богоявленский) и член Собора мч. Алексий Зверев , вместе с к-рыми М. расследовал с согласия советских властей обстоятельства ареста и убийства архиеп.

http://pravenc.ru/text/2562654.html

Гермоген Еп[ископ] Сарат[овский]». О гомилетическом даре молодого иерея свидетельствует запись в клировой ведомости первого же года его служения в Петровске: «Говорил несколько поучений своего составления и печатных». В Аткарске молодую семью постигает трагедия — умирает маленькая дочка Мария. Доверяя Промыслу Божию, веруя искренно, что без воли Божией и волос с головы нашей не погибнет (см.: Лк. 21, 18), супруги решают родившуюся у них вскоре девочку крестить с тем же именем Мария. До этого у них родились сыновья Александр — в 1902 году — и Валентин — в 1904 году. Отец Николай Бакурский пользовался большим уважением у прихожан Николаевской церкви г. Петровска, и они ходатайствовали за восстановление своего батюшки на прежнем месте службы, когда он был переведен к церкви во имя св. блгв. кн. Александра Невского с. Ивановки (Кулики) Сердобского уезда. В своем прошении горожане характеризовали отца Николая следующим образом: «Со дня учреждения при нашем храме штата второго священника о Николай в течение 8 лет, как истинный, прямой, нелицемерный и добрый пастырь стяжал среди своих прихожан любовь и повиновение. Аккуратно и быстро по первому зову прихожан исполнял для них все необходимые требы. Чинно и с душой, полной назидания, вел он церковные Богослужения, не пропуская кроме болезни не одного из них… Отнять такого священника у общества — это значит лишить общество дорогого для него учителя…». Под этим прошением было поставлено около ста подписей, в числе которых и подпись церковного старосты Сергея Самсонова4. Подобное прошение было написано и сельским сходом крестьянского общества хутора Ионычева, которое духовно окормлял отец Николай. Резолюцией епископа Алексия (Дородницына) от 29 мая 1912 года отец Николай Бакурский был перемещен к Михаило-Архангельской церкви6 села Ерёмкино Хвалынского уезда. Затем священник Николай Бакурский перемещен настоятелем Михаило-Архангельской церкви села Ново-Дёмкина Петровского уезда и утвержден законоучителем местного земского училища и приписных деревень Сердобинки и Ново-Назимкино.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

В нач. XX в. в епархии действовали 4 странноприимных дома и 12 богаделен для призрения вдов и сирот священно- и церковнослужителей.В с. Сергееве Шуйского у. при Феодоровском жен. мон-ре действовал детский приют (основан в 1889).В Суздале работало благотворительное об-во равноап. кн. Владимира (основано в 1892), организовавшеев 1905 г. богадельню, в 1909 г. сиротский учебно-ремесленный детский приют. В 1900 г. во В. е. существовали 34 церковноприходских попечительства, собиравшие пожертвования на нужды церковноприходских школ, храмов и причтов, а также занимавшиеся устройством богаделен, чайных-читален, благотворительных об-в. А. В. Маштафаров 1917 - 1-я пол. 40-х гг. XX в. 29 апр. 1917 г. Святейший Синод ввел выборное начало для всех уровней церковного управления. По России прошли чрезвычайные епархиальные съезды духовенства и мирян, на к-рых были рассмотрены вопросы избрания епархиальных советов, введения выборного порядка замещения всех должностей епархиального управления. 3-6 мая 1917 г. владимирский епархиальный съезд сместил с кафедры архиеп. Алексия (Дородницына), обвинив его в «деспотизме» и в связях с Г. Е. Распутиным . Временно управляющим епархией был назначен викарный Юрьевский еп. Евгений (Мерцалов). 9 авг. того же года чрезвычайный епархиальный съезд в присутствии Московского архиеп. св. Тихона (Белавина) постановил избрать управляющим В. е. Финляндского архиеп. Сергия (Страгородского) , 28 нояб. 1917 г. он был утвержден на кафедре Патриархом Тихоном с возведением в сан митрополита; в кон. 1917-1918 г. митр. Сергий находился в Москве, принимая активное участие в Поместном Соборе Православной Российской Церкви . В авг. 1917 г. епархиальный училищный совет получил циркуляр о передаче церковных школ в ведение Мин-ва народного просвещения. Передача школ в условиях революции и войны на практике свеласьк их закрытию. 23 янв. 1918 г. Владимирский губисполком получил определение НКВД о необходимости принять имущество Церкви «под строжайший контроль». В 1918-1919 гг. все храмы В. е. были переданы в ведение городских или уездных исполкомов или милиции. Успенский собор перешел в ведение Народного комиссариата просвещения, в 1918 г. власти разрешили проведение в нем богослужений (соответствующее соглашение между властями и приходом было заключено 1 нояб. 1920). В авг. 1918 г. закрылись ДС и жен. епархиальное уч-ще во Владимире, в 1920 г.- епархиальное управление. Одной из форм проявления протеста верующих против гонений на Церковь стало проведение крестных ходов, во время к-рых случались столкновения с красноармейцами (напр., в 1918). В июне-июле 1918 г. во Владимире прошел епархиальный съезд духовенства и мирян под председательством митр. Сергия. В повестку дня были включены вопросы положения Церкви в новых условиях, церковного управления, духовной школы и др.

http://pravenc.ru/text/154964.html

К 1 янв. 1915 г. во В. е. существовало 35 приходских об-в трезвости. Против пьянства боролись также кружки «ревнителей Православия» при приходских храмах. При непосредственном участии архиеп. Алексия (Дородницына) в сент. 1916 г. начало работу владимирское отд-ние Об-ва восстановления художественной Руси, занимавшееся популяризацией памятников рус. старины и возрождением национальных ремесел. Об-во участвовало в устроении при епархиальном жен. уч-ще учебно-показательных мастерских вышивки и плетения кружев. Практически во всех городах В. е. в нач. XX в. существовали об-ва хоругвеносцев (во Владимире действовали 2 об-ва: при Успенском соборе (учреждено 11 мая 1889) и при Княгинином мон-ре (учреждено 4 июля 1901)). Члены этих об-в участвовали в крестных ходах, наблюдали за благочинным их совершением, ухаживали за хоругвями и др. предметами, использовавшимися в крестных ходах. Кроме того, об-ва хоругвеносцев собирали пожертвования на украшение храмов, на помощь населению, пострадавшему от неурожаев, и др. благотворительные цели, организовывали духовно-нравственные чтения. Благотворительные учреждения В 1823 г. было основано епархиальное попечительство о бедных духовного звания, в задачи к-рого входило также содержание богадельни в Вязниках и жен. епархиального уч-ща во Владимире. В 1853-1855 гг. на территории владимирского Успенского жен. мон-ря действовал приют для девочек. В 1881 г. на капитал, собранный духовенством в ознаменование 25-летия царствования имп. Александра II, был основан епархиальный приют для больных и престарелых священнослужителей на 10 чел. В 1884 г. открылась эмеритальная касса духовенства В. е., в 1897 г. членство в кассе стало обязательным для всего духовенства. 22 окт. 1892 г. во Владимире при местном отд-нии Всероссийского об-ва Красного Креста была учреждена община сестер милосердия во имя блгв. кн. Георгия Всеволодовича, первоначально состоявшая из 22 чел. Задачами общины были служение немощным, раненым, борьбас эпидемиями. Отд-ния общины действовали почти во всех уездных городах и крупных селениях, где занимались устройством амбулаторий, впосл. преобразованных в больничные стационары. Члены сестричества самоотверженно работали в противохолерных санитарных отрядах, участвовали в создании санотрядов для борьбы с эпидемиями и последствиями неурожаев во Владимирской и др. губерниях. С 1897 г. община направляла сестер в бригады по медобслуживанию переселенцев в Сибирь, вдоль строящейся Транссибирской магистрали, участвовала в создании полевых госпиталей во время русско-япон. и первой мировой войн.

http://pravenc.ru/text/154964.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010