В первое время на страницы СБСГ нередко попадали также статьи и проповеди церковных и общественных деятелей, имевших общероссийскую известность. В нём были, в частности, опубликованы: речь на «пастырском собрании столичного духовенства» в Санкт-Петербурге митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) 2 от 12 декабря 1909 г.), слово протоиерея И. И.Восторгова «Вера в опасности» 5 от 1 января 1910 г.), «Мнение епископа Алексия (Дородницына) о церковно-приходских организациях» 9 от 31 января 1910 г.), его же – «О мерах к поднятию религиозно-нравственного уровня крещёных инородцев» 13 от 27 февраля 1910 г.), «Замкнутость и косность мусульманского народа» 15 и 16 от 17 апреля 1911 г.), «О значении монастырей на русских восточных окраинах» 37 от 11 сентября 1911 г.) («из отдельного оттиска» статьи А.И.Соболевского 1908 г., опубликованной в «Окраинах России»). На страницах СБСГ можно было обнаружить перепечатки и обзоры материалов из газет и журналов разной направленности, например, таких, как: «Волынские Епархиальные Ведомости», «Вятские Епархиальные Ведомости», «Земщина», «Казанский Телеграф», «Кишинёвские Епархиальные Ведомости», «Колокол», «Миссионерский Листок», «Московские Ведомости», «Новая Русь», «Новое Время», «Окраины России», «Оренбургские Епархиальные Ведомости», «Приложения к «Циркуляру по Казанскому Учебному Округу», «Русская Мысль», «Санкт-Петербургские Ведомости», «Терек», «Туркестанские Ведомости», «Туркестанские Епархиальные Ведомости», «Туркестанский Курьер», «Юлдуз» («Звезда»), и других. В журнале был помещён, по выражению «Е.А.» (епископа Андрея), «ряд драгоценных статей» «по разным вопросам магометанской жизни и пропаганды ислама в России» известного писателя, востоковеда, члена Государственного Совета В.П.Череванского. Они публиковались на протяжении 1910 – 1911 гг., что сделало В.П.Череванского одним из немногих «постоянных авторов» СБСГ. В журнале были опубликованы такие принадлежащие перу В.П.Череванского материалы, как: «Судебное дело киргизского народа с религиозной точки зрения» 12 от 21 февраля 1910 г., 14 от 6 марта 1910 г., 19 от 10 апреля 1910 г., 22 – 23 от 1 мая 1910 г.), «О положении мусульманской женщины» 37 от 18 июля 1910 г.), «Преподавание в школах на родных наречиях» 44 от 5 сентября 1910 г.), «Мухаммеданский взгляд на брак и полигамию» 51 от 23 октября 1910 г.), «Управление по делам мусульманской веры» 28 от 10 июля 1911 г., 29 от 17 июля 1911 г., 30 от 24 июля 1911 г.), «Избрание и назначение приходских и высших лиц мусульманского духовенства» 31 от 31 июля 1911 г., 32 от 7 августа 1911 г.), «О льготах и преимуществах служителей мусульманской веры» 43 от 23 октября 1911 г., 45 от 6 ноября 1911 г.), «О деятельности миссионеров среди мусульман» 49 от 4 декабря 1911 г.), и другие. 24

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Т. 2: Якоби в его отношениях к «просвещению» XVIII в. и к критической философии», «История восточного вопроса и его культурно-историческое значение (до падения Константинополя)» (доведено до конца Флорентийской унии), «Очерки современного католицизма (Политический католицизм во Франции, католицизм в Австрии, «социальный» католицизм в Италии, современные взгляды на папскую власть)», «Религия человекобожества по Фейербаху и Конту», «Чтения об Игнатии-Богоносце и его посланиях», «Очерки древнехристианской нравственности в противопоставлении с еврейскою и языческою по некоторым памятникам ранней христианской письменности», «По мертвым городам и музеям Римской Африки», «Значение Лессинга в истории перехода от рационализма XVIII в. к историческому критицизму», в т. ч. этюды: «Влияние открытия Нового Света на нравственные и религиозные убеждения общества Возрождения», «Развитие чувства природы в период Возрождения», «Историческая и политическая народная поэзия времен Возрождения», «Душевная драма Микель-Анджело», «Власть звука: Мысли о воспитательно-образовательных задачах музыки». Этот перечень рукописей К. не мог не удивить свящ. П. Флоренского, к-рый в следующем письме настоятельно просил К. как можно скорее издать их и обещал ему свое содействие. В кон. 1912 г. в материалах «Из академической жизни», опубликованных в «Богословском вестнике», сообщалось об утверждении Синодом в звании почетных членов МДА еп. Никона (Рождественского; 1851-1919), еп. Алексия (Дородницына; 1859-1919), Самарина, Новосёлова и К., о к-ром было сказано, что «его заслуги заключаются в научной разработке существеннейших вопросов христианской религии и выяснении исторических путей и судеб религии» (БВ. 1912. Т. 4. 12. С. 867). Апологетика: христианство и буддизм В перечне рукописей К. не было никаких следов его занятий буддизмом, которому он уделял много времени. Не имея предварительной специальной подготовки, К. познакомился с важнейшими источниками и огромной исследовательской лит-рой по буддизму на англ., франц.

http://pravenc.ru/text/1841666.html

Надо отметить, что обеспокоенность деятельностью заграничных миссионеров высказывали не только православные, но и баптисты. Так, зам. Председателя СЕХБ А. М. Бычков в 1992 г., говорил, что по его информации, 315 западных религиозных организаций и центров рвутся в Россию: «Мы хорошо видим, какое собирается к нам нашествие незваных, но горячо желающих посетить нас богатых проповедников, соблазняющих этим многих верующих. Нам все это приносит не только радость.». В России они создают сети «специального образования», завозят литературу «которая неприемлема для отечественной христианской традиции. Народ наш еще доверчив, наивен. На это и рассчитывают, видимо». 982 5.5. Духовно-нравственные причины сектантства. Установлению причин появления сектантства в русском сектоведении много внимания уделяли с конца XIX – начала XX вв., потому что, выявив их, можно было выработать эффективную методологию противостояния сектантству. Нередко появление и развитие сектантства рассматривали в зависимости от условий социально-политической жизни и объясняли его рост причинами экономического порядка. Отсюда следовало, что борьба с сектантством не только церковная забота, но она должна увязываться с решением экономических вопросов в российском государстве. 983 Полемизируя с таким подходом, еп. Алексий (Дородницын) указывал, что «когда речь идет о явлениях человеческого духа, то здесь... напрасны поиски внешних причин, так как причина этих явлений одна: самоопределяющаяся воля человека. Почему человек оставляет свою прежнюю веру и избирает новую (курсив здесь и далее в данной цитате еп. Алексия. – Р. К.), на это может ответить он один и, обыкновенно, ответ сводится к тому, что я нашел так лучше, что я захотел так веровать. Механическая точка зрения к явлениям человеческого духа неприменима: нельзя утверждать за достоверное, что если в народной среде существуют такие- то религиозно-нравственные и общественно-экономические обстоятельства (причины), то непременно там возникает такая-то секта: усилиями человеческой воли эти обстоятельства могут быть препо- беждены или направлены в другую сторону». 984

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Для удобства в управлении общинами, a также пропаганды своего учения, вся Россия адвентистами разделена в настоящее время на 5-ть частей или округов, носящих название «поля», «союзы», «соединения»: «Кавказский союз», «Северо-Российское миссионерское поле», «Южно-Российское миссионерское поле», «Восточно-Российское миссионерское поле», u «Средне-Российское миссионерское поле». Каждое такое «поле " обнимает целый ряд губерний. Адвентизм, как секта в России сравнительно новая, не только удаляющая православного русского человека от Церкви Христовой, но подрывающая его национальное самосознание и навязывающая ему иго ветхо-заветного еврейства, требует сердечной борьбы от православных пастырей и миссии. (Подробно об адвентистах изложено в кн. «Русские секты» М. А. Кальнева , стр. 129–151 и Епископа Алексия (Дородницына) стр. 317. О секте баптистов Баптисты – это протестантская секта, явившаяся в 1633 году в Англии, затем и в Германии. Первоначально представители ее назывались «братьями», потом «крещенными христианами», или «баптистами» (βαπτςο) – погружаю), иногда «катабаптистами». Главою секты, при ее возникновении и первоначальном образовании, был Джон Смидт, а в Сев. Америке, куда значительная часть последователей этой секты вскоре переселилась, – Роджер Вилиам. Но там и тут еретики вскоре подразделились сначала на две, a потом на несколько фракций. В настоящее время баптисты представляют из себя одну из самых многочисленных сект не только за границей, но и у нас в России. Время от начала 70-х до половины 90-х годов прошлого столетия в истории южнорусского баптизма было временем торжества этой секты, когда она, ободряемая сочувствием либеральных элементов в нашем обществе и печати, широко разбросала пропаганду своего лжеучения. Теперь же, с дарованием вероисповедной свободы в России, секта эта еще больше окрылилась. По требованию времени прежний «Союз русских баптистов» реорганизован, выработан в 1907 году новый устав; при Союзе учреждены: 1) распорядительный комитет, 2) Союзная издательская комиссия, 8) Союзная школьная комиссия, 4) Союзная финансовая комиссия. Учреждено «Миссионерское общество», во главе коего стали известные сектантские деятели: В. Павлов, Д. Мазаев, В. Иванов, Т. Феофанов, Степанов, Г. Воробьев, М. Ященко, Н. Одинцов и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

На фоне продолжающейся напористой деятельности сектантов в Казани с 9 по 25 июля 1885 г. проходило Собрание епископов поволжских и смежных епархий, где сектантство представляло серьезную опасность. Было признано необходимым учредить и в семинариях особые кафедры истории и обличения раскола и других сект. Святейший Синод принял во внимание эти предложения и постановил открыть эти кафедры в 24 семинариях. 34 Через два года в 1887 г. в Москве состоялся Первый миссионерский съезд, где главным образом рассматривались вопросы борьбы со старообрядчеством, однако и сектантству на нем также уделили внимание. Участники съезда предлагали ввести в круг предметов преподавания в высших и средних духовно-учебных заведениях новую дисциплину – обличение существующих и распространяющихся в России рационалистических сект, и также расширить программу по предмету учения о старообрядческом расколе. 35 Частично это пожелание было осуществлено через 10 лет, когда Св. Синод указом от 4 января 1897 г. к общеобязательным дисциплинам в МДА причислил предмет «Обличение русского раскола», наряду с историей и разбором западных исповеданий «как необходимых для пастырей Церкви, окончивших курс академии». 36 Однако этому начинанию в полном объеме суждено было сбыться только через 25 лет, когда секты заняли прочное положение в России... Все последующие миссионерские съезды обращали внимание на необходимость постоянного повышения качества преподавания и улучшения учебных программ по сектоведению. Оценивая борьбу с сектантством в 1870–1880-е гг., главным образом с штундизмом и баптизмом, известный миссионер епископ Алексий (Дородницын) в 1909 г. писал, что Российской Православной Церкви в борьбе с ними «очень много недоставало для того, чтобы она могла быть успешной. Прежде всего у духовенства не было надлежащего знания заблуждений новой секты... Вина в этом случае падает не на духовенство, а на духовную школу, которая не дала своим питомцам надлежащих сведений о протестантизме и протестантских сектах. При отсутствии такого знания, естественно, духовенство не в состоянии было взять верный путь в полемике с сектантами, ограничиваясь скудными полемическими сведениями, находящимися в старых учебниках по обличительному богословию. Здесь сказался новый недостаток духовной школы дореформенного времени, питомцы которой хорошо объяснялись на средневековой латыни, знали математику, физику, медицину и сельское хозяйство, но не знали Библии , т. е. не знали именно того, с чем теперь в руках оперировали баптисты, хорошо изучившие библейский текст. При таком положения дела становилось вполне понятным, что в борьбе с баптизмом духовенство не смело нападать, а вынуждено было только защищаться. Именно таким защитительным (курсив – еп. Алексия) характером отличалась борьба духовенства с баптизмом-штундой от начала появления этой секты и почти до конца 80-х годов прошлого столетия (т. е. XIX в. – Р. К.)». 37

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 16. Подлинник. 335. Телеграмма Св. синоду архиепископа Херсонского и Одесского Назария (Кириллова) 4 марта 1917 г. Прошу спешно указаний Святейшего синода относительно возношения высочайших имен на богослужениях, ввиду объявленного манифеста. Назарий, архиепископ Херсонский [и] Одесский РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917.1 отдел. V стол. Л. 18. Подлинник. 336. Телеграмма Св. синоду архиепископа Владимирского и Шуйского Алексия (Дородницына) 4 марта 1917 г. Покорнейше прошу уведомить: благословил [ли] Синод прочитать в храмах манифесты [об] отречениях. Архиепископ Алексий РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 20. Подлинник. 337. Телеграмма Св. синоду епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского) 4 марта 1917 г. Прошу указаний касательно поминовения на богослужении царского дома и правительства. Епископ Агапит Екатеринославский РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 22. Подлинник. 338. Телеграммы Св. синоду архиепископа Пензенского и Саранского Владимира (Путяты) 4 марта 1917 г. Объединенные пастыри [и] паства приветствуют в лице вашем зарю обновления церковной жизни. Все духовенство усердно просит преподать указание кого [и] как следует поминать за церковным богослужением. Архиепископ Пензенский Владимир РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. I отдел. V стол. Л. 23. Подлинник. 4 марта 1917 г. Все духовенство сыновне просит указаний, кого [и] как поминать за церковным богослужением. Архиепископ Пензенский Владимир. РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 35. Подлинник. 339. Телеграмма Св. синоду епископа Саратовского и Царицынского Палладия (Добронравова) 4 марта 1917 г. Прошу указаний относительно необходимых изменений в ектеньях за богослужением и объявления манифеста. Палладий, епископ Саратовский РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 26. Подлинник. 340. Телеграмма Св. синоду архиепископа Курского и Обоянского Тихона (Василевского) 4 марта 1917 г. Весьма нуждаемся, просим руководственных распоряжений в связи с переживаемыми событиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, если наше современное православное духовенство желает создать силу, способную защищать православие, то оно должно немедленно и энергично заняться устройством приходских организаций. Эти сильные народные общественные силы, среди которых духовенство должно постараться занять первое место. Послужат самым надёжнейшим фундаментом для вечного процветания власти русского Царя, которая в этом случае будет вполне осуществляться и в идее, и в жизни. В возможности такой жизни на Руси кроется вся её сила, вся её историческая задача; и в этом случае и православное духовенство нисколько не политиканствуя, и вообще не занимаясь политикой, будет делать великое государственное дело. Бог в помощь! Епископ Андрей . Французский журнал о татаризации приволжских инородцев В майской книжке «Православного Собеседника» (за 1910 г.) появилась прекрасная статья Преосв. епископа Алексия (Дородницына) . Она излагает мнения французского журнала Revue du monde musulman 29 , в частности какого-то муллы Аминова о татаризации приволжских инородцев и благоприятствующих для неё условиях. Условия эти, по словам Аминова, таковы: «каждая мусульманская деревня имеет мечеть и потому в каждой деревне есть мулла, который обучает детей чтению, письму и начаткам мусульманской веры. Жёны муллы обучают девочек, которые, за весьма редкими исключениями, все получают элементарное образование. Сами муллы – люди испытанной нравственности, которые проводят вполне правильную жизнь, согласную с требованиями Шариата. ...Твёрдая социальная организация и почти всеобщее распространение образования делает мусульман преданными своему религиозному культу, благодаря чему они делаются ревностными миссионерами в среде своих единоплеменников-христиан, стараясь совратить их в ислам . Пропаганда эта тем действительнее, что татары-христиане не знают своей религии и вообще слабо развиты. Особенной ревностью в деле пропаганды ислама в среде крещёных татар занимаются женщины. По частным сведениям, благодаря указанной пропаганде, многие татары-христиане посещают мечети и отдают своих детей для обучения в медресе, но благодаря сплочённости татар, эти факты ускользают от взоров русских властей, и исламизация крещёных татар идёт быстрыми и верными шагами. Недалеко то время, по мнению г. Аминова, когда все крещённые татары перейдут в ислам, и русское правительство не в состоянии этого предотвратить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Те иерархи, которые поддерживали тесные отношения с Г. Распутиным и даже стремились пользоваться его протекцией: митрополит Питирим (Окнов), епископы Алексий (Дородницын), Алексий (Молчанов), Варнава (Накропин), Исидор (Колоколов), Палладий (Добронравов) - не оставили сколько-нибудь обстоятельных характеристик его личности, если не считать упоминавшегося выше официального отзыва епископа Алексия (Молчанова). Будучи, по сравнению с обличавшими Г. Распутина священнослужителями, людьми весьма сомнительной репутации, сторонники «старца» из числа духовенства тем не менее старались не афишировать свои контакты с Г. Распутиным, за исключением, быть может, епископа Варнавы (Накропина). Вообще обращает на себя внимание то обстоятельство, что, несмотря на многочисленность лиц, так или иначе связанных с Г. Распутиным, просивших его покровительства, получавших от него протекцию и деньги, никто из них не высказывался в его защиту, как-будто считая заведомо предосудительным всякое упоминание о своем знакомстве с Г. Распутиным. В советской историографии вопрос о Г. Распутине как религиозной личности практически не рассматривался. Внимание советских историков было сосредоточено преимущественно на том, чтобы определить размеры власти Г. Распутина и степень его влияния на назначение министров и правительственную политику. И если М. Н. Покровскому и А. Я. Авреху это влияние представлялось едва ли не решающим, то Е. Д. Черменский и Г. З. Иоффе, напротив, считали его Наиболее взвешенно вопрос о политической роли Г. Распутина был изложен в работе В. С. Большое значение для советских историков имела и тема дискредитации российской монархии посредством подчеркивания действительных и мнимых пороков Г. Распутина, сведения о которых черпались из самых различных, подчас и весьма сомнительных Идеологическая предвзятость и политическая односторонность советской историографии, игнорировавшей тему религиозности Г. Распутина, не позволяли ей создать разностороннюю и объективную картину жизни и личности Г. Распутина и способствовали в 1990-е гг. появлению работ, в которых элементы исторического исследования призваны были обосновать разнообразные, подчас совершенно фантастические версии о Г. Распутине. Одной из таких версий стала содержащаяся в книгах А. Н. Боханова и О. А. Платонова версия о Г. Распутине как религиозном праведнике из народа, оказавшемся жертвой «клеветнического заговора»

http://sedmitza.ru/lib/text/429736/

архиепископ Алексий (Дородницын) (02.11.1859 – декабрь1919) Нравственно-аскетические труды Патрология Педагогика Религиоведение Сектоведение Слова и речи Собрание сочинений архиепископ Алексий (Дородницын) Архиепископ Владимирский и Шуйский. Духовный писатель и богослов. В 1917 году пытался захватить церковную власть в Киеве и объявить автокефалию на Украине. Биография В миру Дородницын Анемподист Яковлевич, родился 2 ноября 1859 года в селе Успенском Славяносербского уезда Екатеринославской губернии в семье дьячка. Обучался в Екатеринославской духовной семинарии и Московской духовной академии, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра без нового устного испытания. В 1886 году был назначен на должность учителя в Херсонское духовное училище и вместе с тем с июня 1890 г. состоял противоштундистским миссионером г. Херсона. В 1890 году представил в Совет Московской Академии на соискание степени магистра богословия сочинение: " Церковно-законодательная деятельность Карла Великого " . После защиты диссертации в 1891 году утвержден Св. Синодом в ученой степени магистра богословия. В 1892 году назначен помощником смотрителя Бахмутского духовного училища, а с сентября 1894 г. был перемещен на должность епархиального миссионера Екатеринославской епархии. В сентябре 1901 г. назначен преподавателем Черниговской духовной семинарии по Обличительному богословию, истории и обличению раскола и местных сект. Овдовел. 15 марта 1902 г. пострижен в монашество с именем Алексия. 7 апреля 1902 г. рукоположен во иеромонаха и назначен инспектором Ставропольской духовной семинарии. 5 сентября 1903 г. назначен ректором Литовской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 30 мая 1904 г. хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Хиротонию в Харьковском кафедральном соборе совершали: архиепископ Харьковский Арсений (Брянцев), епископ Таврический Николай (Зиоров), епископ Екатеринославский Симеон (Покровский) и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич), архп. Владимирский и Суздальский Родился 2.XI.1859 года в семье дьячка Екатеринославской епархии, Славяносербского уезда, села Успенского. Среднее богословское образование получил в Екатеринославской Духовной семинарии, а высшее в Московской Духовной Академии, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра без нового устного испытания. В 1886 году был назначен на должность учителя в Херсонское Духовное училище и вместе с тем с июня 1890 года состоял противоштундистским миссионером г.Херсона. В 1890 г. о.Анемподист представил в Совет Московской Академии на соискание степени магистра богословия сочинение: «Церковно-законодательная деятельность Карла Великого». После защиты диссертации в 1891 году утвержден Св.Синодом в ученой степени магистра богословия. В 1892 году о.Анемподист Дородницын получил назначение на должность помощника смотрителя Бахмутского Духовного училища, а с сентября 1894 года был перемещен на должность епархиального миссионера Екатеринославской епархии. В сентябре 1901 года о.Анемподист занял место преподавателя по Обличительному богословию, истории и обличению раскола и местных сект в Черниговской Духовной семинарии. В марте 1902 года пострижен в монашество с именем Алексия и в том же году был посвящен во иеромонаха. В августе этого же года назначен инспектором Ставропольской духовной семинарии. В сентябре 1903 года получил назначение на должность ректора Литовской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 30 мая 1904 года в Харьковском кафедральном соборе была совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Сумского, вик.Харьковской епархии. Хиротонию совершали: Преосвященный Арсений (Брянцев) , архп.Харьковский и Преосвященный Николай (Зиоров) , епископ Таврический; Симеон (Покровский), епископ Екатеринославский и другие. На хиротонии присутствовало множество народа, желавшего видеть, вообще редкое, а для Харькова в первый раз совершающееся торжество.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010