Схимонах Алексий, затворник Зосимовой пустыни. Кто такой Алексий из Зосимовой пустыни, какую-то иконочку кому-то он давал, и почему-то она оказалась в этой груде хлама, которую нужно было сжечь. Я взял ее, собрал и положил себе, убрал. Прошло 25 лет, и вот я здесь с вами вместе, в том месте, где старец Алексий 28 лет был диаконом. Как понимать это? Эта иконочка у меня до сих пор есть, как личная иконочка, которую я вшил в свой молитвослов, но она очень хрупкая, старенькая. Я в следующий раз покажу вам ее, принесу, просто чтобы вы поняли, что я не для красного словца сказал это, правда. Вот такие моменты бывают в жизни.   Почему случается так, что какую-то иконочку подбираешь, которая должна сгореть? Я же другие иконы сжигал. Там, правда, были, помню, Феодор Стратилат, какие-то мученики были, Спасителя изображения, но совершенно старые, ясно, с ними уже нельзя было что-то сделать. С иконами ведь что? Либо по воде пускают, либо сжигают, и пепел в непопираемое место. Принято так делать. Кстати, имейте в виду, старые просфоры хорошо бы съесть, но раз невозможно есть по разным причинам, надо просто сжигать или пускать по воде. И вот эта иконочка для меня явилась смыслом того, что промысл Божий — у каждого, и ни один не оставлен милостью Божией. Поэтому сегодня в канун поста мне хотелось, чтобы каждый посмотрел на свою душу, увидел те, может, мельчайшие крупицы милости Божией к нам, которые мы не замечаем. Так проходим, принимаем, как должное — поели, попили, слава Богу, пошли. А что за этим стоит? Может быть, какое-то радостное событие. Мы такие же, как Адам Или говорят: «Батюшка, помяните, пожалуйста, вам конфетки дам, шоколадку». Я говорю: «Хорошо». А может за этим стоит скорбь или радость человека, правда? А ведь за этим стоят целые события, иногда история, и такая мелочность как будто бы, а из этих мелких-мелких событий складывается на всю жизнь, без этого невозможно. Поэтому вот и хорошо, что можем собраться вечерами перед Великим постом, послушать покаянный великий канон Андрея Критского, где мы все разбираемся по полочкам, начиная с Адама до наших дней.

http://pravmir.ru/protoierej-nikolaj-sok...

Все присутствовавшие в тот день в игуменских покоях Зосимовой пустыни не могли и подумать, что события, происходившие в это время в России, в самое ближайшее время скажутся на личной судьбе затворника этой пустыни и на судьбе всей Русской Православной Церкви. Идея восстановления упраздненного Петром I патриаршества зрела давно. Она обсуждалась еще в начале XX века. Особенную актуальность проблема учреждения патриаршества приобрела в ходе революционных событий 1917 года. В его восстановлении духовенству виделось одно из средств укрепления Православной Церкви в нестабильной обстановке социальнополитических потрясений. Поэтому было принято решение созвать Всероссийский Поместный собор в Москве. Началось выдвижение делегатов. 15 июля 1917 года в Троице-Сергиевой лавре открылся предсоборный монашеский съезд Московской епархии. По личной просьбе святителя Тихона, бывшего в то время митрополитом Московским, отец Алексий принимал в нем участие и был избран членом Всероссийского Поместного собора. 14 августа старец прибыл в Москву. В октябре 1917 года грянула новая революция. Старец с другими соборянами перешел жить в подвал Чудова монастыря и таким образом избежал смертельной опасности. Вследствие тех серьезных событий, которые произошли в России в конце октября 1917 года, было решено безотлагательно восстановить на Руси патриаршество. Избрание патриарха было назначено на воскресенье 5(18) ноября в храме Христа Спасителя. 30 октября (12 ноября) голосованием были избраны три кандидата в патриархи: архиепископ Харьковский и Ахтырский Антоний (он получил в качестве кандидата наибольшее число голосов), архиепископ Новгородский и Старорусский Арсений и митрополит Московский Тихон. Избрание патриарха должно было решиться жребием. Вынуть жребий поручили старцу-затворнику Зосимовой пустыни иеромонаху Алексию. Вот как описаны последующие события в акте избирательной комиссии: «Перед началом Божественной литургии митрополит Владимир (Киевский) в алтаре написал на жребиях (пергамент) имена кандидатов на патриаршество и положил в специальный ковчежец, который запечатал сургучной печатью. Затем этот ковчежец был установлен на солее слева от царских врат на специальном тетраподе перед малой Владимирской иконой Божией Матери. Во время службы из Успенского собора была принесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, заступница и покровительница Москвы и России, и установлена на том же тетраподе. По окончании Божественной литургии и после совершения особого молебна митрополит Владимир на глазах у всех молящихся распечатал ковчежец и открыл его. Старец-затворник Зосимовой пустыни иеромонах Алексий, во время молебна стоявший в мантии перед чудотворной иконой Божией Матери и горячо молившийся о том, чтобы достойно исполнить волю Божию, принял благословение митрополита, трижды осенил себя крестным знамением и вынул из ковчежца один из трех жребиев».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 90-х гг. в епархии возродилась традиция крестных ходов. Ежегодно совершается крестный ход по Витебску на праздник Успения Пресв. Богородицы. В авг. 2001 г. состоялся крестный ход с Оршанской иконой Божией Матери из Витебска в Оршу. В ознаменование 1000-летия построения в Белоруссии одного из первых правосл. храмов - Рождества Пресв. Богородицы в с. Друцк 1 сент. 2001 г. состоялся крестный ход с Оршанской иконой из Орши в Друцк. С 31 мая по 5 июня 2002 г. шел крестный ход из Витебска в Полоцк, посвященный 900-летию прп. Евфросинии Полоцкой. 25-26 сент. 1998 г. в В. е. находился Патриарх Алексий II. Он посетил ряд храмов Витебска, встретился с подростками из детской трудовой колонии, где освятил храм во имя св. прав. Иоанна Русского, построенный силами воспитанников колонии за 40 дней. 26 сент. Патриарх принял участие в торжественной закладке камня и капсулы с грамотой в основание фундамента Успенского собора и благословил его восстановление. Святыни Патриарх Московский и всея Руси Алексий II закладывает камень и капсулу с грамотой в основание Успенского собора. 26 сентября 1998 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II закладывает камень и капсулу с грамотой в основание Успенского собора. 26 сентября 1998 г. В 1996 г. В. е. были переданы частицы мощей прав. Иоанна Русского , вмц. Варвары , свт. Феофана Затворника , мч. Маманта, сщмч. Владимира (Богоявленского) и еще 30 святых, в наст. время мощевик хранится в витебской Успенской ц. В 2001 г. епархии была возвращена чудотворная Оршанская икона Божией Матери, ныне находящаяся в оршанском в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ре. В Свято-Троицком Марковом мон-ре хранятся мощевики с частицами мощей мн. древних и новопрославленных святых. Монастыри кутеинский оршанский в честь Богоявления муж. мон-рь (в Орше Витебской обл., основан в 1623, закрыт после 1917, открыт в 1992), оршанский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь (в Орше Витебской обл., основан в 1630, закрыт после 1917, возрожден в 1997), Марков витебский во имя Св. Троицы муж. мон-рь (в Витебске, муж., основан в XIII-XV вв., закрыт в 1920, возрожден в нояб. 2000), витебский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов жен. мон-рь (в Витебске, основан в XIV в., существовал до 1885, возрожден в мае 2001).

http://pravenc.ru/text/158850.html

http://www.vidania.ru/ Храм Рождества Христова поселка Немчиновка был открыт в 1914 г., в начале Первой Мировой войны. До того момента своей церкви в Немчиновке не было. Из села Ромашково, где церковь стояла с 1627 г., в здание Немчиновского вокзала приходил по воскресеньям священник с дароносицей, вешал на стену пассажирского зала икону Христа Спасителя и причащал тех, кто по болезни или немощи не мог прийти в Никольский храм села Ромашкова. До 1912 г. здание вокзала было деревянным, было построено в 1912 г. к знаменательному событию – проезду Государя Императора с Александровского (Белорусского) вокзала на Бородинское поле, где торжественно отмечалось 100-летие великой битвы. Одновременно с Немчиновским были построены новые вокзалы в Голицыне и Кубинке. Само здание храма Рождества Христова было построено путем реконструкции дачи, переданной под церковь основателем поселка Михаилом Ардалеоновичем Немчиновым. Храм был расположен на пересечении Александровского проспекта и Московской улицы. В настоящее время эти улицы носят названия: Советский проспект и 2-ой просек, соответственно. К сожалению, фотографий внешнего вида храма не сохранилось. По воспоминаниям, дошедшим до нас через прихожан, Немчиновский храм внешне был очень похож на храм преподобного Сергия Радонежского в Эммануиловке, где одно время находились мощи святителя Феофана Затворника. Но, к счастью, сохранилось несколько фотографий священнослужителей храма и его интерьера. Сохранился список (78 пунктов) церковной утвари и икон, бывших когда-то в храме. Также известно, что у храма в Немчиновке была колокольня с шестью колоколами. В 1924 г. силами прихожан при храме был построен церковный дом. О первом настоятеле храма, который совершал свое служение до 1921 г., точных сведений нет. Вторым настоятелем храма был священник Алексий Гаврилович Савицкий. Отец Алексий (Савицкий) - с 1907 по 1915 г.г. служил в Варшавской Мариинской церкви, был законоучителем и учителем мужской гимназии, эвакуированной в 1916 г. в Бутурлиновку, где прослужил до 1918 г. С 1919 по 1920 г.г. отец Алексий был священником в Рождество Богородицкой церкви села Мокрый Еланчик, с 1921 по 1926 г.г. в храме Рождества Христова в поселке Немчиновка.

http://sobory.ru/article/?object=08810

Архим. Кронид (Любимов), иеросхимон. Алексий (Соловьев), затворник Зосимовой пустыни, иеромон. Макарий, келейник, в доме Верховцевых в ТСЛ. Фотография. Ок. 1920 г. Архим. Кронид (Любимов), иеросхимон. Алексий (Соловьев), затворник Зосимовой пустыни, иеромон. Макарий, келейник, в доме Верховцевых в ТСЛ. Фотография. Ок. 1920 г. После закрытия лавры нек-рые монахи проживали в Гефсиманском скиту, а другие, в т. ч. и К., поселились в Сергиеве (ныне Сергиев Посад) на частных квартирах. К. после закрытия был оставлен как староста охраны лавры. Находившиеся с ним 43 монаха, сторожа музея образовали «малую Лавру». Прмч. Кронид (Любимов), Таганская тюрьма. Фотография. 1937 г. Прмч. Кронид (Любимов), Таганская тюрьма. Фотография. 1937 г. Богослужения проходили в сергиевской Пятницкой ц. «на Подоле». К 1926 г. оставленные при музее монахи были уволены, и в мае 1928 г. лаврские храмы на Подоле были закрыты. В 1920-1922 гг. К. жил в с. Братовщина у старосты храма, в 1922-1926 гг.- в Гефсиманском скиту, в 1926-1929 гг.- в скиту Параклит, с 1929 г. до ареста - в частном доме недалеко от Кукуевского кладбища в Сергиеве. Он продолжал оказывать поддержку инокам, заботился об окормлении своих духовных чад из мирян. С 1935 г. К. стал быстро слепнуть. 21 нояб. 1937 г. он был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Вместе с группой монахов, духовенства и мирян обвинялся в контрреволюционной деятельности, создании монархической группировки, сохранении нелегального мон-ря, поддержке находящихся в ссылках и тюрьмах и вернувшихся оттуда монахов лавры. На допросе К. заявил, что по убеждениям является монархистом, но участником контрреволюционной группировки себя не признал и назвать имена монахов и мирян, посещавших его, отказался. 7 дек. 1937 г. Особая тройка УНКВД по Московской обл. приговорила К. к расстрелу. Казнен на полигоне Бутово под Москвой, вместе с К. были расстреляны еще 10 чел. из числа лаврской братии и сергиевского духовенства. Их тела погребены в безвестной общей могиле.

http://pravenc.ru/text/2462035.html

Февральская революция никак не отразилась на спокойной и тихой жизни пустыни, политические страсти ее не волновали. В апреле 1917 года отец Алексий получил разрешение отслужить литургию на первый день Святой Пасхи, не разглашая об этом. На той же Пасхальной неделе в Зосимову пустынь приехал митрополит Московский Макарий 34 , вскоре вынужденно ушедший на покой. Он очень любил и почитал старца-затворника Алексия, хотел поговорить с ним и получить мудрый совет. Принимая владыку, игумен Герман пригласил к себе отца Алексия и двух-трех представителей духовенства, гостивших тогда в пустыни. Владыка рассказал собравшимся об обстановке, сложившейся в Русской Церкви после февральского переворота, и упомянул о решении Временного правительства считать необязательным преподавание Закона Божия в школах и гимназиях. Это решение очень взволновало отца Алексия, потомственного преподавателя Закона Божия, и он резко сказал: «Это такое дело, что пусть руки и ноги рубят, нельзя уступать ни на йоту». А затем, смутившись, уже другим тоном, обращаясь к отцу игумену, промолвил: «Вот вы выпустили меня из затвора, а я тут же и нагрубил». – «А если бы ты сидел в затворе, то и не знал бы, какой ты есть», – негромко заметил отец Герман. Все присутствовавшие в тот день в игуменских покоях Зосимовой пустыни не могли и подумать, что события, происходившие в это время в России, в самое ближайшее время скажутся на личной судьбе затворника этой пустыни и на судьбе всей Русской Православной Церкви. Поместный собор. Выборы патриарха До Октябрьской революции 1917 года Русской Православной Церковью управляло государство. Такой порядок ввел Петр I в 1703 году после смерти патриарха Адриана. Это управление осуществлялось посредством Святейшего Синода, во главе которого стоял обер-прокурор. Святейший Синод определял духовное руководство всех епархий России. Временное правительство, занятое межпартийными раздорами, перестало заниматься церковными делами. На всех уровнях, сверху донизу, устанавливалось самоуправление. Святейший Синод бездействовал. Это вылилось в удаление на покой нелюбимых паствой архиереев. Освободились вакансии в ряде епархий, в том числе в Петроградской и Московской. Вместо отправленного на покой митрополита Макария, митрополитом Московским и Коломенским в июне 1917 года был избран архиепископ Виленский и Литовский Тихон (в миру – Василий Иванович Беллавин), которого позднее возвели в сан митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

«Перед началом обедни на аналой перед иконой Владимирской Божией Матери был поставлен ларец с тремя записками, на которых были начертаны имена трех кандидатов. После литургии служили молебен с чтением особой молитвы. Храм, вмещавший до 12 000 молящихся, был переполнен. Все с трепетом ждали, кого Господь назовет… По окончании молебна митрополит Владимир подошел к аналою, взял ларец, благословил им народ, разорвал шнур, которым ларец был перевязан, – и снял печати. Из алтаря вышел глубокий старец – иеросхимонах Алексий, затворник Зосимовой пустыни (неподалеку от Троице-Сергиевской лавры), ради церковного послушания участвовавший в Соборе. Он трижды перекрестился и, не глядя, вынул из ларца записку. Митрополит Владимир внятно прочел: «Тихон, митрополит Московский» . Несомненно, вынув жребий, старец еще раз подтвердил свой духовный авторитет. Да и сам факт, что именно ему выпала эта честь (а в то же время и тяжелая духовная миссия), говорит о том, что личность его и заслуги перед Церковью ни у кого не вызывали сомнений. Пробыв в Москве до весны 1918 года, старец вернулся в Зосимову пустынь, где оставался вплоть до самого ее закрытия – мая 1923 года. Он тяжело переживал обрушившиеся на Церковь гонения. Резко сократилось число паломников. 28 февраля 1919 года иеромонах Алексий был пострижен в схиму, перейдя, таким образом, на высшую ступень православного монашества. А 6 мая 1923 года власти окончательно закрыли Зосимову пустынь. В качестве нового места жительства 77-летний старец выбрал Сергиев Посад, который через несколько лет станет пристанищем и для отца Николая Беневоленского, вынужденного покинуть Москву. Сам отец Николай периодически навещал своего дядю, привозя с собой и своих детей. Незадолго до смерти старца он был у него с дочерью Верой, у которой воспоминания о том визите сохранились на всю жизнь. 19 сентября 1928 года старец Алексий скончался. На его погребении присутствовали многие духовные дети старца. Среди пяти протоиереев, отпевавших старца (помимо них, было пять архиереев, три архимандрита; всего же на отпевании присутствовали около 40 священнослужителей), был и отец Николай Беневоленский.

http://pravoslavie.ru/44073.html

217 Печатается впервые по машинописи из архива Е. В. Апушкиной. Сокращенная, со многими неисправностями, публикация Н. Э. Шульц: Е. Четверухина. Старец Герасим – игумен Чудова монастыря//Московский журнал. 1994. 3. С. 26–30. Исходя из контекста воспоминаний, можно предположить, что написаны они в 1947 г. Автор воспоминаний – Евгения Леонидовна Четверухина (1883 †1974), урожденная Грандмезон (Гран-Мезон) – вдова священномученика прот. Илии Николаевича Четверухина (см. прим. 201). Происходила из благочестивой московской дворянской семьи; отец – офицер, потомок французских эмигрантов. После того, как отец вышел в отставку, Грандмезоны переехали из Ярославля в Москву, где глава большого семейства (восемь детей) продолжил службу чиновником. Женя хорошо играла на рояле и пела, а после окончания гимназии и музыкальной школы даже давала уроки музыки. В 1907 г. стала духовной дочерью старца Алексия Зосимовского (см. прим. 27), а в 1908 г. обвенчалась с И. Н. Четверухиным. После ареста о. Илии она всю оставшуюся жизнь отдала Церкви: пела и читала на клиросе во многих храмах Замоскворечья. Привела в порядок записи своего супруга, дополнив их своими воспоминаниями. Под конец жизни матушка получила от Бога несомненный дар прозорливости. См.: М. Эрастова-Аллио. Матушка Евгения Четверухина//Православная жизнь. Джорданвилль. 1994. 2. С. 10–19. Воспоминания о старце Алексии см. в изд.: Старец Алексий Зосимовой пустыни. Париж. ИМКА-Пресс. 1989; Старец Алексий и Зосимова пустынь/Сост. С. В. Фомин//К свету. 14. М. 1994; Протоиерей Илья Четверухин, Евгения Четверухина. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. В воспоминаниях речь идет об игумене Герасиме (Анциферове, 1829 †21.7.1911), насельнике Чудова монастыря, стоявшем гробовым у раки с мощами Митрополита Московского Ионы в Успенском соборе Московского Кремля и предрекшего епископство архимандриту Арсению (Жадановскому) . 218 Протоиерей Илия Николаевич Четверухин (1886 †1932) – родился в Москве в семье учителя и воспитателя Московской военно-фельдшерской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Настоятелъ Николо-Толмачевского храма священник Илия Четверухин. 1920-е гг. Епископ Кирилл (Смирнов), будущий митрополит Казанский и Свияжский В августе 1919 года отец Симон сообщил, что теперь уже не Святейший дает разрешения на посещение старца Алексия: это поручено архимандриту Крониду. Тот же считал, что нарушать полный затвор нельзя, и поэтому, с согласия старца, посещать его не разрешалось. Так было до закрытия Лавры в начале 1920 года 48 . Затем Святейший снова стал давать такие разрешения. 22 октября 1919 года от сыпного тифа скончался сын старца – Михаил Федорович. У него была язвенная болезнь (он ею страдал 11 лет), осложненная прободением с последующим перитонитом. Батюшка очень просил, чтобы его отпустили на похороны, но ему как затворнику сделать это не разрешили, о чем старец очень скорбел. В связи с кончиной сына отец Алексий пишет его вдове 49 . † «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас! Милая Оленька! Всецело предаюсь воле Господа Бога в кончине Миши. И тебе с детьми и Дарией Васильевной желаю той же преданности промыслу Божию. В этой преданности и усердной молитве о упокоении Миши заключается наше утешение и успокоение. Надеюсь, что получу от тебя или Коли подробное извещение о последних днях Мишиной жизни и его кончине. Телеграмма о Мишиной кончине мною была получена в седьмом часу вечера 24 числа. На другой же день начали поминовение его в храме. Замечательно, что Миша скончался в день празднования Казанской иконе Пресвятыя Богородицы, пред которой он особенно благоговел. Ожидаю от тебя письма. Призываю Божие благословение на тебя, Колюшку, Юрочку, Ниночку, Дарию Васильевну и домочадцев. Вручаю всех вас заступлению Царицы Небесной, Покровительницы вдов и сирот. О[тец] Макарий выражает соболезнование свое скорби нашей. Горячо любящий вас отец и дед иеросхимонах Алексий. 1919 г. Октябрь 25». Вот что рассказывает о сыне старца, своем деде Михаиле Федоровиче, Марина Георгиевна Осколкова: «Он был талантливым инженером, возглавлял конструкторское бюро.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Алексий Печерский, Затворник, прп. Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Алексий Печерский, Затворник, прп. Эта страничка относится к разделу   Алексий Печерский, Затворник, прп. Преподобный Алексий, затворник Печерский, подвизался в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря в XIII веке. Мощи его были открыты после 1675 года. Память преподобного Алексия совершается 24 апреля потому, что его мощи почивают рядом с мощами преподобного Саввы Печерского. Память также с собором преподобных отцов Ближних пещер (28 сентября) и с собором всех Киево-Печерских чудотворцев (2-я Неделя Великого поста). Источник: Сайт days.pravoslavie.ru Статья опубликована участником [ urik ] 2017-05-03, последний раз редактировалась участником [ tol ] 2017-05-08. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Алексий Печерский, Затворник, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3976

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010