Один почтенный протоиерей, бывший тогда в Зосимовой пустыни, передает впечатление, какое он получил при первых ударах колокола, извещавшего о смерти отца Германа: Я в то время шел по дороге, ведущей от монастырской гостиницы к собору. Навстречу мне попался инок отец Дионисий, который, взявшись обеими руками за голову, бежал к келии старца. С плачем объявил он мне, какое несчастье сейчас стряслось над нами: батюшка игумен умер... Скоро вся братия собралась к почившему. Трогательными были первые минуты... Иноки, окружив одр отошедшего ко Господу наставника и отца, приносили ему со слезами, как живому, покаяние. «Прости нас, – вопили они, – мы были к тебе невнимательны, не ценили твоих трудов и забот о нас, были нерадивы к послушанию». Первую панихиду над усопшим совершил старец отец Алексий, он же прочел канон на исход души. Три дня по кончине тело покойного пробыло в келии, где почти непрерывно над ним совершались панихиды. Близкие к почившему люди передают, что со смертью его в обители водворилось особенное спокойствие и тишина, чувствовалось всюду какое-то неописуемое безмолвие, которое распространялось как бы от гроба батюшки. Когда выносили тело старца, отец Алексий, оставив свое уединение, вышел дать последнее целование умершему наставнику. «От лица всей братии благодарю тебя, честный отче, – начал затворник, – за все доброе, что ты сделал для нас. Благодарю тебя за заботы и труды, поднятые для блага нашей обители... Верю, что своей жизнью ты обрел дерзновение у Господа и теперь идешь предстательствовать о нас пред престолом Божиим». Старец замолчал и, стоя неподвижно, провожал глазами удаляющийся гроб, потом немного погодя продолжал: «Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь , юже стяжал еси честною Твоею Кровию». Ты был столп и утверждение Церкви! Благодарю тебя за то, что ты всю жизнь свою стоял на страже Православия. Мир тебе! Гряди с миром», – так кончил отец Алексий и, благословив гроб, скрылся за дверью своей безмолвной келии. Покойного с пением обнесли вокруг собора и, отслужив литию перед деревянным корпусом, где некогда помещался батюшка, внесли в храм. Вечером архимандритом отцом К. 38 в сослужении с двумя игуменами, несколькими священниками и всеми местными иеромонахами была отслужена торжественная всенощная, а на следующее утро, в субботу 21 января, ими же была совершена заупокойная литургия. Отпевая почившего, Преосвященный Варфоломей 39 в кратком надгробном слове выразил свои чувства к отцу Герману, подчеркнул его значение как подвижника внутреннего делания.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Нынешний облик домового храма окончательно сформировался при митрополите Иннокентии (Вениаминове), который благословил строительство второго придела, освященного в честь Иверской иконы Божией Матери. Также при митр. Иннокентии к домовой церкви была пристроена колокольня и установлен купол. К концу XIX века завершается постройка и отделка некоторых зданий Подворья, формируется единый архитектурный ансамбль, но впереди было время нестроения и запустения. «Запомнил я слова митрополита Филарета, который не советовал делать ризы на иконы, потому что приближается время, когда неблагонамеренные люди будут снимать ризы с икон», - писал преподобный Амвросий Оптинский. Начало ноября 1917 г. Люди не знают, какая сила будет у власти, газетные новости противоречивы и тревожны, смятение и смута захлестнули страну. Но в это же время в Храме Христа Спасителя начинается новая история Церкви Русской: впервые со времени Петра I происходит избрание Патриарха. Этому событию посвящена фреска, расположенная по правую руку от входа в храм. Избрание Патриарха должно было решиться жребием, который поручили вынуть уважаемому всеми старцу-затворнику Зосимовой пустыни иеромонаху Алексию. Выбирали из трех кандидатов. «Перед началом богослужения митрополит Киевский Владимир в алтаре написал на пергаментах имена кандидатов на патриаршество и положил в специальный ковчежец. Во время литургии из Успенского собора была принесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери... По окончании Божественной литургии из алтаря вышел старец Алексий. Встав перед чудотворной иконой, он стал усердно молиться, и изредка клал земные поклоны... Начался торжественный молебен... По окончании молебна митрополит Владимир подошел к аналою, взял ларец, благословил им народ, разорвал шнур, которым ларец был перевязан... Старец Алексий трижды перекрестился и, вынул из ларца записку... Митрополит Владимир прочел: " Тихон, митрополит Московский " . На фреске священномученик Владимир (Богоявленский) держит в руках развернутую записку, которую протянул ему преп. Алексий Зосимовский, за ним стоят в первом ряду архидиакон Константин (Розов) и митрополит Вениамин Петроградский и Гдовский, также присутствуют архимандрит Илларион (Троицкий) и иерей Сергий (Булгаков).

http://sobory.ru/article/?object=04014

Свято-Князь-Владимирское братство пользовалось поддержкой у самых разных представителей российской общественности. Оно находилось под личным покровительством брата императора Александра III великого князя Владимира Александровича, а его почетными членами были, например, святители Феофан Затворник и Николай Японский, праведный Иоанн Кронштадтский, великая княгиня Елизавета Федоровна. Почетным председателем общих собраний братства считался посол Российской империи в Германии. И влияние братства распространялось далеко за пределы Берлина, так как оно активно занималось строительством православных храмов. Один за другим храмы появились в Бад-Гомбурге (1899), Бад-Киссингене (1901), Герберсдорфе (1901), Гамбурге (1901-1902), Бад-Наугейме (1908), Бад-Брюккенау (1908), Бад-Вильдунгене (1912) и Данциге (1913). Все время своего служения на Западе протоиерей Алексий Мальцев поддерживал тесные связи с Россией. В частности, он состоял в личной переписке с отцом Иоанном Сергиевым, впоследствии прославленным святым праведным Иоанном Кронштадтским. В 1906 году отец Алексий приехал в Санкт-Петербург и участвовал в Предсоборном Присутствии при Святейшем Синоде, где обсуждались вопросы для рассмотрения на готовящемся Поместном Соборе Российской Православной Церкви. Как авторитетный просветитель и апологет, он состоял членом 5-го и 7-го отделов Присутствия, занимавшихся вопросами соответственно «О преобразовании духовно-учебных заведений» и «О мерах к ограждению православной веры и христианского благочестия от неправых учений и толкований ввиду укрепления начал веротерпимости в империи». И в этой работе отец Алексий уделил внимание не только богословским проблемам, но и теме социального служения. На заседаниях Предсоборного Присутствия он прочитал реферат «О постановке богословского образования в Германии и отчасти в Англии и Америке» и доклад «Внутренняя миссия», посвященный европейским благотворительным организациям и служению женщин делу спасения ближних. Но, увы, служению протоиерея Алексия Мальцева в Германии положила конец начавшаяся в 1914 году Первая мировая война.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

В прачечной Алексий трудился девять месяцев, проявив себя неустанным тружеником, молчаливым и смиренным послушником. После этого его перевели на братскую кухню. Через два года его перевели на настоятельскую кухню, где готовили для высокопоставленных лиц, посещавших обитель и бывавших на приеме у настоятеля. В это время Алексия посещают родители, узнавшие о его пребывании в Глинской пустыни. Мать, увидев его в ангельском образе, заплакала от радости. Отец, хотя первоначально, после ухода Алексея, был крайне недоволен, так что Акилине пришлось многое претерпеть, в конце концов смирился и теперь также дал свое благословение на избранный сыном путь. После трех лет послушания на настоятельской кухне Алексий был переведен в Спасо-Илиодоровский скит, находившийся в трех верстах от обители. Этот скит был устроен отцом Исаией в 1892–1893 годах на месте подвигов Глинского старца преподобного Илиодора (Голова- ницкого). При составлении устава отец Исаия внимательно изучил уставы нескольких скитов, в том числе скитов Оптиной и Софрониевой пустыней. Устав посылался на рассмотрение святителю Феофану Затворнику , который признал, что он лучше Софрониевского. Жизнь скита также устроялась по совету со святителем Феофаном, с которым отец Исаия вел переписку и который вникал во все стороны жизни скита: послушания, обстановка, критерии отбора скитян. Жизнь в скиту была строгой: пост, молитва , послушание. Выход за ограду – только по благословению, запрет входить в скит женщинам, ходить друг к другу в кельи. Основной целью скита, согласно уставу, было «преуспеяние во внутренней жизни». И действительно, учреждение скита подняло духовную жизнь обители. «Благодарение Господу: иночество живо еще на православной Руси», – писал о Глинской пустыни того времени святитель Феофан. Святитель Феофан советовал настоятелю направлять в скит лишь тех, кто «был терт и перетерт в пустыни... Желание поступить – стороннее дело. Главное, чтоб имел позыв и тяготение к внутрь пребыванию... Бори- мый страстями не может иметь сказанного тяготения, и ему лучше излечиваться среди братства... Такое тяготение бывает по утишении страстей. Следовательно, сомнительно в юных». Между тем Алексий был направлен в скит в двадцать три года. Это свидетельствует о его быстром духовном преуспеянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Геннадий Костромской и Любимоградский Герасим Болдинский (Герасим Переславский) Даниил Переславский и матерь его преподобная Феодосия Дионисий Переяславский Димитрий Прилуцкий Дорофей Югский Епифаний Премудрый Игнатий Ломский (Ярославский) Исаакий Ломский (Исаакий Ярославский) Иларион Югский Иринарх Ростовский (Борисоглебский, Затворник)затворник Борисоглебского монастыря Кассиан Грек (Угличский, Учемский) Киприан Тропский (Киприан Ярославский) Кирилл и Мария — родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл — схимонах Борисоглебский Корнилий Молчальник (Переславский) Леонид Пошехонский Михей Радонежский Моисей Оптинский Никита Столпник (Переяславский) Никодим Кожеезерский Паисий Угличский Петр Ордынский (Петр Ростовский) Пимен — затворник и верижник Ростовский Севастиан Сохотский (Севастиан Пошехонский) Серафим Вырицкий Сергий Радонежский — игумен Сильвестр Обнорский Феодор и Павел Борисоглебские Феодор Санаксарский Феодосий Переславский Преподобномученики Адриан Пошехонский Анастасия — игуменья Угличская и 35 монахинь с нею Анна Рыбинская Арсений — архимандрит угличского Алексеевского монастыря и с ним 60 иноков и более 500 мирян Геннадий — пресвитер Петровский Григорий — пресвитер Мологский Даниил — грехозаруцкий игумен и с ним 30 братий и 200 мучеников, мирян угличских Иерофей — иеромонах Любимский Иосиф — иеромонах Толгский Мардарий Угличский Никандр — иеромонах Толгский Новомученики Архиепископ Серафим (Самойлович) Епископ Вениамин (Воскресенский) Иеромонах Алексий (Задворнов) Иеромонах Григорий (Воробьёв) Иеромонах Иерофей (Глазков) Иеромонах Мардарий (Исаев) Иеромонах Николай (Ащепьев) Монахиня Анна (Благовещенская) Протоиерей Андрей Николаевич Добрынин Протоиерей Владимир Дмитриевич Фарфоровский Протоиерей Евгений Андреевич Елховский Протоиерей Михаил Павлович Белороссов Протоиерей Николай Александрович Розов Протоиерей Николай Иванович Любомудров Протоиерей Пётр Николаевич Богородский Священник Александр Автономович Смирнов Священник Александр Афанасьевич Абиссов

http://pravicon.com/info-3289

В Среднеазиатский митрополичий округ принесены мощи святителя Феофана Затворника Ташкент, 11 января 2017 г.      9 января 2017 года из Успенского Вышенского женского монастыря Рязанской области в главный храм Среднеазиатского митрополичьего округа кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в Ташкенте были доставлены две святыни — ковчег с частицей мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского, а также икона Божией Матери, называемая Казанская Вышенская. Торжественную встречу святыни возглавил митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, сообщает Патриархия.ru . Святыни сопровождают настоятельница Успенского Вышенского женского монастыря игумения Вера (Ровчан) и сестры обители. Планируется, что мощи святителя и чтимый образ будут доставлены в храмы и монастыри Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Мощи святителя Феофана в 1973 г. были обретены настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловки протоиереем Георгием Глазуновым, игуменом Марком (Лозинским), архимандритом Елевферием (Диденко) и архимандритом Георгием (Тертышниковым) на территории Шацкой психиатрической больницы, расположенной в зданиях Вышенского монастыря. До 1988 г. мощи находились в Троице-Сергиевой лавре. После того как епископ Феофан в июне 1988 г. был причислен Поместным Собором Русской Православной Церкви к лику святых, его мощи были положены в храме преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловки Рязанской области, расположенном вблизи не действовавшего на тот момент Успенского Вышенского монастыря. 29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя в Успенский Вышенский монастырь, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Икона Божией Матери Казанская Вышенская является точной копией чудотворной иконы Божией Матери Казанская, обретенной 8 (21) июля 1579 года в Казани. Наиболее ранние сведения об этой иконе восходят к 1812 году. Во время нашествия Наполеона насельница московского Зачатьевского Алексеевского монастыря Мария Аденкова покинула Москву, взяв с собой только одну святыню — икону Казанской Божией Матери. Мария направилась в тамбовский Вознесенский монастырь, где была пострижена с именем Миропия. После своей смерти монахиня завещала икону Шацкой Вышенской пустыни.

http://pravoslavie.ru/100075.html

В Среднеазиатский митрополичий округ принесены мощи святителя Феофана Затворника 10 января 2017 г. 20:48 9 января 2017 года из Успенского Вышенского женского монастыря Рязанской области в главный храм Среднеазиатского митрополичьего округа кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в Ташкенте были доставлены две святыни — ковчег с частицей мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского, а также икона Божией Матери, называемая «Казанская Вышенская». Торжественную встречу святыни возглавил митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий . Святыни сопровождают настоятельница Успенского Вышенского женского монастыря игумения Вера (Ровчан) и сестры обители. Планируется, что мощи святителя и чтимый образ будут доставлены в храмы и монастыри Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Мощи святителя Феофана в 1973 г. были обретены настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловки протоиереем Георгием Глазуновым, игуменом Марком (Лозинским), архимандритом Елевферием (Диденко) и архимандритом Георгием (Тертышниковым) на территории Шацкой психиатрической больницы, расположенной в зданиях Вышенского монастыря. До 1988 г. мощи находились в Троице-Сергиевой лавре . После того как епископ Феофан в июне 1988 г. был причислен Поместным Собором Русской Православной Церкви к лику святых, его мощи были положены в храме преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловки Рязанской области, расположенном вблизи не действовавшего на тот момент Успенского Вышенского монастыря. 29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя в Успенский Вышенский монастырь, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Икона Божией Матери «Казанская Вышенская» является точной копией чудотворной иконы Божией Матери «Казанская», обретенной 8 (21) июля 1579 года в Казани. Наиболее ранние сведения об этой иконе восходят к 1812 году. Во время нашествия Наполеона насельница московского Зачатьевского Алексеевского монастыря Мария Аденкова покинула Москву, взяв с собой только одну святыню — икону Казанской Божией Матери. Мария направилась в тамбовский Вознесенский монастырь, где была пострижена с именем Миропия. После своей смерти монахиня завещала икону Шацкой Вышенской пустыни.

http://patriarchia.ru/db/text/4761898.ht...

К 40-летию восстановления Патриаршества в Русской Право- славной Церкви . 295 Торжества по случаю 40-летнего юбилея восстановленного Патриаршества Русской Православной Церкви. (Воспомина- ния и ответы на вопросы) 323 Отношение митрополита Платона (Левшина) к Троице-Сер- гиевой Лавре 334 TOM II. – 265 с. СБОРНИК ОТДЕЛЬНЫХ СГАТЕЙ И ЗАМЕТОК ЗА 1955–1965 гг. СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ Ο ХРАМАХ И МОНАСТЫРЯХ Богоявленский Патриарший собор 6 Храм Знамения Божией Матери 13 Духовская церковь Свято-Троице-Сергиевой Лавры 21 Монастырь преподобного Пафнутия Боровского 26 Монастырь «Новый Иерусалим» 31 ( IV. ПАСХАЛЬНЫЕ Воскресение Господа нашего Иисуса Христа 39 Цель явлений Воскресшего Господа Своим Ученикам 54 РОЖДЕСТВЕНСКИЕ Радость христианина 62 Радость христианина 67 Размышление в день Рождества Господа нашего Иисуса Христа 69 О СВЯТЕЙШЕМ ПАТРИАРХЕ АЛЕКСИИ [ПЕРВОМ] Поместный Собор Русской Православной Церкви 1945 года 75 О Святейшем Патриархе 84 Наш Святейший Владыка (Стихотворение) 86 Богослужение Святейшего Патриарха Алексия в селе Бого- родском 89 День памяти Святителя Алексия, Митрополита Московского [(12) 25 февраля 1960 г.] 93 Служение Святейшего Патриарха Алексия в храме Святителя Николая, что в Кузнецах 97 Совершение Богослужения Святейшим Патриархом Алексием 102 Святейший Патриарх Алексий как проповедник 109 и проповедник (к 20-летн. юбилею Патриаршей деятельности) 132 Святейший Патриарх Алексий в Богослужебно-проповедни- ческой деятельности (к 20-летн. юбилею Патриаршей дея- тельности) 171 Святейший Патриарх Алексий в Богослужебно-проповедни- ческой деятельности (Сокращенный текст доклада, который и был прочитан в день Торжества) 193 О ДУХОВНЫХ ШКОЛАХ Краткие исторические сведения о московских духовных , учебных заведениях 205 Московская Духовная Академия в 1814– 1874 гг. 211 По поручению Московских Духовных школ 236 Проводы масленицы в Московских Духовных школах 244 РАЗНОЕ Совершение Акафиста преподобному Серафиму 249 9-е ноября 1963 года [О юбилее Святейшего Патриарха Алек-

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Погребли старца Алексея у алтаря храма в честь Всех Святых на Кокуевском кладбище в Сергиевом Посаде. В 1953 году его останки были перенесены на Старое городское кладбище. 25 июля 1994 года, по благословению преосвященного Евлогия, епископа Владимирского и Суздальского, было совершено перенесение останков старца Алексия в возродившуюся Зосимову пустынь. 26 июля в Зосимову пустынь прибыл Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и совершил молебен новопрославленному местночтимому святому Зосиме Александровскому, пустынножителю, Владимирскому чудотворцу и панихиду по иеросхимонаху Алексию. Затем гроб с останками старца был перенесен с крестным ходом в Смоленский собор Зосимовой пустыни и поставлен в пределе во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Старец Алексий Зосимовский был причислен к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, в своем обращении сказал: «Господь одарил старца Алексия многими дарами, среди которых выделяются дары старческой мудрости, смирения, любви и прозорливости. Именно через его руки совершился промысел Божий о святителе Московском Тихоне, жребий, с именем которого на выборах Патриарха вытянул старец Алексий 5 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя. Многих вел он к спасению души, совершая знамения и чудеса, призывал к покаянию, к поиску ”единого на потребу”». 18 День памяти преподобного Алексия 19 сентября/2 октября. Преподобный отче Алексие моли Бога о нас! Тропарь преподобному Алексию, затворнику Зосимовскому, всея Руси чудотворцу, Глас 5. Яко звезда путеводная/утешитель российский/явился еси в годину лютых испытаний,/затворниче предивный,/огнем бо веры распаляем,/божественныя любве достигл еси,/восприяв от благодати Духа Святого/стадо православное./просиявший духом пребожественным,/избирая/Патриарха Российскаго,/святителя великого,/преподобне отче Алексие,/моли Пресвятую Троицу/за землю русскую и спасение душ наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Марта 9 (22) Священномученики Сергий (Лебедев), Димитрий (Гливенко), Алексий (Смирнов) и Сергий (Цветков) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) В январе 1938 года власти арестовали священников Ухтомского благочиния Московской епархии. Священномученик Сергий родился 16 июля 1875 года в Москве в семье диакона Павла Лебедева , служившего в Екатерининском храме на Большой Ордынке. Семья с семидесятых годов XIX века жила в Замоскворечье и поддерживала тесные отношения с диаконом Феодором Соловьевым, который служил тогда в церкви святителя Николая в Толмачах, – будущим затворником Смоленской Зосимовой пустыни иеросхимонахом Алексием. В 1896 году Сергей Павлович окончил Московскую Духовную семинарию и поступил преподавателем Закона Божия в Московскую Мароновскую церковноприходскую школу. Кроме того, с 1897 года состоял надзирателем Перервинского Духовного училища. В 1898 году он был рукоположен в сан священника ко храму Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря. С этого времени отец Сергий стал преподавать Закон Божий в одноклассной церковной школе при монастыре. С 1900 года он был законоучителем в воскресной школе Хамовнического попечительного училища, с 1902 года – помощником заведующего церковноприходской монастырской школой, а с 1910 года – за коноучителем в детском приюте. С 1911 года являлся почетным членом Совета детских приютов. Отец Сергий был отмечен церковными наградами: в 1905 году – набедренником, в 1911 году – скуфьей, в 1914 году – камилавкой. В 1901 году скоропостижно скончалась супруга отца Сергия София, с которой они прожили около четырех лет, и он остался с трехлетним сыном Борисом. В дом, где жил отец Сергий, близ Новодевичьего монастыря, перебрались его сестры Екатерина и Прасковья, а чуть позднее его мать, Мария Павловна, которая, похоронив мужа, взяла на себя заботы о воспитании внука. После смерти жены отец Сергий поехал в Зосимову пустынь к своему духовному отцу иеромонаху Алексию, чтобы посоветоваться, как жить дальше: остаться ли духовником в женской обители (в то время в женских обителях, как правило, были женатые священники) или перейти в другое место. Отец Алексий сказал ему: «Оставайся в монастыре, лучше быть среди голубиц, чем среди волков».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010