Кондак преподобному Алексию, затворнику Зосимовскому, всея Руси чудотворцу, Глас 3. Благочестиваго корене жезл святый,/от юности живот свой на служение богу подал еси,/в пустынь же Зосимову вселився,/любовию Христовою уязвленный,/стяжал сию добродетель яко высшую и вечную,/и верным благодати источник неоскудный показался еси,/милости всем изливая и немощные врачуя./преподобне старче Алексие,/моли всещедраго Бога/даровати нам мир и велию милость. Величание Ублажаем тя», преподобне старче наш Алексие», и чтим святую память твою», наставниче монахов», и собеседниче ангелов. Преподобномученик иеромонах Макарий Иеромонах Макарий, в миру Михаил Степанович Моржов, родился 16 мая 1872 года в деревне Пахомовской Верховской волости Вельского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Учился в церковно-приходской школе. Когда подошло время, он был призван в армию и служил в Свеаборгской крепостной артиллерии, где приобрел специальность фельдшера. Уволенный в запас, Михаил проработал год на фабрике в Москве. 21 августа 1899 года Михаил поступает в Зосимову пустынь и становится учеником старца Алексия, который обучал новоначальных послушников Закону Божиему. 3 января 1903 года его зачисляют в указную братию, а спустя месяц, 22 февраля, Михаил принял монашеский постриг с именем Макарий. Он нес послушания на трапезной, выполнял обязанности бельевщика пустыни, но еще будучи послушником, в 1900 году был определен игуменом Германом в келейники к старцу Алексию. «Полюбив старца, он так и остался до конца, до самой смерти батюшки верным слугой и безропотно нес свое далеко не легкое послушание. Отец Алексий был не только его наставником, но и ближайшим другом. Почти тридцать лет служил верой и правдой отец Макарий, оберегая покой старца, а в последнее время стал ему нянькой». 19 Суровый на вид, дисциплинированный и умный, он был неутомимым тружеником. Находясь долгие годы вблизи великого подвижника, отец Макарий преуспевал в терпении, смирении и любви, а вместе с духовными наставлениями старца впитывал и глубокую мудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Приучив себя к постоянному бодрствованию над собою в затворе, к сохранению молитвенного духа, к ограждению себя смирением, св. столпники в пламенной любви к вечной жизни и свету увлекались высшими подвигами и стремились увеличивать свои труды, и вот они покидают затвор и восходят на столпы, причем, кстати сказать, сооружают некоторые там, где раньше были идольские капища и места служения идолам заменяют служением истинному Богу. Глава III. Безмолвие и молчание, как средства, подготавливающие св. столпников к созерцанию. Таким образом, после подготовительных подвигов самоумерщвления и затворничества святые подвижники, уже испытавшие себя в самоотвержении и терпении, восходят на столпы, сооружая их в замен идольских капищ. Но от чего и как родилась у них мысль о «столпничестве»? Раньше мы высказали свои соображения об этом (1-я глава), а теперь познакомимся с мнением дееписателей о св. столпниках. Мысль о «столпничестве» св. Симеону I-мy внушил особенный случай. Кротостью своего характера и строгостью жизни, еще в отроческих летах, св. Симеон возбуждал к себе внимание и удивление многих. Но, когда, удалившись на гору близ селения Таланисса в затвор и там усугубивши подвиги самоумерщвления, он начал исцелять приходивших к нему, тогда слава его подвигов и чудотворений разнеслась далеко, так что начали стекаться к нему все, не только вблизи живущие, но и от стран далеких. При необыкновенном стечении и усердии народа к св. подвижнику, происходил беспорядок: каждый из приходивших хотел ближе видеть св. Симеона, прикоснуться к нему и скорее получить от него благословение и помощь. Народ, стесняясь сам, теснил св. Симеона, возмущал его душевное спокойствие и препятствовал его деятельности. Что же должен был сделать св. Симеон в таком затруднительном положении? скрыться от людей? но, с одной стороны, это было и невозможно: народ с воплем последовал бы за ним всюду, что случилось с св. Симеоном Дивногорцем, после того как он ушел на Дивную гору 905 ; а с другой – может быть праведник считал такое уклонение от народа не позволительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По крайней мере, он с добрым чувством вспоминал, как узнал в своей молодости, что Патриарх Алексий I был «искушен» занятием – собирать часы. И добавил: носил часы только на цепочке и поучал при этом, что священникам «не с руки» носить часы на запястье. Вспомнил, что именно часы с цепочкой были ему подарены Патриархом при рукоположении в епископа. Еще вспомнил для меня (видимо для того, чтобы не углядел в образе Патриарха нечто легкомысленное) и такое: – Однажды я вручил Святейшему от одного архиерея телеграмму – поздравительную, с праздником первого мая. Только я прочитал ее, как тут же последовал комментарий: «Какая сволочь!» Каким был редактором Увы, в воспоминаниях об издательской профессии Владыки Питирима привычна краткая оценка с размытым смыслом: «деятель православного книгоиздания»; к тому же редко кто упомянет, что он был вдобавок еще и главным редактором главного журнала Русской Православной Церкви, который выходил и на русском, и на английском языках. Так каким же он был кормчим этого журнала? Не хочу общих фраз, тем более, что есть возможность сравнивать журнал при его редакторстве с предшествующим. Не ошибся Патриарх в своем выборе! Итак, храню несколько номеров «ЖМП» эпохи до Питирима. Смиренно-скучное решение макета, то есть статьи и заметки расположены сплошняком, без бросающихся в глаза выделений, их стиль чаще всего беспристрастно-информативен, рубрики поименованы казенно, да вдобавок непривлекательны тусклая обложка и бумага дешевых сортов. При новом редакторе журнал основательно обновился. Приведу несколько иллюстраций этому утверждению, к примеру, из начала восьмидесятых годов прошедшего столетия. ...Октябрьский номер 1980-го. Вот непривычное тогда соединение светской и церковной истории. Рассказывается об участии высоких представителей Патриархии в праздновании 600-летия Куликовской битвы, а в подкрепление еще публикуется «Сказание о Мамаевом побоище». Вот приобщение к мудрому прошлому в ином срезе – богословском. Дается проповедь епископа Феофана Затворника «О мире и радости», с ней рядом в разряде духовного просветительства статьи «Слово злое и слово доброе», «Вы уже свои Богу», «О покаянии» и из богослужебной практики – «Божественная литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Фото: orthphoto.net Про свободу Второй момент: молитвенное правило по отношению к внутренней молитве – воспитательный путь. Молитвенное правило учит человека прибавлять к молитве определенное движение своей собственной души. То есть дает возможность научиться говорить с Богом своими словами. Здесь я вспомню слова святителя XIX века Феофана Затворника, который говорит о том, что молиться только лишь по молитвослову похоже на то, как говорить с Богом через разговорник, как на иностранном языке. Неужели у каждого из нас нет в сердце своих слов к Богу? Неужели у каждого из нас до сих пор не родилось ни одного глубинного переживания, когда мы можем Богу от сердца правильно, радостно, своими словами, что-то говорить, хвалить Его, благодарить Его, каяться Ему, просить Его? Ведь молитва, прежде всего, свободна. И там, где в молитве нет свободы, самой молитвы тоже быть не может. Поэтому здесь человек становится в каком-то смысле поэтом, творцом молитвы, потому что всякая молитва сродни поэзии. И в этом смысле человек, который говорит с Богом, становится похожим на Бога, Творца. Бог говорит с нами на языке поэзии, а все Священное Писание – это поэзия. И пророки говорят на языке поэзии, и великие святые. Человек должен уметь быть поэтом, быть свободным. Я не имею в виду, что он должен быть графоманом и сочинять для Бога какие-то молитвы. Нет. Но я говорю о том, что когда человек свободно молится, он так или иначе получает от этого поэтический дар, реализует в себе поэтический дар. Если у человека нет в молитве свободы, значит, он чего-то о Боге не знает, значит, он с Богом еще в своей жизни не соприкоснулся. Потому, что настоящий опыт соприкосновения с Богом человек получает через искреннюю настоящую молитву. Мы можем позволить себе молиться искренне, глубоко лишь в минуту глубочайших переживаний. Но это же неправильно! Человек должен говорить с Богом ежедневно. Мы все боимся выйти из общего строя, а потому стремимся стать одинаковыми. Мы не должны двигаться ни вправо, ни влево, нам нужно оставаться в какой-то серенькой середке. Потому что боимся впасть в прелесть. Но прелесть связана не со свободой, а с гордыней.

http://pravmir.ru/protoierey-aleksiy-umi...

Афанасий, затворник. Еразм. Лука, эконом. Агапит, врач безмездный. Феофил и Иоанн, во единой раке почивающие. Нектарий. Григорий, иконописец. Кукша. Алексий, затворник. Савва. Сергий, послушливый. Святитель Меркурий, епископ Смоленский. Пимен, многоболезненный. Нестор, летописец. Евстратий, преподобномученик. Елладий, затворник. Иеремия, прозорливый. Моисей Угрин, преподобномученик. Иоанн, многострадальный. Марк, гробокопатель. Никола святоша, князь Черниговский. Григорий, чудотворец. Онисим, затворник. Матфей, прозорливый. Исаия, чудотворец. Авраамий, трудолюбивый. Нифонт, епископ Новгородский. Силивестра. Пимен, постник. Онуфрий, молчаливый. Анатолий. Алипий,иконописец. Сисой, затворник. Феофил, затворник. Арефа, затворник. Спиридон, просфорник. Онисифор, исповедник. Симон, епископ Суздальский. Никон, игумен. Феофан, постник. Макарий, преп. Анастасий, диакон. Святые дванадесять мастеров зодчие церкви Печерския. Авраамий, затворник. Исаакий, затворник. Илия Муромец. Иоанн, младенец. Никон, сухой. Ефрем, епископ Переяславский. Тит, иеромонах. Евфросиния, княжна Полоцкая. Иулиания, княжна Ольшанская, и св. мироточивые главы числом тридесять, почивающие в Дальних пещерах, и будите нам помощники в жизни сей, во исходе души и будущем веце. Память их 23 сентября. Молите Бога о нас преподобний отцы Киево-Печерские, почивающие в Дальних пещерах. Моисей, чудотворец. Лаврентий, затворник. Иларион, схимник. Пафнутий, затворник. Мартирий, диакон. Феодор, князь Острожский. Афанасий, затворник. Дионисий, затворник. Феофил, епископ Новгородский. Зинон, постник. Григорий, чудотворец. Ипатий, врач и целебник. Лукиан, священномученик. Иосиф, многоболезненный. Павел, послушливый. Сисой, схимник. Нестор, некнижный. Памва, затворник. Феодор, молчаливый. Софроний, затворник. Панкратий иеромонах, затворник. Анатолий, затворник. Аммон, затворник. Мардарий, затворник. Пиор, затворник. Мартирий, затворник. Руф, затворник: в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Вениамин: по выходе из церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Икона Алексий Печерский, Затворник, прп. - обсуждение в форуме Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Алексий Печерский, Затворник, прп. - обсуждение в форуме Notice : Undefined variable: what in on line 65 Эта страничка относится к разделу Алексий Печерский, Затворник, прп. Обсуждений этой иконы в нашем форуме не найдено. Для создания новой темы зайдите в форум " Обсуждение икон, опубликованных на сайте " и создайте тему, начинающуюся со строки " [icon-4137] " (в квадратных скобках без кавычек). Внимание!!! Строго запрещается соединять темы форума с этим сайтом вышеуказанным образом, если они попадают в одну из следующих категорий: - Сообщения, связанные с куплей, продажей, оценкой икон, либо иные какие сообщения, нацеленные на получение личной выгоды. - Сообщения, явной или скрытой целью которых является реклама сайтов или какого-то товара. - Сообщения, распространяющие сомнительную неправославную/раскольническую информацию об иконе. Подобные темы будут удаляться без предупреждения вместе с учетными записями наглых пользователей. Если Вы не уверены, что Ваше сообщение в форуме полезно не только Вам, лучше не соединяйте его с этим сайтом указанным образом, но просто создайте тему с обычным заголовком (без квадратных скобок и номера иконы). Примеры тем, которые полезно соединить с сайтом: вопросы об истории иконы, спорные и противоречивые факты; исправление ошибок, замеченных в опубликованном на сайте житии и обновление устаревшей информации; обсуждение различий в иконографии, каноничность иконы и особенности написания, различия в написании; иные подобные темы. В основной раздел " Алексий Печерский, Затворник, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icon-4137-forum

Алексий направился в Теклатский женский монастырь, снял мирскую одежду и двадцати лет отроду приступил к иноческой жизни. С этого дня он начал строгий аскетический образ жизни, ходил по деревням, ухаживал за больными чахоткой, холерой и разными тяжелыми заболеваниями, хоронил заразных беспризорных покойных. Так прошли несколько лет. Некоторое время Алексий юродствовал. Он был искусным проповедником Слова Божия. Его жизнь и деятельность были добрым примером для многих. Под влиянием его проповедей монашеский постриг приняли мать - Елена, младшая сестра Саломия и брат - Виссарион. Виссарион посетил Иерусалим и некоторое время подвизался там. А затем вернулся на родину, был посвящён в иеромонаха в Мартвильском монастыре, облекся в схиму и вскоре преставился. Сам Алексий некоторое время подвизался на Афонской Горе и переписал множество духовных книг. Возвратившись с Афона, он отправился в Киево-Печерскую Лавру на поклонение святыням, затем вернулся в Грузию и приступил к своим обычным подвигам. В 1885 году Алексий обосновался в Гелатском монастыре. В 1886 году он был переведен в Хобский монастырь и хиротонисан в сан иеродиакона, а в 1888 году - иеромонаха. В 1890 году, тяжело заболев, иеромонах Алексий вместе со своей матерью-монахиней и сёстрами обосновался в Теклатском монастыре. В 1891 году он начал строительство келий для монахов в Менджи (вблизи г. Сенаки), на т. н. " Острове Архангелов " . Собрав учеников в этой обители и наставив их должным образом, преподобный Алексий приступил к подвигу затворничества. Благодаря этому здоровье отца Алексия улучшилось настолько, что он смог служить литургию. Пожертвования он делил на три части: одну на свои личные нужды, вторую - для Церкви и гостей, а третью - для убогих и нищих. Когда строгий аскетический образ жизни истощил его телесные силы, он распустил своих учеников и стал общаться только со своими двоюродными сёстрами - схимонахинями Фавстой и Акепсимой. В келье у преподобного Алексия был крест высотой с человеческий рост, который во время молитвы он возлагал себе на спину. Это, как он сам объяснял, напоминало ему путь Христа на Голгофу. К посетителям он выходил только по субботам и воскресеньям. Несмотря на строгую и аскетическую жизнь и подвиги затворника, Алексий душой был удивительно близок с народом.

http://pravicon.com/info-3619

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ ЗАТВОРНИК Киево-Печерский, прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 апр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе святых, в Малой России просиявших). Предположительно жил во 2-й пол. XIII в., т. к. о нем, как и обо всех Киево-Печерских святых, живших во время и после монголо-татар. нашествия, сохранилось очень мало сведений. Он упоминается как «преподобный отец Алексий затворник» в числе святых «града Киева» в «Описании о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII в.). Мощи А. З. были открыты после 1675 г. и почивают открыто в Ближних пещерах, близ мощей прп. Саввы . Местная его канонизация относится к 1675 г., когда А. З. был присоединен к соборному празднованию, установленному свт. Петром (Могилой) , митр. Киевским, в 1643 г. Общецерковное почитание А. З. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1785 гг., согласно к-рым ряд Киевских святых (в т. ч. и А. З.) дозволялось вносить в московские общецерковные месяцесловы. Существуют совместные тропарь и кондак А. З. и прп. Савве. Ист.: Барсуков. Источники агиографии. Прил. С. II. Лит.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 7. Апрель. С. 150-151; Голубинский. Канонизация святых. С. 202-203; Минея. (МП). Апрель. Ч. 2. С. 171; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 120; Филарет (Гумилевский). РСв. Сент. С. 107. Игум. Андроник (Трубачев) Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/64700.html

13 сент. 1885 г. по благословению духовника иером. Феодора (Эристави) прп. Алексий поступил в мон-рь Гелати (Кутаисский центр. архив. Ф. 21. Оп. 1. Д. 16724. Л. 10). В мае 1886 г. по просьбе настоятеля мон-ря Хоби в Мегрелии архим. Вениамина (Чконии) прп. Алексий перевелся в Хоби (Прошение послушника Гаенатского мон-ря Алексия Шушании от 6 мая 1886 г. на имя еп. Имеретинского свт. Гавриила (Кикодзе)//Там же. Д. 16868. Л. 5-11; ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 44324. Л. 152 об.- 153). Здесь еп. Гурийско-Мингрельский Григорий (Дадиани) рукоположил его во диакона, в 1888 г.- во иерея ( Шушания. Церк. мыслитель. 2006. С. 33). Точная дата пострига прп. Алексия неизвестна. Можно предположить, что это произошло в период с июня по дек. 1886 г. В 1890 г. прп. Алексий тяжело заболел и подал еп. Григорию прошение об уходе на покой, а также просил разрешения поселиться для лечения в монастыре Теклати, где подвизались его мать и сестры. Чтобы узнать Божию волю о своем дальнейшем пути, прп. Алексий попросил близких ему духовных лиц молиться о нем в течение 15 дней. Насельнице мон-ря Теклати затворнице Феодосии было видение: прп. Алексий отправился на «Остров Архангелов», к монастырским вратам вышли 2 человека, к-рые несли икону архангелов Михаила и Гавриила и сказали: «Алексий обосновался на «Острове Архангелов» и прислал вам эту икону». Другой насельнице мон-ря Теклати, мон. Макрине (Гегечкори), было видение, что она пошла на «Остров Архангелов», где увидела 2 прекрасных юношей, которые наблюдали за мастерами, строящими каменные здания и закладывающими в их стены серебряные монеты. На ее вопрос, чье это здание, ей ответили: «Алексия Шушании и его близких» (Там же. С. 33, 34). Основание М. и деятельность прп. Алексия (Шушании) Монастырь Менджи. Фотография. 10-е гг. ХХ в. (Архив мон-ря Менджи Монастырь Менджи. Фотография. 10-е гг. ХХ в. (Архив мон-ря Менджи В 1891 г. прп. Алексий получил благословение еп. Григория (Дадиани) и приступил к строительству кельи на «Острове Архангелов». 24 июня 1892 г.

http://pravenc.ru/text/2562970.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви АЛЕКСИЙ Борисович Нейдгардт († 1918), мч. (24 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Николаевич Серебренников (1882 - 1937), мч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Семенович Скоробогатов (1889 - 1937), мч. (23 марта в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Алексеевич Мечёв (1859 - 1923), прот., московский старец, св. прав. (пам. 9 июня, 16 сент. и в Соборе Московских святых) АЛЕКСИЙ Иванович Ворошин (1886 - 1937), блж., мч. (пам. 12 сент., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ ЗАТВОРНИК Киево-Печерский, прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 апр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, в неделю 2-ю Великого поста – в Соборе святых, в Малой России просиявших) АЛЕКСИЙ СОЛОВЕЦКИЙ (1-я пол. XVII в.), пустынник, прп. (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых и в Соборе Новгородских святых) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АЛФАНОВЫ Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий (кон. XIV - нач. XV вв.), преподобные (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) АЛФЕЙ Анатольевич Корбанский (1871 (по другим данным 1873) – 1937), сщмч. (пам. 24 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), диак. АЛФЕЙ мч. Калутинский (пам. 28 сент.) - см. Александр, Алфей, Зосима, Марк пастырь, Никон, Неон, Илиодор и др.

http://pravenc.ru/rubrics/122336_8.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010