Указатель 3 святых славянских, грузинских и праздников Божией Матери, ненаходящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах греческой и русской церквей (к III отделу дня). Абалацкой иконы Божией Матери, 7 и 20 июля и 29 ноября. Або , муч. грузинский, 8 янв. Авив , еп. некресский груз., 6 июля и 13 нояб. Авксентий пр., 12 июня. Аврамий мирожский, 24 сент. Аврамий , палеостровский, 21 авг. Аврамий печенгский, 4 февр. Аврамий печерский, трудолюбивый, 21 авг. Агапит маркушевский, 21 мая. Агафон преп. печерский, 28 авг. Адриан ионзенский, 5 мая Адриан ондрусовский, 26 авг. Адриан пошехонский, 5 мар. Адриан сестринский волоколанский. Акила печерский, 28 авг. Акиндин , архим. печерский, 28 авг. Александрийской иконы Божией Матери, 1 сент. Александр ошевенский, 20 апр. Алексий печерский затворник, 21 сент. Аммон печерский, 28 авг. Анфилохий глушицкий, 12 окт. Анфилохий епископ, 28 авг. Анания иконописец Антониевский, 17 июня. Анастасий диакон печерский, 22 янв. Анастасий печерский подвижник, 28 авг. Анастасий струнницкий, 29 авг. Анатолий затворник печерский, 31 окт. Анатолий другой затворник печерский, 28 авг. Ангелина бранкович, 10 декабря, 1 и 30 июля. Ангеляр , 27 июля. Андрей Боголюбский, вел. князь, 30 июня. Андрей , инок Иоасаф, князь белозерский, 10 сент. Андрей пр. тотем., 10 окт. Андроник основатель московского Андроникова мон., 13 июня. Анна , супруга в. к. Ярослава I, 4 окт. Анна княжна, Янка, 3 ноября. Антиохийской иконы Божией Матери, 28 мая. Антоний марткопский, 19 янв. Антоний дымский, 17 янв. Антоний заоникиевский, 23 июня. Антоний леохновский, 17 окт. Антоний краснохолмский, 17 янв. Антоний новгородский архиепископ, 10 февр. Антоний новгородский другой, 3 авг. Антоний черноозерский, 17 янв. Аркадий новгородский епископ, 18 сент. Антоний новоторжский преп., 11 июня. Арматийской иконы Божией Матери, 17 авг. Арсений новгородский, 12 июля. Арсений печерский трудолюбивый, 28 авг. Арчил царь груз, 21 июня. Акила диакон печерский, 28 авг. Ацкурской иконы Божией Матери, 15 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Марта 9 (22) Священномученики Сергий (Лебедев), Димитрий (Гливенко), Алексий (Смирнов) и Сергий (Цветков) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) В январе 1938 года власти арестовали священников Ухтомского благочиния Московской епархии. Священномученик Сергий родился 16 июля 1875 года в Москве в семье диакона Павла Лебедева , служившего в Екатерининском храме на Большой Ордынке. Семья с семидесятых годов XIX века жила в Замоскворечье и поддерживала тесные отношения с диаконом Феодором Соловьевым, который служил тогда в церкви святителя Николая в Толмачах, – будущим затворником Смоленской Зосимовой пустыни иеросхимонахом Алексием. В 1896 году Сергей Павлович окончил Московскую Духовную семинарию и поступил преподавателем Закона Божия в Московскую Мароновскую церковноприходскую школу. Кроме того, с 1897 года состоял надзирателем Перервинского Духовного училища. В 1898 году он был рукоположен в сан священника ко храму Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря. С этого времени отец Сергий стал преподавать Закон Божий в одноклассной церковной школе при монастыре. С 1900 года он был законоучителем в воскресной школе Хамовнического попечительного училища, с 1902 года – помощником заведующего церковноприходской монастырской школой, а с 1910 года – за коноучителем в детском приюте. С 1911 года являлся почетным членом Совета детских приютов. Отец Сергий был отмечен церковными наградами: в 1905 году – набедренником, в 1911 году – скуфьей, в 1914 году – камилавкой. В 1901 году скоропостижно скончалась супруга отца Сергия София, с которой они прожили около четырех лет, и он остался с трехлетним сыном Борисом. В дом, где жил отец Сергий, близ Новодевичьего монастыря, перебрались его сестры Екатерина и Прасковья, а чуть позднее его мать, Мария Павловна, которая, похоронив мужа, взяла на себя заботы о воспитании внука. После смерти жены отец Сергий поехал в Зосимову пустынь к своему духовному отцу иеромонаху Алексию, чтобы посоветоваться, как жить дальше: остаться ли духовником в женской обители (в то время в женских обителях, как правило, были женатые священники) или перейти в другое место. Отец Алексий сказал ему: «Оставайся в монастыре, лучше быть среди голубиц, чем среди волков».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Алексий Зосимовский      Книга посвящена преподобному Алексию Зосимовскому (Соловьеву; 1846–1928), старцу-иеросхимонаху, затворнику Зосимовой пустыни, который на Всероссийском Поместном Соборе в ноябре 1917 года вытянул жребий избрания митрополита Тихона (Белавина) Патриархом Московским и всея России. Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году. В книге собраны фрагменты жития старца, его наставления, советы. Преподобный Алексий Зосимовский (в миру Федор Алексеевич Соловьев) родился 17 января 1846 года в Москве в многодетной семье священника. С самого раннего возраста отрок прислуживал в алтаре своему отцу. В 1866 году Федор Соловьев окончил семинарию, в 1867 году женился. Молодой выпускник семинарии был рукоположен в диаконы, и митрополит Московский Филарет (Дроздов) благословил отца Феодора служить в храме святителя Николая Чудотворца в Толмачах. В 1868 году у отца Федора родился сын Михаил. Заметное влияние на судьбу и духовное возрастание отца Феодора оказал настоятель Толмачевской церкви протоиерей Василий Нечаев (будущий епископ Виссарион). Прихожане уважали его за благоговейное служение, доброе и чуткое сердце. Отец Василий занимался еще и литературным трудом — был редактором и основным автором известного тогда журнала «Душеполезное чтение», который издавался при Толмачевском храме. В 1873 году молодой диакон Феодор овдовел, и отец настоятель загрузил его работой в редакции. В отце Феодоре проснулся интерес к литературной деятельности, и он начал писать статьи в журнал, некоторые из этих статей были изданы отдельными брошюрами. Кроме богослужений в храме, отец Феодор участвовал вместе с отцом Алексием Мечевым, тогда еще диаконом, в народных чтениях. В мае 1895 года отец Феодор Соловьев после двадцативосьмилетнего служения покинул Николо-Толмачевский приход, а в июне он был рукоположен в священника и определен в штат Кремлевского Успенского собора. Уже через два года отец Феодор был единогласно избран духовником соборного причта, а еще через год, незадолго до ухода в монастырь, стал протоиереем.

http://pravoslavie.ru/91756.html

Интервью Святейшего Патриарха Алексия болгарскому порталу «Религия БГ» 9 апреля 2007 г. 21:13 В преддверии Светлого Христова Воскресения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы главного редактора болгарского портала «Религия БГ» Албены Алексиевой. — Ваше Святейшество, традиции и теплые связи между нашими Православными Церквами — Болгарской и Русской — коренятся в глубокой древности. Еще митрополит Киприан (болгарин по происхождению) возродил Русскую Православную Церковь в XV веке. Русская Церковь в лице святителя Феофана Затворника сыграла большую роль в заступничестве перед царем–освободителем для освобождения Болгарии от турецкого ига. Ныне в Болгарии имена великих русских святителей Тихона Задонского, Дмитрия Ростовского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Митрополита Алексия и т.д. очень известны и глубоко почитаются. Большая духовная радость сегодня у нас и то, что в глубоком сердце нашей столицы Софии находятся святые мощи святителя Серафима Соболева. Имея в виду эти духовные и исторические связи между нашими Церквами, как Вы расцениваете эти связи сегодня, в настоящем дне? — В настоящее время эти связи также поддерживаются на традиционно высоком уровне и отличаются особой теплотой и интенсивностью. В Москве действует подворье Болгарской Православной Церкви , а в Софии — Подворье Русской Православной Церкви. Официальное общение между нашими Церквами проходит на уровне церковных делегаций. За последнее время ни одно важное церковное празднование ни в Болгарии, ни в России не проходило без участия, соответственно, русской или болгарской церковных делегаций. Студенты из Болгарии учатся в духовных школах Русской Православной Церкви, также как и наши студенты ездят на учебу в Болгарию. Среди епископата нашей Церкви есть архиереи, получившие духовное образование в богословских заведениях Болгарской Церкви, а многие болгарские архиереи называют Московскую Духовную академию своей Alma Mater. Мы видим, что традиция нашего близкого братского общения не прерывается.

http://patriarchia.ru/db/text/226823.htm...

Мы познакомились с владыкой в мае 1994 года при необыкновенных обстоятельствах. Я собирался уезжать из Болгарии, где работал в посольстве и пришел к своей духовной наставнице игуменье Серафиме в Княжевский монастырь. Говорю, матушка, у меня заканчивается срок, я должен возращаться в Москву. Когда уезжал из Москвы, я был полный ноль в духовном отношении. И вот четыре года я воспитывался в духовном смысле в монастыре. Возвращаюсь в Москву и в этом огромном городе у меня никого нет, даже знакомых священников, не говоря уже о духовных наставниках. И матушка говорит: «А вы не волнуйтесь. Давайте вместе молиться, и Бог Вам даст духовного наставника, но только смотрите, вам будет дан знак. Вы не пропустите его, отнеситесь ко всему серьезно». Я был потрясен, когда вышел. На свои молитвы я не уповал, но, зная матушку, как человека святой жизни. Она жила 50 лет в затворничестве в монастыре в Болгарии. Этот монастырь создан архиепископом Серафимом Соболевым, а она была его любимая ученица. И вот я, потрясенный, ушел от нее и думаю, ну, раз матушка будет молиться, значит, все должно быть хорошо. Не поверите, но на следующий день мне звонит посол, приглашает в кабинет и говорит: «Леонид Петрович, к нам приезжает Патриарх Алексий, а так как в посольстве только вы знаете, когда надо кланяться, когда на колени становиться, то я хочу, чтобы вы вместе со мной поработали с делегацией». Уже через неделю мы едем на встречу в аэропорт. Я вижу, как спускается по трапу Патриарх, и за ним человек десять в черных облачениях. Мы сразу поехали в Рыльский монастырь, там состоялся молебен перед мощами Иоанна Рыльского, потом трапеза. На столе расставлены карточки, где кто сидит, и напротив моей карточки – карточка епископа Евгения Решетникова. «Точно, знак, – подумал я. Прямо напротив меня Решетников, и я Решетников. Фамилия не такая уж и редкая, но и не частая. Ну, правда, знак, я сразу бросился к нему за благословением, представился, он оказался вятский Решетников, я – белгородский, корни мои из Белгорода. Но сердце твердо говорит, нет, нет, не туда. Я абсолютно обескураженный сел, выпили две-три рюмки ракии, разговор завязался, я что-то стал рассказывать. И смотрю, слева от владыки Евгения сидит архимандрит Алексий (Фролов), и так внимательно-внимательно большими голубыми глубокими глазами все время на меня смотрит. Я думаю, что такое, а он вдруг говорит:

http://pravoslavie.ru/67688.html

Немчиновка. Церковь Рождества Христова. Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Своим возникновением Немчиновка обязана Московско-Брестской железной дороге. В 1870 году был открыт участок Москва-Смоленск. После проведения железной дороги вдоль неё возникают пристанционные посёлки. В 1875 году М.А. Немчинов получает разрешение на строительство платформы на 16-й версте Московско-Брестской железной дороге. При станции возник посёлок. Храм в честь Рождества Христова был открыт в 1914 г., во время Первой мировой войны. Основатель поселка М.А. Немчинов передал жилой деревянный дом для устройства в нем церкви. Здание перестроили, и внешне церковь стала похожа на храм прп. Сергия Радонежского в Эммануиловке, где до недавнего времени находились мощи свт. Феофана Затворника. Храм имел колокольню с шестью колоколами. В 1924 г. силами прихожан построен церковный дом, в котором проживал настоятель храма Алексий Соколов с семьей и отцом — архиепископом Алтайским и Бийским Иннокентием, находившимся на покое. Отец Алексий был утоплен на барже при ликвидации Соловецкого лагеря, а диакон Елисей (Штольдер) расстрелян в 1937 г. в Бутове. В советское время храм был разрушен. Здание церкви было снесено, на её месте построен клуб. В 2002 г. была восстановлена приходская община церкви. Богослужения проходили во временном помещении поселкового клуба, который находился на месте разрушенного Христорождественского храма. 3 февраля 2005 года был утвержден эскизный проект и получено благословение Высокопреосвященного Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского на строительство трехпрестольного храма. Центральный престол храма был назван в честь Рождества Христова, боковой придел в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», придел в цокольном этаже с крестильным храмом – в честь священномученика диакона Елисея Штольдера. Первое богослужение в храме состоялось на праздник Рождества Христова в 2007 году. При недостроенном верхнем храме, в цокольном этаже был оборудован алтарь, временный иконостас, клирос.

http://sobory.ru/article/?object=08810

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Не могу сказать о себе, что не вспыльчив» 3 апреля, 2007. Марина Завада Да, иногда прийти к вере мешают небылицы, усвоенные со школьной скамьи, и предрассудки, укоренившиеся под воздействием безбожной пропаганды. Ныне, к счастью, времена изменились. Но и сейчас принять Христа многим не дают греховные страсти. http://www.izvestia.ru/person/article3102671/ «Покушений на меня, по счастью, не было» Вы много летаете, ездите по стране и миру. Между тем до вас Патриархи в основном были затворниками. Вы легки на подъем? Вам не надо себя пересиливать, превозмогать, отправляясь в путь? То, что до меня Патриархи редко покидали столицу, было обусловлено ограничениями советского периода. Но когда открылась возможность посещать епархии, не использовать ее было бы преступлением. Никогда не забуду, как встречали меня люди в начале девяностых. Приезд Патриарха был для них выдающимся событием. Конечно же и сегодня Патриаршие визиты — это особенное явление в епархиальной жизни, но тогда посещение отдаленных епархий Предстоятелем Церкви воспринималось многими как чудо. Помимо радости и утешения, которое я нахожу в молитвенном общении с паствой разных епархий, есть еще один момент. Иногда отношения региональных властей и епархиальных Преосвященных не складываются. Приезд Патриарха нередко помогает разрешить проблемы. Немало епархий нашей Церкви находится в странах ближнего и дальнего зарубежья. Во время визитов в эти государства стараюсь поддержать паству, исполнить традиционное для Предстоятеля Церкви миротворческое служение. При взлете и посадке читаете какую-нибудь молитву? Какую? Начиная путь, осеняю себя крестным знамением, испрашиваю у Господа благословение на дорогу. А приземляясь — благодарю Бога. Апостол Павел призывал христиан к непрестанной молитве (1 Фес. 5. 17), подразумевая не только непосредственное обращение к Богу, но и всегдашнее памятование о Нем, о Его присутствии в нашей жизни. Постоянная молитва помогает превозмогать жизненные тяготы, делает более совершенной радость, скрашивает беду. Поэтому стараюсь следовать апостольской заповеди.

http://pravmir.ru/patriarx-moskovskij-i-...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 9 (22) марта Священномученики Сергий Лебедев, Сергий Цветков, Алексий Смирнов  и Димитрий Гливенко В январе 1938 года власти арестовали священников Ухтомского благочиния Московской епархии, и среди них протоиереев Сергия Лебедева, Сергия Цветкова и Алексия Смирнова и священника Димитрия Гливенко и заключили в Таганскую тюрьму в Москве. Священномученик Сергий родился 3 июля 1875 года в Москве в семье диакона Павла Лебедева, служившего в Екатерининском храме на Большой Ордынке. Семья с семидесятых годов XIX века жила в Замоскворечье и поддерживала тесные отношения с диаконом Феодором Соловьевым – будущим затворником Смоленской Зосимовой пустыни иеросхимонахом Алексием, который служил тогда в церкви святителя Николая в Толмачах. В 1895 году Сергей Павлович окончил Московскую Духовную семинарию и с 1896 года преподавал Закон Божий в Мароновской церковноприходской школе, а с 1897-го – в Перервинском духовном училище в Москве. В 1898 году он был рукоположен во священника ко храму Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря. С этого времени отец Сергий стал преподавать Закон Божий в одноклассной церковной школе при монастыре. С 1900 года он стал законоучителем в воскресной школе Хамовнического попечительного училища, с 1902 года – помощником заведующего церковноприходской монастырской школой, с 1910 года – законоучителем в детском приюте. В 1901 году скоропостижно скончалась супруга отца Сергия София, с которой они прожили около четырех лет, и он остался с трехлетним сыном Борисом. С этого времени в дом близ Новодевичьего монастыря, где жил отец Сергий, перебрались его сестры Екатерина и Прасковья, а чуть позднее – его мать, Мария Павловна, которая, похоронив мужа, взяла на себя заботы по воспитанию внука. После смерти жены отец Сергий отправился в Зосимову пустынь к своему духовному отцу иеромонаху Алексию, чтобы посоветоваться, как жить дальше, остаться ли духовником в женской обители (в то время в женских обителях, как правило, служили женатые священники) или перейти в другое место. Отец Алексий сказал ему: «Оставайся в монастыре, лучше быть среди голубиц, чем среди волков».

http://fond.ru/foto/320/Aleksiy/

С.И. Четверухин От редакции Со дня выхода первого издания этой книги прошло более пятнадцати лет. С течением времени открывались все новые и новые сведения, факты, позволяющие расширить жизнеописание старца Алексия (Федора Алексеевича Соловьева; 1846–1928). С появлением в 1995 году первой книги, материал для которой предоставили Сергей Ильич и Ольга Сергеевна Четверухины, дала о себе знать живущая в Москве правнучка иеросхимонаха Алексия – Марина Георгиевна Осколкова, хранительница семейных реликвий, составившая архив, в котором собрано многое из того, что связано с именем ее знаменитого прадеда. Марина Георгиевна помогла исправить некоторые даты, уточнить кое-какие сведения, учтенные в последующих изданиях. Кроме того, она предоставила материал о сыне старца Алексия – своем деде Михаиле Федоровиче, его семье и взаимоотношениях старца и его родных, что, безусловно, обогатило повествование, привнесло новые штрихи и краски в жизнеописание, позволило более зримо представить атмосферу тех дней, ощутить драматизм революционной смуты и всего того, что с этим было связано. Второе издание было дополнено воспоминаниями о старце его родных, а также примерами, подтверждающими высоту его духовных дарований. К тому времени, в августе 2000 года, на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви иеросхимонах Алексий, Зосимовский затворник, был причислен к лику святых, что также нашло отражение в расширенном, более полном, повествовании о нем. А в марте 2002 года Святейший Синод постановил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века одного из авторов этой книги протоиерея Илию Четверухина с установлением дня его памяти 18 декабря. Настоящее, третье, издание – это плод совместных усилий Ольги Сергеевны Четверухиной и Марины Георгиевны Осколковой, продолживших поиск новых документов, свидетельств, расширяющих и уточняющих жизнеописание старца и близких ему людей, среди которых есть и те, кто теперь прославлен в лике святых. Составитель книги Сергей Ильич Четверухин умер в 1999 году в возрасте 89 лет, оставив по себе добрую память у родных, надеемся, и у читателей. Предисловие составителя

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

17 феврая 2018 года Протоиерей Алексий Уминский прочитал 12-ю лекцию на тему «Подросток в семье и Церкви» в рамках Православных просветительских курсов, проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией. Лекции этого, четвертого года обучения объединены темой «ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ». В лекции рассмотрены следующие темы: Лекция (продолжительность 50:21) Ответы на вопросы (продолжительность 58:28) Рейтинг: 9.1 Голосов: 347 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Марина 28 февраля 2018, 01:02 Напоследок. На этом моем любимом православном ресурсе с радостью нашла статью, где на вопрос о Причастии без исповеди беседуют Валерий Духанин и батюшка Вадим Леонов. Отец Вадим приводит слова отца Иоанна Крестьянкина, святителя Филарета Московского, святителя Феофана Затворника об обязательной исповеди перед Причастием. Вот какие истоки у нашей, русской традиции. Отец Вадим не отрицает категорично возможность Причастия без предварительной исповеди, но аргументирует в пользу все же наших устоев. Впрочем, для кого эта тема важна, прочтите статью сами: http://www.pravoslavie.ru/39157.html Марина 28 февраля 2018, 00:19 Простите, конец цитаты: " ...суд себе яст и пиет, не разсуждая, то есть не думая и не отдавая себе надлежащего отчета в том, сколь велика святыня Тела Господня, которую принимает. " Марина 28 февраля 2018, 00:14 Анна, Вы мне про Фому, я Вам про Ерему... Я понимаю приведенные Вами аргументы и не оспариваю их. И вообще не спорю. Просто лично меня такой подход к нашей традиции немного смущает. Опять же, я понимаю аргументы, но ведь у сложившейся русской традиции есть также свои аргументы. Когда-то давно я читала в книгах об обязательности исповеди перед Причастием. И опирались они на апостолов и святых отцов. Вот цитата: Св. апостол Павел пишет к коринфянам: Да искушает же человек себе — т.е. испытывает, прилежно рассматривает себя, делает проверку своей совести, перебирает все свои дела и помышления, достоин ли он св. причащения, — и тако от Хлеба да яст и от Чаши да пиет. А если не так, то суд себе

http://pravoslavie.ru/110935.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010