Скончался святой князь 32-х лет 4 октября 1052 года и был погребен в созданным им Софийском соборе. Священномученик Иерофей, епископ Афинский Священномученик Иерофей, епископ Афинский , был членом афинского Ареопага и обращен ко Христу апостолом Павлом вместе с Дионисием Ареопагитом (память 3 октября). Святой был посвящен апостолом Павлом в сан епископа. По предадень нию, епископ Иерофей присутствовал вместе с епископом Дионисием при погребении Пресвятой Богородицы. Скончался святитель Иерофей в I веке мученической смертью . Преподобный Аммон, затворник Печерский (XIII в.) Преподобный Аммон, затворник Печерский (XIII в.) , именуется Трудолюбивым. Святой ходил на Афон и в Иерусалим. По возвращении оттуда он прославился своими подвигами. Был образцом святой жизни для брадень тии. Погребен в Дальних пещерах. Память 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста. Святители Московские Петр, Алексий, Иона, Филипп и Ермоген Святители Московские Петр, Алексий, Иона, Филипп и Ермоген. Русская Церковь чтит и воспевает святителей Московских – митрополитов Петра, Алексия, Иону, Филиппа и Патриарха Ермогена как заступников, предстателей и хранителей Церкви и Отечества. После монгольского нашествия вставала обновленная Русь, когда архипастырем и духовным вождем ее Господь избрал «смиренного богомудрого Петра» и открыл его духовному взору грядущий жребий Москвы – первопрестольного града, сердца православной России. Уроженец далекой Волыни, носитель традиционного титула митрополита Киевского и всея Руси, святитель Петр (†1326) завещал похоронить его в заложенном его честными руками Успенском соборе Московского Кремля, и рака святых мощей его сделалась краеугольным камнем, благословением великого дела – собирания Русской Земли. Подвиг его продолжил святитель Алексий (†1378), «правило монашествующих и Церкви утверждение», духовный отец и воспитатель великого князя Димитрия Донского. Родом из черниговских бояр, постриженник Московского Богоявленского монастыря, святой митрополит всю свою жизнь отдал служению единству раздираемой междоусобными бранями Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В торжественном перенесении мощей святителя Феофана Затворника приняли участие тысячи людей во главе с Патриархом Алексием 30.06.2002 Многотысячный крестный ход с мощами святителя Феофана Затворника, прошедший из села Эммануиловка к Свято-Успенскому монастырю в поселке Выша, встретил Патриарх Московский и всея Руси Алексий во время своей пастырской поездки по Рязанской области. Предстоятель Русской Церкви возглавил здесь 29 июня торжества по случаю перенесения святыни в обитель, где 22 года в прошлом веке подвизался епископ Феофан Затворник - яркий проповедник и автор духовных книг, миллионными тиражами разошедшимися по всему православному миру. Под открытым небом перед ракой с мощами Патриарх Алексий совершил вечернее богослужение. В крестном ходе и всенощном бдении приняли участие хоры из трех уделов Божией Матери - с Афона, из Грузии и Киево-Печерской лавры. После канонизации святителя Феофана Затворника в 1988 году его мощи перенесли в единственную тогда близлежащую действующую церковь в селе Эммануиловка. Когда же появилась надежда на возрождение Успенской обители, по инициативе Патриарха было принято решение перенести святыню в отреставрированный соборный храм. " Мы верим, что теперь, когда великий Вышенский затворник вернулся в обитель, где совершал свои подвиги, монастырь вновь станет духовным центром Рязанской земли " , - сказал предстоятель Русской Церкви. Хотя большая часть построек монастыря по-прежнему занята областной психбольницей, Патриарх заверил, что Церковь будет ходатайствовать перед Минздравом о выделении средств на строительство неподалеку от монастыря нового здания лечебницы, пациентов которой опекают монахини обители. И Церковь по мере сил будет принимать участие в этом деле, сказал предстоятель. На следующий день на Соборной площади Рязанского Кремля в присутствии десятков тысяч верующих Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил благодарственный молебен небесному покровителю древнего города первому его епископу Василию Рязанскому. Это событие стало кульминацией торжеств по случаю освящения возрожденного на территории Рязанского Кремля Христорождественского храма, который теперь станет кафедральным собором города. См. также: Ссылки: Фоторепортаж с места события ИТАР-ТАСС/Православие.ru [ главная библиотека новости родителям ] Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-18 г.

http://zavet.ru/news/0206/n30.htm

Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 202; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 30; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сент. С. 163; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 659; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 130; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 528. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АЛЕКСИЙ ЗАТВОРНИК Киево-Печерский, прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 апр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, в неделю 2-ю Великого поста – в Соборе святых, в Малой России просиявших) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 3 июля, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)

http://pravenc.ru/text/182087.html

Алексий Монах. 2015. С. 158). Строительством руководили прп. Алексий и его племянник мон. Онуфрий (Шушания). В том же году возведение храма было завершено. 22 февр. 1909 г. его освятил еп. Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе) ( Шушания. Церк. мыслитель. 2006. С. 40). Недалеко от храма был построен братский корпус на 40 чел. (Рассказ послушницы Зои Шушании со слов схиигум. Фавсты (Шушании) от 5 мая 2013//Личный архив митр. Шио (Муджири)). С 1895 г. прп. Алексий не покидал обитель. Он не нарушил обета даже в связи с кончиной «самого близкого человека» - дяди Ислама, о чем впосл. очень скорбел (Преподобный Алексий. 2006. С. 352). С 1898 г. до конца жизни нес подвиг затворничества. Принимал людей лишь по субботам и воскресеньям, одновременно занимаясь писательской работой. После 17 ч. к нему запрещено было входить, что бы ни случилось. Пищу принимал раз в день, носил рясу из мешковины. В келье (площадь 5,5 кв. м), пристроенной к зап. стене храма, рядом с колокольней, стояли деревянное ложе с соломенной подстилкой, низкий стол, 2 табуретки и небольшой шкаф, на к-ром находился единственный образ - Иверская икона Божией Матери с предстоящими св. Иоанном Предтечей и св. Алексием, человеком Божиим ( Шио (Муджири). Алексий Монах. 2015. С. 157, 159). Особенно преподобный любил творить Иисусову молитву по четкам. Во время молитвы он иногда возлагал на плечи большой с человеческий рост деревянный крест, о к-ром говорил, что он соединяет его со Христом, восходящим на Голгофу ( Шушания. Жизнеописание. 2006. С. 8). В периодике нач. XX в. много писали о затворе прп. Алексия, нарушаемом лишь встречами с высшим церковным начальством в монастыре Теклати: в 1899 г.- с экзархом Грузии архиеп. Флавианом (Городецким) , в 1902 г.- с еп. Гурийско-Мингрельским Димитрием (Абашидзе) (впосл. схиархиеп. Антоний (Абашидзе) ), в 1903 г.- с экзархом Грузии архиеп. Алексием (Опоцким) ( Каландаришвили. 1903. С. 4; Шио (Муджири). Из переписки. 2011. С. 24). В 1899-1904 гг. скончались мать преподобного схим.

http://pravenc.ru/text/2562970.html

Архиепископ Иларион: В годы Первосвятительского служения Патриарха Алексия II произошли колоссальный количественный рост Русской Церкви и огромные качественные изменения в ее жизни 6 декабря 2009 г. 18:27 В беседе с ведущим информационной телепрограммы «Вести в субботу» Сергеем Брилевым председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион поделился своими размышлениями о служении приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II . «Каждый человек, особенно же человек такого масштаба и занимающий столь высокий пост, входит в историю либо со знаком " плюс " , либо со знаком " минус " . Патриарх Алексий — человек, в котором можно с полной уверенностью сказать, что она вошел в историю со знаком " плюс " ; он оставил глубокий след в жизни Русской Церкви», — подчеркнул владыка Иларион. Он напомнил, в каком состоянии была Русская Церковь, когда на Первосвятительский престол вступил приснопоминаемый Патриарх Алексий II: то была Церковь, ослабленная десятилетиями гонений, фактически существовавшая в гетто. Только в последние самые годы и даже месяцы жизни Патриарха Пимена Русская Православная Церковь стала выходить из этого гетто. Предшественники Алексия II на Патриаршем престоле, совершавшие служение в советские годы, вынужденно были затворниками — их видели только в храмах, которых они служили. Они даже не могли посещать епархии. Патриарх Алексий объездил всю Россию, всю Русскую Православную Церковь. Он совершил большое количество визитов в другие Церкви, при нем Церковь возросла многократно: в несколько раз увеличилось число приходов, монастырей, духовных школ, подчеркнул председатель ОВЦС. «Произошел колоссальный количественный рост Церкви, а также огромные качественные изменения в ее жизни, — засвидетельствовал архиепископ Иларион. — В этот тяжелый период нашей истории Русская Православная Церковь сохранила свое единство, несмотря на то, что много было сил, которые хотели это единство разрушить». В числе последних великих деяний в жизни приснопамятного Патриарха Алексия II владыка Иларион назвал воссоединение в 2007 году Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом. «То было увенчание всей объединительной деятельности, которую вел Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II», — сказал иерарх. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/393357.htm...

20 . Св. ДИМИТРИЙ, Царевич Московский, преставился страдальчески в 1591 году, Мая 15, в который день Церковь и память его совершает. Св. мощи его, в 1606 году, Июня 3 обретённые, почивают в Московском Архангельском соборе. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 15. Век XVIII. 1 . Св. ДИМИТРИЙ, Митрополит Ростовский, преставился в 1709 году, Октября 27. Св. мощи его, обретённые в 1752 году, почивают открыто в Ростовском Яковлевском монастыре, в церкви зачатия Пресвятой Богородицы на правой стороне в углу церковном. Церковь память его совершает Сентября 21. Смотри Месяцесловы, Сентября 21. 2 . Св. ИННОКЕНТИЙ, Епископ Иркутский, преставился в 1731 году, Ноября 26, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его, обретённые около 1766 года, почивают в Вознесенском Иркутском монастыре, по течению реки Ангары в пяти вёрстах от Иркутска. Память его установлено праздновать в церкви в 1804 году, Октября 28. Смотри Месяцесловы Московские и Киевские, с тех пор печатанные. Прибавление о Святых, почивающих в Киевских пещерах и проч. О Святых, почивающих в Киевских пещерах, которых время преставления неизвестно и которые не упоминаются в Месяцесловах, Прологе и Четьи Минеи, но токмо в описании Киево-Печерской Лавры и в Печерском Патерике к Святым причитаются, а именно: А) Святые, почивающие в Киевских Пещерах Пр. Антония, ближними именуемых 1 . Св. ИОАНН. Постник. Память его Декабря 7. 2 . Св. ИУЛИАНИА. Княжна Ольшанская. Св. мощи её обретены в XVI веке. Память Июля 6. Смотри Четь Минею, Июля 6. 3 . Пр. ЛУКА. Иконом. Память его Ноября 29. 4 . Пр. НЕКТАРИЙ. Память его Ноября 29. 5 . Пр. ФЕОФИЛ и ИОАНН в одной раке. Память их Декабря 29. 7 . Пр. КУКША. Священномученик и ученик его неизвестный. Память их Августа 27. 8 . Пр. АЛЕКСИЙ. Затворник. 9 . Пр. САВВА. Память его Апреля 24. 10 . Пр. СЕРГИЙ. Послушливый. Память его Октября 6. 11 . Св. МЕРКУРИЙ. Епископ Смоленский. 12 . Пр. ЕЛЛАДИЙ. Затворник. 13 . Пр. ФЕОФИЛ Печерский. Память его Марта 29. 14 . Пр. ОНИСИМ. Затворник.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Патриотические чувства Вышенского затворника проявились и при получении известия о гибели военного корабля “Русалка”. 1 ноября 1893г. он написал Митрофану Корякину письмо, исполненное трогательных и любвеобильных утешений осиротелым семьям погибших, которые, исполняя свой “военный долг” 174 перед Родиной, внезапно перешли в потусторонний мир. “Скончавшиеся по причине крушения “Русалки” должны быть причисляемы к сонму мучеников. Я не колеблясь решаю, что как разбойник со креста прямо в рай поступил, так и они. Я желал бы, чтобы все матери и отцы, братья и сестры, и жены умерших тогда прочитали сии строки, поверили истине их и утешились. Я почитаю смерть их, в отношении ко спасению вечному, лучше смерти всех, кои в ту пору умирали, будучи окружены родными и знаемыми. – Да упокоит Господь души их в Царствии Небесном!” 175 7. ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЕНИЙ ЕПИСКОПА ФЕОФАНА Святитель Феофан посвятил всю жизнь поискам пути к Вечной Жизни. В своих душеспасительных сочинениях он показал этот путь всем последующим поколениям. “Своими многочисленными вдохновенными писаниями, – говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, – Преосвященный Феофан учит нас внутреннему духовному общению с Богом. Он весь погружен в человека, в указание путей его таинственного общения с Богом под сенью Церкви” 176 . Многообразны предметы писаний Вышенского затворника. Почти ни одна деталь духовной жизни не ускользнула от его глубокого, внимательного наблюдения. Но главной темой его творений является спасение во Христе. При этом, как отмечают исследователи, труды великого подвижника веры и благочестия христианского, “полные духовно-благодатного помазания... в возможной полноте и близости отражают дух учения Христова и апостольского, мысли, характер и содержание творений богопросвещенных отцов и учителей Церкви, и все направлены к указанию высшего блага, вечных целей бытия человеческого и надежного пути в Царствие Небесное” 177 . Сам перечень этих творений 178 вызывает чувство благоговения перед великим трудолюбием, большой нравственной силой, духовным опытом Святителя-затворника. “Мы имеем полное право, – пишет один из биографов епископа Феофана, – назвать его великим мудрецом христианской философии. Он в такой же степени плодотворен, как и святые отцы IV столетия” 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Алексий , человек Божий, прп. (17/30 марта) Алим Маккавей , мч. (1/14 августа) Алипий Печерский , иконописец, в Ближних (Антониевых) пещерах (17/30 августа; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Алипий Столпник , Адрианопольский, прп. (26 ноября/9 декабря) Амвросий Медиоланский , еп. (7/20 декабря) Амвросий Оптинский , прп. (10/23 октября; 27 июня/10 июля) Аммон Печерский , прп., странник, затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 4/17 октября) Амос , пророк, из 12-ти малых пророков (15/28 июня) Амплий , ап. от 70-ти, сщмч., еп. Диоспольский (4/17 января ап.]; 31 октября/13 ноября) Амфилохий Иконийский , еп. (23 ноября/6 декабря) Амфилохий Глушицкий , чудотворец, прп. (13/26 мая) Амфилохий Печерский , Владимиро-Волынский, еп. (10/23 октября) Анания Вавилонский , отрок, мч. (17/30 декабря) Анания , ап. от 70-ти, еп. Дамасский, сщмч. (4/17 января ап.]; 1/14 октября) Анастасий Персиянин , прмч. (22 января/4 февраля; 24 января/6 февраля ) Анастасий Печерский , диакон, сщмч., в Ближних (Антониевых) пещерах (22 января/4 февраля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Анастасия Римляныня , Солунская (Фессалоникийская), прмц. (29 октября/11 ноября; 30 октября/12 ноября) Анастасия Сербская , мать свт. Саввы I, прп. (21 июня/4 июля) Анастасия Узорешительница , Римляныня, Иллирийская, вмц. (22 декабря/4 января) Анатолий Печерский , прп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (3/16 июля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Анатолий Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (3/16 июля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Ангели (Ангелис) , мч. (3/16 декабря) Ангелина Сербская , прав. (30 июля/12 августа) Ангеляр Охридский , равноап., пресвитер, исповедник (27 июля/9 августа) Андрей Боголюбский , блгв. вел. князь (4/17 июля) Андрей Вологодский , Каменский – см. Иоасаф Каменский Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый (2/15 октября) Андрей Критский , архиеп. (4/17 июля) Андрей Критский , прмч. (17/30 октября) Андрей Первозванный , ап. из 12-ти, брат ап. Петра (30 июня/13 июля ап.]; 30 ноября/13 декабря)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСИЙ ЗАТВОРНИК Киево-Печерский, прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 апр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, в неделю 2-ю Великого поста – в Соборе святых, в Малой России просиявших) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/rubrics/127165.html

Основное содержание ее духовной жизни составляла внутренняя молитва. За все годы затвора В. С. ни разу не была в храме (в Скворчихе его закрыли в кон. 20-х - нач. 30-х гг.), однако от Церкви никогда не отходила, ее причащали священники, посещавшие затворницу. Приходившим к ней людям В. С. наказывала чаще ходить в храм, особо почитать день памяти своего небесного покровителя (говорила: «Чти свой день ангела, как Пасху»). В. С. прославилась даром прозорливости, ей в равной мере были открыты события и человеческие мысли; блаженная обладала также даром исцеления, молитвенной помощи. О времени и обстоятельствах своей кончины В. С. знала заранее, о чем прикровенно сообщила верующим. 26 февр. 1966 г. в сарае, где она жила, случился пожар, старицу вытащили из огня. Несмотря на то что ожоги были несильными, на следующий день В. С. умерла, была похоронена на кладбище в Скворчихе. Народное почитание блаженной с годами не ослабевало. В дек. 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось обретение мощей В. С., ныне они находятся в Богородице-Казанском храме г. Мелеуза (подворье Енатского в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. монастыря ). В 2001 г. Патриарх Алексий II благословил прославить подвижницу в лике местночтимых святых Уфимской епархии, чин прославления совершил Уфимский и Стерлитамакский архиеп. Никон (Васюков) . В 2002 г. наместник Покровского Енатского мон-ря игум. Симеон (Кувайцев) составил акафист блаженной, читаемый в храмах Уфимской епархии, написаны иконы В. С. Лит.: Зимина Н. П., Васильева И. Л. Варвара Архангельская//Уфимские ЕВ. 1996. 8-9; Мохов В. В., прот., Зимина Н. П., Васильева И. Л. Угодница Божия Варвара затворница - праведница Уфимской земли безбожного времени (1890-1966)//Ежег. Богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы, 1998. М., 1998. С. 238-245; они же. Блаженная Варвара затворница - праведница Уфимской земли безбожного времени//Культурные и духовные традиции рус. Башкортостана: история и современность: Сб. тр. респ. науч.-практ. конф.: В 3 ч. Уфа, 1998. Ч. 2. С. 32-38; Зимина Н. П. Блаженная старица Варвара, затворница Скворчихинская (Варвара Васильевна Архангельская, 1890-1966)//Уфимские ЕВ. 2001. 7-8; она же. Блаженная Варвара Скворчихинская//Там же. 2003. 3.

http://pravenc.ru/text/154101.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010