Боясь, однако, совершить такой важный шаг без совета опытного духовника, она 24 октября 1908 года поехала в Зосимову пустынь к затворнику отцу Алексию переговорить с ним о начатом деле и принять благословение, вполне уверенная, что отец Алексий одобрит ее намерение. Но не тут-то было. Старец, выслушав матушку, решительно воспротивился ее желанию удалиться на покой. Сколько та ни убеждала старца, говоря, что уже с первых дней монашества стремится к уединению, затворник оставался непреклонным. Два дня пробыла матушка в Зосимовой пустыни, три раза часа по два беседовала со старцем и, не получив от него согласия, пришла в крайнее смущение; трудно ей было отказаться от взлелеянной мечты – жить и спасаться вблизи Преподобного 12 . Перед самым отъездом матушка еще раз вошла к отцу Алексию и, упав на колени, со слезами просила его не отказать в благословении. Тут с батюшкой произошла какая-то перемена: он откинул назад голову, устремил куда-то взор и сказал: «Вот на что я могу Вас благословить: устраивайте сами скит где-либо в лесу. Будете время от времени туда удаляться, а затем и совсем переедете». Такая новость разом ошеломила матушку. Ей вспомнился глас Царицы Небесной: «Устраивай сама». Здесь только она поведала старцу о всем бывшем с нею у иконы Знамения. Последний как бы ухватился за это и с большим воодушевлением стал объяснять, что матушка даже обязана создать скит, так как Божия Матерь призывает ее к тому, что нужно было с самого начала рассказать о чудесном зове. Но как ни убедительно доказывал отец Алексий, наша матушка стояла как пришибленная: ей до сердечной боли не хотелось расставаться с заветным намерением и менять принятое решение. Одно лишь могла она проговорить: «Батюшка, да где же и каким образом? У меня нет ни места, ни средств, ни сил духовных, чтобы начать такое сложное дело». «Царица Небесная, – ответил старец, – Сама и место изберет, и средства даст, и духовно устроит. Ты будешь только Ее служкой, орудием...» Окрыленная своей мечтой ехала матушка в Зосимову пустынь, а теперь разбитая возвратилась в Москву; ей казалось, что все в жизни у нее отнято, и она даже пожалела, что обеспокоила старца. Не лучше ли было действовать без посторонних советов?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

«Что делает подвергшийся нападению злого человека? Подавши его в грудь, кричит: караул. На зов его прибегает стража и избавляет его от беды. Тоже надо делать и в мысленной брани со страстями – разсерчавиши на страстное, надо взывать о помощи: Господи, помоги! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси меня! Боже в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися!» (св. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1914. с.209). 58 см. Отец Алексий Мечев. Воспоминания. Париж. 1989. с.18. 59 Клиффорд Саймак. Паломничество в волшебство//Клиффорд Саймак. Паломничество в волшебство. Братство талисмана. М., 2002, с. 89. 60 «Как выгонять? Неприязненным к ним движением гнева или разсерчанием на них. У всех святых Отцов нахожу, что гнев на то и дан, чтобы им вооружаться на страстные и грешные движения сердца и прогонять им их… Не с честью надо провожать помысл, а как врага – гневным отвержением. Увидев обидчика – надо прогневаться – но не на него, а на себя, или на того, кто подсовывает вам помысл» (св.Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. – М., 1914. сс. 199-200 и 203. 61 Выражение барда Тимура Шаова из «Астрологической песни». 62 «Я хотел быть служителем Бога и много трудился для того, чтобы стать им; и вот в конце концов я стал славить Бога моими работами по астрономии… Я показал людям, которые будут читать эту книгу, славу Твоих дел; во всяком случае в той мере, в какой мой ограниченный разум смог постичь нечто от Твоего безграничного величия» – И. Кеплер. цит. по: Философия эпохи ранних буржуазных революций. – М.,1983. С. 85. 63 «Один брат, приняв иноческий образ, тотчас заключился в келлии, говоря: я отшельник. Старцы, услышав о том, пришли, вывели его, и заставили обходить келлии монахов, приносить раскаяние и говорить: простите меня! я не отшельник, но монах новоначальный. И сказали старцы: если увидишь юношу по своей воле восходящего на небо, удержи его за ногу, и сбрось его оттуда: ибо ему это полезно» (Древний Патерик. 8,159). 64

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Теперь несколько слов об устройстве столпов. Столпы делались различного вида и высоты. Устроилась столпообразная башня, т. е. столпообразный малый затвор, затворный столп с балконом на верху 853 . Верхняя площадка столпа, на которой стоял подвижник, была весьма небольшая, на столпе св. Симеона I она, по вычислению Вогюэ, едва равнялась одной квадратной сажени. Гиббон говорит, что, по словам Евагрия, площадка столпа имела окружность в 3 фута (в 2 локтя) 854 , но такой незначительный размер противоречит и здравому смыслу, и фактам и правилам архитектуры. Глядя на нее снизу легко было впасть в заблуждение. Эта площадка иногда окружалась деревянною, досчатой, сплошной решеткой ( βατης, μ, διος), из за которой видны были только голова и плечи подвижника, или же просто решеткой ( κιγκλδωμα). Изображение подобных столпов можно видеть на миниатюрах Кондакова 855 . Для защиты от солнечного зноя и непогоды устраивался иногда на столпах навес или даже род малой келлии, как можно предположить из выражения γκλειστριος στλος. О существовании навесов известно из Четий-миней, где в житии св. Даниила столпника 856 рассказывается о том, что ему был устроен навес над столпом императором Львом; или в житии св. Алипия рассказывается, что он сбросил свой навес. Поднятие на верхнюю площадку столпа возможно было только посредством подъемной лестницы. Г. Семенов говорит, что столпник лестницу обыкновенно держал у себя на верху и спускал ее только в крайних случаях, тогда, продолжает он, они вовсе не имели никаких подъемных лестниц, а все необходимое для себя принимали по веревке, спускавшейся вниз на блоке 857 . Это неверно. В существовании блока необходимо усомниться, так как едва ли св. столпники, отказывавшие себе во всем необходимом, могли пользоваться услугами блока для принятия на столп пищи. А что лестница для восхождения на столп была снаружи, в этом уверяют нас жития святых. Так, когда св. Симеон I по повелению посольства, присланного сирийскими епископами для исследования подвига святого Симеона столпника, хотел сойти со столпа, то посланные не велели сходить ему 858 . Значит, они видели, как он вступал на лестницу; когда св. Даниила возвели в сан пресвитера, то была приставлена лестница к столпу и туда вошел епископ, или когда некто Геласий рассердился на св. Даниила за столпостояние в его владениях и велел ему сойти со столпа, и когда св. Даниил начал сходить со столпа, то Геласий и народ, видя его опухшие ноги и то затруднение, с каким он прошел 6 ступеней, велел вернуться ему обратно. Можно предполагать, что и внутри столпа устраивалась лестница. Восхождение столпника на построенный столп совершалось с соблюдением некоторых обрядов. В древних рукописях Ассемани сохранился полный чин таких восхождений 859 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Обеты вольной нищеты, избрание тягостного и прискорбного жития в целях приобретения свободы духа и искоренения греха, обеты молчания 1188 , удаление из мира св. юродивых путем пребывания в мире, а св. столпников – путем заключения на столпах, а главное – умерщвление плоти, – вот все то, что объединяет эти два оригинальных подвига. Далее, как те, так и другие приучали себя к смирению, пособием к чему им служило созерцание и самоиспытание – строгое требование от себя отчета в своих делах и поступках, обозрение своей нравственной жизни. Разница в них только в том, что св. столпники стояли на столпах, и мир шел к ним, от которого они бежали, а св. юродивые сами шли в мир, чтобы служить страждущему человечеству. Затем, в борьбе с плотскою страстью св. столпники употребляли способ решительного избегания женщин, а св. юродивые, наоборот, имели постоянное обращение с женщинами, приучаясь к индеферентному бесстрастному отношению. Наконец, заметим, что сходство этих двух подвигов заключается еще в непрерывности их. Иные святые изменяли свои подвиги и налагали на себя и на известное время (на год, на несколько месяцев) различные обеты: то молчания, то затворничества, то сорокадневного стояния на камнях и т. п., но обеты эти не были постоянными, а св. юродивые и св. столпники 1189 свои обеты: «юродства» и «столпничества» со всеми их видами довели до конца, не ослабевая и не унывая. В достижении нравственного усовершенствования св. юродивые и св. столпники действовали так, чтобы всегда простираться в предняя 1190 и деятельно усовершаться в доброделании. Это непрестанное усовершение в «юродстве» происходило своеобразным способом. Св. юродивые, как жившие в миру и вращавшиеся среди различных лиц, не позволяли себе того, чтобы из их рук, так сказать, ускользало то, что могло послужить поводом к стяжанию добродетели. Мы видели, что они сами напрашивались на оскорбления и делали так, чтобы их били, ругали. На подобные их действия надобно смотреть с той точки зрения, что они старались сколько хватало их сил – не избегать всяких «противностей» 1191 на пути к добродетели, которые могли служить им к благоуспешному шествию по пути доброделания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Прощение». Рассказ Юлии Кулаковой. – А отец девочки меня простит? – спрашивала она молодого священника слабым голосом. Откуда ему это знать – сейчас ее это не заботило, и казалось, что он ответит на все вопросы. – Простит, – отвечал батюшка. – Вот ведь как получается… Чтобы вы прорвались к Богу, чтобы покаялись, – ради этого понадобились жизни трех людей… – А они сейчас у Него? – кивнула она на Распятие. Иерей Алексий Дарашевич: Полюбить прощение – значит полюбить боль и обиды Будучи христианами, мы стремимся прощать обиды. Но стремиться и сделать – далеко не одно и то же. Почему же так сложно исполнить собственное намерение? Прощение обид Ничто так не сильно пред Господом, как прощение обид, потому что оно есть подражание одному из самых ближайших к нам действий милосердия Божия, и ничем так легко не искушаемся мы, как гневливостью и желанием отмщения задорным словом, а нередко и делом. Феофан Затворник – о прощении. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 10 марта, 2019 10 марта, 2019 15 марта, 2024 6 марта, 2022 6 марта, 2022 7 марта, 2021 29 февраля, 2020 29 февраля, 2020 10 марта, 2019 10 марта, 2019 10 марта, 2019 15 марта, 2024 6 марта, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/10-luchshih-tekstov-o-...

«А тебе что за дело, если это скажут, отвечал св. Серапион; ведь, ты говорила, что умерла для людей, а мертвецу нет никакой до того нужды, бранит ли его кто или смеется над ним, потому что он нечувствителен ко всему». Тогда затворница сказала: «прикажи мне сделать другой подвиг; теперь я еще не дошла, а только молюсь о том, чтобы дойти до такой степени». «Смотри же, сестра, сказал св. юродивый, не величайся, будто ты святее всех, и не хвались, что умерла для сего мира. Вот ты узнала, что жива еще и угождаешь людям. Я могу быть более мертвым, чем ты, и что я умер для мира, могу доказать делом, – именно тем, что равнодушно взираю на него, ибо не стыдясь и не соблазняясь, могу сделать то, что приказываю тебе» 716 . Таким образом, на основании рассказанного можно заключать, что св. юродивые, препобедив свою плоть, препобеждали естество и становились выше его, так что все окружающее не могло оказывать на них растлевающего действия и потому, они пребывали в миру бесстрастными. «Св. Симеон в толикое прииде бесстрастие, яко плоть его бяше, аки некое нечувственное древо, никакова же в себе вожделения ощущающа, умерщвленным бывшим удом его весьма» 717 ; он, посреде жен играющи пребывание, якоже чистое посреде огня злато, и множицею от безстудниц руце в недра его влагающих, скоктаемый сущи, пребывание яко мертв телом, древу нечувственну подобный 718 . Надо думать, что бесстрастность такая в св. юродивых была вследствие того, что они постоянно следили за своими душевными движениями и сохраняли свой ум от страстных помыслов непрестанным молитвенным созерцанием Бога, так как страсти, по учению преподобного Феона и Диокла, охватывают существо человека тогда, когда ум его перестает мыслить о Боге, и по необходимости подпадает человек под власть духа плоти 719 . Вот объяснение того случая, когда св. Симеон, однажды пройдя по городу нагой, зашел нагой же в женскую баню. Притом, он и сам другу своему Иоанну диакону объяснил свои чувствования в женской бане: «веру ими мне, брат, говорил св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

утреня 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час вечерня суббота воскресенье понедельник вторник 16, 19, 20 четверг пятница 13, 14, 15 суббота Храмовый праздник в среду или четверг 5-й седмицы Особенности этого варианта связаны с тем, что в храмовый праздник кафисмы на вечернях не отменяются (см. 34-ю и 35-ю храмовые главы). Потому здесь можно, опираясь на обычное расписание для 5-й седмицы, просто «сдвинуть» его с учётом сокращения кафисм во вторник. При этом кафисма на 1-м часе в понедельник отменяется (необходимости в её компенсационном добавлении нет), а 18-я кафисма будет прочитана 2 раза. В итоге от стандартного расписания для 5-й седмицы данный вариант будет иметь отличия в интервале от утрени вторника до 1-го часа в четверг. утреня 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час вечерня суббота воскресенье понедельник вторник 16, 18, 19 четверг пятница 13, 14, 15 суббота В заключение обратим особое внимание, что первый и второй варианты расписания кафисм являются универсальными, актуальными для всех приходов (ибо Благовещение празднуют везде), тогда как третий вариант будет индивидуальным для того храма, в котором совершают престольный праздник; в других храмах (т. е. в подавляющем большинстве приходов) будут руководствоваться обычной схемой чтения кафисм для 5-й седмицы Великого поста. Раздел VI. Психология Христианский взгляд на эмоции Священник Алексий Талалаев, V курс СПДС В святоотеческой литературе эмоциональным явлениям уделяется большое внимание. Хотя сам этот термин здесь не употребляется, однако нетрудно заметить, что эквивалентом эмоциональных явлений выступает раздражительная часть души, средоточием которой является сердце. Характеристика раздражительной части души, даваемая в святоотеческой литературе, во многом совпадает с характеристикой эмоциональных явлений, даваемой светской психологией, но есть и важные различия, анализ которых имеет существенное значение для понимания механизмов регуляции эмоций. Рассмотрим характеристику эмоциональной сферы человека, содержащуюся в трудах святителя Феофана Затворника , который опирался на опыт своих предшественников и во многом развил его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Семья – это житейский крест для главы! Терпи, покорствуя Господу и всё с своей стороны делая, всё предай в волю Божию. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Умудренный опытом жених старается отнестись к себе возможно строже, а к новой подруге жизни более внимательно, и, если замечаются некоторые недочеты в невесте, то относить их не к ней, а к родителям ее, и стараться все покрыть любовью. Видя любовь и расположение своего мужа, в свою очередь, и жена старается платить тем же и, заметив шероховатость характера мужа, не умудренная опытом жена, покрывая всё любовью, незаметно старается исправить эти недостатки, шероховатости и действует руководительницей сердца очень искусно и через это взаимное любовное отношение друг к другу два существа, может быть, поначалу бывшие и совершенно противоположными друг другу, сближаются и делаются близкими и доживают до того, что образуется одно сердце и един дух. Св. праведный Алексий Мечев (1859–1923). Для домашней жизни нужно иметь мягкий характер, не быть формалистом и делать постоянные взаимные уступки. Не нужно быть очень настойчивым в своих взглядах и расположениях, особенно в мелочах, потому что мелочи наполняют большую часть нашей жизни. Нужно быть всегда готовым к маленьким жертвам для супруга. Доброе настроение – это чистый, ясный, бездымный воздух семейной жизни. Тяжело всем дышится при плохом настроении и характере ворчливом, придирчивом, нетерпимом, требовательном и скучном. Богослов Герман Шиманский (1915–1961). Чтобы сохранять взаимную любовь, вам надо быть откровенными и доверчивыми друг к другу. Недоверие, естественно сопровождаемое скрытностью, обыкновенно бывает источником подозрений и питает несогласия. Если дадите место в сердцах ваших недоверию и скрытности, множество неприятностей возникнет между вами. Не допускайте, чтобы вам пришлось испытать скорби, происходящие от несогласия. Священник Александр Рождественский (1872–1905). Прочнее те супружества и семьи, в которых интересы личных удовольствий приносятся в жертву любви к ближним: супругу, детям. Юридические ограничения не могут сохранить того, чего не создает любовь. А любовь совершенствуется, возвышается через жертвы для любимого. Где уклоняются от жертв, там затухает любовь, затухает жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Чин сей существовал также ещё у Греков, что можно видеть из свидетельства Вальсамона (XIV в.) при объяснении им 41 прав. VI вселен. собора, коим постановляется «испрашивать дозволение у настоятеля монастыря на затворничество». В России затворничество было известно уже в XII в. и относящиеся к нему чины находятся в рукописных требниках конца XIV и начала XV вв. Der Ritus ward nach der göttlichen Liturgie, bei welcher der Betreffende communicirte, vollzogen, und bestand aus Stichiren auf alle Töne, einer Ektenie, einem lauten und einem leisen Gebete des Priesters, nach welchem der, welcher sich dieser Art des Asketenthums widmete, mit brennenden Kerzen in seine Zelle begleitet wurde, wo er sich üben konnte im Gebete, in Betrachtung und ununterbrochenem Schweigen. Häufig war diese geistige Askese verbunden mit äusserster Enthaltung von Nahrungsmitteln, fast gänzlicher Entblössung von Kleidung, an deren Stelle der lange Haarwuchs gegen die Unbilden der Witterung nur mangelhaft schützte. Чин совершался после Литургии, за которой хотящий затвориться обыкновенно приобщался, и состоял из стихир всех гласов, ектений, двух молитв, из коих одна произносилась вслух, другая же – главопреклонения – тайно, после которых хотящего затвориться провождали при возожжённых свечах до места затвора, где он имел подвизаться в молитве, в созерцании или размышлении, безмолвии и другом каком либо виде аскетизма. Часто эти духовные подвиги соединялись с крайним воздержанием в пище, питии, одежде и прочих самоограничениях и лишениях. Im ersten Viertel des XVIII Jahrhunderts erfolgte in Russland ein Verbot dieser Form des Anachoretenthums, als eines Heerdes der Verbreitung and Begünstigung des Raskols, zumal, wie im «geistlichen Reglement» steht, wegen des im Vergleich zu Palästina kalten Klimas in Russland und des Mangels an geistlicher Führung und Hilfe. Und in zweifelhaften Fällen, bei wem soll er Rath suchen? Wer wird ihn pflegen in Krankheit? Oder steht ihm bei in der Sterbestunde? В первой четверти XVIII в. последовало в России запрещение затворничества сколько потому, что оно являлось местом укрывательства для раскольников и людей беглых, столько же и «холодного ради, сравнительно с Палестиной, воздуха в России» и по отсутствию духовного руководительства в случаях сомнения и «падежей совести», беспомощности при болезни и невозможности напутствия при смертном часе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

«1)При благодатном состоянии человек находится в некотором томительном, скорбном состоянии недовольства собою и своим положением: однако ж это не то, что скука. 2) При благодатном возбуждении есть крушение духа, пробуждение тревог совести; однако ж это совсем не то, что обыкновенное досадование на себя за промахи в нашем быту, более или менее значительные. 3) При возбуждении благодатном дается сердцу ощутить иную некую лучшую, совершеннейшую, отраднейшую жизнь; однако ж это совсем не то, что бывает у тех, кои чувствуют пробуждение светлых порывов и благороднейших стремлений...» 253 . Милость Божию, действие Святого Духа, по мнению святителя Феофана Затворника , следует беречь и продлевать, а лучшими средствами для этого он считает уединение, молитву и размышление. Требуется огромная работа человека над собой, прежде чем ему удастся отвернуться от греха. Причем работа эта должна проходить не в рамках так называемой гуманности, не на основании гуманистических ценностей, опора которых, по словам святителя, – саможаление, человекоугодие и земность. Совсем наоборот, «все надо трудиться над собою, пока вместо саможаления не возродится безжалостность к себе и непощадение, не восчувствуется жажда страданий, желание умучить себя, истомить и тело свое, и душу; пока вместо человекоугодия не образуется, с одной стороны, отвращение от всех недобрых обычаев и связей, некоторое враждебное, с раздражением, противление им, а с другой – обречение себя на все неправды и все поношения людские; пока вместо вкуса только в одном вещественном, чувственном, видимом, придет безвкусие к ним и омерзение и зачнется искание и жаждание одного духовного, чистого, Божественного; пока, вместо земности, ограничения жизни и счастия только землею, не исполнит сердца чувство странничества на земле, с единственным стремлением к отечеству небесному» 254 . И все же главной силой в отвращении человека от греха при всем к тому стремлении человека, утверждает святитель Феофан, является милость Божия, и потому главным показателем правильности пути христианина и его совершенства должно быть «совершенное отрешение от всего и предание себя Господу» 255 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010