Услышав об этом, иудеи просили игемона, чтобы он послал в Вифлеем на апостолов тысящника с войском. Апостолы ужаснулись, но Дух Святый успокоил их и сказал: «се бо на облацех провожду вы в Иерусалим». Апостолы действительно скоро очутились в Иерусалиме, в доме Божией Матери, где она уже находилась, будучи еще прежде их перенесена силой Духа Святаго. Войско, явившееся по приказанию игемона в Иерусалим, не нашло там ни апостолов, ни Божией Матери. Раздраженные иудеи вздумали предать огню дом Богоматери, но огонь обратился против них самих и попалил множество народа. Это произвело великий страх во всем городе, и многие из иудеев уверовали в Иисуса Христа. Когда собрались все апостолы, Дух Святый сказал: как в неделю было благовещение, рождество в Вифлееме, вход Господень в Иерусалим, и в неделю при кончине мира приидет Господь судить живых и мертвых, так в неделю же Он имеет приити с небес и ради преставления св. Девы 65 . Услышав это, Богоматерь велела «возложити кадило». Во время молитвы явился Господь и с Ним множество ангелов. Господь сказал Богоматери: «се отныне будет тело твое честное преложено в рай, а святая твоя душа на небеса в сокровища отча, в светлость, идеже есть мир и веселие». Богоматерь просила Господа благословить ее: «всякому человеку, призывающему или нарицающему имя рабы твоея, подаждь помощь твою». Апостолы упали к ногам Богоматери и молились: «Мати Господня, остави всему миру благословение, яко отходиши от него». Богоматерь обратилась к Господу и сказала: «помилуй весь мир твой и всякую душу, нарицающую имя твое, да прославлена будет рождшая тя; идеже бывает память имени твоего святаго, святи место то и прослави прославляющая тя именем моим, приемля таковыя на всяко прошение и молитву и обет». После этого Господь обратился к апостолу Петру и сказал: приспело время, начни пение. Когда же Петр начал пение, все силы небесные восклицали: аллилуйа! Воздев руце, Богоматерь блогословила каждого апостола. Господь простер руце свои и принял святую и непорочную ее душу. Петр и Павел и Фома облобызали честные нозе Богоматери, и все двенадцать апостолов понесли на одре честное тело ее. Когда они несли одр, один еврей, по имени Иофония (Иефония), схватился за него руками и хотел уронить его на землю; но внезапно ангел Господень невидимой силой, мечем огненным, отсек обе руки его по плечи, и они повисли на одре. По повелению Петра, Иефония обратился с молитвой к Богоматери, и, по слову того же Петра, руки Иефонии отстали от одра и прилепились к Иефонии на своем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Указанием на это и начинается Слово о пришествии волхвов. На Востоке вообще издавна существовало предание о имеющем явиться великом Царе, перешедшее, конечно, от иудеев. В книге пророка Даниила говорится, что однажды, когда пророк изъяснил Навуходоносору виденный им загадочный сон, царь пал на лице свое, поклонился Даниилу и велел принести ему дары и курения. И сказал царь Даниилу: истинно, Бог ваш есть Бог богов и владыка царей. И возвысил царь Даниила и поставил его над всею областию Вавилонскою и сделал его начальником над всеми магами Вавилонскими ( Дан.2:46–49 ). Эти маги Вавилонские, конечно, могли усвоить от своего начальника Даниила его учение о имеющем явиться Царе Иудейском и о 70-ти седминах, по исполнении которых он должен был явиться, и передавать это учение из рода в род и распространить его повсюду. Мы выше указали на предание о пророчестве Зороастра, что Дева родит Сына, господство которого будет простираться на всю землю, предание, вошедшее в апокрифическое Евангелие детства Спасителя. Вот содержание Слова о приходе и поклонении волхвов. Когда персидские волхвы, Мельхиор, Каспар и Валтасар, постоянно наблюдавшие и уже ожидавшие явления звезды, увидели необыкновенную звезду на востоке, то они поняли, что пришло время исполнения пророчества Валаама, что новая звезда «рождение великого царя являет». Звезда шла от востока не на запад, как прочие звезды, но к полудню. Взявши дары от своих сокровищ, злато, ливан и смирну, волхвы пошли по течению звезды. Мне думается согласно с писаниями божественных отцев, говорит автор Слова, что это была не звезда, но некая сила Божия, принявшая вид звезды 15 . Все обыкновенные звезды текут на запад; эта же звезда, против естества, шла на полдень; все звезды, по восхождении солнца, помрачаются и невидимы бывают; от этой же звезды солнечные лучи отражаются и невидимы бывают; когда волхвы, во время путешествия останавливались, останавливалась и звезда; когда они снова начинали путь, шла с ними и звезда, пока пришли в Иерусалим, где царствовал Ирод.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

53 . Косарева  Л.Н. Рождение науки нового времени из духа культуры. – М., 1997. – С. 41. 54 .  Кочергин А.И., Цайер З.Ф. Информациогенез и вопросы его оптимизации. – Новосибирск: Наука, 1977. – С. 42. 55 . Левин Г.Д. Опыт философского покаяния.//Вопросы философии. , 2004. – С. 168–169. 56 . Левшенко Борис иерей. Догматическое богословие. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 1996. – С. 4. 57 .   Лега В. П. Лекции по истории философии. Часть I. – М.: ПСТБИ, 1999. 58 .  Ленин В.И. ПСС. Т. 26. – М.: Политиздат, 1973. – С. 556. 59 .  Лихачев Д.С. Русская культура. – М.: Искусство, 2000 – С. 10. 60 .   Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Политическая литература, 1991. – С. 137. 61 .  Лосский В.Н. Очерки мистического богословия восточной церкви. – М., 1991. – С. 83–84, 244–245; 10. 62 .  Луценко Е.В. О пути перехода технократической цивилизации к постапокалиптическому обществу.//Глобальные проблемы человечества. Сборник докладов конференции. – Краснодар, 1994. – С. 31–36. 63 . Максим Исповедник прп. Главы богословия. II часть. PG 90//28А. 64 .  Маркс К., Энгельс Ф. ПСС. Т. 21. – М.: Политиздат, 1973. – С. 276. 65 . Молоканов Г.И. Системная экология – философские и нравственные аспекты устойчивого развития. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. – Краснодар, 2000. – С. 21, 25. 66 . Налимов В.В. Вероятностная модель языка. – М.: Наука, 1979. 67 . Николис Г., Пригожин И.Познание сложного. Введение. – М.: Мир, 1990. – С. 90, 89, 156. 68 .  Николис Г., Пригожин И. Самореализация в неравновесных системах. – М.: Мир, 1979. – С. 20. 69 .  Орлов В.В. Философский манифест: Накануне двадцать первого века//Новые идеи в философии. – Международный сборник научных трудов. – Пермь, 1998, вып. 7. 70 .  Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение. -М.: Молодая гвардия, 1985. – С. 61. 71 . Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. – М.: Сретенский монастырь, 2003. – С. 339, 167–168. 72 .  Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Документы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 13–16 августа, 2000 г. – М.– С. 73.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

752 В иллюстрациях псалтирей (лобковой и др.) изображение рождества Христова приурочивается также к словам «Сын мой еси ты», но изображение Бога Отца здесь не вводится в этот сюжет. 754 Ср. тропарь 9-й песни канона нед. по Рожд. Хр.: «небеса (послужили) звездою, земля же ясльми, гора вертепом, волсви дарми, пастырие чудесем, ангели же слава в вышних Богу». 756 Подлинники критич. ред. (Акад. Филим. под 26 Дек.) указывают рядом с Иоанном Дамаскиным изображение Евфимия Великого со свитком: «Дева днесь пресущественнаго рождает и земля вертеп». В тропаре 1-й песни канона 26 Дек. читаем: «рожденному и пеленами повитому благочестно поклонился еси и к Нему, Евфимие, с благодушием отшел еси»: ср. троп. 4-й песни; в седальне по 6-й песни: «принесл еси Христу от Девы рожденному, Евфимие мудре, яко волсви, дары». 757 Для истории этих олицетворений см.: Bartoli, Admiranda roman. antiqu., tab. 12. Piper, Mythol. u. Symbol. der christl. Kunst II, 58 ff. Следует исправить ошибку Пипера на стр. 70–71: автор указывает олицетворение земли на одной иконе рождества Христова IX-XIII вв. в Мюнхене, но, судя по описанию автора, предположение его основывается на недоразумении. Описание дает видеть, что это греческая икона Рождества Христова обычной композиции. Здесь, по словам Пипера, «на левой стороне в пещере земля в виде пожилой женщины… держит Младенца, а другая женщина подает ей сосуд с водой». Ясно, что эта женщина представляет собой не олицетворение земли, но повитуху в обычной византийской сцене омовения Младенца. Для уяснения олицетворения пустыни имеет важность миниатюра ватик. рукоп. Иоанна Лествичника , где находится ξενιτεα – женщина с ветвью пустыни. Agincourt, LII. Миниат. ватик. рукоп. IX в. в атласе к Истор. виз. иск. проф. Кондакова, табл. X. 759 Рукоп. Макар. мон., л. 6. Ср. Tischendorf, р. 41–43; Protoev., с. XXII. Порфирьев, Новозав. апокр., 147. 761 Об иконографии Иоанна Предтечи: F. Piper, J. der Täufer in griechischen Kunstvorstell. Evang. Kal., 1867, 59. Ср. ст. гр. A.C. Уварова no поводу ст. Пипера: Археол. вестник, 1867, I, 70. Некоторые сведения в соч. г. Каменнова «Иконогр. св. Иоанна Крестителя», Правосл. собес., 1887.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Славянския слова таланта не дают И на Парнасс они поэта не ведут. Кто русской грамоте, как должно, не учился, Напрасно тот писать трагедии пустился; Поэма громкая, в которой плана нет Не песнопение, но сущий только бред ………………………………………. Талант нам Феб дает, а вкус дает ученье; Что просвещает ум? питает душу? чтенье. В чем уверяют нас Паскаль и Боссюет, В Синопсисе того, в Степенной книге нет. Отечество люблю, язык я русский знаю, Но Тредьяковского с Расином не равняю. И Пиндар наших стран тем слогом не писал, Каким Боян в свой век героев воспевал, Я прав, и ты со мной, конечно, в том согласен; Но правду говорить безумцам – труд напрасен, Я вижу весь собор безграмотных Славян, Которыми здесь вкус к изящному попран, Против меня теперь рыкающий ужасно! ………………………………………………… Во вкусе час настал великих перемен: Явились Карамзин и Дмитрев-Лафонтен! Вот чем все Русские должны гордиться ныне! Хвала Великому! Хвала Екатерине! Пусть Клит рецензии тисненью предает: Безумцу вопреки, поэт всегда поэт. И так, любезный друг, я смело в бой вступаю; В словесности раскол, как должно, осуждаю. Арист душею добр, но автор он дурной, И нам от книг его нет пользы никакой; В странице каждой он слог древний восхваляет И русским всем словам прямой источник знает: Что нужды? толстый том, где зависть лишь видна, Не есть Лагарпов курс, а пагуба одна. В славянском языке и сам я пользу вижу, Но вкус я варварский гоню и ненавижу. В душе своей ношу к изящному любовь; Творенье без идей мою волнует кровь. Слов много затвердить не есть еще ученье; Нам нужны не слова, нам нужно просвещенье 85 . Еще сильнее восстает Пушкин против Шишкова и его последователей в послании в Дашкову, осмелившемуся критически разобрать сочинения Шишкова. Что слышу я, Дашков? какое ослепленье! Какое лютое безумцев ополченье! Кто тщится жизнь свою наукам посвящать, Раскольников-Славян дерзает уличать, Князь Петр Иванович Шаликов (родом грузин, 1768–1852) был самым ревностным поклонником сантиментального направления. «Я служу грациям, писал он Глинке, ибо надобно и им служить; посвящаю труды мои одной приятности, ибо в этом состоит вся моя способность».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

5) Апокрифы смешанного содержания, Сказания о Лице Спасителя и Богоматери. Первоевангелие Иакова Сказание Афродитиана Персянина о бывшем чудеси в Персидстей земле Слово на Рождество Христово о пришествии волхвов Евангелие Никодима Послание Пилата к Тиверию Кесарю Сказание о приходе в Рим сестер Лазаря, Марфы и Марии Сказания о сошествии Иисуса Христа во ад. Слово Евсевия, Епископа Александрийского о вшествии Иоанна Предтечи во ад Слово в великую субботу Св. Епифания, архиепископа Кипрского Слово. в субботу шестую поста на воскресение друга Божиа. Лазаря Сказание об Иуде предателе Легенда об Иерействе Иисуса Христа Переписка Иисуса Христа с Авгарем и сказания о нерукотворенном образе Месяца августа 16 день. Принесение нерукотвореннаго образа Господа нашего Иисуса Христа. Сказание о нерукотворенне образе Господа нашего Иисуса Христа Повесть списана иже во святых отцем нашим Григорием епископом Ниским. о обретении нерукотворенаго образа Господа нашего Иисуса Христа. иже в Камулианех Принесение нерукотворенаго образа Господня от Едеса в Царьград Послание Авгаря царя к Господу нашему Иисус Христу Отписание Господа нашего Иисус Христа. Послано с Ананиею борзоходцем. к Авгарю царю в град Едес Повесть о нерукотворенном образе императора Константина Багрянороднаго Слово Иоанна Богослова на Успение Божией Матери Легенда о кровоточивой жене Веронике, поставившей образ Спасителя в Панеаде Слово о успении Божией Матери Иоанна, архиепископа Солунского Житие Пресвятой Богородицы Епифания, иеромонаха обители Каллистратовы Апокрифические сказания Эсхатологического характера. Вопросы Иоанна Богослова Аврааму на горе Елеонской I II Вопросы Иоанна Богослова Господу Вопросы князя Антиоха и ответы Св. Афанасия Александрийского Беседа трех святителей Беседа святых трех святителей, Василия великаго кесарийскаго и Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, с толкованием от патерика римскаго Устроение словес Василия и Григория Феолога и Иоанна Беседа трех святителей Сказания об Иисусе Христе, Богоматери и апостолах, вошедшие в хронографы Луцидариус Предисловие Часть I Часть II Часть первая. Книги сея Часть вторая. Книги сея Предисловие. Общий обзор апокрифических сказаний о новозаветных лицах и событиях

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

1415 Параллельные места палейных толкований на «Лествицу» и «Сказания Афродитиана». Ср.: Апокрифы–1999. С. 718–721. 1416 Особое апокрифическое «Сказание о сотворении и падении ангелов» в составе Палеи выделил И. Я. Порфирьев, который показал, что данный неканонический сюжет восходит через Епифания Кипрского к идеям «Малого Бытия» (см.: Порфирьев–1890. С. 21–31, 83–85). В древнерусской книжности различные вариации сюжета о падении Сатаниила имели самое широкое распространение, хотя далеко не все из них могут быть поставлены в непосредственную связь с Палеей (см. об этом: Порфирьев–1890. С. 87–89; Мочульский–1893. С. 101; Щапов–1906. С. 29–30; Городцов–1909. С. 50–61; Мильков–1997в. С. 207–212, 221; Апокрифы–1999. С. 50, 53; Апокрифы–1997. С. 172). 1417 «Сказание о Крестном древе» – самостоятельное апокрифическое произведение, которое вошло в Палею вопреки Индексам, часто включалось в богослужебные сборники, откуда перешло в духовные стихи и народные легенды (о различных версиях легенды в древнерусской книжности см.: Порфирьев–1890. С. 47–50, 98–100; Сумцов–1888. С. 85–89; Мочульский–1887. С. 157–165; Веселовский–1883; СККДР. Вып. 2. Т. 1. С. 60–66. Публикации различных версий неканонического произведения см.: Памятники–1862. С. 81–82; Тихонравов–1863. С. 305–313; ВМЧ. Сентябрь. Дни 14–24. СПб., 1869. Стлб. 763–766; Порфирьев–1890. С. 47–50, 96–103; БДДР. Т. 3. С. 284–291). 1419 В состав рассказа о столпотворении входит сюжет о Нимроде, которому, в отличие от Библии ( Быт. 10:6–10 ), приписывается руководство строительством Вавилонского столпа. Внеканонические сведения о Нимроде, возможно, восходят к особой внеканонической «Невротовой повести», упоминаемой в Хронографической Палее (см.: Памятники–1862. С. 20–21). 1420 Общий с ПВЛ мотив, расценивающий Евера как последнего благочестивого патриарха допотопной эпохи (ср.: ПСРЛ. Т. 1. Стлб. 91). В. М. Истрин считал сюжет об Евере частью единого апокрифического «Сказания о Невроте и Евере». 1423 Рассказ о Серухе с историей Авраама объединяет общая для них резко антиязыческая направленность: если Серух был инициатором идолопоклонства, то Авраам, его ближайший родственник, стал первым ниспровергателем идолов. На сюжетное и идейное единство рассказа, посвящённого разным отношениям Авраама и его предков к лживым богам, обращал внимание ещё В. М. Истрин (см.: Истрин–1897. С. 192). В этом же блоке читаются фрагменты «Откровения Авраама», где патриарх также характеризовался как бескомпромиссный антагонист язычества и ревнитель единобожия (см.: Апокрифы–1999. С. 376). В полном виде «Откровение Авраама» воспроизводится в Хронографической Палее. Во всех вариантах история Авраама начинается с Серуха, так как размежевание с язычеством положено внутриродовым бунтом Авраама. Об аналогичных мотивах в «Малом Бытии» см.: Порфирьев–1872. С. 240–244.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

82 ...архаггелъ Ивоилъ... – Иоиль, но среди архангелов нет обладателя такого имени; в других списках апокрифа он назван ангелом. Порфирьев полагает, что это имя возникло по ошибке у славянского автора, который воспринял αλ греческого оригинала, что означает по-еврейски Иаг Эл, Иегова Бог, как собственное имя (Порфирьев. Апокрифические сказания... по рукописям Соловецкой библиотеки. С. 40). 83 ...от плода тернова... – Терн, терновник, кустарник с колючими ветками; его ягоды употребляют в пищу. 86 ...плача... – В списке Погодина, 1615 читается «моча», в Румянцева, 358 и Погодина, 1018 – «плеча», в Библиотеке РАН, 13. 2. 25 (Яц. 26) – «плоча», Румянцева, 380 – «плача». Порфирьев считает, что это испорченное греческое слово πλακ от πλαζ, πλακος – доска (Порфирьев. Апокрифические сказания... по рукописям Соловецкой библиотеки. С. 212, примеч. 1). Стоит уточнить, что это греческое слово означает не деревянную доску, а каменную плиту, скрижаль, его применяют, говоря о скрижалях завета, данных Богом пророку Моисею. В современном болгарском «плоча» – каменная доска. Поэтому можно предположить, что в апокрифе речь идет о надписи на камне, хотя сюжета о «рукописании» Адама в греческом оригинале нет. 87 ...и держа у себя. – После этих слов в списке Румянцева, 358 изложена другая версия причины, почему Адам дал на себя «рукописание»: «А инде писано во святемъ писаньи. Адам бяше в раю, славя Бога со архангелы и ангелы во свте немерчающим; изгониму же ему бывшю из рая за преступление его, и не вдаше того Адам, еже нощь и день преж его Богом сотворена бысть, и сде прямо раю и плакашеся по райском житьи. И приде нощь и бысть тма, и въскрича Адам, глаголя: “Горе мне, преступившему Божию заповдь, изгнану из свтлаго райскаго житьа, пресвтлаго немерчающаго свта”. “О свт мой пресвтлый, – плачася и рыдая глаголаше, – уже не узрю сияниа твоего и немерчющаго свта, ни красоты райскиа вижю. Господи, помилуй мя падшегося”. Прииде же к нему диавол и глагола ему: “Что ся стоивши и рыдаеши?” Адам же рече: “Свта ради пресвтлаго, сокрывшагося мене ради”. Диавол рече ему: “Азъ ти дамъ свтъ, запишися ми рукописанием и родъ свой и чяд”. Адамъ же свта ради дасть ему рукописание, и написа тако: “Чий есть свт, того и азъ и чяда мои”. И прииде день и свт восия по всей вселенней. Дьявол же вземъ рукописание Адамле, сокры и въ Иордан под каменем, где Христос крестился» (Памятники старинной русской литературы. Вып. 3. С. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пехлевийские тексты, 1913. – The Pahlavi Texts. Vol. 2. Bombay, 1913. Пигулевская, 1951. – Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию. Из истории торговли Византии с Востоком в IV – VI вв. М. – Л., 1951. Пигулевская, 1979. – Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979. Петров, 1875. – Петров Н. И. О происхождении и составе славянского Пролога (иноземные источники). Киев, 1875. Пиотровская, 1987. – Пиотровская Е. К. «Христианская топография» Косьмы Индикоплова. – СККДР, 1987. Повесть, 1985. – Повесть о Варлааме и Иоасафе. Памятник древнерусской переводной литературы XI – XII вв. Подгот. текста, исслед. и коммент. И. Н. Лебедевой. Л, 1985. Повесть о Варлааме и Иоасафе, 1947. – Повесть о Варлааме и Иоасафе. Пер. с араб. акад. В. Р. Розена, под ред. и с введ. акад. И. Ю. Крачковского. М. – Л, 1947. Пономарев, 1890. – Пономарев А. И. Славяно-русский Пролог в его церковно-просветительном и народно-литературном значении. – Христианское чтение. СПб, 1890, 3–4, 5–6. Попов, 1865–1869. – Попов А. Н. Обзор хронографов русской редакции. Вып. 1–2. М, 1865–1869. Попов, 1872 – Попов А. Н. Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова. М, 1872. Порфирьев, 1876. – Порфирьев И. История русской словесности. Ч. 1. Древний период. Казань, 1876. Порфирьев, 1891. – Порфирьев И. Краткий курс истории древней русской словесности. Казань, 1891. Потапов, 1928. – Потапов П. О. К литературной истории «Сказания о двенадцати снах царя Шахаиши». – Сб. ст. в честь акад. А. Н. Соболевского. Л, 1928. Предварительный список, 1986. – Предварительный список славяно-русских рукописных книг XV в, хранящихся в СССР (Для свободного каталога рукописных книг). М, 1986. Пролог, 1916. – Пролог по рукописи Публичной библиотеки Погодинского древлехранилища 58. Вып. I. СПб, 1916. Пушкаш, 1983. – Puskas I. Herodotus and India. – Oikumene. Studia ad historian! antiquam classicam et orientalem spectantia. Budapest, 1983. Пушкаш, 1986. – Puskas I. Mahabharata Motifs in Classical Greek and Latin Sources. – Sanskrit and World Civilization. В., 1986.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С огромным значением для Палеи этого источника соединяется и особенное удобство пользования им: ибо в то время, когда другие составные части Палеи нужно еще отыскивать, с постоянной боязнью сделать при том ошибку, бытийский текст выделяется сам собой, а оригинал его славянский или греческий под руками, чего опять таки нельзя сказать про другие части Толковой Палеи. Правда, и тут может быть порой опасение, как бы бытийский текст, вошедший в Палею из вторых рук вместе с другой какой-нибудь статьей, не принять за действительный источник автора, но такие случаи легко выделяются, да их и немного. В ближайшем будущем, мы намерены возвратиться к этому вопросу и представить результаты сравнения текста Книги Бытия палейного с тем же текстом, существующим отдельно в древнеславянских рукописях Книги Бытия пророка Моисея. 3 Напр. Соловецкой библ. (см. Описание рук…): N 682, л. 28, N 683, л. 257, N 685, л. 1–20 и N 42 лл. 260, 270–281, и 288 об.; Троицкой Лавры: N 192, л. 281, N 769, л. 62 об., N 770, л. 138, N 793, л. 398 (см. Опис. Слав. рук. Св. Троицкой Лавры) и N 20, л. 189 об. (См. Сведение о слав. рук. и т. д., вып. I); Ундольского: N 614, л. 151–152, 153. 10 К этим словам прибавить заключение Н. С. Тихонравова, который видел в летописи  заимствование из Палеи исторической, а не Толковой (см. Отчет о XIX прис. наград гр. Увар., стр. 55)следует 11 См. а) Русский Вестник 1892 г. , N 1, стр. 415–427 (критические заметки Н. С. по поводу издания Цыпина: Ложные и отреченные книги), б) Отчёт о XIX присуждении наград гр. Уварова, СПб., 1878 г., с) Реферат о Т. Палее, прочитанный Н. С. на 2-ом археол. съезде в С-Петербурге в 1871 г. См. Труды 2-го археол. съезда в С-Петербурге, вып. 2. Протокол заседания 9 декабря утром. Этот реферат, к сожалению, не был издан, но содержание его, следует думать, вошло в отчет о XIX присужд. наград гр. Уварова. Наконец – д) в своих замечательных лекциях, читанных студентам Московского Университета (см. литогр. издание 1881–1882 г. акад. года). 12 Порфирьев. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. (Введение к сборнику ветхозав. апокрифов, стр. 11–14 в сборнике отдел. рус. языка и словесности Академии наук. Том XVII, N 1, 1877 г.). 14 Откровение Авраама, слово Афанасия Александрийского о Мелхиседеке, житие пр. Моисея, повесть о Книговрасе,  Суды Соломона, сказание о царице Савской, см. у Порфирьева ibid. Г-н Порфирьев к первоначальному составу Палеи относит лишь Лествицу Иакова и Заветы 12 Патриархов, хотя о последних говорит все-таки с сомнением. 15 Судя по ссылкам в отчете о XIX присужд. наград гр. Уварова, Н. С. пользов. списками Коломенским, Алек. Невск., Волокол. XV в. и др. Порфирьев. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. (Введение к сборнику ветхозав. апокрифов, стр. 11–14 в сборнике отдел. рус. языка и словесности Академии наук. Том XVII, N 1, 1877 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010