146 Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах. С. 404. Согласно О. В. Творогову, использованная И. Я. Порфирьевым рукопись (ныне 1510) содержит сокращенный вид Хронографа 1512 г. (Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л., 1975. С. 193 (примеч.)). 147 Вега. Апокрифические сказания о Христе. С. 62, 70– 71. Эти же факты приведены в «Истории, излагающей житие св. Иоакима отца и св. Анны матери Девы Марии, ее рождение, благовещение и разрешение от бремени и главные происшествия страстей Иисуса Христа, оканчивающейся вознесением Богородицы на небо» – итальянской компиляции 15 века (из библиотеки Св. Марка в Венеции), разобранной А. И. Кирпичниковым в статье «Сказания о житии Девы Марии и их выражение в средневековом искусстве» (ЖМНП. СПб., 1883. Ч. 228. Июль. С. 16–66). 149 Никольский К. Пособие к изучению устава богослужения Православной церкви. 6-е изд. СПб., 1900. С. 194–197. 151 Никольский К. Пособие к изучению устава богослужения. С. 295. Здесь уместно отметить любопытное совпадение: если этапы жизни Богоматери – 15+33+15 – подвергнуть теософскому сокращению, то получим 6+6+6, а в сумме 18. Небезынтересно также указать, что составившие 18-ю кафизму 15 псалмов своим содержанием «отображают древний чин святых страстей до его переделки в 10 в.» (Карабинов И. Постная Триодь: Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. СПб., 1910. С. 88). 152 Сказания о земной жизни пресвятой Богородицы. С. 168–170; Поселянин Е. Богоматерь: Полное иллюстрированное описание ее земной жизни... Приложение к журналу «Русский паломник» за 1909 г. СПб., 1909. С. 37. 154 Mommsen Т. Ивег den Chronographen vom Jahre 354. (Mit einem Anhange uber die Quellen der Chronik des Hieronymus). Leipzig; Weidmann, 1850. S. 618. 159 Там же. С. 81, 290. Аналогичная информация – в Хронографе 1512 года (Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах. С. 406). 161 Евангелие Никодима (древнерусский текст)// Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах. С. 165; Евсевий Памфил. Сочинения/Перев. с греч. В 2-х т. СПб., 1858. Т. 1. С. 40; Истрин В. М. Хроника Иоанна Малалы в славянском переводе. Одесса, 1912. Кн. 10. С. 8; Он же. Хроника Георгия Амартола в древнем славянском переводе//ИОРЯС. Пг., 1920. Т. 1. С. 217; Творогов О. В. Древнерусские хронографы. С. 246, 266. 278.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн, архиепископ Новгородский и Псковский (Порфирьев) Родился в семье новгородского жителя Порфирия. Был игуменом Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря. Жизнь проводил в смирении и богоугождении и уже в иночестве зарекомендовал себя «мужем благим, кротким, тихим и смиренным и зело боящимся Бога». За свои добрые качества будущий святитель и был выдвинут новгородцами одним из кандидатов на архиерейскую кафедру. 7 мая 1387 года состоялось его избрание (по жребию) для посвящения в сан епископа. 17 января 1388 года он хиротонисан в Москве митрополитом Киевским и всея Руси Пименом во епископа Новгородского и Псковского. В хиротонии принимали участие преосвященные: Смоленский Михаил, Звенигородский Даниил, Сарайский Савва, Рязанский Феогност. Вступление Иоанна на архиерейскую кафедру сопровождалось народными бедствиями, как бы предвестниками тех трудов и огорчений, с которыми пришлось ему встретиться впоследствии. Пожары, буря, распря Софийской стороны города с Торговою предшествовали вступлению Иоанна на кафедру. По возвращении владыки Иоанна из Москвы во Пскове началось страшное моровое поветрие, которое массами уничтожало людей. Оно продолжалось почти в течение года и в следующем 1389 году повторилось вновь. Тогда псковичи прислали послов просить владыку приехать во Псков и благословить город и людей, которые еще остались в живых. Преосвященный Иоанн немедленно отправился к звавшим его, благословил город, князя Иоанна Андреевича и народ, и «молитвою его, – замечает летописец, – преста мор». В 1390 году страшная болезнь посетила и Новгород. Массовые смерти привели новгородцев в уныние. Из этого состояния вывел их преосвященный Иоанн. Он благословил новгородцев построить обыденную (в один день) деревянную церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла. 12 октября церковь начали строить, и в этот же день вечером владыка Иоанн освятил ее, а утром совершил литургию. После этого «Божиею милостию и святыя Софии стоянием, и владычним благословением и молитвою мор прекратился». Большие бедствия Новгороду причиняли пожары, которые требовали немалых забот от преосвященного, чтобы облегчить участь несчастных погорельцев. Кроме того, часто горели церкви, а восстановление их опять ложилось на плечи архипастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Мы все с природы, замечает он в первом разговоре, сделаны подобны некоему афинейскому дураку, которой вложил было себе в голову, что все те корабли, которые приставали к пирейской пристани, были его. Нас подобно дурачество ваше понуждает думать, что вся тварь без изъятия создана для нашего употребления, и когда спросит у наших философов, на что так великое множество звезд неподвижных, из которых часть некая могла бы тож делать, что теперь все делают, спешно ответствуют, что они служат к увеселению очей наших. На таком мнении основав себя, вздумали себе, что надобно земле быть неподвижной в средней точке всего мира, а другим небесным телесам, которые для неё сделаны, принимать труд ворочаться около её, чтоб светить ей» 182 . Кроме того, Кантемир перевел 10-ть посланий Горация; некоторые песни Анакреона; Персидские письма Монтескье; Эпиктетово нравоучение; Юетинову древнюю историю; жизнеописания знаменитых полководцев Корнелия Непота. 160 Полное издание сочинений Кантемира сделано П. А. Ефремовым: Сочинения, письма и избранные переводы князя Антиоха Кантемира т. 1 и 2. Спб. 1867 г. В предисловии к этому изданию указаны прежние издания в 1762, в 1836, издание Смирдина в 1848 г. При издании Ефремова приложена статья В. Я. Стоюнина, в которой представлен обстоятельный обзор жизни и сочинений Кантемира. Избранные сочинения Кантемира, с биографией и указанием всех статей о нем, издан. Перевлесским в 1849 г. Исследования о сатирах: В. А. Жуковского: О сатире и сатирах Кантемира, т. VII; Галахова в XI Отеч. Зап. 1848 г. и Дудышкина в XI Современника того же года. 162 Смотр. Статьи В. Я. Стоюнина: «Князь Антиох Кантемир Лондоне». Вести. Европы 1867 т. I и II. «Князь Антиох Кантемир в Париже». Вести. Европы 1880; т. IV. 177 Петрида, или стихотворное описание смерти Петра В. напечатана в Летоп. русск, лит. и древн. кн. 1. 182 Отрывок перевода Разговоров напечатан во части сочинений Кантемира, стр. 490–491, откуда и заимствованы приведенные места. Читать далее Источник: История русской словесности/Сост. И. Порфирьев. - 2-е изд., испр. и доп. Ч. 1-2. - Казань : Тип. Императорского унив., 1876-1895. - 4 т./Часть 2: Новый период. Отдел I. От Петра В. До Екатерины II. - 1886. - 350 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Славянофильские воззрения митрополита Антония начали складываться у него довольно рано в Казанской духовной Академии, под влиянием его самостоятельных работ по гомилетике, которая ему была поручена для чтения студентам в 1870 году, с введением нового академического Устава. Не смотря на то, что кафедра гомилетики и пастырского богословия была в академическом курсе не новая, она, однако же, не пользовалась почему-то благоволением академического начальства и передавалась из рук в руки от одного профессора к другому. За преподавание гомилетики брались И.Я. Порфирьев , А.И. Гренков, Н.Я. Беляев , А.А. Некрасов и даже ламаист В.В. Миротворцев. Но это весьма печальное обстоятельство в смысле поступательного движения данной специальности в курсе академических наук вообще, в частности для XIII курса студентов Казанской Академии, к составу которого принадлежал будущий специалист-гомилет профессор А.В. Вадковский (мирское имя почившего владыки), имело весьма благоприятное значение и сказалось как в постановке этого предмета в Казанской Академии по новому уставу, так и во всей последующей плодотворной учено-литературной его деятельности, давшей ему в науке известность и снискавшей ему ученую степень honoris causa доктора церковной истории (в 1895 г.). Дело в том, что эту «несчастную», как ее характеризует историк Академии профессор П.В.Знаменский (История Казанской духовной академии bыn.II, стр. 311. Казань, 1892 г.) науку, пересаженную из Киевской духовной Академии, с 1858 г. по февраль 1867 г., по указанию ректора Академии Иоанна, читал на низшем отделении известный в истории русской литературы профессор И.Я.Порфирьев , который, углубляясь в изучение памятников древне-русской письменности, и на лекциях по гомилетике читал студентам историю русского по преимуществу до-Петровского проповедничества. Перелом в судьбе этой науки в Казанской Академии с переходом её в руки профессора А.И. Гренкова падает как раз на то время, когда А.В. Вадковский был студентом низшего отделения. Несомненно-талантливые, увлекательные и оригинально-самостоятельные в большей своей части лекции по истории проповедничества красноречивого энтузиаста профессора И.Я.Порфирьева, уже пользовавшегося в то время среди выдающихся профессоров Академии известностью и почетом, произвели на него глубокое впечатление. А.В. Вадковский, с вступлением на кафедру гомилетики, как это мы можем говорить по личному наблюдению в качестве его ученика и усердного слушателя, пошел по пути, указанному ему его высоко чтимым и горячо любимым учителем И.Я.Порфирьевым 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Подобедова 1972 – Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972. Покровский 1878 – Покровский Н. В. Символические формы агнца в древнехристианском искусстве//Христианское чтение. СПб., 1878. С. 743–782. Покровский 1892 – Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. СПб., 1892. Покровский 1913 – Покровский И. В. Древняя Софийская ризница в Новгороде. СПб., 1913. Вып. 1–2. Покровский 1914 – Покровский Н. В. Заметки о памятниках псковской церковной старины/Светильник. М., 1914. 5–6. Полезнее 1995 – Полезнее Д. Ф. Саккос ростовского митрополита Ионы//Древнерусское художественное шитье. М., 1995. С. 139–148 (Материалы и исслед./Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Московский Кремль»; 10). Померанцев 1961 – Померанцев И. И. Героическая тема в древнерусской пластике//Из истории древнерусского и западноевропейского искусства. М., 1961. С 142–176. Попов 1979 – Попов Г. В. Иконопись Ц Попов Г. В, РындинаАВ. Живопись и прикладное искусство Твери веков. М., 1979. Порфирьев 1890 – Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях. СПб., 1890. Постникова-Лосева 1959 – Постникова-Лосева М.М. Прикладное искусство веков/История русского искусства. М, 1959. Т. 4. С 511–610. Постникова-Лосева 1969 – Постникова-Лосева М. М. К вопросу об отражении византийской художественной культуры в золотом и серебряном деле Древней Руси (серебряный оклад иконы Димитрия Солунского 1586 г.)//Византийский Временник. М, 1969. Т. 30. С. 233–242. Православные обители 1909 – Православные русские обители. СПб., 1909. Преподобный Сергий Радонежский 1992 – Преподобный Сергий Радонежский в произведениях русского искусства веков: Каталог/Авт.-сост. Л. М. Воронцова, Л. А. Титова , О. И. Зарицкая. М, 1992. «Пречистому образу Твоему поклоняемся...» 1994 – «Пречистому образу Твоему поклоняемся...» Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1994. Приходо-расходные книги Вологодского архиерейского дома XVII в. – Приходо-расходные книги Вологодского архиерейского дома XVII в. – Вологодский областной архив.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Слово о Крестном Древе Подготовка текста, перевод и комментарии М. Д. Каган-Тарковской Легенда о трех деревьях, ставших крестами на Голгофе, приписана в славянской литературе Григорию Богослову (Назианзину). Знаменитый писатель, поэт и оратор IV в. (325–390), он получил образование в философских школах Александрии и Афин. Его официальная церковная карьера была непродолжительной, хотя в 380–381 г. он занимал престол Константинопольского патриарха, а в 381 г. был председателем II Константинопольского вселенского собора. Но его борьба с арианской ересью и литературное наследие – слова, эпитафии, послания и стихи на богословские и автобиографические темы, оказали большое влияние на христианскую культуру. Сподвижник Василия Великого и современник Иоанна Златоуста , он вместе с ними назван был вселенским учителем и отцом церкви. Μ. Η. Сперанский назвал Григория Богослова полуантичным писателем, являвшимся не только одним из первых столпов христианской литературы, но и одним из последних по времени представителем античной художественной мысли и формы (Сперанский Μ. Η. Переводные сборники изречений в славяно-русской письменности. М., 1904. С. 411–412). Проповеди Григория Богослова , творившего в эпоху, находящуюся на грани античности и христианства, познакомили русское общество с античной мифологией и философией неоплатонизма, хотя его сочинения были переведены на церковнославянский язык далеко не полностью (Клибанов А. И. К проблеме античного наследия в памятниках древнерусской письменности//ТОДРЛ. М.; Л., 1957. Т. 13. С. 160; Иванов А. И. Максим Грек и итальянское Возрождение//Византийский Временник. М., 1972. Т. 33. С. 155; Буланин Д. М. Комментарии Максима Грека к словам Григория Богослова //ТОДРЛ. Л., 1977. Т. 32. С. 276–277). «Слово о честнем кресте» не принадлежит Григорию Богослову . Изучавший апокриф о крестном древе И. Я. Порфирьев предположил, что поводом приписать произведение отцу церкви послужила содержащаяся в одном из слов Григория краткая параллель между падением Адама и крестной смертью Спасителя и между древом познания добра и зла и древом креста (Порфирьев И.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другим источником апокрифических сказаний в древние времена были византийские хроники. Из византийских хроник весьма рано появились в славянской письменности хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола. В хронике Малалы находятся апокрифические сказания об Аврааме, Мелхиседеке и Заветы 12 патриархов. 11 Гораздо более апокрифических сказаний в хронике Георгия Амартола. «Для истории ветхозаветных апокрифических сказаний, говорит И. Я. Порфирьев , хроника Амартола имеет особенную важность. Кроме множества мелких апокрифических подробностей о разных лицах и событиях, здесь помещены, между прочим, сказания о еврейской письменности при Сифе и астрономии при Немвроде, о погребении Адама в Иерусалиме, о состязании Авраама с египетскими астрологами о судьбе, о Мелхиседеке, о смерти Моисея, о Соломоне и царице Савской». 12 Следы хроники Амартола замечаются в древнейших памятниках русской письменности. Составитель первоначальной летописи уже черпал из нее сведения о брахманах и амазонках. К числу древнейших источников апокрифических сказаний в южной России принадлежит еще Слово Мефодия Патарского , на которое ссылается первый наш летописец, когда говорит о нечистых народах, заключенных в горах Александром Македонским. Профессор Порфирьев говорит, что апокрифические сказания в России «были распространены более в переделках, чем в подлинном виде, более в извлечениях и отрывках, чем в полных сочинениях, – были распространены более апокрифические сказания, возникшие из апокрифов, чем самые апокрифы». 13 Были, по-видимому, и цельные апокрифические сказания, циркулировавшие отдельно от других литературных памятников. Такого рода апокрифы, цельные и обособленные, были в южной России до татарского нашествия и в более позднее время, в XIV–XVIII веках. Профессор Е. Голубинский по сохранившимся до настоящего времени рукописям домонгольского периода и по упоминаниям в тогдашних памятниках перечисляет следующие апокрифы домонгольского периода русской истории. 1) Сказание Агапия, чего ради оставляют роды и домы своя, в майской Четь-Минеи XII в. московского Успенского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

Благословенным христианам Греции и России. М., 2006. Никодим. Правила Православной Церкви. – Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского/Пер. с сербского. Т. 1–2. СПб., 1911–1912 (репринты: М., 1994 и др.) Никон. Жизнеописание митр. Антония. Т. 1. – Никон (Рклицкий) , архиеп. [Вашингтонский и Флоридский]. Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. 1. От рождения до вступления на Уфимскую кафедру. 1863–1900. (2 изд., испр. и доп.) Нью-Йорк, (1971). [Переизд. т. 1–2 под другим заглавием: Он же. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. Кн. 1. Нижний Новогород, 2003.] Ньегош. Цjeлokynha дjeлa. – Ньегош Π. П. Цjeлokynha дjeлa [Полное собрание сочинений]. Београд: Изд. Просвета. Кнь. 3. [Горски bujeaц. Луча Микрокозма.] 3 1977; Кнь. 7. [Писма. 1. 1830–1837.] 1951. Оболенский. Шесть византийских портретов. – Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов/Пер. с англ. М., 1998. Печинович . Собрани текстови. – Nejnuhobuч К. Собрани текстови/Приредил Б. Конески. Ckonje, 1974 (Од македонското книжевно наследство). Подскальски. Христианство и богословская литература. – Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). Изд. 2, испр. и доп. для рус. пер./Пер. А. В. Назаренко под ред. К. К. Акентьева. СПб., 1996 (Subsidia Byzantinorossica; 1). Полывянный. Культурное своеобразие. – Полывянный Д. И. Культурное своеобразие средневековой Болгарии в контексте византийско-славянской общности ΙX-XV веков. Иваново, 2000. Попович. Чура Даничич. – Попович М. Чура Даничич. [Выходные данные установить не удалось.] Порфирьев. Апокрифические сказания. – Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки. СПб., 1877 (Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. Т. XVII. 1) (репринт: М., 2005). Православное исповедание. – Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной « Пер.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Пиотровская–1993 Пиотровская Е. К. Древнерусская версия «Христианской Топографии» Козьмы Индикоплова и «Толковая Палея»/ТОДРЛ. Т. IIL. СПб., 1993. Подскальски–1996 Подскальски Г. Христианская и богословская литература Киевской Руси (988–1237 гг.). Перевод А. В. Назаренко. Серия: Subsidia Byzantinorossica. T. 1. СПб., 1996. Покровский–1892 Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. СПб., 1892. Полное собрание русских летописей. Полякова–1956 Полякова С. В., Феленковская И. В. Анонимный географический трактат «Полное описание Вселенной и народов»/Византийский временник. 1956. 8. Полянский–1996 Полянский С. М. Фрагменты древнерусских могильных плит из Клинского Успенского монастыря (XVI в.)/Дни славянской письменности и культуры. Сб. докладов и сообщений. Вып. 2. Тверь, 1996. Попов–1869 Попов А. Обзор хронографов русской редакции. Вып. 2. М., 1869. Попов–1881 Попов А. Н. Книга Бытия небеси и земли/Палея историческая с приложением сокращенной палеи русской редакции. М., 1881. Попов–1997 Попов Г. В. Миниатюры Псковской Палеи 1477 г. (о некоторых аспектах развития рукописной иллюстрации грозненского времени)/Древнерусское искусство: исследования и атррибуция. СПб., 1997. Попруженко–1893 Попруженко М. Г. Синодик царя Бориса. Одесса, 1893. Порфирьев–1872 Порфирьев И. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1872. Порфирьев–1890 Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки/СОРЯС. T. XVII. СПб., 1890. Правила–1893 Книга правил Святых Апостол, Святых соборов Вселенских и Поместных, и святых отец. М., 1893. Правила–1912 Правила Православной церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. I-II. СПб., 1911–12. Протасьева–1968 Протасьева Т. Н. Псковская Палея 1477 г./Древнерусское искусство: Художественная культура Пскова. М., 1968. Прохоров–1987 Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV–XV веков. Л., 1987. Пустарнаков–1988 Пустарнаков В. Ф. Зарождение и развитие философской мысли в пределах религиозной формы общественного сознания эпохи Киевской Руси/Отечественная общественная мысль эпохи средневековья. Киев, 1988.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

А. Измайлов в басне: «Шут в парике» смеялся над нетерпимостию Шишкова, который в защите нового слога видел нелюбовь к России и посягательство на веру; Воейков поместил Шишкова в своей сатире: «Дом сумасшедших». Точно также Батюшков в сатирическом стихотворении «Видение на берегах Леты» вывел все общество Беседы и во главе самого Шишкова. С. Т. Аксаков рассказывает в своих воспоминаниях, как борьба между карамзинистами и шишковистами проникала даже в школы и разделяла на партии воспитанников. Но главным боевым лагерем карамзинистов был «Арзамас или Арзамасское литературное общество». Это общество и основалось для противодействия «Беседе российского слова» и «Академии Российской». Шишков не мог защитить своего учения о языке и слоге. У него не было самых необходимых для этого сведений исторических, без которых он не мог понять своей основной ошибки, именно, что славянский и русский языки составляют один язык; у него не было знания древних языков и вообще филологической подготовки, при которой он мог бы разобраться при сравнении языков между собою. Гораздо справедливее были его нападения на иностранное образование; он совершенно справедливо обвинял русское общество в рабской подражательности, стоял за сохранение русской национальности в нравах, обычаях, в языке, вообще во всем складе жизни. В этом отношении с ним согласен был и Карамзин; он также защищал русскую народность и, как Шишков, написал Рассуждение о любви в отечеству и народной гордости. Но защищая русскую народность, Шишков защищал старую русскую жизнь в том виде, как она сложилась в древний до-Петровский период и не допускал никакого развития, восставал против всех нововведений; Карамзину не нравились только современные реформы; идеалом для него было царствование Екатерины II. Читать далее Источник: История русской словесности/Сост. И. Порфирьев. - 2-е изд., испр. и доп. Ч. 1-2. - Казань : Тип. Императорского унив., 1876-1895. - 4 т./Часть 2: Новый период. Отдел III. Литература в царствование Александра I. - 1895. – 251, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010