После Таинства Причастия, в котором к Святой Чаше все шли и шли многочисленные верующие, в самом завершении Богослужения высокий гость – епископ Воскресенский Савва — передал в руки ктитора Патриаршего Подворья — Сергея Веремеенко — драгоценный дар: ковчег с частичкой мощей святителя Алексия, Небесного покровителя храмового комплекса в Исакове. Владыка отметил, что это единственный случай передачи кому-либо мощей Московского Чудотворца. В своем слове владыка также в частности сказал: — На протяжении всей своей жизни у нас, православных христиан, одна главная задача – искать дорогу к Богу, которая лишь одна может привести в Царство Небесное! Для этого надо становиться настоящими христианами, не по одному только названию, когда выйдя за порог храма, мы начинаем другую жизнь. Сказано, что невозможно служить Богу и мамоне, поэтому надо задуматься о себе и сделать выбор. «Двойные стандарты» не для христиан! Пусть Господь благословляет всех вас, братья и сестры, на подвиг жертвенной любви во благо ваших ближних. Мне бы очень хотелось, чтобы то семя, которое своим благословением на воздвижение вашей обители дал покойный патриарх Алексий II, давало еще больше и больше достойных плодов!… В ответном слове Сергей Веремеенко сердечно поблагодарил высокого гостя за участие в Божественной Литургии, за духовное пастырское слово и за столь чудный подарок. — На самом деле, — сказал главный попечитель Патриаршего Подворья, — это высочайшая радость для нас! До сего в нашем храме была прекрасная возможность приложиться к частицам мощей многих и многих великих угодников Божиих, в числе которых святитель Спиридон Тримифунтский, святитель Лука Войно-Ясенецкий, святитель Иоанн Златоустый. И вот, теперь под сводами нашего храма будет покоиться и частица мощей святого, в честь которого он был освящен. Спаси вас, владыка, Господи!… Под колокольный звон сотни паломников, участников торжества, отправились к стенам новоотстроенного храма-музея, чтобы поучаствовать в торжественном новоселии нескольких сот древнейших, особо почитаемых на Руси, образов Царицы Небесной! В числе гостей много почетных. Это — Министр регионального развития Российской Федерации Игорь Николаевич Слюняев, Первый заместитель Председателя Совета Федерации Александр Порфирьевич Торшин, Вячеслав Александрович Фетисов – заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике.

http://pravmir.ru/v-podmoskove-otkryilsy...

с 5.06.1309 † 5.02.1325 Моисей (Митрофан) архиепископ, свт., рукоположен с 1325 по 1330 на покое, в 1352 вернулся на кафедру Василий (Калика) епископ, свт., рукоположен с 29.08.1331 † 3.07.1352 Моисей (Митрофан) архиепископ, свт., повторно с 1352 по 1358 на покое; † 25.01.1362 Алексий архиепископ, рукоположен с (12.07.) 1360 по (22.04.) 1388 на покое; † 3.02.1389 Иоанн (Порфирьев) епископ, рукоположен с 17.01.1388 по 20.01.1414 (избран 7.05.1387) на покое; † 24.06.1417 Симеон (Сампсон в иноках) архиепископ, рукоположен с 22.03.1416 (избран 11.08.1415) † 15.06.1421 Феодосий избран, не был рукоположен с 1.09.1421 по 30.08.1424 изгнан; † 29.09.1425 Евфимий I (Брадатый Емилиан) архиепископ, рукоположен с сентября 1424 † 1.11.1428 (1429) Евфимий II (Вяжицкий) архиепископ, свт., рукоположен с 26.05.1434 (избран с 13.11.1429) † 11.03.1458 Иона архиепископ, свт., рукоположен с февраля 1459 † 5.11.1470 Феофил архиепископ, свт., рукоположен с 15.12.1471 по 24.01.1480 (избран 15.11.1470) заточен в Чудов монастырь, в июле 1482 отрекся от кафедры; † 26.10.1482 Сергий архиепископ, рукоположен с 4.09.1483 по 24.06.1484 удалился в Хутынский монастырь и принял схиму; † 9.04.1495 Геннадий (Гонзов) архиепископ, свт., рукоположен с 12.12.1484 по 26.06.1504 вынужденно отрекся от кафедры; † 4.12.1504 Серапион архиепископ, свт., рукоположен с 15.01.1506 по 1509 Лишен кафедры и сослан в Андроников монастырь, в 1512 удалился в Троице-Сергиев монастырь † 16.03.1516 Междуархиерейство семнадцать лет. Макарий архиепископ, свт., рукоположен с 4.03.1526 по 16 (19).03.1542 митрополит Московский и всея Руси Феодосий архиепископ, рукоположен с 18.06.1542 по май 1551 удален на покой в Иосифо-Волоцкий монастырь † 26.02.1563 Серапион (Курцов) архиепископ, рукоположен с 14.06.1551 † 29.10.1552 Пимен (Черный) архиепископ, свт., рукоположен с 20.11.1552 по февраль 1570 лишен кафедры † 25.09.1571 Леонид архиепископ, рукоположен с 4.12.1571 по октябрь 1575 лишен кафедры † 20.10.1575 (убит в Новинском монастыре)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Священномученик Алексий родился 1 октября 1855 года в селе Можаров Майдан Курмышского уезда Симбирской губернии в семье причетника (псаломщика) Александра Порфирьева, служившего в местном храме. Получив первоначально домашнее образование, Алексий в дальнейшем был определен своим отцом в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Учась в ней, он находил время для посещения лекций по истории и философии в Санкт-Петербургском университете. Блестяще закончив столичную духовную семинарию, а затем и Императорскую Петербургскую духовную академию с ученой степенью кандидата богословских наук, указом Святейшего Синода от 21 июля 1882 года Алексий Порфирьев был назначен преподавателем в Нижегородскую семинарию. Протоиерей Алексий Порфирьев служил в Никольской Верхне-Посадской церкви Нижнего Новгорода, а с 1905 года был переведен на должность настоятеля Нижегородского Спасо-Преображенского кафедрального собора (именно в этом храме он и прослужил до конца своих дней). Как священник и церковный педагог он был весьма заметной общественной личностью в Нижегородской губернии. Его имя постоянно встречалось на страницах нижегородских газет и различных епархиальных изданий. Священнослужитель вел уроки русского языка и словесности в епархиальном женском училище и в Мариинском институте благородных девиц. В Нижегородской семинарии протоиерей Алексий Порфирьев читал лекции по русскому расколу, обличительному богословию, а также по церковной истории. На протяжении ряда лет он выдвигался председателем съездов духовенства Нижегородской епархии . В 1896 году при проведении в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленной и художественной выставки протоиерей Алексий Порфирьев добился средств на реставрацию древнейшего городского храма — в честь Михаила Архангела в Нижегородском кремле, и при этом лично контролировал ход восстановительных работ. Протоиерею Алексию Порфирьеву выпала высокая честь сопровождать на Всероссийской выставке, давая пояснения, императора Николая II, великих князей, министра финансов Сергея Витте, представителей Святейшего Синода и других именитых гостей. В сентябре 1896 года протоиерею Порфирьеву была оказана и другая великая честь — совершить заключительный молебен при закрытии Всероссийской промышленной и художественной выставки.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

26-29 февраля 2008 года в городе Баня-Лука, столице Республики Сербской (Босния и Герцеговина), состоялась XIV международная конференция Фонда: «Религиозные традиции как важный фактор современного миротворчества» с участием делегаций из 22 стран. В собрании приняли участие министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А.С. Соколов , заместитель министра иностранных дел РФ Г.Б. Карасин, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.П. Торшин , Генеральный директор ХК «Интеррос» А.А. Клишас, митрополит Калужский и Боровский Климент , управляющий делами Московской Патриархии, председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам религиозных организаций и общественных объединений С.А. Попов, член Правления ОАО «Газпром» Б.В. Будзуляк, заместитель Председателя Комитета Совета Федерации О.М. Толкачев, ответственные работники Администрации Президента России, представители Аппарата Правительства, руководства города Москвы, Послы Болгарии, Молдовы, Сербии в России П. Грозданов, В. Стурза, С. Вукичевич, делегации из Белоруссии, Сербии, Черногории, Болгарии, Украины, Молдавии и другие. По завершении собрания Святейший Патриарх наградил членов, сотрудников и благотворителей Фонда церковными и церковно-общественными наградами. Среди награжденных — Григорий Борисович Карасин, Статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации, Александр Порфирьевич Торшин, заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Олег Михайлович Толкачев, заместитель председателя Комитета Совета Федерации, Гель Владимир Данилович, Генеральный директор СУ-334 г. Москвы, Каретин Сергей Станиславович, заместитель Генерального директора Московской управляющей Энергосетевой компании, епископ Захумско-Герцеговинский и Приморский Григорий ( Сербская Православная Церковь ), Детский православный центр «Ковчег» Ульяновского отделения Международного Фонда единства православных народов, Горенштейн Марк Борисович, художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра России им Е.Ф. Светланова, Караваева Людмила Алексеевна, начальник Управления Префектуры Западного административного округа г. Москвы и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/386257.htm...

По словам местных жителей, пришедших на закладку, в этом месте храм необходим, поскольку микрорайон Красная Этна, включающий несколько поселков, удален от центра района и местным жителям приходится добираться до ближайшей церкви с пересадками. Архитектурный образ церкви создан по канонам древнерусского православного зодчества. Каменный храм будет иметь один престол и вмещать 350 человек. Мученик Алексий (Алексей Борисович Нейдгардт) родился в 1863 году в Москве в дворянской семье. Именитый род дворян Нейдгардтов, верных слуг российского престола, имеет австрийское происхождение. В 1894 году Алексей Борисович вышел в отставку в звании гвардии поручика и переехал на постоянное жительство в родовое имение в Нижегородской губернии. С 1896 по 1906 годы он занимал должность предводителя нижегородского дворянства. Щедро жертвовал на нужды и постройку православных церквей не только в Нижегородской епархии, но и в столице, за что неоднократно удостаивался благословения правящих архипастырей и Святейшего Синода как «ревностный созидатель Божиих храмов». Имел награды за государственную, благотворительную и общественную деятельность. На личные средства и вклады горожан Алексей Нейдгардт выстроил в Нижнем Новгороде Народный дом (сейчас это театр оперы и балета). В 1904 году он был избран пожизненным почетным членом миссионерского братства во имя святого благоверного великого князя Георгия Всеволодовича — основателя Нижнего Новгорода. Алексей Борисович был попечителем целого ряда приютов и учебных заведений города. 7 июня 1918 года вместе с епископом Балахнинским Лаврентием (Князевым), викарием и временно управляющим Нижегородской епархией, и настоятелем нижегородского кафедрального собора протоиереем Алексием Порфирьевым Алексей Нейдгардт поддержал воззвание-обращение к сельским приходам от имени съезда епархиального духовенства с братским призывом — возвратить причтам отнятую у них землю и «восстановить в полной мере все нарушенные в революционное время способы их материального обеспечения».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В царствование Александра I при деятельном участии Казанского архиепископа Амвросия (Подобедова) в семинарии была введена новая методика преподавания: расширен курс дисциплин, включены курсы истории, географии, немецкого и французского языков, математики. Академический уровень Казанской духовной семинарии стал настолько высок, что в 1797 году указом императора Павла I она получила статус академии. Казанская высшая духовная школа славилась полным курсом философии и богословия, курсами логики и красноречия, также преподавались физика, латынь, еврейский, греческий, немецкий, французский языки. Студенты дополнительно к общему курсу изучали местные языки — татарский, чувашский и черемисский (марийский). В 1818 году, после реформы духовного образования, Казанская духовная академия была закрыта. Статус академии сохранили только высшие школы Киева, Москвы и Санкт-Петербурга. Казанская семинария стала подотчетна Санкт-Петербургской духовной академии. Позже и семинарские программы были значительно сокращены. Духовая академия в Казани вновь открывается только в 1842 году. Отличительной ее особенностью стало наличие миссионерского отделения, где преподавались инородческие языки, этнография, вероучение инородцев и миссионерская педагогика. В Казань была перевезена Соловецкая библиотека, студенты и преподаватели академии получили возможность исследования уникальных изданий: рукописи изучались и переписывались. В стенах Казанской духовной академии преподавали лучшие ученые того периода, авторы известных трудов. Профессор И.Я. Порфирьев, автор «Истории русской словесности», П.В. Знаменский, Н.И. Ивановский, автор «Курса церковного права» профессор И.С. Бердникова. При академии выпускался богословский журнал «Православный собеседник». Революционные события стали катастрофой для духовного образования в России. В марте 1921 года ректор академии епископ Чистопольский Анатолий арестован. Возрождение духовной школы в Казани началось в 1990-е годы. В 1997 году открылось Казанское духовное училище. Во время посещения Казани Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II  благословил воспитанников и преподал первосвятительское напутствие. 17 июля 1998 года Казанское духовное училище по прошению ректора архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия  было преобразовано в семинарию. Учебный план Казанской духовной семинарии предполагает преподавание богословских дисциплин и ряда светских, которые являются необходимыми для получения любого высшего гуманитарного образования. Главное сокровище духовной школы — древняя обширная библиотека.

http://patriarchia.ru/db/text/5830133.ht...

И приходят в те оперы множество людей в машкарах, по словенски в харях, чтоб никто никого не познавал; для того, что многие ходят с женами, также и приезжие иноземцы ходят с девицами». С особенным удовольствием Толстой описывает венецианский карнавал, который ему очень понравился разными забавами и увеселениями. В Баре Толстой прежде всего сходил в ту церковь , в которой почивают мощи святителя Николая и в своем путешествии подробно описал эту святыню. В Неаполе Толстого водили в трибунал, в палату, где сидят 12 человек судей за великими государственными делами; между теми судьями один сидит на месте короля гишпанского и называется Капо т. е. голова надо всеми, и как я в тое палату вошел, замечает Толстой, и тот начальной судья и все судьи против меня встали, и отдали мне поклон, и с великою учтивостью меня приветствовали, к, показав все вещи, которые иноземцу подлежит видеть, также с честию меня отпустили». Потом, он был в Неаполитанской академии, в которой 120 палат великих, нижних и верхних, в пять житей: в тех палатах учатся до философии и богословии и иных высоких наук и анатомии; в той академии бывает студентов 4000 человек и больше, учатся все без платы, кто ни придет, вся плата мастерам королевская. Во время пребывания на острове Мальте, он внимательно осмотрел этот остров. Между прочим, нарочно съездил посмотреть ту пещеру, близ которой апостол Павел, находясь на острове для обращения к истинному учению его жителей, пребывавших «в болванохвальстве», проклял ехидну, укусившую его, и сбросил ее с руки своей в огонь. Около пещеры валялись небольшие камни, которые слыли у Мальтийцев змеиными очами и языками. На всем острове можно было находить «камни белые, подобные эхиднам»; о том сказывают, будто те ехидны, которые были во время бытности св. Павла и его проклятием все окаменели, и ныне находятся там по горам, и по полям, и в земле» 134 . В Риме Толстой посетил темницу, в которую при Нероне были заключены апостолы, Петр и Павел, монастырь построенный в доме Флавиана, отца Алексия, человека Божия, потом то место, где при древних цесарях римских святых мучеников за имя Христово отдавали на растерзание зверям, наконец храм Петра и Павла и дворец папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Пентковский 1993 – Пентковский А. М. Из истории литургических преобразований в русской церкви в третьей четверти XIV столетия. Литургические труды святителя Алексия, митрополита Киевского и всея Руси//Символ. 1993. 29. С. 217–224. Пентковский 1998 – Пентковский А. М. Лекционарии и четвероевангелия в византийской и славянской литургических традициях//Евангелие от Иоанна в славянской традиции. СПб., 1998. С. 3–54. Пентковский 2001 – Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М, 2001. Пентковский 2011 – Пентковский А. М. Греческий оригинал славянского Синаксаря и его локализация//Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам. Синаксарь. Сентябрь-февраль. М., 2011. С. 651–664. Пичхадзе 1991 – Пичхадзе А. А. К истории славянского Паримейника (паримейные чтения книги Исход)//Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. М., 1991. С. 147–173. Погорелов 1901 – Погорелов В. О редакциях славянского перевода Псалтыри//Псалтыри: Библиотека Московской синодальной типографии. Вып. 3. М., 1901. С. III–XLIV. Поздеева, Лившиц 1999 – Поздеева И., Лившиц А. Лицевой служебник XIV века – важный памятник книжной культуры Древней Руси//Acta Baltico-Slavica. T. 24. Warszawa, 1999. С. 47–64. Попов 1978 – Попов Г. Новоткрито сведение за преводаческа дейност на българските книжовници от Света гора през първата половина на XIV в.//Български езикъ. 1978. 5. С. 402–410. Попов 1985 – Попов Г. Триодни произведения на Константин Преславски. София, 1982. (Кирило-Методиевски студии. Кн. 2). Попов 2007 – Попов Г. Каноны на Рождество Христово в древней славянской минейной традиции//Liturgische Hymnen nach byzantinischem Ritus bei den Slaven in ältester Zeit: Beitrage einer internationalen Tagung, Bonn, 7–10 Juni 2005. Paderborn; München; Wien; Zürich, 2007. S. 298–315. Попова 2003 – Попова О. С. Миниатюры Хутынского служебника раннего XIII в.//Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003. С. 107–122. Порфирьев, Вадковский, Красносельцев 1898 – Порфирьев И. Я. , Вадковский А. В., Красносельцев Н. Ф. Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной академии. Т. 3. Отд. 1: Богослужение. Казань, 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

887 Никон (Петин Александр Порфирьевич; 1902–15 апреля 1956 г.), архиепископ. Будучи про­тоиереем, примыкал к обновленческому расколу. В 1944 г. принес покаяние и пострижен в мо­нашество. В 1944 г. хиротонисан во епископа Ворошиловградского. С 3 августа 1948 г. временно управлял Одесской епархией, а затем был назначен епископом Херсонским и Одесским с остав­лением за ним управления Донецкой и Ворошиловграде кой епархией. В 1951 г. возведен в сан архиепископа. Погребен в Одессе в Успенском соборе. 889 Даниил (Юзьвюк Николай Порфирьевич; 1880–1965), архиепископ. В 1939 г. секретарь ми­трополита Литовского и Виленского Елевферия (Богоявленского). В 1942 г. хиротонисан во епи­скопа Ковенского, викария Литовской митрополии. После убийства Экзарха Прибалтики ми­трополита Сергия (Воскресенского) (25 апреля 1944 г.) вступил в управление Экзархатом в сане архиепископа. Во время ухода немецких войск насильно эвакуирован. В конце войны находился в лагере перемещенных лиц в Чехословакии. В октябре 1945 г. восстановил общение с Москов­ским Патриархатом, прерванное во время войны, вернулся в СССР. В 1946 г. назначен на кафедру Пинскую и Брестскую. В декабре 1948 г. переименован в архиепископа Пинского и Полесского. В 1949 г. арестован. В 1955 г. освобожден. В 1956 г. утратил зрение. По благословению Святей­шего Патриарха Алексия пребывал на покое в Одесском Успенском монастыре. С конца 1956 г. постоянно проживал в Измаиле, в ноябре 1964 г. переехал в Свято-Михайловский женский мо­настырь в с. Александровка под Одессой. 895 Серафим (Лукьянов Александр Иоаннович; 1879–1959), митрополит. В 1914 г. хиротонисан во епископа Сердобского, викария Финляндской епархии. В 1917 г. временно управляющий Финляндской епархией. В 1920–1924 гг. в сане архиепископа возглавлял Финляндскую Право­славную Церковь . С 1926 г. настоятель Лондонского прихода и викарий Западно-Европейской епархии, возглавлявшейся митрополитом Евлогием. В 1927 г. перешел в юрисдикцию РПЦЗ, на­значен управляющим ее приходами в Западной Европе. С 1937 г. (по другим данным с 1938 г.) митрополит. В 1945 г. воссоединился с Московским Патриархатом. В 1946 г. после смерти ми­трополита Евлогия назначен его преемником в звании Патриаршего Экзарха в Западной Европе. В 1949 г. уволен на покой. В 1954 г. вернулся на Родину. Скончался в Гербовицком монастыре Молдавской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Рогожин Михаил Петрович (протопресвитер Михаил) Рождественский Николай (протоиерей Николай) Рождественский Петр Александрович (протопресвитер Петр) Роман Иван Константинович, князь (князь Иоанн Константинович) Романов Игорь Константинович, князь (князь Игорь Константинович) Романов Константин Константинович, князь (князь Константин Константинович) Романов Сергей Михайлович, Великий князь (Великий князь Сергий Михайлович) Ромашкин Иоанн Ильич (Р. Б. Иоанн) Рубановский Феодор Феодорович (протоиерей Феодор) Рубинский Борис Александрович (р. Б. Борис) Рублев Артемий Феодорович (р. Б, Артемий) Рублевский Иоанн Михайлович (р. Б. Григорий) Руденко Георгий Михайлович (р. Б. Георгий) Руднев Михаил Иоаннович (протоиерей Михаил) Руднев Сергей Петрович (р. Б. Сергий) Руднева Елизавета Александровна (р. Б. Елисавета) Рукавишников Петр Александрович (р. Б. Петр) Русанов Глеб (протоиерей Глеб) Русанов Сергей Львович (протоиерей Сергий) Русецкий Алексей Антонович (протоиерей Алексий) Русин Петр Петрович (иерей Петр) Руфина, игуменья (Кокорева Ольга Андреевна) Рыбчинский Александр Васильевич (протоиерей Александр) Рындин Александр (иерей Александр) С Савабэ Алексей (иерей Алексий) Савватеев Иоанн Михайлович (иерей Иоанн) Савватеев Сергий Димитриевич (р. Б. Сергий) Савинов Сергей (монах Антоний) Савченко-Бельский Евгений Ильич (протодиакон Евгений) Садок, иеромонах (Жеребцов) Садильников Николай Георгиевич (р. Б. Николай) Сажин Симеон Константинович (р. Б. Симеон) Сакин Борис Иванович (протоиерей Борис) Самойлов Михаил Константинович (р. Б. Михаил) Самойлович Александр (иерей Александр) Самоуков (иеромонах Николай) Санин Николай Федорович (протоиерей Николай) Санников Григорий Иванович (р. Б. Григорий) Сарабун Иван Григорьевич (р. Б. Иоанн) Сарманов Алексей Иванович (р. Б. Алексий) Сарчинский Константин Нестерович (протоиерей Константин) Сафронов Александр Иванович (иерей Александр) Сахаров Роман Семенович (р. Б. Роман) Свердлов Александр Порфирьевич (р. Б. Александр) Светикова Акилина Ивановна (монахиня Анимаиса)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010