Мельницы, 624 (1499– 1500 гг.). Запись: л. 1 – «Старой служебник игумена Феодосея. Феодосеи игумен был прежде преподобного отца Зосимы». Со держание: л. 65–93 – чин исповеди; л. 69–73 – поновление; л. 73–75 об – вопросник инокам (Основная редакция); л. 75 об.–77 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 78–80 об. – поновление; л. 87 об.–90 об. – поучение сыну духовному; л. 90 об.–93 – правило о назначении епитимий («Наставление о заповедях»); л. 93 об.–97 – чин причащения больного. Описания: Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в Казанской Духовной академии/Сост. И.Я. Порфирьев , А.В. Вадковский, Н.Ф. Красносельцев . Казань, 1898. Ч. 3. Отд. 1. С. 8–15; ПС XV, 1538. Солов. 1085/1194. Требник. 1504 г. 2°. 712 л. Записи: л. 604 об. (писцовая запись) – «В лето 7013, круг солнцу 13, луны 12, индикта 8, фемеоса 26, месяца септевриа 13 на обновление храма Воскресениа Христа Бога нашего и святаго священномученика Корнилиа Сотника, и на предпразнество Честнаго и Животворящаго Креста написана бысть сиа книга, сиречь Потребник, во обители святыа Богородица Рожества на Лисьи горы, при благоверном великом князи Иване Васильевнчи всея Руси и при митрополите Симоне, и при архиепископе Великого Новагорода и Пскова владыце Генадии, благословением и повелением господина игумена Якима, а писал многогрешный дьячишко Алексии»; оборот верхней крышки переплёта – «Митрополита Макария»; л. 2 – «Потребник митрополита Макария». Содержание: л. 250–258 об. – чин исповеди священников; л. 250–251 об. – поновление священникам; л. 255 об.–256 – поучение о делах, избывающих грехи; л. 257–258 об. – правило о назначении епитимий («Наставление о заповедях»); л. 258 об.–259 об. – поучение об исповеди Григория Нисского ; л. 259 об.–271 – чин исповеди; л. 262–271 – поновление мужчинам; л. 271–273 об. – чин причащения больного; л. 271 об.–272 – поновление мужчинам; л. 273 об.–279 – чин исповеди; л. 274 об.–276 – поновление мужчинам; л. 276–278 – поновление; л. 278–279 – поновление женщинам; л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Мы заключаем наше особое мнение с глубокой верой, что будущие учительские библиотеки, составленные с умелым подбором русских писателей классиков – вопрос этот вполне назревший и ожидает скорейшего разрешения в положительном смысле – помогут питомцам наших обеих семинарий продолжать свое самообразование и по выходе из русской школы непрестанно подогревать заложенные в них на школьной скамье чувства симпатии и глубокой благодарности к своей духовной матери – России и ее благодеющему народу и укрепят в них все те познания в русском языке, какие они с немалым напряжением своих сил и усердия приобрели в семинариях. 148 С Петербург 15 июня 1914 г. Приложение ПРОГРАММА по русской литературе для Учительских семинарий Императорского Православного Палестинского Общества. Введение: Понятие о словесности слово и язык. Периоды в языке, изобразительный и символический. Периоды в русской литературе и их характеристика. По учебнику И. Я. Порфирьева стр. 3–9. Русская народная словесность : Народные песни былины исторические и бытовые семейные – стр. 10–11. Былины о Вольге Святославиче, Илье Муромце и Добрыне Никитиче – стр. 34–38, 40–53. Исторические песни о царе Иоанне Грозном – стр. 69–73, бытовые, свадебные – стр. 82–86. Сказки: Понятие о сказке и отличие ее от сказки восточной: «Царевна-лягушка», «Бабаяга», «О правде и кривде» – стр. 93–103. Пословицы – стр. 104–107, загадки – стр. 107–108, заговоры – стр. 108–109, Духовные легенды и стихи о Георгие Храбром – стр. 157–161, об Алексие человеке Божием – стр. 170–172. Древнерусская книжная словесность: Начало славянской письменности. Просветительная деятельность св. Кирилла и Мефодия. Перевод священных и богослужебных книг – стр. 110 – 113. Общий характер и направление древнерусской книжной словесности: Религиозное церковное направление переводной письменности в русской литературе. Влияние письменности византийской болгарской и сербской – стр. 115–117. Произведения словесности: XI в. Митрополит Иларион и его «Слово о Законе и Благодати». Игумен Феодосий Печерский и его поучения о казнях Божиих и к инокам Киево-Печерской обители – стр. 181–186. «Летопись» Нестора и ее литературное значение. Нестор летописец как составитель житий – стр. 186–187, 190–192.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

После 1905 г., оказавшись в числе членов Государственного Совета, А.Б. Нейдгарт практически сразу же превратился в одного из лидеров этого высокого собрания сановников. Разделяя взгляды русских националистов, Алексей Борисович принимал самое непосредственное участие в их деятельности, направленной на защиту интересов России и русского народа. В годы Первой мировой войны А.Б. Нейдгарт был привлечен к работе Верховного Совета по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов, в котором председательствовала Императрица Александра Федоровна. Он являлся председателем нижегородского губернского комитета помощи беженцам. Кроме того, с 16 сентября 1914 г. он стал председателем Комитета Великой княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий. После февральских событий 1917 г., в связи с упразднением должности члена Государственного Совета по назначению, граф Алексей Борисович Нейдгарт в мае был выведен за штат, а 25 октября 1917 г. окончательно уволен с государственной службы большевиками. Оставшись без службы, Алексей Борисович вернулся в свое родовое имение в Нижегородскую губернию, где вскоре и принял мученический венец. 6 ноября 1918 г., в канун годовщины Октябрьского переворота большевиков, Алексий Борисович Нейдгарт вместе с другими мучениками - Преосвященным Лаврентием и протоиереем Алексием Порфирьевым был расстрелян по приговору Нижегородской Губернской ЧК. В этот день Святая Церковь чествует икону Божией Матери «Всех скорбящих радости». В 2000 г. на Архиерейском Юбилейном Соборе РПЦ он был причислен к лику мучеников и исповедников земли Нижегородской. Среди священнослужителей, в различное время служивших в Спасо-Преображенской церкви, биография последнего, уже помянутого выше Николая Валериановича Лаврова заслуживает особого внимания. Из официальных архивных документов про этого пастыря известны следующие факты. Родился он 18 сентября 1880 г. (по ст. стилю), в селе Покров Гагинского района в семье священника. В 1901 г. он окончил четыре класса Нижегородской Духовной семинарии и поступил на службу псаломщиком в село Пилекшево. В 1902 г. он был определен в диаконы в село Средние Пичингуши Лукояновского уезда. С 24 февраля 1906 г. после рукоположения в сан священника он вернулся служить в Спасо-Преображенский храм. Семья отца Николая состояла из шестерых человек. Вместе с матушкой Елизаветой Михайловной он воспитывал пятерых детей: четверых дочерей - Вера, Валентина, Александра, Лидия и сын Михаил.

http://sobory.ru/article/?object=07532

После того как летом 1918 года Владыка поставил свою подпись под протестом верующих против изъятия церковных ценностей, его перевели в тюрьму ЧК. В октябре чекисты предложили ему отказаться от сана в обмен на свободу. Нечего говорить, что такой отказ был немыслим и услышав ответ Владыки, они объявили окончательный приговор — расстрел. Святыми Дарами, которые Святитель имел с собою, он причастил себя и священника Алексия Порфирьева, которому также был объявлен расстрел. 24 октября (6 ноября н. ст.) 1918 года их повели в сад, где уже была вырыта могила. Владыка стоял напротив палачей и молился с воздетыми рукам. Русские солдаты расстреливать его отказались, и он был расстрелян латышами. Тела Владыки и священника отвезли на Молчальный остров и выбросили в Волгу. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Преподобный Леонтий (Стасевич), архимандрит (память 27 января по старому стилю) П реподобный Леонтий (в миру Лев Фомич Стасевич) родился 20 марта 1884 года в посаде Тарноград Белгорайского уезда Люблинской губернии Царства Польского, входившего в те времена в состав Российской империи. Родители его — Фома Фёдорович и Екатерина Стефановна — были крестьянами. Один из родственников будущего старца — людей верующих и благочестивых — дядя его Адам, был протоиереем. Детей в семье долго не было. Когда маленький Лева появился на свет, Фоме Фёдоровичу было сорок четыре, а Екатерине Стефановне — тридцать два года. Лева был единственным ребенком в семье. Он окончил церковно–приходскую школу и, по мере возрастания, помогал родителям по хозяйству. Отец Леонтий вспоминал, что Фома Фёдорович, возвращаясь на лошадях с базара, всегда привозил с собой какого–нибудь странника, которому негде было переночевать. Странники — люди бедные, обычно благодарили добрых хозяев духовными песнопениями, рассказывали о святых угодниках Божиих и тех святых местах, в которых побывали на своём пути. Так постепенно, в атмосфере любви, благочестия и труда, возрастал отрок, которому суждено было стать добрым колосом на ниве Христовой.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

В этом смысле лучше праздновать Пасху не по квартирам, а всем вместе в храме. А. Арендаренко:- Тем более, после прошлогодней Пасхи, как бы хорошо было встретиться и помолиться вместе. о. Алексей: - После всех молитвословий можно устроить трапезу. Ведь трапеза - это была раньше тоже часть Богослужения. Раньше назвались в храмах трапезные, потому что сначала совершалась Литургия, а потом братская трапеза. Тогда всё делалось правильно. Это все нужно продумать и оповестить всех о первой службе в брошенном храме. И эту службу провести. Когда патриарх Кирилл приезжал в храм, с которого начинался наш проект «Общее дело», это деревня Ворзогоры на берегу Белого моря, то он как раз обратил внимание на листочки, которые лежали в храме. Святейший благосклонно отнесся к инициативе. Наша деревня находится в 30 километрах от реки, через которую нужно переправиться, там 1,5 километра, и только тогда вы в храме окажетесь. Думаю, это все благодаря Александру Порфирьевичу Слепинину, который стал восстанавливать колокольню. Слава Богу, он жив, и не один – супруга Изабелла Ефимовна, Елизавета в крещении. Утешение и радость для нас. В таких случаях можно помолиться в приходском храме, а на следующий день отпраздновать Пасху в старом храме, который ждет, что в нем снова раздадутся слова пасхальных песнопений. А. Арендаренко:- А может быть и батюшка какой-нибудь присоединиться? о. Алексей: - Такое очень распространено, и проект Пасха совершается в каждом храме в Ярославской области Пречистенского района. Батюшка вместе с молодежью отправлялся в заброшенные храмы и там молился. Еще он ездил в храм на реке Соть. Там бобер сопровождал его в плавании на лодке. А. Арендаренко:- Всякое дыхание да хвалит Господа. о. Алексей: - В других епархиях на севере тоже местные  батюшки отправляются с молодежью. А сколько радости для бабушек, к которым вдруг приезжает и батюшка, и молодежь! Пасха настоящая. И они не забыты, храм не забыт, деревня не забыта. Другое совсем ощущение Пасхи. А. Арендаренко:- Тем более, люди в таком возрасте, когда не знают, встретят ли они следующую Пасху.

http://radonezh.ru/2021/05/09/v-efire-pr...

Некоторые знакомые смотрят на меня теперь как на обреченную больную, силясь скрыть свое сочувствие. Но сама я знаю, что именно с этой болезни и началось мое истинное исцеление, исцеление моей больной души, пораженной опухолью греховности. И я поняла, что эта операция была более на душе, нежели на теле. Как будто устранили тяжелую, гнетущую заслонку, отделявшую меня от Бога. Хотя врач и допустил ошибку, но досадовать по этому поводу или тем более ругать его не помышляю, так как верю: все произошло с высшего на то соизволения. И очень благодарна за все Всевышнему. Порой я задумывалась о том, почему я удостоилась подобной милости. За какие такие заслуги мне было даровано испытать все это? И не находила ответа на этот вопрос, вспоминая о том, что вся моя жизнь была лишь преступлением перед Богом. И я думаю, что только ходатайство моих глубоко верующих предков спасло меня от погибельной пропасти, у края которой я так близко стояла всю неразумн ую жизнь. Да, только их сильная молитва перед Господом за неразумное погибающее чадо могла сотворить подобные чудеса со мной, отчаявшейся грешницей. А молитва за меня, полагаю, была сильная, так как все мои предки и по линии мамы, и по линии папы оказались священниками. Страдальческая кончина одного из них, протоиерея Алексия Порфирьева, описана в недавно вышедшем двухтомнике иеромонаха Дамаскина (Орловского) " Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия " . Все это я узнала, еще когда пришла к вере и стала живо интересоваться, кем были мои родственники, так как смутно помнила, что еще в детстве случайно слышала из разговора взрослых о том, что мой прадед был священником. Позже я узнала из архивных данных, что он был очень уважаемым в Нижнем Новгороде протоиереем. Оставшиеся в живых родственники, имея в роду известных и за то поплатившихся жизнью служителей Православной Церкви, тщательно скрывали от нас, детей, всю, порой очень страшную, правду, так как жили в невероятно тяжелых условиях гонений.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1324 Тихонравов, Памятн. отреч. рус. лит. А.Веселовский, Славян. сказ. о Соломоне и Китоврасе и западн. легенды о Морольфе и Мерлине, Спб. 1872 1328 В апокр. Адам даются подроб. сказ. о пребывании Адама и Евы в раю и дальн. их жизни (Порфирьев, 179–197). В истории ересей Епифания много апокриф. сказаний (Порфирьев, 87) 1329 Пыпин, Лож. кн., Рус. Сл. 1862, янв., 97. Румянц. муз., 167. Отреч. кн. Тихонравова. Опис. рук. Синод. библ., II, 507; Порфирьев, ibid; Апокриф об Аврааме, о заветах 12 патр., Лествица Иакова (Порфирьев, 197–306). Извлечения из них (Сборн. Ак. Н., XVII, 1–273). О новозаветн. апокрифах – его исслед.; также Макарий, V, 253 и д.; Виз. Врем. I, в. 2, 180–224 1336 На Западе мы встречаем распоряжение об апокрифических сочинениях в «Capitulare ecclesiasticum» Карла В. Там говорится: «Не должно ни верить, ни читать поддельные сочинения, рассказы сомнительной верности и вообще все, что против кафолической веры, сквернейшие и ложные писания, которые в прошедшем году разносились бродягами, уверявшими, что эти послания упали с неба; тем самым они ввели иных в заблуждение. Все такое сожигать, чтобы народ подобными сочинениями не был вовлечен в заблуждение. Можно читать и передавать одни канонические книги, кафолические трактаты и сказания святых отцов». Pertz, Monum. Germ I, Leg. 53 1339 Пыпин (Рус. Сл. 1862 г., янв., 88,89). Иоанн екс. болг. 208–210. Румянц. муз., 16. Свод запретит. старой лит. о ложных книгах (Лет. зан. Арх. ком. I, 1–55). Древнейший индекс Номокан., Погодин, собр. XIV в. 1341 В Чет. Мин. Макария помещены отрывки из книги «Еноха» (31 декабря), др. в Мин. и Прологах (Древн. Рос. 1875 г., III, 130), как делает и генуэз. еп. Иаков Варагине (Владимиров, Унив. Изв. 1900 г., 2, с. 68). На апокриф «Енох» ссылаются Иосиф Волоцкий (429) и Геннадий; Обзор хроногр., II, 161–164 1344 Порфирьев, Апокриф. сказания о ветхозав. соб., 178. В «путешествии Арсения Селунского в Иерусалим читаем «А на брезе Иордана камень, знати стопы Христовы на нем, а под тем камением кости змиевы видети, что блюл рукописание Адамле» (Сахаров, Сказ. рус. нар., II, 76)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

278 Хотя эта книга была написана христианином из иудеев, однако мы ставим ее наряду с иудейскими произведениями, так как автор ее всюду стоит на почве древне-иудейских воззрений. Написание ее относят к концу I века после Р. Хр.; Порфирьев, Апокрифические сказания, стр. 256 и 281; ср. Philippi, Das Buch Henoch, стр. 103; Hilgenfeld, Die jüdische Apokalyptik, стр. 183; Lücke, Einleitung in die Offenbarung des Johannes, стр. 334. 279 J. Ch. K. Hofmann, Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft, 1852, B. VI, стр. 90. 280 Philippi, Das Buch Henoch, стр. 104; Dillmann, Das Buch Henoch, стр. LXI; ср. Wieseler, Die 70 Wochen und 63 Jahrwochen des Propheten Daniel, стр. 227; Порфирьев, Апокрифические сказания, стр. 281. 281 Fabricius, Codex pseudepigraphus Veteris Testamenti, Hamburgi et Lipsiae, 1713, t. I, стр. 544–550 и 565–568. 287 См. G. Hoffmann, Das Buch Henoch, стр. 955; Hilgenfeld, Zeitschrift für Wissenschaftliche Theologie, 1860, стр. 335; Jos. Langen, Das Judenthum in Palästina zur Zeit Christi, стр. 124; Philippi, Das Buch Henoch, стр. 106. 289 Эта книга приписывается р. Симеону бен Иохаю, жившему в конце первого века после Рождества Христова; но большинство ученых относят окончательную редакцию Зогара к несравненно более позднему времени (XIII в.). Однако главная часть содержания этой книги несомненно была составлена еще в начале христианской эры и может быть действительно принадлежала Симеону бен Иохаю и Акибе; см. Порфирьев, Апокрифические сказания, стр. 15. 296 А. В. Горский, История евангельская и церкви апостольской, Москва 1883, стр. 558; А. Иванов, Руководство к объясн. чтению апостольских посланий, Киев 1875, стр. 94; ср. Порфирьев, op. cit., стр. 146; Воскр. Чтение 1877, т. II, стр. 166. 297 Памятники древней христианской письменности, русск. перевод Преображенского, Москва, 1860, т. II, стр. 69 и 70. 298 Русский переводчик послания Варнавы прямо говорит, что приведенные цитаты взяты не из священных книг; см. там же. 299 Ср. Варн. 15 гл. и Ен.91:12–19; Варн. 11 гл. и Ен. 24–25 гл.; Варн. 18 и 19 гл. и Ен. 94 гл. и 108:11 и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

1306 О влиянии апокрифов на иконопись см. прения на VIII-м Археол. съезде (Е.Ф.Шмурло, VIII Арх. съезд, с. 74); на Западе (Древн. и Нов. Россия, 1875, III, 129–130) 1307 Порфирьев, Апокриф. сказ. о ветхозав. лицах и событиях, 4–5, 19, 26–27, 120–125; Н.Лавровский, Обозр. ветхозав. апокрифов. (Духов. Вестн. 1864) 1308 Пророку Илии иудейские раввины приписывали предание о том, что мир будет существовать 6000 лет и т. д. (Порфирьев, 166) 1311 Всех апокриф. Еванг. – 7: 3 на греч. яз., 2 на латин. и 2 на арабском. Последние 4 считаются также переводом с греч. яз. на славян. яз. были распространены Ев. Иакова (Первоевангелие), Фомы и Никодима (с добавочн. статьями). Подробн. см. М.Сперанский, Славян. апокрифич. Евангелия, М. 1895, из М. Арх. общ. (и Тр. VIII Арх. съезда, II, 38–172; И.Порфирьев , Апокр. сказ. о новозав. соб., Спб, 1890 (Ев. Никодима, 164–191; Первоев. Иакова, 136–149). Первоев. Иакова в рус. перев. (Прав. Обозр. I860, 1, с. 1–34, прилож., Ев. Никодима в рус. перев. (ib., 3, с. 35–56); О евангелиях апокрифических, К.Скворцова (Тр. К. Д. акад. 1861, 12, стр. 381–418). Пользование ими в богосл. произведениях (Древ. и Нов. Рос. 1875, III, 124–131) 1312 Поп Иеремия Богомил применил учение павликиан и вскоре уже две церкви принадлежали им (Racki, Rad, X); В.Левицкий, Богомильство – болгар. ересь (Хр. Чт. 1870); Иречек (227–229) 1315 «Паче же на Златоуста, – продолжает Курбский, клеветами ополчаются, и от книг русских емлючи словеса развращенныя, от Еремеи попа болгарского и иных таковых и на Златоуста имя подписуют и на иных святых яко щиты себе носят, и из-за них на закон Христов поругании и хулами стреляют, и верных, тяжущихся с ними по неведению, аки за словеса святых, удобне одолевают, яко безответных, и от истинного пути на прелесть свою возводят». См. Послан. кн. Курбского, в Прав. Соб., 1863 г., август, 555–557 1316 П. С. Р. лет., т. I. В Палее, отнесенной к дозволенным книгам, у отцов церкви и в византийских хрониках находим ряд апокрифич. сказаний (Порфирьев, 87–97, 134). О заимствованиях из них же апостолами (145–146), напр., в послании Иуды (I, 14–15). О различии между апокрифами и ложн. книгами (Тихонравов I, 65–78, дополн. 109–116; Изв. Ак. Наук 1899, IV, о Палее)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Златоструй. 29 Февраля. Митрополит Даниил у Жмакина стр. 324. – Книга Маргарит. 14 Сентября. Митрополит Даниил у Жмакина стр. 350. Зиновий Отенский стр. 249 начало, 772 начало, 945 sub fin.. Синодальная рукопись стр. 119. Порфирьев Словесность I, 199. Переведён болгарским монахом Дионисием (мой Краткий Очерк [истории православных церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской, М. 1871г.] стр. 172) в половине XIV века, – Starine I, 52 начало. Академическая рукопись Книга Смарагд, а в ней 159 глав. 31 Июля. Синодальная рукопись стр. 53. Когда составлен стр. 82 fin.. Порфирьев Словесность, 1,200 начало. Академическая рукопись Сборник слов, называемый Златоуст. Порфирьев Словесность, I, 199 начало. Академическая рукопись Слова Постные (Fastreden), написанные на Афоне в 1451г., – мой Краткий Очерк стр. 514. Порфирьева Словесность стр. 199. Академическая рукопись (Торжественник постный). – „Умиление”, – собрание слов, усвояемое Златоустому. Синодальная рукопись стр. 46, cfr стр. 48 и 49, XV век. Упомянут в Просветителе Иосифа Волоколамского стр. 159, 180, 184, 187, 194, 217 fin., 237, 316, 337, 377, 378, 381, 391, 412, 448 начало, 459, 472. Под 13 Ноября [в Макариевской Четь-Минее] большое собрание слов Златоустого. Не все сочинения Иоанна Златоустог о переведены были, – см. у Зиновия Отенского стр. 350. [Ср. I т. 1 половина стр. 729–741/898–899. У Соболевского стр. 21, 271; Архангельского К изучению древнерусской литературы, стр. 54–83, и Творения отцов церкви в. IV, Казань, 1890г.]. ↓ Иоанн Никейский об Арменах: Иосиф Волоколамский в Просветителе стр. 514, 575. Митрополит Даниил у Жмакина стр. 324, 337, 416, 430. Академическая рукопись лист 198 оборот; ↓ Иосифа Евреина (Флавия) о пленении Иерусалима. 29 Февраля. Иосиф Волоколамский в Просветителе стр. 123, 128, 167, 454, 471. Академическая рукопись лист 447. Служил одним из источников для русского хронографа 1512г.. Переведён в Константинополе в 1399г. грешным Иоанном старцем, см. Строева Словарь стр. 399 и 400. [У Соболевского стр. 24].

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010