Протоиерей Алексий Порфирьев служил в Никольской Верхне-Посадской церкви Нижнего Новгорода, а с 1905 года был переведен на должность настоятеля Нижегородского Спасо-Преображенского кафедрального собора (именно в этом храме он и прослужил до конца своих дней). Как священник и церковный педагог он был весьма заметной общественной личностью в нижегородской губернии. Его имя постоянно встречалось на страницах нижегородских газет и различных епархиальных изданий. Священнослужитель вел уроки русского языка и словесности в епархиальном женском училище и в Мариинском институте благородных девиц. В Нижегородской семинарии протоиерей Алексий Порфирьев читал лекции по русскому расколу, обличительному богословию, а также по церковной истории. На протяжении ряда лет выдвигался председателем съездов духовенства Нижегородской епархии. Алексей Нейдгардт, арестованный вместе с епископом Лаврентием и отцом Алексием, с 1896 по 1906 годы занимал должность предводителя нижегородского дворянства. Щедро жертвовал на нужды и постройку православных церквей не только в Нижегородской епархии, но и в столице. На личные средства и вклады горожан Алексей Нейдгардт выстроил в Нижнем Новгороде Народный дом (сейчас это театр оперы и балета). В 1904 году был избран пожизненным почетным членом миссионерского братства во имя святого благоверного великого князя Георгия Всеволодовича — основателя Нижнего Новгорода, был попечителем целого ряда приютов и учебных заведений города. 6 ноября епископу Лаврентию и протоиерею Алексию объявили о предстоящем расстреле, предложив взамен этого публичный отказ от священного сана, на что те ответили категорическим отказом. У владыки Лаврентия были с собой Святые Дары. Он причастился сам и причастил отца Алексия. Владыка был спокоен и радостен. Отец Алексий плакал. Владыка спросил его: «Почему вы плачете? Нам надо радоваться!» Священник ответил: «Я плачу о моей семье». «А я готов», — сказал епископ. Вскоре к ним привели Алексея Нейдгарта. Иеромонах Димитрий (Воскресенский) писал о гибели мучеников в своих записках: «Приближалась годовщина Октябрьской революции 1917 года и торжества советской власти. В ночь на этот день Преосвященный Лаврентий с протоиереем Алексеем Порфирьевым и Нейдгартом… предстал пред военно-революционным трибуналом и, будто бы на вопрос: " Признает ли он советскую власть " , дав отрицательный ответ, был выведен в сад при доме, где и был расстрелян. На следующий день — в годовщину торжества советской власти — всем содержавшимся в заключении, а в том числе и Преосвященному Лаврентию, и протоиерею Алексею Порфирьеву и другим следовало быть освобожденными по амнистии, но злоба человеческая несколькими часами раньше всех их убрала с житейской сцены…»

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Немалым утешением для епископа послужило полученное им от властей разрешение священнодействовать в тюремном храме, и он не пропускал ни одного праздника и воскресного дня, чтобы не принести Господу бескровную жертву о себе и о людях. Духовные дети владыки передавали ему через келейника архиерейское облачение и продукты. Владыка высылал записку, пустую посуду, белье. Однажды выслал изношенные четки с просьбой заменить на новые. Они были переданы иеромонаху Варнаве (Беляеву), впоследствии епископу Васильсурскому который, взяв их, сказал: «Трудовые четки». Говорят, что епископ дважды посылал своего келейника к протоиерею города Балахны, прося, чтобы прихожане обратились к властям с просьбой о его освобождении как Балахнинского епископа. Жители города собрали около шестнадцати тысяч рублей, которые намеревались внести как залог, и собирали подписи под прошением об освобождении архиерея. Под таким же прошением собирались подписи и в храмах Нижнего Новгорода. Власти, однако, не собирались освобождать святителя. На Воздвижение, 14/27 сентября, когда он служил в тюремной церкви, туда пришли представи­тели советской власти, чтобы посмотреть на него. И таков был духовный облик святителя, так ярко горел свет его веры, что они единодушно решили убить его во избежание духовного подъема среди населения города. Но необходим был предлог. В 1918 году государство постановило отобрать у Церкви земли и цер­ковное имущество. Поместный собор единодушно это отверг; отобрание у Церкви храмов и церковного имущества было ничем иным, как открытым го­нением на Церковь. 7 июня 1918 года состоялся съезд духовенства Нижегородской епархии. Съезд принял постановление протестовать против отобрания храмов, монастырей и церковного имущества. Было составлено соответствующее воззвание к пастве, которое подписали епископ Лаврентий как председатель съезда, настоятель собора протоиерей Алексий Порфирьев как секретарь собрания и бывший губернский предводитель Нижегородского дворянства Алексий Борисович Нейдгардт.

http://fond.ru/foto/1099/Aleksiy/

Под руководством владыки Лаврентия в Нижнем Новгороде было создано Спасо-Преображенское братство по возрождению церковно-общественной жизни, которое сразу же стало важным центром духовного просвещения. Члены братства устроили церковный детский сад, религиозную библиотеку, собирались издавать духовную литературу. Все это происходило при самом деятельном участии епископа Лаврентия и по его благословению. После появления декрета об отделении Церкви от государства Спасо-Преображенское братство открыто выступило в защиту Церкви. Начались массовые аресты, в том числе среди священства. Когда же вышло постановление о том, что у Церкви следует отобрать все храмовое имущество, епископ Лаврентий, а также настоятель кафедрального собора священномученик Алексий Порфирьев и бывший губернский предводитель дворянства мученик Алексий Нейдгардт подписали обращение к пастве, в котором протестовали против этого. В одном месте обращения ими использовалась библейская цитата Облекитесь во всеоружие Божие (Еф 6:11). Эта фраза, произнесенная когда-то апостолом Павлом, была истолкована властями как призыв к вооруженному восстанию и стала поводом для ареста всех подписавших. В тюрьме владыка Лаврентий постоянно молился, что поначалу смешило его соседей, но вскоре вызвало у них глубочайшее уважение. Власти даже разрешили епископу служить Литургию в тюремном храме. Была и надежда на освобождение по амнистии в честь годовщины Октябрьской революции… Однако 5 ноября 1918 года Владыку вместе с его «подельниками» перевели в камеру Нижегородского ЧК. Сад здания ЧК выходил в Почаинский овраг, в котором той осенью почти ежедневно раздавались выстрелы. Священнослужителям обещали помилование, если они откажутся от сана, — но при таком условии мученики, конечно, предпочли отказаться от амнистии. Тогда всех троих вывели в сад и поставили на краю вырытой заранее могилы… Несмотря на известность подробностей убийства, место захоронения владыки Лаврентия и протоиерея Алексия все же скрыто. Спустя несколько дней из ворот здания ЧК выехала телега с двумя телами, и на вопрос прохожей извозчик ответил, что везет епископа и священника на Мочальный остров, откуда «велено сбросить их в Волгу».

http://foma.ru/datyi-noyabrya.html

3. С. 640-641, 742-744; Тихонравов Н. С. Памятники отреченной рус. лит-ры. М., 1863. Т. 1. С. I-X; Калужняцкий Е. И. Обзор слав.-рус. памятников языка и письма, находящихся в библиотеках и архивах Львовских//Тр. III Археол. съезда. К., 1878. Т. 2. С. 213-221; Шляпкин И. А. Описание рукописей суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря. СПб., 1881. С. 53-56. (ПДП; Вып. 4); Лопарев X. М. Описание рукописей ОЛДрП. СПб., 1899. Ч. 3. С. 175-176; Яцимирский А. И. Мелкие тексты и заметки по старинной слав. и рус. лит-рам//ИОРЯС. 1902. Т. 7. Кн. 1. С. 134-136; Сырку П. А. Заметки о слав. и рус. рукописях в Bodleian Library в Оксфорде//Там же. 1907. Т. 12. Кн. 4. С. 136-140; РИБ. Т. 6. 19082. Стб. 789-796. 117; Чудовская редакция индекса ложных книг/Опубл.: Н. А. Кобяк//РФА. 1988. Ч. 4. С. 711-716; Кобяк Н. А. Оксфордская редакция индекса ложных книг: Археография и тексты//Из фонда редких книг и рукописей Научной б-ки Моск. ун-та. М., 1993. С. 175-187; Домострой/Сост., пер.: В. В. Колесов; подгот. текста, пер.: В. В. Рождественская. М., 20073. Лит.: Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Каз., 1872. С. 142-168; Тихонравов Н. С. Соч. М., 1898. Т. 1; Яцимирский А. И. Библиографический обзор апокрифов в южнослав. и рус. письменности. Пг., 1921. Вып. 1. С. 1-75; Сапунов Б. В. «Богословца от словес» в Изборнике 1073 г. и проблемы читателя на Руси в XI в.//Изборник Святослава 1073 г. М., 1977. С. 234-246; Кобяк Н. А. Индексы «ложных» и «запрещенных» книг и слав. апокрифические евангелия//Из истории культуры и обществ. мысли народов СССР. М., 1984. С. 19-30; она же. Индексы отреченных и запрещенных книг в рус. письменности//Древнерус. лит-ра: Источниковедение. Л., 1984. С. 45-54; она же. Списки отреченных книг//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 441-447 [Библиогр.]; она же. Индекс ложных книг и древнерус. читатель//Христианство и Церковь в России феодального периода: Мат-лы. Новосиб., 1989. С. 352-363; она же. Чудовская и Оксфордская редакции индекса ложных книг, приписываемого митрополитам Киприану и Зосиме//Palaeobulgarica. 1997. 4. С. 88-103; Семеновкер Б. А. Библиографические памятники Византии. М., 1995. С. 129-154; Грицевская И. М. Индексы истинных книг. СПб., 2003. С. 18-21. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/1841546.html

В 9 выпуске у него описаны: Петр Екатериновский, еписк. Томский (ум. в Москве в Новоспасском монастыре), московский прот. Д. В. Разумовский, известный знаток истории церковного пения, ректор моск. дух. академии прот. С. К. Смирнов, проф. каз. академии В. А. Снегирев и др. Описывая жизнь и труды о. С. К. Смирнова, г. Языков раздельно перечисляет сначала сочинения, написанные им еще на студенческой скамье, потом – в бытность его профессором, далее – в должности ректора, и наконец сочинения, изданные о. протоиреем со времени его отставки до «дня его смерти». Перечень настолько полон, что кажется прибавить к нему нечего. (Стр. 69–73). Еще больше встречаем бо­лее или менее дорогих нам имен в 10 выпуске. Здесь находим имена: Алексия Лаврова, архиеп. Виленского, бывшего профессора М. Д. Академии; протоирея И. С. Беллюстина, автора известной книги (запрещенной): «описаше сельского духовенства»; Вениамина Смирнова, еписк. воронежского; Иосифа Чениговского, еписк. Владикавказского; Капустина П. И. прот. Московского, известного своими открытиями в области физики (он был глубокий математик); Кирилла Орлова, еписк. Ковенского (бывшего инспектора Вифанск. семинарии); Никанора Бровковича , архиеп. Одесского; Порфирьева И. Я. , известного казанского профессора; Потапова В. Н., профессора М. Д. Академии; Серафима Богоявленского, архимандрита, ранее популярного Московского проповед­ника; Солярского П. О. протоиерея, учебник которого по нравственному богословии зубрили целое поколение; Хупотского П. М., бывшего профессора М. Д. академии, влачившего под старость очень печальную жизнь и др. Девятый выпуск может быть назван ключом ко всем предыдущим выпускам г. Языкова, ибо в нем на ряду с указателем последнего выпуска помещен «алфавитный указатель» и к первым 8-ми («Обзоры» автора все ве­дутся, как и естественно, в алфавитном порядке»). С какою тщательностью ведется дело автором, видно из того, что в 10 выпуске он помещает между прочим имя ранее пропущенного им писателя (это автор не редко делает): Смирнова Ал.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В Венеции автор видел обряд так называемого обручения дожа с морем: «Князь Еенецейский ездил на море, судно великое, резное, вызолочено все, покрыто бархатом красным, вышиты гербы венецейские золотом, князь сидел на своем месте, чиновники по обе стороны. Патриарх в особом судне приехал к его судну, святил воду и ту воду влил в море, и музыка пела предивная. Потом князь перстень алмазной взял, бросил в море, сошел из судна, пошел в церковь , чином (пошли) послы и прочие по два... В Венеции церковь соборная евангелиста Марка: над дверьми резьба из мрамора белого, над резьбою четыре лошади медные, без узд, вызолочены, а поставлены на знак венецейской вольности». В Риме был в церкви св. апостолов и видел папу: «Папу несли пять человек, в бархатных кафтанах, носилки как возок зимний, с бархатом; два верховых пред ним несли кресты; кругом солдаты в бархатных кафтанах с алебардами. Карет было за ним пятьдесят».... Был в Ватикане в папских покоях, обиты камками красными и бархатами.... Был на вилле у князя Боргезия (Borghese), и во Фраскати (Frascati) у князя Панфилия (Pamphili). Здесь его поразили фонтаны: «Атласы на главе держат глобус, из-под него вода течет, а из глобуса вышла великая звезда, и вода бьет выше звезды. И лестницы каменные, по ним вода течет великая. Выше лестницы два столба величиной сажени 1½, и бьет из них вода; на низу по стороне Атлас и мужик великий лежит, каменный, в горе, и в руках держит восемь флейт. Как пустят воду, и он играет на флейтах отменно хорошо. А другой фонтан: мужик на лошади в рог трубит очень громко, водою же. Еще на горе девять девок лежат, у каждой флейта в руках, и органы великие; как пустят воду, девки и органы заиграют очень приятно, никогда не вышел бы.... В той церкви был, которая прежде была всех болванов (Pantheon), а ныне всех святых, зело велика, круглая. В монастыре был, где лежат мощи Алексия, Божия человека, и крыльцо то, под которым жил, видел все». Таким образом автор путешествия интересовался самыми разнообразными предметами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Л. прилагал большие усилия к возрождению в епархии церковно-общественной жизни, его поддерживала здравомыслящая часть нижегородского духовенства. В апр. 1917 г. по благословению и при участии архиерея было создано нижегородское Спасо-Преображенское братство. Оно дистанцировалось от политических вопросов, но ряд его деятелей, в т. ч. прот. сщмч. Алексий Порфирьев , стали организаторами консервативного политического союза «Христианское единение за веру и родину». 8-9 авг. 1917 г. в Н. Новгороде под председательством Л. состоялся епархиальный съезд, на котором были избраны представители от епархии для участия в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. и их заместители. Осенью 1917 г. под рук. Л. прошли собрания духовенства и мирян, посвященные выборам в Учредительное собрание. Было решено выходить на выборы самостоятельно, сформировав избирательный список союза «Христианское единение». Его руководство состояло преимущественно из членов Спасо-Преображенского братства. Духовным руководителем союза стал Л., в работе организации участвовал игум. Варнава (Беляев ; впосл. епископ). По результатам выборов союз «Христианское единение» занял в Нижегородской губ. 3-е, а в Н. Новгороде - 2-е место. После прихода к власти большевиков в Нижегородской губ. начались аресты священно- и церковнослужителей, участились захваты церковного имущества. Л. возглавлял собрания верующих, на к-рых обсуждались меры по прекращению беззакония и освобождению арестованных, направлялись коллективные ходатайства. Благодаря личному ходатайству Л. в марте 1918 г. был освобожден из-под ареста наместник Оранского мон-ря архим. Августин (Пятницкий) . Вслед. финансовых затруднений после рождественских каникул 1918 г. занятия в Нижегородской ДС были отложены до 15 февр. 2(15) февр. 1918 г. после литургии, совершенной Л. в кафедральном соборе, архиерей в связи с воззванием патриарха Тихона от 19 янв. того же года произнес слово о мирной христианской борьбе с врагами веры и Церкви. Затем с разрешения властей состоялся возглавленный Л. многолюдный крестный ход с участием клириков и прихожан ряда нижегородских храмов и жителей окрестных местностей для выражения преданности Церкви в ответ на патриаршее послание, к-рое при этом неоднократно зачитывалось. 11(24) февр. после литургии в нижегородской Владимирской ц. Л. вновь возглавил крестный ход «для выражения протеста против насилия над православной Церковью».

http://pravenc.ru/text/Лаврентий ...

Но перенесемся в 1924 год. Называть в ту пору святыни их истинными именами было как накликать беду, и потому в народе укрепились новые названия: часовню и храм стали называть Веригинскими по месту их расположения на Веригинской даче. Место настоятеля недостроенного храма на Веригиной даче в городе Бологое получил тогда отец Анатолий Заболоцкий и служил здесь до 1927 года, а семья его жила в церковном доме. Когда храм закрыли, приход перешел в часовеньку. Как жилось, как служилось? Ну, во-первых, для советской власти он был лишенцем – лишенным гражданских прав бывший штабс-капитан императорской армии, во-вторых, поп, охоту на которых никто не останавливал. Как все лишенцы, ходил на строительство железной насыпи, имел ущемления в быту. Но не сетовал. Скорее совершал каждодневный подвиг, не страшась, вел службу в царских храмах. Среди бумаг отца Анатолия сохранились два письма епископа Валдайского Иосифа, который советовал: «В облачении ходить по приходу во избежание разных недоразумений следует избегать и облачаться в ризу только в домах, где будете читать св. Евангелие…». Тем временем закрыли Короцкий монастырь, затем Иверский в Валдае, следом монастырь в Ригодищах, недалеко от Бологое. В изгнании многие, в том числе и монахини, находили приют в доме веригинского батюшки. Привечал он и убогих, «странненьких». В судьбе многих людей принял тогда живое участие отец Анатолий. Падали беды и на семью. Потрясений было не счесть, и не случайно матушка Анна Порфирьевна заболела в ту пору какой-то страшной болезнью, поразившей ее руки и ноги. В 1932 году закрыли и часовню, веригинский приход распался. Отец Анатолий был переведен настоятелем в кладбищенскую церковь пригородского поселка Медведево и служил здесь до ареста в зловещем 1937 году. Но прежде майским днем 1935 года правящий архиерей, высокопреосвященный архиепископ Новгородский Венедикт удостоил священника Анатолия Алексеевича Заболоцкого сана протоиерея. Приближался 1937 год. Приближались выборы в Верховный Совет СССР – новый конституционный орган. Летом того года в Медведевской церкви молния ударила в купол, прошла внутри по иконе святителя Тихона, написанной на железе, оставив след, и ушла в землю. Верующие восприняли это как предзнаменование испытаний. Они не заставили ждать. Незадолго до выборов начались массовые аресты. В один из дней пришли и за батюшкой… Обвинительный приговор заключенному Заболоцкому был сформулирован по общим правилам – Анатолий Алексеевич был осужден по статье 58-10 УК РСФСР – за «антисоветскую агитацию» сроком на 10 лет. А в сентября 1938 года он скончался, не дожив до 61 года, и был тайно отпет заключенными священниками…

http://sobory.ru/article/?object=11715

Поначалу церковь была приписана к Ишимскому духовному училищу, а комитет по постройке с 1885 года возглавлял настоятель Богоявленского собора, член правления вышеозначенного училища, протоиерей Алексий Федюшин; с декабря 1891 года его сменил священник Николай Гвоздицкий. Главный престол храма в честь Святителя и Чудотворца Николая освящен 26 ноября 1892 года, а справа от него, в южной части храма, устроен небольшой придел в честь святого благоверного и Великого князя Александра Невского на средства купца Александра Порфирьевича Кутырева. В 1920-е годы церковь была передана обновленцам. После закрытия в 1930 г. Богоявленского собора она стала кафедральным собором Ишимской обновленческой епархии. В летнюю ночь с 23 на 24 июня 1937 года, в день памяти святителя Иоанна Тобольского, в Ишиме арестовали всех священнослужителей. Среди них были настоятель Никольской церкви Иосиф Моисеев и священник Михаил Аталыков. Формально Никольскую церковь не закрыли. Но стадо, оставшееся без пастыря и основательно поредевшее в дни репрессий, постепенно рассеивалось. Тактика «естественного самораспада» общины была излюбленным приемом властей, инсценировавших «законность» закрытия якобы пустующих и разрушающихся от бесхозяйственности храмов. 9 марта 1940 года исполком Ишимского горсовета постановил: церковь закрыть, ценности реализовать, «внеся деньги в Государственные фонды», в помещении храма предложить открыть клуб. В 1943 году начинается период смягчения политики государства по отношению к религиозным организациям. В стране открываются монастыри, храмы, духовные школы, появляется возможность провести выборы Патриарха. В этот год в Ишим переводят ссыльного Епископа Афанасия Ковровского (Сахарова). Он – один из составителей службы Всем святым, в земле Российской просиявшим, участник Всероссийского поместного собора 1917 года, пострадавший за твердое стояние в вере Христовой и верность святооотеческим правилам. Поскольку в Ишиме не осталось ни одного священника, православные жители города обратились к Владыке Афанасию с просьбой возглавить возрожденный приход при одном из храмов. Епископ дал принципиальное согласие. Однако 7 ноября он был вновь арестован и продолжил исповеднический путь в сибирских лагерях…

http://sobory.ru/article/?object=12877

После кончины Патриарха Сергия внутренняя жизнь Церкви нуждалась в дальнейшем устроении. Первостепенной по важности заботой священноначалия было замещение вдовствующих кафедр. Как правило, рукополагали престарелых вдовых священнослужителей, принявших постриг за несколько дней перед этим. 21 мая в московском Богоявленском соборе патриарший Местоблюститель митрополит Алексий возглавил хиротонию во епископа Полтавского и Кременчугского Николая (Чуфаровского). В Преображенской церкви Москвы митрополит Крутицкий Николай хиротонисал во епископа Ворошиловградского священника Калининской епархии Александра Порфирьевича Петина, получившего в монашестве имя Никон. Пожалуй, единственным исключением явилась хиротония во епископа Симферопольского и Таврического архимандрита Иоасафа (Журманова), принявшего монашеский постриг еще в 1915 г. Она состоялась 13 августа в Богоявленском патриаршем соборе. Ее возглавил митрополит Алексий. 27 августа он хиротонисал во епископа Владимирского и Суздальского иеромонаха Онисима (Фестинатова). 29 октября митрополит Крутицкий Николай возглавил хиротонию во епископа Калининского иеромонаха Рафаила (Березина). В январе 1945 г. в Спасо-Преображенском соборе Москвы патриарший Местоблюститель митрополит Алексий возглавил хиротонию во епископа Вологодского и Черновицкого Иустина (Мальцева), кандидата богословия Казанской Духовной Академии. В первый месяц своей первосвятительской деятельности митрополит Алексий вместе со Священным Синодом совершил ряд перемещений на архиерейских кафедрах: архиепископ Саратовский Григорий (Чуков) был переведен на Псковскую кафедру, впоследствии на Саратовскую кафедру был назначен епископ Паисий (Образцов); архиепископ Рязанский Алексий (Сергеев) был перемещен на Ярославскую кафедру, на Рязанскую назначили епископа Ульяновского Димитрия (Градусова); архиепископа Ставропольского Антония (Романовского) перевели на Николаевскую кафедру. На Смоленскую кафедру патриарший Местоблюститель и Священный Синод поставили новохиротонисанного епископа Сергия (Смирнова). Всего за время местоблюстительства митрополита Алексия с мая 1944 по январь 1945 г. совершено было 10 епископских рукоположений, кроме того, два епископа, бывших на покое, получили назначения на кафедры. Осенью 1944 г. епископат Русской Православной Церкви насчитывал уже около 50 правящих архиереев, примерно столько, сколько Русская Церковь имела в канун разгрома церковной организации 1937– 1939 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010