Попытаемся определить положение, в котором находился наш писатель в год завоевания латинянами Цареграда. Он имел тогда около 50 лет от роду; в течение двадцатипятилетней службы при дворе ему пришлось быть свидетелем, а частью и принимать участие в важнейших событиях. Многие из его сослуживцев подвергались преследованию, лишению имущества, заточению или пострижению в монашество; изменчивое время у живых еще императоров отнимало власть и, низвергая властителей, позволяло приближаться к престолу новым честолюбцам. Никита сумел не только сохранить, но и приобресть новые назначения и отличия. Мы не будем здесь входить в оценку нравственности его, хотя невольно раждается вопрос: как, не сочувствуя политике Ангелов, он оставался однако же доверенным лицем их; скажем только, что обстоятельства должны были приучить его к обращению с людьми, выработать гибкость характера, уклончивость и скрытность 57 . Частью в истории Никиты, частью в надписаниях на разных его сочинениях можно найти упоминание следующих званий и должностей, который проходил он: 1) Императорского секретаря, υ πογραμματευ ς βασιλιχο ς, Scriba Imperatorius 58 ; 2) секрето-логофета, ο λογοθε της τν σεχρε των, Logtheta secretorum 59 3) сенатора цареградского, ο» ε χ το συγχλη του βαυλς 60 , это звание получил Никита в первые годы императора Алексея Комнина Ангела III т. е. около 1198 года 61 ; 4) великого логофета, ο με γας λογοθε της, magnus Logotheta 62 ; 5) ο ε πι» τν χπι σεων, Iudiciis praefectus 63 ; 6) ο Γενιχο ς, на современном языке-главный директор податных сборов ( λογιοστη ς τν φο ρων); 7) φορος χαι χριτη ς το βη λου 64 , Praeses et Iudex Beli; 8) ο προχαθη μενος το χαιτνος, Praefectus Cubiculo 65 . Все попытки подвести византийские придворные и государственные титулы под соответствующие им чины современных государств могут достигать только приблизительной точности. Наше время не дошло до такой изысканной тонкости в названиях и обозначениях чинов и отличий: современная высшая государственная или придворная должность в Византии обозначалась, по разным свойствам ее двумя, тремя и даже более названиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Любопытные объяснения, которые дают жители Мелангии в извинение своей приверженности к самозванцу 269 . «Государь император! Ты сам удивился бы, если бы увидел этого человека. Его длинные волосы огненного цвета такие прекрасные, как будто усыпаны блестками золота; он так сложен, такой прекрасный наездник, что кажется прикованным к седлу; не гневайся же на нас, которые жалеем этого юношу, имеющего право на царство по преемству в трех поколениях и несправедливо лишенному власти и отечества». В царствование Исаака Ангела в Азии также был самозванец, выдававший себя за Алексея II; своими золотистыми волосами он привлек на свою сторону не только простой народ, но и некоторых правительственных и придворных лиц. Когда, наконец, он был убит и голова его принесена к севастократору Алексию, этот, «взбивая его золотистые волосы хлыстом, проговорил: не без причины же сдавались этому человеку наши города» 270 . Молодость и физическая сила возбуждают сочувствие и писателя и народа. Мучения Мамала, обреченного при императоре Андронике на сожжение, в цирке, доводят до слез зрителей и дают повод к резкой сатир 271 . Уродливость в лице и сложении, физический недостаток., низкое занятие и т. п. не привлекают к съ себ ни сочувствия народа, ни благоволения судьбы 272 . Являются и подобные самозванцы, но с ними легко управляются царские полководцы! Таков киприйский уроженец I. Спиридонаки 273 . Высокие преимущества римского мира перед варварским, под которым разумеет наш писатель все европейские народы, за исключением еллинов, состоят в следующем 274 . Между народами германского происхождения Никита не находит взаимного общения и единства: все они представляются ему отдельными племенами, без блистательного прошедшего и высокой будущности; эти племена не преследуют возвышенных задач, не имеют понятия о духовном просвещении и развитии, малыми зачатками его обязаны лишь сношениям с римским миром. Они чужды изящных наук и искусств, которые облагороживают человека, возвышают его духовные способности над чувственными проявлениями и телесными побуждениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Сшедшеся, блажим в матерех Полотскую благоверную (Л. 258 об.)//княжну Еуфросинию толикую и таковую, ея же житию ангели удивишася, ангельскы бо поживе на земли блаженая. Кто не весть великое оно светило Меркуриа Смоленьскаго, трпеливаго адаманта и крепкаго на безбожных вооружника. Во времена же та бысть велика беда в Росии от нашествиа безбожнаго царя Батыя, понеже плени Росию, многы раны разби и плени и множество много изби православных христиан. Таче уже безбожный дойде и до Смоленска, иже чюдесем Бог показа преславное чюдо на святем Меркурии и удивление бысть не токмо убо православным, но и невернии почюдишася преславному чюдеси. Сему святому Меркурию на брани невернии главу отсекоша, той же не даст ей (Л. 259)//пасти на землю, всхити ю и держа крепко рукама и достиже в мо (!) Смоленьске скоро, идеже бе прежде нареченное мместо (!) от святыя Богородица. От егоже телеси исцелениа и до сего дни подаваются приходящим к нему верою. Блажим великаго святителя Петра, благоверно пожившаго житие чисто. Сей бо великий отец, истинный бе пастырь словеснаго стада Пастыря Христа; сей бе светило всея Росии Христолюбивым князем, учитель правыа веры, вельможам твердое защищение, сирым аки отец милосерд, вдовам теплое заступление, скорбящим утешение, нищим скровище неоскудное и всем всяк бысть. Кий ум достигнет того делания, благая или кая уста представят того силы и чюдеса? Мало воспомяну (Л. 259 об.)//словом блаженаго святителя Алексея, елма бо он бе отцем начало, благочестию столп, верным поборник, скорбящим утешитель и нечестию спротивоборец, Апостолом наследник, тем и Христос чюдесы того обогати. Не токмо блаженый в своей Отчине сиая чюдес зарями, но и в неверных, шед бо во Орду невернаго царя царицю слепотою одержиму просвети. Егда же прииде от царя, мир Церкве принесе, тогда церковный сбор и народи радостно сретоша, свободителя благодарно нарицающе. Нецыи же, аки победителю дары носяще, радостию поклонишася; благоверный же князь великий Димитрие со слезами вопиаше блаженому: О владыко! Что воздам противу труду твоему, (Л. 260)//имже нам мир даровал еси. Зрите братие сего великаго и блаженаго отца, небеснаго человека, земнаго ангела и пресветлаго добродетели бисера.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Согласно делам Посольского приказа, с 1626 г. «Армяне начали в пределах России производить торговлю свою под непосредственным покровительством Правительства» . Особенно активно стали развиваться русско-армянские отношения с 1645 г. при царе Алексее Михайловиче: «В Персии промышленные Армяне старались с 1645 г. снискивать благоволение царя Алексея Михайловича, доставлением ему из всех стран Света редкостей и великолепных украшений; за что многие из них Армян получали Высочайше жалованныя грамоты, позволявшия приезжать в Москву и в другие города с узорочными товарами и безпошлинно продавать оные» . В их числе — один из руководителей армянской торговой компании Новой Джуги (Испагань, Персия) Захарий Саградов, в 1659–1660 гг. даровавший «Государю от торговой Армянской Компании кресел, оправленных золотом и серебром с алмазами, с яхонтами и с жемчугами» (помимо 4-х кресел также и трон. — Г. Р.): «В них алмазов больших, средних и малых 876, один лал, яхонтов больших, средних и малых 1223, жемчугу на бархате три нитки; а сверх того обнизаны жемчугом два Ангела, и следующая на Латинском языке надпись (на троне): “Могущественнейшему и непобедимейшему Московскому Императору Алексию, на земле счастливо царствующему, сей трон с величайшим искусством и тщанием соделанный, да будет счастливым предзнаменованием грядущего в небесах безконечнаго блаженства” Употребляемы были все сии четверо кресел в древности Государями при венчании Их на Цартво, в высокоторжественные праздники, при больших церковных выходах (процессиях Духовных) на Красную площадь, на Лобное место, или на Царскую башню, и при приеме иностранных послов» . Во время беседы с царем Алексеем Михайловичем Захарий Саградов сказал, что «к усердной службе побуждает его не корысть, а единоверие и покровительство Российского Монарха к Христианам» . «Жительствовавших в Москве и приезжих Армян, Царь Алексей Михайлович часто принимал во Дворце и удостоивал Высочайших Аудиенций, а в праздник Пасхи всегда допущал к руке, оказывал лично им милости и делал различныя многостоющия награждения» .

http://bogoslov.ru/article/6194919

Особенно хороши лики прародителей в конхах жертвенника и диаконника, их фигуры обрамлены снизу плодоносящими деревьями. Линия в ликах Иоакима и Анны словно с особой завораживающей медлительностью и осторожностью фиксирует сияющую плоть тех, кому суждено передать свою кровь Деве и через нее – Спасителю. Несомненно присутствие разных художественных почерков, разных мастеров, исполнивших этот ансамбль. По мнению Э. Китцингера, генезис мозаик Мартораны связан со стилем Дафни. Некоторые образы (например, Богоматерь в «Благовещении» и «Рождестве Христовом») позволяют ощутить эту связь. Особенности композиций Мартораны в сравнении с ансамблями, которые послужили для нее образцом, не только в большей «продвинутости» стиля по пути эволюции в глубину XII в., но и в более чуткой реакции на местную среду, в которой художники Мартораны не захотели или не сумели выдержать классический византийский стандарт. Важно подчеркнуть существенную закономерность в соотношениях грех сицилийских ансамблей. Созданные с незначительным хронологическим разрывом, они разнятся не только эволюцией стиля как такового. Еще более эти мозаические циклы отличает несходство источников, разный генезис, принадлежность к разным стилистическим вариантам. Рисунок. См. изображение в оригинале Рисунок. См. изображение в оригинале Эталонным образцом искусства второй половины столетия являются фрески церкви Св. Пантелеймона в Нерези, в Македонии (1164), – центральный памятник стиля так называемого комниновского маньеризма. Как и памятники византийской живописи в Сицилии, фрески Нерези относятся ко времени правления Мануила Комнина (1143–1180), блестящего полководца, мечтавшего о возрождении былого величия Римской империи. Именно в годы его пребывания на престоле экспансия византийского искусства приобретает грандиозные масштабы, вторя активной внешней политике. Храм в Нерези воздвигнут и украшен принцем Алексеем Комнином, внуком императора Алексея, сыном его дочери Феодоры и Константина Ангела. Не приходится сомневаться, что для украшения постройки, донатором которой выступало лицо царской фамилии, были приглашены лучшие столичные мастера 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15 октября 1080 г. неудачливый Генрих IV вновь потерпел поражение от Рудольфа, хотя сам победитель нашел свою смерть на поле битвы – его убил будущий герой 1-го Крестового похода герцог Тотфрид Бульонский (1076–1096). А после его смерти союз против Генриха IV сам собой распался. Обретший силы Германский король собрал небольшую армию и весной 1081 г. двинулся к Риму, восторженно встречаемый народом Германии и Италии на всем пути следования. Однако жители Рима отказались выдать Генриху IV папу, и король только весной 1083 г. сумел взять город штурмом. Тем не менее пленить Гильдебранда не удалось – тот спрятался в замке Святого Ангела и оттуда продолжал анафематствовать Генриха IV. Но новое папское отлучение только прибавило популярности Генриху IV в Северной и Средней Италии. Да и жителям Рима настолько надоело это противостояние, что они инициативно направили послов к Германскому королю и объявили тому, что город сдается перед ним и готов принять Генриха IV как своего императора. Впрочем, прежние годы прибавили германцу мудрости, и Генрих IV заключил соглашение с римской знатью, согласно которому спор между ним и папой Григорием VII должен быть решен на специально созванном Соборе. Король очень надеялся, что в ответ на эту любезность понтифик венчает его императорской короной. Но глубоко ошибся: верный себе, Григорий VII отверг все предложения завершить спор миром и потребовал публичного покаяния короля (!). Тому ничего не оставалось, как проигнорировать факт существования папы и окончательно определиться в пользу антипапы 167 . В марте 1084 г., на Пасху, король хиротонисал в Риме антипапу Климента III, а тот в свою очередь увенчал его главу императорской короной. Генрих IV покинул Вечный город в полной уверенности в своей победе, но его ждало разочарование: Григорий VII призвал на помощь норманнов Роберта Гвискара. Тот не замедлил выручить понтифика из беды и уже 24 июня 1084 г. выступил по направлению к Риму с 6 тысячами рыцарей и 30 тысячами пехотинцев. Такого оборота событий император не ждал, а потому, собрав самых знатных жителей Рима, несколько сконфуженно объявил, что дела требуют его присутствия в Ломбардии 168 . Через 3 дня, убедившись, что Генриха IV в городе нет, Роберт Гвискар вступил в Рим, передав его в руки своих солдат. Все имущество было разграблено, город превращен в руины, а норманны, словно варвары, изнасиловали всех женщин, встретившихся на их пути, не исключая, разумеется, монахинь 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Послушаем одного из поэтов наших, гр. Алексея Толстого недавно отошедшего в вечность: «Други, не верьте! Всё та же единая Сила нас манит к себе, неизвестная .. Правда всё та же... Дружно гребите во имя прекрасного Против течения! Други, гребите! Напрасно хулители Мнят оскорбить нас своею гордынею. На берег вскоре мы, волн победители, Выйдем торжественно с нашей святынею! Верх над конечным возьмёт бесконечное, Верою в наше святое значение Вы возбудим течение встречное Против течения!» Тьма и свет борются в мире, повторяем, – это старая истина; но понятия о тьме и свете различны. Что для иного тьма, то для другого кажется светом, и наоборот. Веком «просвещения» названо время великой французской революции XVIII века, кончившей тем, что она отвергла христианскую религию и разразилась террором, т. е. разрушением общества. Обскурантами называли, да и называют ещё, убеждённых последователей христианской религии. Людям самоуверенным или легкомысленным всегда представляется искушение принять ложный свет за истинный, ибо и дух лжи «принимает вид ангела света 151 », прикрывая существенную ложь оболочкою истины и приманивая неопытных в распознании истины – и лжи приукрашенной, причём здесь в деле и страсти человеческие. Ложь является сначала в жизни отдельных членов общества; их пример находит себе легкомысленных подражателей. Затем является теория лжи, оправдывающая её, пользуясь примесью истины, односторонне её истолковывая, – тогда возникшая ложь быстро распространяется в обществе, кладя на него свою печать. Под ложью разумеем мы то, что Эразм понимал под словом «глупость» (μωpα) в своей бессмертной сатире «Похвала глупости» (Mωpα γκμιον), т. е. всё, что противно истине в области ума и чувства, – все заблуждения ума и сердца. Да, тьма и свет борются в мире... Но свет сильнее тьмы, – в нём жизнь, а в той – смерть. В конце концов свет рассеет тьму. Как пред восходящим солнцем исчезает тьма ночная, так – когда «взойдёт Солнце правды, неся исцеление в лучах своих 152 », – исчезнет всяческая тьма на земле и наступит царство света невечереющего...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

   В семейной жизни каждый должен забывать себя совершенно, думать только о других и таковое отношение друг к другу членов семьи между собою спаяет семью так, что они все почувствуют, что каждому из них без других жить невозможно. От души желаю Вам М[ного]ув.[ажаемая] Г.А., чтобы вы все трое: супруг, Вы и дочь, — почувствовали, что каждому из Вас, без других жить невозможно, и если в ком есть недостатки, то они не его, а перешли от родителей, а к нему следует отнестись с любовью и с сожалением, что он лишен того, что у других есть, и постараться, в свою очередь, привить своему супругу все недостающее лучшее. Ведь брак есть крестоношение, каждый супруг для другого должен жертвовать собою, уступать, терпеть, болеть... Печатается впервые по автографу из архива Е.В.Апушкиной. Илии Никитичу Письмо 18 Возлюбленный о Христе сын мой духовный Илья Никитич!   Прими от бывшего твоего духовного отца и руководителя твоего искреннее поздравление с днем твоего Ангела и сердечное пожелание, чтобы ты, приняв на себя подвиг иночества, нес иго Христово добросовестно и не ослабевал в иноческих подвигах.    Хотя у тебя в мире обнаруживались кротость и послушание, но в св.обители старайся удесятерить их. Если встретишь немощного брата инока, то не осуждай его, а помолись за него. Помни, что все мы немощные, один в одном, другой — в другом.    Публикуется по машинописи из архива Е.В.Апушкиной. Первая публикация в кн.: Отец Алексей Мечев. С.303—304. Настоящее письмо, как и следующее, объективно показывает отношение о.Алексия к монашеству. Как писал владыка Арсений (Жадановский): С нашей характеристикой личности отца Алексея, по-видимому, не вяжется общераспространенное мнение, будто он был противник монашества и не советовал духовным детям принимать его. Нужно, однако, знать, кому и при каких обстоятельствах он этого не советовал. Будучи духоносным пастырем, отец Алексей не мог не ценить монашества в идеале и истинных основах — он только не одобрял тех, кто принимал его ради тщеславия, без понимания смысла и значения столь великого звания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Конрад, гр. плёцкауский, мгр. Саксонской северной марки (ум. в 1133 г.) 234 Конрад, мгр. майсенский (1123–1156) 280, 280 Конрад, мгр. нижнелужицкий (ум. в 1210 г.) IV, 309 Конрад Церингенский, правитель Бургундии (ум. в 1152 г.) 280, 280 Конрад, архиеп. майнцский (1161–1165, 1183–1200) 284 Конрад, еп. констанцский (934–975) III, 189 Конрад, гражданин Регенсбурга (1170-е гг.) 275 Констант II, имп. византийский (641–668) 327, 327 Константин I Великий, имп. римский (324–337) 37, 56, 58, 159, 159 Константин III, имп. византийский (641) 354, 354 Константин VII Багрянородный, имп. византийский (913–959, с 944 г. самостоятельно) VIII, 23, 28, 34, 36, 38, 38–39, 46, 49, 58–60, 76 Константин VIII, имп. византийский (976–1028, с 1025 г. самостоятельно) VIII, 73 Константин IX Мономах, имп. византийский (1042–1055) VIII, IXb, 136 Константин X Дука, имп. византийский (1059–1067) VIII Константин Ангел, дед византийского имп. Алексея III Ангела VIII Константин Склир, о. Феофано, тесть германского имп. Оттона II (сер. X в.) VIII Константин, правитель Киликийской Армении (рубеж XI–XII вв.) 159 Константин I, митр, киевский (не позднее 1155–1159) 206 Константин (в монашестве Кирилл), св., первоучитель славянский (ум. в 869 г.) 77, 103 Кончак, хан половецкий (втор. пол. XII в.) 127 Копулч, хан половецкий (кон. XI в.) 360, 360 Королюк В. Д. 107, 187 Кресценций, предводитель римской оппозиции германскому имп. Оттону III (ум. в 998 г.) 163 Кузенков П. В. 54 I Кунигунда, см. Гунхильд (Кунигунда) Кунигунда, ж. германского имп. Генриха II (ум. в 1023 г.) II, 85, 85 Кунигунда, родоначальница рода Дисенов, д. швабского герц. Конрада (ум. в 1020 г.) III, 190 Кунигунда (Ирина), ж. волынского кн. Ярополка Изяславича (ум. в нерв. четв. XII в.) IXa, 120, 231, 231–232, 233–234, 234 Кунигунда, ж. итальянского мгр. Альберта Аццо II, д. гр. Вельфа II, III Кунигунда, ж. бавар. и сакс. герц. Генриха X Гордого, д. герм. имп. Лотаря III (ум. в 1143 г.) III Кунигунда, ж. гройчского гр. Випрехта III, затем – мгр. Севернобаварской марки Дипольда III (перв. пол. XII в.) 234

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Он до такой степени обуздал хищничество вельмож и так стеснил руки, жадные до чужого, что в его царствование население во многих районах увеличилось... От одного имени Андроника, как от волшебного заклинания, разбегались алчные сборщики податей; оно было страшным пугалом для всех, кто требовал сверх должного, от него цепенели и опускались руки, привыкшие только брать» (Хон., т. I, с. 409]). Василевс отменил так называемое «береговое право», разрешавшее прибрежным жителям и прежде всего динатам грабить потерпевшие крушение суда, карая виновных смертью. Меры Андроника I позволили в короткий срок возродиться захиревшей было торговле, промышленности и сельскому хозяйству империи. Простой народ ликовал, приветствуя «своего» царя. Тонко чувствовавший настроение толпы, император приказал в одной из церквей изобразить себя в крестьянской одежде, с косой в руках, попирающим Алексея II. Жалобщикам он был доступен всегда. Умевший находить удовольствия и в науках, автократор щедро одаривал поэтов и ученых, особо при этом покровительствуя юристам, так как сам имел страсть выступать обвинителем в суде. Недовольная знать стала поднимать против Андроника мятежи. Зимой 1184 г. восстали восточные города – Филадельфия, Никея, Лопадий. Во главе бунтовщиков встали представители аристократии – Андроник Лапарда, Ангелы и другие. Император лично возглавил против них поход и организовал осаду всех этих городов, проявляя незаурядную осведомленность и сноровку в деле изготовления боевых машин. Василевса не волновали нормы морали – при осаде Никеи он, например, чтобы жители, возглавляемые Исааком Ангелом, не смогли поджечь таран, распорядился посадить на него мать Ангела Ефросинью. Император организовал неслыханный доселе по масштабам террор против знати. «Неумолимый в наказаниях, – отмечал Никита Хониат , – он забавлялся несчастиями и страданиями ближних и, думая погибелью других утвердить свою власть... находил в том особое удовольствие» т. I, с. 408]. Сочетая свирепость Фоки с энергией Юстиниана, он успел посадить на кол, сжечь, повесить, обезглавить или каким-нибудь другим жестоким образом казнить десятки аристократов. Даже этериарх Константин Трипсих, верный слуга императора, убийца Марии и Алексея II, подвергся ослеплению за какие-то проступки. Вскоре волна репрессий захлестнула и простых граждан. Теперь каждый мог ощутить на себе тяжелый нрав государя. В стране расплодились доносчики, и «брат не смотрел на брата, и отец бросал сына, если так было угодно Андронику... Этот человек считал для себя тот день погибшим, когда он не захватил или не ослепил какого-нибудь вельможу, или кого-нибудь не обругал, или, по крайней мере, не устрашил грозным взглядом и диким выражением гнева» (Хон., т. I, с. 331, 407]).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010