Эти добрые отношения двух империй нарушились с того времени, когда в Византии династию Комнинов сменили Ангелы в 1185 г. Сын Фридриха Генрих VI, в качестве короля сицилийского, не мог уже поддерживать видов Византии на южную Италию и Далмацию, но фамильные предания Гогенштауфенов были однако так сильны, что современный Четвертому походу король Филипп был женат на дочери царя Исаака Ангела. С одной стороны, исполняя исторические задачи сицилийских королей, Гогенштауфены стремятся захватить приморские владения Византии, нападают на Драч и Фессалонику, с другой, боясь союза Византии с папством, они все усилия направляют к тому, чтобы помешать сближению между своими соперниками. Принятое Генрихом VI угрожающее положение относительно Византии произвело между восточной и западной империей довольно сильное охлаждение, так что дошедшее до Востока известие о смерти Генриха встречено было с радостью и надеждами на восстановление добрых отношений. Кандидатура на императорский титул Филиппа, брата Генриха, казалось, указывала на то, что обе империи признают взаимные интересы, ибо восточный император и король Филипп были родственниками. Но в 1195 г. в Византии произошел переворот: царь Исаак Ангел был свергнут с престола своим братом Алексеем, который под именем Алексея III и занимал трон во время Четвертого крестового похода; беспощадно ослепив Исаака, новый царь держал его в заключении вместе с сыном его царевичем Алексеем. Константинопольские события не могли остаться безразличными для Филиппа, в особенности для его супруги, дочери Исаака Ангела. Мы можем проследить с некоторыми деталями отношения между Византией и Германией за это время. Слепой Исаак возлагал теперь все упования на свою дочь и имел средства вступить с ней в переписку. Жившие в Константинополе западные купцы и банкиры были посредниками в этих отношениях. Исаак, лишенный власти и содержавшийся в заключении, мог все ставить на карту, он просил дочь об одном — чтобы она отомстила дяде за обиду, причиненную отцу, и явно намекал, что царская власть по праву принадлежит ей и мужу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Филимонова с переводами «строгановских» мастеров и изографов царя Алексея Михайловича (Прокопия Чирина, Симона Ушакова и др.), лист «из частного собрания мстерских переводов» и т.д. Особое внимание было уделено образу ангела-хранителя (Кондаков, 1905, 70–72). Издание вышло в 905 г. и помимо исторического и иконографического очерка Н.П. Кондакова содержало объемный атлас таблиц. Иконописцам и художникам подлинник продавался в половину цены 39 . Учебные мастерские: модель «просвещенного» иконописца В 1902 г. комитет открыл учебно-иконописные мастерские в Палехе, Мстере, Холуе и селе Борисовке Курской губернии. В духе либерального гуманизма XIX в, в них обучали и воспитывали новое поколение «просвещенных» иконописцев. Разработанная в соответствии с православной утопией модель «образованного» мастера (Кондаков, 1901, с. 62–63) предполагала довольно серьезную по тем временам перестройку системы морального воспитания и профессионального обучения. Если в Палехе иконописная школа была создана впервые, то в Холуе и Мстере иконописные школы существовали с 1880-х годов. Они возникли в русле той либеральной политики духовного просвещения народа, которую проводил в эпоху Александра III К.П. Победоносцев . По наблюдению Г. Флоровского , ее главными пунктами были религиозно-моралистическая влиятельность и «простая вера», точнее – «сдвиг» и «снижение» веры «до уровня безотчетных чувств и благочестивых настроений» (Флоровский, 1981, с. 422). Казалось, что для «просвещения» народа вполне было достаточно заботы правительства и Синода о строительстве благообразных сельских храмов, усиления церковной благотворительности и материальной помощи духовенству, основания церковно-приходских школ и издания благочестивых «простых» книг, наконец, улучшения народного иконописания, которое должны были взять на себя местные братства совместно с земствами и министерством народного просвещения. Первые иконописные школы в Мстере и Холуе возникли при содействии Владимирского Братства св. Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Это – замечательно он сказал. Всё более видел, что тут им – не отказать. Кронштадт – только что был, и может повториться. Послали за полковым командиром. 531 Караулы от 1-го стрелкового гвардейского полка были поставлены только наружные. А внутри – дворец остался как остался, все коридоры и двери свободны, одно крыло тесно заселенное царской семьёй, потом пустующие парадные залы середины, коридоры по обоим этажам с ответвленьями к лицам свиты – а в дальнем крыле больная Аня Вырубова и все, кто суетился вокруг неё. И к ней тоже должны были пройти вечером, – но эти первые часы были у детей – сперва у наследника, в светлой комнате, Алексей уже выздоровел, потом у дочерей – у выздоравливающих старших княжён, потом у всё ещё больной младшенькой Анастасии, и в вовсе тёмной комнате у тяжело больной, в жару, Марии, – она не могла ясно внять, что отец приехал, то подтверждала, что приехал, то бредила, почему не едет, и о страшных людях, которые толпой идут убить маму. Только побывав в этих комнатах – мог ощутить Николай, как досталось его ненаглядной выхаживать сразу всех больных, и в такие дни. А Оля и Таня ликовали от приезда отца. Хотя ещё лежали, но уверяли, что теперь-то совсем выздоровели. Им казалось – приезд отца разрешал все беды. Они так и говорили, вертясь на подушках: ведь если мы теперь все вместе – нам ничего не страшно, папа, мама! Алексея, тоже повеселевшего, обнимал, прижимал, молча, стараясь скрыть, как потерян, очень трудно было говорить. Поблагодарил Лили Ден, этого нежданного ангела, разделившего самые тяжкие дни императрицы. Лили заплакала. Пытался поговорить при ней, при Бенкендорфе о незначащих вещах – но не хватило всей выдержки и привычки. Такое дупло ныло внутри – можно было только замкнуться, закрыть глаза, смолкнуть, одеревянеть. Николай только с Аликс мог быть сейчас наедине, не в силах проявлять какую-либо жизнь. И они снова спустились в свои комнаты. Заперлись. Не удалась прогулка – мог Николай наверстать силы в том, чтобы несколько часов пробыть с Аликс – в молчании и рухнувши. Через эту перемолчку и неподвижность он должен был пройти, чтобы возродиться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

И действительно, часть рыцарей решила отплыть из Марселя, что сразу же создавало трудности в отношениях с венецианцами. Иначе говоря, договор был заключен на крайне невыгодных для крестоносцев условиях, о чем, разумеется, Дандоло был осведомлен изначально 976 . Пока шли сборы, крестоносцы понесли тяжелую утрату – скончался граф Шампани Тибо, и теперь на первое место выдвинулся Итальянский князь Бонифаций, маркграф (иногда его называли маркизом) Монферратский. Прошло назначенное время, и первые отряды крестоносцев начали прибывать в Венецию, где их ждали некоторые неприятные сюрпризы. Во-первых, венецианцы обязывали каждого рыцаря заключать свой индивидуальный договор с Республикой, дублируя ранее оговоренные условия. И, во-вторых, якобы во избежание конфликтов с местным населением крестоносцев поселили на острове Лидо, в получасе пути от Венеции. Однако этот остров был совершенно незаселен и явно не приспособлен для проживания на нем большого количества людей. И тут впервые латиняне почувствовали коварство своих союзников – как только подошел второй срок уплаты средств за оказываемые услуги, республиканцы потребовали 60 тысяч монет (25 тысяч уже были внесены ранее). Но крестоносцы готовы были уплатить только половину, т.е. 30 тысяч, поскольку количество прибывших рыцарей с солдатами не превышало 12 тысяч человек – явно меньше запланированной ранее численности. Получилось, что крестоносцы вынуждены были нести дополнительные расходы из расчета на каждого воина, и они оказались им не по силам. И тогда Венецианское правительство прекратило подвоз продовольствия. В лагере рыцарей начался голод и болезни, крестоносцы начали промышлять разбоем и грабежом, а некоторые вообще удалились домой 977 . В августе 1202 г. в Венецию прибыл маркграф Монферратский. Хитрость Энрико Дандоло не удивила его, и, встретившись с ним, Бонифаций решил совместно с дожем изменить ранее намеченные планы. Дело в том, что царевич Алексей, сын ослепленного императора Исаака II Ангела, неоднократно обращался с просьбой о помощи к сестре Ирине, супруге короля Филиппа Швабского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Реакцией на усиление центробежных тенденций в Киевской Руси стало изменение митрополичьего титула, к-рый с 60-х гг. XII в. принимает форму «всея Руси» (τς πσης Ρωσας). В 1164/65 г. Киев и др. рус. княжества посетило визант. посольство во главе с одним из членов правящего рода ( Шестаков С. П. Визант. посол на Руси Мануил Комнин//Сб. в честь Д. А. Корсакова. Каз., 1913. С. 379 сл.), результатом чего стали энергичные действия рус. князей по защите караванов греч. торговцев («гречников») от нападений половцев на Днепровском пути в 1167-1170 гг. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 526, 528, 538). В кон. XII - нач. XIII в. кн. Роман Мстиславич Галицко-Волынский поддерживал с Византией союзные отношения, направляя послов в К-поль и оказывая империи военную поддержку против половцев и болгар. Некий визант. «царевич» был женихом черниговской кнж. Евфимии Глебовны, внучки вел. кн. Святослава Всеволодовича (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 680). Единственным имп. сыном брачного возраста был в то время юный наследник имп. Исаака II Ангела, буд. имп. Алексей IV Ангел . Однако этот брак едва ли состоялся: в 1194 г. визант. послы прибыли в Киев за Евфимией, но уже в следующем году Исаак II был свергнут с престола. В повествовании о приключениях Алексея, окончившихся печально известными событиями 1204 г., о его рус. невесте или жене не упоминается. Высылка полоцких князей в К-поль по воле вел. кн. Мстислава Владимировича. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л.164) Высылка полоцких князей в К-поль по воле вел. кн. Мстислава Владимировича. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л.164) В источниках обращает на себя внимание скудость известий о политических связях Руси и Византии. Молчание визант. историков отчасти оправдано тем, что браки с иностранцами считались умалением авторитета империи. Но и рус. князья не придавали родству с единоверными «греками» какого-то особого значения. Не менее развиты были династические связи домонг. Руси с Зап. Европой вопреки увещеваниям священноначалия Русской Церкви не родниться с «латинянами». По числу брачных союзов Рюриковичей в XI-XII вв. Византия (12) уступает Польше (16) и англо-сканд. династиям (13), не намного опережая Германию (10) и Венгрию (9) ( Baumgarten. 1927; ср. Kazhdan. 1990. P. 429).

http://pravenc.ru/text/372678.html

Кроме мелингов упоминаются езериты, жившие в болотной местности по лаконской реке Эвроту, кривичи в Мессении и скортины на плоскогории Аркадии. Крепость Скорта (ср. Скодру в Албании) оказала латинянам отчаянное сопротивление. Что касается цаконов, живущих в глухих углах юго-восточного Пелопонниса до сих пор, то они являются потомками лаконян, как указывает их огрубевшее дорийское наречие и даже самое имя. Греческое и огреченное население Мореи жило под властью архонтов, или крупных собственников. Борьба императоров Македонского дома с крупным землевладением была безнадежна, что видно даже из тона императорских новелл. XII в. характеризуется торжеством крупной земельной аристократии и церковного землевладения. Всегда провинциальные магнаты стремились захватить в свои руки правительственные функции, начиная со сбора податей. Слабость центральной власти при Ангелах сопровождалась политическим усилением местной земельной аристократии, особенно в отдаленных провинциях. К приходу латинян Эллада находилась в состоянии дезорганизации в руках архонтов, враждовавших между собою. Картина эта распространяется не только на села, но и на укрепленные города: противоположности между деревней и городом не было на чисто греческих землях, и крупные властели жили не только в своих замках, но и в городах. В Монемвасии, например, жили три семьи служилых архонтов, Софиано, Мамона и Евдемоноянни, и являлись опорою вольностей Монемвасии. Стратиотов-архонтов мы видим и в вольной Янине. Конечно, богатство этих патрициев могло быть основано столько же на торговле, сколько на земельной собственности. В составе греческих архонтов были члены фамилий, близких к престолу. В Мессении и Фессалии известны крупные, упоминаемые в договорах с венецианцами земли Кантакузинов, Врана, Мелиссинов, семьи Алексея III Ангела. Но выделяются личною энергией мелкие динаты, бесспорно, с тенденциями политической самостоятельности: люди, опиравшиеся на свою дружину, личную энергию, переходившую в жестокость и вероломство: типы еще менее культурные, чем рыцари Бонифация, не менее храбрые и могшие стать народными героями, если бы они не были столь корыстны.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button Закрыть Сергей Лебедев: Не думаю, что Навального ждет судьба Ельцина Петербургский политолог о возможном политическом будущем известного оппозиционного деятеля Сергей Лебедев   16:41 20.01.2012 1361 Время на чтение 4 минуты Британская газета The Times включила блогера Алексея Навального в сотню людей, которые будут наиболее заметны и влиятельны в 2012 году. Полный список был опубликован на сайте The Times, сообщает Lenta.Ru. «Блогер-диссидент» Алексей Навальный занял в рейтинге The Times 98-е место. The Times объясняет свой выбор тем, что Навальный - самый знаменитый российский блогер, который в этом году «выйдет из виртуального мира на политический путь, который может привести к президентству». Хотя, пишет британская газета, как показывают истории с другими оппонентами Путина , этот путь может также привести его в тюрьму по сфабрикованному обвинению или к смерти от «несчастного случая». The Times также отметила активное участие Навального в протестах против результатов выборов в Госдуму и заявила, что именно он может стать катализатором, который остановит «главного европейского поставщика энергоресурсов» от «постепенного сползания в авторитаризм». Алексей Навальный оказался единственным россиянином в списке The Times. Первое место в рейтинге занял кинорежиссер Дэнни Бойл, известный по фильмам «На игле» и «Миллионер из трущоб». Именно ему британцы поручили организовывать церемонию открытия на предстоящих Олимпийских играх в Лондоне. Кроме него в десятку вошли канцлер ФРГ Ангела Меркель , заместитель председателя КНР Си Цзиньпинь, герцогиня Кембриджская, Тим Кук, сменивший Стива Джобса на должности главы Apple, и писатель Чарльз Диккенс, чье 200-летие Великобритания будет праздновать в этом году.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/20/se...

С самого начала похода предпринимались и другие попытки объяснить эту метаморфозу с изменением маршрута, как чистой случайности (см. воспоминания участников захвата Константинополя — маршала Шампани Жоффруа де Виллардуэна и французского рыцаря Робера де Клари) (27), или " коварством " венецианцев и итальянского маркиза Бонифация Монферратского, особенно ненавидевших соперничавший с Венецией в Средиземном море Константинополь, и потому охотно переправивших на своих кораблях за приличную плату в 100000 тыс. серебряных марок крестоносцев под стены византийской столицы. Имелись, однако, и более весомые причины, нежели ненависть, деньги или даже восстановление на троне (за деньги, конечно) Исаака II Ангела, — малоизвестные или вовсе не известные участникам похода. Они-то и привели крестоносцев не в исламизированную Палестину, а в православную Византию (28). Еще в сентябре 1198 г. папа Иннокентий III обратился с требованием к Франции, Англии, Венгрии и государствам Германии и Италии выделить к марту 1199 г. военные отряды для планируемого четвертого похода в Святую землю. Аналогичное послание было адресовано и византийскому императору Алексею III, хотя и узурпатору, но тогда признаваемому Римом. В нем довольно жестко и даже с угрозой был поставлен вопрос об " объединении " (унии) двух христианских церквей, естественно, с подчинением греческой церкви папе римскому. Так было положено начало в реализации планов папы Иннокентия по созданию единой теократической Латинской империи (напомню, что императора и королей короновал папа, а неугодных отлучал от церкви) на обширной территории Европы, Малой Азии и Северной Африки. Однако, даже угрозы применения силы Западом не поколебали позиции православного (и самоуверенного!) императора Алексея III, и он решительно отклонил предложения папы. Вот тогда-то, фактически, и была предрешена его участь, и стали сгущаться тучи над " вторым Римом " в истории христианства — Константинополем, и нависла угроза открытой войны. Папа всецело разделял культивировавшуюся в католических кругах теорию, согласно которой война со " схизматиками " — православными, приравнивалась к войне с еретиками и язычниками. А в 1203 г. нашелся и более сговорчивый претендент на византийский престол — царевич Алексей, ставший с помощью латинян императором Алексеем IV.

http://pravoslavie.ru/archiv/mezhdvukhzo...

По выражению человека, известного своим высоким образованием во времена невежества и своим чистым и светлым взглядом на христианское благочестие во времена обскурантизма и биготизма,– митрополита Солунского Евстафия , жившего во времена императоров Мануила, Алексея и Андроника Комненов и Исаака Ангела и умершего после 1194г., в трактате πσκεψις βου μοναχικο π διορθσει τν περ ατν, т. е. Рассуждение о жизни монашеской в отношении к её исправлению, в Патрологии Миня t 135 р. 820 n. 113. Для знакомства с печальным и жалким состоянием монашества в Греции в XII веке (или для удостоверения в этом) должно читать сейчас помянутый трактат Евстафия и ещё его же трактат Περ ποκρσεως т. е. О лицемерии, в Патрологии Миня t. 136 р. 373. Из первого трактата сделаем здесь небольшую выписку: «Монашеская жизнь ( Πολιτεα) предана (существует) для того, чтобы быть осуждением мира, а не (его) желанием, удалением из него, а не устремлением в него, (предана быть) житием без суетным, а не порабощённым суете. Для тебя же (обращается Евстафий к монаху) отрицание от мира есть приложение к бесчинию (в подлиннике игра слов: το κσμου πταξις κοσμας π ταξις). И не успеет твоё «да», произносимое при пострижении, сложиться в определённый звук так, чтобы стать настоящим «да», и ты уже обращаешь во лжу отрицание (тобой даваемое чрез это «да») посредством «нет» (подразумевается – в делах). Так что они («да» и «нет») суть для тебя как бы слова, которые должно употреблять смотря по обстоятельствам, и таким образом быть тобой полагаемыми одно вместо другого. Спрошенный пред божественнейшими жертвенником, исповедуешь ли не пребывать в мирских тщетах, которые причисляет (тебе) вопрошающий, ты говоришь прямо «да», то есть утвердительно. На самом же деле, сказать точнее, это было (с твоей стороны) отрицанием, потому что, как мы видим, ты приложился к миру наиболее после сего, и, переменив («да») в «нет» в своих ответах на другие вопросы и выражая отрицание, делаешь не это (не так, как бы ты сказал «нет»), а остаёшься при том, от чего отрёкся, как бы сказал ты «да». И таким образом превращаешь ты отрицание в утверждение, с самого начала, как думаю, приняв намерение обманывать и вместе с прямым смыслом слова отрицаясь и от прямой жизни посредством увёртки жалкого обмана» (т. е. того обмана, что думаешь «нет», когда говоришь «да», и наоборот),– p. 820.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Тема насилия развивается в логике, которую можно было бы назвать логикой Креста — «смертью смерть». Блаженный обращает насилие против себя самого: бичует себя столь сильно, что от него отделяются « куски тела », приговаривает себя к сорока ударам по лицу за празднословие и осуждение наносит сорок ударов себе по лицу. Эта амбивалентность достигает пика в видении Евхаристии: ангел « заколол прекрасного отрока и выпустил кровь в св. чашу ». Но после совершения Таинства « отрок вдруг опять оказался целым ». Таким видит мир святой Нифонт. В русле сомнений Нифонта о Боге и вере приведем примечательный эпизод. Нифонт спрашивает ангела: « Отчего же ты не накажешь [грешного человека, хранить которого «приставлен» ангел], чтобы он отстал от греха? Я не имею возможности, — отвечал ангел, — приблизиться к нему, так как с тех пор, как он начал грешить, он раб бесов, и я не имею над ним власти: ибо Бог сотворил человека со свободной волей и показал ему узкий путь и широкий, чтобы он ходил, по какому хочет ». Итак, наказывают бесы — а ангел не может наказывать. Потому что наказание не ведет к Богу — человек свободен. И потому спасение человека — в свободе, его собственной и Божбей: « нет греха, превышающего человеколюбие Божие ». Так в финале «Жития» мрачное лицо Нифонта-грешника сменяется « светлым как солнце » лицом Нифонта-святого: « У него всегда было веселое и светлое лицо, так что некоторые недоумевали и говорили: — Что это значит, столько лет он ходил угрюмый, а теперь радуется и весел? У святого же явилось мужество против бесов, насмехаясь над ними, он говорил: — Где те, кто утверждали, что нет Бога? »   Житие Алексея, человека Божия Вот как писал об этом святом филолог и богослов Сергей Аверинцев : « Единственный, нежно любимый сын богатой супружеской четы, который в ночь своей свадьбы бежит от мирского счастья, добирается кораблем до Малой Азии, откуда пешим странником идет в святой сирийский город Эдессу, где ведет жизнь нищего,- а затем, изменившись до полной неузнаваемости, возвращается на родину и живет при отеческом доме как подкармливаемый из милости бродяга, в лохмотьях и язвах.

http://blog.predanie.ru/article/kak_stat...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010