К сожалению, падение нравов затронуло и Константина Месопотамского, отказавшегося от предложенного ему почетного титула епиканиклия (хранителя флакона с пурпурными чернилами, которыми подписывались царские хрисовулы). Ему почему-то захотелось совместить свою государственную должность с епископским статусом, и он упросил василевса дать поручение Константинопольскому патриарху произвести себя в диаконы. В принципе в этом не было ничего нового – в Византии данная практика существовала уже столетиями. Весь вопрос заключался в другом – для каких целей соискатель добивался этого совмещения. Как вскоре выяснилось, исключительно для увеличения собственного благосостояния. Едва он был рукоположен в дьяконы, как последовала новая просьба, и вот уже Константин стал Фессалоникийским архиепископом, не отказавшись от светской должности. Естественно, резкое возвышение царедворца вызвало соответствующую реакцию патриарха, недовольного таким быстрым «архиереем», не подконтрольным его власти. Константина оболгали, он был отстранен от придворной должности и лишен архиерейства. А новым фаворитом василевса стал Феодор Ириник – редкостный, но осторожный сребролюбец 936 . Так прошли первые 3 года царствования Алексея III Ангела Комнина. В 1199 г. султан Кей-Хосров I, уже вернувшийся из византийской столицы в свои владения, был по пустячному поводу оскорблен Римским василевсом. Разумеется, он тут же разорвал мирный договор. Причину недоразумения еще можно было устранить, но не вовремя почувствовав свои силы, Алексей III приказал бросить в темницы всех купцов из Иконии, чем вызвал активные военные действия турок. Хосров захватил в плен жителей Кари и Тантала, а затем двинулся с войском к Антиохии Фригийской. По счастью, приблизившись к городу, он принял крики на свадьбе одного городского вельможи за перекличку византийских солдат. В страхе султан тут же вернул всех пленников по домам и возвратился в свои владения. Тем не менее, как вскоре выяснилось, многие византийцы уже разочаровались в своем царе, а потому многие города и области признали власть Кей-Хосрова, производившего куда лучшее впечатление как правитель. Взбешенный император направил против турок полководца Андроника Дуку – совсем еще мальчика, который не сумел нанести врагам никакого вреда. Тогда Алексей III сам двинулся на сельджуков, но перед этим настолько извел армию бесконечными и пустыми смотрами, что солдаты желали погибнуть за Византию, лишь бы только прекратились эти издевательства. Естественно, поход не задался, и никаких громких побед не последовало 937 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 4. Никейское царство Ласкарей. Трапезунтское царство в XIII в. Сельджукские султаны и нашествие монголов В один из последних дней осады Константинополя, когда царь Мурзуфл уже бежал, толпа молодых аристократов и их людей собралась в храме св. Софии и провозгласила царем молодого Феодора Ласкаря, зятя царя Алексея Ангела. Был и другой кандидат – Феодор Дука, но жребий пал на Ласкаря. Но Ф. Дука пытался организовать сопротивление, выстроил даже царских телохранителей с их секирами на площади у Софии, но приближение франков обратило всех в бегство. Бежал и Ласкарь с женою Анною и тремя дочерьми, переправившись на азиатский берег. В этих известиях, записанных никейскими историками, есть, по-видимому, доля легенды, составленной для оправдания прав первого никейского царя. Как мы ни привыкли к дворцовым переворотам и роли в них военной аристократии в конце XII в. наряду с чернью, акт кучки молодежи и самое необычное метание жребия могут быть оправданы анархией последних дней, но при существовании законного царя Алексея, тестя Ласкаря, они не создавали для последнего никаких законных прав; тем более что о помазании патриархом на царство не могло быть речи. Происхождение власти Ласкаря было такое же, как у всех многочисленных архонтов, утвердивших на развалинах империи свою политическую власть. Но потребности непокоренного народа, могущественная поддержка духовенства и уцелевших патриотов, личные достоинства Ласкаря и, наконец, счастье не замедлили сделать из молодого аристократа народного царя греков Вифинии и Мизии. Духовенство и старые патриоты сосредоточили на нем свои упования, сам Ласкарь проникся ими, и уже через два-три года в его стане шла речь об объединении всех греков и изгнании латинян из древней столицы. Мечты были шире и впереди действительности, но идеалы воспитали политическое возрождение. На первых порах Ласкарь являлся непризнанным претендентом, имевшим за собою кучку знатных военных и небольшую конную дружину. Страна была к нему равнодушна. В ней имели значение, во-первых, укрепленные старые города, которые во времена анархии при Ангелах вели самостоятельную политику.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Думаем, что именно при Алексее III эти двери служили для государственной тюрьмы, потому что в описании возмущения, произведенного Алексеем Лагом, Никита упоминает опять о Медной темнице; тогда, выражение в наше время можно бы относить к царствованию Алексея, когда писана история Исаака. Наконец, писатель не мог так сочувственно говорить об Исааке, в заключении истории его первого царствования, если бы имел перед глазами и последующее, вместе с сыном, правление его: «божественное провидение, определив низвергнуть этого человека, внушило ему благие дела и прекрасные намерения, и в самом падении сделало его любезным для очень многих 452 . В этих словах видна прощальная речь с несчастным царем, которому не представляется в будущем ничего отрадного. Если бы Никита имел в виду последующее царствование Исаака, то он нашел бы чем опровергнуть и предвещание юродивого Васильюшки, которому, однако, и он должен был придать известное значение, «потому что события оказались в довольно прямом соответствии с его предвещаниями». 4 . Что касается царствования брата Исаака, Алексея Ангела-Комнина, по всей вероятности, если не все, то вторая часть его написана в Никее. К этому предположению приводить форма, в которой выражаются суждения автора о современных делах. Так, об императоре Алексее III говорит он в следующих выражениях 453 : «воцарившись, он сделал распоряжение, чтобы должности не продавались за деньги, но раздавались бы даром и по заслугам. В сущности такое распоряжение прекрасно и достойно удивления: оно составляет охрану, основание и утверждение полезного правительства, и не нашлось бы в наше время ни одного, кто не только мог бы подражать, но даже и приблизиться к этому образцу». На что здесь указывает выражение «в наше время»? Не на весь период Комнинов и Ангелов, современных писателю, потому что у того же Никиты есть известия о подобных распоряжениях, напр., императора Андроника 454 . Это выражение не указывает и на период после падения Цареграда, потому что тогда совсем уже изменился порядок жизни и не было явлений, который бы можно было сравнить с явлениями жизни до 1204 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Андроник вкрался в доверие нерассудительного византийского народа и, вместе с этим доверием, похитила царскую корону. Одною из первых жертв его жестокости была императрица Мария, жена Мануила: тиран настолько был изобретателен, что мучил несчастную женщину пред смертью и заставил сына ее, малолетка Алексея, подписать смертный приговор матери. За нею следовала очередь ее беспомощного сына, не смотря на то, что Андроник торжественно клялся, что будет заботиться о благе малолетнего императора. Несчастного юношу задушили тетивой ночью и Андроник с презрением попирая труп ногами, приказал отрубить у него голову, представить ее себе и, отметив императорскою печатью, велел бросить голову в одно, а трупе в другое место. С юной женой Алексея, с которою этот последний вступил в брак лишь фиктивно, Андроник престарелый, сгорбившийся, износившийся, хилый не постыдился насильственно вступить в брак. Но странный этот брак не уцеломудрил Андроника… Часто оставлял он столицу и с толпою блудниц проводил время в уединенных местах; любил выбирать в этом случай поэтические природные пещеры в горах и прохладный рощи, и водил с собою любовниц, как петух – кур или козел – коз на пастбище. Негу и роскошь он любил подобно Сарданапалу, написавшему на своей могиле: „я имею только то, что я ел и студодействовал».... Вместе с тем Андроник отличался крайнею жестокостью: „День, когда он возвращался в Византию от своих безумных оргий, на островах Пропонтиды был самым несчастным днем. Казалось ни с чем другим возвращался он, как только с тем, чтобы губить и резать людей. Будучи до глубины души проникнуть жестокостью, этот человек считал погибшим тот день, когда он не ослепил кого-нибудь. Вообще Андроник походил на сфинкса, будучи отчасти зверем, украшенным все же лицом человеческим, не совсем он перестал быть человеком“ 12 . Что же могло Вальсамона побудить к лести таким императорам? Некоторым объяснением этого может служить, кажется, следующий рассказ Н. Хониата из жизни Исаака Ангела и Вальсамона: „Осрамив патриарха Леонтия, Исаак решился разыграть целую драму и на вселенское предстоятельство возвести Иерусалимскаго патриарха Досифея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Далее будет видно, что она сохранила пользование своей вдовьей частью, и можно думать, что она жила в одном из этих императорских дворцов, куда охотно удалялись свергнутые с престола царицы. И тут-то началось ее новое приключение. Федор Врана принадлежал к одному из самых знатных аристократических византийских родов. Его отец Алексей, слывший за лучшего полководца своего времени, был одним из самых верных служителей Андроника Комнина; мать его была племянница императора Мануила, любившего называть ее «наипрекраснейшей из всех женщин» и заявлять также, что она была «украшением семьи». Будучи таким образом родственниками низложенной династии, эти Врана не могли иметь ни малейшей симпатии к правительству Исаака Ангела. В 1186 году Алексей восстал против императора и умер с оружием в руках под стенами Константинополя; вполне естественно, что Федор, хотя и служил в войске императора, мог чувствовать только ненависть к убийце своего отца. Эта ли причина сблизила его с Агнессой, являвшейся до некоторой степени наследницей прав Комнинов? Неизвестно. Но дело в том, что в 1190 году в Константинополе стали поговаривать о близости между Враной и молодой женщиной, которой тогда было девятнадцать лет. Несколько позднее, в 1194 году, западный летописец Aubry de Trois-Fontaines рассказывает следующее: «Федор Врана содержал императрицу, сестру короля французского, и хотя она получала свою вдовью часть, как императрица, он держал ее как свою жену; но он не венчался с ней торжественно законным браком, так как по обычаю страны такой брак лишил бы ее причитавшейся вдовьей части». Во всяком случае связь была открыто объявлена и вскоре всеми принята, тем более, что Федор Врана, сильно способствовавший в 1195 году низложению Исаака Ангела, пользовался блестящим положением при дворе нового императора Алексея. Благодаря этому, своего рода морганатическому браку, скрепленному еще рождением дочери, Агнесса стала более византийкой, чем когда-либо. Как это будет сейчас показано, она совершенно забыла язык своей родной земли; у нее не сохранилось ни малейшего воспоминания о семье, никогда о ней не заботившейся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По преданию, она сподобилась лицезреть Самого Господа Иисуса Христа. «Он меня трижды на Своих ручках вокруг хаты обнес,» – рассказывала матушка Валентина. Ангельский мир был так же близок матушке Валентине, как и души умерших, о которых она молилась. Однажды в Коски приехал о.Алексей (Антоний) Зиновьев. Время было позднее, и он остался на ночлег. Матушка благословила его ложиться на русскую печь. С печи ему хорошо была видна вся хата и лежанка матушки Валентины. Гость никак не мог уснуть, в душе было какое-то волнение. «Вдруг он увидел небо; потолок как бы расступился и с неба спускался ангел. Ангел приблизился к кровати матушки и подложил под нее свои крылья. Прошло некоторое время – и ангел так же удалился, и все пришло в первоначальное состояние» 27 . «Одна из моих подруг, Татьяна , – вспоминает В.Я. Ядченко 1913 года рождения, – среди бела дня видела ангела, стоящего у изголовья матушки. Хотя он стоял позади нее, и матушка не могла его видеть, она сказала Татьяне потом: «Ты видела ангела? Не говори никому, пока я жива. Расскажешь после моей смерти». Рядом с матушкой Валентиной Вспоминает игуменья Евгения (Волощук): С проверкой от владыки Гурия в 1960 году приехала в Коски монахиня в сопровождении иподиакона Алексея. Она должна была разузнать, не служит ли матушка Валентина обедню. «Когда мы вошли в небольшую убогую хижину, – вспоминает игуменья Евгения, – она сказала: – Пожалуйте, пожалуйте слуги владыки, я вас давно жду, – и тут же предложила нам вместе совершить службу «Обедницу». Обедницу может совершать каждый верующий христианин. Это молитвенная служба, в которой не совершается евхаристический канон – его имеют право совершать только епископы или священники. В конце молитвы матушка громко сказала: – В храмах приносится бескровная жертва, совершается евхаристический канон, а я вот тридцать лет без причастия и так молюсь. Этим она дала нам ответ на наш невысказанный вопрос. Потом старица обратилась ко мне: – Спрашивай, что тебе надо знать? Я как-то даже растерялась.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

От Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца в Сумской острог воеводе нашему Ивану Алексеевичу Мещеринову. Писал к нам Великому Государю ты Иван, что принял ты у головы Московских стрельцов у Клементья Иевлева в Сумском остроге в тюрмах Соловецких мятежников чернцов и бельцов 32 человека, которые высланы из Соловецкаго монастыря при Игнатье Волохове во 181 году и тем мятежникам ты говорил и полковаго священника Дмитрея говорить посылал многажды, чтоб они в познание ко истине пришли и нам Великому Государю в винах своих добили челом, а освященному собору повиновение, и те де мятежники им отказали. И генваря в 26 день бил челом нам Великому Государю Соловецкаго монастыря трудник Федка Брагин, что он де ко истине в познание пришел и нам Великому Государю бьет челом и всему освященному собору повинуетца, и чтоб нам Великому Государю пожаловати ево для нашего Государскаго многолетнего здравия, велеть ево Федку из тюрмы свободить и ты де, видя ево Федкины слезы и плачь и обращение в познание истины, велел ево из тюрмы свободить и отдать до нашего Великаго Государя указу Соловецкаго монастыря старцам Иоилю и Игнатию и впредь буде те мятежники учнут нам Великому Государю в винах своих добивать челом и освященному собору приносить покорение и их из тюрмы свобожать ли, и о том бы наш Великаго Государя указ учинить; да марта в 17 день на праздник нашего Великаго Государя ангела Алексея человека Божия из Соловецких мятежников пущей заводчик Фадко Бородин, которой был в Соловецком монастыре сотником, да с ним чернцов и бельцов 15 человек пришли в познание и нам Великому Государю в винах своих добили челом и освященному собору покорились и новоисправленных книг слушают и в сложении руки тремя первыми персты крест на себе воображают. И того де служку Фадейку из тюрмы велел вынять и отдать за караул, a старцы и бельцы, которые обратились, отданы в Сумском соборному старцу Игнатью беречь до нашего Великаго Государя указу, и будет и другая половина мятежников, которые сидят в тюрмах обратятца и в винах своих добьют челом, и о тех мятежниках и о сотнике их Фадюшке велети б наш Великаго Государя указ учинить, и прислал ты под отпискою челобитную Фадюшки Петрова за рукою, а в челобитной написано, что он Фадюшка пришел в познание, перед нами Великим Государем он в непослушании и в непокорении виноват, и всему освященному собору во всем повинуетца и церковнаго пения по новоисправленным печатным книгам слушает и в сложении руки тремя персты крест на себе воображает и нам Великому Государю пожаловати б его для нашего Царскаго многолетнаго здравия, велеть его из тюрмы свободить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В феврале 1203 г. крестоносцы получили новое папское послание, демонстрирующее перемену настроений Иннокентия III. С одной стороны, в нем содержался старый запрет нападать на христианские земли. Но, с другой, – содержались слова, позволяющие считать, что такое разрешение для конкретного случая уже получено. Так, в частности, папа писал: «Никоим образом нельзя вторгаться и учинять насилие на христианских землях, если только вам не будут злонамеренно препятствовать путешествию, или же если возникнет некое справедливое или необходимое дело, для выполнения которого вы можете действовать иным образом, согласно наставлениям Апостольской кафедры " 994 . Если это написано не под ситуацию с Алексеем Ангелом с его предложением, то для чего?! В первой половине апреля 1203 г. крестоносцы были посажены на корабли и препровождены на остров Корфу, где состоялось подписание соглашения с царевичем Алексеем Ангелом. Тот уверял рыцарей, что никакой войны не будет, поскольку население столицы с нетерпением ожидает своего законного властителя, и около 600 византийских кораблей уже готовы перейти на его сторону. Чтобы подкрепить свои слова, царевич подписал множество расписок на общую сумму 450 тысяч монет – фантастические деньги, не обеспеченные ничем. После этого вопрос о походе на Константинополь был окончательно решен. Конечно, Алексей III быстро узнал о приближении крестоносной армии к стенам своей столицы и направил посольство с целью уточнить планы пилигримов – в нем еще жила надежда, что нападение на Константинополь можно не допустить. Латиняне ответили византийским послам, что у них находится законный наследник царского престола Алексей Ангел, а потому предложили василевсу добровольно отречься от власти и передать ее племяннику. Естественно, византийцы ответили отказом и вернулись в Константинополь. Тогда дож Дандоло предложил снарядить 10 галер, на одну из них посадить Алексея Ангела и, барражируя вдоль берегов византийской столицы, спрашивать у византийцев, готовы ли те признать в нем законного императора. Так и поступили, но результаты столь странного «опроса» разочаровали пилигримов: византийцы громогласно отвечали, что не знают такого императора, а их законный царь – Алексей III Ангел Комнин 995 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Очень искусно выставляя себя защитником попранного права малолетнего Алексея II, попавшего в руки злых правителей, и другом ромеев (φιλορμαιος), ндроник сумел привлечь к себе сердца измученного населения, которое его боготворило. По словам одного современника (Евстафия Солунского), Андроник «для большинства был дороже самого Бога» или, по крайней мере, «тотчас следовал за Ним.» Подготовив в столице надлежащую обстановку, Андроник двинулся к Константинополю. При известии о движении Андроника многочисленная столичная толпа дала волю своей ненависти по отношению к латинянам: она с остервенением набросилась на латинские жилища и начала избиение латинян, не различая пола и возраста; опьяненная толпа громила не только частные дома, но и латинские церкви и благотворительные учреждения; в одной больнице были перебиты лежавшие в постелях больные; папский посол после поругания был обезглавлен; много латинян было продано в рабство на турецких рынках. Этим избиением латинян 1182 года, по словам Ф. И. Успенского, «действительно, если не посеяно, то полито зерно фанатической вражды Запада к Востоку.» Всесильный правитель Алексей Комнин был заточен в темницу и ослеплен. После этого Андроник совершил торжественный въезд в столицу. Для укрепления своего положения он начал постепенно уничтожать родственников Мануила и велел задушить императрицу-мать Марию Антиохийскую. Затем, заставив провозгласить себя соимператором и дав, при ликовании народа, торжественное обещание охранять жизнь императора Алексея, он несколько дней спустя отдал распоряжение тайно его задушить. После этого, в 1183 году, Андроник, шестидесяти трех лет от роду, сделался полновластным императором ромеев. Появившись на престоле с задачами, о которых речь будет ниже, Андроник мог поддерживать свою власть лишь путем террора и неслыханных жестокостей, на что и было направлено все внимание императора. Во внешних делах он не проявил ни силы, ни инициативы. Настроение народа изменилось не в пользу Андроника; недовольство росло. В 1185 году вспыхнула революция, возведшая на престол Исаака Ангела. Попытка Андроника бежать не удалась. Он подвергся страшным мучениям и оскорблениям, которые перенес с необыкновенной стойкостью. Во время своих нечеловеческих страданий он лишь повторял: «Господи, помилуй! Зачем вы сокрушаете сломанный тростник?» Новый император не позволил, чтобы растерзанные останки Андроника удостоились хоть какого-либо погребения. Такой трагедией закончила свое существование последняя славная на византийском престоле династия Комнинов. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/434295/

Если император, даваппий преимущество иностранцам, возбуждает нерасположение Никиты, можно бы подумать, что императоры, дававшие перевес грекам, оставили по себе добрую память. Но и этого мы не находим. Никита отрицает всю правительственную систему Комнинов в Ангелов. Почти всякое несчастное дело, распоряжение, мера, постановление их и т. п. приписывается излишнему пристрастию к мнению царских родственииков, «не слыхавших еще трубного звука, людей с светлыми волосами и с сияющими лицами, носивших на шеях золотые цепи и блистательные ожерелья, украшенные блестящими камнями и драгоценными перлами» 181 . В противоположность легкомысленному мнению подобных лиц выставляется опытность и рассудительность «людей искусных в военном деле, пожилых лет, которые не советуют доверяться жребию войны» 182 . По смерти Мануила, в малолетство сына его Алексея, особенно много зла принесли эти царские родственники. «Занятые другими делами, они оставили без призора воспитание и образ жизни Алексея и небрегли об общественных делах. Одни из них были влюблены в царпцу и добивались взаимной любви, завивали себе волосы, умащались благовониями, как женщины украшали себя богатыми цепями и ожерельями. Другие, жадные до денег мироеды, обкрадывали казну: они без всякой бережливости тратили общественные суммы и придумывали новые расходы, чтобы оправить свое промотанное состояние. А иные принимали меры к тому, чтобы овладеть царскою властью. Когда таким образом царскими родственниками и тогдашними деятелями унижены были равенство и свобода, тогда перестали заботиться об общественных делах, прекратились собрания и совещания» 183 . Указав, какие недостойные люди пользовались расположением Исаака Ангела, Никита приводит далее, что милость царя перешла на «мальчишку, которому бы следовало учиться грамматике и писать на аспидной доске» 184 . А когда этот умер, управлением государством овладел ребенок, еще не выучившийся держать перо и писать. Отличаясь остроумием, этот ребенок овладел всем доверием царя и впутывался в политические и военные предприятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010