А.М. Величко Династия Палеологов LXXII. Император Михаил VIII Палеолог (1261–1282) Глава 1. «Новая Византия» и ее окружение Родоначальник знаменитой династии Палеологов родился в 1224 или 1225 г. Все отмечают, что Михаил VIII Палеолог соединял с природной красотой лица быстрый и острый ум, скорость реализации собственных решений, энергию, отвагу, щедрость и деловитость. Как уже говорилось, он происходил из знатной семьи, состоявшей в родстве с царями. Не случайно Михаил VIII Палеолог подписывался: «Михаил Дука Ангел Комнин Палеолог» 252 . Его дед Алексей Палеолог был женат на дочери императора Алексея III Ангела, имел титул деспота, а бабушка Ирина, как первенец семьи Ангелов, еще в детстве получила право носить пурпурную обувь. Если бы смерть не прервала жизненный путь ее мужа, то Алексей Палеолог имел все основания заявить права на царскую власть после кончины Алексея III. Их дочь впоследствии была выдана замуж за Андроника Палеолога, которого император Феодор I Ласкарис почтил саном великого доместика. Конечно, эти обстоятельства, положенные на честолюбивую душу Михаила VIII Палеолога, предопределяли его будущие планы. Кроме того, по неопределенным свидетельствам современников, еще в ранней юности Палеолог получал неоднократные знамения и пророчества о грядущем царском сане, что, конечно, только усилило в нем желание стать Римским императором 253 . Честолюбие Михаила VIII Палеолога не было «тайной за семью печатями». Еще во времена царствования императора св. Uoahha III Дуки Ватаца, в 1252 г., на Михаила был сделан донос о попытке составить заговор с целью захвата императорской власти. Правда это или нет – достоверно неизвестно. Характерно другое – как Михаил VIII Палеолог держался на допросе, который был учинен при производстве следствия. Поскольку обвинения против Палеолога казались малоубедительными, ему предложили пройти испытание «Божьим судом» – взять в руки раскаленное железо. Считалось, что если руки останутся целыми, то обвиняемый невиновен; в противном случае его признавали преступником.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пала д’Оро (базилика Сан-Марко в Венеции) [Итал. Pala d " Oro, букв.- «золотая доска»], «Золотой алтарь», передняя сторона престола (алтаря) - антепендиум в базилике Сан-Марко в Венеции; ныне находится над престолом (обычно развернут в сторону алтаря). Представляет собой группу собранных в единое смысловое целое изображений на христ. сюжеты; размеры - 350×210 см. Считается, что П. д " О. украшают 137 эмалей, 526 жемчужин, 330 гранатов, 320 изумрудов, 255 сапфиров, 183 аметиста, 75 рубинов, 175 агатов, 34 топаза, 16 сердоликов и 13 яшм. Центр верхней части занимает квадрифолий с образом арх. Михаила в лоратном одеянии, с лабарумом в руке, на к-ром написано Трисвятое («ΑΓΙΟΣ ΑΓΙΟΣ ΑΓΙΟΣ»); по его сторонам - по 3 сцены двунадесятых праздников в полукруглых арочных обрамлениях: слева - «Вход Господень в Иерусалим», «Сошествие во ад» и «Распятие»; справа - «Вознесение», «Сошествие Св. Духа на апостолов» и «Успение Пресв. Богородицы». В центре нижней части в медальоне представлен восседающий на престоле Христос Пантократор; вокруг Него - 4 евангелиста, пишущие Евангелия; над образом Христа - Этимасия, а по ее сторонам - силы небесные: 2 херувима и 2 ангела, за ними с каждой стороны - по 6 архангелов с кадилами (только на 4 эмалевых пластинках написаны имена), поклоняющихся Иисусу Христу и Этимасии. Под рядом ангелов - апостолы, их фронтальные в рост фигуры помещены под готические арочные обрамления; в руках у них кодексы, причем апостолы Андрей и Павел изображены с кодексом в левой и со свитком в правой руке, ап. Петр - со свернутым свитком. Под образом Христа Пантократора размещается изображение Божией Матери «Оранта», по Ее сторонам - визант. имп. Ирина (надпись: «ειρηνη σεβεστατη αυγουστη») и дож Орделаффо Фальер (1102-1117), заказчик П. д. " О. У ученых нет единства мнений об идентификации императрицы: имя Ирина носили супруга имп. Алексея I Комнина (1081-1118), в правление к-рого связи между Византией и Венецией были наиболее крепкими (в это время была изготовлена в К-поле П. д. " О.), супруга его сына имп. Иоанна II (1118-1143), а также супруга имп. Мануила I Комнина (1143-1180). Некоторые полагают, что на месте эмали с дожем некогда находилось изображение визант. императора и общая структура этой 3-фигурной композиции напоминала мозаику в юж. галерее собора Св. Софии в К-поле (1118-1122), на к-рой по сторонам Божией Матери - имп. Иоанн II Комнин и Ирина Венгерская; другие считают, что фигура дожа была там изначально, но, вероятно, в нач. XIII в., чтобы подчеркнуть значимость этого персонажа, его решили представить с нимбом и сделали новое изображение его головы, меньшего размера ( Buckton, Osborne. 2000). Было высказано также предположение, что донаторских портретов по сторонам от образа Божией Матери первоначально было 4, 2 из них располагались на тех местах, к-рые занимают надписи XIV в.: ближе к центру - имп. Алексей I Комнин и его супруга Ирина, а за ними - сын и соправитель Алексея, Иоанн II, и дож Фальер ( Luigi-Pomori š ac. 1966).

http://pravenc.ru/text/2578698.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИСЛАВ [тронное имя - Владислав Стефан] (ок. 1200 - 11 нояб. между 1264 и 1281), св. серб. король (1234-1242) (пам. 24 сент.). Внук Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ), 3-й сын Стефана Первовенчанного (см. Симон монах ) от брака с Евдокией, дочерью визант. имп. Алексея III Ангела . В. женился ок. 1234 г., вероятно во 2-й раз, на Белославе, дочери болг. царя Иоанна Асеня II. От этого брака имел сыновей Стефана и Десу, а также дочь, имя к-рой не сохранилось, выданную замуж за кн. Чуру Качича, владетеля Омиша в Сев. Далмации. До восшествия на престол В. был соправителем старшего брата Радослава, они совместно подтвердили в 1230 г. жалованную грамоту г. Котору. Через 4 года, после битвы при Клокотнице (1230), в к-рой болг. войска Иоанна Асеня II разгромили армию эпирского имп. Феодора Ангела , на дочери к-рого был женат кор. Радослав, В., опираясь на серб. вельмож, сверг с престола старшего брата, лишившегося поддержки тестя. Архиеп. св. Савва I , не одобряя этих действий, но и не видя выхода из ситуации, короновал В. и способствовал заключению его брака с болг. царевной - дочерью сильнейшего в то время государя на Балканах. Серб. агиографические источники (Житие св. Саввы - см. статьи Доментиан, Феодосий Хиландарец ) и восходящие к ним позднейшие родословия характеризуют В. в сравнении с братьями очень положительно ( Наумов. Господствующий класс. С. 242-243). По благословению св. Саввы В. ок. 1234 г. начал возведение и роспись своей задужбины, мон-ря-мавзолея Милешева . В. участвовал в церковном Соборе в Жиче, на к-ром св. Савва передал обязанности Главы Сербской Церкви своему преемнику - архиеп. Арсению I , и щедро снабдил св. Савву средствами для благотворительности и раздачи милостыни во время путешествия по св. местам. После изгнания из страны Радослава В. заключил мирный договор с Дубровником, а 23 июля 1237 г. со Сплитом. В. так же, как Радослав, титуловал себя «кралем всех сербских и поморских земель», при нем было впервые документально зафиксировано употребление титула «самодержец» применительно к серб.

http://pravenc.ru/text/154993.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНТАКУЗИНЫ [греч. муж. р. Καντακουζηνς; жен. р. Καντακουζην], визант. аристократический род. Этимологически фамилия К. восходит к названию местности Кузинас (Κουζηνς) близ Смирны. Предположительно К. происходили из М. Азии, однако в источниках рубежа XII и XIII вв. упоминаются их владения на Пелопоннесе, в Македонии и во Фракии. Первым представителем рода, достигшим высокого положения на военной службе, был не названный по имени К., упоминаемый в «Алексиаде» Анны Комнины как участник походов Алексея I Комнина в 1095-1108 гг. ( Ann. Comn. Alex. X 2; XI 9, 11; XII 2; XIII 5-7). Первый известный по имени член семейства, Иоанн К., участвовал в кампаниях Мануила I Комнина в нач. 50-х гг. XII в. и погиб в битве при Мириокефале в сент. 1176 г. Осуществлявшиеся в XVI-XVIII вв. попытки проследить генеалогию К. в более отдаленные эпохи и связать их с одним из 12 пэров Карла Великого или c известными историческими деятелями времен Юлия Цезаря и имп. Траяна не имеют под собой научных оснований ( Nicol. 1968. P. VI-VIII). С кон. XII в. К., занимавшие высокие посты на военной службе, старались породниться со знатными семействами Дук , Ангелов и Палеологов : в нач. 80-х гг. XII в. кесарь Иоанн К. женился на сестре буд. имп. Исаака II Ангела Ирине Ангелине. При первых Палеологах положение К. упрочилось: Михаил К., участвовавший в военных кампаниях имп. Михаила VIII Палеолога против Эпирского царства, ок. 1263 г. получил титул великого конюшего; Иоанн Комнин Ангел К. женился на сестре Михаила VIII Ирине Евлогии Палеологине. Их дочь Анна Палеологина К. († после 1313; PLP, N 10933) по политическим мотивам была выдана замуж за эпирского деспота Никифора I Дуку Ангела и после его смерти, будучи регентшей при своем сыне Фоме, стала фактической правительницей Эпира. Ее сестра Феодора Палеологина Раулена К. († 1300; PLP, N 10943), автор Жития исповедников Феодора и Феофана Начертанных (BHG, N 1793) и глава лит. агиографического кружка, состояла в переписке с виднейшими интеллектуалами эпохи: патриархом К-польским Григорием II Кипрским , Никифором Хумном и Мануилом Оловолом . Из-за активного сопротивления униат. политике Михаила VIII она была отправлена в ссылку, а братья ее мужа Исаак и Мануил заключены в тюрьму.

http://pravenc.ru/text/1470279.html

Вот уже более 950 лет прошло с того печального времени, когда Христианская Церковь разделилась на Восточную и Западную. Но и сегодня приходится с прискорбием отмечать, что Ватикан, используя современную политическую нестабильность в мире, разворачивает очередной, который уж раз по счету, крестовый поход на Восток, прикрываясь при этом благим призывом к «единению Церквей». Полезно, однако, помнить, что имеет в виду Римская курия, говоря о «единении», тем более что установка эта не меняется на протяжении многих столетий: «Святая Римская Церковь утверждает каноны, но не связана ими и не покоряется им сама». Один из католических иерархов в XII веке высказался ясно и открыто: отбрасывая догматические и литургические различия двух Церквей, он пояснял, что главное – это физическая, экономическая и политическая власть Рима над миром. Вспомним, с чего все начиналось. Вековые претензии римских пап на главенство над Церковью привели в конце концов к тому, что легаты папы Льва IX положили 16 июня 1054 года на центральный алтарь собора Святой Софии в Константинополе папскую буллу (сам папа, послушный исполнитель воли своего кардинала-субдиакона Гильдебранда, к этому времени уже два месяца как умер), обличающую и предающую анафеме и Константинопольского патриарха Михаила Керулария, и всю Православную Церковь. После этого резко активизируется военная экспансия Рима на Восток. В 1071 году герцог Апулии норманнский викинг Роберт Лукавый захватывает все владения Византии в Южной Италии и нападает на греческие острова. В 1081 году он разбивает византийцев на Балканах под Дурраце, а на следующий год доходит до Салоник. Только на время он оставляет Грецию в 1084 году, чтобы спасти своего друга Гильдебранда, ставшего папой Григорием VII, которого в замке Святого Ангела в Риме осадил император Генрих IV, его враг и постоянный оппонент в споре о приоритете власти духовной над светской. В 1096 году осуществляется мечта почившего папы Григория VII: монах-аскет Петр Пустынник и папа Урбан II при содействии византийского императора Алексея Комнина организуют первый крестовый поход. Но, еще не завершив благих планов по освобождению Святых мест от неверных, крестоносцы уже показывают свое лицо. Так, сын Роберта Лукавого герцог Отранте Боэмунд, завоевав Антиохию в 1098 году, пишет будущему освободителю Иерусалима Готфриду Бульонскому: «Знай, что тебе приходится иметь дело с низкими животными и недостойными людьми, которые думают только об истреблении всего племени латинского. Я знаю постоянную злобу и упорную ненависть греков к самому имени латинян». На что Готфрид отвечает, что «сам он ежедневно в том убеждается».

http://pravoslavie.ru/5715.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Стоит ли выпороть французов розгами, как предлагал Поприщин? Отклик на публикацию французской газеты Le Monde о захвате Русской Православной Церкви движением «царебожников» 23.10.2017 1489 Время на чтение 4 минуты Похоже, прав был незабвенный Аксентий Иванович Поприщин - главный герой повести Николая Васильевича Гоголя «Записки сумасшедшего», изрекший: «Эка глупый народ французы! ... Взял бы, ей-Богу, их всех, да и перепорол розгами!». Ну, может, не всех французов надо бы высечь розгами, но журналистов крупнейшей французской газеты Le Monde, думается, полезно было бы подвергнуть этой пользительной, с точки зрения г-на Поприщина, экзекуции. Может, поумнеют и перестанут писать всякие глупости про Россию и Русскую Православную Церковь. Как сообщает телеканал «Царьград» , французское издание выступило с сенсационным сообщением - Русскую Православную Церковь захватило движение «царебожников». Основываясь на каких же фактах, делает столь радикальный вывод респектабельная французская газета, которую принято цитировать в приличном обществе? Понятно, на каких... На широком сопротивлении православных кощунственному фильму «Матильда». По «инсайдерской информации» газеты (проще говоря, по сплетням, циркулирующим в либеральном бомонде) именно «царебожники» составляют костяк сопротивления «Матильде». Чтобы посильнее напугать западного обывателя этими страшными «царебожниками», не дающими жизни «доброму творению» «ангела света» Алексея Ефимовича Учителя, французские журналисты не скупятся на черные краски. В частности, они утверждают, что этим ужасным «царебожникам» присуща повышенная готовность к насилию. А наиболее активные деятели движения «царебожников» ранее отсидели в тюрьме по уголовным статьям. И тут, разумеется, упоминается духовник депутата Государственной Думы Натальи Поклонской игумен Сергий (Романов). История жизни отца Сергия уже тысячу раз рассказана и пересказана. Ни у одного человека, имеющего хоть малую толику духовного опыта, даже не обязательно православного церковного человека, жизнь батюшки сомнений не вызывает. Но то у людей с духовным опытом. А тут перед нами типичные журналюги, задача которых лишний раз попугать западного обывателя «дикими русскими». Ну и, разумеется, поставить под сомнение искренность намерений депутата Натальи Поклонской, ставшей одним из символов православного сопротивления.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/23/st...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Опричники и слобода Александровская от 1560 до 1569 года Мы дошли теперь до ужасного периода в нашей истории, милые читатели. До сих пор вы видели, что Русские государи всегда любили свой народ, всегда заботились о нем с отеческой нежностью, и если в старину, во времена междоусобий, были в их числе жестокие князья, безжалостно разорявшие свои области, то это были князья-враги, которые мстили за нанесенные им обиды и, примирясь друг с другом, старались вознаградить народ за несчастья, причиненные их разногласиями. Но теперь наши бедные предки видели перед собой государя, который был жесток не к врагам, а к своим верным подданным, который с удовольствием мог смотреть на мучение умирающих, который иногда даже собственными руками отрезал в шутку уши у своих любимцев или убивал их за одно неосторожное слово! Вы пугаетесь и, конечно, едва верите тому, что я рассказываю. Друзья мои, нам трудно поверить в жестокости прошедших времен, но и наши предки, видевшие их собственными глазами, едва верили в это и говорили, что эти жестокости идут не от сердца царя, а по воле Божьей, наказывающей их за грехи. Эта мысль помогала им переносить без малейшего ропота свои страдания, а нам поможет выслушать рассказ об ужасных делах Ин. 4 , еще совсем недавно доброго и великого. Вы помните совет, который дал молодому государю старый епископ Вассиан. Этот совет причинил первое зло: он отдалил от Иоанна тех людей, усердию и добродетелям которых он был обязан своей славой — священника Сильвестра и Алексея Адашева. Возвратясь из Кириллова монастыря, он уже не любил их, но еще уважал их заслуги и при жизни своего ангела-хранителя, доброй Анастасии, еще мог удерживать дурные наклонности и злые помыслы свои. Но с тех пор, как ее не стало, все переменилось: пылкая душа Иоанна, потеряв милое и единственное существо, имевшее власть над ней, увлекаемая льстецами, раздражаемая злыми людьми, пришла снова в то состояние, в каком она была за тридцать лет до случившегося, и стала еще хуже: ожесточилась так, что Иоанна уже не могли умолить никакие просьбы, не могли смягчить никакие слезы. Как только государыня скончалась, враги Сильвестра и Адашева распустили слух, что она отравлена ими. Иоанн в безысходной тоске по умершей поверил ложному слуху, не захотел выслушать оправданий обвиняемых и по решению несправедливого суда наказал их: Сильвестра сослал на дикий остров Белого моря, в Соловецкий монастырь; Адашева — в город Дерпт, где через два месяца этот добродетельный друг царя, названный в истории красой века и человечества, умер в темнице.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Спас Еммануил. Имп. Феодор I Ласкарь. Серебряный аспер. Аверс. Реверс. 1204–1241 гг. (Дамбартон-окс, Вашингтон) Основателем Н. и. был Феодор I Ласкарь , зять имп. Алексея III Ангела Комнина , к-рый с 1203 г. имел сан деспота и был одним из организаторов обороны К-поля во время нападения крестоносцев. После падения К-поля он бежал в Вифинию, где начал собирать войско, чтобы попытаться освободить К-поль. Никея первоначально не приняла его, но Феодор нашел поддержку в Прусе (ныне Бурса) и в регионе зап. побережья М. Азии, вокруг Смирны (ныне Измир). Феодор использовал родство с Алексеем III как одно из оснований своих политических претензий. В кон. 1204 - нач. 1205 г. латиняне предприняли наступление в Вифинии и Геллеспонте, захватили несколько приморских городов и едва не уничтожили владения Феодора. Ему с трудом удалось удержать Прусу, но он лишился контроля над вост. берегом прол. Геллеспонт (Дарданеллы) и вынужден был заключить союзный договор с иконийским султаном Кей-Хосровом I, который также выступил против латинян. В 1206 г. находившийся в Дидимотихе К-польский патриарх Иоанн X Каматир объявил в послании Феодору о своем отречении, но лично поддержать Феодора отказался. Отречение Иоанна X еще больше обострило религ. конфликт в распавшейся Византии, поскольку крестоносцы в К-поле уже летом 1204 г. возвели на престол своего патриарха Томмазо (Фому) Морозини , а в 1205 г. его избрание получило санкцию от папы Римского Иннокентия III . Латиняне требовали от покоренных византийцев принять примат Римской Церкви и подчиняться в религ. делах лат. духовенству. Поражение крестоносцев от болгар в 1205 г. дало Феодору необходимую передышку, чтобы завершить формирование своего гос-ва. Весной 1207 г. в Никею из К-поля прибыл богослов Николай Месарит , прежде пытавшийся быть посредником между греками и латинянами и вынужденный бежать из К-поля, где нарастало противостояние латинянам. Месарит и многие др. бывшие жители империи разного чина искали в лице Феодора возможного защитника православных (к-польский ипат философов Димитрий Карик, историк и богослов Никита Хониат , риторы Константин Стильб и Георгий Вардан, а также семьи Никифора Влеммида и Арсения Авториана ). Спустя десятилетия Никифор и Арсений будут видными деятелями культуры Н. и. Мн. интеллектуалы визант. мира, такие как митр. Афинский Михаил Хониат , были на стороне сопротивлявшегося Феодора, который решился воссоздать основные институты империи и К-польской Церкви в изгнании на подвластной ему территории М. Азии. В нач. 1208 г. в Никее был созван церковный Собор, 20 марта избравший К-польским патриархом Михаила IV Авториана . В день Пасхи, 6 апр. 1208 г., в базилике Св. Софии в Никее патриарх Михаил короновал Феодора как визант. императора.

http://pravenc.ru/text/2565332.html

Художник Георгий Панайотов: если смотришь на икону и хочется молиться — иконописец свою работу выполнил «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Новости О нас Журнал Блоги Подписка Помощь журналу Наши партнеры Свежий номер журнала В номере: Островок в океане язычества Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице Они узнали Его 5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Главная / Новости / Художник Георгий Панайотов: если смотришь на икону и хочется молиться — иконописец свою работу выполнил RSS Ключевые слова: Санкт-Петербург , культура , музеи , иконы Его иконы поражают необыкновенной жизнерадостностью, яркими красками и живыми, выразительными деталями в гармоничном соединении со строгим каноном. Эклектика и элементы модерна в произведениях Георгия Панайотова легко и органично сочетаются с традициями византийской и древнерусской иконописи, позволяя по-новому взглянуть на таинственный мир иконы. Таковы жизнеутверждающая и полная света работа «Господь и Адам дают имена животным», изображение ангела-хранителя в сиреневых одеждах, трепетно склонившегося над младенцем на золотом фоне, и многие другие уникальные произведения. Молодой и горячо признанный искусствоведами мастер к 20-ти годам уже отмечен многими наградами, его произведения экспонировались в России, на Украине, в Болгарии, Германии и Франции. Георгий — автор иконостаса в храме святой Ольги в Гродно. А икона преподобного Серафима Саровского его работы находилась в собрании Патриарха Алексея II. Сейчас он пишет образы для иконостаса Георгиевской церкви на городище Воронич в Пушкинских Горах и учится в Академии художеств.

http://old.aquaviva.ru/news/2010-08-18/1...

Глава 4. Никейское царство Ласкарей. Трапезунтское царство в XIII в. Сельджукские султаны и нашествие монголов В один из последних дней осады Константинополя, когда царь Мурзуфл уже бежал, толпа молодых аристократов и их людей собралась в храме св. Софии и провозгласила царем молодого Феодора Ласкаря, зятя царя Алексея Ангела. Был и другой кандидат – Феодор Дука, но жребий пал на Ласкаря. Но Ф. Дука пытался организовать сопротивление, выстроил даже царских телохранителей с их секирами на площади у Софии, но приближение франков обратило всех в бегство. Бежал и Ласкарь с женою Анною и тремя дочерьми, переправившись на азиатский берег. В этих известиях, записанных никейскими историками, есть, по-видимому, доля легенды, составленной для оправдания прав первого никейского царя. Как мы ни привыкли к дворцовым переворотам и роли в них военной аристократии в конце XII в. наряду с чернью, акт кучки молодежи и самое необычное метание жребия могут быть оправданы анархией последних дней, но при существовании законного царя Алексея, тестя Ласкаря, они не создавали для последнего никаких законных прав; тем более что о помазании патриархом на царство не могло быть речи. Происхождение власти Ласкаря было такое же, как у всех многочисленных архонтов, утвердивших на развалинах империи свою политическую власть. Но потребности непокоренного народа, могущественная поддержка духовенства и уцелевших патриотов, личные достоинства Ласкаря и, наконец, счастье не замедлили сделать из молодого аристократа народного царя греков Вифинии и Мизии. Духовенство и старые патриоты сосредоточили на нем свои упования, сам Ласкарь проникся ими, и уже через два-три года в его стане шла речь об объединении всех греков и изгнании латинян из древней столицы. Мечты были шире и впереди действительности, но идеалы воспитали политическое возрождение. На первых порах Ласкарь являлся непризнанным претендентом, имевшим за собою кучку знатных военных и небольшую конную дружину. Страна была к нему равнодушна. В ней имели значение, во-первых, укрепленные старые города, которые во времена анархии при Ангелах вели самостоятельную политику.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010